Современная философия техники кратко

Современная философия техники.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — философская дисциплина, сложившаяся во второй половине 19 в. и стремящаяся осмыслить природу техники и оценить ее последствия для культуры. Первоначально философские вопросы о технике ставили крупные инженеры, такие как Э. Гартинг, И. Бекманн, Ф. Рело, А. Ридлер. Термин «Ф. т.» ввел Эрнст Капп, создавший одну из первых концепций подобного рода. Существенную роль в формировании Ф. т. сыграли также А. Эспинас, Ф. Бон, Ф. Дессауер. В начале 20 в. благодаря усилиям инженера и философа П.К. Энгельмейера Ф. т. весьма успешно развивалась в России. Затем, правда, эта дисциплина была объявлена в нашей стране буржуазной наукой и перестала разрабатываться. Тем не менее развивался ряд дисциплин, в которых изучались и обсуждались различные аспекты техники: история техники, философские вопросы техники, методология и история технических наук, методология и история проектирования и инженерной деятельности. Сегодня эти области исследований развиваются не только самостоятельно, но и в рамках Ф. т.

В фокусе современного изучения Ф. т. стоят два феномена — техника и технология. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, а сегодня также и в виде технических сооружений и даже технической среды. К феноменальным характеристикам техники относятся также знания, используемые в технике, и различные формы осознания техники. В отличие от феноменальных описаний, используемых в Ф. т. собственно как эмпирический материал, осмысление сущности техники — это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: в чем природа техники? как техника относится к др. сферам человеческой деятельности — науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности? когда техника возникает и какие этапы проходит в своем развитии? действительно ли техника угрожает нашей цивилизации, как это утверждают многие философы? каково влияние техники на человека и природу? наконец, каковы перспективы развития и изменения техники?

Читайте также:  Стильные кухни голубого цвета

Термин «Ф. т.» может ввести в заблуждение. Кажется, что это раздел философии, в котором осмысливается и анализируется техника. Если это философия, то нетрадиционная, современная, о чем свидетельствует следующее: отсутствие единой философской системы; наличие, помимо философской, др. форм рефлексии техники —исторической, аксиологической, методологической, проектной; наличие прикладных исследований и разработок по философии техники. Имеется и др. точка зрения, согласно которой Ф. т. — это не философия, а, скорее, междисциплинарная область знаний, представляющая собой широкую рефлексию над техникой. Этот взгляд подкрепляют два соображения. Первое — это то, что Ф. т. содержит разные формы рефлексии техники и поэтому по языку далеко отклоняется от классических философских традиций. Второе соображение связано с характером задач, которые решает Ф. т. Реконструкция в их методологии показывает, что Ф. т. ориентирована на две основные задачи. Первая задача — осмысление техники, уяснение ее природы и сущности — была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной «техногенной цивилизации». Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации — экологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и т.д. — взаимосвязаны, причем техника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторов этого глобального неблагополучия. Вторая задача имеет, скорее, методологическую природу: это поиск путей разрешения кризиса техники, прежде всего в сфере новых идей, знаний, проектов. К Ф. т. сегодня относят и такие проблемы, как определение основ научно-технической политики, разработка методологии научно-технических и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-технического прогнозирования и др. Проблема здесь в следующем: как сочетать в рамках одной «философской» дисциплины две такие разные по природе и объему области — собственно философско-методологические исследования проблем природы и сущности техники, а также поиск в интеллектуальной сфере путей разрешения этих проблем, и не менее значимую и разнообразную по материалу и методам область прикладных проблем и задач? Или же более правильно будет отделить от Ф. т. прикладные проблемы и задачи?

Читайте также:  Лувр восточный фасад стиль

Под влиянием культурологических исследований, которые в последние годы оказывают все большее влияние на Ф. т., возникла и такая проблема: входит ли понимание (концептуализация) техники, т.е. сугубо психологический и культурный феномен, в сущность техники? Культурологические исследования показывают, что, напр., в архаической культуре орудия, простейшие механизмы и сооружения понимались в рамках анимистической картины мира. Древний человек думал, что в орудиях (оружии) присутствуют духи, помогающие или препятствующие человеку. Соответственно, формирование техники в культуре Нового времени привело к тому, что современный человек видит в технике действие законов природы и свое собственное инженерное творчество.

Вторым по значимости объектом изучения в современной Ф. т. выступает технология. При этом необходимо различать технологию в узком понимании, как совокупность (система) правил, приемов, методов получения, обработки или переработки сырья, материалов, промежуточных продуктов, изделий, применяемых в промышленности, и технологию в широком понимании. По определению Н. Вига, технология в широком понимании — это новая дисциплина, базирующаяся на Ф. т.; ее базовой предпосылкой является то, что технология стала играть центральную роль для нашего существования и образа жизни и поэтому должна исследоваться как фундаментальная человеческая характеристика. О технологии в широком смысле заговорили после того, как люди научились управлять развитием производства и заметили, что управляемое и контролируемое развитие производства и техники позволяет решить ряд сложных народнохозяйственных или военных проблем. Дальнейший анализ показал, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не столько с новой техникой, сколько с новыми формами кооперации, организации производства или деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с энергией и целеустремленностью усилий общества и государства и т.д. Постепенно под технологией во втором понимании стали подразумевать сложную реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (т.е. является механизмом новаций и развития), а по сути представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.), существенно детерминируемых, однако, рядом социокультурных факторов. Одна из важнейших философско-методологических проблем — возможность управления технологией и обретение свободы в условиях тотальной технологической обусловленности. Эту проблему наиболее четко поставил М. Хайдеггер, показав, что вся наша цивилизация работает на «постав», т.е. осуществляется в форме воспроизводства технологических поставляющих цепочек и процессов. Ж. Эллюль усилил этот тезис, утверждая абсурдность современной техники и технологии. С одной стороны, подобные рассуждения понятны: они фиксируют ситуацию, как ее видят и оценивают многие философы. С др. — налицо проблема: ведь понятие технологии как раз и призвано обеспечить интеллектуальные условия для управления и овладения техникой. К тому же сами философы показывают, что за технологией стоит более сложная реальность, а именно — социальные институты, человеческая деятельность, ценности, картины мира. Если с этим соглашаться, то вопрос о свободе в условиях тотальной технологической обусловленности можно переформулировать в проблему целенаправленного воздействия на указанные компоненты нашей цивилизации и культуры.

Знания по Ф. т. необходимы сегодня в целом ряде областей: собственно в философии, в системе управления народным хозяйством (экспертиза научно-технических проектов, консультирование, прогнозирование и т.д.), в разных областях науки и техники, наконец даже в гуманитарных дисциплинах (как момент рефлексии технической и технологической стороны гуманитарной работы и мышления). В настоящее время отдельные курсы по Ф. т. читаются в ФРГ, США, Франции, Англии и в России. Поскольку техника оказывает влияние на все стороны жизни современного человека, и ее роль, судя по всему, возрастает, будет расти и значение Ф. т. Уже сегодня философы н е только изучают технику, но и помогают экономистам и политикам учесть влияние технических факторов. Особенно велика их роль в критическом осознании негативных последствий технического развития и в формулировании нового идеала и понимания техники.

Источник

Современная философия техники кратко

Философия техники это особый раздел философии, предмет изучения которого — осмысление феномена техники, ее истоков, роли в жизни человека и человеческой цивилизации, а также всей совокупности феноменов, которые можно отнести к техническим.

История возникновения и основные задачи философии техники

Философия техники — это достаточно молодая отрасль философии. Первые попытки ее описания относятся к концу XIX века, в частности в работах Э. Каппа « Основные направления философии техники» По данной теме мы уже выполнили реферат Понятие техники. подробнее или П. Энгельмейера «Технический итог XIX века». Как полноценная самостоятельная дисциплина философия техники складывается уже в начале XX века. Развитие философии техники значительно подстегивала все возрастающая роль техники в жизни общества, а также формирование широкой прослойки ученых и инженеров, решавших ее основные вопросы.

Готовые работы на аналогичную тему

В двадцатом веке техника оказалась в фокусе большого количества наук, каждая из которых безусловно рассматривает ее со своей специфической точки зрения. Техника в той или иной степени стала предметом не только естественных или собственно технических наук, но также и гуманитарных, в связи со все большим воздействием на общество, наконец переходом человечества на существование в техногенной среде. Однако специфика философии техники заключается в том, что она рассматривает феномен техники как таковой в его полном объеме, от возникновения и переназначения техники на заре человечества, через длительный период ее развития к планированию и прогнозированию роли техники в будущем.

К задачам философии техники можно отнести:

  • изучение и понимание феномена техники как звена в цепочке взаимодействия общества и природы;
  • исследование закономерностей и направления развития техники;
  • определения места техники в обществе, ее воздействие на общество и его развитие на всей исторической перспективе;
  • создание методологических и мировоззренческих основ развития и функционирования инженерно-технической мысли;
  • разработка методологии проектирования и создания технологических систем.

Понятие техники

Техника – это достаточно обширное понятие.

В рамках философии техники, под техникой понимается вся совокупность искусственных объектов создаваемых человеком и используемых им для выполнения какой-либо деятельности, т.е. техника включает в себя и орудия труда и механизмы, и оружие.

Техника развивалась параллельно с человеком и обществом, и по мере развития и трансформации общества, менялось и соотношение человека и техники в процессе производства.

Можно выделить ряд основных этапов:

  • домашинный этап,
  • машинный этап,
  • современный этап.

Основной характеристикой техники в домашинный этап является ее роль как усилителя человеческих возможностей. Самые простые технические приспособления – нож, соха, жернов, представляют собой инструменты, которые использует человек для модификации собственных возможностей воздействия на окружающую среду. Человек выступает центральной фигурой этого процесса – он осуществляет всю работу, техническое же приспособление можно сравнить с «костылем», который улучшает и усиливает собственные возможности человека.

На данном этапе техника не осознается как таковая, а сам термин используется применительно к человеку, его семантическое значение равнозначно таковому в греческом (тэкно- мастерство). До настоящего времени в языке сохранились отдельные формы употребления слова техника в данном значении, например, техника физического упражнения, техника рисования и т.д. Технические изделия на данном этапе создаются и совершенствуются по наитию, исходя из личного практического опыта и знаний конкретного мастера либо инженера, технические знания как отрасль отсутствуют.

Машинный этап связан с возникновением двигателей – паровых, внутреннего сгорания, электрических и т.д. На машинном этапе взаимодействие человека и техники меняется, они «уравниваются» в рамках производственного процесса, человек становится частью технологической цепочки, выполняя управляющие и коммуникационные функции, дополняя машину своей способностью планировать деятельность, оценивать ее результаты и воспринимать обстановку, которая у машины пока еще отсутствует.

Для современного этапа ведущей особенностью является автоматизация осуществляемых процессов и переход человека из участника деятельности в ее пользователя. Причем данная автоматизация достигается не только в рамках промышленных производств или военной техники (дроны-разведчики и т.д.), но также на бытовом уровне (различные умные технологии, такси с автопилотом и т.д.). При этом техника не просто удовлетворяет запросы человека, избавляя его от необходимости прикладывать непосредственные физические усилия, но также расширяет его творческие и интеллектуальные возможности, раскрывает новые горизонты и создает новые виды деятельности, которые до этого были невозможны.

Еще одной чертой современности является тот факт, что техника представляет собой не некую часть, сферу человеческой жизни, которая определенном образом соотносится с природной сферой, техника в настоящее время для многих жителей крупных городов заменяет естественную среду обитания на искусственно-технологическую. Итогом данного процесса является зависимость человека от возможностей его технической среды и неспособность существовать вне ее.

Философия техники с позиции экономической философии

Развитие техники тесно связано со всеми сферами общества и культуры, техника определяет возможности современной науки, выступая главным инструментом исследования, оказывает влияние на сферу искусства предоставляя новые способы для творчества, равно как для его распространения и потребления и т. д. Однако источником и главным руслом применения техники остается экономика.

Первые технические приспособления, изготовленные человеком – инструменты имели исключительно экономический характер, они были направлены на повышение эффективности его труда по добыванию пропитания, созданию безопасного убежища, использованию природных ресурсов. Прогресс техники обуславливал рост производительных сил, а вместе с ними и изменение всей социальной организации общества, смену социально-экономических укладов, перемену формаций.

В современном мире техника меняет сам характер человеческого труда, с физического, требующего силы и сноровки, на интеллектуальный, творческий или наконец коммуникативный, связанный с удовлетворением социально-информационных потребностей человека. Техника таким образом выступает детерминантной развития экономики и ее философии.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями