- Мода средневековых аристократов
- Цвета
- Ткань
- Многослойность
- Украшения
- Основные тенденции:
- Женская средневековая мода
- Котта, сюрко и прочие прелести, или Как одевались женщины Средневековья
- Раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.)
- Классическое Средневековье (середина XI – XIII вв.)
- Позднее Средневековье (XIV – XV вв.)
Мода средневековых аристократов
Мы будем рассматривать моду позднего Средневековья, с 1066 по 1485 год. О, это было волнующее время в моде, особенно для королевских семей. Феодальная система в Европе полностью сформировалась, и законы о превосходстве не позволяли крестьянам и низшим классам носить такую же яркую и красивую одежду, как представителям знати. Изысканные платья для средневековых королей и королев шились только из лучших тканей и богато украшались.
Цвета
Красители для окрашивания одежды того времени были дорогими и не слишком стойкими. Цех красильщиков разделялся на несколько гильдий. Одни окрашивали одежду только с помощью красного пигмента, другие — с помощью синего. И секреты самых волшебных оттенков передавались в тайне из поколения в поколение.
Красный краситель делали из насекомого, найденного в Средиземноморье, зелёный из лишайника. А привычного нам черного в Средние века не было: смесь имевшихся красок давала скорее коричневатый оттенок.
Ткань
Ткани для королевской семьи, такие как бархат и шелк, обычно импортировались, и только королевской семье разрешалось носить золото и фиолетовый шелк. Крестовые походы оказали огромное влияние на моду благодаря множеству экзотических тканей, привезенных в Европу, таких как атлас. Был популярен мех животных, особенно горностая и лисица.
Многослойность
Одежда для королевских особ и знатных женщин состояла из множества слоев. Их нижнее белье было сделано из бриджей, рукавов и сорочек и покрыто нижней юбкой из льна или шелка. Поверх юбки было длинное платье, которое текло за благородной женщиной, и это платье было покрыто роскошной туникой. Внутри замка носили специальные замковые ботинки, а второй комплект обуви из дерева и кожи надевали для прогулок на свежем воздухе.
Украшения
Кружева, вышивка и драгоценные камни на одежде добавляли облику представительности и буквально кричали о богатстве. Мех урезал как мантии платьев, так и манжеты для мужчин.
Поначалу дамы носили шелковые покрывала , но в позднем средневековье стали предпочитать им шляпы, которые постепенно становились все острее и выше.
Основные тенденции:
- Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
- Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
- Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
- Простые крестьяне предпочитали серые и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
- В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
- Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
- Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
- Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.
Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.
Источник
Женская средневековая мода
В сравнении с современностью выбор в одежде у женщин средневековья не велик. В зависимости от состоятельности, фантазия может разгуляться в плане отделки — вышивки, рукавов, меха, цвета и ткани, а вот с фасоном и многослойностью все решено.
Поскольку штанов в качестве исподнего, средневековье женщине не предписывало, то рубашка и служила бельем. Женская сорочка должна быть не выше щиколотки с длинными рукавами, и тепло поможет сохранить и от платья с колючей золотой/серебряной вышивкой защитит. При индивидуальном подходе, по требованию в область груди вшивали конусообразные мешочки ( прародители бюстгальтеров). С их помощью обеспечивали поддержку груди, корректировали форму и объем с помощью подкладывания ткани или мешочков с шерстью. Грудь большого размера ( вызывающий изъян по меркам средневековья ) утягивали с помощью плотного обертывания полотном льняной ткани.
Женщина как и мужчина носила шоссы . Только они были намного короче, никогда не достигали высоты колена. Их крепление на лентах всего лишь представляло крестообразную перевязь.
Поверх рубашки дамы носили котту — свободное платье с короткими рукавами. К XV столетию женское платье по моде имеет облегающий верх с заниженным лифом. Для удобства самостоятельного облачения в такой наряд, простолюдинки вшивают по бокам шнуровку на манер корсета. Котта у женщин высшего сословия и зажиточных горожанок считалась нижним платьем.
В холодное время года на котту надевали пелисон — плотная длинная безрукавка с подкладкой из шерсти или меха. Мехом также подбивали края и ворот, использовали ленты и шитье для оторочек. Пелисон одежда модная, и дорогая — хороший способ продемонстрировать свой высокий статус. Для отделки шел мех горностая, соболя, белки, в различных сочетаниях по цвету. Пелисон носили и в качестве домашнего одеяния. В замках всегда сыро и холодно.
Просторное блио с широкой горловиной, волочащимися по земле рукавами, и разрезами по бокам исчезло при Людовике Святом. Женский вариант верхнего платья — коттарди предполагал облегающий лиф платья до талии с широкой длинной юбкой, переходящей в шлейф. Шлейфы пестрящие золотыми вышивками вызывали раздражение у священников, как символ отсутствия скромности и сдержанности.
Для формирования крупных складок вшивались дополнительные клинья. По бокам в коттарди имелись небольшие прямоугольные прорези. Засунув в них руки, можно приподнять низ платья, чтоб не споткнуться при движении. Рукава могли быть любого фасона по желанию заказчицы. Мода отыгрывалась на рукавах, легко меняя их покрой. Неудобный балахон закалывали пряжками, и тем не менее время превратило его в нижнее платье или домашнее скромное одеяние.
Его с успехом сменило сюрко. Верхнее платье без рукавов или же с разрезными от локтя носить куда удобнее. В дань моде для облегающей посадки по левой стороне от плеча делали ряд крючков или шнуровку. Юбка сильно сузилась и больше не мешала при ходьбе, по бокам добавились разрезы.
Как говорится все гениальное просто и без всяких наворотов тоже можно обойтись.
Если дочитали до конца, поставьте пожалуйста палец вверх, если интересно дальше — не забудьте подписаться на канал, поделиться в соцсетях.
Источник
Котта, сюрко и прочие прелести, или Как одевались женщины Средневековья
Средневековье, занявшее тысячу лет истории, как и любая эпоха, несомненно обладало своими отличительными особенностями, достаточно непохожими ни на античные, ни на особенности Нового времени. Сейчас, спустя пять веков после окончания Средних веков, эти особенности обычно либо усиливаются до ужасающих, либо, наоборот, излишне романтизируются. Попробуем разобраться хотя в одной из этих особенностей – средневековой западноевропеской одежде.
В Средневековье над большинством человеческих умов господствовали религия в целом и церковь, как основной оплот культуры для неграмотной части населения, в частности. Часть эта, кстати, была очень большой. Да и многие грамотные люди оставались ярыми приверженцами церкви. По этой причине античная нагота очень быстро оказалась не в моде, ей на смену пришли достаточно закрытые наряды (конечно, это более относилось к женской одежде). В мужской же одежде ещё в последний век Вечного города Рима появились штаны, которые перестали считаться «варварской» одеждой. При этом средневековая одежда служила также ещё одной цели: по ней было очень легко вычислить уровень социального положения и доходов её обладателя. Например, неожиданно разбогатевший крестьянин не мог носить одежду из тех же тканей и тех же цветов, что мелкий, но потомственный дворянин.
Раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.)
Костюм ранних Средних веков, хоть они и стояли ближе всех к Античности, наоборот, от античного был весьма далёк, хотя в чём-то ещё можно найти было некоторые сходства с римской и ранне-византийской модой, ровно как и с одеждами бывших варваров. В костюме этого периода почти все линии прямые. Всё, что только может скрыть женский костюм, было скрыто. Изредка оголялись запястья, а вот шея, кстати, не считалась частью тела, которую обязательно нужно закрывать.
И мужчины, и женщины носили две туники, которые надевались друг поверху друга, а потом подпоясывали ремнём. Нижняя из них называлась коттой. Разумеется, женские туники были куда длиннее мужских.
В качестве верхней одежды женщины раннего периода Средних веков носили платья-блио, всё те же туники, совершенно закрытые и полностью скрывающие даже ноги, так что и обуви дамы было не видать. Грудь поддерживалась жакетом-жипом. На боках платьев была шнуровка из лент, благодаря которой блио лучше облегало фигуру. Длинные подолы были собраны на боку и задрапированы на животе, что было во многом связано с «культом» беременности и деторождения. Рукава платьев были в виде колокольчика, более узкие сверху, они к низу расширялись.
Обувью служили кожаные башмаки без особых излишеств, хотя, конечно, аристократки любили также и башмачки, украшенные драгоценностями или вышивкой.
Причёски этого периода особой замысловатостью не отличались. Молодые, незамужние девушки носили косы или перехватывали распущенные волосы обручем, сверху набрасывая головную накидку. Иногда женщины делали «римский» узел на затылке, который всё так же скрывался накидкой. Замужние дамы волос не распускали, и всегда ходили в головных уборах.
Никаких особенных украшений этот период не привнёс, заметнее всего были, пожалуй, фибулы и булавки, оставшиеся ещё со времён Римской империи, которыми застёгивались плащи и мантии. Виды фибул менялись от страны к стране и от эпохи к эпохе, и почти всегда и везде они поражали своим богатством и интересным исполнением.
Вся одежда этого периода создавалась в поместьях феодалов, ровно как и почти все ткани для её изготовления. В ходу были лён, шерсть, шёлк, полушерстяные ткани.
Классическое Средневековье (середина XI – XIII вв.)
В самом конце XI века мир впервые сотряс Крестовый поход. Именно Крестовые походы во многом определили изменения моды в классическом и позднем Средневековье, которая из так называемой романской постепенно преобразовалась в ту, которую сейчас называют готической.
После первых походов крестоносцев начали распространяться косметические средства и мода на покраску волос, чего не было с римских времён. Тогда же начали теряться простота и изящество, в равной мере присущие одеждам предыдущих веков, вместо них в костюмах появилась некоторая «восточность», платья начали больше облегать фигуру, но в то же время стали, на мой взгляд, несколько «аляповатыми». В моду вошли меха, парча и прочие дорогие материалы. Украшения платьев стали богаче, для вышивки часто использовались золотые и серебряные нити, пришивались жемчуг и драгоценные камни.
На рубеже XIII и XIV веков впервые появилось понятие такого предмета, как корсет, и талия стала уже. Хотя, конечно, апогея своего зарождавшаяся тогда любовь к корсетами достигла далеко не в Средневековье.
Рукава, тем не менее, остались всё такими же широкими. Однако теперь они могли присоединяться к платью отдельно, а не быть к нему пришитыми, из-за чего появилась своеобразная практика дарения рукавов рыцарям на турнирах. В это же время лиф и юбка впервые отделились друг от друга, что, конечно, внесло некоторое удобство. В противовес этому удобству, начали появляться и входить в употребление шлейфы.
Об обуви этой и последующей эпохи говорить можно очень долго. Во время Крестовых походов появилась мода на обувь с длинными носами, и, чем ближе к Новому времени, тем ужаснее становилась ситуация. Приблизительно к эпохе Жанны д’Арк, то есть в первой половине XV века, носы эти вовсе оказались загнутыми вверх. Сейчас остаётся загадкой, как в такой обуви вообще можно было ходить.
Позднее Средневековье (XIV – XV вв.)
В XIV веке появились распашные одежды с застёжками. Тогда же появилось великое многообразие видов покроя. И сейчас некоторые вещи по покрою перекликаются с поздне-средневековыми.
Платья позднего Средневековья существенно отличались от тех, которые носили в начале эпохи. Одежды этого периода были призваны подчёркивать женственность и, в общем-то, даже привлекательность дамы, а не скрывать всё её тело и показывать её непорочность.
В поздний период Средних веков были очень известны платья-сюрко, чем-то напоминающие, как ни странно, то, что носили за почти тысячу лет до этого. Однако в их покрое была одна особенность, которая явно показывала, в каком веке живут люди. Особенность эта была прозвана «адскими окнами». Это были вырезы на боках платья, нередко зашнурованные, через которые была видна котта. В разных косплей-практиках и съёмке фильмов о Средних веках очень часто используется именно эта модель платьев. Носились также немногим менее известные нарамники.
Обувь этих веков чаще всего изготовлялась из цветной кожи и бархата, со второй половины XIV века носы её достигли размеров в не один десяток сантиметров и нередко загибались вверх. Длинные носки набивали конским волосом и каждый соединяли цепочкой с браслетом на ноге. Не менее ужасающих размеров к концу достигли шлейфы платьев. Например, меньше 40-50 см шлейфов просто не было, а шлейф первой женщины государства — королевы — был длиной почти 5 метров.
В XIV – XV веках средневековая готика достигла своего расцвета. Головные уборы, соответственно, тоже изменились, и подлинного многообразия форм достигли опять-таки в конце Средневековья.
Замужние женщины часто носили платок «барбетт», в последствии ставший частью костюма монахинь, поверх которого при выходе на улицу набрасывали покрывало. Кроме того, были популярны так называемые омюссы и горжи.
Также на протяжении всего Средневековья очень большое внимание уделялось цвету одежды.
Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.
Источник