- Проект по русскому языку «Современная речь школьника»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Понятие « речевой портрет » в современной науке
- 1.1. « Речевой портрет » в современной науке
- 1.2. Языковая личность и речевой портрет
- Глава 2. Особенности лексикона современных школьников
- 2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение
- Проект «Культура речи современного школьника» проект по русскому языку (11 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа
- Проект «Культура речи современных школьников»
Проект по русскому языку «Современная речь школьника»
В проекте по русскому языку «Современная речь школьника» ученик выявил различные сферы употребления жаргонизмов в лексике опрошенных учащихся — сфера школы, сфера досуга, сфера быта, сфера оценки, которые также делятся на подгруппы.
В итоге работы «Современная речь школьника», автор приводит словарь школьного жаргона, где даёт определения некоторым лексическим единицам.
В своей исследовательской работе о современной речи школьников автор умело использует наблюдение, проводит анализ, обработку и обобщение полученной информации, проводит опрос среди одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_rech_shkolnika.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор работы: Белоус Александр
Руководитель проекта: Полтавская Л.В.
Учреждение: МКОУ «Соленовская СОШ» Яшалтинский район республика Калмыкия
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие «речевой портрет» в современной науке.
1.1. «Речевой портрет» в современной науке.
1.2. Языковая личность и речевой портрет.
Глава 2. Особенности лексикона современных школьников.
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного школьника.
Школьники – это возрастная группа, которая представляет наибольший интерес.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.
Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных школьников.
Предметом исследования стали особенности современных слов и речевого поведения обучающихся, проявляющиеся в процессе общения.
Цель работы — описать и проанализировать речевой портрет обучающихся.
Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач :
- изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике;
- анализ слов современного школьника и выявление его особенностей;
- представление особенностей речевого поведения школьников.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование, объяснение значений слов.
Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.
Глава 1. Понятие « речевой портрет » в современной науке
1.1. « Речевой портрет » в современной науке
В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, который принадлежит к определенной социально-возрастной группе (студент, школьник и пр.) Вследствие этого в науке органично вошло такое понятие, как « речевой портрет ».
По мнению С.В. Леорды , « речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность .
Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик человека.
Г.Г. Матвеева понимает под речевым портретом «выбор определенных слов и выражений в определенных ситуациях».
Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения.
Объектом изучения могут стать и герои литературных произведений. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Речевым характеристикам в русской литературе уделяет внимание М.Н. Панова. Речевую структуру художественного образа рассматривают Л.К. Чурилина, Е.А. Гончарова, Е.А. Иванова, Ю.Н. Курганов.
М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет « основным компонентом личности ».
Многие исследователи уделяют внимание только одной стороне речи. М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова в хрестоматии « Русский речевой портрет » уделяют внимание описанию произносительных особенностей. Основываясь на магнитофонных записях, исследователи выявляют характерные черты, в которых отражается речевая особенность человека.
Таким образом, понятие« речевой портрет » не ново в науке. При описании речевого портрета говорящего рассматриваются языковые и речевые особенности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является анализ наиболее ярких элементов (слов, выражений).
1.2. Языковая личность и речевой портрет
Именно в последнее время в науке сформировалось особое направление, которое изучает языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета.
Термин « языковая личность » получает в современной науке различные определения.
В отечественной науке термин был впервые употреблён В. В. Виноградовым в работе « О художественной прозе ».
Языковая личность – это личность, которая выражается в языке и через язык.
В современной науке языковая личность –это понятие, связанное с изучением языковой картины мира. Полное описание языковой личности по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает:
а) характеристику языка;
б) строение языкового компонента на основе текста.
Языковая личность – это личность, которая обладает знанием языковой системы, законов речевого поведения.
В основе разграничения понятий « языковая личность » и « речевой портрет » лежит, прежде всего, необходимость различения языка и речи.
Понятия « языковая личность » и « речевой портрет » взаимосвязаны, по мнению В.В. Виноградова.
Таким образом, опираясь на мнение многих исследователей, можносделать вывод,речевой портрет является фундаментом для становления языковой личности.
Глава 2. Особенности лексикона современных школьников
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника
Анализ языкового материала позволил нам создать речевой портрет обучающегося Табынской коррекционный школы-интернат, характеризующий возрастные особенности речи на лексическом уровне. В ходе исследования было обнаружено, что для слов современных школьников особенно свойственны единицы таких форм речи как жаргон и слова-паразиты.
Не менее яркими особенностями современной речи школьника является обыгрывание слов и употребление слов-паразитов.Но прежде чем говорить о молодежномжаргоне, необходимо дать понятие жаргона.
С. И. Ожегов дает следующее определение понятию « жаргон »:
1. Это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами;
2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.
В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования нами было выявлено, что обучающиеся школы используют в своей речи слова всех сфер:
1. Слова сферы школы
Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:
- наименования учителей (очумелые ручки – учитель труда , царица сложной науки учитель математики, физрук – учитель физкультуры).
- наименования учебных предметов (физра — физкультура, литра — литература, матем — математика );
- наименования других процессов и предметов учебного процесса ( зубрилка – очень умный человек, или ученик, усердно занимающийся учёбой), столовка — столовая, камчатка – последние парты, скатать — списать);
- наименование отметок (двояк – «двойка», трояк – «тройка», пятак – «пять»).
К сфере отдыха в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как: комп (компьютер), лопата (большой телефон), музон – музыка, лайкни (означает « мне понравилось »), скинь фото (означает « отправить фотографию »), все норм – всё нормально, отпад – используется для выражения эмоционального состояния
Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:
- слова, называющие части тела ( смайл — лицо; крылья – руки, лыжи,- ноги).
- слова, называющие одежду, обувь (картофан — куртка; кроссы -кроссовки, боты – ботинки) . Данные слова были широко распространены в сленге молодежи.
- слова, называющие различную бытовую технику (комп — компьютер; клава — клавиатура; скинуть — скопировать на флеш-карту; телик — телевизор )
Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство школьников употребляют в своей речи жаргонные слова. Причем, девочки используют таких слов меньше, чем мальчики.
Мы выяснили, с какой целью обучающиеся употребляют в своей речи жаргонные слова. Для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для того, чтобы стать « своим » в классе, группе.
Немалую роль в современной речи школьников занимают так называемые слова – паразиты . По нашим наблюдениям, их употребляют обычно те, кто часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Было отмечено, что некоторые ученики намеренно употребляют слова — паразиты в своей речи.
Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м .
Таким образом, результат исследования говорит о том, что язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.
Заключение
Молодежный сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники.
По результатам исследования можно сформулировать отдельные выводы относительно употребления молодежного сленга обучающимися:
- используя в своей речи слова, обучающиеся школы не всегда знают значения того или иного понятия;
- наиболее часто сленг используется как средство общениясо сверстниками, в кругу друзей, на улице, и является необходимой частью устной речи школьной молодёжи.
Язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.
Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь – вещи разные. А молодежный сленг – лишь часть « большого » языка. Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов.
Список использованной литературы
- Будагов Р. А. . Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.
- Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г . Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
- Вопросы языкознания. — М.: Наука. №1. 2004. — с.4-34
- Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
- Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. – М.: Наука, 1995. – 128 с.
- Колесов В.В . Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.
- Крысин 2003 — Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.
- Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л « Русская речь », 1995.
- Ларин Б. А . К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.
- Левикова С.И . Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
- Леорда С.В . Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: Наука. №6, 2006.
- Матвеева Г.Г . Скрытые грамматические значения и индентификация социального лица (« портрета ») говорящего. – дис.докторафилол.наук. – СПб.: Филин, 1993. – с. 58-60.
- Никитина Т. Г . Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – .: ФПб, 1998.
- Николаева Т.М. « Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М.: Наука, 1991. – с. 74-75.
- Николаева Т. М. « Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.
- Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
- Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф.дис.канд.филолог.наук // Краснодар: ФПб, 2007. – с. 12-14.
Приложение
1. Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова?
2. Употребляете ли вы в своей речи слова-паразиты?
Словарь школьного жаргона
МАТЕМАТИЧКА – учитель математики.
ВСЁ НОРМ – всё нормально.
ТЕЛЕК– телевизор.
ДИСКАЧ – дискотека.
ЗУБРИЛА – заученный человек.
КАМЧАТКА – последние парты.
КЛАВА – компьютерная клавиатура.
КЛЁВЫЙ – интересный, веселый.
КОМП – компьютер.
ЛЫЖИ – ноги.
МОБИЛА – мобильный телефон.
ОТПАД – используется для выражения эмоционального состояния.
ПРИКОЛ – что-либо интересное, смешное; шутка, анекдот.
СКАТАТЬ – списать.
СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ – скопировать на USB- носитель.
СКАТЫВАТЬ – списывать.
СПС – спасибо.
СТОПУДОВО – точно.
ТРОЙБАН – тройка.
ДВОЯК – двойка.
ПЯТАК – пятерка.
Источник
Проект «Культура речи современного школьника»
проект по русскому языку (11 класс)
Проект «Культура речи современного школьника».Цели проекта: cохранение литературного языка, норм употребления слов; формирование речевой культуры современных школьников; развитие интереса к изучению русского языка, уважения к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_sovremennogo_shkolnika.rar | 142.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа
Проект «Культура речи современных школьников»
Выполнила: Ильиных Елизавета,
ученица 11А класса
Руководитель: Демидова О.В.,
учитель русского языка и литературы
В научных изданиях, СМИ и учебных заведениях все чаще обсуждаются проблемы речевой культуры личности, и в частности культурного облика современной молодежи. Сегодня очевидным является тот факт, что русский литературный язык претерпевает массовое влияние других форм языка, нарушение литературных норм, частое употребление просторечий и бранной лексики негативно сказывается на языковой культуре подрастающего поколения. Говорить красиво, правильно должен каждый образованный человек. Правильная речь производит благоприятное впечатление о человеке, помогает в карьерном росте.
Цели проекта: cохранение литературного языка, норм употребления слов; формирование речевой культуры современных школьников; развитие интереса к изучению русского языка, уважения к родному языку.
1.Изучить специальную литературу.
2. Выяснить причины появления сленгов среди школьников
3. Собрать и систематизировать материал в ходе исследовательской работы.
3.Создать презентацию с целью дальнейшего использования её на уроках
русского языка, на элективных курсах, во внеклассных мероприятиях.
Объект исследования – языковая среда ровесников.
Актуальность темы заключается в активном использовании сленга в речи учащихся и ухудшению их грамотности . Наш проект служит объединению вокруг высокой цели – сохранить самобытность русского языка, культуру речи.
Гипотеза: Сленг – это явление «язык в языке», которое оказывает большое влияние на формирование культуры речи подростков.
Для реализации проекта на первом этапе мы изучили теоретический материал по культуре речи, на втором этапе провели исследовательскую
работу: опрос и анализ результатов.
1 этап – изучение теории
С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью.
(Владимир Иванович Даль, русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»)
«Игровое» стихотворение Р. Рождественского «Разговор со случайным
— Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
-Cмотри, как вкрадчивый туман
Прижался к молодой воде…
-Он полностью поклялся ей,
Он взял в свидетели луну.
-Они сейчас уйдут в песок,
Туда, где не видать ни зги…
-И, ощутив побег реки,
В беспамятстве забьётся ёрш…
-Да нет, я говорю тебе,
Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…
-А сколько музыки в степях,
В предутреннем дрожанье рос…
-Да погоди, почувствуй ночь,
Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…
-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,
Прожить и не узнать снега.
Лексика — наука, изучающая совокупность слов, словарный состав языка. В русском языке выделяют нормативную лексику, ненормативную (жаргоны). Жаргоны в свою очередь разделяются на сленг и арго.
Что такое сленг? Молодёжный сленг — слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. С помощью сленга говорящий пытается наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.
Как возник сленг в литературном языке? В истории языка выделяют несколько периодов.
1 период – 20-е годы XIX века
Если говорит неправильно, значит большевик! (А.М. Селищев.) Революция и гражданская война породили армию беспризорных, и речь «благополучной» молодёжи пополнилась множеством «блатных» словечек.
2 период приходится на 50-е годы , когда на улицы городов вышли «стиляги». Своя музыка, свои танцы, своя одежда, свой особый язык Ч — Человек, У — Уважающий В — Высокую А -Американскую К – Культуру
3 период в развитии молодежного сленга связан с периодом «застоя».
«Системный» сленг появляется как языковой жест противостояния неформальной молодежи официальной идеологии.
«Наш язык – важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому,
как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело». (Д. С. Лихачев).
Среди учащихся школы мы провели опрос «Где Вы впервые услышали, прочитали или узнали о сленгах?»
Употребляешь ли ты сленг при написании творческих работ?
Результаты лингвистического исследования «Я употребляю сленг, потому что» : хочу, чтобы меня понимали сверстники – 9 %; это экономит время при общении – 7 %; помогает выразить эмоции и чувства – 13%; хочу быть современной (-ым)–9%; это вошло в привычку – 12 %; все мои друзья так говорят – 19%; это модно – 14 %; хочу выглядеть крутой(-ым) – 15%.
Словарь сленгов нашей школы
Чувак, братан, перец, старшаки;
Столовка, училка, физра, русиш, литра, матеш, инфа;
Наречия: Хорошо – клево, супер, круто, прикольно, класс, классно, все тип-топ. Плохо – тухло, пипец, капец, отстой, облом, невезуха.
Глаголы: Хавать, не парься, гонишь, подставлять, достали, убейся, фильтруй базар, понты попутал, втяну, накурю.
Междометия: Блин, окей, ты че?
Устойчивые словосочетания и предложения: Быстро – реще, крути педалями, шевели копытами, шевели подковами, шевели поршнями;
Замолчи –закрой варежку, смени пластинку, язык прикуси, закрой форточку; Уходи – топай, иди в баню, Скройсь.
Является ли сленг отдельным языком?
Сленг нельзя назвать отдельным языком, потому что: в нем нет своих правил фонетики, грамматики; он отличается от общеупотребительного языка, главным образом, в лексике; сленг можно употреблять только в разговорной речи, в других случаях происходит засорение общепонятного литературного языка; все нужные значения человек может передать словами литературного языка.
ВЫВОДЫ: Массовая культура накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Средства массовой информации перестали бережно относиться к слову.
На радио и телевидении очень много иностранных слов, вульгарных
выражений, жаргонных словечек. Эти слова теснят «классическую» правильную речь.
Сленг, который активно использует современная молодёжь – своего рода протест против окружающей действительности. Жаргонные слова оказывают негативное влияние на развитие интересов учащихся. Жаргонизмы засоряют наш язык и мешают нормальному общению людей разных поколений. Главное, что происходит в наше время – это освобождение языка от любой морали. А ведь нужно над этим задуматься…
Рекомендации: Для тех, кто желает исключить из речи сленги, советуем:
Источник