Всемирный архитектурный фестиваль (WAF) — одно из самых значимых событий в мире архитектуры, по сути — это своеобразный архитектурный «Оскар». Ежегодно, начиная с 2008 года, здесь отмечают самые интересные постройки и концепции проектов. В начале учебного года самое время поговорить о проектах, вошедших в шорт-лист WAF-2018 в категории «Образование — будущее», среди которых есть и концепции, которые будут реализованы в России.
Carey Baptist Grammar School, Кью, Австралия
В основу проекта архитектурного бюро Architectus легла идея, что учебный процесс должен выйти за границы строгих учебных классов в неформальные образовательные зоны, где будет свободно осуществляться переход между различными предметными областями, а само обучение будет междисциплинарным. Всего внутри здания планируется шесть взаимосвязанных учебных участков. Чтобы мебель была не только удобной, но и способствовала легкой трансформации пространства, ее изготовят по специальным эскизам.
Tatu City Education Village, Найроби, Кения
Цель проекта образовательной деревни Тату в Найроби, разработанного Boogertman + Partners Architects, заключается в предоставлении детям возможности получить всестороннее образование. Поэтому он включает в себя не только школу для разных возрастных групп, но и многофункциональный конференц-зал, спортивный центр и общественную библиотеку, а также площадку для неформального общения в центре деревни.
Дизайн основан на подражании естественному кенийскому ландшафту, и поэтому здесь используется много местных материалов. Часть каменной кладки будет состоять из уникального синего камня, обработанного вручную. Это традиционное ремесло исчезает в современном обществе, поэтому данный проект направлен также и на возрождение традиций.
Carlton Connect, Мельбурн, Австралия
Архитекторы бюро BVN планируют превратить здание обычной мельбурнской больницы в инновационный исследовательский центр. Помимо глобальной реконструкции внутреннего пространства, проект интересен уникальной фасадной системой, которая будет реагировать на изменение погодных условий, чтобы поддерживать комфортный микроклимат внутри здания, используя при этом лишь возобновляемые источники энергии.
The Choice School Thiruvalla, Тирувалла, Индия
«Школа выбора», спроектированная CetraRuddy Architecture, воссоздает традиции школьной архитектуры Индии, придавая им современное звучание. В здании много ярких цветов и текстур, а также местных материалов, таких как каменная и глиняная плитка. Школа разделена на три части: блок начальной школы, блок средней школы и блок старших классов. У каждого блока свои административные офисы, классные комнаты, библиотека и общежития для учеников.
UTS Central, Сидней, Австралия
За основу концепции проекта здания Технологического университета Сиднея, архитекторы бюро FJMT взяли идеи прозрачности и взаимодействия. Прозрачные глазурованные фасады, террасы на крыше многоуровневого читального зала, удобные переходы между этажами, панорамный вид на окрестности, открывающийся с верхних этажей — все это способствует коммуникации и взаимодействию студентов не только между собой, но и с окружающей здание городской средой.
TEC H.C. Orsted Gymnasiet, Копенгаген, Дания
Особенностью конструкции гимназии в Копенгагене является необычное сочетание округлых пространственных объемов, напоминающих электромагнитные катушки. Образ такой катушки отражен и во внутренних помещениях: классных комнатах, лабораториях и конференц-залах. Авторы проекта из бюро KANT Arkitekter объясняют такую концепцию тем, что гимназия названа в честь ученого, который обнаружил электромагнетизм.
Ключевая цель дизайна нового корпуса Университета Летбриджа в Канаде — улучшение общественных связей в университетском городке и создание трансдисциплинарной совместной среды для исследований и обучения. И это не случайно, ведь в данном корпусе под одной крышей разместится шесть различных кафедр: химии, биологических наук, биохимии, нейронауки, психологии и физики.
МГУ, Москва, Россия
Архитекторы RTDA Authoring Team разработали новый кампус, который станет центром исследований и образования в России. Цель состоит в том, чтобы интегрировать кампус в городскую ткань, объединив здания и общественные помещения. Это будет не только место для научных исследований и обучения, но и для повседневной жизни.
Проект соответствует общей стратегии развития города, направленной на экономический рост, улучшение транспортных связей и создание новых общественных пространств.
The Learning Squares, Мумбаи, Индия
Данный проект — яркий пример того, как максимально эффективно использовать имеющиеся пространство. У архитекторов Sanjay Puri Architects было в распоряжении всего лишь 1540 квадратных метров, чтобы удовлетворить все требования заказчика. В результате они спроектировали шестиэтажное здание с внутренним защищенным двором.
Важная особенность здания, находящегося в Индии, где большую часть года температура не опускается ниже 35°С, — комнаты, где нет системы кондиционирования, вентилируются с двух сторон — востока и запада. В школе также есть закрытая аудитория, лаборатории, область искусств и ремесел, библиотека и ландшафтный двор.
Учебный центр для одаренных детей, Сочи, Россия
Образовательный центр для одаренных детей в Сочи рассчитан на одновременное пребывание в нем 600 студентов. Комплекс будет состоять из трех зданий: школы, спортивного центра и центра искусств. Архитекторы Studio 44 Architects утверждают, что архитектура трех этих зданий будет разнообразной, и в то же время их пластичные обтекаемые сферические и эллипсоидные формы создадут органичный ансамбль.
Lincoln University and AgResearch Joint Facility, Крайстчерч, Новая Зеландия
Архитекторы, работавшие над проектом Объединенного института Линкольнского университета AgResearch, прежде всего, сделали здание устойчивым и прочным, так как в районе строительства нередки землетрясения. Образовательные зоны внутри здания гибкие и неформальные, что способствует совместному обучению и взаимодействию студентов при работе над учебными проектами.
St Mary’s Calne School Library, Калне, Великобритания
Внутреннее пространство библиотеки, спроектированной Woods Bagot, будет состоять из двух уровней: живого, динамичного первого этажа с прямым доступом к саду и более тихого, формального верхнего уровня для спокойного изучения книг. Обычных книжных полок здесь не будет. Книги разместятся в специальных нишах вдоль стен, на столиках в зонах для чтения и максимально открытых образовательных пространствах.
В экстерьере конструкция крыши имитирует садовые деревья, плавно перемещаясь по шести тонким стальным колоннам и паря над массивной кирпичной кладкой.
Источник
Умная архитектура школьных зданий. Современные тенденции и перспективы
В школе и стены помогают. (перефразированная русская поговорка)
По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.
Возвращение к более-менее массовому строительству школ автоматически поднимает вопрос архитектуры современных школьных зданий. Хотя в обществе чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Да, учитель от Бога и «упакованный» компьюторный класс в каком-то сегменте дадут некоторый эффект. Но все же у современных систем преподавания мало приличного будущего в устаревших зданиях.
По мнению ряда экспертов — именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают — в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.
Отметим, что под «современной архитектурой школ» мы имеем в виду не чудненький фасад, а сложную структуру взаимодействия многогранных функции учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, их гармонию и общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей и талантов школьников.
Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.
Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?
В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.
Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.
Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.
Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.
Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.
При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.
Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.
Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.
Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.
Андрей Волков, ректор НИУ МГСУ так прокомментировал работу в этом направлении в своём интервью «Строительной газете»: «… Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Это определяет и экономическую эффективность проекта, потому что чем больше площадей мы задействуем для основной деятельности, тем эффективнее решение. Должен быть реализован комплексный подход к проектированию, который заключается в учете различного рода национальных, социальных, территориальных, природно-климатических особенностей региона, в котором идет строительство.
Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу».
Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них — принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.
По замыслу разработчиков — минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель — 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока — базовые и дополнительные.
Базовые — это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули — это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.
Это вполне умещается в рамки мировых тенденций, которые отметила Полина Найданова, исследователь Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург). Так, в архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями.
Также исследователь отмечает ещё направление — школьное здание становится нерасторжимым единством с природным окружением. Взаимопроникновение касается не столько внешнего эффекта «вписывания» объема в природу, сколько «раскрытия» интерьера и всего комплекса здания изнутри на природу и включения элементов природы в его интерьер.
Важной частью школы становится активно задействованный в учебно-воспитательный процесс атриум. О нём разработчики новой школы из МГСУ также не забыли. Внутришкольное пространство, окружённое помещениями, образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности и служит местом встреч и проведения общих школьных мероприятий. В принципе, она же может рассматриваться как «Зона инноваций, или i-зона» (по формулировке Непорада В.И.). Это зона создания и обмена высокотехнологичными и творческими инновациями.
Андрей Волков резюмирует: «Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом. Существующий коэффициент эффективности рассчитывается из соотношения площадей, используемых непосредственно в образовательном процессе к общему количеству площадей. Как правило, в действующих школах этот коэффициент менее 0,5, тогда как в наш проект закладывается коэффициент, превышающий этот показатель. При этом мы имеем возможность снизить нормативную цену строительства. То есть стоимость строительно-монтажных работ при типовом проектировании станет прогнозируемо снижаться с одновременным повышением качества предлагаемых решений».
Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.
Меж тем, например, власти Москвы время напрасно не теряют. По заказу столичных властей разработан единый нормативный документ для проектирования общеобразовательных учреждений — «Свод правил «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», который уже вводит понятия «блочности» и «трасформации».
Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.
Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.
Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений — таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)
Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:
возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток»;
формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т.п.;
формирование «открытой» системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;
наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.п.);
наличие мобильного оборудования в классах;
наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей;
новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.