Интервью с руководителями частных школ дизайна
О перспективах российского дизайна, интерьера, архитектуры и специального образования
9 ноября 2016 · Текст: Чесова Полина
Анастасия Бутрым
Британская высшая школа дизайна
На территории одного из первых арт-кластеров Москвы Artplay стены расписаны граффити и вообще все бурлит, кипит и дышит дизайном. Здесь базируются более трехсот архитектурных бюро и шоу-румов, в открытых дворах пьют кофе модные люди, из которых самые яркие и молодые — почти гарантированно студенты «Британки».
ELLE DECORATION: Анастасия, в вашей школе звучит бойкая английская речь. Чем еще «Британка» принципиально отличается от российских дизайнерских вузов?
АНАСТАСИЯ БУТРЫМ: Мы реалисты. Нам важно, что физически — за компьютером, на станке, на 3D-принтере — может сделать дизайнер. Частная школа должна выпускать профпригодных специалистов, которые легко находят работу. Иначе к нам просто не придут. За пять лет, которые учится студент, в мире дизайна происходят кардинальные перемены. Мы мониторим, какие профессии будут востребованы в ближайшие годы, исходя из этого корректируем программу.
И какие профессии, по вашим прогнозам, будут востребованы?
Недавно, например, мы ввели интенсив «Event-декорирование». Этому нигде не учат, а тема востребованная. Вообще у нас есть карта дизайнерских профессий, она похожа на схему метро с пересадочными станциями. Эти пересадки — актуальные сейчас профессии на стыке разных дисциплин. Дизайнер-эколог, дизайнер-маркетолог или иллюстратор, создающий паттерны для фэшн-коллекций. Подобные скрещивания сейчас происходят в самых неожиданных плоскостях.
Что такое концепция «перевернутого класса», которая лежит в основе ваших интенсивов?
Это довольно эффективная система обучения — полная противоположность российской традиции. Мы привыкли обучаться совместно, а домашнее задание делать индивидуально. У нас наоборот. Тео-рию студент осваивает самостоятельно на основе выданных нами материалов и онлайн-лекций, а затем уже в группе под руководством опытного дизайнера выполняет практическое задание.
У вас мощная производственная база. Приятно наблюдать, с какой легкостью девушки управляются со станками и 3D-принтерами.
Девушек у нас больше, это вы верно заметили. Все просто. У нас есть британский диплом, но нет российского. Соответственно, нет военной кафедры и отсрочки от армии.
Новые технологии меняют процесс обучения. Как думаете, изменят ли они финальный продукт образования — будущую архитектуру?
Это уже происходит. Мы с вами живем в эпоху рождения новых материалов. Возникли технологичные полимеры и сплавы для 3D-печати — прочные, простые в обработке, дающие высокую детализацию. Благодаря им собор Святого Семейства — нескончаемый, казалось, проект Антонио Гауди — должен завершиться к 2026 году. Три года назад компания Ecovative построила первый в мире дом из грибов (мицелия). Компания рассматривает грибы как экологически чистый материал с отличными огне-, тепло-, шумозащитными свойствами. Он был получен из выращенной на сельхозотходах грибницы. Подобно бетону или монтажной пене, им скрепили деревянный каркас здания. Сопромат не предполагал изучения подобных материалов.
Это западные примеры, но мы работаем в России. Что, на ваш взгляд, изменилось в российском дизайне за те 15 лет, которые издается ELLE DECORATION Russia?
За эти годы мы стали частью глобального мира, как бы громко это ни звучало. Сейчас есть уверенность, что так было всегда. Но вспомним цифры: количество пользователей интернета в России в 2001 году составляло 4,3 миллиона человек, сейчас — 100 миллионов. Не было Wikipedia, Facebook, Twitter, Instagram, не говоря о таких площадках, как Behance и Tumblr. Сегодня дизайнер может оставаться в курсе событий, не выходя из дома.
Уместно ли в условиях глобализации говорить о национальной самоидентификации? Мы хорошо представляем себе дворянскую усадьбу или номенклатурную дачу, а что сейчас? Что такое современный русский дом?
Современный русский дом — это бешеная эклектика переходного периода. Как и наш герб, позаимствованный из Византии, он крутит головой в разные стороны и никуда не летит. Но у меня есть субъективное ощущение, что вскоре мы станем свидетелями новой моды на современное прочтение исконно русских мотивов. Я жду интересных вариаций на тему ажурных наличников, кружева, бересты, витражей в стиле жостовских росписей и мебельных обивок из павловопосадских платков. Пришло время сказать что-то свое, и я буду рада, если это «свое» будет произнесено с легким британским акцентом.
Факты
1. Британская высшая школа дизайна основана в 2003 году.
2. Партнер школы — факультет креативных и культурных индустрий Университета Хартфордшира (Великобритания).
3. Диплом дает международную степень бакалавра искусств BA (Hons). При желании часть обучения можно пройти в Англии.
4. Сроки обучения: BA (Hons) Interior Architecture and Design (3–5 лет); «Дизайн интерьера. Базовый курс» (2 года). Есть 3-месячные и 8-дневные интенсивы, а также курсы для детей от 12 лет.
5. Преподаватели из Европы и России.
6. Язык преподавания: английский и русский.
7. Стоимость: долгосрочные программы 100 000–475 000 руб. в год.
Татьяна Рогова
Школа дизайна «Детали»
В «Детали» можно зайти подобрать лампу или кресло, полистать книги по дизайну или просто выпить чаю. На лестнице, вероятнее всего, вы встретите известных декораторов: Ирина Дымова, Надежда Ананьева, Ирина Маркидонова, Илона Меньшакова в прошлом — студенты «Деталей», сегодня преподаватели, чувствуют себя здесь как дома. Впрочем, желание возвращаться в школу снова и снова присуще всем ее выпускникам.
ELLE DECORATION: Татьяна Николаевна, в чем секрет особой атмосферы «Деталей»?
ТАТЬЯНА РОГОВА: Вы произнесли ключевое слово — атмосфера. Это именно то, что создает дизайнер. Я 17-й год объясняю студентам, что дизайн интерьера — это не просто подбор тканей, расстановка мебели и даже не планировка, которой мы уделяем особое внимание на занятиях. Главное, меняя интерьер, мы влияем на судьбы людей. Причем довольно серьезно, это я точно знаю. Мы не ленимся перекрашивать аудитории, которые ни в коем случае не должны быть сухими, холодными, чопорными, — студент должен ощущать на себе воздействие цвета. Недавно нам выпало счастье приобрести старинные стулья из Малого театра. Сейчас они стоят в аудитории. А как иначе объяснить тот особый дух, который создают антикварные вещи в интерьере?
Ваша школа одной из первых ввела моду на сдержанные бельгийские интерьеры и серые стены, которые прочно вошли в наши дома, на страницы журнала и даже успели слегка надоесть.
Вы серьезно? (Смеется.) В какой-то момент до меня с разных сторон стали долетать фразы: «Ну, это в стилистике школы «Детали». Я, признаюсь, не знала, как реагировать. Дело в том, что у нас нет учебников и четких правил. Я всегда радуюсь, когда ко мне приходит возмущенный студент и говорит, что на одной лекции ему сказали, что совмещать кухню со столовой категорически запрещено, а на другой показали проект, где это сделано и всем хорошо. Значит, он приблизился к пониманию того, что каждый дизайнер должен идти своим путем.
И каков наш путь? У вас есть прогноз — в какую сторону будет идти российский интерьер?
Гуру упомянутого вами бельгийского дизайна Аксель Вервордт проделал путь от увлечения антик-вариатом к абсолютно минималистскому, философскому взгляду на жизнь. Возможно, мы тоже к нему придем, но вряд ли скоро.
Вы можете дать определение, что такое русский дом сегодня?
Сложный вопрос. Думаю, он еще строится, в прямом смысле. Недавно я стала участницей любопытной дискуссии, где ведущие декораторы и архитекторы обсуждали, какой главный цвет русского интерьера. На мой взгляд, это цвет русской усадьбы — ржаной с белым или синий с белым, как Андреевский флаг. А подавляющее большинство назвало красный и золотой. В любом случае для меня русский дом мало чем отличается от шведского, финского. Помните, одно время все заказчики просили прованс? Не прижилось. Дом не может быть оторван от климата, в котором он существует. У нас есть свой прекрасный образец для подражания — деревянная архитектура Русского Севера, бери за основу и строй. Вот был бы прорыв! Кстати, именно этого от нас ждет Запад. Недаром один из трендов, заявленных на осенней выставке Maison & Objet, звучит как Goût Russe («Русский вкус»). Что же предлагают французы? Наши декоративные росписи и красно-кирпичный цвет. Именно эта теплая, горячая даже, цветовая гамма воспринимается европейцами как Goût Russe. Наши авторы не всегда готовы идти по такому пути. Но, возможно, это дело будущего.
Изменился ли русский дом за последние 15 лет?
Русский дом похорошел, стал более комфортным, ухоженным, удалился от понятия «задний двор» — всего этого хлама, который наши бабушки боялись выбросить. Мы избавились от комплекса дефицита, поняли, что человеку нужно не так много сервизов, и в доме сразу стало визуально чисто.
Как изменилась профессия декоратора?
Когда мы начинали, декораторов в России можно было пересчитать по пальцам одной руки. Я помню первую публикацию о нас в ELLE ДЕКОР. Статья называлась «На высоких каблуках». То есть было представление, что декораторы — это такие красавицы, талантливые, амбициозные, которые пришли и будут подбирать декор интерьера. Сейчас это сложившаяся, серьезная профессия, требующая глубоких знаний в области вентиляции, освещения, пожарной безопасности. Другой вопрос, что предметный дизайн в России сегодня находится на том уровне, где был дизайн интерьера лет 15 назад. Еще хуже ситуация с садами. Если вы спросите меня, что такое русский сад сегодня, я вам точно не отвечу. Или нет — обязательно отвечу в следующий юбилей ELLE DECORATION!
Факты
1. Школа дизайна интерьера «Детали» создана в 2000 году, с 2002 года — член International Interior Design Association (IIDA).
2. Программы: «Дизайн интерьера» (один год), «Дизайн интерьера и предметной среды» (8 месяцев). Есть курс ландшафтного дизайна, АРТ-Школа, Гурмэ Студия, «Дизайн-трэвел».
3. Основатели: Татьяна Рогова — член-корреспондент РАН по отделению «Дизайн интерьера и архитектура» и ее дочь Вероника Блумгрен — декоратор, выпускница Стокгольмской школы искусств и Датской академии дизайна.
4. Преподаватели: известные декораторы.
5. Стоимость: год — 630 000 руб., 8 месяцев — 445 000 руб., разовые занятия — 3500 руб.
Источник
Изучение дизайна в Великобритании: лучшие программы, университеты
Изучение дизайна в Великобритании – популярное направление для иностранных студентов. Заграничное образование в данной сфере позволит получить качественные знания и большой практический опыт. Кроме того, в некоторых вузах действуют программы, которых не найти в отечественных университетах, а условия для студентов остаются на высоком уровне. Все это делает изучение данной области за границей хорошей инвестицией в свое будущее. Что может дать Соединенное Королевство для русских школьников и студентов в рамках данной специальности – обсудим далее.
Оригинальный источник данного материала находится по ссылке.
По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97
Образование в Великобритании на курсах дизайна
Британское образование – это качественные программы старейших колледжей и вузов, дань традиции и неустанное следование инновациям, это роскошь и строгость, самые высокие цены на обучение и самый большой конкурс на места. Что касается сферы искусства и дизайна, Великобритания известна как крупный центр изучения этих направлений, давно зарекомендовав себя качеством и блестящей карьерой выпускников.
Преимущества обучения на английских факультетах дизайна:
- Выпускники британских вузов высоко востребованы на рынке в любой точке мира
- Большинство находят работу меньше, чем за полгода после окончания вуза
- Большое количество программ
- Длительность бакалаврских программ во многих вузах составляет 3 года
- Высокая заработная плата уже на начальном этапе
- Возможность попробовать себя в большом количестве сфер
- Многие вузы имеют хорошие партнерские связи с крупными компаниями – студенты проходят реальную практику, выполняя настоящие заказы
- В инфраструктуру ведущих вузов Британии входят: мастерские, студии, технически оснащенные по последнему слову техники, отраслевое оборудование и ресурсы, развитая спортивная инфраструктура, центр прототипирования
- Список знаменитых выпускников вузов Британии может длиться бесконечно: знаменитый британский дизайнер Том Карен, модельеры Стелла Маккартни и Джон Гальяно, Шон скульптор и аниматор Шон Хэжджес-Квин, Джимми Чу и многие другие.
Университеты Британии – факультеты дизайна для иностранцев
В топ популярных и востребованных специальностей в рамках данной области входят:
- Дизайн интерьера
- Графический дизайн
- Ландшафтный дизайн
Работая с интерьером, специалисты выполняют следующие задачи: решают вопросы разработки и обновления мебели, оборудования в помещении, световые решения, выбор цветовых схем и многое другое. На сегодняшний день в вузах Британии главная ценность в этой области – отличное сочетание функциональности и эффективности использования пространства с эстетической задачей. При этом специалисты этого направления занимаются проектами жилых помещений, отелей, ресторанов, музеев, магазинов и офисов. Зарплата начинающего дизайнера — от 18000 фунтов стерлингов в год. Студенты на факультетах интерьерного дизайна изучают:
- Пространственный, графический и 3D -дизайн
- Архитектуру
- Прикладное искусство
- Дизайн мебели, продукции, текстиля и пр.
Предполагает разработку графических решений с визуальной и смысловой нагрузкой. Специальность отличается особенно широким полем деятельности:
- Веб-сайты
- Реклама
- Книги
- Журналы
- Постеры
- Компьютерные игры
- Логотипы и пр.
На бакалавриате длительностью 3-4 года студенты изучают:
- Иллюстрацию
- 3D-дизайн
- Прикладное искусство
- Визуальное искусство
- Фотографию
- Кинематограф
- Телевидение
- Историю искусств
- Техники печати
- Компьютерные графические программы
- Коммуникативный дизайн и т.д.
Для результативной работы специалисту не обойтись без социальных навыков, умения устанавливать контакты, преподносить свои работы и уметь правильно планировать свое время. В Британии специалисты данной области работают около 37 часов в неделю, кроме того, работа требует дополнительной занятости по вечерам и выходным. Большинство вакансий в Лондоне, Манчестере и Лидсе.
Эту область можно изучать на кратких университетских курсах, бакалавриате и пост-дипломных программах. В рамках данной специальности студенты изучают:
- Историю и влияние европейского садово-паркового сада
- Классические приемы в проектировании
- Основной компонент ландшафта – растения
- Инженерию и рабочую документацию
- Гидро- и геопластику ландшафта
- Искусство оформления и подачи
- Цветы, цвета, запахи и многое другое.
Получить качественное образование можно в British Higher School of Art & Design , в которой имеются как длительные программы бакалавриата, так и подготовка дизайнеров на краткосрочных курсах, а также специальный дизайн-курс.
- Программа обучения в бакалавриате и магистратуре очень насыщенна, требует высокой академической подготовки. Студенты изучают большое количество дисциплин, проделывают большую проектную, индивидуальную работу
- На бакалавриате студенты получают фундаментальные знания, при этом вопрос со специализации решается на 3-4 курсе. Каждый студент составляет индивидуальный план обучения, выбирает предпочтительные дисциплины. За пропуск лекций, семинаров студенты не наказываются преподавателями, однако шансы на успешную учебу в таком случае снижаются. Продолжительность бакалаврских программ – 3-4 года
- Магистратура – программа длительностью 1-2 года имеет более прикладную специфику. Больше всего эти курсы подойдут тем студентам, кто осознал необходимость продолжить образование, получить более узкую специальность, переквалифицироваться. На данном направлении студентов ждет больше практических занятий, а также серьезная научно-исследовательская деятельность
- Для поступления в вуз Великобритании необходима серьезная своевременная подготовка. В некоторых вузах конкурс очень высок (составляет около 12 человек на одно место). Из-за различий в системах обучения, а также несоответствия российского аттестата британскому, шансы поступить после школы минимальны
- Русским школьникам обычно необходима дополнительная подготовка в учебных заведениях Британии, которую они могут получить: в школе Британии на программах старших классов A-Level или международной IB или пройти предвузовскую подготовку Foundation , Oxbridge , Pathway и пр. Другой вариант: поступить в отечественный вуз, затем перевестись после года обучения в выбранный вуз Англии. Однако, шансы на поступление в этом случае все равно невелики.
Требования к поступающим могут отличаться в университетах Британии, но, как правило, от студентов ожидается:
- На собеседовании проявление творческих способностей, демонстрация, обсуждение портфолио
- Успехи в областях, связанных с искусством
- Высокий уровень знания профильных дисциплин
- Хороший уровень владения языком.
Кроме того, абитуриенты должны предоставить пакет документов:
- Портфолио
- Эссе
- Результаты международных языковых экзаменов TOEFL / IELTS
- Заявление по форме выбранного вами учебного заведения
- Подробный отчет об учебе на предыдущем этапе: перечень пройденных дисциплин, полученные оценки и баллы, название университета и факультета
- Письма-рекомендации от преподавателей, куратора, работодателей, заказчиков и клиентов.
Источник