Проекты домов мавританском стиле

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Мавританский стиль

Особняк А.А.Морозова на ул. Воздвиженке в Москве. 1894-1898. Архитектор В.А. Мазырин.

Мавританский стиль — (от лат. Mauritania – древнеримское название области в Северо-Западной Африке от mauri, греч. mauros – темный) – неостиль в европейском искусстве второй половины XIX в.

В отличие от искусства мавров (чернокожих людей, арабов и берберов, так их называли в средневековье) термин «мавританский стиль», во избежание путаницы, следует относить к эпохе Историзма и неостилей XIX в.

Появление мавританского стиля (правильнее – неомавританского) связано с движением национального романтизма, охватившего страны Европы в период после наполеоновских войн, а его корни можно найти в увлечении экзотикой Египта периода наполеоновского Ампира. Египет с XII в. находился в сфере арабо-мусульманской культуры, поэтому открытие европейцами египетского искусства в начале XIX в. , после Египетского похода Бонапарта 1798-1799 гг. , сопровождалось знакомством с экзотикой арабского Востока. Однако отчетливо мавританский стиль проявился в архитектуре, оформлении интерьеров и мебели только во второй половине XIX в. Он был эклектичным, так как наряду с «мавританскими» включал элементы сирийского, индийского, персидского и даже китайского искусства. После второй Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в русском искусстве усилилось влияние форм искусства мусульманской Турции. Во дворцах и частных особняках периода Историзма престижным считалось оформлять курительные и кофейные комнаты в «восточном вкусе», ванные оформлялись под мавританские серали.

Читайте также:  Спортивная мода для зала

По проекту архитектора А. Брюллова в Зимнем дворце в Петербурге в 1839-1840 гг. была создана ванная комната в «мавританском стиле». Она не сохранилась, но запечатлена на акварели Э. П. Гау в 1870 г. Многие интерьеры получали название «Альгамбра». Этот смешанный стиль, отчасти подготовивший эклектику Ар Деко 1920-х гг. , иногда именовали «стилем сарацинов» (от лат. saraceni – античное прозвание жителей Аравии). Другое название – «стиль мореск» (от франц. moresque – мавританский). В конце XIX в. здания синагог в разных странах также строили в «мавританском стиле».

Альгамбра — (от араб. «аль-хамра» – «красный»), дворцовый комплекс в южной Испании, построен в середине 13 – конце 14 вв. правителями Гранадского эмирата из династии Насридов в Гранаде, на скалистом уступе над долиной р.Дарро — самый знаменитый образец для подражания в мавританском стиле.

В мавританском стиле построен большой доходный дом князя А. Мурузи в Петербурге на углу улицы Пестеля и Литейного проспекта. В Доме Мурузи жили Бродский, Гиппиус и Мережковский. Мода на «стиль морески» сохранялась и в период Модерна 1890-1910-х гг.

Интересным примером мавританского стиля в русской архитектуре этого периода является особняк А. А. Морозова на улице Воздвиженке в Москве. Особняк на Воздвиженке, известный как Дом Дружбы, был сооружен для эксцентричного Арсения Морозова, двоюродного племянника Саввы Морозова.

Это здание называли в Москве «испанским домом» и «испанским замком». И даже в некоторых путеводителях по нашей столице — причем даже недавнего времени — о нем говорилось, что особняк Морозова построен по мотивам «испанской архитектуры XV — XVI веков». Однако это не вполне соответствует действительности. Во время одного из своих путешествий Арсений Абрамович Морозов посетил старинный мавританский город Синтру, в котором находится дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 году и принадлежавший баварскому принцу Фердинанду, мужу португальской королевы Марии II. Дворец поразил его удивительным сочетанием разных стилей — звонницами и минаретами, куполами и стрельчатыми окнами, драконами и фантастическими животными. Очарованный Арсений тут же заказал перестройку своего особняка на Воздвиженке по образу и подобию португальского дворца архитектору Виктору Александровичу Мазырину.

Читайте также:  Современные кухни дизайн цветные

Лучшего исполнителя своего замысла он не мог найти. Архитектор разрабатывает композицию дома как сочетание разных стилей и разновеликих объемов. Богато декорированный фасад украшен двумя причудливыми башенками, между которыми разместился портик. Декор оконных проемов и ограждения кровли были близкой аналогией португальского дворца. Морские раковины, цветы, витые пояски, виноградные листья, диковинные деревья, свисающие гирьки, консольки и башенки сплелись в причудливое сочетание, удовлетворившее и архитектора, и заказчика. Строительство дома началось в 1898 году и было завершено через 2 года. Арсений Морозов стал обладателем самого причудливого особняка в Москве. Аристократическая Москва скептически морщилась. У графа Льва Николаевича Толстого в романе «Воскресение» Нехлюдов, проезжая по Воздвиженке, размышлял о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку». Не менее резко высказалась мать Арсения — Варвара Алексеевна Морозова, когда узнала, что сын сделал с ее подарком — особняком в русском стиле: «Раньше я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва знает». Но для Арсения Абрамовича дом был его мечтой, построенный его архитектором в соответствии с его представлениями о красоте. На все упреки братьев о безвкусии и непрактичности Арсений отвечал: «Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет». Его слова оказались пророческими. Более века особняк на Воздвиженке поражает своей необычностью, словно сказочный замок из книжки. Арсений Абрамович Морозов умер в 1908 году в возрасте 35 лет. Поспорив с друзьями на очередной вечеринке, что сможет вытерпеть любую боль, он вышел в кабинет и прострелил себе ногу. Пари он выиграл, но вскоре началось заражение крови, и Морозова не стало. Необычная смерть как бы подчеркнула необычность человека.

Источник

доходный стиль: мавританский

«. Эти десять квадратных метров принадлежали мне, и то были лучшие десять метров, которые я когда-либо знал.»

«Мавританский стиль возник в Европе ближе к концу ХIХ века. Мавританией называли северную область Африки. Не стоит полагать, что мавританский стиль – это стиль искусства жителей самой Мавритании или народов её населявших. Мавританский стиль — изобретение европейцев, созданное под влиянием культуры Северной Африки и многое перенявший у арабов, мавров и других народов — из культур Индии, Сирии и даже Египта.

Мавританский стиль радует взоры и будоражит фантазию. Это грёзы целой эпохи путешественников, романтиков, мудрецов и завоевателей, воплощённые в камне.

Характерными элементами мавританского стиля в архитектуре принято считать колонны, аркады, остроконечные арки, формы сводов в виде сталактитов. Декоративная отделка мавританского стиля насыщена точёными элементами, решётками сложной конфигурации и замысловатыми узорами.» (с)

«Первым в России доходным домом, спроектированным в мавританском стиле, стал «дом Мурузи» на углу Литейного пр., 24, и Пантелеймоновской ул. (ныне ул. Пестеля).

(именно на этом углу Литейного проспекта Достоевский разместил особняк генерала Епанчина в романе «Идиот»)

В 1874-1877 годах по заказу князя Александра Дмитриевича Мурузи был построен роскошный пятиэтажный доходный дом, выходящий на три улицы и площадь. Необычный для Петербурга мавританский стиль подчеркивал восточное происхождение князя, потомка древнего византийского рода, чей дед был господарем Молдавии и Валахии, а отец — значительным турецким дипломатом.

Дом поразил современников богато украшенными фасадами, пятью парадными лестницами, роскошью внутренней отделки, удобством квартир, имевших водопровод и редкое по тем временам водяное отопление.

(Ахматова вспоминала, как ее маленькую специально привозили в пролетке посмотреть на это чудо архитектуры)

Но особенно потрясала воображение современников 26-комнатная квартира самого владельца дома, отделанная с поистине восточной роскошью, в ее парадном зале среди мраморных колонн бил фонтан.

«Дом князя Мурузи можно причислить к первейшим палаццо Петербурга», — писал современник-журналист. (с)

Источник

НА СТИЛЕ

10 самарских зданий в готическом и мавританском стилях, которые стоит увидеть своими глазами

26 мая 2017, 13:13 14 225

Автор: Андрей Артёмов

В прошлый раз мы исследовали советский модернизм, а теперь вновь обратимся к дореволюционным постройкам. Да не простым, а возведенным в «экзотических» стилях. Гостья из мрачного Средневековья — готика и посланец волшебного Востока — мавританский стиль.

Готика и мавританский стиль

Годы существования стилей в России:

∼ конец XVIII века — 1910-е годы (готика),
∼ середина XIX века — 1910-е годы (мавританский стиль).

В Самаре эти два стиля задействовали прежде всего при строительстве культовых сооружений. Количество особняков и доходных домов сравнительно невелико, и оттого каждый из них становится только ценнее. Стоит отметить, что мавританский стиль нашел широкое применение в архитектуре загородных дач самарских купцов. Однако многочисленные реконструкции, произведенные в советский период, зачастую не оставляют от него и следа, а некоторые постройки и вовсе не сохранились.

Примечание: при подготовке материала использованы книги Вагана Каркарьяна «Модерн в архитектуре Самары» и «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.

1. Храм Пресвятого Сердца Иисуса

(Фрунзе, 157а)

Дата постройки: 1906 год
Архитектор: проект — Фома Богданович, надзор за строительными работами — Александр Щербачев

Квинтэссенция готического стиля в архитектуре Самары и — вкупе с модерновым особняком Курлиной и конструктивистским Домом радио — один из самых «открыточных» видов города. Строительство костела началось в 1902 году и обошлось в 80 000 рублей.

Главный вход — это ряд стрельчатых арок, расположенных одна за другой и утопленных в кирпичную стену Над входом возвышается белая витая колонна с капителью. Подобно пружине, она усиливает устремленность вверх, подчеркивает ось симметрии.

Фасад фланкирован стройными, высокими башнями. Они неотъемлемы от образа готического собора. Для готики чуждо застывшее спокойствие. Ее стиль — взлет ввысь, вертикали. Развитие по горизонтали сведено к минимуму. Граненые пилястры башенок завершаются остроконечными шлемами».

В январе 1930 года в костеле был открыт Польско-немецкий клуб. А самым длительным его «арендатором» в советский период был краеведческий музей, размещавшийся здесь с 1941 по 1991 годы, после чего храм был возвращен верующим.

Не лишним будет заглянуть и во двор костела. Там вы обнаружите двухэтажную каплицу — католический молельный дом, построенный еще в 1887 году. В ней до постройки костела проводились службы, а на втором этаже жил священник.

2. Лютеранская церковь святого Георга

(Куйбышева, 115-117)

Дата постройки: 1865 год
Архитектор: проект инженера Николая Еремеева, он был переработан архитекторами из Санкт-Петербурга

Изначально здание кирхи строилось для католической общины города. Главным «зачинщиком» в этом деле был самарский купец Егор Аннаев. Когда к 1864 году храм уже был почти готов, в католической Польше, входившей в то время в состав Российской империи, произошло восстание. В итоге с согласия Егора Аннаева здание было передано лютеранской общине города.

Здание кирхи было освещено 26 сентября 1865 года. Спустя 12 лет оно было практически уничтожено грандиозным пожаром. На восстановление кирхи ушло 6 лет. Но нет худа без добра, тогда же она обзавелась боковыми флигелями.

Как и костел, кирха была закрыта в январе 1930 года. Однако список «арендаторов» у нее был куда больше. Начиная от «Союза воинствующих безбожников» 1930-х годов, заканчивая мастерской скульпторов-монументалистов. В первом списке памятников истории и культуры 1966 года она проходил как «Мастерская Союза художников. Готика».

21 декабря 1991 года в кирхе, несмотря на то, что еще не закончились реставрационно-ремонтные работы и не работало отопление, после 60-летнего перерыва было проведено первое рождественское богослужение.

3. Особняк Субботина-Маркисона

(Алексея Толстого, 30)

Дата постройки: ∼ 1911-1912 годы
Архитектор: Михаил Квятковский

Готика в Самаре — это не только места отправления культа, но и доходные дома. В истории этого красавца с улицы Казанской было все то, за что мы любим дореволюционные постройки — кардинальная перестройка здания талантливым архитектором на деньги влиятельной купеческой семьи и квартиросъемщик-масон.

За свои заслуги в украшении архитектурного облика Самары особняк Субботина-Маркинсона удостоился от ДГ отдельной статьи.

4. Фахверковый дом

(Фрунзе, 75)

Дата постройки: ∼ 1904-1912 годы
Архитектор: неизвестен

Кусочек северной Европы на бывшей Саратовской. Построен дом для известного самарского адвоката Осипа Гиршфельда. Ему же принадлежал каменный дом, выходящий на улицу Фрунзе.

Остроконечный щипец, двускатная кровля, конусообразное завершение угловой башни, эркеры, поддерживаемые деревянными консолями, в сочетании с рядом модернистских элементов придают зданию черты «готической» архитектуры северной Германии.»

За свои заслуги в украшении архитектурного облика Самары фахверковый дом также удостоился от ДГ отдельной статьи.

5. Дом Линева-Розиной

(Куйбышева, 44)

Дата постройки: 1901 год
Архитектор: Филарет Засухин

Пересечение улиц Пионерской и Куйбышева привлекает внимание наличием двух прекрасных зданий, приятно дополняющих друг друга. По нечетной стороне дореволюционной Дворянской протянулся самарский «офис» Русского торгово-промышленного банка. На рубеже XIX-XX веков его фасад приобрел современный вид. Известный архитектор Александр Зеленко преобразил типовой проект в образчик «старофранцузского» стиля.

Их соседи по четной стороне решили не отставать и заказали перестройку своего двухэтажного дома в «немецком» стиле (так в дореволюционной Самаре именовали готику). Автором реконструкции стал известный самарский зодчий Филарет Засухин.

6. Доходный дом Вильгельма Кирста

(Галактионовская, 74)

Дата постройки: 1897 год
Архитектор: неизвестен

В течении пяти лет после постройки домом владел самарский купец второй гильдии немецкого происхождения Вильгельм Кирст. В Самаре он торговал минеральной и артезианской водой, имея павильоны для их продажи в самых бойких местах города.

Повнимательнее приглядевшись к фасаду можно заметить детали, сходные с теми, что использованы в особняке Линева-Розиной и фахверковом доме. Самым запоминающимся элементом здесь является остроконечный фронтон с круглым окном.

Красота здания и удачное расположение неоднократно привлекали различных арендаторов. В 1913 году здесь открылась «Новая центральная гостиница» купца Ушакова с певческим хором, бильярдом и прочими прелестями жизни. В 1990-е годы дом Кирста был известен самарским модницам, в нем на первом этаже располагался «Захар-Бутик».

7. Хоральная синагога

(Садовая, 49)

Дата постройки: 1908 год
Архитектор: Зельман Клейнерман

Решение о ее строительстве было принято в 1903 году, когда стало очевидно, что существовавшие к тому моменту в Самаре два молельных дома не вмешают всех желающих. Стоимость строительства была оценена в 50 000 рублей. Эта сумма была собрана при помощи добровольных пожертвований челнов иудейской общины Самары.

Чередование красных и белых полос кирпичной облицовки и орнаментальная трактовка плоскости стен также роднят архитектуру самарской синагоги с мавританской. Вход в здание решен парадно, в виде портика. Над главным входом расположено огромное круглое окно, в центре которого — шестиконечная звезда Давида. Ряд ступенчатых арочных окон освещает лестницы, построенные в северной и южной сторонах синагоги».

Большую часть советского времени в синагоге располагался хлебозавод. В 1990-х годах началась реконструкция здания, которая длится по сию пору.

8. Особняк купца Белоусова

(Куйбышева, 72)

Дата постройки: 1898 год
Архитектор: Александр Щербачев

Вот уж правду говорят: «Мал золотник, да дорог». Особняк Белоусова не может похвастаться протяженностью по красной линии или этажностью. Но маленький кусочек Магриба на бывшей Дворянской неизменно привлекает внимание. Контраст с не самой броской застройкой этой стороны улицы делают его еще более заметным.

Красота дома была по достоинству оценена самарскими купцами. Так с 1907 по 1917 годы на его первом этаже располагался «Торговый дом братьев Клодт». В 1960-х годах в доме Белоусова располагалась прокуратура Самарского района.

9. Особняк Серебрянниковой

Дата постройки: 1904 год
Архитектор: Александр Щербачев

Что интересно, первоначально дом был одноэтажным и, также, как и особняк Белоусова, имел минареты. Александр Щербачев здесь использует те же архитектурные элементы, например, колонны с капителями композитного ордена. Сейчас особняк занимает (как минимум с 1960-х годов) лечебное учреждение, а до этого там располагался архив партийной истории обкома КПСС.

10. Дом Масловского

(Ульяновская, 51)

Дата постройки: ∼ 1910-1915 годы
Архитектор: неизвестен

Дом-загадка. История его завершается там же, где начинается наименование в списке объектов культурного наследия. Даже инициалы владельца остаются за кадром. Можно лишь предположить, что дом построен или какое-то время принадлежал известному самарскому фтизиатру Виктору Юлиановичу Масловскому.

Нельзя не отметить и соседний новодел (Ульяновская, 47), пожалуй, один из лучших образцов архитектуры 2000-х годов в историческом центре Самары. Но это уже совсем другая история.

Фотографии: Влад Виноградов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями