- Новые решения в образовательном процессе: педагогический дизайн
- Что такое педагогический дизайн?
- Визуализируйте правильно: зачем учителям навык педагогического дизайна
- Что такое педагогический дизайн и как он помогает учить людей
- Как правильно оформить обучающие материалы
- Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды современной школы
- Что педагогу хорошо, то школьнику — дискомфорт
- Как школьная среда влияет на психологию поведения детей и учителей?
- Безопасный дизайн
- Какие решения в дизайне помогают обезопасить школьную среду?
- Критерии безопасной среды:
- Кейсы. Работа со школами
Новые решения в образовательном процессе: педагогический дизайн
Что такое педагогический дизайн?
Педагогический дизайн (Instructional design, ID) представляет собой целенаправленный процесс разработки, создания, внедрения и оценки учебных продуктов. Учебные продукты включают онлайн-курсы, инновационные учебные пособия, видеоуроки и учебные симуляции. Термин педагогический дизайн имеет множество взаимозаменяемых вариантов. Это ситуация характерна и для русского и для английского языка. Чаще всего встречаются следующие «заменители» данного термина: разработка учебного материала, проектирование учебной среды или учебных процессов, разработка учебной деятельности.
Несмотря на то, что педагогический дизайн тесно связан с онлайн обучением, в нем не всегда используются digital-инструменты. Основная деятельность здесь направлена на улучшение контента и результатов обучения, повышение доступности и понимания учебных программ. Хоть использование технологий может улучшить учебную программу, конечным результатом педагогического дизайна является эффективное обучение, а не производство технологичных материалов ради самих технологий. Главное — создать увлекательный учебный опыт, который приведет к конкретным результатам.
Педагогический дизайн сфокусирован на учащихся и их потребностях. Его проекты облегчают усвоение знаний, эффективны и нравятся ученикам. В качестве основы для разработки учебных модулей основное внимание уделяется совершенствованию процесса приобретения знаний с целью привлечения внимания и повышения мотивации учащихся. Когда в процессе обучения они получают более глубокие, более значимые знания.
Разработчики (дизайнеры) учебных программ в свою очередь являются «архитекторами» учебного опыта и руководителями образовательных проектов. Они применяют различные методологии, основанные на теории преподавания и новых технологиях, при создании контента для учебных программ. В процесс проектирования входят:
- разработка новых учебных программ и их внедрение;
- применение новых образовательных технологий и исследование их влияния на улучшение образовательного процесса;
- поиск новых способов повышения квалификации преподавателей;
- проведение тренингов и семинаров по обучению преподавателей новым образовательным технологиям;
- создание учебных материалов для самостоятельного обучения.
Разработчиками программ по принципам педагогического дизайна могут стать специалисты, имеющие опыт работы в области образования. Их деятельность пригодится во всех учебных организациях и компаниях, специализирующихся на образовательных материалах (издательства, обучающие онлайн-платформы). Они могут создавать не только физические копии учебных материалов, но и целые курсы вебинаров, интерактивные учебники и программы. Работа может вестись индивидуально или в команде, в которую входят эксперты по дисциплинам.
Самый распространенный пример использования педагогического дизайна — разработка контента для онлайн-курсов. Иллюстрация взята из компьютерной программы Mini Magic, обучающей английскому языку младших школьников.
Источник
Визуализируйте правильно: зачем учителям навык педагогического дизайна
Об эксперте: Йудит Вайнштейн-Грос — руководитель отдела методологии облачного сервиса для командной работы Granatum Solutions, педагогический дизайнер, преподаватель, MBA по специальности «Маркетинг и HR».
Что такое педагогический дизайн и как он помогает учить людей
Как научная дисциплина, он родился в США в середине XX века. Сегодня он используется не только в науке, но и в творческой практико-ориентированной деятельности, опираясь на совокупность теорий познания, элементы инженерного и художественного конструирования и принципы успешных педагогических практик. Педдизайн помогает рационализировать процесс обучения и создать комфортную образовательную среду.
Один из основателей этого направления, автор книг по теории обучения Роберт Ганье, вывел девять основных принципов педагогического дизайна:
- привлечение внимания учеников;
- пробуждение интереса к теме;
- донесение целей и задач;
- формирование цепочки ассоциаций с имеющимися и новыми знаниями;
- удержание полученного материала в долгосрочной памяти;
- применение полученных знаний на практике;
- конструктивная обратная связь;
- оценка;
- перенос практических навыков в новые условия.
Именно эти принципы помогают педагогу структурировать образовательный процесс. Как видно, он не ограничивается самим уроком: сюда входит и подготовка, и планирование, и написание сценария, и подбор материалов, и формирование обучающей среды, и работа с ожиданиями, обратной связью и пр.
В США, например, частные школы уже давно пользуются услугами педагогических дизайнеров, которые помогают доработать учебный план и материалы с учетом современных научных исследований, демографических особенностей класса или даже стиля преподавания конкретного учителя. На новый уровень это направление вывел массовый переход в онлайн и попытка перенести туда все обучающие процессы. Но дело в том, что в виртуальной среде взаимодействие людей происходит иначе, и образование — не исключение.
Те, кто смогут быстро перестроить образовательные процессы в онлайне с учетом педдизайна, поймают волну и получат все лавры — от восторга и лояльности учеников и студентов до репутации продвинутого профессионала. При этом педдизайн немыслим без страсти к новаторству: именно она позволяет превратить обычный урок в увлекательный квест или игру с цифровыми элементами, где вместо таблиц — интерактивная инфографика, а вместо текстов — mindmap (ассоциативная карта, карта мыслей). Иными словами, меняется и формат занятий, и способ подачи, и даже то, как материал будет выглядеть.
При этом главной целью любого обучения всегда остается быстрый перевод полученной информации в практический опыт. И грамотный преподаватель помогает студенту с этим уже во время урока. Доказано: лучше всего мы запоминаем то, что удалось прочувствовать на личном опыте.
Метод VARK, разработанный новозеландским учителем Нилом Флемингом в 1987 году, помогает понять, как разные каналы — визуальный, слуховой, чтение/письмо и кинестетический — влияют на восприятие информации. Чем больше каналов восприятия мы задействуем, тем выше шансы, что контент будет правильно воспринят, хорошо усвоен и останется в памяти надолго.
Грамотная визуализация материала может в разы повысить результативность обучения, помогая сделать контент более концентрированным и лаконичным. Кроме того, графические образы задают контекст: даже такая простая вещь, как шрифт, может вызвать определенные ассоциации и настроить человека на восприятие информации в том или ином ключе.
Как правильно оформить обучающие материалы
Сегодня в приоритете — четкий, лаконичный и «говорящий» визуальный контент. Вот несколько лайфхаков, которые помогут добиться большего эффекта при работе с обучающим визуальным контентом.
Исследования в области восприятия материалов показывают, что максимальное внимание человека приковано к тем линиям, которые образуют нечто, похожее на английскую букву F. Взгляд стартует с верхнего левого угла, идет по горизонтали, затем спускается к следующей строке и делает то же самое, пока что-то не привлечет его внимание.
Поэтому самое важное текстовое сообщение лучше располагать как раз по этим линиям. Иллюстрации можно разместить справа, так как картинки воспринимаются и запоминаются гораздо быстрее, чем текст. Их взгляд уловит в первую очередь, где бы они ни располагались.
- Пространство и минимализм
Мы воспринимаем объекты только благодаря свободному пространству вокруг них. Чем больше предметов изображено на картинке, тем меньше внимания мы уделяем каждому из них.
Один из самых ярких приверженцев этого принципа — компания Apple. Вот наглядный пример того, как пространство обеспечивает существование объекта.
Значимость свободного пространства часто недооценивают, так же, как тишину между музыкальными нотами. Тем не менее, это очень мощный инструмент. Если мы говорим о внимании и запоминании, то большое пространство и минимализм вокруг конкретного предмета обеспечивает качество его восприятия.
- Правило третей
С этим принципом композиции отлично знакомы фотографы, оно же применимо и для разработки другого визуального контента. Разглядывая картинку, мы не смотрим на нее сразу целиком. Наши глаза воспринимают изображение в формате 3х3, условно деля его на три части по горизонтали и вертикали.
Внимание человека фокусируется на пересечении линий — композиционных центрах, там и нужно располагать ключевые объекты. При этом взгляд концентрируется на верхней правой точке, именно здесь и стоит поместить самое важное.
- Эффект гештальта
При разработке визуального контента важно использовать и элементы гештальта, которые создают эффект завершенности и еще сильнее вовлекают зрителя в процесс обучения, заставляя его мозг интенсивно работать. В таких случаях восприятие информации будет более качественным. Здесь важно учитывать пять основных моментов:
- близость: несколько расположенных рядом объектов воспринимаются как группа;
- завершенность: придание формы или дополнение образа в голове зрителя;
- сходство: объекты с общими визуальными характеристиками (например, цвет) считываются взглядом как взаимосвязанные;
- непрерывность: элементы одного ряда внешне тоже кажутся связанными;
- мультистабильность: способность разглядеть разные изображения на одном и том же рисунке.
Эти правила не только сделают контент более привлекательным, но и помогут повысить качество восприятия и запоминания материала. Каждый предмет в визуале несет определенную ценность, и если ее нет, то объект лучше исключить. Просто «для красоты» сегодня мало что делается, и в педдизайне любая деталь должна быть говорящей. Приведу пример: если на фон добавляется паутина, то с большой долей вероятности речь пойдет про Интернет.
Современные дизайнеры очень любят использовать не образ целиком, а его часть, крупный план, close-up. Это связано с особенностями восприятия контента современными людьми, которые хотят быть не просто пассивными потребителями информации, а активными создателями контента — наравне с лектором или преподавателем. Показ только части предмета на картинке как раз позволяет человеку подключать свое воображение и прошлый опыт, таким образом на глубинном уровне делая контент «своим», а не навязанным извне.
На этом принципе основан практико-ориентированный подход в обучении. Когда найдена верная «точка входа» (то, что интересно потребителю), меняется его мотивация и отношение. Он начинает чувствовать себя активным участником процесса «со-творения», а не «пустым сосудом», который наполняют информацией. В современном образовательном процессе важен взаимообмен, в котором каждому — и лектору, и участникам — есть, что предложить друг другу.
В наше время изобилия контента информацию на самые разные темы продают и покупают, поэтому преподаватели неизбежно начинают уделять внимание ее «упаковке». Одного содержания уже недостаточно: все большую роль начинает играть форма подачи. Поэтому контент должен быть не только полезен, но и интересен, а подавать его нужно динамично и увлекательно, помогая ученикам усваивать информацию с удовольствием и возвращаться за новыми знаниями. И педагогический дизайн как раз становится своего рода «маркетингом» для современного педагога.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Источник
Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды современной школы
Что педагогу хорошо, то школьнику — дискомфорт
Как школьная среда влияет на психологию поведения детей и учителей?
- Физические параметры школьных пространств (свет, температура, качество воздуха, адаптивность, сложность, цвет) объясняют 16% различий в успеваемости учеников. Детям хочется находиться там, где красиво и уютно. Школа с красивым интерьером — это вопрос не только эстетический, но и педагогический — ребята будут с удовольствием посещать занятия, с пользой для себя и без вреда друг для друга проводить время на переменах, и с меньшей вероятностью станут прогуливать уроки.
- Цвет в пространстве школы оказывает влияние на мыслительные процессы и концентрацию внимания.
- Школа воздействует на здоровье и самочувствие учеников и педагогов.
- Прослеживается взаимосвязь между комфортным пребыванием в среде и ощущением безопасности.
- Шум влияет на возникновение стрессов, фрустраций, расфокусировки внимания (особенно — у педагогов).
- Физическая среда воздействует на самооценку, мотивацию к учебе и поведение учеников.
Наверняка многие помнят ощущение дискомфорта, связанное с пребыванием в школе. Может быть, кому-то было неуютно, неловко, неприятно. Чаще всего точками дискомфорта становятся школьные туалеты, гардеробы и столовые. Проблемами могут стать недостаточное освещение, затрудненная вентиляция воздуха или некомфортный температурный режим (жарко или, наоборот, холодно).
Мы проводили исследование в трех московских школах:
- с «обогащенной средой»;
- со «стандартной средой»;
- с «обедненной средой».
Основной параметр исследования — качество пространственной среды и меблировка.
Во всех трех типах школ, которые мы рассматривали, комфортность у педагогов всегда выше, чем у детей. Конечно, учительская среда всегда более персонифицирована: собственное рабочее место в кабинете, в учительской, отдельный туалет только для педагогов. Чаще всего педагоги обращают внимание не на внешнюю среду, а на взаимоотношения в коллективе и общую психологическую обстановку — это и есть показатель комфортности для учителей.
Безопасный дизайн
«Пространство влияет на поведение. Правильная предметная среда снижает число правонарушений, препятствует травле и создает благоприятный эмоциональный фон».
Crime Prevention Through Environmental Design — методика безопасного дизайна, основанная в 1971 году криминалистом Ray C Jeffery. В основу положено социальное исследование «Теория разбитых окон»: если в подъезде разбито одно окно и его не заменили, то через некоторое время в подъезде будут разбиты все окна. Это значит, что небрежная среда становится источником вандализма.
В здании школы решетки и ограждения вовсе не создают ощущения безопасности — они вызывают еще больший страх, недоверие и дискомфорт.
Какие решения в дизайне помогают обезопасить школьную среду?
Разделение на цветовые блоки помогает снизить скорость бега.
Красный цвет стен помогает ускорить продвижение людей в нужном направлении и избежать праздного шатания по коридору. Но при этом красный снижает усвоение информации. В классе его использовать не стоит.
Напольная навигация помогает ориентировке в пространстве.
Критерии безопасной среды:
- Естественный обзор
- Достаточное освещение
- Антивандальность
- Логичная структура, отсутствие тупиковых «темных» зон
- Чувство привязанности к помещению, его персонификация
- Чувство уважения к себе и защищенности
- Территориальность
Кейсы. Работа со школами
«Вандальность снижается в тот момент, когда в пространстве повышается персонификация. Если в школе есть место, где ребенок может увидеть результат своей деятельности, он ощущает себя свободнее».
В одной из школ дети оценивали пространство, наклеивая стикеры и фотографируя доказательства.
Неопрятно выкрашенные, разбитые стеклянные плитки на стенах, шведские стенки в рекреации, окна без теплоизоляции.
Что произошло потом?
Шведские стенки исчезли — появились стенды для проектов школьников, места, где дети вывешивают свои работы. Снизилась вандальность.
У каждой школы есть артефакты. Например, в школах, где мы проводили наш эксперимент, мы обнаружили элемент визуальной навигации в виде швейной машинки рядом с кабинетом технологии, схемы Северного и Южного полушарий небесной сферы на стене в одной из рекреаций, старые рисунки выпускников школы прошлых лет, памятники и музей-коллекцию диафильмов.
«Начните налаживать связь с учениками. Проведите эмоциональную оценку школы. Спросите детей, какие места в школе или предметы кажутся им потенциально опасными? Пусть каждый расскажет, что в интерьере школы хотелось бы изменить, а что убрать или добавить. Это можно сделать и без дополнительного бюджета. Важно просто прислушаться к мнению учеников и улучшать пространство сообща».
В школе нового района Москвы самым опасным местом ученики признали гардероб. Действительно, огороженное со всех сторон помещение, завешенное вещами, открывало большой простор для буллинга и краж. Результатом проведенной за 5 месяцев работы стал новый дизайн гардеробной. Пространство стало свободнее, ограды исчезли, а учителя взяли это место на контроль, чтобы предотвратить неприятные ситуации. Итог — визуально более привлекательное место, отсутствие «слепых» зон, прекращение краж и буллинга.
«Где взять деньги на преобразование школьной среды? Вместо того чтобы из года в год перекрашивать стены из бежевого в бежевый, лучше запланировать следующий ремонт как образовательную задачу. Можно не только провести исследование, но и включить в этот процесс детей».
Источник