Славянский стиль одежды для женщин

Женская славянская одежда

Сегодня в интернете можно встретить рассуждения о том, что мусульманские женщины одеваются гораздо целомудреннее европейских, в том числе, и славянок. Мусульманки недоумевают по поводу чересчур открытых современных нарядов: во что вы одеваетесь и для кого раздеваетесь? И правда, то, в чем наши молодые женщины ходят по улице, в мусульманских традициях считается невозможным. В таком виде жене пристало появляться только перед любимым мужем.

Но ведь еще совсем недавно наряды славянок были другими, они полностью соответствовали древним традициям Предков.

Какой была традиционная женская славянская одежда?

Как выглядела настоящая славянская женщина?

Какие особенности древнеславянского костюма передавались из поколения в поколение, и почему?

По какой причине ситуация так радикально изменилась за прошедшие два столетия, и что с этим делать?

Попробуем поискать ответы на эти вопросы вместе.

Начнем с того, что скромность и целомудрие женщин-славянок основывались вовсе не на закрытости костюма. На Руси женщины, равно как и мужчины, купались в реках и озерах обнаженными, дети до 12-ти лет бегали в одних рубашках, а в баню шли всей семьей. Легендарное целомудрие русских женщин опиралось не на сокрытие красоты, а на моральные качества, древние родовые устои.

У костюма была другая задача – обереговая. Он не только защищал от холода, ветра или палящих лучей, но и оберегал свою хозяйку от вредоносных энергий. Именно поэтому все наряды шили из домотканого полотна, ведь оно само по себе обладало мощной защитной силой. И прялки, и древние ткацкие станки, и сама пряжа из растений (лен, крапива и др.), вобравшие природную силу, считались сильными оберегами. И все это делалось любящими руками, ведь в любой труд вкладывали Душу. Отдельный разговор – вышивка, обережная вязь, которая сопровождала каждого с рождения.

Женская славянская одежда всегда была многослойной.

1. Первый слой – рубаха.

Зачастую она была довольно длинной, считалось, что круг ее подола накапливал живительную силу Матушки-Земли. Но край одежды – это и возможность воздействия навьих сил, именно поэтому по подолу, вороту и рукаву всегда пускался обережный узор. Огромное значение имела символика цвета. Белый цвет славянской рубахи символизировал Духовную чистоту.

Повседневная женская славянская одежда отличалась от праздничной и покроем, и символикой. Символы и знаки – это текст, из которого можно было многое узнать о женщине: замужем ли она, какие Боги-Покровители оберегают Род, в котором она живет (Род мужа, если она замужем).

Праздничный наряд, помимо Родовой символики, был богато украшен различными знаками плодородия, орнаментом, рассказывающим не только о Роде ее супруга, но и о том, в каком она сама родилась, какие Светлые Боги покровительствуют ее Роду.

О многом мог рассказать даже покрой рукава или ворота. Например, рукав замужней женщины расширялся книзу, тогда как у незамужней оканчивался манжетой. Ворот женской рубахи застегивался на пряжку, девичьей – завязывался плетеной веревочкой, отличались они и глубиной разреза, что и понятно, ведь замужней женщине предстояло кормить грудью ребенка, поэтому он был на целую пядь (17,78 см) глубже. Но, конечно, больше всего информации можно было почерпнуть из вышивки. Так, праздничное девичье платье обрамлялось вышивкой, в основном, по подолу, груди, вороту и рукаву.

На юбках и поневах замужних женщин тоже непременно присутствовал Родовой орнамент. Причем, от ее прежней, девичьей вышивки оставались только символы Божественного Покровительства ее судьбы и дня рождения, поскольку символ Рода, в котором она воспитывалась, сменялся на символику древнего Рода ее мужа.

3. Сарафан / передник

Как мы уже говорили, костюм был многослойным. Поверх рубахи одевались распашные поневы, юбки, сарафаны, иногда передники и др. И везде по краю и в проемах пускался защитный орнамент – по подолу, на горловом проеме, на рукавах.

Украшения из жемчуга, янтаря, полудрагоценных камней, различных металлов тоже обладали защитными свойствами.

Еще одной важнейшей частью женской славянской одежды был пояс. На нем тоже был обережный орнамент, часто в пояс вплетались волосы рукодельницы, что усиливало его защитную силу. Пояс (девочка получала его только в 12 лет) схватывал рубаху, что придавало ей куполообразную форму. Такая же форма и юбки, и сарафана многократно усиливала возможность впитывать живительную силу Земли.

Сейчас многие ошибочно думают, что народный костюм был достаточно простым. Однако древние праздничные наряды имели царский вид – в них использовалось и золотое шитье, и драгоценные камни, и богато украшенные головные уборы.

Они считались важнейшей частью наряда, ведь они прикрывали волосы.

Напомним, какое особое отношение у славян было к волосам. С незапамятных времен считалось, что, обрезав волосы, можно лишить себя силы и здоровья, ведь волосы впитывают в себя и земную силу, и космические лучи Солнца и Звезд. Из-за этой связи с космосом в древности волосы называли космами.

Именно по этой причине праздничный наряд обязательно включает в себя тот или иной головной убор. Это всегда показатель социального статуса. Простоволосыми (то есть с распущенными волосами) женщины бывали либо в самом раннем детстве, либо в бане или в спальне с любимым, а также при родах — это говорило о полной эмоциональной и энергетической раскрытости женщины. В остальных случаях волосы заплетались, а часто и прикрывались — платками, шалями или более парадными головными уборами (кокошник, кичка и др.).

Из глубины веков до нас дошел чудесный образ древнеславянской красавицы: стройная сильная, умелая, это о такой спустя многие сотни лет напишет Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». И традиционная одежда – неотъемлемая часть этого образа.

Сегодня мы наблюдаем, к каким последствиям привел отказ от традиционного отношения к одежде. И дело вовсе не в том, что она стала нескромной, хотя и этого трудно не заметить. Главная проблема в том, что утрачено ее важнейшее назначение – обереговое, разрушаются (иногда намеренно) образы настоящей женщины, настоящего мужчины. Их пытаются заменить чем-то средним, и это приводит к тому, что и мужчины, и женщины теряют свои базовые качества. Традиционный костюм не прячет, а подчеркивает женственность. И это создает образ, ориентируясь на который, вырастает цельная, здоровая, гармоничная личность, которой есть что передать своим детям.

Сегодня интерес ко всему традиционному, в том числе и к костюму, неуклонно растет. Возможно, это говорит о том, что пришло время восстановления смыслов, восстановления древней Традиции.

Источник

Традиционная славянская одежда: что носили встарь

Традиционная славянская одежда вызывает ощущение гармонии с окружающим миром, спокойствия и благополучия. Она формировалась веками, все неудобное, непрактичное отпадало. Оставалась одежда, в которой человек хорошо себя чувствовал в любое время года, в любых обстоятельствах.

Популярные произведения искусства сформировали представление, что славянская одежда – это обязательный сарафан и свободная рубаха. Однако, традиционные наряды более разнообразны. Свои наряды были у людей разных возрастов и достатка, существовали точные представления о том, что надеть в праздник, а что на работу. Дети одевались похоже на взрослых, но были и принципиальные отличия.

Если же вы хотите приобрести современные футболки с вышивкой, то приглашаем вас посетить нашу лавку!

Из чего шили славянскую одежду

Как и все в быту наших предков, одежда наделялась смыслом, предназначалась для защиты от зла. Поэтому свойства того, что непосредственно прикасается к телу, имело особое значение. Ткань, из которой шили одежду, делали из льна и шерсти. Хлопок использовался значительно меньше, чем сейчас. Особым почётом пользовалось полотно из крапивы. Жгучую траву полагалось собирать голыми руками, не обращая внимания на ожоги. Обрабатывали ее так же как лен. Дошли до нас и сведения о том, что волокнистый материал извлекали из сосновых иголок. Из полученной пряжи вязали тёплые, врачующие ревматизм вещи.

Из чего состояла многослойная славянская одежда: женский наряд

Главной одеждой нашим предкам служила рубаха длиной ниже колена с длинными рукавами. В зависимости от местности и предназначения рубахи были узкими и широкими, с разрезами и без, с богатой вышивкой по подолу и низу рукавов или простые. Носили их и женщины, и мужчины.

Самой распространённой славянской одеждой для женщин до XVII века была понёва, а не сарафан. Понёва представляла собой несколько сшитых полотнищ, обернутых вокруг талии и закреплённых поясом с узорами-оберегами. Рубаха заправлялась под понёву, а сверху повязывался расшитый передник, охраняющий свою хозяйку от дурных сил. Поверх всего этого надевалась безрукавка «навершник» длиной до колена.

Многослойная одежда не только сохраняла тепло, но и помогала сделать фигуру статной, показывала красоту и здоровье женщины.

Если же хотите вы подобрать себе пояс или очелье обережное, то найти вы их сможете в нашей лавке!

Какой была славянская одежда: мужской наряд

Мужские рубахи, как и женские, долгое время были длиной ниже колена. Под ними мужчины всех возрастов носили портки. Эти штаны крепились на бедрах при помощи шнурка, вставленного в отвернутую и пришитую верхнюю кромку.

Верхняя славянская одежда для мужчин называлась свитка. Она надевалась через голову, имела длину непременно ниже колена и узкие рукава. Пояс был обязательно широким. Как и женская, мужская одежда украшалась вышивкой, узорами, хранящими своего владельца, дарующими силу и удачу.

Зимняя славянская одежда

Суровый климат вынуждал славян иметь тёплую одежду на разные сезоны. Меховые тулупы и шубы были доступны не всем. Крестьяне согревались зимой, надев длинный армяк, сшитый из шерстяной ткани. Неотъемлемой его частью были капюшон и пояс, не дающий расходиться полам без пуговиц.

Зипун из грубого сукна, часто с оторочкой мехом был наряднее и дороже, в праздничном варианте украшался вышивкой и шнурами.

Главная славянская одежда для путника в дальней дорогеепанча – представляла из себя плащ с капюшоном и специальной пропиткой от дождя и пронизывающего ветра.

Знатные и богатые люди могли себе позволить однорядки, охабень, ферязь.

Повседневная славянская одежда, сшитая из небеленого льна, была серого цвета. На праздники использовали яркие ткани, цвет которым придавали природными красителями. Одежда щедро украшалась вышивкой, шнурами, бусинами. Дорогие наряды передавали по наследству.

Источник

Женская славянская одежда

Сегодня в интернете можно встретить рассуждения о том, что мусульманские женщины одеваются гораздо целомудреннее европейских, в том числе, и славянок.

Мусульманки недоумевают по поводу чересчур открытых современных нарядов: во что вы одеваетесь и для кого раздеваетесь?

И правда, то, в чем наши молодые женщины ходят по улице, в мусульманских традициях считается невозможным.

В таком виде жене пристало появляться только перед любимым мужем.

Но ведь еще совсем недавно наряды славянок были другими, они полностью соответствовали древним традициям Предков.

Какой была традиционная женская славянская одежда?

Как выглядела настоящая славянская женщина?

Какие особенности древнеславянского костюма передавались из поколения в поколение, и почему?

По какой причине ситуация так радикально изменилась за прошедшие два столетия, и что с этим делать?

Попробуем поискать ответы на эти вопросы вместе.

Начнем с того, что скромность и целомудрие женщин-славянок основывались вовсе не на закрытости костюма.

На Руси женщины, равно как и мужчины, купались в реках и озерах обнаженными, дети до 12-ти лет бегали в одних рубашках, а в баню шли всей семьей.

Легендарное целомудрие русских женщин опиралось не на сокрытие красоты, а на моральные качества, древние родовые устои.

У костюма была другая задача – обереговая.

Он не только защищал от холода, ветра или палящих лучей, но и оберегал свою хозяйку от вредоносных энергий.

Именно поэтому все наряды шили из домотканого полотна, ведь оно само по себе обладало мощной защитной силой.

И прялки, и древние ткацкие станки, и сама пряжа из растений (лен, крапива и др.), вобравшие природную силу, считались сильными оберегами.

И все это делалось любящими руками, ведь в любой труд вкладывали Душу.

Отдельный разговор – вышивка, обережная вязь, которая сопровождала каждого с рождения.

Женская славянская одежда всегда была многослойной.

1. Первый слой – рубаха.

Зачастую она была довольно длинной, считалось, что круг ее подола накапливал живительную силу Матушки-Земли.

Но край одежды – это и возможность воздействия навьих сил, именно поэтому по подолу, вороту и рукаву всегда пускался обережный узор. Огромное значение имела символика цвета. Белый цвет славянской рубахи символизировал Духовную чистоту.

Повседневная женская славянская одежда отличалась от праздничной и покроем, и символикой.

Символы и знаки – это текст, из которого можно было многое узнать о женщине: замужем ли она, какие Боги-Покровители оберегают Род, в котором она живет (Род мужа, если она замужем).

Праздничный наряд, помимо Родовой символики, был богато украшен различными знаками плодородия, орнаментом, рассказывающим не только о Роде ее супруга, но и о том, в каком она сама родилась, какие Светлые Боги покровительствуют ее Роду.

О многом мог рассказать даже покрой рукава или ворота.

Например, рукав замужней женщины расширялся книзу, тогда как у незамужней оканчивался манжетой.

Ворот женской рубахи застегивался на пряжку, девичьей – завязывался плетеной веревочкой, отличались они и глубиной разреза, что и понятно, ведь замужней женщине предстояло кормить грудью ребенка, поэтому он был на целую пядь (17,78 см) глубже.

Но, конечно, больше всего информации можно было почерпнуть из вышивки.

Так, праздничное девичье платье обрамлялось вышивкой, в основном, по подолу, груди, вороту и рукаву.

На юбках и поневах замужних женщин тоже непременно присутствовал Родовой орнамент.

Причем, от ее прежней, девичьей вышивки оставались только символы Божественного Покровительства ее судьбы и дня рождения, поскольку символ Рода, в котором она воспитывалась, сменялся на символику древнего Рода ее мужа.

3. Сарафан / передник

Как мы уже говорили, костюм был многослойным. Поверх рубахи одевались распашные поневы, юбки, сарафаны, иногда передники и др.

И везде по краю и в проемах пускался защитный орнамент – по подолу, на горловом проеме, на рукавах.

Украшения из жемчуга, янтаря, полудрагоценных камней, различных металлов тоже обладали защитными свойствами.

Еще одной важнейшей частью женской славянской одежды был пояс.

На нем тоже был обережный орнамент, часто в пояс вплетались волосы рукодельницы, что усиливало его защитную силу.

Пояс (девочка получала его только в 12 лет) схватывал рубаху, что придавало ей куполообразную форму.

Такая же форма и юбки, и сарафана многократно усиливала возможность впитывать живительную силу Земли.

Сейчас многие ошибочно думают, что народный костюм был достаточно простым.

Однако древние праздничные наряды имели царский вид – в них использовалось и золотое шитье, и драгоценные камни, и богато украшенные головные уборы.

5. Головные уборы

Они считались важнейшей частью наряда, ведь они прикрывали волосы.

Напомним, какое особое отношение у славян было к волосам. С незапамятных времен считалось, что, обрезав волосы, можно лишить себя силы и здоровья, ведь волосы впитывают в себя и земную силу, и космические лучи Солнца и Звезд.

Из-за этой связи с космосом в древности волосы называли космами.

Именно по этой причине праздничный наряд обязательно включает в себя тот или иной головной убор.

Это всегда показатель социального статуса.

Простоволосыми (то есть с распущенными волосами) женщины бывали либо в самом раннем детстве, либо в бане или в спальне с любимым, а также при родах — это говорило о полной эмоциональной и энергетической раскрытости женщины.

В остальных случаях волосы заплетались, а часто и прикрывались — платками, шалями или более парадными головными уборами (кокошник, кичка и др.).

Из глубины веков до нас дошел чудесный образ древнеславянской красавицы: стройная сильная, умелая, это о такой спустя многие сотни лет напишет Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

И традиционная одежда – неотъемлемая часть этого образа.

Сегодня мы наблюдаем, к каким последствиям привел отказ от традиционного отношения к одежде.

И дело вовсе не в том, что она стала нескромной, хотя и этого трудно не заметить.

Главная проблема в том, что утрачено ее важнейшее назначение – обереговое, разрушаются (иногда намеренно) образы настоящей женщины, настоящего мужчины.

Их пытаются заменить чем-то средним, и это приводит к тому, что и мужчины, и женщины теряют свои базовые качества.

Традиционный костюм не прячет, а подчеркивает женственность.

И это создает образ, ориентируясь на который, вырастает цельная, здоровая, гармоничная личность, которой есть что передать своим детям.

Сегодня интерес ко всему традиционному, в том числе и к костюму, неуклонно растет.

Возможно, это говорит о том, что пришло время восстановления смыслов, восстановления древней Традиции.

Если Вам понравилась публикация, ставьте отметки «понравилось» и подписывайтесь на наш канал!

Еще больше информации по теме ищите на портале « Славянский Мир »

Источник

Читайте также:  Красивая черная ткань для платья
Оцените статью
Поделиться с друзьями