Технологии изготовления витражей
Художественный витраж это элемент дизайна, в большинстве случаев – наборная картина ручной работы, изготовленная из кусочков стекла по заранее размеченному на сектора изначальному изображению. Под понятием «художественный витраж» принято выделять именно стеклянный, собранный и спаянный на профилях из различного металла. Иногда витражом называют и простое панорамное остекление помещений. Технология изготовления очень трудоёмкая, материалы дорогостоящие, как следствие – высокая цена этого элемента декора. Современные витражи, как более экономные варианты, изготавливаются путём оклеивания обычного стекла плёнкой, с нанесённым рисунком, либо сборкой частей композиции из плексигласа. В качестве профилей, для обрамления стекла, используют профиля из свинца, алюминия или медную фольгу.
Витражные картины поражают своим великолепием и игрой света, проходящего через них. Особенно монументальны готические витражи религиозной или дворцовой тематики. Поражают размахом в парадных залах венецианского Палаццо Дожей люстры из венецианского стекла в сочетании с не менее великолепными мозаиками и витражами, выполненные венецианскими и флорентийскими мастерами. В России одна из технологий изготовления витражей – мозаичная, была возрождена М. Ломоносовым и применена в наборных картинах Исаакиевского собора.
История возникновения данной технологии относится к тринадцатому веку, тогда она уже полностью сформировалась в Европе и, практически без изменений, дошла до наших дней. По классической технологии стёкла для композиции вырезались по рисунку, изготовленному в натуральную величину, затем каждое стекло обрамлялось проволокой из свинца, детали спаивались на стыках между собой в окончательный вариант картины и обрамлялись для установки.
Не забываем о возможности онлайн-покупки за границей редких для нашей страны материалов и инструментов. Существует доступ к каталогам крупных зарубежных магазинов, например амазон, на русском языке.
Из технологий изготовления витражей можно выделить четыре классических и две современных:
1. Технология классического художественного витража, которая дошла до наших дней из прошлого не претерпев, практически, никаких изменений. Эскиз картины выполняется на плотной бумаге или картоне в натуральную величину. Затем эскиз разрезается на лекала разного размера, которые будут частями цветовой гаммы, основных фигур композиции. По бумажным лекалам вырезаются заготовки из стекла, предварительно собираются в картину, по необходимости – обрабатываются на стыках для плотного прилежания к профилю. Обрамляются в металл и поочерёдно спаиваются. В зависимости от типа картины и рисунка может быть использован профиль различной толщины для передачи акцентов. Для достижения особой контрастности на начальный профиль можно нанести патину. Готовую картину обрамляют и устанавливают в заранее подготовленный проём. Качество подготовки проёма и установка имеют большое значение, так как витраж – хрупкое изделие, не переносящее даже малейших деформаций.
2. Технология Tiffany (по фамилии американского изобретателя). По этой технологии куски стекла, перед спайкой, обрамляются медной фольгой. За счёт гибкости шва появилась возможность объединения деталей в объёмные конструкции – шары, кубы. Теперь из витражных элементов можно изготовить не только окна и потолочные формы, но и элементы декора – светильники, вазы и другие. Сам шов очень тонкий, элементы можно «набирать» даже очень мелкие. Прочность конструкции зачастую превосходит полученную по классической технологии.
3. Технология Fusing. Основана она не на обрамлении элементов в профиль для пайки, а на спекании цветного стекла в печи. Основным недостатком витража, изготовленного по данной технологии, является невозможность замены отдельных повреждённых элементов. Преимущество: цветному стеклу при определённой температуре можно придать эффект «треснувшего», «размыть» цвета, придать желаемый объём и форму.
4. Мозаичная технология. Предполагает нанесение (наклеивание) подготовленных кусков стекла или камня на подоснову с рисунком. Из мозаики можно изготовить не только панорамные полотна, но и использовать её для отделки бассейнов, фасадов.
5. Технология пластиковая. Куски композиции изготавливаются по классической технологии, но не из стекла, а из плексигласа, который легко режется по лекалам любой кривизны и удобен в склеивании.
6. Технология нанесения плёночного покрытия. На прозрачное стекло наносится подготовленный на плёнке рисунок (либо его части). В зависимости от места применения такого витража, стекло может быть разделено на секции соединителями, которые визуально имитируют классически профиль витража. Самая простая и, поэтому, экономичная технология.
Витраж требует аккуратности в обращении, но абсолютно неприхотлив в уходе. Для постоянного ухода используются моющие средства для обычных стёкол без абразива. Появляющиеся в процессе эксплуатации царапины могут быть удалены шлифовкой.
Источник
Изготовление витражей – старинная технология в новом свете
Изготовление витражных изделий началось еще в эпоху Средневековья, некоторые артефакты, найденные археологами, напоминающие современные витражи, датируются 6-7 веками. Несомненно, технологии изготовления витражей за долгие века претерпели некоторые изменения. Однако основное предназначение витражных изделий, а именно: исключительно декоративная цель художественных предметов, осталось неизменным.
Одновременно витражи представляют собой прекрасную картину и волшебный источник света, в солнечный день отбрасывающий радужные блики на стены и полы. В то же время разноцветное стекло с успехом может защитить от излишне любопытных взглядов окружающих. Тем, кто хочет наблюдать игру цветных зайчиков даже в пасмурный день, можно порекомендовать витражные плафоны на светильники. Сегодня благодаря современным технологиям, стало возможным изготовление витражей для подвесных потолков в зимних садах, в бассейнах, в декоративных элементах мебели. Но основная функция витражей остается по-прежнему в украшении окон и стеклянных дверей.
Виды витражей
Условно все витражи можно разделить на три типа: настоящие (классические), псевдовитражи или фальш-витражи и цельные витражи. Чтобы понять, чем отличается один тип витража от другого, рассмотрим подробнее наиболее яркие и популярные типы.
Итак, настоящие классические витражные изделия – это свинцово-паечные традиционные витражи, которые не изменились, несмотря на многовековую историю изготовления. Ряд недостатков, которые есть у классических витражей, заставил отдавать предпочтение роскошной технике Тиффани, очень похожей на традиционную технологию изготовления, но лишенной ее недостатков. Гибкие линии, эстетичные швы, объемные формы, оригинальность и неповторимость витражей Тиффани позволяют считать их самими красивыми и благородными.
В отличие от настоящих витражей, собирающихся из разноцветных кусочков стекла, псевдовитражи только имитируют многочисленные разноцветные стеклышки и соединения между ними. Весьма популярными имитациями на данное время являются заливной и пленочный витражи. Уже из названия можно догадаться, что пленочный витраж изготавливается из кусочков пленки, приклеиваемых на стекло, согласно заранее подготовленному эскизу. Если на стекле в предварительно прорисованные контуры рисунка заливают специальные краски или лаки, то это и есть заливной витраж. Разумеется, такие витражи уступают настоящим в эстетическом плане, однако цены на него куда более демократичны, и в то же время с их помощью можно создать довольно яркий элемент декора.
Особым типом витража является цельный витраж, совмещающий в себе преимущества настоящего и псевдовитража. Здесь наиболее яркие и популярные виды – фьюзинг и расписной витраж. Художник пишет на стекле самые настоящие картины, таким образом, создавая истинные шедевры. В стиле фьюзинг разноцветные кусочки стекла спекаются в монолит, что позволяет добиться поразительных результатов, ошеломляющих фантастической красотой, мягкими линиями, необычностью и эксклюзивностью.
Способы обработки стекол
К одной из самостоятельных технологий изготовления витражей можно отнести нацвет – спаивание толстого бесцветного стекла с тонким цветным, впоследствии покрываемым гравировкой узором, наподобие кружев. В общем, витраж – это не только мозаика из цветных стеклышек, но и стекло, обработанное специальным способом. Декоративная обработка стекла так же может быть выполнена различными способами. Например, на бесцветное стекло с применением трафарета и специального аппарата, на определенные участки под высоким давлением, можно нанести абразивное вещество. Так называемый пескоструйный способ придаст стеклу рельефность, матовость, шероховатость, а с помощью медных или абразивных дисков можно нанести различные изображения на поверхность стекла способом гравировки.
Способ цветного протравливания заключается в обработке стекла плавиковой кислотой, которая способна вступить с основным компонентом стекла – диоксидом кремния. При таком травлении стекла получается рельефный рисунок практически любой глубины и сложности.
И, наконец, так называемый морозный рисунок, при котором поверхность стекла сначала обрабатывают пескоструйным способом, а потом равномерно покрывают столярным или желатиновым клеем. По мере высыхания клей начинает уменьшаться в размере, при этом микроскопические пластинки стекла начинают выдираться и на стекле образуются как бы морозные узоры необычайной красоты.
Области применения витражей в зависимости от их назначения
Какой вид витража использовать в изделии зависит во многом от функционального назначения витража. Понятно, что классический витраж сложно представить на потолке – слишком уж он монументальный и тяжелый. С течением времени такой витраж непременно начнет провисать, начнут выпадать стеклянные фрагменты. К тому же эстетически смотреться такой витраж на потолке будет странно – его торжественность и монументальность не подходит для потолочных поверхностей. Классический витраж куда лучше будет выглядеть на традиционном для него месте – на окне. Окна мы распахиваем не так уж часто, как мебельные дверцы или межкомнатные двери, поэтому классический витраж с легкостью выдерживает нагрузки открывания-закрывания. Кроме того, в сочетании с солнечным светом витраж на окне создает в помещении празднично-торжественное настроение, и обязательно будет вас радовать положительными эмоциями и хорошим настроением.
Для пленочного, расписного и заливного видов витражей существуют некоторые ограничения. Так, они не рекомендуются для помещений с повышенной влажностью. Правда, для заливного и расписного витражей это замечание будет справедливо в том случае, если их не подвергали термической обработке. Не нужно забывать, что пленка или краска при взаимодействии с влагой могут отслаиваться, вследствие чего витражное изделии может потерять свой первоначальный внешний вид. Окна тоже нужно покрывать расписными или заливными витражами с большой осторожностью, так как воздействие солнечных лучей может оказать на них негативное влияние, и они выгорят или поблекнут.
Однако стоит отметить, что есть витражи, которые можно использовать везде, то есть универсальные. К ним относятся витражи в технике Тиффани, пескоструйные и фьюзинг. Так, витражи Тиффани настолько легки, что их рекомендуют применять для потолков. Форма и размеры этих витражей позволяет изготавливать любые изделия со сложными конструктивными линиями. Особо прочное стекло получается в результате спекания, применяемого в технике фьюзинг — разбить такое стекло не просто. Там же, где размеры ограничены архитектурными запросами, легко решить с помощью витражей техники Тиффани. С помощью этой техники собираются витражи фацетные и смешанные. Применяются витражи при изготовлении плафонов для светильников, подсвечников, обрамлений настенных часов, зеркал, рамок для фотографий, настенных панно.
Источник
Современные витражи
Современные витражи благодаря возможностям и разнообразию материалов, а также применению передового высокотехнологичного оборудования выполняются различными способами, каждый из которых имеет свою специфику и преимущества. Некоторые старинные методы изготовления витражей используются и в наши дни, потому что они позволяют создавать невероятно красивые изделия из цветного стекла. До сих пор мастера-витражисты используют классический (наборный) способ изготовления витражей, технику Тиффани и роспись по стеклу.
Техники создания современных витражей
На сегодняшний день существует большое количество техник для исполнения современных витражей и каждая из них отличается своими особенностями. Красота витражей накладывает отпечаток неповторимости и индивидуальности на весь интерьер или экстерьер здания. Причудливая игра цвета, идеальная гармония между стилевыми особенностями помещения и дизайном витражней делают композиции оптимальным выбором для тех, кто желает создать неповторимый облик интерьеру и подчеркнуть свой утонченный дизайнерский вкус. Кратко об особенностях техник, которые могут использоваться при создании эффектных современенных витражей, можно узнать ниже.
Классическая техника при создания витражного панно зародилась в средние века и является родоначальником всего витражного искусства, послуживший основой для всех остальных техник. Особенности изготовления свинцово-паечных витражей, которых также называют наборными, не изменились: вырезанные или отлитые по эскизу цветные стекла соединяются между собой жестким металлическим профилем. Чаще всего используется медный, латунный или свинцовый профиль, что позволяет создавать большие по площади цветные мозаики. Для создания крупных панно и небольших миниатюр используется профиль различной толщины.
Витражная техника Тиффани. Появившись в конце 19 века, техника Тиффани усовершенствовала технологию классического витража. Она позволяет создавать уникальные современные объемные витражи с выпуклыми или вогнутыми элементами. При создании такого витража каждый стеклянный элемент обтачивается стеклорезом и оборачивается медной лентой, а затем спаивается оловянным припоем с другими элементами согласно эскизу композиции. Такая техника дает возможность использовать множество мелких деталей, получая тонкие и изящные линии на художественном изделии.
Витражная роспись зародилась в средние века как элемент, используемый для дополнительного декора классических витражей. Сейчас художественная роспись используется как самостоятельное направление, а выполненные работы отличают высочайшая деталиция изображения и эксклюзивность, поскольку все этапы выполняются исключительно вручную опытным художником.
Сравнительно недавно появились новые виды витражей:
Художественный пескоструй. Несмотря на то, что пескоструйный аппарат был запатентован еще в далеком 1870 году в США, тем не менее технология использования пескоструя для создания высокохудожественных рисунков для оформления декора интерьеров стала применяться относительно недавно. Пескостуйный витраж — это вид витражей, которые создаются на цельном листе стекла или зеркала методом пескоструйной обработки поверхности. Отличительной особенностью такого витража от остальных является монохромность получаемого изображения, однако при добавлении пигментов возможно и создание цветный композиций.
Фьюзинг — витражи, в которых рисунок создается посредством одновременного запекания разноцветных стеклянных элементов, а также впеканием в стекло каких-либо инородных деталей, например, проволоки, фольги, стержней, стрингеров, которые придают готовому витражному изделию эксклюзивность и эффектный вид.
Травленые витражи — композиция из цельного стекла или группа стеклянных элементов с изображением, расположенных согласно художественной композиции в секциях рам. По своей визуальной концепции аналогичны пескоструйным витражам. Травление выполняется при помощи пасты, в составе которой содержится плавикавая кислота, разъедающая верхний слой стекла.
Фацетные витражи — современные витражи, созданные из стекол, по периметру которых снята фаска (фацет) или полированных и шлифованных стекол с огранкой. Для усиления эффекта от преломления света нужна широкая фаска, поэтому для таких витражей используют толстое стекло, что придает фацетным витражам достаточно большой вес. Соединение стекол в таких витражах осуществляется с помощью метода классического витража или витража Тиффани. Также недавно появилась возможность прямого наклеивания на стекло готовых фацетов (бевелей), что значительно уменьшает вес готового изделия.
Пленочные витражи представляют собой качественную имитацию техники Тиффани. Пленочные витражи создаются путем наклеивания на листовое или акриловое стекло элементов из специальной цветной самоклеящейся пленки и свинцовой ленты. Протяжки в таких витражах могут быть различных цветов – белого, красного, золотого, черного. Основой для пленочных витражей могут служить как стекло – прозрачное, тонированное или матированное химическим способом, так и оргстекло. При великолепном внешнем виде такие витражи стоят намного дешевле классических.
Заливные витражи визуально похожи на работы, выполненные из разноцветных стеклянных элементов. Однко суть данной техники заключается в том, что на стекло по эскизу полимером или свинцовой лентой наносится контур будущего витража, а ячейки между ними заливаются лаком или краской. Изготавливают заливные витражи вручную или механизированным способом.
Комбинированные витражи появились благодаря возможностям различных технологий, что позволило соединять в одном витраже несколько техник. Композиции, выполненные с использованием нескольких техник, являются самыми популярными среди современных произведений витражного искусства, потому что такой прием позволяет добиться определенных оптических эффектов, особой декоративности изделия и создавать многоэлементные эффектные композиции.
Особенности современных витражей
Витраж приобретает особую выразительность в сочетании с различными видами изобразительных искусств. Прошлое витражного мира богато, безграничны его перспективы, а также неисчерпаемы и творческие возможности. Безусловно, витраж — оптимальный способ придать интерьеру особый шик и оригинальность. Современные витражи стали одним из удачных, интересных и оригинальных решений для оформления и дизайна помещений.
Наша студия изготавливает витражи, используя как современные технологии, так и классические. Наши изделия имеют прекрасное качество и доступную стоимость, ознакомиться с которой можно в разделе «Цены на витражи».
Источник