- Проект по окружающему миру «Моя школа»
- Просмотр содержимого документа «Проект по окружающему миру «Моя школа»»
- Проект по окружающему миру «Моя школа»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Проект урока по окружающему миру. проект по окружающему миру на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Специфика организации проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Проект по окружающему миру «Моя школа»
Проект по окружаещему миру «Моя школа». В данном проекте рассказано о школе и классе.
Просмотр содержимого документа
«Проект по окружающему миру «Моя школа»»
Школа – это светлый дом, Мы учиться будем в нём. Там научимся писать, Складывать и умножать. В школе многое узнаем: О своём любимом крае, О горах и океанах, О материках и странах; И куда впадают реки, И какими были греки, И какие есть моря, И как вертится Земля. В школе мастерские есть… Интересных дел не счесть! И звонок весёлый. Вот что значит «школа»!
Всё давным-давно в порядке! Я сегодня первый раз Отправляюсь в первый класс!
Мне исполнилось семь лет, И меня счастливей нет! Посмотрите, что за чудо – Первоклассный мой букет!
У меня – букварь в портфеле И тетради, и дневник! Я теперь на самом деле – Первоклассный ученик!
Потёмкина Анна Владимировна
Первая учительница, Знаний всех хранительница! Вечно будем помнить Вас, Доброту прекрасных глаз, Знания, что нам вы дали, Мы по жизни пополняли, Вас за все благодарим.
Много в школе праздников разных, Интересных, веселых и классных!
Школа – это светлый дом, Здесь мы дружим и растем. Здесь мы учимся писать, Складывать и умножать. В школе многое узнаем: О своём любимом крае, О горах и океанах, О материках и странах; И куда впадают реки, И какими были греки, И какие есть моря, И как вертится Земля.
Источник
Проект по окружающему миру «Моя школа»
Описание презентации по отдельным слайдам:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №62 Автор: ученик 1 класса«А» Ильин Арсений г.Ульяновск 2016 г Проект по Окружающему миру на тему: «Школа»
Что такое школа ? Школа – это светлый дом, Мы учиться будем в нём. Там научимся писать, Складывать и умножать. В школе многое узнаем: О своём любимом крае, О горах и океанах, О материках и странах; И куда впадают реки, И какими были греки, И какие есть моря, И как вертится Земля. В школе мастерские есть… Интересных дел не счесть! И звонок весёлый. Вот что значит «школа»! Л.А. Арсенова
Буквам очень надоело В толстых книжках спать да спать. В полдень — кучей угорелой Слезли с полки на кровать. А с кровати на пол сразу, Побежали в коридор— И затеяли проказу, Убежав на школьный двор.
Чтобы книги прочитать, Надо буквы все узнать. Чёрточки, рисунки, точки, Буковки сложились в строчки. А когда ты сложишь фразы, То прочтёшь все книги сразу! АЛФАВИТ
В школе грамоты мы получаем За то, что умеем цели достичь, Узнать интересного много мечтаем, Ответы на каждый вопрос находить! Кем в будущем станем – пока неизвестно, Но можно сейчас уже точно сказать: Стремление к знаниям – это чудесно, И в жизни мы будем Всегда побеждать!
Загадка По темному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей – Чиста страница.
Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается игра, А дружба не кончается, Ура! Ура! Ура!
В исторический музей Вместе мы с тобой ходили. Стали ближе и ясней Древности седые были. Видел ты предметы быта Из ожившей старины. Для тебя теперь открыто Прошлое твоей страны!
Учительница первая моя, Улыбка Ваша сердце согревает, И, если в чём-то сомневаюсь я, Мне Ваше наставленье помогает. Я Вам желаю быть всегда такой, Неугомонной, солнечной и светлой. Здоровой и счастливой в день любой, Успеха Вам во всём и оптимизма.
НЕ СОСТАВИТЬ СЛОВ НИКАК! А ЕСЛИ КТО СОСТАВИТ,ПРОФЕССОРОМ ОН СТАНЕТ!
Парта ждет меня, во-первых, Ждут уроки, Ждут друзья. Будет в школе не до лени, Там я в новую страну Дел и знаний и умений Путешествие начну. Ждет природа- лес и поле! Ведь в поход пойдем не раз… Ждут меня пятерки в школе Ждет меня весь первый класс! В.Моруга Что ждет меня в школе?
ЧТЕНИЕ — ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ
Мы долго думали,гадали, но слов на эти буквы ,так и не сыскали….
Интернет — источники фон http://demiart.ru/forum/uploads6/post-10261-1281512483.png буква А http://antalpiti.ru/files/99604/a.2.png буква Я http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/736835442.png первоклассники http://bdo508.narod.ru/school/pervoklassnik.png
Номер материала: ДБ-336652
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Проект урока по окружающему миру.
проект по окружающему миру на тему
Данный проект представляет из себя зачетную работу к квалификационным курсам «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в условиях внедрения ФГОС»
Включает в себя:
— текстовый документ
— презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzmina_t.v._proekt_uroka.docx | 37.99 КБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.ppt | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский государственный институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в условиях внедрения ФГОС»
Сроки проведения курсов: 27.01.2014 — 30.01.2014
Проект урока по окружающему миру
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 Сергачского района
Кузьмина Татьяна Викторовна
Квалификационная категория: 1
Стаж работы учителем начальных классов: 23 года
Тема урока выбрана в соответствии с рабочей программой. В соответствии с рабочей программой определено место урока в системе уроков по данному разделу и данной теме. Приступая к изучению новой темы, необходимо проанализировать весь объём работы по ней. При отборе содержания нужно учитывать уровень развития и обученности детей. Необходимо выбрать те задания, которые соответствуют уровню класса.
На основе программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий были проведены следующие диагностики:
Личностные УУД: действия самооценки – методика «Лесенка»
Распределение учащихся по уровням развития личностных УУД
(в классе 19 чел.)
Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознанию качества и уровня усвоения: методика «Выкладывание узора из кубиков».
Распределение учащихся по уровням развития осознания
(в классе 19 чел.)
Общеучебные универсальные действия: универсальные логические действия (сравнение; анализ и синтез; классификация; обобщение; установление аналогий) — методики из диагностического альбома Н.Я.Семаго
Распределение учащихся по уровням развития универсальных логических действий
(в классе 19 чел.)
Коммуникативные УУД: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать правильность выполненного действия) – методика: «Рукавички» (Цукерман)
Распределение учащихся по уровням развития умения действовать по плану и планировать свою деятельность
(в классе 19 чел.)
Распределение учащихся по уровням развития согласования усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности
(в классе 19 чел.)
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых
для проведения урока по данной теме.
- Времена года
- Приметы весны
- Признаки живой и неживой природы
- Замечать весенние изменения в природе
- Рассказывать о своих наблюдениях
- Находить в тексте нужную информацию
- Формулировать тему и цель урока
- Работать коллективно, в парах
Тема: «В гости к весне»
Предмет: Окружающий мир
УМК: «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова)
Тип урока: изучение нового материала
Цель: систематизировать и расширить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.
- Формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки, технологии;
- Уточнение и расширение словаря по теме «Весна»;
- Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах.
Планируемые достижения учащихся : усвоить, какие весенние изменения происходят в живой и неживой природе.
Универсальные учебные действия :
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме
- Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли
- Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; продуктивно взаимодействовать со сверстниками и со взрослым; формулировать выводы;
- Умение рассуждать
- Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
- Умение находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленных задач
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме
- Умение ставить цель и сохранять ее на протяжении всего урока
- нравственно-этическая ориентация.
- Эмоционально-положительный настрой на урок.
- Здоровьесберегающий компонент
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
- Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- Умение моделировать с учетом специфики (природной и художественной)
- Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
- Формирование учебно-познавательных мотивов
Здоровьесберегающий компонент (физкультминутка – для снятия мышечного и эмоционального напряжения)
При построении урока реализуются дидактические принципы:
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип связи теории с практикой.
Методы и приёмы:
наглядные: иллюстративный, наблюдение, видеометод;
практические: поисковый метод, парная работа, рефлексия.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах
у учителя : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная приставка Mimio, диск с презентацией, жаворонки.
у учащихся : конверты с набором иллюстраций, клей-карандаш, линеечка достижений, ручка, карточка с заданием, зеркальце, салфетка
План урока с хронометражем:
- Орг.момент – 1 мин.
- Актуализация знаний – 2 мин.
- Постановка темы и цели урока – 2 мин
- Самоопределение к деятельности – 4 мин.
- Физкультминутка – 1 мин.
- Знакомство с новым материалом – 15 мин.
Источник
Специфика организации проектной деятельности на уроках «Окружающего мира»
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В данной работе раскрыты особенности проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» в начальной школе, описаны этапы проектной деятельности младших школьников, а также обобщены материалы по организации проектной деятельности в начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
постдипломного педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра естественно-научного образования
по теме « Специфика организации проектной деятельности
в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир »
Слушателя курсов повышения квалификации
по образовательной программе «Методика обучения
предметам естественнонаучного цикла с позиции ФГОС»
Швайковой Светланы Николаевны,
учителя ГБОУ СОШ № 326
Невского района Санкт-Петербурга
кафедры ЕНО, к.п.н.
- Введение ________________________________________________ 3
- Основная часть __________________________________________ 4
2.1.Теоретическая часть _____________________________________ 4
2.1.1. Проект и проектная деятельность __________________ 4
2.1.2.Организация проектной деятельности в начальной школе ________________________________________________ 8
2.1.2.1.Особенности проектной деятельности в начальной школе ________________________________________________ 8
2.1.2.2.Условия организации проектной деятельности
в начальной школе ___________________________________ 10
2.1.2.3.Этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками ______________________________ 11
2.2. Практическая часть ____________________________________ 13
2.2.1.Подготовительная работа над проектом ____________ 13
2.2.2.Темы проектов для младших школьников __________ 16
2.2.3.Технологическая карта урока – проекта ____________ 23
3.Заключение ______________________________________________ 27
4.Список __________________________________________________ 28
5.Приложение _____________________________________________ 30
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения.
Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения; недостаточный уровень самостоятельности обучающихся в образовательной деятельности; невысокий уровень организованности, выраженый в неумении следовать инструкции, внимательно слушать и выделять последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием; невысокий уровень развития основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, конкретизация); дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной деятельности; отсутствие умений переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Стандарты второго поколения ставят задачу развивать личность ребенка через формирование универсальных учебных действий, одна из функций которых обеспечить учащихся возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Один из самых эффективных способов индивидуализации образовательного пространства школьника – включение его в проектную деятельность.
Актуальность данной темы заключается в потребности повсеместного внедрения проектной деятельности в программу начальной школы.
Цель работы – изучить особенности проектной деятельности младших школьников, систематизировать и обобщить педагогический опыт по организации проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.
Исходя из темы и цели исследования, можно сформулировать следующие задачи исследования :
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- описать особенности проектной деятельности в начальной школе.
- рассмотреть этапы проектной деятельности младших школьников.
- выявить наиболее приемлемую форму организации учебных проектов в начальной школе;
- обобщить материалы по организации проектной деятельности младших школьников.
Объект – проектная деятельность младших школьников .
Предмет – методика организации учебных проектов младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Гипотеза исследования – развитие навыков самостоятельной работы младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках будет организована проектная деятельность.
2.1.1. Проект и проектная деятельность
В словарях приводятся следующие значения слова проект: 1) технические документы — чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин,приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого либо документа и т.п.; 3) план, замысел.
Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. В дидактическом плане самым важным и существенным является последнее из всех приведенных значений. Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия[4].
В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение.
Однако при выполнении какого-либо проекта осуществляется набор определённых действий, из которых и складывается деятельность. Такая деятельность носит название «проектная». Существует много определений термина «проектная деятельность». В основном они характеризуют её с двух сторон: «Проектная деятельность – это практическая деятельность , направленная на удовлетворение новых потребностей людей» и «Проектная деятельность – это процесс разработки проекта, то есть комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта».
В проектной деятельности у детей развиваются важнейшие универсальные учебные действия (УУД):
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности).
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Таким образом, метод проектов как педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы.
Чтобы овладеть методом проектов, необходимо знать, что проекты могут быть разными.
В зависимости от вида деятельности проекты могут быть:
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов и методов обработки результатов. Эти проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и пр. [5].
Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры.
Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада).
По предметно-содержательной области можно выделить следующие два типа проекта:
— монопроекты — проводятся в рамках одного предмета;
— межпредметные — то либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта [10].
По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:
- краткосрочные проекты , которые выполняются в течение одного или нескольких уроков;
- среднесрочные проекты , которые для своего выполнения требуют от недели до месяца;
- долгосрочные проекты – продолжительность восемь недель и более.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, интересов и способностей учащихся. В других тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, как познавательные, так и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания, дифференцировать процесс обучения либо практического, требующего привлечения знаний учащихся из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. [16].
Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь учащимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта.
2.1.2.Организация проектной деятельности в начальной школе
2.1.2.1.Особенности проектной деятельности в начальной школе
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблем.
Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся.
Однако, с точки зрения А.Б. Воронцова, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. [14], поэтому это надо учитывать при организации проектной деятельности на начальной ступени образования.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Реализация проектной деятельности в начальной школе подразумевает взаимодействия учителя и учащегося. Наглядно это можно увидеть в таблице 1 «Действия ученика и учителя в проектной деятельности».
Определяет цель деятельности.
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания.
Рекомендует источник получения информации.
Раскрывает возможные формы работы.
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результата.
Создаёт условия для активности школьника.
Несет ответственность за свою деятельность.
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.
Главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть интеллектуальный поиск, учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося [1].
Анализ проектной деятельности в начальной школе показывает, что
- проектная деятельность учащихся начальных классов протекает внутри учебного процесса;
- важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи младшим школьником;
- в процессе осуществления проекта учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослым, так и со сверстником;
- решение дидактических проектных задач не нацелено на получение объективно новых результатов, это «открытия для себя»;
- конечным продуктом является либо готовое изделие, либо определённый объём знаний, умений;
- проектная деятельность младших школьников служит для формирования разных сторон развития личности ребёнка; влияет на формирование положительного отношения к учению.
2.1.2.2.Условия организации проектной деятельности
в начальной школе
Е. С. Полат предлагает основные принципы проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);
- вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
- весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д.
- на заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало в реализации проекта, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе, оценить вклад в работу каждого участника, поблагодарить детей за работу. Всегда помнить, что успех и желание рождается от успеха;
- целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения. Таким образом, успешность проектной деятельности в начальных классах напрямую зависит от условий её организации[12].
2.1.2.3.Этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Основные этапы проектной деятельности:
1. Погружение в проект. На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Так как в этом возрасте у школьника очень велика степень фантазии , то от учителя потребуются умения, которые позволят и «не убить» тему проекта, и в то же время максимально приблизить учащегося к окончательной реальной цели проектной деятельности, которой для младшего школьника является проектное изделие. Таким образом, распределение (выбор) тем проектов происходит на добровольных началах, что должно усиливать интерес учащихся к выбранной ими самими теме [1].
2 Организационный этап. При формировании рабочей группы важно, чтобы учащиеся дополняли друг друга по своим способностям. Если в группе окажется лидер, способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе сохранялись демократические принципы коллективной работы, и не подавлялась инициатива любого члена группы.[4].
3. Осуществление деятельности . В процессе выполнения практических операций учащиеся при совместной деятельности с учителем подбирают необходимую информацию, изучают теоретические положения, необходимые для решения поставленных задач, работают с соответствующей литературой, а также осуществляют промежуточный контроль качества выполненной деятельности, вносят изменения в процесс проектной деятельности, корректируют последовательность операций.
При поиске и сборе информации учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работа со средствами массовой информации, с литературой [11].
4. Обработка и оформление результатов проекта. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. В основе этого этапа:
- анализ разнообразной информации;
- формулирование выводов.
Когда проекты будут выполнены, учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно, возможно, с помощью компьютера: набрать и отформатировать текст, вставить нужные рисунки, схемы, подготовить презентацию.
5. Презентация (защита) проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.). На защиту выносится описательная часть проекта и само изделие (если проект практический). Защита проекта происходит в виде четырехминутного выступления автора или авторов проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы.
5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Учащимся необходимо сделать самоанализ своей работы и оценить работу участников своей группы, а учителю – оценить усилия учащихся, креативность, использование источников.
Таким образом, каждый этап имеет свои цели и задачи, которые адаптированы для начальных классов с учётом возрастных, психологических особенностей младших школьников, а также тех знаний и умений, которые они приобрели ранее.
Очевидно, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, — зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме.
2.2. Практическая часть
2.2.1.Подготовительная работа над проектом
Как показывает практика наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него потребительского подхода к своему природному окружению. Считаю актуальным внедрение проектной методики в курс «Окружающего мира» (УМК «Школа России», автор А. А.Плешаков).
Прежде чем начать работу над проектами, необходимо провести подготовительную работу. Для этого учащимся предлагают ряд заданий, которые помогут им овладеть знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска — проектные задачи . Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон):
а) задание «Посмотри на мир чужими глазами». Учитель читает детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…». Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;
б) задание «Тема одна – сюжетов много». Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, темы «Осень», «Город», «Лес». Можно нарисовать осенний лес, улетающих птиц, работа на полях; школьников, идущих в школу и т. д.);
2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать), используя слова — может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное:
а) задание «Давайте вместе подумаем». Почему у белого медведя нос чёрный? Гипотезы (предложенные детьми): чтобы быть заметным и его боялись окружающие, чтобы медвежата его видели;
б) упражнения на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон;
в) задания типа «Найди возможную причину события»: машина резко затормозила, молоко прокисло.
3. Развитие умений задавать вопросы:
а) задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?);
б) задание «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет»;
в) игра «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например: на карточке написано «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
4. Подбор литературы по заданной теме.
а) рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:
- об использовании человеком науки и техники;
- об истории человечества;
- об исследователях и учёных;
б) ориентировка в словаре, справочной литературе:
- возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ________________________________________;
- какое слово стоит в словаре В. Даля после слова «мастерица» ___________________;
в) ориентировка в тексте, ключевые слова.
Ответы на вопросы к тексту:
- найди статью «Растения луга». Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить _________________________________________;
- найди статью «Вода и её свойства». В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением;
- в разделе «Растения и животные водоёма» найди статью «Необычное? Нет, обычное»: о чём рассказывает эта статья? Определи тему.
Данные задания можно адаптировать для любого класса начальной школы, и они послужат прекрасной подготовкой к введению проектной деятельности.
2.2.2.Темы проектов для младших школьников
Многообразие типов проектов даёт возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания младших школьников в интересной для них форме. Проектную деятельность в начальной школе можно разбить на несколько этапов.
Первоклассники находятся на первом этапе, который является пропедевтикой проектной деятельности. На этом этапе учащиеся выполняют творческие задания. На первый взгляд проекты первоклассников могут показаться простыми, но для учащихся они представляют определенную нагрузку, их выполнение связано с воспитанием внимания, организацией и контролем за выполнением проекта.
В силу психологических особенностей первоклассников, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей. Поэтому для родителей необходимо провести специальное родительское собрание, на котором рассказать: что такое проект; каковы этапы выполнения проекта; какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта. Перед каждым проектом для родителей необходимо разработать памятки и организовывать консультации.
Источник