Проект урока по русскому языку с использованием современных образовательных технологий

Урок с использованием современных образовательных технологий.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок на тему «Различение частиц НЕ и НИ с использованием современных образовательных технологий».

Скачать:

Вложение Размер
Различение отрицательных частиц НЕ и НИ 27.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ .

РАЗЛИЧЕНИЕ ЧАСТИЦ НЕ и НИ.

Тип урока – комбинированный.

Использование следующих современных технологий:

  • — работа в группах — систематизация и усвоение нового материала;
  • — дифференцированное обучение ( на этапе закрепления )
  • -игровая технология ( на этапе подведения итогов уроков)
  • — познакомить учащихся с условиями выбора частиц НЕ и НИ ;
  • — выработать умение различения частиц НЕ и НИ ;
  • — формировать навык различения частиц НЕ и НИ и правильного их употребления на письме.

Попутное повторение: знаки препинания в простом и сложном предложении.

Оборудование и материалы : мультимедийное оборудование, учебники , задания для каждой группы.

Учитель спрашивает, есть ли вопросы по домашнему заданию, объявляет тему урока, основные задачи урока и формы и способы решения этих задач.

Ученики по своему выбору формируют три группы .Самостоятельно выбирают один из трех предложенных для группового изучения и выполнения вопросов и заданий:

  1. Дополнить таблицу с примерами употребления частиц теоретическими положениями о правилах выбора НЕ или НИ на письме.( Написанное мелким курсивом в таблицах учеников отсутствует)

Не выучил – выучил

Не приходила – приходила

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный .

Ему не страшны ни морозы, ни стужа. Её не остановят ни запреты, ни угрозы, ни слезные мольбы.

Если опустить частицу, смысл не изменится .

Кто не знает этого?

Куда мы только не обращались!

Где только они не побывали.

Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

( Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест.

Сколько ни говори «халва» во рту слаще не станет )

С существительными в родительном падеже при отсутствии в предложении глаголов с НЕ или слова НЕТ . (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях, которые надо запомнить.

(не по себе, не в духе , не кто иной , как…и т. д. )

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

  1. Ознакомьтесь с правилами различения частиц НЕ и НИ в учебнике и вставьте буквы в предложенные примеры и объясните их.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

3) Работа по составлению тестовых вопросов с кратким ответом по материалам учебника.

По окончании отведенного на работу в группах времени (15 минут) от каждой группы выступает 1 представитель, демонстрируя результат работы.

  1. Проверка усвоения знаний. Дифференцированные задания.

( выполняются в группах, каждый ученик выбирает себе задание по силам)

А –выбрать ответ и обосновать свой выбор

1.Буква И пишется в словах, обозначенных цифрами.

Сколько его н (1), он даже н (2) оглянулся. Н (3) сказав н (4) кому н (5) слова, Иван встал и вышел. Кого только н (6) встретишь на реке?

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Ель Н(1)когда Н(2) плачет, Н(3)кому Н(4) кланяется.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?

В 1907 году В. Серов написал Н(1)большую картину «Пётр I», которая внешне почти Н(2)чем Н(3) отличалась от своих предшественниц, между тем как по значимости она имела большое значение в становлении Серова как исторического живописца.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Сколько н(1) просили Митю сходить за хворостом, он н(2) произнёс н(3) единого слова и даже н(4)чем н(5) показал, что слышит своих спутников.

5.Укажите предложение с орфографической ошибкой, поясните, с какой.

1)Что бы мне про нее ни сказали, все равно не поверю

2)Вокруг не было не одного родного человека

3)Ни вчера, ни сегодня не попалось ни грибка, ни ягодки

4)На стоянке не было ни души, но не было и такси.

Б – списать, вставить буквы, объяснить свой выбор .

1.Пахота была хорошая и (н…) где по полю (н…) в…днелось (н…) одного кустика, (н…)одной травки. 2.Все прежние мысли о женихе о кн..жне Марье о д..ревенской жизни (н…) разу (н…) пришли Наташе в голову. 3.(Н..) раз друг ув..зил Долохова от п..гони (н..)раз он по городу катал их с ц..ганами. 4.Для него (н..) было (н..)каких – (н..) физических (н..) моральных оков: он все мог ..делать и (н..)что его (н..)связывало. 5.Он (н…)во что (н..) верил и (н..) чего (н..) признавал.

(Проверка с объяснением устно)

В – ответить на вопросы теста

1.В каком примере пишется НЕ?

1) н___ за что благодарить

2) н___ разу не ответили

3) н___ кого не просил

4) н___ два н___ полтора

2.В каком примере пишется НИ?

1) н__ мог н___ слышать

2) нельзя н__ любоваться

3) н__ слуху н__ духу

4) н__ повторил правило

3.В каком примере пишется НЕ?

1) приехал н__ один

2) во что бы то н__ стало

3) на небе н__ облачка

4) нет н__ тетради, н__ ручки

4. Подведение итогов. Игра – эстафета.

Перед подведением итогов урока и проверкой усвоения материала ( игрой –эстафетой) ребята ставят мебель на место и рассаживаются как обычно. Теперь они не в группах, в которых выполняли задание по изучению и систематизации сведений о правописании частиц. Теперь они принесут в свою команду по игре полученные знания и смогут их продемонстрировать.

2.В конце – подведение итогов – игра –эстафета .

Какой ряд первым заполнит листок с заданием и сдаст?

Игру проводят 2-е ведущих, которые сообщают ученикам игровые правила.

1 Вот сейчас поиграем с ребятами.? У нас есть для них интересная игра. Мы хотим проверить, хорошо ли они поняли тему. (Учитель дает согласие.)

2 У нас специально для вас заготовлены три листочка с одинаковым текстом,

в котором перепутались частицы НЕ и НИ в предложениях.

Играть будем по трем рядам : первый ряд – первая команда, второй – вторая, третий – третья.

Каждый ряд получает листочки с одинаковым текстом , где пропущены буквы в частицах НЕ и НИ. Их надо вставить правильно и быстро.

Игра напоминает эстафету. Кто быстрее правильно вставит буквы в частицы?! Каждая команда должна найти слово и вписать в него нужную букву (и или е). Затем лист передается следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Задания считаются выполненными, когда листы окажутся у нас в руках.

Игроков в каждой команде может быть разное количество ( но количество предложений одинаковое — совпадает с количеством сидящих в самом многочисленном ряду. Если в другом ряду игроков меньше, то один может вставить 2 буквы.)

Ни соревнования, ни состязания не привлекают моего внимания.

Ни котлета, ни конфета не нравятся атлету.

Не принёс ученик ни тетрадей, ни книг.

Ни свет ни заря проснулся я зря.

Когда я дома не один, то не хожу я в магазин.

Не раз гитару в руки брал, ни разу звука не издал.

Ведущие проверяют по шаблону ответы под контролем учителя. Затем объявляется победитель.

5.Подведение итогов урока, объявляются оценки и домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме-Япония (модульное обучение), урок по теме- Развитие форм рельефа ( межпредметные связи), урок по теме- Ветер ( проблемное обучение).

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру.

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск.

Представлены разработки уроков с использованием игровой технологии, технологии развивающего обучения, проблемно-поисковой технологии, кейс-технологии, технологии «аквариум».

Статья к науч-но практической конференции » Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк.

Применение современных образовательных технологий.

Источник

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Разделы: Литература

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.

Поиск ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Предметно-ориентированные технологии
  2. Технологии личностно-ориентированного обучения
  3. Технология эвристического обучения
  4. Диалоговые технологии
  5. Игровые технологии
  6. Информационно-коммуникационные технологии
  7. Здоровьесберегающие технологии.

Остановлюсь на технологиях, элементы которых применяю в своей практике:

1) предметно-ориентированные технологии

К ним относятся

а) технология дифференцированного обучения. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.

Рассмотрим один из подходов к обучению учащихся на уроках русского языка в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается делить содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности: А, В и С, где уровень А может обеспечивать обучение в общеобразовательных классах и в классах естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В рекомендован учащимся, ориентированным на профильное гуманитарное образование, а уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала.

Рассмотрим варианты разноуровневых карточек по теме 9-го класса, которые я использую на своих уроках, например, по теме: «Повторение материала, изученного в 5–8-х классах».

А I. Среди приведенных предложений найдите двусоставные и односоставные. Подчеркните грамматические основы. 1. Штурмана, знаешь, народ хитрый. 2. Вот желают нам, морякам, люди счастливого плавания… 3. Тихие рыболовы, как у нас.

II. Исправьте ошибки в приведенных предложениях. 1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством. 2. В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю. 3. На картине запорожцы о чем-то смеются и веселятся.

В I. Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику. 1. В голове гудит от постоянного напряжения. 2. Мне вернули журнал лишь в конце недели. 3. Дама с собачкой вышла во двор.

II. Составьте предложения, употребив слова к счастью, безусловно, наконец в одном случае в качестве вводных слов, в другом – как члены предложения. В последних примерах определите, к какой части речи эти слова относятся.

С I. Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив недостающие знаки препинания. 1. Николка нахмурился и искоса как птица посмотрел на Василису. 2. Каюсь в скверном. 3. Что у вас делается?

II. Составьте два предложения, употребив слово как. В первом случае оно будет входить в состав сказуемого, во втором – в сравнительный оборот.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:1)составление текстов диктантов;2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу; 3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр); 5) работа с дополнительной литературой; 6) проверка индивидуальных заданий; 7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.

б) технология концентрированного обучения

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе. Для того чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаются интересные эпизоды, используются рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе литературных произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности. Например, уроки в 6классе. Если первый день «погружения» по литературе посвящается славянской мифологии, то в первый день по русскому языку учащиеся выполняют такое задание:
Спишите, подчеркните основы, расставьте знаки препинания:
1. Перун бог грома и молнии. 2. Ярило бог в_-сеннего солнца покр_витель любви пл_дородия. 3. Самое страшное вр_ждебное человеку б_жество Морана. Она живет на севере в недрах скал. Морана б_гиня ночи зимы смерти.

Тема этого урока по русскому языку «Тире между подлежащим и сказуемым». По орфографии повторяется правописание безударных гласных в корне слова.

При использовании концентрированного обучения:

1. Материал изучается крупными блоками.
2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.
3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.
4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
7. Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа.

2) технология личностно-ориентированного обучения

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование

На своих уроках я использую метод проектов – самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Этапы работы над учебным проектом:1.Предварительный выбор старшеклассником темы 2.Составление плана 3.Изучение литературы по данной теме и сбор материала 4. Создание собственного текста 5.Защита 6.Ответы на вопросы по теме проекта. В пример можно привести проекты, созданные учащимися 7 класса по теме «Особенности читательских интересов семиклассников» и 8 класса по теме «Анализ литературной и политической деятельности поэтов-декабристов», с которыми они выступали на конференции «Я – исследователь» и областной научной конференции.

3) игровые технологии

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, например, на уроке литературы в 8А классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова «Путешествие по лермонтовским Тарханам»; уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.

4) информационно-коммуникационные технологии

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Использование ИКТ в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью этих технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. К тому же возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

И именно использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты.

На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию.

Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (например, презентация учеников 9 класса по теме «Искусство серебряного века» можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках искусства).

Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Впоследствии с этими порталами я также знакомлю и своих учеников, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии.

Меня как учителя – практика особенно заинтересовала Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представленная на Федеральном портале «Российское образование». В базисном учебном плане на преподавание русского языка в старшей школе отводится 2 часа в 10 классе, 2 часа в 11 классе. При этом предмет «Русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах, систематизировать, обобщить и повторить материал на более высоком уровне мне помогает использование цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

На этапах повторения и обобщения в 10 и 11 классах использую интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.

Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).

Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю литературы важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и нужный урок.

В практике своей работы я использую «Энциклопедию русской литературы», мультимедиа-пособии из серии «Виртуальная школа» «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» и «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», «Русская литература XVIII-XX век» и другие. Хочу привести примеры использования средств Интернета на уроках:

1) В учебнике «Энциклопедия русской литературы» часто использую страничку «Литературное кафе», в котором можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Так начинались уроки в 10 классе по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в 9 классе – романа «Евгений Онегин». В разделе «Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстрационный материал. Использование этого учебника очень удобно: все темы подразделены на временные периоды, что облегчает поиск.

2) 1-ый урок по творчеству Ф.И.Тютчева. После беседы о впечатлениях от прочитанных стихотворений, актуализации уже имеющихся знаний о Ф.И.Тютчеве, переходим к работе с программой «Кирилл и Мефодий». Включить программу по литературе «Кирилл и Мефодий» ( Значок «Литература». «Уроки литературы.Урок 30. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество». Записать тему и цель урока, план, рассмотреть портрет поэта. Нажав клавишу «Уроки», переходим к уроку 31. Далее, нажав клавишу «Содержание», можем выйти в Интернет-ресурсы и побывать в усадьбе Тютчева в селе Овстуг, посмотреть портреты родителей. На этом же этапе следует записать и основные темы и мотивы в лирике Ф.И. Тютчева. Итог: используя лекционный метод в рамках информационных технологий, стимулируем интерес к работе с текстовым материалом, развиваем умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, стимулируем активное слушание, способствующее пониманию учебного материала, развиваем познавательный интерес учащихся, расширяем кругозор, учим работать с дополнительными источниками получения информации, тем самым формируем коммуникативную культуру ученика. При выполнении домашнего задания учащиеся используют информационные технологии: Интернет-ресурсы, статью в уроке 30.

3) На этапах закрепления материала, контролируя знания и умения учащихся, обращаюсь к тестовому контролю. В 10-11 классах активно использую тесты для подготовки учащихся к ЕГЭ. Электронный тестовый контроль позволяет ученику получить оценку своей деятельности сразу по завершении работы, в отличие от бумажного носителя. На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по литературе и русскому языку электронные тренажеры «1С. Репетитор по литературе», «1С. Репетитор по русскому языку», ресурсы сети Интернет, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть результат. На официальном информационном портале Единого государственного экзамена выпускники проходят онлайн-тестирование.

При подготовке к урокам использую следующие Интернет-ресурсы:

а) Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
б) Издательский дом «Первое сентября», https://rus.1sept.ru – газета «Литература», «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы», «Я иду на урок русского языка».
в) Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru
г) http://www.rusedu.ru/ – архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.
д) http://fcior.edu.ru; http://eor.edu.ru. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
е) http://www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ё) http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал ЕГЭ.

Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Но успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю–новатору становится самому интересно овладевать СОТ и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях.

Источник

Читайте также:  Обои мультяшные красивые с девочками
Оцените статью
Поделиться с друзьями