Проект современные писатели детям

Учебный проект Современные писатели — детям

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

Содержание

Автор проекта

Дмитриева Нина Васильевна, педагог-библиотекарь МБОУ «Погранично-таможенно-правовой лицей» г. Пскова

Название проекта

Современные писатели — детям.

Предмет, класс

Основы информационной культуры,внеклассное чтение. Начальная школа (2-4 классы).

Краткая аннотация проекта

Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить — всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают. Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Выбирая своему ребенку книгу в библиотеке или в магазине, родители ищут глазами знакомые им имена: спрашивают Носова и Барто, Берестова и Заходера, Чуковского и Маршака, но ребенок-читатель не может существовать только в поле устоявшейся классической литературы — ему необходим свежий воздух новой книги о современной жизни. Проект предполагает знакомство с современными писателями, авторами произведений для детей. Поможет расширить круг чтения юных читателей школьной библиотеки.Позволит всем его участникам овладеть необходимыми основами информационных знаний, умений и навыков.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Зачем нужна современная литература?

Проблемные вопросы

Какой он современный писатель?

Как сформировать круг чтения детей?

Что интереснее: читать, смотреть или слушать?

Источник

Проект «Знакомство с современными детскими писателями»

ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «СИНИЙ ЧЕМОДАНЧИК»

Этот проект называтся «Синий чемоданчик». Откуда вообще появилось такое название? Почему чемоданчик именно синий, а не красный или жёлтый?

На протяжении нескольких лет Немецкий общественный фонд « Doutschland liest vor …” поддерживает в Германии программу развития чтения. Лучшие немецкие библиотеки получают в награду за свои инициативы приз – Синий чемоданчик, наполненный книгами современных детских писателей со всего мира. В декабре 2006 года за реализацию проекта «Неделя Германии» Московская библиотека получила в знак благодарности такой же синий чемоданчик, наполненный детскими книгами немецких писателей, переведённых на русский язык. Подаренные книги очень понравились читателям и библиотекарям и они решили отправить этот синий чемоданчик путешествовать по всей Московской области, добавив в него ещё много новых книг, вышедших в последнее десятилетие, и, по мнению литературных критиков, и, по отзывам детей – читателей считающимися лучшими произведениями детской литературы. Так появилась программа «Путешествие синего чемоданчика». Сама идея показалась очень интересной нашим библиотекарям (Соломенникова Л. В.) и преподавателям начальной школы, учащимся старших классов. И мы приспособили её к нашим условиям и обстоятельствам и назвали этот социально-культурный проект – «Синий чемоданчик».

Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и её носителя – « Homo legens » — «человека читающего» в развитии цивилизации неоспорима. Чтение или читательская культура личности сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом, и не случайно 2003 -2012 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности.

Но сегодня в России в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Согласно последним данным председателя книжного союза Сергея Степашина « 70 % взрослых россиян не читают вовсе – разве что инструкции по пользованию техникой или кулинарные рецепты . Хуже того, нынешние взрослые не читают своим детям. Лишь 10 % наших малышей слышат свою первую книгу от мамы с папой или от бабушек и дедушек. Подавляющеее большинство знакомится с книгой в детском саду или в школе». Считанные проценты семей сегодня имеют домашнюю библиотеку.

Чтение упало в самые низы рейтинга досуговых предпочтений детей и подростков. По последним данным РКС, среди детей дошкольного и младшего школьного возраста по количеству и качеству чтения мы занимаем второе место в мире – впереди только Гонконг.

… Среди 15- летних – а это возраст, когда активнее всего формируется человек, — мы уже на 40 м месте в мире.

В начале ХХ I века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность, характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

«Современные дети, как правило, «цифровые». Они постоянно общаются в интернете, то разговаривают по мобильному телефону , то играют в компьютерные игры, то слушают плеер. Их мозг работает в форсированном режиме, поэтому внимание рассеивается, они не способны сосредоточиться на чём-то одном, информация из кратковременной памяти не переходит в долговременную. Более того, ставка на использование всевозможных гаджетов, в том числе и на уроке, не позволяет развиваться лобным долям головного мозга, а это чревато тем, что у детей ухудшается не только способность проявлять волю и трезво анализировать информацию, но и сопереживать и сострадать» так считает Людмила Стрельникова в статье , опубликованной в Учительской газете.

За последние 20 лет в России выросло два поколения не читающих россиян, у не читающих родителей подрастают не читающие дети.

ЦЕЛЬ: ( 3 слайд)знакомство детей и их родителей с книгами современных детских писателей и возрождение традиций семейного чтения.

ЗАДАЧИ: (4 слайд) читать со слайда

Изучить способы привлечения к чтению современных детей.

Выбрать систему мероприятий в поддержку чтения.

Изучить критическую литературу, отзывы пользователей интернета, мнения учителей и библиотекарей, собственный читательский опыт о книгах детских современных писателей. Составить список книг.

Приобрести книги для «Синего чемоданчика», используя книжные магазины города, интернет-магазин. Найти необходимые денежные средства. Приобрести необходимые канцелярские товары.

Составить график путешествия «Синего чемоданчика» в начальной школе. Согласовать его с учителями начальной школы.

Разработать несколько сценариев праздника «Синего чемоданчика», продумать оформление, рекламные листки для родителей, рекламу проекта.

Составить презентацию о книгах современных детских писателей для родителей. Совместно с учителями начальных классов провести родительские собрания о роли семейного чтения в жизни ребёнка.

Провести праздники в соответствии с графиком. Разработать систему различных поощрительных мероприятий для активных участников проекта.

Собрать рисунки и отзывы читателей на книги из «Синего чемоданчика» и разместить на сайте Гимназии. Составить рейтинг книг.

Проанализировать итоги пребывания чемоданчика в каждом классе, познакомить с информацией родителей и учителей. Разместить информацию на сайте Гимназии.

Рекомендуется для учащихся 2-3 классов и их родителей.

В середине проекта

Дети научились критериальному оцениванию (выступили в роли экспертов)

Подготовка благодарностей призов. Рейтинг книг. Отзывы ребят о проекте.

Не позднее, чем за неделю окончания проекта в классе.

Разработана форма благодарности за активное участие в проекте, отмечены лучшие участники. Все ознакомлены с рейтингом книг.

Подведение итогов. Создание презентации с отзывами и рисунками. Демонстрация презентации участникам образовательного процесса, размещение её на сайте Гимназии.

Две недели после проведения проекта в классе.

Участники проекта видят свои творческие работы по книгам на информационном табло, родители знакомятся на сайте.

Подведение итогов. Рефлексия.

После проведения проекта в каждом классе.

Результаты проведения, анализ, самооценка.

Проект реализуется в Гимназии на протяжении многих лет. Ежегодно учащиеся старших классов выбирают его в качестве социальной практики, внося в него своё понимание и творчество.

Составлен список лучших книг для детей, изданных за последнее десятилетие.

За это время участниками проекта по чтению книг современных писателей стали дети и родители 2-3 классов.

За время пребывания «Синего чемоданчика» в классе (1,5 – 2 месяца) резко увеличивается количество прочитанных книг. Выявляются и поощряются благодарностями лидеры в чтении в каждом классе.

Отобранные для чтения книги действительно были интересными и вызвали много откликов в виде рисунков, на основе которых был создан фильм – презентация (Приложение)

На основе читательских предпочтений был составлен рейтинг книг современных детских писателей среди учащихся Гимназии

Было проведено родительское собрание об особенностях детского чтения в XXI веке.

Дальнейшее развитие проекта

На протяжении многих дет этот проект успешно реализуется в Гимназии. Результаты проекта положительно оценили все участники образовательного процесса. Знакомство с книгами современных детских писателей проходит в игровой форме и с применением системно-деятель-ностного подхода. Гимназия включила проект «Синий чемоданчик» в программу развития библиотеки «Основа для будущего» отдельным направлением работы.

После пребывания «Синего чемоданчика» в каждом классе классный руководитель и библиотекарь продолжают поддерживать возникший интерес к книге: читаем понравившиеся книги вслух, предлагаем участвовать в конкурсах по краеведению, проводим фотоконкурсы, где дети фотографируются со своими любимыми книгами, и конкурсы, такой как «Папа, мама, я – читающая семья» и т. д.

Список книг современных детских писателей:

Источник

Презентация для дошкольников Современные писатели детям

Описание презентации по отдельным слайдам:

Современные писатели детям Воспитатель МАДОУ д/с Петушок Чекушева Ю.Н.

Родилась в Ленинграде в семье латышского рабочего, балтийского моряка, участника революции, расстрелянного как врага народа в 1937 году. Семья также подвергалась репрессиям. Гайда с матерью и братом были высланы в Калинин. Почти вся сознательная жизнь писательницы связана с тверской землей. Закончив с отличием Калининский государственный педагогический институт, более 30 лет преподавала химию и биологию в школе. Творчество стало неотъемлемой частью ее жизни. Стихи печатались на страницах журналов “Дошкольное воспитание”, “Мурзилка”, “Веселые картинки”, “Веселка” и др. их можно прочитать в сборниках, методических журналах и хрестоматиях для малышей. Лагздынь Гайда Рейнгольдовна

Поэт и переводчик Марина Бородицкая родилась в Москве 28 июня 1954 года. Профессионально заниматься литературным творчеством она начала в 1980-х. Первая книга стихов «Убежало молоко» вышла в 1985 году, за ней последовали сборники «Давайте мириться», «В один прекрасный день» и другие. Однако ничуть не меньше, а может быть и больше, Бородицкая известна как переводчик англо и франкоязычной поэзии. Ее словами говорят на русском Чосер и Киплинг, Лонгфелло и Верлен. Бородицкая Марина Яковлевна

Татьяна Викторовна Бокова — популярный детский писатель и композитор. Она написала более 30 книг детских стихов, сочинила около ста детских песен на свои слова и музыку. Стала одним из авторов – сценаристов телепередачи «Спокойной ночи, малыши» и одноименного журнала для детей. В своем творчестве она придерживается традиционной линии, намеренно делая акцент на бытовую сторону уклада жизни маленьких современников. Старается, с одной стороны, не уводить детей слишком далеко от реальной жизни в сказочно-возвышенные «чащи-рощи», а с другой — не приемлет никакой агрессии, не встает на путь авангардизма. Воздействует на легко ранимые души детей не модным словцом, а добротой и искренностью. Татьяна Викторовна Бокова

Литературная жизнь Дружининой первоначально не была связана с детской поэзией. Она родилась в 1953 году в Москве, закончила технический вуз, работала в «Литературной газете». Детские стихи, как это часто бывает, начала писать после рождения сына. Ребенок вырос, но писать стихи для малышей она не перестала. Более того, в процессе работы у поэта складывалось собственное представление о том, какими они должны быть. «Это возраст общения, и поэзия для малышей должна быть поэзией общения», — считает М. Дружинина. Ее первое детское стихотворение появилось в журнале «Веселые картинки» в 1988 году, первая книга – «Дали Маше погремушку» — вышла в 1991, вторая – Ослик, ослик, где твой хвостик? — в 1993. Поэт любит создавать четверостишия-диалоги. Стихи Марины Дружининой никогда не бывают описанием, констатацией обыденности. Они объединены темой, которая, так или иначе, звучит в каждом стихотворении: темой общения, сближения, дружбы. Весь богатый мир животных живёт, пульсирует, находиться в постоянном движении и общении друг с другом, а значит, и с ребёнком. У Дружининой много произведений, которые сейчас называются «прикладной поэзией». Они учат ребенка различать цвета, формы, запоминать цифры, алфавит, правила поведения в городе, видеть частное, индивидуальное в общем. Часто это комментарии, подписи под картинками. Но и здесь М. Дружинина остается поэтом, сохраняя свою интонацию, образность, богатство лексики. Мастерство поэта в том и состоит. Дружинина Марина Владимировна

Григорий Остер – популярный детский писатель, сценарист и телеведущий, на «Вредных советах» которого выросли уже несколько поколений читателей. Когда-то он хотел быть «взрослым куда более благодарная и искренняя публика, и посвятил творческую карьеру именно им. Григорий Бенционович Остер родился в Одессе 27 ноября 1947 года. Позже его семья переехала в Ялту. Любовь к чтению маленькому Грише привила мама, работавшая библиотекарем, а в старших классах он увлекся поэзией и сам начал писать стихи. После школы Григорий ушел в армию, где служил на Северном флоте, а демобилизовавшись, поступил в столичный Литературный институт на заочное отделение драматургического факультета. Во время учебы будущий писатель подрабатывал ночным сторожем в знаменитой ялтинской Поляне сказок. Дебютным произведением Остера стала книга стихов, написанных еще в 16-летнем возрасте. Они предназначались для взрослых читателей и претендовали на статус серьезной лирики. Сборник издали в 1974 году, когда Григорий Бенционович еще служил в армии. Редакторы при публикации сильно «порезали» книгу и выбросили из нее значительную часть стихотворений, что расстроило начинающего автора. К концу учебы в институте Остер окончательно решил, что писать для взрослых не будет: необходимость постоянно вплетать в стихи и романы коммунистическую пропаганду ему претила, к тому же пробиться в этой среде и зарабатывать на творчестве тогда было очень сложно. Григорий Бенционович Остер

Владимир Александрович Степанов — детский поэт. Родился 25 сентября 1949 г. в подмосковном поселке Клязьма. Отец был известным цветоводом, поэтому будущий поэт с детства жил среди цветов, яблонь, сиреневых дождей и поющих скворечен. Отец Владимира Александровича, был всесторонне развитым человеком, на семейных торжествах читал стихи и пел песни собственного сочинения. Здесь Владимир закончил он среднюю школу, и здесь написаны первые стихи и книги. По образованию — педагог. Наверное, поэтому многие его книги — это книги-уроки, книги-игры, книги-азбуки, книги-картины. Это путешествия в ромашковые сны детей, птиц, животных. Первая публикация появилась в «Московском комсомольце» в 1966 году. Первая книга «Нарисованная вишня» вышла в издательстве «Малыш» в 1979 году. Закончил педагогический институт, долгое время работал в школе. В. Степанов — автор более 150 книг для детей и юношества. В 90-е годы у него вышло в разных издательствах около 40 книг. Он один из самых продаваемых современных авторов детской литературы. Газета Русский Вестник писала (статья от 28 июля 2006 «Легенда детской литературы»): «По рейтингу он занимает первое место среди детских писателей, превосходя по тиражу Чуковского, Маршака, Михалкова, Успенского и других советских и зарубежных авторов вместе взятых». Является автором одного из вариантов гимна России. В. Степанов — лауреат Всероссийской литературной премии имени генералиссимуса А. В. Суворова 2009 года, лауреат Первой премии Всероссийского конкурса «Я расту!» «За серию книг для детей дошкольного возраста «Учебники для малышей». Владимир Александрович Степанов

Андрей Алексеевич Усачев родился 5 июля 1958 года в Москве. Сначала поступил в Московский институт электронной техники, проучился там 4 года и перешел на филологический факультет Тверского государственного университета. В послужном списке Андрея Алексеевича — работа дворником, сторожем, барабанщиком в ресторане, машинистом сцены в Театре Сатиры, охранником на железной дороге, уборщиком на пляже, посудомойкой, редактором журнала «Веселые картинки». Публиковаться начал в 1985 г. В 1990 г. книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей. Член Союза Писателей с 1991 года. В России вышло более 100 книг Андрея Усачева для детей. Две книги вышли в Израиле (на иврите). Две — на Украине, две — в Республике Молдова. Есть публикации в Польше, Сербии, Японии. Пять книг Андрея Усачева рекомендовано Министерством Образования России для изучения в школах в качестве учебных пособий: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация Прав Человека», «Мои географические открытия». Музыку на его стихи писали известные композиторы: Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников, Александр Пинегин. К некоторым своим стихам он сочинил музыку сам. На телевидении звучало около более 50 песен для детей со стихами и музыкой Усачева. Выпущено 20 аудиокассет с его песнями и сказками. Кроме стихов и прозы, пишет для кукольного театра. Единолично и в соавторстве создано более 10 пьес. Пьесы идут в 20 театрах России. На студиях «Союзмультфильм», «Экран», «СТВ» по сценариям и стихам А. Усачева нарисовано 15 мультфильмов. В том числе один полнометражный. Автор сценариев 40-серийного телевизионного художественного фильма «Дракоша и Компания». Много работал на телевидении. Только в 1995-1996 гг. выпустил около ста передач «Кварьете «Веселая Квампания»». В течение нескольких лет вел детские радиопередачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван». Автор сценариев Новогодних представлений для детей в Кремлевском дворце съездов и Московской мэрии. В 2005-м году стал лауреатом фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» за песни для детей и лауреатом Ежегодного Национального конкурса «Книга года» за книгу «333 кота», в 2006 — лауреатом международного конкурса «Петя и волк-2006» за лучшее произведение для детей. Андрей Алексеевич Усачев

Максютов Тимур Ясавеевич родился 24 июля 1965 года в городе Ленинграде в семье студента Ленинградского Политехнического института и аспирантки Педагогического института имени Герцена. Вскоре после рождения родители увезли его в Новосибирск, куда попали по распределению. Там они развелись; в 1969 году Тимур с мамой переехали в Таллинн. С 1972 по 1982 год учился в знаменитой 19-й средней школе, закончил специализированный физико-математический класс в числе лучших выпускников Эстонской Республики. В 1982 году по путевке ЦК комсомола Эстонии поехал поступать в Свердловское высшее военно-политическое училище, которое окончил в 1986 году с красным дипломом и золотой медалью. Отправился в Забайкальский военный округ, оттуда был направлен в 39-ю армию, дислоцированную на территории Монголии. Был освобождённым секретарем комитета комсомола отдельного батальона, отдельного полка. Закончил службу в 1991 году в звании старшего лейтенанта; звание капитана получил, уже находясь в запасе. Уехал в Санкт-Петербург. С августа по декабрь 1991 года работал преподавателем истории и обществоведения в школе, в январе 1992 года поступил на Фольгопрокатный завод. Начинал начальником административно-хозяйственного отдела, потом стал начальником внешнеэкономической службы, дорос до директора торгового дома. Ушел, не сойдясь во взглядах на путь развития Фольгопрокатного завода, с 2001 по 2005 год работал директором прессового завода. С 2006 года по настоящий день возглавляет созданную с нуля металлоторговую фирму. С 2006 года начал писать прозу, размещая её на различных интернет-ресурсах. Многие рассказы были восприняты публикой положительно, в результате Тимуром заинтересовалось петербургское издание «Астрель» и предложило заключить договор на публикацию сборника рассказов. Книга под названием «Ограниченный контингент. Рождённые в СССР» вышла в свет в декабре 2013 года. Чуть позже пять рассказов Максютова попали в сборник этого же издательства — «Книга для чтения в метро. Четвёртая линия». В мае 2014 года стал членом Союза писателей Санкт-Петербурга. В 2014 году с книгой «Ограниченный контингент» стал дипломантом двух литературных премий: в мае — «Рукопись года» и в декабре — Всероссийской литературной премии имени А.К.Толстого. Женат, отец трёх дочерей. Болельщик «Зенита» со стажем (прозвище «Панцер»), любитель истории и классического туризма. Играет в любительской команде «Что? Где? Когда?». В 2015 с рассказом «Ветер с залива» победил в литературном конкурсе «Петербург фантастический», проводившемся в рамках Еврокона 2015. Фантастическое в творчестве автора К фантастике относятся первые семь рассказов, вошедшие в сборник «Ограниченный контингент». Рассказ «Семьдесят два часа» представляет чудовищные (как выясняется, для западного мира) последствия атомной бомбардировки России. В «Плодах воображения» происходит материализация писательского творчества, «Генератор совести» описывает фантастическое изобретение, создающее эмоции. «Железная лебедь», написанный в жанре альтернативной истории, повествует о Маргарет Тэтчер как лидере Британской ССР. Тимур Ясавеевич Максютов

Источник

Читайте также:  Современный потолок для гостинной
Оцените статью
Поделиться с друзьями