Техники для работы с детьми
материал (подготовительная группа) на тему
Нетрадиционные техники работы с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehniki_dlya_raboty_s_detmi.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Техники для работы с детьми
«Свободный рисунок в круге»
Цель : Налаживание коммуникации, объединение, гармонизации эмоционального состояния.
Материалы: Большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, ёмкость с водой.
Инструкция : Детям по очереди предлагается рисовать друг друга в круге.
«Рисование по сырому»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эиоционального состояния, развитие воображения.
Материалы: Акварель, кисть, ёмкость с водой, губка.
Инструкция: Попросить ребёнка намочить губкой лист бумаги и ставить на нём точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
Цель: Снятия напряжения, тактильная стимуляция, отреагированные эмоции, рвзвития воображения.
Материалы: Акварель, кисть, раковина с водой.
Инструкция: Попросить ребёнка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры
Примечание: Для ввода ребёнка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение6
Страшно очень — не беда,
Пусть поможет мне вода.
Краской крашу, отпускаю,
Не боюсь и не скучаю.
Цель: Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Материалы: Мелки, лист картона.
Инструкция: Ребёнок в разном темпе( медленно, быстро) делает штрихи на листе.
Цель6Снятия напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
Материалы: Камни, гуашь, кисти, ёмкость с водой.
Инструкция: Попросить ребёнка раскрасить камни так, как он захочет.
Цель: Развитие моторики, тактильная стимуляция, развитие навыков выбора и «принятия границ», гармонизация эмоционального состояния.
Материал: Коробки разных размеров, бумага разной текстуры, краски, кисти, ёмкость с водой.
Инструкция : Предложить ребёнку выбрать любую из коробок, ракрасить её по своему усмотрению.
Цель : Познание внутреннего мира ребёнка, проработка темы взаимоотношений с родителями.
Материалы: Шаблоны с изображением лица(женского, мужского, детского),краски, кисточки, тени, помады.
Инструкция: Ребёнка просят раскраситьшаблоны лиц, при желании прокоментировать свою работу.
Цель: Выявление эмоционального состояния ребёнка, чувств и представлений, связанных с детско — родительскими отношениями, исследование особенностей взаимодействия ребёнка с миром.
Материалы : Шаблоны фигур(мужские, женской, детской), краски, кисточки, емкости с водой.
Инструкция: Ребёнка просят раскрасить шаблоны фигур, при желании прокоментировать свою работу.
Цель : Осознание и отреагирование чувств, развитие воображения.
Материалы: Заготовка маски из гипса, гуашь, кисти, ёмкости с водой.
Инструкции: Предложить ребёнку раскрасить маску так, как он захочет.
«Создание образов в цвете»
Цель : Развитие эмоциональной сферы, отреагирование эмоций, стимуляция.
Материалы: Болванки(деревянные), краски, кисти, ёмкости с водой.
Инструкция: Специалист подготавливает детей к работе: Один,два,три,четыре,пять. Вышла кисточка гулять. Поиграла, поплясала, захотела рисовать». Далее детям предлагается закрасить болванки так, как им хочется. Педагог обращает внимание на характер болванки (характеристика по выбору фигур).
«Дом для червячка»
Цель : Преодоление страха загрязнения,. Получение нового тактильного опыта, проработка темы дома.
Материалы: Яблочки из этюдной бумаги, патель или акварель, заготовленные червячки из платилина.
«Я несчастный червячок,
гручтный я ползу.
Потерял я домик — яблочко,
Попросить ребёнка сделать новое яблочко для червячка(закрасить шаблон).
Цель: Раскрытие ресурсов у ребёнка в возрастном кризисе 3 летТренировка внимания и творческого мышления.
Материалы: Акварель, кисточка, ёмкость с водой, камни, лист бумаги, игрушечный жираф и черепаха.
Инструкция : После прочтения сказки «Маленький жираф»(см. приложение №1) попросить ребёнка помочь жирафу сделать пятнышки светлее, закрасить камушки. Хвалить его за то, что ребёнок всё делает сам.
«Рисование на кукле»
Цель : Лучшее познание внутреннего мира ребёнка, развитие воображения.
Материалы : Гуашь, кисточки, ёмкость с водой, кукла.
Инструкция: Попросить ребёнка раскрасить куклу так, как он хочет.
Цель : Совершенствование механизмов саморегуляции, тренировка последовательностей действий, погашение гиперактивности.
Материал : Четыре больших листа бумаги, гуашь, кисть, ёмкость с водой, скотч, ножницы.
Инструкция : Ребёнок поочерёдно закрашивает листы бумаги (красным, жёлтым, синим, зелёным), после чего в этой же последовательности вывешивает листы на стену, закрывая один другим.
Работа с пластическим материалом
Цель: Отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Материалы: Пластилин, лист картона.
Инструкция: Ребёнок, отрывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу , создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.
Цель: Гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция. Техника направлена на проработку психологических проблем у агрессивных детей. За счёт работы с пластилином, сложного для ребёнка процесса разминая блоков происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус является контейнером эмоций ребёнка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребёнка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов может нести в себе коррекционное действие.
Материалы : Терапевтическая сказка»Чудо — кактус»(см. приложение №2), пластилин,зубочистки, шаблоны из разноцветной бумаги.
Инструкция : После прослушивания сказки ребёнок лепит кактус, протыкая его зубочистками, украшает цветами.
Примечание: дети старшего возраста могут сделать цветы сами из различных материалов(бумага, пластилин, гербарий).
Цель: Снятие напряжения, повышение самооценки, исследование чувств и представлений, связанных с образом дома.
Материалы: Коробка из — под конфет, пластилин, гель с блёстками.
Инструкция: Попросить детей слепить конфетки, «заселить их в домики», украсить гелем с блёстками.
Работа с природным материалом
Цель :Тактильная стимуляция, развитие воображения.
Материалы : Цветной грунт, поднос.
Инструкция: Попросить ребёнка ознакомиться с материалом, порисовать на грунте или что — нибудь из него сделать, построить
«Манипуляции с природным материалом»
Цель: Тактильная стимуляция, развитие воображения.
Материалы : Разнообразный природный материал.
Инструкция: Попросить ребёнка ознакомиться с материалом , создать из него картину, разложив на столе или на полу, или использовать в работе дополнительные художественные материалы(краски, пластилин0.
«Коллаж на коробке»
Цель: Развитие моторики и пространственных представлений, навыков выбора, выражение чувств и представлений, тактильная стимуляция.
Материалы: Коробки небольших размеров, вырезки из журналов, уветная или белая бумага, клей ПВА.
Инструкция: Предложить ребёнку наклеить вырезки из журналов, цветную или белую бумагу на коробки, не выходя за пределы коробки.
«Аппликация на сосуд»
Цель: Формирование чувства защищённости, развитие мелкой моторики.
Материалы: Баночки из — под шампуней или кремов, клейПВА, краски, кисти.
Инструкция : Попросить ребёнка выбрать понравившуюся баночку и обклеить её кусочками бумаги, при желании раскрасить.
Примечание : Баночку можно украсить пластилином (намазывание), использовать бусинки, зёрнышки.
Источник
Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста
статья на тему
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть — «наука о мастерстве».
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
— взаимосвязью его частей,
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
В образовательном процессе ДОУ используются следующие современные технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Технологии проектной деятельности
3. Технологии исследовательской деятельности
4. Информационно-коммуникационные технологии
5. Личностно-ориентированные технологии
6. Технология портфолио
7. Социоигровые технологии
8. Технология «ТРИЗ»
1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЦЕЛЬ здоровьесберегающих технологий — обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья
2. Увеличение резервов здоровья
1. Пальчиковая гимнастика
2. Гимнастика для глаз
5. Музыкально-дыхательные тренинги
6. Динамические паузы
8. Арттерапия, сказкотерапия
9. Двигательная терапия, музыкотерапия
10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
— медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
— физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
— обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
— здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
— образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
— обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЦЕЛЬ: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия
1. Работа в группах, парах.
2. Беседы, дискуссии.
3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
— «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
— «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
— «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
— «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
по доминирующему методу:
по характеру содержания:
включают ребенка и его семью,
ребенка и природу,
ребенка и рукотворный мир,
ребенка, общество и его культурные ценности.
по характеру участия ребенка в проекте:
участник от зарождения идеи до получения результата.
по характеру контактов:
осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой,
в контакте с семьей,
общественными организациями (открытый проект).
по количеству участников:
3. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
— трудовые поручения, действия.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности:
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
Коллекционирование (классификационная работа)
Виды строительных сооружений.
Путешествие по карте
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.
4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Особенности использования ИКТ
Требования к компьютерным программам ДОУ:
● Легкость для самостоятельных занятий детей
● Развитие широкого спектра навыков и представлений
● Развитие воображения, мышления, памяти
● Говорящие словари иностранных языков
● Простейшие графические редакторы
● Обучение чтению, математике
● Использование мультимедийных презентаций
● Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
● Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
● Обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
● В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
● Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
— Недостаточная методическая подготовленность педагога
— Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
— Бесплановость, случайность применения ИКТ
— Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
— Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
— Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
— Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
— Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
— Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
5. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ
2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.
1. Игры, спортивные досуги, НОД.
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
— гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки — это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
— технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
— педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства — в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
6. ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО
1. Учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности
2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
А. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
владеющим современными технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагностики,
способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
дипломы различных конкурсов;
другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:
материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:
— материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
— материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
— материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
— в неделях педмастерства;
— в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
— авторские программы, методические разработки;
— творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
— планы по организации предметно-развивающей среды;
— эскизы, фотографии и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
IV. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Б. Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
— диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
— содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
— рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю. » («Мне нравится. », «Обожаю, когда. »), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю. ». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о. », «Я бы хотел быть. », «Я жду, когда. », «Я вижу себя. », «Я хочу видеть себя. », «Мои любимые дела. »; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне. ». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
7. СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения
3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия
4. Решение задач «социального» закаливания
5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.
1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться
2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры
4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки
5. Тренинги, самопрезентации
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
— игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
— группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
— группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
— группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
8. ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
ЦЕЛЬ использования данной технологии в детском саду — развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
ЗАДАЧА использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Заключение: Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
— постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
— подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
— оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
— заключительная оценка результата — уровень развития дошкольника.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Источник