Современная техника двойного назначения

Современная техника двойного назначения

Во Всероссийском выставочном центре (бывшая ВДНХ) прошла четвертая российская выставка Изделия и технологии двойного назначения.

Земные станции спутниковых систем связи двойного назначения

Понятие двойное назначение относится к технологиям или отдельным техническим средствам, которые могут применяться одновременно.

Указ Президента РФ 580 от 05.05.04

Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военно.

Авторизация

До недавнего времени применение зарубежных компонентов на образцах российской техники двойного назначения было запрещено. Однако отечественная автомобильная промышленность пока не может предложить многие комплектующие конкурентоспособного уровня. Отсюда — зависимость российского автопрома от импортной компонентной базы. В это же время требования к машинам двойного назначения предъявляются все строже и строже

Горьковский автозавод является крупным поставщиком автомобилей повышенной проходимости для силовых ведомств страны. Каждый автомобиль, входящий в семейство грузовиков двойного назначения ГАЗ-3308 «Садко» (4х4), способен нести различное вооружение, буксировать артиллерийские системы, специальные и транспортные прицепы, перевозить воинские грузы, кузовы-контейнеры, кузова-фургоны. С грузом 2 т «Садко» уверенно преодолевает метровый брод, стенку высотой 0,4 м, ров шириной 0,5 м и подъем крутизной 31°. Вcедорожник оснащается 125-сильным бензиновым двигателем ЗМЗ-513

Официально

В г.Бронницы (Московская обл.) на территории полигона 21-го НИИ МО РФ 21 августа 2004г. прошла 6-я ежегодная выставка-конференция Автомобильная техника двойного применения

России необходимо активнее развивать спутниковые системы двойного назначения. Об этом на проходящей в Берлине международной аэрокосмической выставке «ILA-2004» заявил руководитель Федерального космического агентства (ФКА) Анатолий Перминов.

«Есть необходимость сделать больше космических спутниковых систем двойного назначения которые работали бы на гражданскую и военную промышленность», — сказал он. «Тут ничего плохого нет, нужно в этом плане брать пример с американцев у которых почти 90% космических аппаратов двойного назначения», — отметил глава ФКА

У операторов спутниковой связи возникает потребность в более мощных и удобных в использовании спутниках на фоне растущего спроса на широкополосную связь. Более широкое применение спутников двойного назначения откроет перед владельцами спутников, провайдерами услуг спутниковой связи и производителями спутникового оборудования новые возможности.

Российский рынок также может извлечь пользу из спутников двойного назначения, хотя в данный момент их потенциал ограничен, так как аэрокосмическая промышленность по-прежнему находится под контролем государства.

По данным нового исследования компании Frost — Sullivan “Мировое производство спутникового оборудования: влияние текущих трендов”, выручка мирового рынка по производству спутникового оборудования в 2009 г

Первая Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >> Страница 1 из 6

Новости танкостроения:

БМП Pizarro/Ulan. Программа ASCOD(Austrian Spanish Cooperation Development)

Разработка тяжелой БМП 90-х для замены устаревшей гусеничной боевой техники была начата в 1988-м году австрийской компанией Штейр-Даймлер-Пух (Steyr-Daimle.

Новый камуфляж для бронетехники от ArmorWorks

Компания ArmorWorks (США) создала новый тип маскирующей окраски TactiCam для бронемашин. Этой раскраской можно маскировать и укрытия. Компания назвала рисунок.

«Леопард»

В 1963 году на танкодроме в Мунстерлагере ((ФРГ) царило необычное оживление. Здесь состоялась демонстрация первого созданного после разгрома гитлеровской Герм.

Источник

Современная техника двойного назначения

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Имеющийся отечественный и зарубежный опыт перехода к рыночной экономике убедительно показывает необходимость использования эффективных форм государственного регулирования, к числу которых относится стимулирование инновационной деятельности, т.е. внедрение передовых достижений техники и технологии, полученных на основе научно-технических разработок, в производство товаров и услуг, отвечающих потребностям рынка и развития общества в целом. В развитых странах инновационная активность обеспечивается за счет оптимального сочетания экономических методов управления, правового регулирования отношений в области интеллектуальной собственности, использования различных форм государственного участия и финансовой поддержки.

Для дореформенной России было традиционным внимание к внедрению результатов научных исследований, как правило, только в оборонный потенциал государства, что обусловливалось необходимостью поддержания стратегического равновесия. Управление этим процессом осуществлялось преимущественно путем административного регулирования. Вместе с тем, даже приоритетное финансирование оборонного комплекса не всегда позволяло выйти на уровень результатов, достигнутых передовыми зарубежными странами, например, США. В современных условиях руководители ведущих стран Запада связывают в первую очередь с инновационной политикой обеспечение интересов национальной безопасности, дальнейшее развитие экономического и оборонного потенциала. Причем приоритет в этой политике отдается развитию так называемых технологий двойного назначения (двойных технологий), под которыми в широком смысле понимаются структурированные и документированные научно-технические знания, используемые или потенциально пригодные при проектировании, производстве, эксплуатации (использовании) как военной техники, так и продукции невоенного назначения.

В США государственная научная политика дополняется скоординированной государственной технологической политикой, предполагающей на базе разработок двойных технологи осуществить интеграцию гражданской и военной технологической базы страны.

В отличие от передовых зарубежных стран в России в последние годы существенно снизились инновационная активность предприятий, включенных в процесс конверсии. В связи с переходом к рыночным отношениям трансформируется роль государства в организации и проведении инновационной политики в целом и оборонном комплексе в частности. Эта трансформация происходит в условиях распада ранее существовавшей и медленного становления новой, рыночной инфраструктуры обеспечения инновационной деятельности, при весьма ограниченных финансовых ресурсах государственной поддержки. Положение усугубляется недостаточно четко сформулированными национальными приоритетами, текущими и перспективными целями и задачами в этой области.

Современный мировой экономический процесс характеризуется тенденциями, обусловленными истощением ресурсов, и в первую очередь, энергоносителей, высокими экономическими требованиями, ужесточением конкуренции и борьбой за рынки сбыта, повышением требований к качеству продукции. Технический прогресс приводит к появлению целых новых отраслей, базирующихся на принципиально новых технологиях, в то время как значительное число традиционных производств, не отвечающих современным требованиям, постепенно вытесняется на периферию мирового развития. Образуется своеобразное сообщество экономически развитых государств, обладающих новыми наукоемкими технологиями, тогда как не вошедшие в него страны вынуждены размещать у себя отсталые, как правило ресурсоемкие и экологически опасные производства. Нахождение страны за рамками данного сообщества означает потерю возможностей реально защищать национальные интересы, противостояние группировке государств, объединенных транснациональными экономическими взаимосвязями и общими интересами, снижение оборонного потенциала. В этих условиях ускорение инновационного процесса в России, удержание достойных позиций по ключевым технологическим направлениям, создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства и реализации в промышленности новых высоких технологий приобретают особое значение. Государственное стимулирование и регулирование инновационной деятельности становится приоритетной задачей обеспечения национальных интересов, сопоставимой по значимости с такими целями, как обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны или поддержание здорового образа жизни нации.

В настоящее время в России подавляющее большинство технологий, имеющих потенциальный спрос на внутреннем и внешнем рынках, сосредоточено в оборонном комплексе и принадлежит государственным структурам. Технологическая оснащенность оборонного производства значительно превосходит уровень гражданской промышленности. Созданный в оборонном комплексе научно-технический потенциал, перспективные технологии военного и двойного назначения должны стать основным элементом развития инновационного процесса в России, с помощью которого будут производиться имеющие спрос товары и услуги, происходить развитие рыночных отношений. Этот процесс в новых экономических условиях связан, в первую очередь с трансфером технологий двойного назначения, поскольку они составляют 90% от общего числа высоких промышленных технологий. Трансфер технологий означает передачу на коммерческих условиях ранее созданных или создание на заранее оговоренных условиях технологий, рассматриваемых как товарная продукция и имеющих рыночный спрос.

Как свидетельствует зарубежный опыт, трансфер двойных технологий является основным механизмом реализации инновационных процессов в промышленности в рыночных условиях и нуждается в мерах поддержки и регулирования со стороны органов госуправления. Государственное регулирование в данной области имеет две основные цели: технологическое совершенствование и обеспечение конкурентоспособности национальной промышленности, предотвращение несанкционированной утечки научно-технических знаний и потенциала. При этом должны быть охвачены оба направления трансфера: коммерциализация результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении оборонного заказа, и передача их в гражданский сектор экономики и встречное, связанное с заимствованием из гражданской сферы ( в том числе зарубежных), в интересах развития и поддержания на должном уровне потенциала оборонной промышленности.

Существует ряд проблем, требующих своего решения для организации эффективного трансфера технологий двойного назначения в России

В первую очередь, основательной проработки требуют вопросы правового регулирования проблем собственности. Особенно неопределенными они стали на этапе структурной перестройки экономики, которая привела к необходимости разграничения прав и полномочий отдельных коллективов, приватизированных предприятий, прав интеллектуальной и промышленной собственности. Наиболее острыми эти проблемы становятся при определении прав собственности в оборонном комплексе, так как помимо прочих в этом случае возникают вопросы сохранения государственной тайны, а также оценки вклада различных структур в создание продукции военного назначения.

Основополагающее значение имеет разработка самих принципов и организационных механизмов коммерциализации, которые в конечном итоге и определят будущую инфраструктуру обеспечения трансфера двойных технологий. В этой связи можно указать два возможных принципиальных подхода к организации работ по двойным технологиям в министерстве обороны (МО).

Первый подход свойственен странам с развитой рыночной экономикой и высоким уровнем технико-экономического развития. Суть его в следующем. МО отказывается от прав собственности на технологии двойного назначения, которыми оно обладает как заказчик работ, и безвозмездно передает их в другие сектора экономики. Это может рассматриваться как опосредованная государственная поддержка развития высоких промышленных технологий.

В МО консолидируются средства других ведомств. Оно использует эти средства в своих дальнейших разработках, но от коммерческого использования их результатов отказывается. Фирмам, ведущим разработки двойного назначения за счет собственных средств, государство устанавливает ряд преимуществ в форме налоговых льгот, изъятия из действующего антимонопольного законодательства, смягчения различных государственных санкций, получение контрактов с правительственными ведомствами и др.

Однако, в условиях переходного периода , который характеризуется спадом, низкой инновационной активностью, обвальным сокращением военного бюджета, оттоком наиболее квалифицированных кадров из оборонного комплекса и усилением конкуренции ведомств за бюджетные ассигнования, у Министерства обороны возникают неотложные задачи, связанные с удовлетворением потребностей в средствах на совершенствование вооружений и военной техники, предотвращением несанкционированной утечки научно-технических знаний в области высоких технологий, сохранением научно-технического потенциала, сосредоточенного на оборонных предприятиях.

В этих условиях представляется разумным другой подход МО к проблеме собственности на технологии двойного назначения.

Должны быть законодательно обеспечены права МО как реального собственника результатов исследований и разработок, выполненных в рамках оборонного заказа. Должна быть сформулирована на межведомственной основе общенациональная система поддержки и регулирования создания и трансфера технологий двойного назначения.

МО в этой системе должно занимать центральное место, что обусловлено его статусом генерального заказчика государственного оборонного заказа и владельца интеллектуальной промышленной собственности, созданной при его выполнении, а также сферой компетентности данного ведомства, на которое возложена задача обеспечения обороноспособности государства.

В настоящий момент, когда оборонный комплекс находится в кризисном состоянии и объективно не готов к функционированию в рыночных условиях, при отсутствии в стране необходимой нормативно-правовой базы, роль МО в формировании развитой инфраструктуры обеспечения трансфера двойных технологий становится определяющей.

Для практической реализации отмеченной роли представляется целесообразным создание в составе МО системы органов обеспечения технологического трансфера. В ближайшей перспективе на них может быть возложено выполнение следующих функций:

* организационных — связанных с разработкой и поддержкой выполнения научно-производственных проектов коммерциализации технологий двойного назначения, созданных в ходе выполнения государственного оборонного заказа, и выработкой и реализацией схем внебюджетного (возвратного) финансирования оборонных исследований и разработок;

* информационных — связанных со сбором, во взаимодействии с оборонными предприятиями и информационными службами, накоплением и предоставлением отечественным и зарубежным потенциальными партнерами информации по технологии двойного назначения и проектным предложениям по их реализации, ведением соответствующих банков данных и обеспечением деятельности необходимых для указанных целей систем сбора и передачи информации;

* аналитических — связанных с изучением потребностей отечественных и зарубежных рынков в высокотехнологичной продукции и услугах, практики коммерциализации технологий двойного назначения, оценкой уровней технологического развития отдельных стран и отраслей промышленности и определением перспективных и коммерчески привлекательных направлений их разработки и использования;

* экспертных — связанных с военно-экономической и коммерческой оценкой проектов развития и трансфера технологий двойного назначения, оценкой возможного ущерба и ожидаемых выгод от реализации конкретных проектов технологического трансфера, определением оценочной стоимости технологии в составе конкретного проектного предложения по ее реализации;

* имущественных — связанных с представлением и реализацией имущественных прав Минобороны на владение интеллектуальной промышленной собственностью, созданной при выполнении государственного оборонного заказа, и осуществлением внебюджетного (возвратного) и совместного (долевого) финансирования оборонных НИР, в интересах сохранения и развития потенциала предприятий оборонного комплекса, обеспечивающего создание конкурентоспособного вооружения и военной техники;

* методических — связанных с обобщением и развитием опыта и методологии трансфера технологий двойного назначения, подготовкой и переподготовкой кадров для системы органов обеспечения технологического трансфера в составе Минобороны России;

* контрольных — связанных с наблюдением за каналами трансфера технологий, характером развития контактов с отечественными и зарубежными партнерами в обеспечении выявления и предупреждения несанкционированной утечки информации, раскрытия государственной, военной коммерческой тайны.

Последняя из функций особенно актуальна, поскольку неконтролируемый трансфер технологий двойного назначения в современной ситуации может обернуться для России многомиллиардными потерями и несостоявшейся выгодой, утечкой технологической информации, а также создающих ее «мозгов». Такая утечка уже имеет место через малые предприятия, совместные фирмы, кооперативы и другие вновь создаваемые структуры. Поэтому процесс коммерциализации и трансфера технологий должен быть поставлен под государственный контроль, как это происходит, например, в США и Японии.

Создание в МО системы органов, обеспечивающих технологический трансфер, должно идти параллельно с формированием других необходимых элементов инфраструктуры обеспечения трансфера технологий двойного назначения, таких как технополисы, научные и технологические парки, бизнес-инновационные центры, центры информатизации, малые инновационные предприятия, инновационные фонды.

Заслуживает внимания опыт создания при НИИ Министерства обороны исследовательских центров с участием предприятий гражданского сектора, институтов Академии наук и высшей школы с целью опытного производства продукции на основе перспективных технологий двойного назначения.

Для успешного функционирования инфраструктуры обеспечения развития и трансфера технологий двойного назначения необходимо организовать профессиональную подготовку и переподготовку руководящих кадров МО и оборонного комплекса высшего и среднего звена в целях расширения их возможностей по осуществлению технологического трансфера в рыночных условиях, формирования новой категории специалистов-менеджеров по анализу рынков высокотехнологической продукции и услуг, разработке методического аппарата экономической и коммерческой оценки технологий двойного назначения и НИОКР по их созданию.

Имеющийся опыт организации выпуска продукции гражданского применения предприятиями оборонного комплекса на базе технологий двойного назначения показывает, что в короткие сроки удается выйти на мировой уровень качества продукции. В качестве примера можно указать Люберецкий НПО «Союз», где на базе технологий, применяемых в производстве твердых ракетных топлив, налажен серийный выпуск генераторов объемного пожаротушения, превосходящих по своим характеристикам отечественные и зарубежные аналоги.

В рамках работ по созданию системы подвижной спутниковой связи для Вооруженных Сил разработаны технические предложения по использованию ее пропускной способности (30-40% канальной емкости ретранслятора) в интересах народного хозяйства. Планируется предоставление услуг персонального спутникового радиотелефона аварийно-спасательным бригадам при ликвидации аварий и последствий стихийных бедствий. Работа будет осуществляться в выделенных сетях независимо от режима работы в интересах Министерства обороны.

АО «Композит», НПО «Химволокно» совместно с НИИ и предприятиями Министерства здравоохранения наладили опытное производство противоожоговых повязок на основе углеродных тканей типа «Урал», которые используются при изготовлении прочных термостойких конструкций в ракетной технике. Применение повязок существенно повышает заживляемость ожоговых ран и сопротивляемость организма инфекционными заболеваниями. Получено разрешение Минздрава на использование повязок в лечебной практике.

На основе технологий изготовления обогревательных элементов для поддержания оптимального температурного режима функционирования системы управления ракет АО «Композит» совместно с ЦНИИ специального машиностроения наладили производство декоративных панелей для обогрева жилых и производственных помещений. Панели отличаются пожаробезопасностью и высокой надежностью. Большие партии продукции экспортированы в страны Юго-Восточной Азии.

В НПО автоматики и приборостроения разработан волоконно-оптический гироскоп для систем управления перспективных ракет. По сравнению с традиционными электромеханическими гироскопами волоконно-оптический гироскоп обладает повышенной перегрузочной способностью, технологичностью изготовления, а также относительно невысокой стоимостью, что создает предпосылки его применения в робототехнике и навигационном оборудовании автомобилей.

Учеными 4 ЦНИИ МО и Академии автомобильного и транспортного машиностроения разработана технология изготовления конденсаторов, которые характеризуются высокой удельной емкостью (на пять — шесть порядков выше, чем у лучших конденсаторов), малым временам зарядки, отсутствием ограничений на срок эксплуатации, напряжение и ток зарядки, пожаро- и взрывобезопасностью, высоким допустимым уровнем механических перегрузок, низкой стоимостью и высокой технологичностью изготовления. Указанные свойства открывают перспективы использования упомянутых накопителей как в системах автономного электроснабжения военных объектов, так и в качестве источников питания для сварочных аппаратов, автомобилей и т.д.

Таким образом, развитие и трансфер технологий двойного назначения могут стать ключевым звеном государственной инновационной политики, мощным средством интеграции научно-производственной базы оборонного и гражданского секторов экономики, сохранения потенциала оборонного комплекса и привлечения внебюджетных средств для качественного совершенствования военной техники и требуют принятия эффективных мер со стороны органов госуправления в области законодательно-правового и финансового обеспечения, а также создания соответствующей инфраструктуры.

Источник

Читайте также:  Модные обои для кухни 2021г
Оцените статью
Поделиться с друзьями