Речь современного студента проект

Речевой портрет студента

В статье пранализирована лексика студентов.

Скачать:

Вложение Размер
Речевое поведение 22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой портрет студента

Научный руководитель — преподаватель Котова Ю. В.

УУКЖТ УУИЖТ ИрГУПС

Молодежь – наиболее активная часть нашего общества. Она живо откликается на все изменения, происходящие в обществе, в том числе и на языковые. Молодежь является инициатором языковых изменений и может влиять на дальнейшее развитие языка. Носителями молодежного языка принято считать студентов. Студенчество — социально-возрастная группа, представляющая наибольший интерес для изучения, так именно студенты быстрее всех подмечают различные изменения в языке и реагируют на них.

Речевой портрет — это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности. В речи каждой социально-возрастной группы реализуются специфический для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Особого внимания заслуживают особенности речевого поведения студентов.

Цель нашего исследования: изучение особенностей лексики и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения современных студентов.

Предмет исследования: особенности лексики и речевое поведение студентов.

Методы исследования: анкетирование.

Общее количество студентов, принявших участие в анкетировании — 95 человек. Возраст студентов от 15-20 лет. Разработанная нами анкета включала в себя 9 вопросов, 5 из которых с вариантами ответов. Для чистоты эксперимента анкетирование проводилось анонимно. Анкета содержала следующие вопросы:

  1. Какие слова используете для обращения друг к другу?
  2. Какие слова используете для названия учебных предметов, общежития, экзамена, зачета?
  3. Употребляете этикетные (вежливые) слова?
  4. Какие этикетные слова чаще всего употребляете?
  5. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ?
  6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  7. Чья речь является для вас эталоном?
  8. Можем ли мы повлиять на лингвистическую ситуацию?
  9. Как можно улучшить речь студентов?

Первый и второй вопросы анкеты были направлены на выявление жаргонизмов, просторечий в лексике студентов. Результаты анкетирования показали, что студенты употребляют жаргонизмы для названия учебных дисциплин, например, 33% опрошенных называют математику » матан», 10,5% говорят «фра» вместо физическая культура, 18,9 % — «литра» вместо литература. Наиболее интересным объектом для изучения студенческих номинаций бытовых реалий является общежитие. 36,8 % опрошенных студентов часто называют его «общагой». 49,4% студентов обращаются друг к другу с помощью определенных прозвищ: 31,5 % говорят «привет». Меньшинство студентов обращаются по имени и фамилии.

Третий и четвёртый вопросы предназначены для проверки степени овладения речевым этикетом. 10,5% опрошенных отметили, что употребляют этикетные слова часто, 84,21% делают это иногда, 5,2% — редко. Таким образом, выяснилось при ответе на вопрос № 3, что большинство студентов, к сожалению, лишь иногда употребляют этикетные слова. Чаще всего употребляют слова пожалуйста (97,8 %), спасибо (77,8 %) , здравствуй (16,8%) , приятного аппетита (4, 2%).

В анкете содержались вопросы, выявляющие степень владения лексической и морфологической нормами. При ответе на пятый вопрос студенты должны были найти предложение, в котором вместо ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ. Правильно ответили 73, 6 % опрошенных. Вопрос, связанный с морфологическими нормами, оказался для студентов сложнее. При ответе на шестой вопрос нужно было найти пример с ошибкой в образовании формы слова. Правильно ответили 21 % опрошенных.

Если рассматривать седьмой вопрос, то я склоняюсь к ответу «речь родителей», так же думают 31,5% опрошенных, большинство анкетируемых студентов (52.6%) считают эталоном речь друзей. Но речь друзей не всегда является чистой и красивой, бывают в их речи грубые и нецензурные выражения.

Восьмой и девятый вопросы вызвали затруднение. При ответе на вопрос, могут ли студенты повлиять на лингвистическую ситуацию, большая часть студентов ответили «не знаю» (89,5%), 10, 5 % считают, что могут повлиять.

При ответе на девятый вопрос студентам предлагалось внести предложения по поводу улучшения их речи. Предложения были следующие: уделять время чтению художественной и познавательной литературы, проведение мероприятий.

Итак, современный студент является носителем индивидуальной формы, отражающей его социальное, территориальное происхождение, уровень его образования и культуры. Культура речи и культура общения необходимы каждому человеку, а студенту в особенности, так как в дальнейшем студент — это будущий специалист в какой — либо деятельности. Совершенствовать свою речь необходимо постоянно, для этого надо следить за своей речью, обогащать словарный запас.

Я думаю, что студенты нашего колледжа, отвечая на вопросы, задумались о своей речи и в дальнейшем будут стремиться к правильной и красивой речи, так как мы будущие специалисты.

Источник

Речевой портрет современного студента

На правах рукописи

ЛЕОРДА Светлана Владимировна

РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ

СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

10.02.01 – Русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Работа выполнена на кафедре русского языка и речевой коммуникации

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского»

Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор

Маргарита Анатольевна Кормилицына

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Кочеткова Татьяна Васильевна,

кандидат филологических наук, доцент

Куприна Светлана Владимировна

Ведущая организация – Тамбовский государственный университет

Защита состоится 1 марта 2007 г. в 16 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.03 в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (410056, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан «26» декабря 2006 г., представлен для размещения на сайте Саратовского государственного университета ( http://sgu.ru/news ) «____» _________________ 200… г.

кандидат филологических наук,

профессор ________________ Ю.Н. Борисов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемая диссертация посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного студента.

Носителями молодежного языка принято считать школьников, студентов, молодых специалистов и представителей творческой интеллигенции. Студенчество – социально-возрастная группа, представляющая большой интерес для изучения, так как именно студенты быстрее всех подмечают различные изменения в языке и реагируют на них. Кроме того, члены данной группы являются будущими специалистами. Во время обучения в вузе происходит становление и развитие языковой личности студента; будущие специалисты станут представителями интеллигенции, которая, по нашему глубокому убеждению, будет продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем. Именно в этом заключается актуальность исследования.

Объектом исследования стала устная речь и материал анкетирования современных студентов г. Саратова, а также граффити на стенах, столах и шкафах в учебных и жилых помещениях вузов г. Саратова.

Предметом исследования стали особенности лексикона и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения современных студентов.

Цель работы – дать анализ специфичных для современного студенчества особенностей в выборе и наборе языковых единиц, а также особенностей речевого поведения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить работы, посвященные исследованию понятия речевого портрета в русской лингвистике;
  2. Проанализировать лексикон современных студентов и выявить его особенности;
  3. Показать особенности речевого поведения современных студентов (набор устойчивых формул общения и прецедентных феноменов, речевые способы завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, интерпретация, обобщение), а также анкетирование.

Материал исследования составил около пятнадцати тысяч словоупотреблений (14 897). В основном это ручные и диктофонные записи устной речи студентов в неофициальной обстановке, а также материал сайтов http://spbgu.ru , www.krasgu.ru, http://www.5ballov.ru , http://www.konf-csu@narod.ru . Особенностью материала является также и то, что о его записи, как правило, информанты не знали. Материал собирался в период с 2001 по 2006 гг.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в отечественной лингвистике представлено комплексное описание речевого портрета современных студентов как социально-возрастной группы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие антропоцентрической лингвистики, психо- и социолингвистики и тем самым способствует дальнейшему исследованию проблем речевой коммуникации.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по основам стилистики, культуре речи, в спецкурсах по психо- и социолингвистике, по речевому этикету.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на конференциях молодых ученых в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (2002, 2006 гг.), в том числе всероссийских (2004, 2005); на конференции «Язык: теория и методика преподавания» в Саратовской государственной академии права (2004 г.), а также на международной научной конференции «Власть и жизненный мир личности», организованной МИОН (2003 г.), материалы которой были опубликованы в межвузовском сборнике научных трудов «Проблемы речевой коммуникации» (Вып. № 4). Общее содержание работы и результаты исследования изложены в 7 публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Наиболее яркими особенностями современного студенческого лексикона являются использование специфического студенческого жаргона, обыгрывание иностранных слов и сознательное употребление сниженной лексики как способа снять напряжение и поэкспериментировать с языковыми нормами и правилами общения.
  2. Тенденция к лаконизации этикетных формул, пренебрежение ими в процессе общения, возрастающая агрессивность речи, частое употребление инвектив, демонстрация в речи фамильярного отношения к преподавателям свидетельствует о постепенной трансформации в студенческой речи традиций русской речевой культуры.
  3. Главная черта речевого поведения студентов – стремление сделать свою речь успешной, яркой, красочной и нетривиальной. Для этого используются самые разнообразные приемы языковой игры, прецедентные феномены.
  4. Особый вид общения современных студентов – общение посредством граффити, с помощью которых манифестируется отношение к окружающему миру с точки зрения члена данной группы.

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, определяются цель, основные задачи, материал и методы исследования, формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы изучения речевого портрета в современной лингвистике» излагаются основные понятия и теоретические положения работы. В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, принадлежащего к определенной социально-возрастной группе (интеллигент, бизнесмен, политик, актер и пр.) [Э.М. Ножкина, Т.А. Милехина, Л.П. Крысин, А.В. Занадворова, К.Ф. Седов и др.] Вследствие этого в лингвистику органично вошло такое понятие, как «речевой портрет». Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности. При всем внимании к индивидуальности интерес ученых в первую очередь привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой принадлежности [Ю.Н. Караулов, Н.Н. Розанова, М.В. Китайгородская, Т.В. Кочеткова и др.].

При изучении языка города возникла необходимость составить представление о свойствах языка и речевого поведения достаточно четко очерченных групп городского населения, выделяемых по общности профессии, уровню и характеру образования, по принадлежности к одному поколению, а также по совокупности прочих характеристик. Причем особое внимание исследователи уделяют изучению социально маркированных способов выбора и употребления языковых средств и особенностям речевого поведения членов определенной группы [Л.П. Крысин, Т.М. Николаева, Т.И. Ерофеева и др.]. Наиболее близкой к студентам группой является интеллигенция. Для этой группы характерными особенностями речи являются языковая игра, употребление прецедентных феноменов, выбор и неприятие определенных языковых единиц и пр. [Л.П. Крысин и др.].

Итак, в речи каждой социально-возрастной группы реализуются специфический для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Анализ совокупности этих факторов позволяет составить речевой портрет определенной социально-возрастной общности, в частности современного студенчества.

Во второй главе «Особенности лексикона современных студентов» представлены результаты анализа характерных черт лексикона современного студента. Наиболее яркими особенностями современного студенческого лексикона являются, на наш взгляд, следующие: употребление студенческого жаргона, обыгрывание иностранных слов и сознательное сниженной лексики. Основной особенностью речевого общения описываемой группы является активное использование ее представителями жаргонных обозначений специфических для студентов бытовых реалий.

Большая часть студенческих жаргонизмов – это переделанные официальные наименования. Все жаргонизмы, используемые в современной студенческой речи, условно можно разделить на несколько тематических групп: обучение, обучаемые, время, предметные составляющие студенческой жизни, студенческий быт, преподаватели и их физические и психологические особенности. Самые разнообразные жаргонные названия даются студентами наибо­лее важным для их жизни предметам, людям и отрезкам времени.

Огромное количество жаргонизмов используется студентами для назы­вания учебных предметов и дисциплин. Если название изучаемой дисцип­лины состоит из одного слова, то оно в основном остается в речевом обще­нии студентов в неизменном виде: философия, история, риторика и т.д. Если оно состоит из нескольких слов (впрочем, это типично для разговорной речи в целом) используются универбаты: античка (античная литература), вышка (высшая математика), начерталка (начертательная геометрия), макруха (мак­роэкономика), аббревиация: МРЯ (методика преподавания русского языка), СРЯ (современный русский язык), сопромат (сопротивление материалов), матан (математический анализ) и эллиптические словосочетания (редуцированные): ос­новы (основы журналистики), стиль (стилистика русского языка) и мн. др.

Особыми, часто жаргонными, в студенческой речи являются номина­ции преподавателей. Издавна преподавате­лей называли преп, препод/преподша. В зависимости от возраста и занимае­мой должности, читаемой дисциплине преподавателя студенты могут звать козликом, мальчиком на побегуш­ках (молодой), ассом (ассистент), проф/профа/профи (профессор), завкаф, гав-гав (заведующий кафедрой), псих (психология), бух (бухгалтерское дело), вексель (экономика), хромосома (генетика). Декан распоряжается «жиз­нью» и «смертью» студента, воспринимается студентами как «вершитель судьбы», «воспитатель», поэтому он Персефона, Прозерпина, клизма, лишало стипендии и пр.

В студенческой речи разграничены различные стадии обучения. Начало обучения в вузе воспринимается как зарождение новой жизни, поэтому абитуриенту дается так много наименований со значением «мелкого, ма­ленького, ничтожного существа, зародыша»: головастик, желторотик, зе­лень, комар, икра, личинка. Кроме того, встречается много сокращений слова «абитуриент»: абита, абитень, абитура, абитурь, абитуха (все перечислен­ные слова могут также обозначать и определенный отрезок времени – «жизнь в качестве абитуриента»). В отличие от жаргона курсантов военных вузов (который в нашем исследовании не рассматривается и в кото­ром существуют обозначения, специально придуманные для студентов каж­дого курса и отражающие их течение жизни: ср.: пятикурсники – богатые женихи, потому что скоро получат должность по распределению и должны жениться для более удачного и выгодного жребия), студенты гражданских ву­зов дают особые названия, пожалуй, только первокурсникам (первак, перваш, первокур) и выпускникам-пятикурсникам (пятак, диплошник).

Одной из важнейших составляющих студенческой жизни во все вре­мена является учебник. Современному студенту он, увы, все чаще представ­ляется никчемной вещью (набор кирпичей, безделуха, туалетная бумага), источником мучений из-за его чрезвычайной сложности для понимания (мучеб­ник, заумник, камасутра) и даже вещью, бывшей в употреблении и по­этому уже потерявшей вид (макулатура, сэконд-хэнд, тряпка, драник). Однако учебник все еще вос­принимается современными студентами и как источник знаний (кирпич со смыслом, мозги, гранит науки), и как помощник (скорая помощь, репетитор, решебник).

Огромное значение в студенческой жизни имеют контрольная, зачет, экзамен. Они часто воспринимаются как нечто ужасное, переходный момент, связанный с риском для жизни (ма­ленький ад, конец лафы, лотерея, бойня, допрос, здравствуй, армия!).

Наиболее интересным объектом для изучения студенческих номинаций бытовых реалий является общежитие. Студентами оно часто называется как жилище животных (гнездо, зверинец, кошара, курят­ник), отмечаются и его негативные особенности (клоповник, таракановка, мышатник).

Еще одной важной особенностью лексикона современных студентов является частое употребление ими в процессе общения иностранных слов и экспериментирование над их формой и значением. По справедливому замечанию многих информантов, непонятность таких слов служит символом учености, потому и речь, содержащая иноязычные слова, часто расценивается как социально престижная. Иностранные слова, обозначающие приоритетные для данной социально-возрастной группы реалии, составляют самую большую группу в речи студентов. Это термины (употребляются чаще всего в процессе общения на учебные темы): маркетинг, гемодиализ, инвариант, номинации предметов и понятий, приоритетных для данной социально-возрастной группы (музыка: RnB, рейтинг, кантри, ди-джей, шлягер; спорт: бодибилдинг, виндсерфинг, фитнес, фристайл; техника: кроссовер, эквалайзер, процессор, сабвуфер, тюнер, провайдер, сайт, портал).

Экспериментирование над формой иностранного слова – один из самых интересных приемов языковой игры в студенческом общении. Представление слова как иностранного (целого или его части) – главный прием языковой игры («Feelfuck – это тема! Отрывайся!»; «Я NEVERнусь!»). Таким образом, иностранные слова в неизменном или трансформированном виде довольно часто органично вписываются в речь современных студентов, являются частью их лексикона, яркой его особенностью.

В современном речевом общении (особенно в устном) довольно часто употребляется сниженная (и даже ненормативная) лексика, просторечные выражения. Просторечную лексику употребляют практически все студенты, однако в ситуации официального и полуофициального общения они стараются контролировать свою речь. Чаще всего грубая и табуированная лексика используется студентами в неофициальном общении, в дружеской компании, хотя в последние годы отмечается и употребление ее в официальной обстановке (например, на семинаре, коллоквиуме). Однако следует сразу отметить, что студент либо тотчас поправляет сам себя, либо его ошибку исправляют сокурсники: Они (критики 19 века) бухали… пили постоянно, поэтому у них и статьи такие (из ответа на семинаре).

Следует отметить, что часто современные студенты употребляют грубую и сниженную лексику бессознательно. Грубая и сниженная лексика в таких случаях заполняет паузы в процессе общения, а также используется для номинации любого непонятного или сложного предмета (Эта… ерундень… как ее…политэкономика, когда будет?). Впрочем, можно отметить стремление студентов к самоконтролю и соблюдению этикетных норм в речи (Я попрошу впредь при мне не выражаться; Не матерись; При мне не ругайтесь; Фу, как некультурно и т.д.).

Использование сниженной, грубой и табуированной лексики в речи современных студентов, как правило, гендерно дифференцировано: женщины заменяют обсценизмы эвфемизмами или омофоничными словами либо заменяют их менее грубыми. Мужчины более склонны к экспериментированию с подобной лексикой. Сознательное использование в собственной речи сниженной лексики студенты объясняют ее особыми функциями для данной группы. Во-первых, это снятие профессионального напряжения, во-вторых, способ самовыражения и выделения из общей массы, в-третьих (и самое главное), это способ сломать стереотип общения, а это главная задача студенческого (да и молодежного в целом) общения.

Таким образом, самое главное в речи современных студентов (да и молодежи в целом) – отчуждение от общепринятого языка, выделяющееся поведение и творческая самореализация.

В третьей главе «Особенности речевого поведения современного студента» выделяются и описываются характерные для современного студенчества особенности устного общения в неофициальной обстановке.

Современное студенчество как особая, традиционная устойчивая социально-возрастная группа имеет свои особенности речевого поведения. Так, студентам во все времена было присуще при общении друг с другом использовать определенные устойчивые формулы (как прецедентные, так и этикетные), экспериментировать над языковыми нормами (как национального языка, так и иностранных). Для них характерна особая манера общения с преподавателями и другими студентами. Они используют различные речевые способы завоевания авторитета в группе и пр. Все эти особенности, являясь в какой-то мере признаками речевого поведения членов данной социально-возрастной группы, в разное время наполняются разным содержанием, их распространенность и периодичность использования в речи изменяется.

На наш взгляд, можно выделить некие общие закономерности устного общения, присущие речевому поведению большей части современного студенчества. Это трансформация традиционных и выработка авторских этикетных формул, языковая игра, употребление прецедентных феноменов, особые речевые способы завоевания авторитета в группе.

Источник

Читайте также:  Как красиво соединить комнату с лоджией
Оцените статью
Поделиться с друзьями