- Особенности архитектурной композиций многоквартирных жилых домов
- 10 лучших жилых комплексов мира и российские реалии
- Жилой дом 387 Tamaki Drive, Новая Зеландия
- Жилой комплекс в близи гор Хуаншань, Китай
- Жилой комплекс у озера Шунде
- Ipera 25, Турция
- Жилой комплекс La Canopée, Франция
- Жилой комплекс 520 West 28th Street, США
- Жилой комплекс на берегу Боденского озера
- Жилой комплекс CityLife Hadid Residences, Милан
- Экорайон Стокгольма Hammarby Sjöstad — Хаммарбю Хёстад / Озёрный город Хаммарбю
- Жилой комплекс De Silodam, Amsterdam, 1995–2002
Особенности архитектурной композиций многоквартирных жилых домов
Особенности композиционных подходов к архитектуре жилых зданий связаны с их ролью в общей системе застройки, которая может предъявить к их решению самые различные и даже противоречивые требования — симметрии и асимметрии, крупного иди мелкого масштаба членений, плоскостности или объемности формы, нейтральности фасадной поверхности либо подчеркнутой вертикальности (горизонтальности) ее членений и т.п. Этим определяется и главное эстетическое требование к объемно-планировочным и конструктивным решениям жилых зданий — они должны обеспечивать гибкость композиционных решений. В то же время жилым домам, составлявшим жилую группу иди комплекс в целом, должно быть присуще художественное единство общего облика и колорита, а при вкомпоновке в сложившуюся застройку — учет ее особенностей.
Практической базой для формирования единства архитектуры новой застройки служит материально — конструктивная однородность зданий данного комплекса (кирпичных, панельных или др.). В то же время объемные формы домов комплекса могут быть различны. В соответствии с общим замыслом, застройка может быть скомпонована из домов разно- или равновысотных, протяженных с разнообразной конфигурацией в плане; из двух неравных по численности групп зданий — рядовых (фоновых) и акцентных, контрастирующих с первыми формой, высотой и протяженностью и др.
Композиция объемной формы и фасадов жилых домов исходит из функциональной и конструктивной логики решения дома, его ориентации и особенностей восприятия фасадной композиции, зависящих от размещения здания и застройке. Рядовые дома обычно имеют спокойные, нейтральные формы. Акцентные здания отличаются большей этажностью и сложностью формы. Основой для формирования разнообразных композиционных решений акцентных домов служит функционально обусловленное разнообразие конфигурации их планов. Сложная конфигурация плана характерна для односекционных домов, (как средство улучшения санитарно-гигиенических качеств квартир и максимального использования вертикальных коммуникаций (рис. 11.1), а также диктуется их композиционной ролью в застройке: примитивная объемная форма не соответствует эстетической функции объекта.
Протяжные (многосекционные, коридорные или галерейные) дома со сложной формой плана выполняют в застройке функции пространствообразующих объектов. С их помощью формируют группы жилых (массовых общественных) зданий с полузакрытым или замкнутым внутренним пространством (рис. 11.2).
Такие дома проектируют также при необходимости укрупнения градостроительного масштаба застройки, усиления взаимосвязи формы дома с внешним окружением и формой участка. Протяженные дома сложной формы пластически выявляют и подчеркивают особенности местности, что придает застройке индивидуальный характер.
Выразительная форма акцентных башенных или протяженных зданий особенно активно воспринимается благодаря контрасту с фоном, который создают рядовые дома застройки с простыми ортогональными формами.
Функциональное решение жилого дома обусловливает его мелкоячеистую объемно-планировочную структуру. При проекции на фасадную плоскость она дает монотонную поверхность, прорезанную многочисленными проемами. Такая монотонная аморфная структура в соответствии с задачами проектирования может быть эстетически организована с помощью трех шкал масштаба архитектурных членений — крупных, средних или мелких, которые выбирают в соответствии с необходимым по условиям восприятия композиции застройки решением здания и служат средствами его архитектурной индивидуализации.
Средствами крупной пластики объема зданий служат устройство ризалитов, взаимная сдвижка фрагментов здания, формирование ломанных или криволинейных форм, террасирование объема в плоскости и из плоскости фасадов, включение в объем здания отдельных элементов открытых пространств по высоте или протяженности здания (рис. 11.3). Как правило, эти членения бывают увязаны с функциональными требованиями.
Средняя (по крупности членений) пластика объема многоэтажного жилого дома обычно достигается разнообразным расположением, формой и группировкой летних помещений и выделением объемов вертикальных коммуникационных помещений, создающих вертикальный ритм членений фасада.
Наличие объемно-пространственных элементов — лоджий, эркеров, балконов, стационарных солнцезащитных устройств пластически обогащает форму здания и служит основным средством изменения масштаба композиции, ее ритма, характера членений фасадов и пластики крупных деталей.
Из представленных на рис. 11.4 схем видно, что применение одних и тех же пространственных элементов, например балконов, при различном их размещении на фасадной плоскости — разряженном, сгруппированном в шахматном порядке, в вертикальные или горизонтальные группы, -позволяет изменять характер членения фасадов и их масштаб, подчеркнуть симметрию или асимметрию композиции, либо придать ей нейтральный характер. То же самое достигается при различных схемах расположения лоджий.
Влияние ориентации зданий особенно сказывается на решении северных фасадов. Обычно их проектируют плоскими, так как введение балконов и лоджий недопустимо по условиям светового климата помещений, ориентированных на север. Композиция северных фасадов может быть обогащена, а условия инсоляции помещений улучшены введением эркеров. Их различная группировка и форма придает необходимую пластичность и северным фасадам.
В композиции фасадов зданий, строящихся в южных районах, ведущую роль наряду с открытыми помещениями играют стационарные солнцезащитные устройства из железобетонных решеток различных размеров и формы, солнцеломов, козырьков и пр. (рис. 11.5).
Средствами мелкой пластики служат рельеф поверхности стен, детали обрамления проемов и т.п.
На решение архитектурной композиции отдельных многоэтажных зданий и застройки в целом специфические требования накладывают крупные физические размеры таких зданий, определяющие сугубую урбанизированность архитектурного ландшафта.
Для многоэтажной застройки, при ее панорамном восприятии с дальних дистанций особо выразительную роль играет ее силуэт.
В полноценном решении силуэта большую роль играет характер формы венчания здания — с плоской эксплуатируемой крышей, скатной, мансардной или др., а в решении силуэта застройки в целом — ее разнообразие.
Наряду с членениями объемов в современной архитектуре многоэтажного жилища большую и многофункциональную роль играет цвет.
Использование цвета позволяет решить разнообразные композиционные задачи -придать колористическое единство застройке, выделить доминантные группы зданий, подчеркнуть силуэт застройки или ее ритм. Наряду с этим цвет активно используют для монументальной декоративной живописи в застройке (на глухих торцевых степах домов, или специальных декоративных стенках), а также для усиления индивидуальных характеристик зданий или иллюзорного изменения их структуры с помощью суперграфики*. Цвет может подчеркнуть членения объема здания или иллюзорно изменить их (рис. 11.6.).
Получило широкое распространение размещение цвета, на фасаде по светотеневому принципу. Выступающие объемы получают светлый колорит, а западающие — темный. Глубокую тень в лоджиях на светлой стене, усугубляет темным холодным цветом стен лоджий (зеленым, бирюзовым, синим и др.)
Важную роль получил цвет в качестве средства масштабной характеристики композиции. Так, например, в московской архитектурной практике строительства 17-22 этажных панельных жилых зданий их колоссальные физические размеры очеловечены измельченной двухцветной облицовкой: на интенсивно окрашенной (синей, зеленой, желтой др.) плоскости стены выделяется светлый рисунок облицовки по периметру окон и панелей. Контрастный цвет применяют для элементов венчания или основания здания, а так же для иллюзорного изменения его функционально-конструктивных членений. Исключительно важным композиционным средством становится цвет в строительстве на севере, когда жилой дом из-за климатических условий утрачивает расчлененность объема и такие выразительные композиционно-функциональные элементы как лоджии и балконы (рис. 11.7).
Существенно сказалось на композиционных решениях многоэтажных домов и застройки массовое внедрение современных индустриальных строительных систем — панельных, каркасно-панельных, сборно-монолитных, объемно-блочных и др.
Внеся в архитектуру подчеркнутый геометризм, присущий в целом всей современной эстетике, новые строительные системы не только внесли всем известные ограничения, но и дополнительные художественные средства.
Ограничения формы, размеров, пропорций здания имели временный характер, продиктованный условиями становления домостроительной промышленности, и постепенно были преодолены.
Новые выразительные средства композиции объемов и фасадов зданий стали возникать благодаря особенностям конструктивных систем и промышленному производству элементов зданий.
Большинство новых строительных систем ориентировано на применения ненесу-щих наружных стен. Это обстоятельство определило возникновения ряда новых приемов. Среди них формирование фасадных композиций с ленточными светопроемами или размещением окон (лоджий) на фасадной плоскости в шахматном порядке, размещение эркеров с разрывами по высоте и т.п, (рис. 11.8) — возможность включения в композицию здания горизонтальных прослоек открытых пространств на различных отметках по высоте здания: от «нулевой» («дом на ножках») до произвольной; построение террасной формы здания в его плоскости и из плоскости и др. (см. рис. 11.3)
Заводское производство сборных изделий сказалось в первую очередь на рисунке разрезки наружных стен на панели. Эта особенность фасадных стен используется очень разнообразно. Иногда она не учитывается вовсе, так как тонкая сетка швов между панелями воспринимается визуально только с очень близких дистанций. Поэтому проектировщик может использовать ее как нейтральную «канву», по которой идет «вышивка» основных композиционных членений фасадов: вариантно сблокированных групп летних помещений, эркеров и др. функционально — композиционных элементов.
Возможно диаметрально противоположное отношение к разрезке, когда она используется в качестве основной темы композиции фасада: разрезку подчеркивают цветом облицовки или кессонной формой панели. Подчеркнутое выявление вертикальной разрезки позволяет сформировать иллюзорно тектоническую тему фасадной композиции. За счет двухцветной облицовки панелей «размером на комнату» создают (при композиционной необходимости) для изменения масштаба композиции фасада иллюзорную двухрядную разрезку фасадной поверхности и т.д. (рис. 11.9)
Ведущим материалом индустриального строительства является бетон. Однако в архитектурной композиции фасадов относительно редко используется естественная структура этого материала. Как правило, бетон бывает скрыт защитно-декоративным слоем облицовки цветными керамическими или стеклянными плитками, декоративными цветными растворами или синтетическими красками. Именно поэтому с внедрением полносборного домостроения в архитектуру многоэтажного жилища вошел цвет, существенная композиционная роль которого рассмотрена выше. Природа бетона стен подчеркивается только при отделке декоративным щебнем или эрклезом, декоративным бетоном с обнажением заполнителя и при облицовке бетонными плитами.
Наиболее распространено использование в застройке одного основного вида отделки, способствующего единству композиции.
Сочетание разнородных отделок используют в решении фасадов для повышения тектонической выразительности наиболее нагруженных конструктивных элементов здания: открытого каркаса первого этажа, отдельных устоев, консольных плит или балок. Сугубо рабочий характер этих элементов подчеркивается необработанной или гладко затертой фактурой бетонной поверхности, которая вступает в контраст с более насыщенной цветом и светотенью облицовкой или декоративной отделкой поверхности стены.
Источник
10 лучших жилых комплексов мира и российские реалии
Если уж строить что-то новое, то лучше ориентироваться на лидеров. На тех, чьи работы не остаются незамеченными. Вот всего 10 примеров того, насколько органичными и оригинальными могут быть жилые дома и кварталы.
Жилой дом 387 Tamaki Drive, Новая Зеландия
Окружающая среда новозеландского побережья очень быстро подвергает коррозии большинство материалов — жилые здания становятся недолговечны. Поэтому австралийские архитекторы из Ian Moore Architects, проектируя новое жилое здание возле Окленда, для фасада выбрали простые, но долговечные материалы: бетонные панели, специальным образом обработанный алюминий, стекло. Полы во всем здании выполнены из базальта или орехового дерева.
Здание на пересечении улиц на полметра приподнято над землей, чтобы даже с первого этажа, где находятся банк и ресторан, открывался вид на океан. Над ними расположились апартаменты, каждые из которых имеют собственный выход на параллельную улицу.
Спроектированное так, чтобы пропускать через себя максимум воздуха и света, здание практически не нуждается в кондиционерах. Даже внутренние, максимально закрытые пространства, такие как ванные комнаты, получают естественное освещение, благодаря стеклянной крыше.
Жилой комплекс в близи гор Хуаншань, Китай
Архитектурная студия MAD представила дизайн будущего жилого комплекса в близи гор Хуаншань (Жёлтые горы) в провинции Аньхой, Китай. Архитектура проекта повторяет контуры необычайного окружающего ландшафта, предлагая потрясающий вид на один из самых знаменитых пейзажей Китая. Комплекс состоит их малоэтажных жилых домов и отеля, размещённых на южном склоне озера Тайпин.
Жилой комплекс у озера Шунде
Вполне обычный и совсем не футористический еще один китайский проект — жилой комплекс у озера Шунде. Основная проблема, которую успешно решили архитекторы из New Space Architects Pte Ltd — это монотонность фасада зданий. В ходе работы, было решено сделать так, чтобы создавалось ощущение, что каждое здание проектировал свой архитектор, хотя на самом деле это не так. За счет разных оттенков и материалов, удалось создать визуально гармоничный жилой комплекс из непохожих внешне зданий
Ipera 25, Турция
Проектное бюро Alataş Architecture & Consulting представило жилой комплекс İpera 25 в историческом районе Галата в европейской части Стамбула, Турция. Десятиэтажный комплекс апартаментов общей площадью 1,100 кв. метров имеет достаточно не типичную для данной местности архитектуру. Он построен с учетом природных условий, инфраструктуры и социально-экономичских условий района. İpera 25 — это новый взгляд на частное жилье.
Бетонные стены и стеклянный фасад за деревянной оболочкой выглядят современно и высокотехнологично на фоне скромным построек по соседству. Под определенным углом здание кажется полностью закрытым, на самом же деле многочисленные планки фильтруют солнечный свет, словно гигантские жалюзи. Все квартиры имеют открытую планировку и выглядят светлыми и просторными.
Жилой комплекс La Canopée, Франция
Жаркий климат региона, где привыкли проводить на открытом воздухе не меньше времени, чем в помещении, повлиял на проект и в плане расположения: корпуса с 50 единицами жилья, включая 38 квартир и 12 индивидуальных домов, осторожно расставлены между деревьев.
Южные фасады домов снабжены просторными лоджиями, которые связаны с интерьером панорамным окном шириной 6 м. От солнца их защищают навесы и экраны, а также высаженные в ящиках на балюстраде растения. Все квартиры выходят на северный и южный фасады одновременно — это обеспечивает сквозное проветривание.
Дома приподняты над землей на опорах: под ними расположены парковки, сервисные зоны и газоны. Связывают жилища друг с другом мостики, причем их «входные площадки» обслуживают не более 2 домов одновременно: это, наряду с продуманной ориентацией окон, обеспечивает жильцам приватность.
Жилой комплекс 520 West 28th Street, США
На 11 этажах расположатся 37 квартир площадью до 510 м2 и с высотой потолков 3,35 м. Многочисленные лифтовые шахты позволят снабдить большинство апартаментов собственными вестибюлями. Вид на Хай-Лайн откроется с широких балконов и с крыши-террасы. Также в доме имеются собственный сад, спа-центр, крытый бассейн и другие пространства общего пользования.
Жилой комплекс на берегу Боденского озера
Состоящий из шести жилых домов массив расположился на высоком берегу озера. Архитекторы стремились вписать здания в ландшафт максимально органично и при этом обеспечить всем квартирам выигрышные виды на водную гладь. В итоге: дома скомпонованы на участке таким образом, чтобы ни один из них не перекрывал своим соседям вид на озеро.
Архитектурное решение зданий также продиктовано стремлением максимально открыть их к озеру. Но так как соседние участки застроены довольно плотно, а местный климат весьма прохладный, речь о создании полностью прозрачных фасадов не шла. Авторы применили кирпич, брутальность которого компенсирована с помощью скругленных углов домов и создания очень широких балконов. Собственную «видовую площадку» получает каждая квартира нового комплекса, а жильцы самых верхних, пятых, этажей становятся обладателями просторных террас.
Если говорить о малоэтажном строительстве 4–6 этажей. То этот тренд дошел и до нас. Уже через пару лет в жилом мини-городе «Янила Кантри» обретут, так сказать, форму и плоть 4-х этажные урбан-виллы на 4–6 семей.
Жилой комплекс CityLife Hadid Residences, Милан
Жилой массив из 7 корпусов высотой 5–13 этажей носит имя своего архитектора: Hadid Residences. Второй квартал комплекса так же назван по имени мастера — Даниэля Либескинда.
Hadid Residences выглядят достаточно сдержанно: «волнистое движение изогнутых балконов» не бросается в глаза. В комплексе имеются квартиры размером от обычных двухкомнатных до 2-этажных пентхаусов. Каждая из них предусматривает просторную террасу. Для владельцев квартир предусмотрены два машиноместа в подземном гараже.
Экорайон Стокгольма Hammarby Sjöstad — Хаммарбю Хёстад / Озёрный город Хаммарбю
Строительство эко-района Хаммарбю Хёстад планируется полностью завершить к 2018 году. В нем — 11 тысяч квартир, 35 тысяч жителей. Порядка 45% жилья — муниципальное (сдаваемое жильцам в аренду), 55% — частное (жильцы являются собственниками/владельцами квартир)
Цель, изначально поставленная перед эко-проектом Хаммарбю: вдвое сократить негативное влияние на окружающую среду, оказываемое жителями района — по сравнению с другими районами, построенными в 1990-е годы.
Архитектура квартала – современная и стильная. Для строительства домов были выбраны не только красивые внешне, но и проверенные, экологические чистые материалы — стекло, дерево, сталь, камень. Квартиры отличаются отсутствием каких бы то ни было материалов и веществ, опасных как для людей, так и для окружающей среды. Дома имеют большие окна, террасы, балконы, пентхаусы и пониженную этажность – что бы приблизить людей к природе и создать гармоничное взаимоотношение человека и окружающей среды.
Это были образцы современной мысли. Но есть жилые комплексы, которые построены достаточно давно, но до сих пор считаются “образцовыми”
Жилой комплекс De Silodam, Amsterdam, 1995–2002
Весь объем здания поделён на разнообразные блоки, принадлежащие отдельным мини-соседствам, по 4–9 жилых единиц в каждом. Соседство демонстрирует особый определённый тип жилища, который соответствует специфическим потребностям его обитателей
Источник