Презентация «Современный урок литературы в контексте требований ФГОС нового поколения»
презентация к уроку по литературе на тему
Современный урок литературы в контексте требований ФГОС ООП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_urok_fgos.ppt | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный урок литературы в контексте требований ФГОС нового поколения Татевосян И. Г. МБОУ Куйбышевская СОШ им. А.А.Гречко Мальцева Л.А. МОУ Самарская СОШ №1 Азовского района Ключникова Р.Г. МБОУ СОШ № 23 Октябрьского сельского района
Аннотация к проекту: А ктуальность : Идея данного проекта своевременна и актуальна, поскольку направлена на совершенствование и развитие одного из компонентов образовательной системы — современного урока в свете требований ФГОС. Новизна идеи заключается в принципиально новом подходе к содержанию урока как основной единицы образовательной системы. По масштабности проект — локальный. Системность — отдельный урок. Транслируемость идеи: возможность тиражирования. Прогнозирумый результат : качественное улучшение существующей образовательной ситуации с учётом требований ФГОС в условиях урока. Данный проект соответствует концептуальным и методологическим идеям ФГОС.
Цель проекта: совершенствование профессиональной компетентности в процессе моделирования и проектирования образовательной деятельности, направленной на формирование разносторонне развитой , гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота. проекта: практико-ориентированный Предметная область: литература ПРОБЛЕМА: Пути и средства реализации требований ФГОС в современном уроке литературы в контексте системно-деятельностной образовательной парадигмы. Ожидаемый результат: Обновление содержания на основе применения новых педагогических технологий в процессе моделирования урока литературы в свете требований ФГОС.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М.
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: — создание условий для овладения обучающимися УУД (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) в контексте урока литературы. Частнодидактические: создание условий для изучения словесного искусства в неразрывной связи с теорией литературы; формирование читательской позиции (понимание чувств героев и автора); -осмысление логико-понятийной стороны произведения словесного искусства; совершенствования предметных УУД — аналитическая работа с поэтическим текстом.
Проект создан на основе следующих материалов: ФГОС общего образования второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Требования к результатам основного общего образования. Примерные программы основного содержания общего образования. Программа развития и формирования УУД. УМК по литературе под ред. Г.С. Меркина: учебник, рабочая тетрадь, авторская программа, методические разработки к уроку. Методический аппарат УМК под редакцией Г.С. Меркина перспективен, современен, направлен на реализацию основных содержательных линий современного урока литературы: — осмысление и освоение текста; изучение теории литературы; развитие речи; изучение историко-литературного процесса. УМК способствует формированию и развитию УУД на предметном и метапредметном уровнях.
Модель урока литературы в 8 классе по теме « Идейно-художественное своеобразие стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Кроткий взгляд, печальные глаза, а в них…слеза. А. Платонов
Мотивационная структура урока : 1. Организация и управление вниманием учащихся. 2. Разъяснение смысла деятельности. 3. Актуализация мотивационных состояний. 4. Совместная с учащимися постановка целей занятия. 5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели. 6. Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях. 7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения. Оборудование: Рисунок художника М.Синяковой «В.В.Маяковский», изображения лошадей, иллюстрации к «Карюхе» Григоровича, к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
ЦЕЛИ УРОКА Цели для учеников: Знать: 1.проблемы, которые поднимает автор в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»; 1.Какие два мира раскрывает автор в стихотворении? 2.Как автор оценивает нравственные позиции двух миров? 3.Что, по мнению автора, так необходимо всему живому в нашей жизни? 4.Какие художественные приёмы отличают поэтический язык стихов В.В.Маяковского? Уметь находить способы создания художественных образов ; — способы выражения авторской позиции; -формулировать собственную точку зрения в определении поэтической идеи стихотворения.
Методы и приёмы Репродуктивный Творческий Проблемный Эвристический Обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение. Беседа о прочитанном произведении направленная на выявление идейных и художественных особенностей произведения. Постановка художественной, нравственной проблемы. Обучение анализу текста художественного произведения (образов героев, языка, композиции произведения, авторской позиции через постановку системы вопросов)
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ : неологизмы, — конфликт в лирическом стихотворении, — рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Этапы работы с текстом Первичное чтение. Чтение и восприятие текста. Цель: оценка эмоциональной отзывчивости. Чтение и анализ. ( Аналитико-синтетический). Цель: комплексная умственная деятельность учащихся на начальном этапе изучения художественного произведения. Чтение и интерпретация. Цель: глубокое познание художественного текста, авторской идеи.
Предтекстовый этап Цель: актуализировать опорные знания обучающихся, подготовить восприятию нового материала Актуализация знаний. Аспекты анализа художественного поэтического История написания стихотворения. 2.Впечатления, которое вызывает стихотворение. 3.Тема стихотворения. 4.Лирический герой и система образов, художественные приёмы их создания. 5.Особенности поэтического языка (фонетика, лексика, морфология, синтаксис). 6. Изобразительно – выразительные средства. 7.Особенности ритмики, размера, рифмы, звукопись. 8 Поэтическая идея. текста 1.
Текстовый этап. Цели: анализ и интерпретация художественного поэтического текста. Исследовательская работа в группах. 1группа: — С помощью каких изобразительно-выразительных средств показывает зевак? -Как автор выражает своё отношение к тем, кто смеялся? Каково это отношение? 2 группа: -Чьими глазами мы видим происходящее на Кузнецком? С помощью каких художественных средств создаётся образ лошади? -Какие особенности поэтической речи можно наблюдать здесь? -Определить, какую роль играет многоточие? 3 группа: — Какие чувства к лошади испытывает лирический герой? -Каково внутреннее состояние лирического героя в толпе зевак? — Какими художественными средствами рисуется оно? 4 группа: Выявить идейно-художественные особенности стихотворения В.В.Маяковского? (Класс во время ответов групп отмечает художественные средства в тетрадях).
Ожидаемый результат — приобретение навыка проектно-исследовательской деятельности; — определение идеи произведения; — понимание авторской позиции; — видение особенностей мастерства автора; — выражение своего отношения к произведению и позиции автора. — создание сочинения-миниатюры.
Критерии оценивания 1. Понимание содержания текста. 2. Способность выявить авторскую позицию. 3. Определение роли средств выразительности. 4. Создание устного текста.
Ответы обучающихся 1 группа. -Падение лошади сразу же привлекает внимание зевак: ..и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились. Слово «сгрудились» означает, что зеваки превратились в безликую толпу, сделавшей себе любопытное зрелище из чужого горя, об этом свидетельствует употребление прямого и обратного порядка слов в восклицательных предложениях. Смех зазвенел, зазвякал: — Лошадь упала! – — Упала лошадь! – Смеялся Кузнецкий. Страдания животного вызывает у толпы лишь смех, который напоминает звон мелкой монеты: Инверсия и метонимия «штаны, пришедшие Кузнецким «клешить» передаёт особенности места действия, времени (торговые ряды Кузнецкого моста, особенно модная манера носить брюки клеш). Автор употребляет авторский неологизм «клёшить». Маяковский одним из первых увидел двух самых опасных врагов будущего — мещан и бюрократов. Сытые, ограниченные бытовыми рамками, они нечувствительны к чужой боли.
Группа 2 Всё происходящее мы видим глазами лошади: Лошадь на круп Грохнулась… Ключевое слово «грохнулась», оно звучит как крик боли. Автором используется приём звукописи. Улица опрокинулась, течёт по своему… Эта деталь свидетельствует, что так видит всё окружающее упавшая лошадь. Ее взгляд осмыслен. Ей больно: … за каплищей каплища По морде катится, прячется в шерсти… Су ффикс с увеличительным значением –ИЩ- в словах « за каплищей каплища» также средство выразительности. Автор ставит многоточие — сильна боль когда-то сильной, а теперь беззащитной лошади.
3 группа . Лирический герой испытывает чувство одиночества в равнодушной и глухой толпе «зевак». Удвоение действия: Подошел и вижу- глаза лошадиные…- позволяет продлить, задержать в восприятии деталь, связанную с усталыми, печальными глазами лошади. Он удручён, взволнован. Между ним и лошадью возникает понимание. Его пронзает боль, которую испытывает лошадь, он сострадает ей: И какая-то общая звериная тоска Плеща вылилась из меня И расплылась в шелесте . — Автор использует в этих строках приём звукописи и эпитет. Он находит «ласковое, человечье» слово для неё, называя её на «вы» и «деточка»: Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. — В последней строке звучит мысль автора о сопричастности лирического героя к страданиям животного.
4группа Характерные черты лирики Маяковского Примеры Яркая метафоричность «Улица» «ветром опита» и «льдом обута» Художественная деталь «. глаза лошадиные. » «. за каплей каплища по морде катится. » Использование олицетворения «И какая-то общая / / звериная тоска // плеща вылилась из меня / / и расплылась в шелесте» Разнообразие звукового и ритмического рисунка «Гриб. / / Грабь. / / Гроб. / /Грубь. Лошадь на круп / / Грохнулась. Оригинальность рифм
Посттекстовый этап. Цели: подведение итогов, выводы, оценки, рефлексия. Посттекстовый анализ. Цели: подведение итогов, выводы, оценки, рефлексия. Вывод по уроку. Стихотворение Маяковского учит состраданию, сочувствию. Поэт надеется, что люди станут добрее, милосерднее, человечнее. Главное – измениться самому, тогда и окружающие научатся любить мир и всё живое в нём. Рефлексия урока. Изменилось ли ваше первичное впечатление от стихотворения? Что каждый лично для себя вынес из этого урока? Выставление отметок за работу Работа каждого оценивается в зависимости от того вклада, который он внёс в коллективный ответ плюс баллы за индивидуальные ответы.
Домашнее задание Написать мини-сочинение 1. «Как я понимаю последнюю строку стихотворения?» 2.«Близка ли мне, современному человеку, поэтическая идея стихотворения?»
Вывод Исследовательская работа на уроке литературы рассматривается с двух точек зрения: как метод преподавания; как уровень, которого достигают обучающиеся в своей деятельности. Выбранная коммуникативно-деятельностная технология позволяет организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся по этапам: — осознание цели — планирование действий – реализация намеченного — самоконтроль — самооценка достигнутого результата.
ВЫВОДЫ 1. Цели урока предполагали формирование и развитие — личностных УУД (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами); — коммуникативных УУД (межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение слушать и вступать в диалог). — регулятивных УУД (организация учащимися собственной исследовательской деятельности). познавательные УУД (формулирование цели, выбор путей решения поставленных задач). 2. Современный урок построен с учётом выхода на выполнение основных требований ФГОС: личностных, метапредметных, предметных результатов. 3. В ходе урока использован критериальный подход в оценивании знаний учащихся, что предполагает подготовку обучающихся к ГИА
Структура урока, учебное содержание соответствует поставленным целям и задачам; На современном уроке необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, развивать мотивационную, эмоциональную, волевую сферы. Поэтому учителю необходимо структурировать свою деятельность в соответствии с данными аспектами деятельности учащихся.
Структура КПУ 1. Тема. 2. Ориентировка в предметном содержании урока и в конкретных условиях обучения. 3. Цели КПУ: воспитывающая, развивающая, обучающая. 4. Тип урока. 5. Методы обучения 6. Наглядность. 7. Проект урока. Далее следуют : 1) педагогическое обоснование КПУ; 2) психологическое обоснование КПУ;
Источник
Современный урок литературы (тезисы)
статья по литературе на тему
Каков он, современный урок литературы? Что является его основой? какие методы должны быть использованы на уроке? Какова структура урока? каковы основные типы урока? Какова его главная цель?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii_uchiteley.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей-филологов Зудовой Е.Ю. по теме: Современный урок литературы (тезисы).
1.Урок – основное звено в литературном образовании и воспитании учащихся, в котором представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебного процесса: цель, содержание, средства, формы организации познавательной деятельности. Эта форма обучения обладает большими возможностями не только для освоения фундаментальных знаний по предмету и формирования общенаучных и специальных умений, но и для многонаправленного воспитания и развития личности ученика.
Каков же он, современный урок литературы?
2. Прежде всего он должен быть творческим. Творческий характер современного урока – необходимое качество. Оно пронизывает деятельность учителя и его воспитанников. Стимулируется творчество прежде всего содержанием материала, который должен нести в себе новизну для обучающихся, доступные для них достижения современного литературоведения, опираться на имеющиеся знания, умения, быть связанным со смежными предметами, с жизнью, с личным опытом учащихся.
3. Материал урока должен быть интересен учащимся конкретного класса, эмоционально и доступно изложен, концептуален(объединён одной идеей), в нём необходима высшая точка интеллектуального и эмоционального напряжения – кульминация.
4. Методы обучения, используемые на современном уроке, должны представлять оптимальное единство репродуктивных и поисковых, с тем чтобы обеспечить усвоение учащимися базовых знаний, стимулировать самостоятельность, критичность мышления, формировать способности самим решать проблемные ситуации, осуществлять научное исследование.
5. Формы организации познавательной деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная (коллективная) – должны находиться в тесном взаимодействии. Важнейшая задача учителя – обеспечить личностно ориентированное обучение, создать условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, умений, потребностей. На основе учёта индивидуальных особенностей школьников на уроке возникает возможность осуществлять дифференцированное обучение. Структура современного урока литературы свободна, подвижна, но всегда имеет свою логику, дидактическую обоснованность.
6. Урок обогащается различными средствами обучения: от учебника до компьютера, их использование должно быть эффективным, педагогически и психологически мотивированным, соответствующим природе учебного предмета.
Урок литературы по возможности должен быть произведением искусства: взаимосвязью, взаимообусловленностью компонентов обеспечивается его целостность, содержанием, методическим творчеством учителя – его неповторимость, изучением литературного произведения по законам искусства – его эстетический характер.
7. Эстетическое на уроке литературы неотделимо от нравственного. Атмосфера на занятии должна быть доверительной, располагающей к искренности, взаимоуважению и доброжелательности. Это зависит от нравственных качеств, образованности, общей культуры учителя, от его способности к сотрудничеству, к демократическому стилю общения, высокому уровню речевого поведения.
8. Структура урока должна быть гибкой, учебные ситуации – разнообразными, сложные задания целесообразно чередовать с более лёгкими, фронтальный опрос перемежать с индивидуальным, один вид деятельности – с другим, например: чтение учителя сменяется чтением учащихся, анализ эпизода – просмотром иллюстраций, устная работа – письменной и т.д. При этом важно соблюдать логику развёртывания познавательной деятельности учащихся, стремиться выстраивать урок по законам драматургического сюжета – завязка, кульминация, развязка. Урок, особенно в средних классах, не должен быть монотонным, его кульминация может быть связана с выразительным чтением произведения или фрагмента из него, интересной интерпретацией, проблемным вопросом или заданием, привлечением другого вида искусства, творчеством учащихся и пр.
9. Структура урока во многом определяет тип урока. На сегодняшний день в дидактике наиболее признанным для определения типа урока являются два критерия – по дидактическим целям и по месту уроков в общей системе обучения. Типология уроков выглядит следующим образом: 1) комбинированные; 2) уроки изучения новых знаний; 3)уроки формирования новых умений; 4) уроки обобщения и систематизации изученного; 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений; 6) уроки практического применения знаний, умений.
10. Главная цель литературного образования – воспитывать грамотного, талантливого читателя, умеющего наблюдать, размышлять, чувствовать в процессе общения с книгой. Формирование культуры чтения требует не только начитанности, теоретических знаний о литературе как искусстве слова, но и умений, навыков, в первую очередь умений видеть в произведении его внутренний смысл, проникать в его подтекст, воспринимать целостно, в единстве формы и содержания, владеть способностью выразительного чтения и рассказывания, сочинительства в устной и письменной форме.
11. Решение этих сложных задач во многом зависит от методически и психологически грамотного выбора типа и вида урока.
В настоящее время классификация уроков по этапам изучения литературного произведения выглядит следующим образом:
А) уроки чтения литературного произведения (первичное восприятие);
Б) уроки анализа, осмысления произведения (аналитическое чтение, углубленный анализ);
В) обобщение изученного ученного учителем ( заключительное слово), учащимися (итоговые высказывания, ответы на вопросы устно или письменно);
Г) уроки внеклассного (дополнительного) чтения.
Источник