Проекты театра современного искусства

Особенности современного театра

Театральное искусство пользовалось популярностью со времен своего зарождения. Классический театр возник в Древней Греции. Театральная сцена представляла собой открытую круглую площадку, называемую орхестрой. Актеры выступали лицом к зрителям, которые сидели на деревянных или каменных скамьях. Именно в Древней Греции зародились основные жанры: драма, комедия, трагикомедия, мюзикл и буффонада.


Современный театр сильно отличается от классического – это экспериментальные жанры, зародившиеся в начале XX века. Нововведения шокировали и удивляли зрителей, привыкших к строгой классике. Несмотря на это, изменения были тепло приняты большинством ценителей жанра и успешно развиваются по сей день.

Современное театральное искусство имеет несколько важных особенностей.

  1. Яркость и неординарность. Это так называемый перформанс, целью которого является непрерывный поиск чего-то нового. Режиссеры и сценаристы, работающие с перформансом, постоянно пытаются подарить зрителю новый и свежий взгляд на различные проблемы.
  2. Неоклассицизм. Классическое произведение меняется на современный манер. Например, в академическом театре Днепропетровска в 2016 году проходил спектакль. На нем Ромео и Джульетта были представлены современными подростками, которые учатся в университетах и спокойно пользуются мобильными гаджетами. Это наглядный пример классики через призму современности: проблематика та же, изменен лишь антураж.
  3. Образованный зритель. Если раньше театр посещали время от времени практически все за неимением большого разнообразия развлечений, то сегодня существует телевидение и Интернет. Они перетянули на себя большой пласт аудитории, так что театр сегодня посещают в основном преданные почитатели.
  4. Шок. Современный театр часто шокирует зрителя смелыми идеями и нарушениями табу. Продвинутая молодежь именно поэтому предпочитает его вместо кинотеатров и интернета. В театре можно говорить свободно практически обо всем.
  5. Продуманная организация пространства. В современных театрах места вокруг сцены расставлены таким образом, чтобы зритель мог не только слышать реплики актеров, но и отчетливо видел детали их костюмов, мимику и жесты. Это помогает лучше прочувствовать настроение и душевные переживания героев.
  6. Большой выбор жанров. Их существуют десятки, и с каждым годом количество жанров увеличивается. Мюзиклы, смелые стендапы, яркие перформансы – здесь есть зрелище для каждого.
Читайте также:  Красивые дома архангельской области

Стили театра

Искусствоведы выделяют несколько театральных стилей, используемых в театре. К ним относятся: абсурдизм, экспрессиониз, мелодрама, модернизм, постмодернизм, натурализм, марионетки, реализм

На сегодняшний день театр представляет собой целый мир, состоящий из десятков мини-миров (разных видов спектаклей). Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим ниже такой актуальный вид, как спектакль-перформанс.

Спектакли-перформансы

Перформанс на Западе вообще не относится к театру и, более того, считается его полной противоположностью. Королева перформанса Марина Абрамович говорит: тот, кто занимается перформансом, должен ненавидеть театр, ведь театр – это бесконечный обман. Определение перформанса в свою очередь связано со словосочетанием «живое искусство» (living art). Иначе говоря, перформанс только тогда перформанс, когда жизнь артиста сама по себе является произведением искусства, выражающим своим естеством личную философию. Если взять пример из истории, то одним из первых перформансистов был известный философ Диоген, живший в бочке. Получается, что перфоманс имеет отношение больше к стилю жизни, чем к искусству, и как раз поэтому далеко не многие искусствоведы вообще воспринимают его.

Формулировкой спектакль-перформанс пользуется только постсоветское пространство, определяя так жанр театрального искусства, в котором театр выходит за свои привычные рамки. К категории спектакль-перформанс относят спектакли, которые либо играются на нестандартных площадках (улица, завод, заброшенное место), либо спектакли без драматургии, пластические спектакли, спектакли, в которых задействуются живая музыка, взаимодействие со зрителем, инсталляции, современные технологии – другими словами, все, что подразумевает эксперимент.

С другой стороны, спектакли-перформансы могут рассматриваться как синтез театра и перформанса, выдумки и реальности. Грань между ними определяет сам режиссер. Такие спектакли зачастую включают в себя особую провокацию по отношению к зрительному залу, объекты концептуального искусства и актерскую жертвенность, начиная с наготы или реальной драки и заканчивая отправлением нужды на сцене.

Если вы ни разу не были в театре, – самое время исправить положение. Современные театры – идеальное место, где можно отдохнуть и узнать что-то новое. Выразительная игра актеров подарит живые эмоции и переживания.

Источник

Проекты театра современного искусства

Сегодня Молодежный портал открывает новый цикл статей, в рамках авторской рубрики «Культуризмы». Посвящен он будет современным видам искусства; сейчас наш выбор пал на театр, о нем и пойдет речь.

Вы хоть раз задумывались над вопросом, а что же из себя представляет современный театр? Может быть это направление в театральном искусстве? А может быть это совершенно новый жанр? Или просто все театральные постановки, которые создаются в настоящее время?

Театр мучительно ищет новый язык, самое интересное — то, что поиск этот происходит на наших глазах. Сегодня мы как раз и расскажем о новых направлениях, выращенных в рамках требований современности из классических театральных постановок.

1. Новая драма.

Родоначальниками новой драмы принято считать Ибсена, Стриндберга и Золя. Если в программке постановки, на которую вы решили сходить, указано «новая драма», будьте уверены — ничего светлого и жизнерадостного вам увидеть не удастся.

Новая драма предполагает не только мрачные и вечные вопросы о смысле жизни, но и непременно сопровождается нецензурной лексикой. На таком спектакле вы непременно увидите обнаженное (на худой конец, полуобнаженное) тело. Также новой драме свойственна символистская сценография, странные костюмы, современное место и время действия.

2. Вербатим.

Перевод этого слова — документальный театр. Ключевым моментом для понимания сущности документального театра является то, что все диалоги являются реальными словами обычных людей. Ярким примером такого театра является «Акын-опера» Театра.doc. В ней на протяжении всего времени мигранты из Таждикистана рассказывают публике истории из своей московской жизни.

Вербатиму присущи все сопутствующие особенности: минимум режиссуры, непоставленная и неподготовленная речь, интуитивная пластика, предельная приближенность актеров к зрителю.

3. Спектакли-перфомансы.

Скорее всего вы слышали определение перфоманс не в отношении театрального искусства, а как обозначение формы современного искусства в принципе. В отношении театра же перфомансом принято называть постановки на стыке музыки, драматического слова, модерн-танца и, безусловно, визуальных искусств и мультимедиа. Итак, если вы попали в театр на такой спектакль, то расценивайте его, как зрелище, но не забывайте, что ему обязательно сопутствует глубокий смысл, которые вам предстоит распознать. При этом, спектакль будет предполагать самые навороченные визуальные спецэффекты и неожиданную, иногда полностью компьютерную стенографию.

4. Актуализированная классика.

Это не совсем самостоятельный вид театра, скорее подвид новой драмы, но рассказать о нем стоит. Придя на такой спектакль, вполне возможно, что вы не узнаете то произведение, которое вы читали в школе. В лучшем случае — действия будут перенесены в настоящее время. Но вполне возможно, что и имена, и род деятельности, и характер героев будет отличаться от оригинала на прямо противоположный. Зачастую даже финал спектакля предсказать невозможно, например, Ромео и Джульетта останутся живы, а спектакль из трагедии чудесным образом превратится в комедию. Будьте готовы к этому.

5. Театр художника.

Сам термин ассоциируется с именем Дмитрия Крымова. Изначально он планировал быть художником, но судьба распорядилась иначе — однажды он решил переквалифицироваться в режиссера. Главное его творение на сегодняшний день — театр на стыке драмы и живописи. Так что, если вам когда-то посчастливится купить билет на спектакль под режиссурой Крымова, знайте, что вы увидите грандиозные инсталляции в театральной упаковке, постмодернистские высказывания с изрядной долей дуракаваляния. Также знайте, что текста вы не услышите вовсе, или услышите, но некоторые отрывки. Но поверьте, это будет полностью компенсировано ошеломляющими визуальными метафорами.

6. Хореографические спектакли.

Речь сейчас пойдет вовсе не о балете или современном танце. Драматические артисты в буквальном смысле вытанцовывают текст привычной пьесы. Классическая хореография с элементами современного танца и пантомимы рождает новые смыслы, благодаря тому, что ее исполняют профессиональные актеры, применяя к танцу свой профессиональный опыт. Балетные артисты зачастую делают упор на технику танца, а не драматическую составляющую. В хореографических спектаклях все наоборот, и это является гарантией успеха у публики.

7. Хэппенинг.

Хэппенинг представляет собой форму театральной постановки, при участии художника, но отличающейся тем, что действия и ситуация ему полностью не подчиняются. Большую роль в организации играют зрители — они могут присоединиться к игре актеров, например, выпить с ними по бокалу вина, или останавливать постановку, когда им этого хочется и предлагать собственные пути развития сюжета. Часто понятие хэппенинг просто заменяют более простым словом — акция.

Хэппининг даже может быть политическим. Он находит свое воплощение в театрализованных массовых действиях, имеющих политическую направленность. Также к политическому хэппинингу относятся сатирические названия квазипартийных организаций. Многие слышали, например, о таких организациях как «Партия любителей пива» или «Церковь летающего макаронного монстра».

Источник

Проекты театра современного искусства

Вначале (у древних греков) театральных жанров было ровно два: трагедия и комедия. Потом, как известно, с миром случилось: христианство, Великое переселение народов, Крестовые походы, Возрождение, чума, технологический прогресс, Дарвин, Фрейд, «Черный квадрат», кинематограф, сексуальная революция, интернет, — и сингулярность маячит на горизонте. К XXI веку образовалось немыслимое множество видов театра. И все они перепутались. Чтобы хоть как-то в них разобраться, пробуем все распутать и разложить по полкам.

Текст: Антон Хитров, Алексей Киселев
19.12.18

Как это выглядит: Актеры на сцене перед зрителями разыгрывают вымышленные сюжеты.

Откуда взялось: Первые зафиксированные в истории спектакли — драматические. Фактически смысл представления в античном театре — декламационное исполнение пьесы. Главное в драме — пьеса, ее сюжет и фабула; словом — рассказываемая история. Впрочем, с появлением профессии режиссера в ХХ веке не менее важным стал способ рассказывания, нежели сама история. Именно в ХХ веке написаны все главные теоретические труды о театре; вот тут можно все их почитать.

Что посмотреть: Качественные спектакли, рассказывающие истории по старинке, идут в московских театрах «Студия театрального искусства» Сергея Женовача и «Мастерская Петра Фоменко». Наиболее прогрессивные драматические спектакли — в «Гоголь-центре», ЦИМе и в петербургском БДТ им. Товстоногова. Самые видные режиссеры-интерпретаторы: Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Юрий Бутусов. За пределами Москвы и Петербурга тоже много интересного.

Как это выглядит: Мужчины и женщины в роскошных костюмах на огромной сцене поют в сопровождении оркестра.

Откуда взялось: Принято считать, что опера сформировалась как вид театрального искусства в Италии в начале XVII века. Если в драме главное — история (или ее интерпретация), то в опере — музыка (и ее интерпретация). Впрочем, полтора века назад Рихард Вагнер убеждал мир, что опера — это встреча всех искусств, и в первую очередь драмы и музыки, — и убедил. Если в ХХ веке в драме трон занял режиссер, то в опере образовалось двоевластие: появился феномен режиссерской оперы, однако дирижер при этом не утратил позиций.

Что посмотреть: Более или менее традиционные оперные спектакли можно найти в Большом театре, Музтеатре им. Станиславского и Немировича-Данченко и в Мариинке. Один из важнейших оперных центров России — Пермский театр оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса. А самые экстремальные эксперименты на территории жанра сконцентрировались в московском «Электротеатре Станиславский». Подробнее о самых интересных операх на территории России читайте тут.

Новый музыкальный театр

Как это выглядит: Вы уверены, что это музыкальное сочинение и что его нужно воспринимать глазами, а не только ушами, — но это совершенно точно не опера.

Откуда взялось: Новый музыкальный театр — собирательное название для всех театральных жанров, которые композиторы придумали в XX веке и продолжают придумывать сегодня как альтернативу опере. Например, инструментальный театр, возникший в 50-е годы: в нем актер и музыкант — одно лицо, а сама игра на музыкальном инструменте — часть визуального ряда.

Что посмотреть: В России такого рода спектаклей пока совсем немного: обязательны к просмотру «Проза» Владимира Раннева в «Электротеатре Станиславский» и «Звуковые ландшафты» Петра Айду в «Школе драматического искусства» со старинными театральными шумовыми машинами. В Европе и на международных фестивалях высматривайте спектакли Хайнера Гёббельса и Кристофа Марталера.

Как это выглядит: Изящные мужчины и женщины в облегающих трико грациозно двигаются под музыку.

Откуда взялось: Из придворных увеселений Франции XVII века. Техника танцев усложнялась вместе с музыкой; к XIX веку балет окончательно оформился как искусство физического воплощения музыки. В классическом балете (в отличие от современного танца) во главе угла — техника танцовщика. В современном — авторский метод хореографа.

Что посмотреть: За классикой нужно идти в Большой театр в Москве, в Мариинский и Михайловский — в Петербурге. За современным — в московский Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, екатеринбургский «Урал Опера Балет» и новосибирский НОВАТ (да, там все еще отличная балетная труппа).

Оперетта и мюзикл

Как это выглядит: Бодрые артисты весело поют и танцуют.

Откуда взялось: Оперетта — максимально легкомысленная мини-опера, в современном виде сформировалась как отдельный театральный жанр в середине XIX века. Мюзикл же возник сравнительно недавно — около ста лет назад; его родители — мюзик-холл, варьете, кабаре, бурлеск и прочие буржуазные увеселения начала века. Задача мюзикла столь же элементарна, сколь невообразимо трудна: собрать полный зал сто раз подряд, то есть быть понятным всем, уметь угодить каждому.

Что посмотреть: Классические оперетты вроде «Мистера Икс» и «Летучей мыши» идут в «Московской оперетте». За настоящим мюзиклом надо лететь в Нью-Йорк или Лондон. Впрочем, у московского отделения Stage Entertainment случаются большие успехи, и в Театре мюзикла идут отличные «Принцесса цирка» и «Все о Золушке».

Как это выглядит: Так, что невозможно точно установить, театр это или нет.

Откуда взялось: Термин придумал немецкий театровед Ханс-Тис Леман, так называется его докторская диссертация, ставшая самой популярной книгой о театре в XXI веке. Строго говоря, Леман называет постдраматическим театром эпоху, начавшуюся в 1960-е годы, когда театр окончательно освободился от примата драмы, сюжета и вообще нарратива как такового. Наличие истории в спектакле перестало быть необходимым. Самый наглядный пример режиссера эпохи постдраматического театра — Роберт Уилсон.

Что посмотреть: В России название книги Лемана стало известно сильно раньше того, как появился ее перевод. Поэтому постдраматическим театром у нас заочно стали называть все более или менее экспериментальное. Главный герой постдраматического театра в российском понимании термина — Дмитрий Волкострелов, создатель петербургского «театра post»; в первую очередь идти нужно на «Я свободен», «Диджей Павел» и «Лекцию о ничто». В Москве же всем интересующимся пограничными явлениями рекомендуется спектакль Всеволода Лисовского «Молчание на заданную тему».

Как это выглядит: Нам показывают что-то реальное или рассказывают о чем-то, что происходило на самом деле.

Откуда взялось: Первый полностью документальный спектакль — «Несмотря ни на что» про революционеров всех времен и народов — поставил немецкий режиссер Эрвин Пискатор в 1925 году. В советском авангардном театре 20-х годов тоже использовали документальные материалы. Но настоящий бум театра нон-фикшн начался в 60-х в Германии, Великобритании и США.

Что посмотреть: Самые крутые театральные документалисты сегодня — группа Rimini Protokoll. Если видите их в афише какого-нибудь фестиваля — непременно идите. В Москве нужно смотреть «Игру на барабанах» и, конечно, спектакли «Театра.doc», в Петербурге — «Топливо». В регионах популярен жанр «городского вербатима» — спектакля, основанного на интервью с жителями города; из удачных примеров — воронежский «День города» и новосибирская «Пыль».

Как это выглядит: Это когда неодушевленные вещи на сцене — свет, цвет, предметы и материалы, из которых они сделаны — занимают вас не меньше, чем люди, и точно больше, чем слова.

Откуда взялось: Визуальная революция охватила театр на рубеже XIX–XX веков, вместе с появлением режиссуры. Из некоторых легендарных спектаклей начала прошлого столетия — например, из «Гамлета» Гордона Крэга в Московском художественном театре и оперы футуристов «Победа над Солнцем» — современники запомнили решение пространства лучше, чем работу артистов и трактовку пьесы. Пионером визуального театра в его сегодняшнем виде считают американца Роберта Уилсона.

Что посмотреть: Самого Уилсона — «Сказки Пушкина» в московском Театре наций и «Травиату» в Пермской опере. А еще — спектакли Дмитрия Крымова в Москве и «Инженерного театра АХЕ» в Петербурге.

Театр кукол / театр анимации

Как это выглядит: Взрослые люди невозмутимо манипулируют разнообразными предметами.

Откуда взялось: По всей видимости, из детства. Чуть ли не в каждой культуре есть собственная традиция театра кукол — от Китая и Индии до Италии и Камбоджи. Генеральный принцип: на глазах у изумленной публики неживое становится живым. Вопреки распространенному заблуждению, театр кукол совершенно не обязательно ориентирован на детей. Об этом и других заблуждениях можно почитать вот здесь.

Что посмотреть: В Москве — спектакли Бориса Константинова в Театре им. Образцова и всё в театре «Тень». В Петербурге есть два удивительных независимых театра кукол: «Кукольный формат» и Karlsson Haus, а в Большом театре кукол каждую осень проходит лучший международный фестиваль театра кукол «БТК-фест». Среди режиссеров, ставящих по всей стране, есть безусловный чемпион предметного театра (театра анимации / фигуративного театра) — Яна Тумина.

Как это выглядит: Как обычный цирк, только красивее, осмысленнее и без дрессированных животных. «Старый цирк» — про невероятные умения, новый — про цельный замысел, эстетику и настроение.

Откуда взялось: Новый цирк придумала в 70-х дочь Чарли Чаплина Виктория вместе со своим мужем Жан-Батистом Тьерре. А спустя десять лет в Канаде появился «Цирк дю Солей» — самая знаменитая и успешная компания, работающая в этой сфере. Подробнее о том, что такое новый цирк и откуда он взялся, можно почитать вот тут.

Что посмотреть: Главное лицо нового цирка в России — клоун Слава Полунин, а главный спектакль Славы Полунина, если вы вдруг не знали, — «сНежное шоу». Еще можно посмотреть «Антикварный цирк» в Москве и «Упсала-цирк» в Петербурге. И не пропускайте гастроли «Цирка дю Солей»: они нередкие гости в России.

Как это выглядит: Вы (как правило) в маске или в наушниках перемещаетесь в свободном режиме, спектакль происходит вокруг вас.

Откуда взялось: Слово immersive переводится с английского как «погружающий». Эксперименты с разного рода интерактивными театральными формами устраивались в Европе и США неоднократно и в прошлом веке, но только с возникновением британской группы Punchdrunk в начале XXI века и их флагманского проекта «Sleep No More» об иммерсивном театре заговорили как о самостоятельном направлении. На входе в особняк зрители надевают маски и отправляются бродить по этажам, где в каждом закутке происходит что-то таинственное.

Что посмотреть: Прямая реплика «Sleep No More» в Москве — иммерсивное шоу «Вернувшиеся» по мотивам пьесы Ибсена «Привидения»; точное соблюдение канона Punchdrunk. Из необычных и самобытных — в краснодарском «Одном театре» недавно выпустили иммерсивный спектакль Сергея Чехова «Жизнь мертвецов»: публике предлагается путешествие в загробный мир и обратно. Больше примеров — в нашей подборке 10 самых интересных иммерсивных спектаклей России на данный момент.

Как это выглядит: Ярко загримированные ходулисты, клоуны и шпагоглотатели надувают мыльные пузыри и дышат огнем под разухабистые марши духового оркестра.

Откуда взялось: Из средневековой Европы. Строить театральные здания еще никому в голову не приходило, бродячие труппы выстраивали подмостки на площадях и использовали все доступные средства для привлечения внимания публики. От площадного театра один шаг до цирка, но столько же и до стендапа, карнавала и, главное, до традиционной комедии положений, истоки которой нетрудно обнаружить на итальянских площадях эпохи Возрождения в импровизационных выступлениях трупп commedia dell’arte.

Что посмотреть: В теплое время года повсеместно проходят фестивали уличных театров. Самые самобытные российские коллективы — «Высокие братья», «Огненные люди», есть отличные уличные шоу у москвичей Liquid Theatre и петербуржцев «АХЕ».

Как это выглядит: На фабрике, в лесу или торговом центре артисты исполняют нечто заготовленное для специально собравшейся публики.

Откуда взялось: Сам термин site-specific обозначает примерно «пространственно ориентированный». Опыты исполнения спектаклей за пределами театральных сцен случались на протяжении всей истории театра, но в особое направление сайт-специфический театр обособился в середине прошлого века вровень с возникновением хеппенинга. Если в драматическом театре основой спектакля служит пьеса, в музыкальном — партитура, то в сайт-специфическом — пространство со всеми его особенностями: историей, акустикой, архитектурой, атмосферой и так далее.

Что посмотреть: В Москве — «Remote Moscow» компании Rimini Protokoll; спектакль, декорациями которого служат улицы города. В Петербурге действует стрит-арт-театр под названием «Театр. На вынос», все спектакли которого сайт-специфические. Там же проходит ежегодный фестиваль «Точка доступа», специализирующийся на спектаклях вне театральных зданий (в лифтах, на пароходе, в торговых центрах). А в городе Губаха Пермского края проводят ландшафтный фестиваль, все спектакли которого играются под открытым небом на закате.

Как это выглядит: Сюрреалистические спектакли с участием людей с особенностями развития.

Откуда взялось: Арт-терапия — достояние ХХ века. А конкретно театральные практики, нацеленные на социализацию и личностный рост людей с особенностями развития, получили распространение около тридцати лет назад.

Что посмотреть: В Москве «Театр простодушных», «Открытое искусство», ИТС «Круг» и «Круг II» создают такие спектакли с особыми актерами, от которых невозможно оторвать глаз; ужасно красивые, трогательные, а иногда и выдающиеся в чисто профессиональном смысле. В Петербурге режиссер-интеллектуал Борис Павлович время от времени на разных площадках выпускает спектакли с подопечными фонда «Антон тут рядом»; его новая (в некотором роде иммерсивная) работа «Разговоры» номинирована на «Золотую маску».

Как это выглядит: Как обычный драматический театр, только голоса актеров вы слышите в записи. И иногда там еще есть текст от автора.

Откуда взялось: Радиотеатр — настолько самоочевидная идея, что он возник практически сразу, как только появилось радиовещание. В 20-х и 30-х, до распространения магнитной звукозаписи, это был театр в полном смысле слова: артисты разыгрывали пьесу в прямом эфире.

Что послушать: Из нового — любой выпуск подкаста «Стереотеатр», который выпускает фестиваль «Любимовка» совместно с радио «Глаголев FM». Из классики — «Алису в Стране чудес» с песнями на стихи Высоцкого и «Мартина Идена» в постановке Анатолия Эфроса.

Как это выглядит: Кукольный мюзикл. Документальный цирк. Балет с участием оперных певцов и артистов драмы. Любые комбинации.

Откуда взялось: Идеями синтетического театра, то есть такого театра, в котором соединяются сразу все главные жанры, бредили едва ли не все реформаторы театра XX века от Александра Таирова до Роберта Уилсона. Привело это к тому, что на сегодняшний день жанров в чистом виде практически не существует. Как правильно заметил поэт Оксимирон: «Все переплетено».

Что посмотреть: «Нуреев» Кирилла Серебренникова в Большом театре — это одновременно балет и опера при участии актеров драмы. «The Marusya» костромской компании Dialogue Dance — гибрид стендапа и современного танца. «Художник извне и изнутри» Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского — фактически инсталляция культурологического исследования. А окажетесь на Бродвее — посмотрите «The Lion King». Это кукольный мюзикл.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями