Как монетизировать увлечение концептуальным искусством
В ноябре 2016 года Ирина Синицина открыла собственную галерею современного искусства, в которой выставляет работы рязанских художников и авторов из Москвы и Санкт-Петербурга.
Прежде Ирина жила в Санкт-Петербурге и стажировалась в местной галерее, поэтому хотела запустить бизнес там же, но помещение в Рязани нашлось быстрее. Дело пошло, и уже через две недели там открылась первая выставка галереи «Люди».
Ирина Синицина рассказала Контур.Журналу о том, как она старается сместить интерес публики с реалистичной живописи к концептуальному искусству, почему художники-любители оценивают свои картины в два раза выше, чем профессионалы, и как она решает проблемы с онлайн-продвижением.
Запуск
Мы с другом придумали формат кафе-бутик-студии, куда люди могли бы приходить обедать и ужинать и время от времени знакомиться с разными направлениями в искусстве — раз в три месяца мы организовывали выставки.
Поначалу мы работали именно с рязанскими художниками — для нас это было принципиально, но постепенно о нас узнали в Москве и Санкт-Петербурге, некоторым столичным художникам было интересно выставиться здесь — они написали сами. Так наш проект начал развиваться, но я хотела совершенствовать узкое направление — войти именно в галерейный бизнес. В тот период я жила в Санкт-Петербурге и стажировалась в местной галерее, а потому планировала открыть свое дело именно там.
Очень быстро нашлось помещение в центре города именно в Рязани, и я подумала, что частных галерей, которые сотрудничают с молодыми художниками, художниками-экспериментаторами и художниками-любителями, здесь, наверное, нет, потому что все, как правило, стараются обратиться к «Союзу художников России», более профессиональной и более традиционной живописи. Галерея «Люди» обещала стать интересным экспериментом именно для Рязани.
Конкуренты
Я больше люблю концептуальное искусство, например, искусство XX века, в частности, сюрреализм, по которому я писала дипломную работу. Именно такие направления я стараюсь выставлять, хотя зритель лучше воспринимает традиционную реалистичную живопись.
Мне интересно познакомить аудиторию с чем-то новым, чтобы люди понемногу привыкали и более адекватно воспринимали новые направления. Раньше выставки могли быть связаны с временем года и какими-то событиями, позже я от этого отошла.
Некоторые художники, у которых есть свой бизнес, например, мастерская керамики, иногда проводят с нами мастер-классы. То же самое по мозаике: девушка живет в Москве, у нее там собственный бизнес, но она периодически сотрудничает и с нами.
В городе есть примерно пять частных галерей, с которыми мы конкурируем по продажам произведений мастеров из «Союза художников России». Одна из самых старых галерей сотрудничает непосредственно с этой творческой организацией. Есть небольшая галерея, которая выставляет петербургских художников. Я стараюсь посещать и поддерживать обе.
Есть галерея при художественном магазине, на чьих выставках я не была, но мне говорили, что там экспозиция постоянно обновляется. Это те галереи, которые на слуху, которые в городе знают практически все.
Мы находим авторов через интернет, также помогают личные знакомства. С некоторыми я познакомилась, еще когда училась на архитектора, мы даже вместе проходили вступительные испытания — готовились к рисунку и графике. Также я постоянно посещаю много выставок в разных городах и стараюсь сразу договариваться с художниками на месте.
Многие художники рекомендуют своих товарищей, обращаются к нам сами, присылают свои резюме и портфолио. Если мне интересно, мы продолжаем сотрудничать. Поначалу можно выставить несколько картин совместно с другими художниками и, если все пройдет хорошо, организовать персональную экспозицию.
Особенности
Обычно на выставку приходят поклонники автора, которые уже знакомы с его творчеством и им интересно посмотреть, как он развивается дальше. Обычно к выставке готовятся за полгода или даже больший период — публике интересно наблюдать за развитием.
Покупателем же может быть кто угодно. Двадцатилетние посетители часто приобретают небольшие работы в подарок, более взрослая аудитория, которая может позволить себе покупать дорогие вещи, выбирает картины себе домой.
Иногда люди обращаются за картинами на заказ. Со скульптурами я пока не связываюсь, потому что мне не хватает пространства в галерее, но, если люди обращаются, то я даю контакты скульпторов. Чаще у нас заказывают роспись стен в подъезде, доме или кафе.
Средняя стоимость картины в галерее «Люди» — 10 000-20 000 руб. Для сравнения: в Санкт-Петербурге средняя цена возрастает до 50 000 руб. По крайней мере, так было в той галерее, в которой я работала.
Как правило, цену определяет именно художник. Он знает, сколько хочет получить за определенную картину. Интересно отметить, что профессиональные художники обычно назначают цену в два раза ниже, чем художники-любители, потому что у любителей меньше практики, они не учились в университете, у них особое отношение к каждой картине. Такой художник не создает «салонную» работу, это его личные поиски. Иногда он вообще отказывается ее продавать, использует только для демонстрации на выставках.
Цена не зависит от того, как долго создается произведение, потому что все работают в разных техниках и с разной скоростью. Кому-то комфортно писать несколько лет, кому-то пару недель. Больше влияет конечный результат.
К сожалению, там, где я снимаю помещение, у нас нет никакой вывески, то есть реклама идет только через интернет — я продвигаю галерею в социальных сетях и готовлюсь запустить сайт.
У меня есть несколько своих источников — это рязанские газеты, которые освещают наши выставки в разделе «Афиша» на одном уровне с государственными городскими художественными музеями.
К сожалению, оказывается, что мои уведомления в социальных сетях, которые я публикую за несколько недель до открытия выставки, не все видят вовремя. Многие узнают о выставке постфактум и расстраиваются. Хотелось бы лучше информировать публику — это главная моя сложность при развитии галереи.
В целом, галерейный бизнес — тяжелый, в него нужно активно вкладываться.
Картины покупают очень редко — примерно раз в месяц. Я выбрала еще более сложный путь, потому что выставляю не традиционную живопись, а концептуальную, к которой публике нужно привыкнуть.
Рязань считается туристическим городом, но, если сравнивать ее с Санкт-Петербургом, в который летом приезжает несколько миллионов человек, можно заметить, как там вырастают продажи, особенно за счет иностранных покупателей, и как они падают у нас, потому что все разъезжаются на лето.
Лучше всего продаются картины ближе к Новому году и в марте. Получается, что я выбрала удачный период для запуска: открыла галерею в ноябре и к марту уже смогла выйти в ноль.
Концепция
Частично я позаимствовала концепцию своей галереи у петербургской. В этом году в выставках участвуют шесть художников: они платят небольшую арендную плату, и мы заранее распределяем, кто в какой месяц будет выставляться.
Тем самым я обезопасила себя и обеспечила галерею регулярными выставками. Я точно знаю, кто и в какое время в этом году у меня будет выставляться, и у меня было достаточно времени, чтобы найти художников на какие-то свободные месяцы. Сейчас до ноября все месяцы расписаны.
Скоро я буду давать объявление, что можно выставиться в нашей галерее в Рязани. Мы уже начали сотрудничать с молодыми питерскими художниками, они участвуют в нашей общей выставке и хотят организовать персональные.
В галерее можно выставить до 70 картин, так на одной выставке мы завесили абсолютно все пространство. В среднем мы выставляем по 30-40 картин — это стандартное количество для одного зала в галерее среднего размера. Конечно, нужны складские помещения для хранения произведений, такие же, как запасники в музеях. Я над этим работаю, пока собираюсь выделить уголок в этом помещении и там хранить работы художников.
У меня всегда есть в наличии каталог или ассортимент картин в электронном виде и на распечатанном листе — список произведений, которые художники ходят продать, но мне негде их хранить или они не успели мне их привезти. После выставки я всегда оставляю несколько работ, которые можно купить.
На странице во «ВКонтакте» указан весь ассортимент, все цены и размеры и мой номер телефона. Я доступна онлайн практически 24 часа в сутки. Меня можно найти в галерее каждый день с 12.00 до 21.00. Если ко мне заходят посетители, которые хотят ознакомиться с галереей или приходят на какую-то выставку, то я полностью уделяю им внимание, что-то рассказываю, советую. Если посетителей нет, я стараюсь заниматься рекламой. Также я преподаю историю архитектуры в местном университете, где недавно открылся архитектурный факультет, это один из обязательных предметов.
Сама я рисую крайне редко. Скоро будет общая выставка — в ней я тоже участвую. Надеюсь, что и свою выставку я когда-нибудь организую.
Художники
Я работаю с каждым художником индивидуально, при выборе автора и его работ значительную роль играет мое личное восприятие — что нравится, что не нравится. Обычно, если художник ко мне обращается, и я вижу, что у него есть одна-две работы, которые можно выставить, я запоминаю это и в будущем уже заранее знаю, что к нему можно обратиться.
На вернисаже всегда присутствует художник и примерно 30 посетителей. Столько позволяет вместить помещение. Мы представляем художника, дальше можно задать вопросы, обычно автор рассказывает какие-то интересные случаи, связанные с его картинами.
Сейчас проводится выставка Валентина Шункова. Это один из моих любимых художников, с которым мы работаем уже три года. Он живет в Москве, но выставляется в Рязани. Его многие знают, у него экспрессивная пастозная техника, вдохновляется он художниками американского экспрессионизма второй волны, это вторая половина XX века. У него очень впечатляющие картины. Равнодушных нет: либо посетителям нравятся контрасты и цвета, либо они сразу узнают в произведении какую-то свою жизненную ситуацию, либо говорят, что это слишком просто. Каждую картину он пишет приблизительно за три часа.
Эта выставка отличается от всех его предыдущих выставок. Раньше я выбирала картины сама, чтобы угодить публике: городские пейзажи и летние мотивы. Сейчас основу экспозиции составил он сам из своих любимых работ, где есть не всем понятные сюжеты и необычные ракурсы. Немногие это понимают, но мы рискнули продемонстрировать зрителю именно такие работы.
Интересная техника у Анны Филимоновой: она училась в Рязани, но выставляется по всему миру — например, у нее были выставки во Флоренции и в Испании.
У нее абстрактная живопись: мир она воспринимает через энергию, через орнамент она передает какие-то сцены или предметы. В ее картинах можно узнать ситуации из жизни, впрочем, некоторые видят в ее сюжетах совершенно противоположный смысл — не тот, который она вложила.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
Арт-галерея: пространственный коммуникативный проект (стр. 3 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Стоит отметить, что важным звеном в коммуникационном процессе арт-галерей является само пространство, которое выражает сущность и характер арт-галереи, выстраивается в зависимости от запросов аудитории, а также стремится создать благоприятную атмосферу. Арт-галерея, также, может рассматриваться как проект, важными элементами которого являются художественная политика, наличие необходимых ресурсов, команда и критерии эффективности. Выделенное определение арт-галереи как пространственного коммуникативного проекта вырабатывает специальные формы работы, направленные на налаживание взаимодействия с группами общественности. Средства, используемые галереями, должны быть направлены на выявление социокультурных технологий.
ГЛАВА 2. PR-стратегии формирования коммуникативной площадки на базе современной арт-галереи.
2.1. Характеристика сферы современных российских арт-галерей
Начало нового тысячелетия ознаменовалось целым рядом фундаментальных перемен, вызванных взрывом информационной революции и бурным процессом глобализации. В России происходит сдвиг в сторону постиндустриальной экономики, постиндустриального общества. В этой связи, роль арт-галерей очень важна, она заключается в помощи построения видения будущего, в связи с чем важно рассмотреть особенности этой сферы[124]. Очевидно, что русское искусство на протяжении, как всего прошедшего столетия, так и современного этапа его существования, не было замкнуто на собственных, сугубо художественных вопросах, но и непосредственно взаимодействовало с жизнью общества, нередко оказывая на него серьезное влияние и служа точным индикатором его настроений и выразителем чаяний. Сфера арт-рынка навсегда изменила облик общественной жизни. Главной характеристикой этого общества можно считать появление полноценного «арт-мира», художественной жизни, со всеми ее признаками – галереями, коллекционерами, критиками и частными музеями. Современное искусство, арт-галереи – постепенно стали нормой для современной России[125]. Отметим одну из особенностей российских арт-галерей: за рубежом место галереи в культурном пространстве обусловливается искусством, которое она выставляет, статусом, которого она достигла, в России же место галереи позиционируется через социокультурную деятельность, которую она ведет.
На современном этапе программа деятельности галерей многообразней и шире, чем у многих музеев, площадки – камернее. Вокруг галереи складывается своя особая среда, формируется свой клиент, посетитель. Кураторы целенаправленно ведут деятельность по расширению круга посетителей, что, несомненно, влияет на ее популярность. В такой атмосфере создается комфортность пребывания и персональные формы общения. Однако для всех галерей до сих пор важна и коммерческая составляющая, но теперь они стремятся сочетать как социально-культурную, так и экономическую деятельность, в рамках поставленных целей и задач. Н. Суворов пишет: «Для многих галерей продажа произведений искусства является основным условием существования. Но в то же время, полная коммерциализация становится признаком смерти галереи, поскольку при таком условии галерея утрачивает свои основные функции и превращается в обыкновенный салон»[126]. Так, в России галерея это не только коммерческая институция, но и организация, занимающаяся просветительской деятельностью и участвующая в различных социальных, некоммерческих проектах[127].
В 1988 году появилась «Первая галерея», учредителем которой была Айдан Салахова, именно она одной из первых начала выстраивать «галерейную политику», приучая критиков и зрителей ассоциировать галерею с художественной тенденцией, тем самым создавая имидж арт-галерей рассчитанный на будущее. Стоит заметить, что галереи в России до сих пор функционируют не просто как место покупки произведений искусства, но как своеобразный культурно-просветительский центр[128].
Современный этап сопровождается нарастающей интенсивностью художественной жизни, что приводит к иерархии отечественного арт-мира, которые заключаются в распределении мест арт-галерей в глобальном информационном потоке, как называемое (премии, рейтинги, топ-листы, участие в престижных международных презентациях и конкурсах), так и подразумеваемое, на уровне межличностного обсуждения. Всему этому более чем способствует ставшая сейчас последовательная работа с современным искусством государственных институций – музеев, как старых (Третьяковская галерея, Русский музей), так и новых (Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Московский дом фотографии, Московский музей современного искусства), регулярный выпуск специализированных изданий по искусству («Художественный журнал», «Арт-хроника», «Искусство»).
Отмечающийся рост интереса к современному искусству также обусловливается статистикой данной сферы. Насыщенность художественного мира обозначила два крупных Российских центра – Москва и Санкт-Петербург, но не смотря на это, мы можем наблюдать рост числа галерей и в региональных центрах, обращаясь к схеме их географической распределенности. (см. рис.2).
Рис. 2. Схема географической распределенности арт-галерей в России[129].
На данной схеме мы видим очаги, где наиболее активно развивается деятельность галерей и центров современного искусства. Также в ряд этих городов можно поставить: Кострома, Пермь, Сургут, Тверь, Тольятти, Томск, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль.
Современное искусство сегодня превращается в объект моды, престижа и образа жизни. Индикаторами новой тенденции служат многочисленные фестивали и арт-ярмарки, проходящие на территории России[130]. В качестве примера можно привести «Российскую неделю искусств», представляющую многообразную палитру художественных произведений из различных регионов Российской Федерации и более 20 зарубежных стран[131]. Также в России проходят Владивостокская Биеннале визуальных искусств, Международный фестиваль видеоарта и Фестиваль Современного Искусства Нидерландов в Екатеринбурге, Фестиваль актуального искусства «ИЖЕВСК-ТЕRRИТОРИЯ» и так далее (см. приложение № 2.), и в центральных округах, такие как Арт-Москва[132] и Арт-Манеж[133]. Однако главным центром современного искусства все же остается Москва. Отметим ярмарку современного искусства Арт-Москва, собирающую на своей территории авторитетные иностранные и отечественные галереи, и за несколько дней пропускающую потоки в десятки тысяч зрителей и ценителей. В 2012 году ее посетило более 16 тысяч человек. На этой ярмарке, в рамках дискуссионной программы, обсуждалось современное положение, состояние и перспективы развития сферы современного искусства, на которой было отмечено, что в сегодняшней ситуации в сфере преобладает положительная динамика[134].
Еще одним индикатором для развития сферы является растущая тенденция к коллекционированию предметов искусства, вследствие чего появляются огромное количество новых современных пространств, как частных, так и корпоративных. В качестве примеров активно работающих и развивающихся корпоративных музеев можно назвать[135]: Музей НК «Роснефть», Музей , Музей , Музей компании в г. Альметьевск, Музей истории ООО «Сургутгазпром» в г. Сургут и многие другие. Примерами частных галерей могут быть: галерея «Экспо-88», «Культ проект», галееря «Колизей арт», галерея «Багира».
Интерес к современному искусству повышают и рейтинговые информационные события, например, участие русских художников в глобальных мировых форумах, таких как Венецианская биеннале[136]. Локальной версией такого мероприятия обладает и Москва – с 2005 года в городе проводится Международная биеннале современного искусства[137], способствующая консолидации всех художественных сил. Десятки выставок 1-й биеннале, в параллельной программе которой было и огромное количество галерейных мероприятий, посетило в общей сложности около 250 000 человек[138].
Москва является площадкой для многих крупных творческих проектов, объединяющих музеи и галереи, художников и кураторов, профессиональных критиков и широкую аудиторию. Одним из таких проектов является Московская неделя искусств[139]. Данный проект достаточно новый, ведь появился он в сентябре 2012 года. Программа Недели включала множество выставок, лекций, конференций и другие события, связанных с актуальным искусством. Подобные мероприятия способствуют привлечению общественного внимания к развитию современного искусства в России. Одной из важных черт, ставящих Москву в ряд мировых центров современного искусства, является разнообразие ниш, разнонаправленность галерейных и креативных стратегий, а также все более тесное взаимодействие художественных культурных практик с иными – модой, театром, литературой, архитектурой.
Культурная деятельность арт-галерей Санкт-Петербурга, наряду с московской, также становится более разнообразной, число проводимых выставок и проектов растет. В последние годы число культурных обменов с различными странами увеличилось. В Санкт-Петербурге регулярно проводятся «недели культуры». Так, в ежегодно проходящей «Японской неделе» регулярно принимают участие арт-галереи, расположенные на территории арт-центра «Пушкинская, 10»[140], также галерея «Сельская жизнь»[141] и галерея «Д137»[142].
Главным преимуществом отечественного рынка искусства является его динамичность, активное развитие. Открываются все новые концертные и выставочные залы, музеи, арт-галереи, проводятся различные выставки, спектакли, концерты, гастроли, постановки, появляется огромное количество литературы по современному искусству и интернет-изданий, растет интерес к творчеству актуальных художников. И все же арт-галереи сохраняют свою культурную нишу. Современные галереи, в отличие от городских музеев, освещают аспекты современной жизни, культуры и общества. Художественные галереи стали неотъемлемой частью культурного и социального поля[143]. В начале XXI века эта деятельность переживает настоящий бум. Сегодня необходимо исследовать пространство современного искусства, так как оно является важным явлением культуры, оказывающее влияние «на эстетические вкусы и взгляды современников, и на картину мира нынешней эпохи[144].
Современный этап существования арт-галерей позволяет классифицировать их по деятельности, направлению и специфике, потому как именно направленность экспозиционной деятельности и определяет различие между галереями. Анализ типов современных арт-галерей позволит охватить все поле, выявить специфику и определить место этой новой тенденции.
[145] выделила семь типов арт-галерей: галереи, специализирующиеся по видам искусства; галереи, ориентирующиеся на художественные течения; галереи «персональной ориентации»; галереи одного художника; галереи одной картины; галереи-салоны; виртуальные галереи. Рассмотрим каждый тип в отдельности, чтобы иметь полное представление о галерейной сфере в России. Для анализа были взяты наиболее яркие примеры, подходящие под конкретный тип. Понятно, что разделение условно и сейчас многие галереи можно смело отнести к нескольким типам.
Первый тип арт-галерей — галереи, специализирующиеся по видам искусства. Они представляют интересы определенной группы художников, объединенных сферой одного вида искусства[146]: декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, графика, живопись, инсталляция, перформанс, антикварная галерея и т. д. Данные галереи, сформированные по принципу художественного течения, обычно сложны по содержанию, в связи с тем, что на базе одного вида искусства, представляют множество направлений, многообразие способов выражения, технологий и форм основной идеи работы. Они открыты для новых направлений в этой области, для новых техник и технологий. К такому типу галерей относятся: галерея «Невограф»[147] в Санкт-Петербурге, которая представляет графическое искусство; «Мультимедиа Арт Музей»[148], занимающийся искусством фотографии, видео-артом, инсталляциями; «Галерея современной скульптуры и пластики»[149]; «Фотогалерея им. Братьев Люмьер»[150], «Галерея N»[151] – фотоискусство; галерея «Древо»[152], занимающаяся живописью и флористикой.
Второй тип — галереи, ориентирующиеся на художественные течения призваны представлять искусство определенной группы художников, объединенных приверженностью одному направлению, течению или школе. Такой тип галерей постоянно проводит групповые или персональные выставки, различные акции, перформансы, издает брошюры, специальную литературу, листовки, каталоги выставок, создают свои архивы и профессиональные коллекции. Такие галереи просты по структуре и содержанию (придерживаются одного направления и течения в искусстве, но могут представлять разные виды искусства), они достаточно консервативны (смена специфики галереи может привести к изменению самой цели ее создания), но, тем не менее, открыты для принятия новых векторов в рамках данного направления. Важным элементом в деятельности данных галерей является налаживание связей с художником, коллекционером и покупателем. Это происходит путем личного знакомства[153]. К данному типу арт-галерей относятся: галерея «ВХУТЕМАС»[154], связанная с отечественной историей авангарда; «Галерея классической фотографии» [155], задача которой заключается в развитии эстетического и художественного вкуса на лучших образцах фотографических работ, которые созданы получившими признание в мировой культуре мастерами классической фотографии, творившими в разные исторические периоды; галерея «МедиаАртЛаб» [156], осуществляющая свою деятельность в различных сферах культуры и с помощью новых информационно-коммуникационных медиатехнологий; «Новая академия изящных искусств»[157], использующая идеи «неоакадемизма», ставящая целью своей выставочной политики возрождение классического искусства и эстетики в современной культуре; галерея «Восточная ZAграница»[158], занимающаяся японским и китайским искусством.
К третьему типу относятся галереи «персональной ориентации», которые работают с художниками, чье искусство нравится директору или куратору галереи. Художники могут принадлежать различным школам, направлениям, течениям, заниматься разными видами искусства. Среди них следует выделить две группы: галереи «старой формации», которые для успешной коммерческой деятельности, делают ставку на большее количество работ и разнообразие предоставляемых художественных направлений, и галереи «нового типа», которые работают, главным образом, на формирование имиджа и высокого статуса, в связи с чем тщательно отбирают художников[159].
Спецификой галерей «старой формации» является большое количество работ художников разных стилей, направлений и жанров, постоянное расширение круга своих художников, частая смена выставок. Такие организации внимательны к изучению художественного рынка, потребностей потенциальных покупателей, строят свою деятельность исходя их изменений этих факторов, с целью поддерживать коммерческий уровень работ. Такие галереи занимают свою нишу в культурном пространстве города, оставляя свой след в истории развития галерейного дела, чем и отличаются от галерей-салонов. К галереям такого типа относятся: галерея «Дельта» [160], которая организует выставки в музеях, предлагая для закупки свои произведения, составляет личные галереи, подбирает произведения для интерьеров; галерея «Борей»[161]; галерея «Палитра»[162]; галерея «Элизиум» [163], которая работает с произведениями искусства первой половины XX века (в галерее можно приобрести и продать, а также произвести независимую экспертизу и оценку произведений живописи и графики первой половины ХХ века). Галерея «Элизиум» также осуществляет формирование частных и корпоративных коллекций, содействует в реставрации и оформлении произведений искусства и другие.
Галереи «нового типа» заботятся о своем имидже в культурном пространстве, поэтому уделяют большое внимание экспозиционной деятельности, связям с общественностью, рекламе. Как правило, такие галереи выставляют определенных художников, занимаются их продвижением и представлением. Стилистика таких галерей обосновывается разнообразием творчества художников галереи. К галереям такого типа можно отнести практически все галереи, возникшие во второй период, которые отодвинули коммерческую составляющую на второй план, и стали больше внимания уделять выставочной деятельности[164]. Это такие галереи как: арт-галерея «К35»[165], галерея «Д137»[166], которая помимо выставочной деятельности, также проводит различные фестивали, концерты, конференции, художественные акции, посвященные вопросам современной культуры и искусства, встречи с художниками и деятелями культуры; галерея «Проун» [167], одной из направлений деятельности которой является формирование просветительских и образовательных программ (циклы лекций ведущих отечественных и западных кураторов, искусствоведов, мастер-классы художников и т. д.), которые будут способствовать созданию творческой среды.
Чертвертый тип — галереи одного художника. Они предназначены для демонстрации произведений активного работающего и самобытного художника, чье творчество, по мнению директора, заслуживает внимания. Творческий процесс стимулируется частными выставками и подготовкой различных печатных и сувенирных материалов, которые раскрывают зрителю особенности и достоинства его творческой манеры[168]. Галерей такого типа не много, они не типичны для современного этапа, однако обратить внимание на них стоит: галерея «Мост через Стикс»[169] — это авторская галерея Вадима Воинова, представляющая функциоколлажи художника; «Галерея Евгении Гапчинской»[170], которая занимается показом живописи семьи Гапчинских.
Пятый тип — галереи одной картины, чье экспозиционное пространство строится в определенной форме, где перед зрителем предстает одна картина и история ее создания. Однако такой тип больше подходит музеям, чем деятельности арт-галерей. Однако Государственный центр фотографии ввел данный принцип экспонирования.
Шестым типом являются галереи-салоны, в которых коммерческая составляющая выдвигается на первый план. Целью таких галерей является продажа работ, и получение максимальной прибыли. Этот тип был характерен для каждого этапа развития галерейного дела в последние десятилетия XX века. Сейчас такая форма организации галереи занимает отдельную нишу. Такие галереи чаще всего имеют «магазинную» развеску; средний уровень цен, приемлемый для рядового покупателя; практически отсутствие экспозиционной деятельности. Они подстраиваются под покупателя, выполняя многочисленные работы на заказ. Социально-культурные функции таких галерей практически отсутствуют. Но нельзя не умалять их роли в культурном пространстве, так как они более всего приближены к массовому зрителю и, работая с ним, в какой-то степени готовят покупателей, посетителей и коллекционеров для галерей других типов[171]. Примерами таких галерей могут быть: галерея «Анна Нова»[172], которая представляет и продает работы российских и зарубежных художников различных арт-направлений: от мастеров андеграунда до звезд актуального искусства; магазин-салон «Лавка художников»[173], сочетающая в себе магазин авторских предметов декора дизайнерских сувениров, разнообразных изделий для художников и художественную галерею; галерея Tamburinn[174] также работает как салон и т. д.
Седьмой тип это виртуальные галереи, которые продвигают новые способы и новые формы искусства. Это явление достаточно новое, но оно уже приобрело популярность. Профессиональные виртуальные галереи выполняют все те же функции, что и обыкновенные арт-галереи: просветительская, репрезентативная (от фр. и коммерческая деятельность. Такие галереи имеют свою специфику: частая смена экспозиции, проведение онлайн выставок, информирование любителей искуства о творчестве художника, процессе создания картины, имеют доступ к другим работам автора с описанием, наличие форума, архив с работами предыдущих художников. Такие галереи уделяют особое внимание оформлению сайта: очень важны дизайн и цветовое решение, удобство в пользовании, скорость, быстрота закрузки и т. д. Работы, публикуемые на сайте достаточно разнообразны по направлениям, стилям, течениям в искусстве. Такой вид галерей достаточно перспективен, поскольку интернет постепенно охватывает все уголки земного шара (что позволяет виртуальным галереям географически расширять сферу своей деятельности)[175]. К таким галереям можно отнести: галереи «Art revue»[176], «Арт-витрина»[177], «Виртуальная арт-галерея»[178] и «Арт онлайн»[179] и т. д.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что современные галереи играют большую роль в развитии культуры и искусства, они формируют новую среду, осуществляя научно-просветительскую, репрезентативную, коммуникативную, коммерческую, социокультурную и духовно-нравственную функции.
2.2. PR-стратегии арт-галереи как пространственной коммуникативного проекта.
Коммуникативная деятельность арт-галерей и ее специфика имеют сложный характер, в связи с чем появляется необходимость рассмотрения структуры тех принципов, которые способствуют устойчивости коммуникативного механизма и возможности их дальнейшего применения. В рамках дипломного исследования анализируемые принципы и являются стратегиями коммуникативных процессов. По мнению [180] подобный термин наиболее полно раскрывает специфику коммуникационной деятельности музея, позволяет соотнести культурные процессы и музейную коммуникацию. С одной стороны стратегии чаще всего рассматриваются как совокупность принципов, на основе которых осуществляется практическая деятельность, такие как общие, исходные положения, необходимые для реализации программ, с другой стороны стратегии рассматриваются как процесс методической организации самого процесса. Так, с одно из значений, связано с искусством планирования деятельности, другие с конкретными методами и последовательно реализуемым планом.
В этой связи, стратегии, применяемые в музее, определяются как «совокупность ресурсов, методов, стратегий и профессиональных действий, позволяющих музею выполнять социальные функции. Применение музейных стратегий открывает широкие возможности для развития экспозиционно-выставочной, учётно-фондовой, научно-исследовательской деятельности, реализации потенциала культурно-образовательной деятельности, привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов (фандрайзинг) и др.»[181].
Успешность деятельности арт-галереи зависит от того, насколько налажены системы коммуникаций, именно поэтому разработка PR-стратегий очень важна. Понятие «PR-стратегия» подразумевает под собой «систему, создаваемую для выработки и реализации четкого плана действий в рамках конкретного проекта». PR-стратегия это коммуникативная политика компании, обладающая отличительными чертами, как конкретность структурированность и четкость. PR-стратегия включает в себя следующие элементы: целевая аудитория, включающая приоритетные группы общественности, PR-стратегия, взаимодействие со СМИ, цели и задачи на определенный период времени (стратегические и тактические), основные направления стратегии, а также информация о текущей ситуации[182].
Так, PR-стратегия в области музейной коммуникации – это опирающая на художественную политику галереи, реализуемая средствами PR, коммуникативная технология, направленная на реализацию социально-культурной цели и задач, с помощью определенных технологий. Деятельность арт-галереи направлена на вовлечение все большего количества людей в социокультурную работу. Однако чтобы привлечь аудиторию, необходимо сформировать у него потребность в посещении данной галереи, что осуществляется с помощью коммуникативных стратегий, применяемых в этой сфере.
Таким образом, PR-стратегии, которые применяются в сфере культуры, делятся на три группы:
· Стратегия, определяющая процессы, происходящие в социально-культурной деятельности, и ориентирующиеся на них;
· функциональные (отраслевые) стратегии, представляют совокупность средств и методов для реализации определенного направления;
· дифференцированные стратегии, направленные на работу с каждой группой общественности в рамках одной технологии.
На основе анализа деятельности учреждений культуры в дипломной работе были выделены следующие стратегии формирования пространственного коммуникативного проекта на базе арт-галереи:
· Духовные технологии стратегии
· Виртуальные технологии стратегии
Рассмотрим выделенные стратегии на примерах Российских арт-галерей.
Творческо-образовательные стратегии арт-галерей приобретают особое значение проведения социально-культурной работы. Они направлены на развитие познавательных сторон личности, развивают творческий потенциал, влияют на духовно-нравственные процессы, воздействуют на эмоционально-чувствительную сферу человека, а также включают его в культурно — ценностные, социально значимые отношения. Под творческо-образовательными технологиями арт-галерей понимаются: лекции, конференции, курсы, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, школы, детские программы, проекты и экскурсии.
Примером может служить «Галерея на Солянке»[183], которая активно использует данную технологию. Так, на базе галерее основана «Ночная школа перформанса»[184], руководителем которой является Елена Ковылина — российский художник-перформансист. Так же, там проходят встречи и лекции по перформансу. Помимо этого, в галерее проходят «Ночные экскурсии», которые ведет куратор или директор галереи. Такие экскурсии создают атмосферу таинственности и загадочности. Галерея проводит множество интересных лекций. Одной из последних является лекция «Нос и другие части Марины Абромович»[185], Марина – известный сербский перфомансист.
В Арт-галерее «Фьюжн» [186] проходят мастер-классы, направленные в самые разные сферы. Они посвящены и темам архитектурной живописи, живописи натюрморта, урокам портретного рисования, также там проводятся курсы по созданию интернет сайтов, интернет-магазинов, по основам бизнеса, курсы актерского мастерства и для взрослых, и для детей, и даже мастер-класс по изготовлению игрушек.
Stella art gallery проводит литературные проекты. Так, в 2010 году начал действовать проект «Вечера в Скарятинском»[187] с периодичностью раз в два месяца. На проекты приглашаются литераторы и музыканты, они обсуждают проблемы современного искусства, читают стихи, создавая атмосферу эстетического пространства. Цель «Вечеров в Скарятинском» — создать питательную среду для новых межцеховых контактов[188].
Стоит отметить, что в последнее время появилась традиция проведения круглых столов и конференций, участниками которой становятся не только крупные институции (музеи), но и арт-галереи. Такие мероприятия проводятся как в рамках фестивалей, так и отдельных галерейных выставок. Одним из наиболее крупных проектов можно назвать «Абстракция в России. XX век»[189], организатором которой стал Государственный Русский Музей. В конференции принимали участие все культурные учреждения города – и музеи, и художественные галереи и крупные культурные центры. После проведенной конференции был выпущен двухтомник с аналогичным названием. Также галереи занимаются научно-просветительской деятельностью, выпуская специальную литературу, каталоги художников, буклеты выставок: Галерея современного искусства «Д137»[190], Галерея «Квадрат»[191] и т. д.
Так, перед арт-галереями стоит важная задача. Она заключается в том, чтобы делать знания доступными, заинтересовать посетителей в их получении, научить приобретать эти знания, анализировать их, использовать, делать соответствующие выводы. Однако стоит отметить, что на основе проведенного анализа деятельности галерей в России, было отмечено, что современные арт-галереи используют данную технологию, не ориентируясь на группы общественности. Арт-галереям необходимо учитывать этот аспект, как определяющий в построении стратегий деятельности. В этой связи, для создания эффективной коммуникативной среды можно предложить разработку и постепенно внедрение специальных программ (экскурсионных) для каждой группы общественности, с тем, чтобы удовлетворить потребности каждого субъекта, включенного в эту систему.
Коммуникативно-досуговые стратегии также являются важным аспектом деятельности арт-галереи по созданию коммуникативной площадки. Тенденция к возрастанию рекреационных потребностей современного общества не могла не сказаться на характере пространства галереи. Таким образом, тематика экспозиций, особенности построения пространства, мероприятия и выставки начали меняться в сторону развлекательных, ориентированных на создание более эффективных коммуникаций. По мнению [192], современные галереи должны давать «возможность зрителю не только созерцать, но и свободно участвовать в экспозиции, превращая посетителей галереи из пассивных зрителей в активных участников. В дипломной работе были выделены следующие составляющие данной технологии: кинопоказы, концерты, спектакли, интерактивные зоны (кафе, магазины, бары, дизайн-студия и т. д.), перформансы, хэппенинги, презентации (показ мод, биеннале и т. д.), выставки, вернисажи, экскурсии, детские мероприятия.
На современном этапе арт-галереи предпринимают попытки преодолеть односторонность коммуникации: в залах проводятся концерты, хэппенинги и празднества, появляются интерактивные зоны. Но очень интересным примером являются экспозиции, на которых посетители активно взаимодействуют с самими предметами, выставленными в художественном пространстве. В качестве примера можно привести выставку «Electroboutique. Реквием. Прощальная выставка»[193], проведенную в Мультимедиа Арт Музее. Выставка коллектива Electroboutique (см. приложение № 3) прославилась своими интерактивными инсталляциями в виде популярных гаджетов. Идея выставки заключалась в том, что в современном мире прежние модели взаимодействия художника и общества теряют актуальность и становятся востребованными новые, основанные на других коммуникационных, социальных, экономических принципах. Посетители своими действиями «включали» экспозицию. В качестве примера приведем один из экспонатов выставки: рояль, при нажатии клавиш которого, на экран проецировались аудиовизуальные изображения разных людей, которые произносили конкретную ноту, соотносившуюся с нажатой клавишей. Так, при игре на рояле мелодия строилась с помощью звуков и изображения аудиовизуальной инсталляции.
Галереи стараются активно влиять на повседневную жизнь человека. Новым способом вовлечения аудитории становятся спектакли и концерты. Так, галерея «Plum palm»[194] помимо выставочной деятельности, регулярно проводит спектакли, поставленные известными режиссерами театральной сферы. В «галерее на Солянке»[195] также недавно прошел спектакль «СтарухЫ», представленный по мотивам рассказа Даниила Хармса. На «Винзаводе» открылся новый проект — концертная площадка «AvantClub», где 12 апреля первым выступил британский музыкант «Holy Other»[196], но в рамках данного проекта организаторы планируют периодически устраивать концерты различных музыкантов. Также в галерее «Крокин»[197] прошел концерт Олеси Ростовской, исполнительницы классической музыки на терменвоксе[198].
Другой коммунитивно-досуговой стратегией является кинопоказ, проходящий в пространстве арт-галереи, после которого обычно проходят дискуссии. Так, в галерее «Фотолофт»[199] регулярно проходят вечера кинопоказов. Недавно там прошли показ фильма «Энтропия» Марии Саакян, «Самозванец» Бартона Лейтона, а также британский фильм года «Раз! Два! Три! Умри!» Бена Уитли.
Следующей стратегией является сама выставка, принципы экспонирования, цель построения которых, направлена на формирование коммуникативной среды. Как уже было отмечено, в современных галереях чаще используют «нелинейный» тип построения пространства и экспозиции, где главным становится не только информирование, но и общение с посетителем. На смену однонаправленному воздействию галереи на аудиторию приходит взаимодействие, диалог с ней. Посетитель теперь рассматривается как участник деятельности галереи. Инсталляция в современной арт-галерее должна быть построена так, чтобы она визуализировала образ мира, развивала связи между людьми, открыла интерактивность и возможности трансформации произведения, делала человека активным зрителем-интерпритатором.
Кроме грамотно построенных экспозиций, художественные галереи стремятся создать интерактивные зоны, где посетители могли бы не только созерцать художественные объекты, но и проводить свой день вместе с арт-галерей. Таким образом, галереи пытаются максимально преодолеть отчуждение аудитории, приспособляя пространство под потребности человека. Галереи стараются учитывать все пожелания посетителей: организация зон отдыха, кафе, ресторанов, книжных и сувенирных магазинов и т. д. В пространстве галереи «создается непринужденная обстановка для встреч людей»[200]. Так, при галерее «Борей»[201] есть багетная мастерская, сувенирная лавка и арт-кафе. При галерее «Марины Гисич»[202] для посетителей открыта частная гостиница, дизайн-студия и даже бар. В галерее «Древо»[203] помимо арт-кафе, есть и студия флористики. А «Stella art gallery» открыла ресторан, где готовят художники[204]. На «Винзаводе» есть «[цурцум]кафе»[205], где регулярно проходят кинопоказы, джазовые вечера и разнообразные концерты.
Помимо интерактивных зон, в пространствах галерей проходят специальные мероприятия. В Государственном музее современного искусства недавно прошла презентация каталога к выставке Тимура Новикова[206], участниками которой были и кураторы выставки, и искусствоведы, крититики, и, конечно, сам художник. Также в ЦВЗ «Манеж» регулярно проходит «Московская неделя моды»[207]. В галерее «Эритаж» прошла презентация книги «Все о Еве» писателя и журналиста Сергея Николаевича[208].
Таким образом, галереи трансформируют общественное пространство в индивидуальный художественный объект, и приглашают посетителя воспринять это пространство. Все, что оказывается в него вовлеченным, становится его частью[209]. Галерея становится площадкой для общественных дискуссий, коммуникаций, налаживания сетей и связей.
Духовные стратегии касаются ценностей, которые стоят за деятельностью галереи, то, как она воспринимает ответственность и то, как она заявляет о себе в обществе. Таким образом, это «мыслительное поле»[210] обращается к убеждениям посетителей, зрителей, клиентов галереи. Эта стратегия также важна в деятельности арт-галереи, как и две предыдущие, однако малое количество галерей использует ее, но тем не менее есть примеры такой деятельности. Так, осенью 2012 года арт-галерея «К35»[211] провела благотворительный аукцион в поддержку фонда «Даунсайд ап»[212], который оказывает помощь семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна. Все вырученные средства от проведенного аукциона пошли в фонд.
Источник