Переоснащение
Уважаемые друзья!
Благодарим вас за внимание к деятельности МЧС России.
Важнейшим условием обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров является высокий уровень оснащения подразделений МЧС России.
Во исполнение майских указов Президента Российской Федерации
и поручений Правительства Российской Федерации в системе МЧС России ведется активная работа, направленная на планомерное оснащение реагирующих подразделений МЧС России современными системами вооружения
и специальной техникой, поддержание в готовности к применению существующих систем, а также создание необходимой технической базы для противостояния современным вызовам и угрозам.
Основными задачами переоснащения сил и средств МЧС России являются:
Усиление авиационной группировки, направленное на повышение возможностей МЧС России по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации и выполнению задач по доставке аэромобильной группировки
МЧС России, спасателей и грузов, выполнению поисково-спасательных работ, тушению лесных пожаров, проведению санитарно-авиационной эвакуации пострадавших и тяжелобольных из труднодоступных районов местности, эвакуации пострадавших из зон чрезвычайных ситуаций, доставке грузов гуманитарной помощи пострадавшему населению, а также организации дежурства авиации по реагированию на чрезвычайные ситуации в субъектах Российской Федерации;
Оснащение подразделений ФПС ГПС МЧС России многофункциональными и высокоэффективными пожарно-спасательными автомобилями, специальной техникой и оборудованием, направленное на сокращение времени реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также сокращение возможного материального ущерба от чрезвычайных ситуаций;
Укомплектование техникой и имуществом для обеспечения ведения аварийно-спасательных работ поисково-спасательными и спасательными воинскими формированиями МЧС России, направленное на повышение уровня реагирования и оснащение техникой, способной перемещаться в особо тяжелых дорожных и климатических условиях, а также на сокращение сроков прибытия спасателей в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе и в труднодоступные места с преодолением водных преград и обеспечение их работы различными средствами.
Оснащение подразделений ГИМС МЧС России плавательными средствами, направленное на достижение комплекса мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей на водных объектах, а также опасных производственных объектах, расположенных у береговой черты и имеющих выход во внутренние воды и территориальное море Российской Федерации.
Оснащение подразделений МЧС России средствами индивидуальной защиты, направленное на укомплектование реагирующих подразделений МЧС России для выполнения задач по предназначению в условиях высокой задымленности, а также в условиях радиационного, химического и биологического заражения.
В целях обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2017 году Министерством проведена работа по оснащению реагирующих подразделений МЧС России современной техникой и имуществом.
В поисково-спасательные формирования, в том числе расположенные в Арктической зоне Российской Федерации, и спасательные воинские формирования МЧС России поставлено 470 единиц современной высокоманевренной техники и плавательных средств, свыше 640 робототехнических комплексов, а также более 12,5 тысяч единиц снаряжения и оборудования для обеспечения аварийно-спасательных работ.
Повышена оперативность реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары за счет поставки в подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы свыше 400 единиц многофункциональной и высокоэффективной пожарно-спасательной техники, способной выполнять широкий спектр задач.
Усилена группировка авиационно-спасательных подразделений Министерства тремя самолетами-амфибиями Бе-200ЧС, вертолетом Ми-8МТВ-1 и медицинскими эвакуационными модулями с поддержкой полного жизненного цикла пострадавших.
Современный мировой опыт показывает, что без внедрения и использования в подразделениях новейших технологий и технических средств невозможно на должном уровне обеспечить защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В этой связи, в Министерстве утверждены программы переоснащения реагирующих подразделений на среднесрочную и долгосрочную перспективы, определяющие основы направления в области технического оснащения и научно-технологического развития сил и средств МЧС России.
В рамках реализации программ переоснащения в период до 2027 года реагирующие подразделения МЧС России получат свыше 2,5 тысяч единиц пожарно-спасательной техники, 2 тысяч единиц робототехнических комплексов, 38 тысяч единиц имущества для обеспечения ведения аварийно-спасательных работ, 120 единиц плавсредств и 37 единиц авиационной техники, что позволит на качественно новом уровне обеспечить защиту жизни и здоровья граждан Российской Федерации. Достижение указанной цели должно стать ключевым ориентиром для развития МЧС России на ближайшие годы
Источник
Основные тенденции и направления развития пожарно-спасательных технологий и оборудования
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ
Под общей редакцией Заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.П. Чуприяна.
Начальник НТУ МЧС России, д.т.н. | В.П. Молчанов |
Директор ДТВ МЧС России | Н.Н. Гречушкин |
Начальник Управления Медико-психологического обеспечения | О.В. Лебедева |
Заместитель начальника НТУ МЧС России | С.А. Молчанов |
Начальник отдела НТУ МЧС России | Т.А. Долгова |
От ФГУ ВНИИПО МЧС России:
Источник
Классификация пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники
Классификации пожарных автомобилей нужна для лучшей и слаженной организации ведения оперативных действий при тушении пожара личным составом подразделений МЧС. Перед тем как перейти непосредственно к классификации необходимо понимать, от чего отталкивались, какие характеристики и особенности учитывались перед тем как классифицировать пожарные автомобили.
Обеспечение пожарной безопасности объектов и территорий соблюдается не только за счет профилактическими действиями со стороны органов надзора и контроля за пожарной безопасностью, но и бывают к сожалению случаи, когда пренебрежение мер правил пожарной безопасности приводит к печальным последствиями которые зачастую сопровождаются пожаром.
Тушение пожара уже непосредственная робота боевых подразделений МЧС, осуществления которой возможно лишь при наличии хорошего пожарно-технического оборудования и пожарной аварийно-спасательной техники. Применение пожарно-спасательной техники необходимо в связи с тем, что неконтролируемое горение (пожар) способствует появлению значительных температур вблизи очага пожара и как следствие появлением опасных факторов пожара – дым, сажа, различные ядовитые вещества.
При таком варианте развития ситуации каждая минута на вес золота, таким образом, ликвидация пожара должна сводиться к элементарному разрушению типичного треугольника пожара, за счет подачи огнетушащего вещества в очаг пожара.
Так как горению могут подвергаться различные типы веществ со своими физическими свойствами и агрегатным состояниям – огнетушащие средства должны подаваться под определённым напором с заданной интенсивность. Выше перечисленные качества могут быть реализованы за счет использования пожарной техники.
Если рассматривать, что собой являет общее понятие пожарная техника, то можно сказать, что это комплекс технических средств и приспособлений различной конфигурации и строения, используемые для тушения пожаров (или обеспечения ведения действий по тушению пожаров), локализации пожара, защиты человека и материальных ценностей.
На сегодняшний день пожарная техника представлена разнообразными средствами, начиная от элементарного огнетушителя и заканчивая пожарным танком.
Если рассматривать пожарную технику необходимую для обеспечения тушения пожаров, то рассмотрим детальнее классификацию пожарных автомобилей.
В соответствии с тактикой тушения во время пожара часто бывает необходимость производить роботы по удалению дыма, спасение пострадавших, вскрытию разнообразных конструкций за счет ручного аварийно-спасательного инструмента (ИРАС, “Хулиган”) или же ГАСИ. Выполнение выше обозначенных работ может быть реализовано с помощью специальной пожарной техники (автомобилей) и применения специального пожарного инструмента.
Классификация
Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.
Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:
Основные
Служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:
1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);
ПА общего применения принято относить:
- Пожарные автоцистерны (АЦ);
- Автомобили насосно-рукавные (АНР)
- Автомобили первой помощи (АПП)
- Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
- Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).
2. Автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).
ПА целевого использования принято относить:
- Аэродромные автомобили (АА);
- Автомобили порошкового тушения (АП);
- Автомобили пенного тушения (АПТ);
- Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
- Автомобили газового тушения (АГТ);
- Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
- Автонасосные станции (ПНС);
- Пожарные пеноподъемники (ППП).
Специальные
Служат для обеспечения специальных работ на пожаре ( автолестницы и коленчатые подъемники , автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)
К специальным пожарным автомобилям принято относить:
- Пожарные автолестницы (АЛ);
- Коленчатые автоподъемники (АПК);
- Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
- Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
- Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
- Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
- Водозащитные автомобили (АВЗ);
- Автомобили связи и освещения (АСО);
- Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
- Автомобили дымоудаления (АД);
- Рукавные автомобили (АР);
- Штабные автомобили (АШ);
- Пожарные автолаборатории (АЛП);
- Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
- Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
- Автомобили технической службы (АПТС);
- Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
- Пожарные компрессорные станции (ПКС);
- Пожарно-технические автомобили (АТ);
- Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).
Вспомогательные
Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)
От величины допустимой полной массы:
- легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
- средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
- тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).
В зависимости от проходимости:
- категория 1 — неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
- категория 2 — полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
- категория 3 — вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).
По посадочной формуле:
Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.
По компоновочной схеме:
- По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина).
- Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.
По климатическому исполнению:
Делятся на три группы:
- Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
- Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
- Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).
Условные обозначения
Для облегчения идентификации всех видов пожарных автомобилей принято применять аббревиатуру, обозначающую функциональную принадлежность пожарного автомобиля к тому или иному типу. Также данную аббревиатуру принято обозначать на бортах автомобилей.
Для примера: пожарная автоцистерна – АЦ , пожарный автомобиль первой помощи – АПП автоцистерна, аварийно-спасательный автомобиль – АСА и др.
Также для простоты запоминания характеристик пожарного автомобиля в основу специального названия автомобиля принято добавлять основные параметры это характеристики, производительность насоса (как например 40 л/с в АЦ-40 (130) 63Б) или высота подъема коленчатого подъемника (30 м в АЛ-30 (4310)).
Согласно ГОСТ-Р-50574-2002 все пожарные автомобили принято окрашивать в красный цвет – который как принято считать символизирует огонь, опасность и т.д. Для большей восприимчивости красный цвет разбавляется широкими белыми полосками.
Окраска и маркировка пожарного автомобиля
Также нормативным документом регламентировано правило размещения надписей и опознавательных знаков.
Так номер пожарной части, к которой относится автомобиль и населенный пункт указываться на двери автомобиля, на задней части кузова указывается тип пожарного автомобиля (АНР).
Для усиления восприимчивости окружающими и понимания каждым того, что это пожарный автомобиль, на нем размещаются также звуковые и сигнальные маячки. Так как пожарный автомобиль относится к автомобилям повышенной внимательности и важности на нем размещаются светопроблесковые маячки синего цвета.
Что касается звукового сигнала, то на сегодняшний день звуковое оповещения окружающих производится от электрической сирены хотя в старых моделях пожарных автомобилей был вариант воспроизведения звукового сигнала за счет отработанных газов автомобиля через систему отвода газов – ГСВА (чем и объясняется специфический звук пожарных автомобилей в старых художественных фильмах).
Источник