Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века
Актуальность. ХХI век является веком инновационным, и технологичным, и отображение действительности с помощью тех или иных современных методов, и средств, является неотъемлемой составляющей современного общества, в частности, сферы кино, видео, и телевидения, для чего необходимо использование современной съёмочной техники и профессионализм оператора, поэтому тема данной работы является актуальной. Целью данной работы является выявление значения современной съёмочной техники и работы оператора для общества ХХI века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. изучить определение и специфику профессии оператора; 2. изучить типологию и тенденции современной съёмочной техники; 3. определить значение работы оператора для общества ХХI века. Структура данной работы. Данная работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения, и списка использованных источников и литературы. В заключении подводятся итоги данной работы. Список использованных источников и литературы включает в себя 10 источников.
В связи с огромным количеством инноваций и появившихся технологий, усовершенствованием оборудования в ХХI веке, возник спрос на профессии, специализирующиеся на транслировании и передачи действительности с помощью современного съёмочного оборудования, и одной из таких профессия является профессия оператора. Оператором является человек, управляющий съёмочным оборудованием, с целью записи того или иного объекта или группы объектов на плёнку, ли матрицу. Данная профессия обладает отличительными особенностями, свойствами, характеристикой, и спецификой, которая, в свою очередь, зависит от специализации и сферы деятельности оператора. Термин «оператор» был сформирован в середине ХХ века с появлением ЭВМ, также, как и данная профессия, специфика и функционал которой значительно отличался от операторов современности. Таким образом, в связи с достаточным количеством операторов, была выявлена классификация профессий-операторов относительно использования съёмочной техники, и к таким относится кинооператор, видеооператор, радиооператор и телеоператор. Каждый из оператор-представителей той или иной сферы деятельности в целях своей профессиональной деятельности использует съёмочное оборудование, которого, на сегодняшний день, огромное количество. Съёмочное оборудование кинооператора и телеоператора представляет собой комплект, в который, непосредственно, входит кинокамера, видеокамера, и, также, огромное количество элементов съёмочной техники. Значение работы оператора для общества ХХI века огромно, так как именно оператор является центральной фигурой в производстве фильмов, телевизионных передач и видеороликов, которые являются неотъемлемой составляющей современного общества.
1. Арбит А. Е. Фотография и видеосъемка / А.Е. Арбит, Д.А. Луговьер. — М.: Профиздат, 2015. — 216 c. 2. Балашов, Е.П. Микро- и мини-ЭВМ / Е.П. Балашов, В.Л. Григорьев, Г.А. Петров. — М.: Энергоатомиздат, 2014. — 376 c. 3. Бутовский, Я. Л. Кинооператор. — М.: Эйзенштейн-центр. 2012. — 320 с. 4. Голдовская М.Е. «Десять операторских биографий». — М. 1978. — 188 с. 5. Изволов Н.А. Феномен кино: История и теория. 2-е изд. доп. перераб. — М.: «Материк», 2005. — 202 с. 6. Косматов Л.В. «Операторское мастерство». — М.: «Искусство», 2014 г. — 144 с. 7. Микоша, В. А. Годы и страны. Записки кинооператора. — М.: Искусство, 1990. — 568 c. 8. Секефальви-Надь, Б. Гармонический анализ операторов в гильбертовом пространстве: моногр. / Б. Секефальви-Надь, Ч. Фояш. — М., 2014. — 353 c. 9. Роберт Х. Цифровая видеосъемка. Практическое руководство / Роберт Халл, Джейми Юбанк. — М.: Росмэн-Издат, 2014. — 160 c. 10. Цифровое видео. Основы съемки, монтажа и постобработки с помощью инструментов Adobe. — М.: Рид Групп, 2015. — 688 c.
Источник
Кинотехника
Кинотехника — комплекс устройств и технологий, необходимых для записи и воспроизведения движущихся изображений, а также аппаратура, применяющаяся в процессе кинопроизводства и тиражирования кинофильмов. Кинотехникой также считаются аппаратура, изобретения и физические принципы, лежащие в их основе. Кинотехника является технической основой кинематографа. Основным отличием кинотехники от других способов записи и воспроизведения движущихся изображений является возможность получения высококачественного изображения, пригодного для публичной демонстрации на большом экране в кинотеатрах.
Развитие современных технологий цифрового кинематографа и телевидения высокой чёткости привели к такому взаимопроникновению кино и телевидения, что провести чёткую грань между ними затруднительно даже для экспертов. Большинство кинопродюсеров всё еще предпочитают использовать в фильмопроизводстве киноплёнку, но прогнозы предсказывают её исчезновение в ближайшие годы. Поэтому в настоящее время к кинотехнике относятся цифровые и электронные устройства, совсем недавно считавшиеся техникой телевидения.
Содержание
Развитие кинотехники
Первые кинофильмы, созданные в годы изобретения кинематографа, были несовершенны. Изображение было чёрно-белым и не имело звукового сопровождения. Кроме того, несовершенство проявочного оборудования приводило к неравномерности проявки, проявлявшейся в заметных колебаниях яркости изображения и пятнам на нём. Первые кинопроекторы обладали небольшой световой отдачей и могли обслуживать кинозалы с малой аудиторией.
Первым этапом развития кинотехники стало совершенствование киносъёмочной, проявочной и кинопроекционной техники. С появлением проявочных машин качество изображения заметно улучшилось, обеспечивая стабильную яркость и равномерность изображения. Улучшение съёмочной техники привело к повышению разрешающей способности и устойчивости изображения за счёт совершенствования механизмов перемещения киноплёнки. Следующим этапом развития кинотехники стало появление звукового кино и синхронной киносъёмки. Это стало возможно благодаря изобретению фотографической звукозаписи и совмещённой оптической фонограммы. Появление звука в кино во второй половине 1920-х годов стало революцией и изменило не только технологию фильмопроизводства, но и эстетику кинематографа.
Одновременно со звуком в кино стал приходить и цвет. Первые технологии ручной раскраски киноплёнки появились уже в конце XIX века, но по-настоящему цветным кинематограф стал только во втором десятилетии XX века с появлением первых двухцветных технологий съёмки и кинопоказа в натуральных цветах.
Дальнейшее развитие цветного кино шло по пути улучшения цветопередачи и упрощения и удешевления технологии изготовления цветных фильмов. В середине 1930-х годов появились первые цветные многослойные киноплёнки, не требующие специальной съёмочной аппаратуры. Появление телевидения и его бурное развитие в конце 1940-х стало очередным толчком для совершенствования кинотехники. Отток публики из кинотеатров заставил кинематографистов искать способы повышения зрелищности кинофильмов и привёл к появлению панорамных, широкоэкранных и широкоформатных технологий, а также к совершенствованию объёмного стереокино 3D [1] .
Появился новый жанр телефильма, снимаемый специально для телевидения. Это привело к взаимному проникновению технологий кинематографа и ТВ, в очередной раз внесшему коррективы в технологию кинопроизводства. Появились устройства видеоконтроля (телевизиры), ставшие в наши дни неотъемлемой частью кинотехники [1] .
Перемены в эстетике кинематографа и рост требований к выразительности изображения привели к появлению целого класса устройств для съёмки с движения и стабилизации съёмочной аппаратуры: операторские краны, тележки и операторские автомобили. Появилась система стабилизации «Стэдикам» и система съёмки с воздуха «Скайкам». Все эти устройства, как и киносъёмочные штативы, относятся к категории вспомогательного операторского оборудования [2] .
С распространением кинематографа и удешевлением его технологий в конце 1930-х годов получило распространение любительское кино, также потребовавшее специальной любительской кинотехники. Эта разновидность кинотехники должна была удовлетворять противоречивым требованиям: быть доступной по цене, несложной в использовании и обеспечивать как можно более высокое качество изображения. В отличие от профессионального кинематографа, любительское кино было немым за редкими исключениями из-за технологической сложности и дороговизны оборудования для изготовления оптических фонограмм. Любительская кинотехника обладала существенно сокращенной номенклатурой и для кинолюбителей выпускались только кинокамеры, кинопроекторы и несложное проявочное оборудование — главным образом, специальные бачки. В настоящее время любительская кинотехника не выпускается вследствие её полного вытеснения бытовой видеозаписью.
В начале XXI века, с развитием цифровых технологий записи и обработки изображений, появилось понятие «цифровой кинематограф». Под этим термином понимают новую технологию кинопроизводства, при которой съёмка, обработка и демонстрация кинофильма производятся без применения киноплёнки, с помощью цифровых устройств.
Технология классической кинопроекции заменяется цифровой. Современные цифровые кинокамеры обеспечивают кинематографическое качество изображения. Цифровые технологии также предоставляют большие возможности для использования видеографики и спецэффектов, повышающих выразительность фильма. Киноплёнка применяется для демонстрации только в низкобюджетных и провинциальных кинозалах, не оборудованных цифровыми кинопроекторами.
Разновидности кинотехники
Кинопроизводство
К кинотехнике прежде всего относятся устройства для съёмки фильма [3] . Принцип действия киносъёмочного аппарата практически без изменения дошёл до наших дней, но современная кинокамера, использующая такую же киноплёнку, как и киноаппарат начала XX века, является совершенно другим устройством, сочетающим в себе высокотехнологичную электронику и точные механизмы [4] .
С появлением цифрового кино вместо киносъёмочной аппаратуры всё чаще используются цифровые кинокамеры, являющиеся усовершенствованными цифровыми видеокамерами, специально приспособленными под кинематографические стандарты [5] [6] .
Кроме съёмочного оборудования современное фильмопроизводство невозможно без вспомогательного операторского оборудования, к которому относятся штативы, краны и тележки. К операторскому оборудованию также можно отнести устройства измерения экспозиции и цветовой температуры [7] , компендиумы и светофильтры. Неотъемлемой частью кинотехники, применяемой для съёмки фильма, является осветительное оборудование и специализированные дизель-генераторы для освещения на натуре — лихтвагены [8] . Крупные киностудии содержат также специализированный автотранспорт для осуществления некоторых стадий кинопроизводства в условиях экспедиции: тонвагены для звукозаписи, передвижные проявочные лаборатории, операторские автомобили и другой спецтранспорт.
Киноплёнка после съёмки проходит сложную лабораторную обработку, от которой зависит качество получаемого фильма. Для получения стабильного высокого качества проявки применяется специальный класс устройств, представляющий собой неотъемлемую часть кинотехники [9] .
Проявочное оборудование киностудий и кинокопировальных фабрик представляет собой сложный промышленный комплекс, обслуживаемый специальным персоналом, обеспечивающим как бесперебойное поступление обрабатывающих растворов, так и контроль за ходом процессов лабораторной обработки и сушки киноплёнки. Монтаж и озвучение фильма также требуют специального оборудования для просмотра, синхронизации и сортировки отснятого материала. Для этого существуют специальные монтажные и звукомонтажные столы, синхронизаторы и склеечное оборудование [10] .
Производство кинофильма по классической плёночной и даже по современной цифровой технологии невозможно без печати позитивного изображения. Для этого применяются кинокопировальные машины [11] .
До конца XX века существовала целая отрасль кинопромышленности, занимавшаяся тиражированием кинофильмов [12] . Современные цифровые фильмы также печатаются небольшими тиражами на киноплёнке для проката в кинотеатрах, не оснащённых цифровой аппаратурой. Для перевода цифрового фильма на киноплёнку существует целый класс специальных устройств, носящих название «фильм-рекордеров».
Кроме создания изобразительного ряда кинофильма важнейшей частью кинопроизводства является запись фонограммы и её последующий перенос на киноплёнку или другие носители. Поэтому, звукотехническое оборудование киностудий, такое, как оснащение студий перезаписи, рекордеры для оптической фонограммы или устройства кодирования цифровых оптических фонограмм также относятся к кинотехнике.
Кинопрокат
Демонстрация кинофильмов происходит в кинотеатрах при помощи кинопроекторов.
Современный цифровой кинопоказ невозможен без специальных цифровых кинопроекторов, основанных на применении эпипроекции при помощи микрозеркал [13] .
Для демонстрации кинофильма по телевидению необходимо перевести киноизображение на киноплёнке в видеосигнал. Для этого используются телекинопроекторы [14] [15] .
Современные телекинопроекторы кроме перевода кинофильмов в телевизионные стандарты могут производить высококачественное сканирование для использования в современной технологии фильмопроизводства с применением компьютера. Такие телекинопроекторы называются сканерами киноплёнки. Также существуют специализированные сканеры киноплёнки, специально спроектированные для высококачественной оцифровки негатива фильма.
Этот класс устройств относится как к оборудованию для фильмопроизводства [16] , так и к прокатному, поскольку используется для мастеринга оптических видеодисков и реставрации фильмов. Хранение кинофильмов и особенно оригинальных негативов также требует специальной кинотехники для повышения долговечности киноплёнки. Для архивного хранения фильмов используют специальные фильмостаты.
Для увеличения срока службы киноплёнки и для восстановления старых кинофильмов применяются специальные реставрационные машины, производящие очистку и специальную промывку фильма [14] . Оснащение кинотеатров кроме кинопроекторов подразумевает наличие целого комплекса устройств, относящихся к кинотехнике, без которых невозможен современный кинопоказ. Это устройства автоматизации кинопоказа, устройства для непрерывного кинопоказа — платтеры, выпрямительные электроустановки и звуковоспроизводящее оборудование. Также к устройствам кинотехники относятся экраны и средства их механизации.
См. также
Примечания
Источники
- ↑ 12Гордийчук, 1979, с. 12,195
- ↑Олег ДуханЗачем нужна вспомогательная операторская техника (рус.) // «625» : журнал. — 1999. — № 3.
- ↑Артишевская, 1990, с. 3
- ↑Владимир ПоддубицкийИстория создания 35-мм кинокамер (рус.) // Техника и технологии кино : журнал. — 2009. — № 2.
- ↑О. Плаксин, И. ПлаксинМифы и факты о камере RED ONE (рус.) . Журнал «MediaVision» (март 2012). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012.Проверено 9 июня 2012.
- ↑А. ЛакушаКамкордеры — отряд одноматричные (рус.) . Журнал «Техника и технологии кино» (март 2011). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012.Проверено 9 июня 2012.
- ↑Гордийчук, 1979, с. 352
- ↑Коноплёв, 1975, с. 328
- ↑Иофис, 1980, с. 28
- ↑Коноплёв, 1975, с. 386
- ↑Иофис, 1980, с. 112
- ↑Л. Г. ЛарионовКинопромышленность (рус.) . БСЭ. Архивировано из первоисточника 27 июня 2012.Проверено 9 июня 2012.
- ↑Цифровые кинопроекторы 3D (рус.) . «Мир цифрового кино». Архивировано из первоисточника 27 июня 2012.Проверено 9 июня 2012.
- ↑ 12Иофис, 1980, с. 221,236
- ↑Телекинопередатчик (рус.) . БСЭ. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012.Проверено 9 июня 2012.
- ↑Эдуард ГимпельDigital intermediate: технологии на службе у творчества (рус.) . Журнал «Broadcasting» (2008). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012.Проверено 9 июня 2012.
Литература
- И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. «Искусство», 1979. — 440 с.
- Б. Коноплёв «Основы фильмопроизводства». — 2-е изд. — М .: «Искусство», 1975. — 448 с.
- Е. А. Иофис Глава I. Общие сведения о киноплёнках и фотографических процессах // «Кинофотопроцессы и материалы». — 2-е изд. — М .: «Искусство», 1980. — С. 28-37. — 239 с.
- С. А. Саломатин, И. Б. Артишевская, О. Ф. Гребенников 1. Профессиональная киносъёмочная аппаратура и тенденции её развития в СССР // Профессиональная киносъёмочная аппаратура. — 1-е изд.. — Л. : Машиностроение, 1990. — С. 4-36. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Кинотехника» в других словарях:
кинотехника — кинотехника … Орфографический словарь-справочник
КИНОТЕХНИКА — 1) отрасль техники, разрабатывающая средства и методы производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Базируется на достижениях фототехники, оптики, механики, светотехники, электроники и др.2) Совокупность технических средств,… … Большой Энциклопедический словарь
КИНОТЕХНИКА — КИНОТЕХНИКА, кинотехники, мн. нет, жен. (неол., спец.). Техника оборудования кино и постановки фильм. см. кино…. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
кинотехника — сущ., кол во синонимов: 1 • техника (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
кинотехника — и; ж. Техническое оборудование, технические средства для производства и демонстрации фильмов. Приобрести кинотехнику. * * * кинотехника 1) отрасль техники, разрабатывающая средства и методы производства, размножения и демонстрирования кинофильмов … Энциклопедический словарь
Кинотехника — отрасль техники, образовавшаяся в результате развития производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Для этого К. использует фотографию, оптику, механику, светотехнику, электронику и многое другое. К. широко используется в… … Большая советская энциклопедия
Кинотехника — ж. Техническое оборудование, технические средства для производства, размножения и демонстрации кинофильмов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
кинотехника — кинотехника, кинотехники, кинотехники, кинотехник, кинотехнике, кинотехникам, кинотехнику, кинотехники, кинотехникой, кинотехникою, кинотехниками, кинотехнике, кинотехниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
кинотехника — отрасль техники, связанная с созданием технических средств производства, тиражирования и демонстрации кинофильмов; в узком смысле – совокупность технических средств, применяемых в кинематографии. Основывается на использовании оптики, фотографии,… … Энциклопедия техники
кинотехника — кинот ехника, и … Русский орфографический словарь
Источник