Проект технологической карты урока с применением современных технологий обучения

Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС
статья

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Скачать:

Вложение Размер
tekhnologicheskaya_karta.doc 116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта как современная форма

проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. Он ориентирует на достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

В соответствии с требованиями ФГОС у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Термин «универсальные учебные действия» нужно понимать как «умение учиться».

Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования ФГОС указывают на реальные виды деятельности: овладеть, объяснять, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, различать причины и следствия, планировать и выполнять эксперименты.

Стандарт предполагает, что в основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагогу необходимо с помощью современных образовательных технологий организовать на уроках такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся необходимо специально организовать и какой результат при этом получить.

Отсюда вытекает главная педагогическая задача ─ научить ученика учиться.

При планировании образовательного процесса и построении урока педагогу необходимо определить:

— наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию универсальных учебных действий;

— учебные задачи, способствующие формированию и диагностике универсальных учебных действий при освоении предметного содержания;

— критерии и показатели оценивания универсальных учебных действий.

Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения требует принципиальных изменений деятельности педагога, реализующего Стандарт. Меняются роли участников образовательного процесса: обучающиеся погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта, а педагог – в роли организатора коммуникации.

Простое планирование урока не отражает цели и задачи, поставленные перед учителем, требуется введение в учебный процесс технологической карты урока, что является обязательным требованием ФГОС.

Технологическая карта урока и её структура

В разных источниках дается разное объяснение понятия «технологическая карта урока». Термин пришел в образование из области технических наук и сегодня широко применяется педагогами.

Рассмотрим некоторые варианты этого понятия.

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.

Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата.

Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.

Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

  • должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;
  • должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;
  • должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;
  • должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;
  • должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

Проведение учебного занятия с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Урок – главная составная часть процесса обучения. Учебная деятельность педагога и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким учителю необходимо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства.

Технологическая карта помогает сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и формировал умения, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивал их творческое сознание.

Технологическая карта начинается с общих сведений об уроке (сходны с планом-конспектом). За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы – тесты, решение задач, которые используются на уроке схемы или таблицы.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
  • цель освоения учебного содержания
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и универсальные учебные действия)
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
  • основные понятия темы
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

В технологических картах учитель должен детально расписать следующие этапы занятия:

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Ознакомление с новым материалом.
  5. Первичная проверка изученного материала.
  6. Закрепление.
  7. Применение полученных в ходе занятия знаний на практике.
  8. Обобщение и систематизация.
  9. Домашнее задание.
  10. Подведение итогов.

Составленная таким образом технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • реализовывать на практике межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт.

Например, в графическом варианте технологической карты могут быть отражены:

  • этапы урока;
  • время;
  • деятельность учителя;
  • деятельность обучающихся;
  • методы, приемы и формы обучения;
  • прогнозируемый результат образовательной деятельности;
  • учебно-методическое обеспечение.

Источник

Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления

Учителю предлагается для оформления «целостной картины современного урока» использовать технологическую карту. Это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. Что такое технологическая карта урока и как ее составлять и с ней работать?

Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта урока по ФГОС

Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.

Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.

Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.

Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие цели всего урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Прогнозируемые результаты

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
  • вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
  • дать уточненное определение термина «корень»;
  • учить находить корень слова;
  • учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Источник

Читайте также:  Современная лыжная классическая техника
Оцените статью
Поделиться с друзьями