Что нужно знать о Haute Couture: ключевые цифры и факты
Впервые в своей истории кутюрная Неделя моды проходит онлайн из-за необходимости соблюдать правила социального дистанцирования в связи с пандемией коронавируса. Haute Couture — самая старая и почитаемая Неделя моды, на которой кутюрье потрясают зрителей своей безграничной фантазией. Гости показов высокой моды совершали полеты на Луну (например, для шоу Chanel осень-зима 2021 Гран-Пале превратился в космическую станцию) и переносились на 3500 лет назад (во время презентации коллекции Джона Гальяно для Dior весна-лето 2004, вдохновленной Древним Египтом).
Что такое Haute Couture
Направление Haute Couture (дословно «высокое шитье») появилось в конце XX века в Париже, и это мода во всем своем изяществе. «Кутюру нет равных с точки зрения творчества, это просто фантастическая лаборатория мастерства и инноваций в дизайне, — заявил президент Французской федерации высокой моды, прет-а-порте и модных дизайнеров (Fédération de la Haute Couture et de la Mode) Ральф Толедано Vogue в прошлом году. — Это невероятная свобода самовыражения для дизайнеров и средство поддержания имиджа для брендов».
- Алгоритмы Имиджа
- 0 мнений
- Twitter Facebook
Модные дома и дизайнеры каждый сезон предлагают нам что-нибудь новенькое: цвет, фасоны, сочетания одежды. На мировые показы собираются самые важные персоны из мира моды, недели моды – это настоящее событие. Но за год дизайнеры выпускают несколько коллекций, и не каждая из них попадает на подиумы. Давайте разберемся, какие бывают названия коллекций одежды и чем они друг от друга отличаются.
Haute Couture или высокая мода – самая высокая ступень в творчестве дизайнера и модного дома. Вещи от-кутюр задают все модные тенденции, в процессе создания коллекций создаются эксклюзивные вещи, которые отшиваются вручную. Причем и ткани, которые используют в коллекции от-кутюр, должны быть специально созданы для этих моделей.
Высокая мода больше похожа на искусство, чем на модные вещи для носки
Само понятие от-кутюр появилось в середине 19 века и связано с именем дизайнера Чарльза Фредерика Уорта. В 1858 году он открыл Дом моделей в Париже и первым начал разделять коллекции по сезонам. Также в его ателье клиенты могли выбрать понравившийся наряд, который потом отшивался индивидуально под их мерки.
Через десять лет в 1868 году Парижский синдикат высокой моды вводит правила на одежду от-кутюр, которые действуют до сих пор. Так, например, коллекции Haute Couture могут создавать только парижские модные дома, которые получили специальный сертификат. Штат модного дома должен насчитывать не менее 20 человек, а ежегодно они должны выпускать минимум пятьдесят новых моделей одежды. Несмотря на то, что некоторые дома мод, такие как Valentino и Versace тоже создают коллекции от-кутюр, хотя и не являются парижскими. Но называть их коллекции Haute Couture в Париже нельзя.
Коллекция Haute Couture от Valentino
Неделя Высокой моды в Париже – одно из значимых событий в модной индустрии. Она проходит дважды в году – в июле и в январе. Стоит отметить, что вся одежда от-кутюр до сих пор создается для каждого клиента по индивидуальным размерам и шьется только вручную. Наряды могут стоить огромных денег, поэтому заказывают их на какие-то значимые события. Но надевают их всего пару раз, потом они могут уйти в личную коллекцию вещей от-кутюр либо становятся музейным экспонатом. На последней Парижской неделе высокой моды Карл Лагерфельд представил самую дорогую шубу за 1 миллион евро. Но вряд ли ее купят для того, чтобы носить в холодную пору.
Коллекция Haute Couture от Jean Paul Gaultier на Неделе Высокой моды в Париже в июле, Коллекция Haute Couture от Viktor & Rolf на Неделе Высокой моды в Париже в январе
Давайте разберем, что же такое prêt-a-porter (прет-а-порте) или в дословном переводе – «готовое платье». Главное отличие от моделей от-кутюр – это то, что модели шьются по стандартным меркам и массово продаются в бутиках и магазинах. Именно коллекции прет-а-порте являются основным источником дохода дизайнеров и модных домов.
Коллекция prêt-a-porte Марка Джейкоба, Показ коллекции одежды Chanel
Недели моды коллекций prêt-a-porter проходят также дважды в год – в апреле и октябре, причем в показах участвуют модели уже на следующий сезон. То есть в октябре 2015 года мы увидим коллекции на весну-лето 2021 года. Такие недели мод проводятся во многих крупных городах мира, но самыми популярными до сих пор остаются Миланская, Парижская и Нью-Йоркская.
Коллекция Майкла Корса в рамках Нью-Йоркской недели моды
Создание коллекций одежды, которая готова к носке, связано с развитием техники и массовым производством в 50-х годах 20 века. В этих коллекциях начали использоваться новые материалы, такие как нейлон и капрон, которые со времен начали вытеснять шелк и шерсть. Первым дизайнером, который создавал коллекции в направлении прет-а-порте стал Пьер Карден.
Коллекция прет-а-порте может быть только подиумным вариантом, а может поступать в продажу
Нужно понимать, что коллекции prêt-a-porter шьются в двух категориях. Первая предназначена только для показа на подиуме, а вторая – поступает в массовое производство и именно ее носят «в обычной» жизни. Эти коллекции обязательно отражают все модные тенденции грядущего сезона, привносят что-то новое. Иногда, вещи из коллекции прет-а-порте могут создаваться в индивидуальном эксклюзивном порядке по эскизам модельеров и могут соперничать с моделями Haute Couture.
Pre-fall – это промежуточные коллекции дизайнеров, дословно переводится «перед осенью». Такая коллекция отражает основные тенденции грядущего осенне-зимнего сезона. Обычно они не демонстрируются на показах, а сразу появляются в каталоге бренда. Иногда модные дома проводят специальные показы в декабре-январе, поскольку продажи стартуют в июне и являются как бы «пробными», пилотными перед продажей основной коллекции. Вещи в коллекции при фолл – это актуальная и практичная одежда, которую можно с легкостью носить в обычной жизни.
Межсезонная коллекция pre-fall 2015 от Valentino, Pre-fall коллекция бренда Just Cavalli
А вот пилотной коллекцией перед продажей вещей из весенне-летних коллекций называют коллекции Resort или Cruise, так называемая курортная или круизная коллекци. Это тоже межсезонная коллекция, но отражает она тенденции весны и лета. Как и pre-fall редко участвует в показах, хотя некоторые дизайнеры устраивают специальные показы коллекции Resort. Например, вы можете посмотреть круизные коллекции 2016 года брендов Chanel и Gucci.
Курортная коллекция от Gucci 2015
Круизные коллекции обычно включает в себя купальники, коктейльные платья, аксессуары и другие летние вещи. Это полноценные коллекции, которые показывают публике или печатают в каталоге с мая по июнь. В продажу эти коллекции поступают в ноябре. Изначально, курортные коллекции создавали модные дома для состоятельных клиентов, которые зимнее время предпочитали проводить в теплых странах. А так как зимой найти летние вещи было затруднительно, дизайнеры начали создавать отдельные коллекции Resort или Cruise.
Круизная коллекция 2015 от Chloé
Теперь вы с легкостью сможете отличить дизайнерские коллекции друг от друга и всегда оставаться в курсе модных событий. Не забывайте подписываться на блог, чтобы не пропустить интересные и полезные новости и статьи о моде и стиле.
Аксессуары тоже должны быть Haute Couture Примерок должно быть не менее трех на один наряд. Пошив одного платья может занимать от 100 до 400 часов, стоимость такого платья колеблется от 25000 до 100000 долларов США. Костюмы – от 16000 долларов, вечерние платья порядка 60000.
Сегодня только 2000 женщин в мире покупают одежду Haute Couture, при этом 60% рынка – американский сегмент. Только 200 женщин в мире – это постоянные клиентки высокой моды. Одежда Haute Couture на звездах и селебрити – это данная на прокат одежда от Домов высокой моды, с целью рекламы. Сами звезды не относятся к постоянным клиенткам Haute Couture.
Золотой век Haute Couture – после второй мировой войны. Тогда около 15000 женщин носили изделия высокой моды. Некоторые из них (герцогиня Винзор, Бабе Палей, Глория Гиннес) заказывали сразу целые коллекции Haute Couture.
Красная ковровая дорожка и звезды продвигают Высокую моду. Дженнифер Лоуренс, обладательница Оскара-2013 перед церемонией, в платье Christian Dior Haute Couture Несмотря на то, что сейчас количество клиентов мизерное, и высокая мода не приносит прямого дохода, дома моды стремятся к этому высокому званию, поскольку оно помогает продвигать и продавать другие продукты Дома, например, парфюмерию, косметику, линии прет-а-порте, другие проекты.
Строгие правила Высокой моды
В изделиях высокой моды используется только ручная работа, Givenchy Haute Couture Чтобы Дом моды или дизайнер имел право причислить себя к высокой моде, он должен быть внесен в специальный реестр, который ведет палата Syndical Chamber for Haute Couture в Париже, курируемая Департаментом промышленности Франции.
Получив это высокое звание, необходимо придерживаться в коллекциях одежды определенных стандартов. Например, при показе нужно использовать 15 и более девушек-моделей, коллекции должны выходить 2 раза в год, а каждое шоу должно включать не менее 35 разных нарядов (дневных или вечерних).
В синдикат входят 18 постоянных членов, в числе которых такие имена как Coco Chanel, Christian Dior и Pierre Cardin. Эти дома имеют более 1 миллиарда долларов дохода в год, используют в работе около 5000 человек, в том числе 2200 швей. Как правило, универсальных мастеров в высокой моде нет, наоборот на каждый жтап работы привлекается профессонал высокого класса: например, отдельно на пошив пуговиц, на верхнюю одежду, на перья, на легкие ткани. До Второй мировой войны в отрасли работало 35000 человек (сотрудники Домов моды).
История
Показ Christian Dior Haute Couture Отцом моды Haute Couture считают кутюрье Чарльза Фредерика Ворта (1826-1895). Несмотря на британское происхождение, этот мастер прославил именно французскую моду. Именно начиная с него, труд портного стал произведением искусства, авторской вещью. Он одним из первых подготовил коллекцию одежды и продемонстрировал её на живых моделях. Клиенты выбирали понравившийся наряд и заказывали его из персонально подобранных тканей в мастерской Ворта.
Последователями Ворта считаются такие Дома моды как Callot Soeurs, Patou, Poiret, Vionnet, Fortuny, Lanvin, Chanel, Mainbocher, Schiaparelli, Balenciaga, Dior. Некоторые из них существуют по сегодняшний день, работают под руководством современных дизайнеров.
группа молодых дизайнеров открыли Дома моды под своими именами. Среди этого поколения мастеров самыми успешными стали Кристиан Диор, Баленсиага, Ив Сен-Лоран, Пьер Карден, Тед Лапидус , Эмануэль Унгаро. В это же время японский дизайнер Ханае Мори успешна в создании собственной линии в Париже.
В конце 20 века
свои Дома создали Кристиан Лакруа, Жан-Поль Готье, Тьери Мюглер. Но в связи с высокими затратами на производство коллекций Дома Мюглер и Лакруа вскоре прекратили свое существование как Дома высокой моды.
Для всех этих Домов индивидуальный пошив больше не является основным источником доходов, часто затраты на производство коллекции высокой моды превосходят заработки, но Дома Haute Couture зарабатывают на бренде, их парфюмерия, косметика, готовое платье стоят дороже и более популярны, чем у других Домов.
Что разрушило высокую моду?
Эксперты называют, по крайней мере, две причины. Во-первых, излишняя коммерциализация моды и высокие прибыли, как ни странно. Например, считается, что именно это убило империю Пьера Кардена, когда он в 1980-х годах стал продавать лицензию на использование бренда Cardin, и вещи от Кардена можно было покупать чуть ли не на рынках. Вторая причина – восстание против французских стандартов моды, начавшееся ещё в 60-е годы. Движение космополитизма, хиппи, рокеров привело к интернационализации моды. Женщины уже не обязаны были ехать за модой только в Париж. Однако стараниями палаты Chambre Syndicale de la Haute Couture и французского правительства Франция пока оставляет за собой звание арбитра в современной моде.
количество дизайнерских Домов значительно сократилось. Если в 1946 году их было 106, то в 2000 году осталось всего 18. А к 2004 году осталось только 9 Домов высокой моды: Chanel, Versace, Valentino, Dior, Givenchy, Gaultier, Lacroix, Mori, Sirop, Scherrer, Torrente.
Источник
О Синдикате (Палате) высокой моды
В 1868 г. Ч.-Ф. Ворт создал «Шамбр Синдикаль де ля кутюр франсэз» (Синдикат высокой моды) — организацию, объединившую салоны, в которых одевались высшие круги общества.
К этому решению Ворта, по-видимому, побудили две причины: с одной стороны, желание защитить известных портных от копирования их моделей (так как Синдикат охраняет авторские права своих членов); с другой — предложить клиентам эксклюзивные модели, которые отличали бы их от простых буржуа.
Синдикат высокой моды (который существует до сих пор) напоминает средневековый цех: кутюрье могут называться только члены этой организации.
Чтобы вступить в Синдикат, необходимо соответствовать определенным требованиям — изготавливать модели по индивидуальному заказу и с применением ручной работы (что обеспечивало, по мнению Ворта, высочайшее качество и эксклюзивность на фоне распространения швейных машин).
Впоследствии добавились новые требования: проводить регулярные показы моделей для клиентов и прессы, дважды в год показывать новые сезонные коллекции.
В настоящее время кутюрье может называть себя тот, кто является членом Синдиката высокой моды, имеет Дом высокой моды в Париже и соблюдает следующие требования: дважды в год показывает новые коллекции на неделе высокой моды в Париже, а также устраивает показы для клиентов (теперь их нередко заменяют видеозаписи).
Кроме того, при изготовлении моделей должна преобладать ручная работа (сейчас допускается до 30 % машинных строчек).
В начале 1990-х гг. коллекции должны были включать не менее 75 моделей в год, в конце десятилетия достаточно было 50 моделей.
Численность работающих также менялась — если в начале в мастерских должно было работать не менее 20 сотрудников и три постоянных манекенщицы, то в конце 1990-х эти требования были смягчены — в Синдикат высокой моды были приняты Ж.-П.Готье и Т. Мюглер, у которых не было и половины требуемого количества работников.
Центром от-кутюр является Париж, где находится Палата (или Синдикат) высокой моды — Chambre Syndicate des cou-turies (до 1973 г, профсоюз кутюрье назывался «Federation du Haute Couture»). Она определяет статус модельеров (члены Палаты, члены-корреспонденты, а также приглашённые члены, которые могут быть со временем приняты в Палату), занимается организацией показов коллекций Домов высокой моды (в январе и июле), поддерживает связи с прессой и магазинами по всему миру.
Дома, чьи штаб-квартиры находятся за пределами Парижа, являются членами-корреспондентами Палаты. Сегодня это Versace и Valentino. За пределами основного показа существует так называемое расписание defile off. Количество Домов высокой моды меняется, но почти всегда держится около цифры 20.
Дом от-кутюр получает прибыль свыше миллиарда долларов ежегодно, и его штат составляет порядка 5 тыс. человек, в том числе 2 тыс. швей. Как правило, сотрудники имеют узкую специализацию: кто-то из них работает с перьями, кто-то — с вышивками, кто-то — с пуговицами. До Второй мировой войны в индустрии от-кутюр было занято 35 тыс. человек.
Платья от-кутюр выполняются почти целиком вручную и только в одном экземпляре. Каждая модель требует обычно от 100 до 400 часов работы. Выбранные на дефиле костюм или платье являются лишь образцом, а для клиента шьётся новое, идеально подходящее к фигуре (проводят не менее трёх примерок). Поэтому цена платья от-кутюр весьма высока — от 26 тыс. до 100 тыс. долларов, костюма — от 16 тыс. долларов, а вечернего туалета — от 60 тыс. долларов.
Сегодня одежду от-кутюр заказывают в среднем 2 тыс. женщин, а число постоянных клиенток Домов высокой моды и того меньше — около 200. Часто дизайнеры дают модели от-кутюр напрокат звёздам кино или другим известным личностям — просто в целях рекламы. В золотые же годы высокой моды — после Второй мировой войны — примерно 15 тыс. женщин могли позволить себе носить платья, сшитые лучшими мастерами Парижа. А такие известные дамы, как герцогиня Виндзорская или Глория Гинесс, заказывали для своего гардероба целые коллекции.
Сегодня помимо одежды жизнь Домов от-кутюр в основном поддерживается сложной индустрией производства парфюмерии, косметики, аксессуаров и даже запуском линий прет-а-порте.
Чтобы быть причисленным к Домам от-кутюр, надо соответствовать целому ряду строгих требований. Во-первых, всё производство — центральное ателье, мастерские, магазины — должно находиться в Париже и, таким образом, подпадать пол юрисдикцию французского Департамента промышленности. Дом обязан иметь не менее 15 служащих и представлять коллекции два раза в год: в каждом дефиле по 35 платьев для дня и для вечера. (В 2001 г. правила приёма в Палату несколько упростились.)
В 2001 г. в Синдикат входили следующие Дома; Balmain, Chanel, Christian Dior, Christian Lacroix, Emanuel Ungaro, Givenchy, Hanae Mori, Jean Louis Scherrer, jean-Paul Gaultier, Lecoanet Hemant, Louis Feraud, Thierry Mugler, Torrente, Yves Saint Laurent, Viktor & Rolf.
В списке членов Палаты на 2008 год значится только 11 имен : Adeline Andre, Anne Valerie Hash, Chanel, Christian Dior Christian Lacroix, Dominique Sirop, Emanuel Ungaro, Franck Sorbier, Givenchy Jean-Paul Gaultier Maurizio Galante. Еще четыре уважаемых Дома — Elie Saab, Giorgio Armani, Maison Martin Margiela, Valentino, — штаб-квартиры которых находятся за пределами Парижа, числятся в Палате как члены-корреспонденты.
Однако многие Дома Высокой Моды, когда-то творившие ее историю, закрыли свои направления Haute Couture, так как не смогли их окупать.
Ведь предприятие Haute Couture зачастую убыточно. Организация показа обходится в миллионы евро. Собственно коллекция, на одно платье из которой может уйти до 1000 часов ручной работы, десятки метров самых дорогих материалов, с отделкой из драгоценных металлов и камней, также занимает не последнее место в расходах Дома. Для покупателей цена на простое платье варьируется от 25 000 до 100 000 евро, на костюм — от 15 000. Планируя заказ сногсшибательного вечернего платья, клиенту модного Дома следует ориентироваться на сумму от 60 000 евро. А в результате очень небольшая часть коллекции Дома найдет своих покупателей.
Все Дома вместе редко продают более 1500 моделей в год. На сегодняшний день рынок покупателей таких изделий невелик. Если в середине XX века число клиенток, заказывающих уникальные модели по сверхвысоким ценам, составляло во всем мире примерно 15 000, то в начале нашего века оно резко снизилось под влиянием демократизации жизни. По всему миру только около 3000 женщин действительно могут себе позволить покупать наряды Haute Couture, и меньше 1000 делают это регулярно. Часто дизайнеры просто одалживают платья знаменитостям для паблисити.
Неудивительно, что с развитием индустрии pret-a-porter, когда почти для каждого простого смертного стало возможным приобрести себе какой-нибудь «знаковый» предмет от именитого дизайнера, со всех сторон послышались разговоры об угасании искусства Haute Couture.
Однако, видя жизнеутверждающие примеры, когда Дом моды занимается одновременно и производством готового платья, и выпуском штучной продукции, мы верим, что гармоничное сосуществование двух этих направлений на одном предприятии все-таки возможно и что именно в союзе чистого творчества и индустрии — светлое будущее моды
Источник