- Романский стиль
- Тема: Творчество
- Характеристика стиля
- Живопись
- «Замковая архитектура »
- Романский стиль в частной архитектуре, фото
- История стиля
- Концептуальные особенности романского стиля
- Современная интерпретация романского стиля
- Строительные материалы
- Важные детали
- Крыша
- Окна и двери
- Цветовое оформление
- Окружение
- Романский стиль
- Архитектура храмов
- Чем отличался романский стиль от другого известного в средневековье стиля – готики
- Скульптура и живопись
- Библия для бедных
- Аббатство Клюни
Романский стиль
Тема: Творчество
Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado !
Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона.
Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.
Тем не менее, в этот период в Европе наблюдался неуклонный рост по пути к благополучию и процветанию, и искусство высочайшего качества уже не испытывало ограничений, имевших место в периоды, когда искусство развивалось лишь в окрестностях королевского двора и в небольшом кругу монастырей.
Романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии.
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды и орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей.
Характеристика стиля
Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость.
После 1100 года, когда свое место в романском стиле нашла скульптура, постройки стали немного более «легкими» и привлекательными.
Тем не менее, не зависимо от времени, в романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол — мрамор, плитка с рисунком. Зеркала — шифоновая бронза. Стены — венецианская штукатурка. Роспись — религиозные мотивы.
В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.
Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом просматривается рациональная простота конструкций.
Живопись
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры.
Также, для Романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста, не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Во всех видах романского искусства существенную роль играли узоры: геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.
«Замковая архитектура »
Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию.
Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников.
Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов.
Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон — дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше—сторожевая площадка.
Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром.
Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Планировка замка обусловливалась рельефом, и при строительстве главной задачей была функциональность. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура, и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.
Источник
Романский стиль в частной архитектуре, фото
Величественные и неприступные, монастырские крепости Западной Европы XI–XII веков являются яркими примерами романского архитектурного стиля. Отличаясь основательностью и монументальностью, они широко используют элементы древнеримского строительства, модифицируя их под запросы того времени и, вместе с тем закладывают свои основы для следующего, готического направления…
Романский стиль в архитектуре
История стиля
В эпоху раннего Средневековья, к которой, собственно, и относится романский архитектурный стиль, на европейской территории наблюдалась полнейшая феодальная раздробленность. Как следствие – нестабильность политических отношений. Постоянные военные угрозы послужили причиной тому, что преобладающим видом искусства стала архитектура. Точнее – замково-крепостное строительство.
Любые постройки, имеющие хоть какое-то значение: дома феодалов, храмы, монастыри – возводились в виде своеобразных фортификационных сооружений. На них возлагались задачи не только обеспечить определённое эстетическое восприятие, но и гарантировать максимальную безопасность тех, кто находится внутри.
Благодаря своей практичности и монументальности, романский стиль стал первым архитектурным направлением, распространившимся по всей территории католической Европы.
Концептуальные особенности романского стиля
Для исторических построек в романском стиле характерны следующие черты:
- господство необработанного камня;
- лаконичность внешней отделки;
- строгость архитектурных форм;
- массивные стены;
- узкие оконные проёмы;
- углублённые ступенчатые порталы;
- черепичные крыши сложной конфигурации.
При тщательно продуманном расположении, такие сооружения всегда гармонично вписывались в окружающий ландшафт, создавая впечатление основательности и абсолютной защищённости.
Современная интерпретация романского стиля
Несмотря на исторические корни, любой архитектурный стиль в процессе своего развития неизбежно дополняется современными дизайнерскими приёмами, определяющими его соответствие новым стандартам и потребностям.
В наши дни загородный дом в романском стиле, как и прежде, больше напоминает средневековый замок. Это стилистически выдержанное сооружение, гармонично сочетающее в себе новейшие достижения архитектуры с традиционными канонами.
Такой особняк – это своеобразное воплощение в жизнь романтической мечты.
В планировке соответствующих архитектурных композиций отсутствует строгая симметрия. На первое место возводятся величественность, основательность и практичность.
Строительные материалы
Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. С учётом современных требований, ему на смену закономерно приходит кирпич, зачастую дополненный соответствующей отделкой. В качестве облицовочного материала обычно используется грубый, рустованный камень или его имитация, вплоть до соответствующей штукатурки. Такой декор может покрывать всю поверхность фасада либо, для придания солидности, выделять наиболее значимые архитектурные фрагменты – цоколь, углы, карнизы, фризы, порталы.
Здания всё так же отличаются массивностью и крупными, объёмными формами. Никаких архитектурных излишеств, декоративные элементы сводятся к минимуму. Они функциональны и уравновешены. Только благородная строгость и лаконичная простота, вселяющая спокойствие и создающая ощущение полной безопасности.
Важные детали
Дома-замки, выполненные в романском стиле, обычно имеют не менее двух этажей, не считая цокольного. Стены всегда толстые, массивные. Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. Последние могут играть роль балконов, или выполнять исключительно декоративные функции.
Эффектное дополнение к экстерьеру здания – каменные парапеты с равномерным чередованием высокой и низкой кладки.
Крыша
Одним из узнаваемых элементов романского архитектурного стиля является крыша. Она – многоскатная, всегда имеет сложную форму. В её составе, как правило, присутствуют и конические, и двускатные, и щипцовые элементы. Покрытием обычно служит черепица: классическая керамическая или современная битумная.
Окна и двери
Оконные и дверные проёмы в романских замковых постройках традиционно – прямоугольные, реже – арочные. Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. В качестве декоративного акцента можно использовать кованые решётки или деревянные ставни. Двери для полного соответствия стилю должны быть крепкими и массивными. Их значимость и солидность подчёркивается архивольтами с несложным растительным орнаментом. Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки.
Центральная входная группа зачастую оформляется колоннами и полуциркульными арочными конструкциями, создающими удобное пространство для организации закрытой террасы.
Цветовое оформление
Цветовая палитра, используемая для отделки домов в романском стиле, максимально приближена к природной. Это ненавязчивые, естественные краски, гармонирующие с окружающим ландшафтом.
Фасад выполняется, как правило, в каменисто-серых или глинисто-бежевых тонах. На крыше чаще можно встретить пепельно-коричневые или серо-зелёные оттенки.
Окружение
Независимо от выбранного архитектурного стиля построек, ни один участок не будет гармонично смотреться без тщательно продуманного ландшафтного окружения. Для современного воспроизведения романского замка идеальным фоном может стать садово-парковая композиция, оформленная в английском стиле.
Главным достоинством домов замкового типа является их индивидуальность. Воссоздавая на участке романтическую атмосферу Средневековья, такие проекты никогда не бывают типовыми. Они всегда выполняются в строгом соответствии с запросами заказчика, учитывая его предпочтения и личный взгляд на историю.
Источник
Романский стиль
Романский стиль господствовал в Западной Европе X-XII вв.; сформировался он во Франции, а позднее распространился на все европейские государства, находившиеся в сфере влияния римской католической церкви. Название этого нового направления указывало на его связь с искусством древнего Рима. В романском стиле возводились новые христианские храмы (чаще бенедиктинского и цистерианского орденов) и замки, также этот период ознаменовался расцветом книжной миниатюры и декоративно-прикладного искусства.
Архитектура храмов
Планировка романских храмов была достаточно простой. Стены складывались из каменных блоков в форме геометрических фигур: параллелепипеда, призмы, пирамиды, конусов и цилиндров. Церковь в плане имела форму латинского креста с двумя короткими сторонами. В конструкции крыши использовались полукруглые и крестообразные своды (иногда скрещивали два полукруглых).
Внутри храм делился обычно на три продольных нефа. Центральный (главный) неф был шире, чем боковые, и переходил в пресвитерий (святилище). Там находился алтарь и во время службы сидел капеллан (пресвитер). Пресвитерий заканчивался полукруглым выступом – апсидой. Под пресвитерием находилась крипта, где хоронили умерших и сохраняли реликвии. Центральный неф пересекался поперечным нефом – так называемым трансептом. Характерной чертой романского стиля были полукруглые арки, применяемые в конструкции сводов, окон и порталов. В XI-XII веках постепенно перестали строить отдельно стоящие колокольни, у новых церквей по сторонам главного входа возводились две башни.
Романские здания были очень массивными. Толстые каменные перекрытия были очень тяжелыми, им требовались стабильные опоры, которыми служили толстые колонны, утяжелявшие постройку. Кроме того, романские постройки были невысокими. Чтобы не ослабить стены, окна в них делали совсем небольшие – поэтому в зданиях, построенных в этом стиле, царит полумрак.
Чем отличался романский стиль от другого известного в средневековье стиля – готики
Романские здания были тяжелыми и приземистыми. Строили их из обтесанных каменных блоков. Они часто выполняли оборонную функцию, поэтому имели толстые стены и маленькие окна. Постройки готического стиля были стройные и изящные сложенные из кирпича. Они казались легкими, возносящимися в небо. Это впечатление усиливали узкие, высокие, остроконечные окна.
Скульптура и живопись
Романский стиль – прежде всего стиль архитектурный, но это не означает, что в этом стиле не было создано ни одной скульптуры или картины. Однако эти произведения были довольно простыми и «подчинялись» архитектуре, поэтому романская живопись – это главным образом настенная роспись (фрески), а скульптура – прежде всего рельефы, которыми покрывались капители колонн, арки или опорные столбы. При этом изображения человеческих тел не всегда были пропорциональны.
Темами для фресок и рельефов служили сюжеты из Библии и Житий святых. Кроме того, в живописи и скульптуре для создания орнаментов использовали растительные и геометрические мотивы, изображения животных (реальных или фантастических), а также разнообразные гирлянды.
Библия для бедных
Произведения романской скульптуры не только служили украшением храмов – они выполняли и значительно более важную роль. Их заданием было показать людям, как следует жить в соответствии с Евангелием.
На рельефах изображались сцены Библии, показывалось, что после смерти получают праведники и какие муки ожидают грешников после смерти. Поэтому такие обучающие нравственности рельефы или росписи называли Библией для бедных.
Аббатство Клюни
В XI веке французское аббатство Клюни было духовным центром западного христианства. Большой собор аббатства считается одним из самых выдающихся памятников романского стиля. Клюнийское аббатство было основано в 910 году, а в XI-XII веках была построена огромная для того времени базилика, которая до возведения собора святого Петра в Риме (XVI-XBII вв.) являлась самым большим христианским храмом. Базилика была 187 метров в длину, а в высоту центральный неф составлял аж 30 метров.
К великому сожалению, эта поистине великая романская церковь не сохранилась до наших дней в своем начальном виде. В период Французской революции аббатство прикрыли, и памятник средневековой архитектуры постепенно начал рушиться, и к 1823 году церковь и строения аббатства были окончательно разрушены. Осталась лишь часть здания с южной стороны поперечного нефа вместе с башней, а также фрагменты строений монастыря, среди этих строений амбар, в котором сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоченных колонн базилики.
Источник