Образовательный проект «Современная школьная библиотека-информационный и интеллектуальный центр современной школы»
• Закон Российской Федерации «Об образовании»
• Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт
• Закон Российской Федерации «О библиотечном деле»
• Нормативные документы Министерства образования РФ
• Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
Дегтярева Валентина Николаевна– учитель начальных классов, педагог — библиотекарь
— Создание библиотечно-информационного центра как качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания детей, родителей, преподавателей на основе внедрения новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
— Формирования информационной компетентности участников образовательного процесса
1.Анализ информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса и соотношение их с возможностями библиотеки.
2.Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы.
3.Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
4.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
5. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.
6.Продвижение библиотеки в соц.сетях: создание группы школьной библиотеки в ВК.
Проект рассчитан на три года (2015 – 2018гг):
Подготовительно – организационный (текущий учебный год) (2015-16г.)
инициирование инновации ( что менять в библиотеке? )поиск необходимых новшеств ( изучение «рынка новшеств» )
Инновационная практическая деятельность (2016-17.)
определение всех предстоящих изменений
этап апробации инноваций ( экспериментальное внедрение )
внедрение и использование инновации ( освоение )Анализ реализации проекта.
— Развитие библиотеки как важнейшего информационного и интеллектуального центра.
— Укрепление материально-технической базы и улучшение комплектования библиотечного фонда.
— Модернизация библиотечных процессов.
— Повышение информационной компетентности у пользователей для успешной социализации их в современном информационном обществе.
— Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам; обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.
— Повышение эффективности использования информационных ресурсов педагогами для улучшения качества образования.
— Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
Источник
Современная школьная библиотека: «+100» к шансу на успех
Библиотека — это не огромный книжный шкаф, а пространство с большим потенциалом для всестороннего развития личности. Главное — этот потенциал раскрыть.
Что делает школьную библиотеку современной? Беспрепятственный выход в Интернет? Модный нескучный дизайн? Всё это, конечно, хорошо и даже необходимо, но без современного понимания своих функций библиотека так и останется огромным пыльным «книжным шкафом».
О глобальном кризисе библиотек в цифровую эпоху говорят давно и много, и, к счастью, последние лет пять эти разговоры всё больше затрагивают реальные примеры выхода из кризиса. За такими примерами не надо далеко ходить: жители Москвы уже могли оценить «библиотечную революцию» Бориса Куприянова, известного российского книгоиздателя и книгопродавца, которого чиновники призвали на помощь для того, чтобы спасти столичные районные библиотеки от вымирания.
Под руководством Бориса Куприянова часть московских районных библиотек превратилась в открытые публичные пространства, где посетители могут чувствовать себя так же свободно, как в кафе за чашечкой кофе. Общественность ахнула от непривычного дизайна, разработанного голландским архитектурным бюро, а Борис Куприянов не уставал повторять в интервью, что дизайн — только внешняя сторона дела, главное — изменение нашего отношения к функциям библиотеки.
Лекционный зал библиотеки им. Ф.М. Достоевского, Москва
На одной встрече с журналистами в Иркутске Куприянов сказал, что библиотека призвана сохранять не каталоги, а «ту великую практику, которая сопровождает человечество на протяжении семи тысяч лет» — чтение. И библиотекарь выполняет культурную миссию — он в каком-то смысле учит читать, демонстрируя потенциал и важность этого занятия.
Самый главный критерий профпригодности библиотекаря — это не умение делать качественные библиографические сборники, а общая культура, любовь к книгам и знание литературы. Если человек назубок знает библиотечное дело, но не любит книги и читателей — он профнепригоден. Это принципиально важно. Будете ли вы доверять пилоту, который терпеть не может летать? Библиотека должна выходить из себя в прямом и переносном смысле. Выходить из своих стен, предлагать новые практики, новые отношения.
Пример московских библиотек быстро переняли в других городах: в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Нижнекамске. Наряду с визуальным изменением пространства, такое простое решение, как предоставление читателям возможности самостоятельно брать книги с полок, стало настоящим прорывом.
Интерьеры библиотеки им. Н.В. Гоголя, Санкт-Петербург
Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.
Когда в начале 2000-х немецкая общественность была встревожена кризисным положением образования, которое продемонстрировали результаты PISA, Фонд им. Бертельсмана разработал программу «Публичная библиотека и школа». Дело в том, что в Германии не каждая школа имеет свою собственную библиотеку, а результаты PISA показали «провалы» именно в тех навыках детей, которые связаны с чтением. В программе Фонда представлены рекомендации, как использовать возможности библиотек для того, чтобы «подтянуть» школьников в их умении читать и искать информацию. Для этого предлагалось:
- Признать, что навыки поиска информации — одни из базовых, и библиотека — место, где эти навыки можно и нужно развивать.
- Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей — умению работать с информацией.
- Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.
Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы — ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.
В библиотеке Genoa Branch считают, что читать нужно тому, кто не перебьёт тебя разговорами. Фото Sheri Trusty
Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах. Один из самых ярких примеров такой смелости — чтение для собак, которое приобретает популярность в библиотеках разных стран. Да-да, маленькие дети могут не любить читать, но почти все любят животных и согласны прочитать внимательным четвероногим друзьям книжку-другую.
Источник
Проект.Школьная библиотека-современный школьный библиотечно-информационный центр
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приволжская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района Республики Марий эл
«Школьная библиотека – современный
Школьная библиотека – современный информационно-библиотечный центр
Нормативно – правовая база разработки
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Закон Российской Федерации «О библиотечном деле»
Нормативные документы Министерства образования РФ
Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения
Владимирова Н.Г. – педагог — библиотекарь
— Создание библиотечно-информационного центра как качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания детей, родителей, преподавателей на основе внедрения новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
— Формирования информационной компетентности участников образовательного процесса
1.Анализ информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса и соотношение их с возможностями библиотеки.
2.Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы.
3.Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
4.Пополнение библиотечного фонда художественной литературой; учебниками; информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях.
5.Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.
6.Оказание методической помощи учителям по разработке планов уроков с использованием медиаресурсов и информационное сопровождение уроков, семинаров, совещаний, педсоветов.
7.Организация курсовой подготовки библиотекаря для работы в новых условиях
8.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
9. Развитие на базе школьной библиотеки – медиатеки.
10. Дистанционное обучение учителей и учащихся.
11. Участие в проектах и конкурсах.
12. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.
Основные направления проекта
1. Создание нормативной базы БИЦ.
2. Создание материально-технических условий.
3. Привлечение в БИЦ новых пользователей.
4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.
5. Автоматизация библиотечных процессов
— Развитие библиотеки как важнейшего информационного центра.
— Укрепление материально-технической базы и улучшение комплектования библиотечного фонда.
— Модернизация библиотечных процессов.
— Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудника библиотеки
— Повышение информационной компетентности у пользователей для успешной социализации их в современном информационном обществе.
— Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам; обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.
— Повышение эффективности использования информационных ресурсов педагогами для улучшения качества образования.
— Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
Сроки и этапы реализации проекта
Программа рассчитана на 2015-2017 г.
1 этап. Формирующий (2015)
Разработка программы развития образовательным учреждением.
Отработка организационных основ механизма реализации Программы.
Создание материально-технических и кадровых условий
2 этап. Основной (2016)
Отлаживание механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса через включение библиотеки в единое образовательное пространство школы.
Реализация и корректировка программы
3 этап. Аналитический (2017)
Закрепление результатов реализации Программы
Анализ реализации Программы развития.
за исполнением проекта
(Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.)
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.
Информатизация образования является приоритетной среди задач российской школы. Приход в школу информационных технологий кардинально изменил её образовательные цели. Сегодня они направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, анализу, переработке и представлению информации. Программа модернизации образования на основе внедрения новых информационных и коммуникационных технологий предполагает переход функций школьной библиотеки на более высокий качественный уровень.
На сегодняшний день функции современной школьной библиотеки изменились. И одной из основных является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при компетентном использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Формы деятельности школьной библиотеки также обновились: начинали с традиционных библиотечных уроков, устных обзоров, читательских конференций, а сейчас — сайты, блоги, проектная деятельность .
В настоящее время наших учеников уже не удивишь компьютером и Интернетом, они в большинстве хорошо всем этим владеют. У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа успешного получения знаний или проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому, многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.
Поэтому нужно сейчас обучать детей компетентно развивать свои способности. Начинать, наверное, нужно совместно с учителями и родителями, не распределяясь на главные и второстепенные роли.
В Стандартах нового поколения полноправным участником образовательного процесса, влияющим на его результат и качество, декларируется школьный информационно-библиотечный центр (ШИБЦ). Основными задачами данного центра является «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления». Поэтому в настоящее время возникла потребность в преобразовании библиотеки из «хранилища» книг в школьный информационно-библиотечный центр, способный сформировать информационную культуру участников образовательного процесса.
Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий.
Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно- библиотечном обслуживании.
Одним из путей совершенствования библиотечной работы является переорганизация деятельности школьной библиотеки в библиотечно – информационный центр. В информационно-педагогической среде, которую представляет собой библиотечно – информационный центр, становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной деятельности всех ее потребителей. Осуществляя работу в этом направлении, библиотечно – информационный центр выступает посредником между большим миром информации и потребностями образовательного сообщества. Именно освоение и расширение роли посредника и связующего звена ведет к развитию услугового пространства современной библиотеки.
Анализ состояния библиотеки.
Информационная справка о библиотеке МОУ « Приволжская средняя СОШ»
1. Библиотека МОУ « Приволжская СОШ» существует с момента основания школы. Она расположена на третьем этаже образовательного учреждения. Читальный зал совмещён с абонементом. Библиотека занимает изолированное помещение. Площадь читального зала и абонемента- 138 кв.м.
2. В штатном расписании библиотеки – 1 ставка библиотекаря.
3.Техническое оснащение, его использование:
— рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, принтер,
— место для работы посетителей: 2 компьютера.
Все компьютеры подключены к Интернету и объединены в школьную локальную сеть, используются ежедневно .
4. Используемые формы работы: проектная деятельность, общешкольные мероприятия — литературные гостиные, интеллектуальные игры; книжные выставки, рекомендательные списки, буклеты.
5. Взаимодействие с другими учреждениями: с сельской библиотекой — посещение мероприятий.
6. Библиотечный фонд:
Основной фонд –9092экз.
Фонд учебной литературы –23954 экз.
6. Читателями школьной библиотеки являются 672 человек из числа учащихся, учителей и родителей. Показатель привлечения детей и подростков в библиотеку держится на максимально высоком уровне – 93 %. В штате библиотеки – 1 библиотекарь, имеющий высшее образование. Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений школы, которое обеспечивает информацией учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский процессы,
Анализ организации библиотечного обслуживания читателей МОУ «Приволжская СОШ» показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:
— предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;
— выдает во временное пользование издания из своих фондов;
— оказывает консультационную помощь в поиске документов,
— составляет библиографические указатели, списки литературы;
— выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;
— организует книжные выставки и массовые мероприятия;
— содействует формированию информационной культуры.
— ощущается дефицит средств на комплектование библиотечного фонда;
— фонд библиотеки ветхий, не способный удовлетворить потребности учащихся в современной познавательной и досуговой литературе. Недостаточно художественных произведений, отвечающих требованиям современной школьной программы по литературе. Некоторые произведения имеются в 1-2 экземплярах. Особенное внимание необходимо обратить на литературу для учащихся начальных классов;
— недостаточно пополняется и фонд учебной литературы.
Основная проблема библиотечного обслуживания читателей школы состоит в несоответствии между функциями современной библиотеки, необходимым объемом и качеством оказываемых услуг и ресурсным обеспечением библиотеки.
В ходе анализа работы библиотеки за период с 2012 по 2015 гг., было проведено исследование: респондентам было предложено выразить свою точку зрения и сформулировать основные идеи по организации и функционированию библиотеки, способной повысить эффективность и качество информационного обслуживания читателей. Результаты следующие: 72 % респондентов отметили тот факт, что, несмотря на недостаточное материально-техническое обеспечение библиотеки, началось постепенное повышение темпов, объёмов обновления и пополнения фондов. 89% респондентов отметили компьютеризацию библиотеки как фактор, способствующий росту популярности библиотеки. Все респонденты согласились с тем, что компьютеризация библиотеки способствует решению проблем оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной, библиографической и нормативной информацией.
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки являются:
динамичное развитие школы, расширение области исследований;
внедрение профильной и дистанционной систем обучения;
акцент на самостоятельную работу учеников;
активное внедрение компьютерных технологий;
изменение книготоргового рынка;
увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
Не менее важное влияние на развитие библиотеки оказывают и проявления внутренней среды:
отсутствие чёткой политики комплектования фондов библиотеки;
острый недостаток финансовых средств на приобретение литературы;
отсутствие комплексной программы автоматизации библиотеки;
низкий уровень информационной культуры пользователей;
Составление проекта развития библиотеки обусловлено изменением роли школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе и повышение её статуса.
Цели и задачи проекта.
— Создание библиотечно-информационного центра как качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания детей, родителей, преподавателей на основе внедрения новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
— Формирования информационной компетентности участников образовательного процесса
1.Анализ информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса и соотношение их с возможностями библиотеки.
2.Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы.
3.Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
4.Пополнение библиотечного фонда художественной литературой; учебниками; информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях.
5.Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры, повышение уровня общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ.
6.Оказание методической помощи учителям по разработке планов уроков с использованием медиаресурсов и информационное сопровождение уроков, семинаров, совещаний, педсоветов.
7.Организация курсовой подготовки библиотекаря для работы в новых условиях
8.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
9. Развитие на базе школьной библиотеки – медиатеки.
10. Дистанционное обучение учителей и учащихся.
11. Участие в проектах и конкурсах.
12. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.
Функции школьного библиотечного информационного центра
В соответствии с Федеральным Законом «О библиотечном деле» библиотека выполняет функции информационного, образовательного и культурного учреждения
1.Обеспечение информационными и методическими ресурсами учебно-воспитательного процесса.
2.Пропаганда литературы и привлечение детей к чтению.
3.Развитие информационной культуры пользователей.
4.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитие его творческого потенциала.
1. Несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотечно-информационного центра
2. Недооценка библиотечно-информационного центра как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной структуры; низкий уровень интеграции библиотечно-информационного центра в образовательное пространство школы, принижение ее роли в осуществлении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.
3. Недостаточная включенность библиотечно-информационного центра в образовательные проекты и программы.
4. Низкое качество книжного фонда библиотечно-информационного центра.
5. Несоответствие технического оснащения и уровня информатизации библиотечно- информационного центра все возрастающим требованиям современного образования.
6. Низкий уровень социального престижа, социальной и экономической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы. Решение этих проблем требует определения приоритетных направлений развития библиотечно-информационного центра, соответствующих задачам современной системы образования, для разработки как оперативных мероприятий, так и построения среднесрочной и долгосрочной перспектив развития библиотечно-информационного центра.
Основные направления библиотечно –информационного центра
1. Создание нормативной базы БИЦ.
2. Создание материально-технических условий.
3. Привлечение в БИЦ новых пользователей.
4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.
создание базы данных учебного заведения;
создание и использование электронной библиотеки;
обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;
формирование списков учебников по классам на следующий (текущий) учебный год в соответствии с ФПУ (федеральный перечень учебников);
осуществление деятельности, связанной с движением фонда;
мониторинг обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;
руководство кругом чтения обучающегося;
автоматизация процессов учёта книговыдачи и возврата книг;
выявление и работа с задолжниками;
автоматизация процесса формирования заказа книг, учебников и учебных пособий;
формирование и печать каталожных карточек, читательских формуляров, КСУ, документов инвентаризации фонда.
обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;
формирование и корректировка учебной предметной линии в соответствии с ФПУ;
изучение обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями по предмету.
работа с задолжниками;
формирование заказа на учебники на следующий учебный год в соответствии с ФПУ;
изучение обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;
анализ круга чтения и читательской активности обучающихся;
подбор литературы к классным часам, тематическим неделям.
мониторинг обеспеченности образовательного процесса учебниками и учебными пособиями;
мониторинг обеспеченности образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;
анализ фонда учебной литературы с целью формирования соответствующей статьи бюджета;
анализ фонда учебной литературы в соответствии с ФПУ;
анализ фонда учебной литературы в соответствии с предметными линиями.
ознакомление с обеспеченностью образовательного процесса учебниками и
обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями, учебными и дополнительными материалами;
ознакомление со списками учебников по классам на следующий (текущий) учебный год в соответствии с ФПУ;
ознакомление с обеспеченностью образовательного процесса учебниками и
ознакомление с кругом чтения ребёнка;
анализ обеспеченности образовательного процесса с целью оказания спонсорской помощи
План мероприятий по реализации проекта БИЦ
МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа «
1.Создание нормативной базы информационно-библиотечного центра школы.
Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра школы. Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке.
Создание материально-технических и кадровых условий для развития библиотеки
а) прохождение библиотекарем
курсов по информационным технологиям
Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним:
а) списание устаревшей литературы;
б) обновление фонда художественной литературы;
в) пополнение учебного фонда, медиатеки;
г) обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке;
д) создание страницы «ИБЦ на сайте школы;
е) проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ.
г) предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлениях книг, цифровых образовательных ресурсов.
Доступность и востребованность информации всеми участниками образовательного процесса
Автоматизация библиотечных ресурсов
а) создание электронного каталога библиотечного фонда;
б) обеспечение справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме
Объединение всех компьютеров ОУ в единую локальную сеть
создание электронного каталога
— отказ от бумажной картотеки
Внедрение необходимых программ
Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ
Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно-методического центра
Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы
Наличие единого каталога электронных учебных пособий.
Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении
Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня
Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников
Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися
Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей
Классные руководители, библиотекарь
Повышение эффективности воспитательной работы
Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления.
2.Формирование фонда ИБЦ
Разработка плана мероприятий по совершенствованию библиотечных технологий на базе использования современных компьютерных средств (на основе анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ)
Повышение эффективности работы ИБЦ
Своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы
По мере поступления
Обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки
Выдача изданий читателям.
Соблюдений правильной расстановки фонда на стеллажах.
Систематическое наблюдение за своевременным возвратом библиотечно-информационный центр выданных изданий
Ведение работы по сохранности фонда.
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.
3.Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Повышение эффективности учебно-воспитательной работы
Участие в проведении совместных исследовательских проектов, акций, презентаций, выставок (указать конкретные мероприятия, сроки, ответственных)
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.
По мере поступления
Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей – предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.
Инициирование проведения на базе БИЦ культурно-массовых мероприятий
Неделя детской книги
Размещение информационного стенда, создание буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг ИБЦ (в соответствии с планом работы ОУ)
4.Работа по пропаганде ББЗ
Формирование информационной грамотности обучающихся
Знакомство с библиотечно-информационным центром.
Правила пользования и правила обращения с книгой
Газеты и журналы для младшего школьного возраста.
Как читать книги. — Выбор книги в библиотеке. Компьютер в библиотеке, кассеты, диски.
4 класс . Справочная литература. Научно-познавательная литература для детей.
Как построена книга.
6 класс . Выбор книг в библиотеке.
7 класс . Структура книги и использование ее справочного аппарата при чтении.
8 класс. Методы самостоятельной работы с литературой.
9 класс. Сообщение, доклад, реферат.
Создание фирменного стиля:
-эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт помещения)
-подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей.
Реклама о деятельности центра:
-устная (во время перемен, на классных собраниях)
-наглядная (информационные объявления о мероприятиях, проводимых библиотекой)
6. Повышение квалификации
Работа по самообразованию:
— освоение информации из профессиональных изданий;
— использование опыта лучших школьных библиотекарей.
Посещение семинаров, участие в районных МО, присутствие на открытых мероприятия.
По плану работы МО;
Ведение странички на сайте школы в сети Интернет.
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
Повышение качества библиотечно-информационных услуг на основе новых технологий.
7.Взаимодествие с библиотеками района
Использование обменно – резервного фонда библиотек района
Этапы реализации проекта
Разработка текста проекта и создание пакета документов, необходимого для работы библиотечного информационного центра в рамках ФГОС.
Реализация ведущих направлений проекта. Осуществление контроля их реализации. Включение библиотечно-информационного центра в управленческую систему школы с целью повышения интегрирования библиотечно-информационного центра в единое информационное пространство школы как её структурного подразделения.
Реализация и корректировка программы развития школьной библиотеки, разработка Программы информационной грамотности «Информационная культура школьников», программы развития детского чтения.
Анализ результатов, выделение проблем, при необходимости корректировка деятельности библиотечного информационного центра.
Необходимые ресурсы и источники финансирования
Основным источником финансирования являются бюджетные средства. Источником дополнительного финансирования программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоров, родителей, получение грантов.
В ходе реализации программы к концу 2017 года будет достигнуто:
1) Повышение качества организации библиотечно — информационного обслуживания читателей.
2) Обеспечение широкого доступа учащихся , преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам.
3) Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов.
4) Повышение читательской компетентности детей и подростков.
5) Укрепление материально-технической базы.
6) Повышение уровня ИКТ — компетентности сотрудников библиотеки.
7.Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей структурного подразделения МОУ «Приволжская СОШ »:
на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;
на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
на организацию совместной работы учащихся и учителей.
Совместная деятельность с административно-педагогическим составом школы.
Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.
Использование в работе наиболее успешных практик, которые уже имеются в библиотечно-информационном обслуживании.
Возможные трудности и риски в реализации проекта:
Недостаточное финансирование деятельности БИЦ.
Некомпетентное использование компьютерной техники и как следствие, частые поломки, проблемы с расходным материалом.
Система организации контроля
В ходе решения задач проекта развития школьной библиотеки, как библиотечно-информационного центра, руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее: — выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели проекта развития библиотеки, учебного плана школы в целом; — удовлетворяются ли потребности школьного сообщества; — существует ли возможность реагировать на изменение потребностей; — достаточно ли ресурсное обеспечение; — рентабельны ли эти направления.
(Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.)
1. Волобуева М. Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М.Ю.Волобуева. — // Школьная библиотека. — 2010. — №8. — С.27-29.
2. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения:Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ/Е.Н.Ястребцева. — М.: БМЦ, 2002.
3. Литвинова И. А. Модель школьного библиотечно-информационного центра: опыт создания БИЦ//Школьная библиотека – 2004 – №8
4. Яскевич В. Интернет должен участвовать в образовательном процессе через школьную библиотеку. – Библиотека в школе. – 2001.- №1. – С.5.
5. Библиотечное дело – XXI век: науч.-практ. сб. Вып 1 (15) / Рос. гос. б-ка. – Москва: Рос.
Источник