- Перспективы морских судов
- Проект «Силифт»
- Проект расчленяющегося танкера
- Подводный танкер
- Двухкорпусное контейнерное судно
- Контейнерное судно с полупогруженными корпусами
- Проекты современных морских судов
- Новейшие корабли России — о новых разработках ВМФ 2020 года
- Какие новые корабли ждать России к 2020 году?
- Модернизация кораблей ВМФ России
- Новейший патрульный корабль «Василий Быков»
- Десантный вертолетоносный корабль-док типа «Мистраль»
- Перспективный авианосец проекта КГНЦ МВМС-2013
- Перспективный эсминец «Лидер»
- Сторожевые корабли проекта 11356Р для дальней морской зоны
- Технические характеристики новых кораблей
- Вооружение
- Видео о новейших кораблях российского флота
Перспективы морских судов
В судостроительную практику время приносит заметные перемены. Это стало особенно заметным в последние 20 лет, когда на морях появилось много новых типов судов — специализированные суда для перевозки людей и грузов. Водоизмещение судов постоянно повышается, достигая в некоторых случаях 500 тыс. т. Несколько лет назад эту цифру можно было бы назвать фантастической. Достаточно напомнить, что еще в 1953 г. танкер дедвейтом 45 тыс. т называли супертанкером. Очень трудно предсказать, в каком направлении будет развиваться судостроение в ближайшем будущем, так как в наше время форма, тип и размеры судна определяются часто не только техническими или экономическими условиями. Возьмем, например, танкеры для перевозки жидких нефтепродуктов. Казалось, что быстрый рост дедвейта этих судов практически не может быть лимитирован. Уже придумывали проекты судов-гигантов дедвейтом 700 тыс. и даже 1000 тыс. т; технически такие проекты можно реализовать. Проблемы, обусловленные большой осадкой таких судов, а также трудности, связанные с их заходом во многие порты, предлагалось решать путем создания вынесенных далеко в море «перегрузочных островов», например в спокойных водах Персидского залива. Впрочем, для танкеров дедвейтом от 100 до 400 тыс. т это уже практикуется. Для европейских и североамериканских портов, где погодные условия не допускают перегрузки в открытом море, был создан проект, изображенный на рисунке ниже. Согласно этому проекту большое судно поднимают судоподъемным доком с собственной энергетической установкой. Так как док значительно шире, чем судно, то суммарная осадка обоих судов, т. е. дока с судном, будет значительно меньше, чем осадка судна без дока. Таким образом, в порты с не очень глубоким портовым ковшом могут заходить даже очень крупные суда.
Проект «Силифт»
Другой «миллионный проект» — составное судно, отдельные части которого буксиры могут переправлять с рейда в порт.
Проект расчленяющегося танкера
Однако быстрое увеличение размеров судов тормозилось в последнее время двумя существенными обстоятельствами. Одно из них — защита окружающей среды — моря, для которого увеличение размеров судов представляет значительную опасность. Достаточно представить себе, что случится, если судно с 1000 тыс. т нефти на борту потерпит крушение у берега. Для защиты от этой опасности недавно были введены в действие строгие правила, вследствие чего резко повысилась строительная стоимость таких судов. Другой причиной ограничения постройки очень больших танкеров является повышение цен на нефть и связанное с этим уменьшение спроса на нефтепродукты. Открытие новых источников нефти и необходимость перевозить эту нефть по покрытым льдом морям привели к возникновению проекта подводного танкера с атомной энергетической установкой. Медная кровля — купить профнастил. Металлочерепица, профнастил купить в Максидоме. Такие суда почти не зависят от погодных условий. Их преимуществом является также то, что исключается волновое сопротивление и, следовательно, уменьшается потребность в энергии.
Подводный танкер
1 — энергетическая атомная установка; 2 — грузовая часть; 3 — жилой блок.
Для перевозок генеральных грузов можно предвидеть дальнейшее развитие всех видов контейнеровозов и баржевозов. Суда обоих типов будут, вероятно, строиться в виде двухкорпусных или трехкорпусных конструкций — катамаранов или тримаранов. Многокорпусные суда в значительно меньшей степени подвержены бортовой качке, а это является большим преимуществом для пассажирских судов и судов с горизонтальной грузообработкой. Другое преимущество состоит в уменьшении гидродинамического сопротивления; благодаря этому можно лучше использовать мощность двигателей и достичь скорости 50—60 уз.
Двухкорпусное контейнерное судно
Важной эксплуатационной проблемой, которая неизбежно станет предметом научных исследований и технических улучшении, являются простои судов в перевалочных портах и портах назначения. Экономический постулат, что судно дает доход только тогда, когда оно идет с грузом, общеизвестен. В стремлении снизить время простоев судов в портах могут быть найдены новые решения проблем, связанных с перегрузкой контейнеров и лихтеров, а также с созданием составных судов. Уже сейчас известны проекты судов с такими трюмами, которые могли бы очень быстро разгружаться через широкие ворота в бортах. Интенсивность погрузочно-разгрузочных работ в этом случае может составить 10—30 тыс. т в час. Можно предположить также дальнейшую модернизацию вертикальной и горизонтальной транспортировки грузов внутри накатных судов. Для этих целей все чаще используются гидравлические и пневматические установки.
Контейнерное судно с полупогруженными корпусами
Еще один возможный вариант состоит в том, чтобы многокорпусное судно поднималось над водой, как показано на рисунке выше. В этом случае ракетоподобные корпуса могут служить для размещения машинного отделения (например, очень хорошо изолированной от остального судна ядерной энергетической установки). Такие проекты рассчитаны на суда грузоподъемностью от 30 до 40 тыс. т со скоростью до 80 уз. Суда на подводных крыльях сохранятся, вероятно, в их классическом исполнении для обслуживания пассажирских линий в прибрежных водах и морских проливах и будут иметь сравнительно небольшие размеры. Возможно, что в пассажирском морском транспорте появится конкурент авиации в виде судна на подводных крыльях нового типа. Эти суда используют динамические силы, возникающие вследствие быстрого движения несущих плоскостей особого профиля. Грубо говоря, они представляют собой комбинацию судна на подводных крыльях и самолета. По прогнозам проектантов такие суда при использовании соответствующей мощности смогут достичь скоростей 200— 250 уз! Кроме того, эти суда значительно надежнее, чем самолеты, так как при аварии они лишь немного глубже погрузятся в воду. Если учесть участившиеся катастрофы на больших самолетах, последний аргумент не лишен значения. Для перевозки пассажиров, грузов и автомобилей на коротких морских маршрутах может возрасти значение судов на воздушной подушке. В настоящее время идет работа над созданием двух типов таких судов. Судно первого типа, с гибким ограждением воздушной подушки, приводится в движение реактивными двигателями и движется над поверхностью воды совершенно свободно. Второе судно имеет жесткое ограждение подушки (скеги) и, хотя оно и поднимается над водой, приводится в движение винтом, погруженным в воду. Во французском проекте «навиплан» предусмотрена полезная масса судна 60— 70 т и скорость 100 уз; в будущем должно быть построено судно на воздушной подушке массой 15 тыс. т, которое рассчитано на скорость 130 уз.
Недостаток этих судов состоит в том, что они требуют очень больших мощностей. Так, для эксплуатации упомянутого выше судна на воздушной подушке потребуется мощность 750 тыс. л. с. В этом случае погрузка топлива и его размещение становятся почти неразрешимой проблемой. Если когда-либо этот проект будет реализован, то нужно полагать, что единственно возможным типом двигателя для таких судов явится атомная энергетическая установка, но в этом случае придется решать очень трудную проблему биологической защиты. Можно также предвидеть дальнейшее повышение рейсовых скоростей морских судов всех типов. Это в итоге приведет к использованию на судах очень мощных двигателей, к полной автоматизации машинных отделений и навигационного оборудования, а также к широкому развитию сигнальных систем и систем предупреждения столкновений судов в море.
Источник
Проекты современных морских судов
Танкер дедвейтом 5378/6980 т
Танкер дедвейтом 7087 т
Танкер дедвейтом 12 760 т
Танкер дедвейтом 5530/5030 т
Танкер дедвейтом 4611/7008 т
Вся история Сормовского завода связана с проектированием и строительством танкеров. В 1887 году для нефтяной компании «Товарищество братьев Нобель» завод построил первый морской танкер «Минин» водоизмещением 500 тонн. В 1903 году Сормовский завод построил первый в мире дизель-электроход, танкер «Вандал».
Строящиеся сегодня нефтеналивные танкеры и танкеры-химовозы морского, речного и смешанного (река-море) плавания – это суда коммерческого флота ХХI века, учитывающие все требования ведущих мировых нефтяных компаний. При проектировании и строительстве танкеров принимаются во внимание все изменения в международных конвенциях, экологических требованиях, постоянно вводятся улучшения в конструкцию судов по уже имеющемуся опыту эксплуатации. Проводимая модернизация конструкции судов включает в себя, в том числе, установку автоматической системы пожаротушения высокого давления, а также системы инертных газов, предупреждающей развитие нештатных ситуаций.
В целях борьбы с терроризмом на море суда также оборудованы системой охранного оповещения для скрытой передачи сообщений об угрозе безопасности судна. При проектировании и строительстве танкеров могут быть согласованы и реализованы существенные для заказчика дополнительные опции, направленные на увеличение производительности грузового комплекса, оптимизацию операционного цикла, расширение номенклатуры перевозимых грузов. Все это позволяет повысить эффективность эксплуатации танкеров и сократить сроки окупаемости инвестиций.
Источник
Новейшие корабли России — о новых разработках ВМФ 2020 года
В России продолжается строительство новых судов и кораблей для Военно-морского флота. ВМФ России в 2014 году получил пять новых боевых кораблей, три подводные лодки, десятки боевых катеров различных типов. К тому же российский флот начал эксплуатировать суда обеспечения различных типов. Создаются группировки подлодок с ракетным вооружением стратегического назначения. В 2020 году продолжается строительство новых подлодок и кораблей.
По сообщению Минобороны также ведется обновление состава кораблей, развитие и восстановление системы базирования размещенного в Крыму Черноморского флота. Этот флот в ближайшей перспективе получит 6 дизельных подводных лодок проекта 636, шесть сторожевых кораблей проекта 1135.6, что позволит ВМФ ффективно выполнять задачи в своей зоне ответственности. Каспийская флотилия стала оснащаться малыми ракетными кораблями новейшего поколения проекта 21631.
Какие новые корабли ждать России к 2020 году?
На сегодняшний день основу надводных сил России составляют:
- большие противолодочные корабли
- боевые крейсеры
- боевые эсминцы
- военные катера
- корабли поддержки и обеспечения.
До 2020 года правительство намерено затратить на новые надводные корабли и подводные лодки около четырех триллионов рублей.
Российские ВМФ в период до 2020 года должен получить 8 стратегических подводных ракетоносцев нового поколения проекта «Борей», 54 боевых надводных кораблей, а также 16 многоцелевых подводных лодок.
В планах усиления ВМФ:
- 20 корветов нового поколения проекта 20385 и 20380;
- 5 малых ракетных кораблей нового поколения проекта 21631 (возможно увеличение до 10);
- 14 фрегатов проектов 22350 и 11356;
- 6 БДК нового поколения проекта 11711;
- 4 УДК типа Мистраль (на сегодня эти модели вертолетоносцев под вопросом в связи действующими санкциями);
- 8 атомных многоцелевых подводных лодок по проекту 885 «Ясень»;
- 2 неатомные подлодки по проекту 677 «Лада»;
- 6 дизель-электрических подлодок по проекту 636.3 «Варшавянка»;
- 8 стратегических подводных ракетоносцев нового поколения по проекту «Борей».
К тому же ВМФ России будет пополняться кораблями, прежде выведенными в резерв. В нем на данный момент находятся примерно 20 дизельных и атомных подлодок, эсминцы проекта 956 «Сарыч», противолодочный корабль «Адмирал Харламов». Флот до 2020 года должен получить свыше 90 экземпляров вспомогательных судов.
Модернизация кораблей ВМФ России
- Модернизации подвергнется ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» по проекту 1143. На нем будут демонтированы пусковые установки 3М45 П-700 «Гранит», что позволит увеличить ангар до 4500-5000 м² для дополнительных самолетов. Боевые системы ПВО будут усилены новейшими зенитными ракетами средней дальности. Будут также установлены ЗРПК «Панцирь-С1». Корабль станет площадкой для 26 истребителей модели МиГ-29К. К тому же у ВМФ имеется намерение продлить срок службы Су-33 вплоть до 2025 года. Кроме того, авианесущий крейсер оснастят вертолетами и истребителями пятого поколения ПАК ФА Т-50 военно-морской серии. 15-20 таких истребителей должны быть построены до ввода авианосца в строй — который состоится ближе к 2020 году.
- До 2020 года в состав флота должны войти боевые атомные тяжелые ракетные крейсера: «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков». Проекты этой серии получат УКСК – Универсальныйкорабельныйстрельбовыйкомплекс 3С14. Его основным оружием станут боевые ракеты «Калибр» или «Оникс». Усилят и противовоздушную оборону – будут поставлены системы ПВО ближнего боя и С-400. «Орланы» в общей сложности будут иметь порядка 300 ракет различных типов.
- Будут модернизированы и оснащены новейшим оружием по проекту 949А «Антей» лодки проекта 877 «Палтус», 971 «Щука-Б», 945А «Кондор» и 945 «Барракуда».
- БПК проекта 1155 будут оснащены современными ракетами «Калибр», пушками А-192, новейшим комплексом ПРО и ПВО с ракетами от комплекса С-400 серии «Редут». Благодаря этой переделке флот получит совершенно новые корабли, фактически универсальные эсминцы, способные уничтожать любые цели: наземные объекты, ракеты, самолеты, надводные корабли и подводные лодки.
Новейший патрульный корабль «Василий Быков»
В феврале 2014 года произошла закладка головного корабля по проекту 22160 на Зеленодольском судостроительном заводе. Проект разрабатывался Северным проектно-конструкторским бюро. До 2020 года флот должен получить 12 кораблей этой серии. Новый корабль предназначен для патрулирования экономической зоны в закрытых и открытых морях, охраны территориальных вод, пресечения пиратской и контрабандной деятельности, для экологического мониторинга, поиска пострадавших в морских катастрофах.
Кроме этого, перед кораблями ставится задача охраны судов , предупреждения о нападении противника в военное время. Корабль относится к новому поколению, в нем использован модульный принцип, благодаря чему его можно быстро переоборудовать под поставленные задачи:
- его можно использовать как патрульный корабль;
- как спасательный корабль;
- как корабль медицинского обеспечения.
Головной корабль по проекту 22160 был назван в честь контр-адмирала В.И. Быкова, Героя Советского Союза.
Десантный вертолетоносный корабль-док типа «Мистраль»
Универсальный десантный корабль-вертолетоносец разрабатывался во Франции с 1997 года. Назначение корабля — обеспечение полетов вертолетов, десантирование воинских частей, корабль-госпиталь, командный центр операции различных сил. В 2010 году российский флот и французская компания DCNS заключили соглашение, согласно которому Франция с продажей кораблей передаст России все интересовавшие ее использованные в проекте технологии. Подписание окончательного контракта было осуществлено в июне 2011 года.
Согласно контракту, должны быть построены два вертолетоносца в России и два во Франции. «Балтийскому заводу» было заказано строительство некоторых частей корпусов двух кораблей для французской стороны. Проектом предусматривалась модификация вертолетоносцев под размещение авиационной техники, адаптация полетной палубы и всего корабля для зимней эксплуатации, русификация пользовательских интерфейсов.
Первые два вертолетоносца, построенные в 2014 году во Франции, должны были быть переданы России до 2020 года. Однако этого не случилось вследствие тяжелой международной обстановки и введения санкций. Однако в 2020 году ситуация с вертолетоносцами разрешилась.
Перспективный авианосец проекта КГНЦ МВМС-2013
Перспективный авианосец военные уже давно ждут в строй — проектирование корабля было начато еще в 2005 г. Постройку корабля планировалось начать после 2010 г. Проектирование вел ЦНИИ им. академика Крылова совместно с Невским ПКБ. Было заявлено, что 2020-2019 г.г. авианосец займет место в составе Северного флота. Строительство предполагалось вести в г.Северодвинске на ПО «Севмаш».
Однако ТТЗ в процессе проектирования постоянно менялось. В 2009 г. было заявлено о создании «морских авиационных комплексов». Озвучивались различные версии строительства кораблей: планировалось построить 4 авианосца до 2020 года, однако затем это заявление было опровергнуто. Тем не менее, с лета 2013 года на различных выставках стали демонстрировать макеты перспективного авианосца. Свои варианты корабля представили Невское ПКБ и Крыловский государственный научный центр. Невское ПКБ при этом вело проработку трех проектов авианосцев с водоизмещением от 50 до 85 тысяч тонн.
В феврале 2014 года Сергей Власов, гендиректор Невского ПКБ, поведал о существовании трех проектов. По его словам, цена легкого авианосца будет достигать 100-130 миллиардов рублей, тяжелого авианосца — 200-280 миллиардов. На создание кораблей отведено около 10 лет.
Основные особенности перспективного авианосца будут следующими:
- водоизмещение порядка 80000 т;
- 4 катапульты и два трамплина;
- 4 подъемника;
- 4 ЗРК типа «Полимент-Редут»;
- авиакрыло – минимум 40 машин модели ПАК ФА Т-50 военно-морской серии, а также боевые морские вертолеты Ка-52К;
- РЛС-комплекс, который будет аналогичен комплексу «Марс-Пассат» с ФАР, возможность сопровождения минимум 130 воздушных целей, РЛС модели МР-650 «Подберезовик», а также другие типы РЛС.
Перспективный эсминец «Лидер»
Проект перспективного эсминца для океанской зоны разрабатывает Северное ПКБ с 2012 года . Проработки вариантов фактически велись еще с конца 1980-х годов под меняющиеся тактико-технические требования и под разными номерами проектов. Научное сопровождение проекта выполняет ЦНИИ им. Крылова. В 2013 году для разработки нового эсминца был объявлен конкурс на выполнение НИР «Лидер». В 2014 году было проведено ОКР, само строительство головного корабля запланировано на 2020 г.
В начале 2020 года продолжилась разработка эскизной модели эсминца. В феврале 2020 года главком ВМФ подтвердил производство проектно-конструкторских работ по созданию эсминца с атомной установкой. Закладка корабля с большой вероятностью состоится по плану — примерно в 2020 году, однако серийное строительство начнется лишь к 2020-2020 годам, что обусловлено текущими финансовыми тенденциями, а также неготовностью систем вооружения и оборудования будущего корабля.
Точные технические и боевые параметры перспективного эсминца не раскрываются. Однако есть данные, что он получит:
- Несколько пусковых установок «Калибр» с новейшими ПКР «Оникс» и «Калибр-НК», дальность действия которых более 300 км
- Зенитное ракетное вооружение может быть представлено новейшим корабельным вариантом комплекса С-500, который имеет две пусковые установки. Он будет обеспечивать дальнюю противоракетную оборону
- Ближняя зона ПВО будет представлена комплексами «Полимент-Редут». Управление ими будет осуществляться системой «Полимент» с РЛС с АФАР
- На военные корабли могут быть установлены корабельные версии ЗРПК «Панцирь-М»
- Получат «Лидеры» и артиллерийские универсальные установки А-192, имеющие калибр 130 мм
- Перспективный российский эсминец к тому же планируется оснастить двумя торпедными шеститрубными аппаратами СМ-588 комплекса «Пакет-НК» калибра 324 мм
- Военный корабль получит и посадочную площадку со специальным ангаром для палубных вертолетов типа Ка-32 или Ка-27
Новое вооружение «Лидера» частично будет «обкатано» на новейших кораблях ВМФ, в частности это будут военные фрегаты проекта 22350. Необходимость доводки и испытания данного вооружения может отразиться на сроках строительства нового «Лидера».
Сторожевые корабли проекта 11356Р для дальней морской зоны
В связи с задержками с постройкой фрегатов проекта 22350 российское руководство решило построить несколько фрегатов проекта 11356Р на калининградской верфи «Янтарь». ВМФ России заказал шесть кораблей этого типа. В настоящий момент проект 11356Р является самой массовой серией крупных боевых кораблей, быстро вводимых в строй.
Первый серийный военный фрегат «Адмирал Эссен» поступил в Черноморский флот в 2014 году. Затем наступит очередь фрегатов «Адмирал Макаров», Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин». Новейшие корабли будут укомплектованы исключительно моряками контрактной службы.
Серия кораблей, заложенных в производство:
- «Адмирал Григорович» — заложен 18.12.2010
- «Адмирал Эссен» — заложен 08.07.2011
- «Адмирал Макаров» — заложен 29.02.2012
- «Адмирал Бутаков» — заложен 12.07.2013
- «Адмирал Истомин» — заложен 15.11.2013.
Технические характеристики новых кораблей
- Водоизмещение: полное — 4035т, стандартное — 3620т
- Размеры: ширина — 15.2 м, длина — 124.8 м, осадка — 4.2 м
- Максимальная скорость хода — 30 узлов
- Дальность плавания при экономичном ходе — 4850 миль
- Автономность — 30 суток
- Экипаж — 220 человек (дополнительно могут быть размещено до 20 морских пехотинцев)
- Автономность по имеющимся запасам провизии — 30 суток.
- Скорость полного хода при температуре +15 градусов — 30 узлов
- Максимальная мощность — 2х28 000 л/с при температуре воздуха +15 градусов.
Вооружение
- Ударное — 1х8 ПУ ПКРК «Калибр»
- ПКР 3М54Э – боезапас 8 штук
- ЗРК «Ураган-Торнадо»
- боезапас ЗУР 9М317М – 36 штук;
- ПУ 3С90М — 3х12 штук
- 2 ЗРАК 3М87 «Каштан»:
- боезапас ЗУР – 64 штук;
- боезапас 30-мм снарядов — 6000 выстрелов
- ПЗРК «Игла-1Э» — 8 штук.
- Артиллерийское орудие А-190Э
- Противолодочная система 533-мм ДТА-53-956 — 2х2
- ПУ РБУ-6000 – 1 единица
- Авиационный парк — Ка-31 или Ка-28.
Видео о новейших кораблях российского флота
Источник