Современная техника конькового хода

Коньковая техника: старая vs новая

Ответ от Jason Cork (тренер команды US XC Ski Team) читателю. Нужно ли разворачивать таз и плечи в сторону скользящей лыжи? И если да, то когда это делать?

ВОПРОС:

Овладев коньковой техникой когда- то раньше, а затем заново выучив «новый» вариант конька (таз и бедра в направлении движения, а не в направлении скользящей лыжи), я все еще пытаюсь определиться с необходимостью этой новой техники. Из моего собственного опыта, кажется, что новый вариант работает только на высоких скоростях или при подъеме в гору (когда фаза скольжения коротка). Иначе, старый вариант (носок лыжи-колено-нос) обеспечивает самое долгое положение лыжи «плашмя» с самым длинным скольжением. Я не понимаю, как можно долго катиться на незакантованной лыже, если разворот туловища не соответствует направлению движения лыжи. Можете ли вы пролить свет на это?

ОТВЕТ:

Если вам от этого станет легче, я думаю, что в течение многих лет всевозможные тренера и инструктора по коньковому ходу на лыжах сами сеяли путаницу в умах своих подопечных. Когда мы обсуждаем технику, заманчиво пытаться рисовать широкими мазками, но, как показывают ваши вопросы и опыт, мы обычно пропускаем некоторые важные различия, когда делаем это.

Один из постулатов коньковой техники состоит в том, что чем выше скорость лыжника, тем острее должен быть угол между лыжами. Соответственно, чем ниже скорость, тем больше будет угол. Мы можем убедиться в этом сами: когда мы передвигаемся подъемным вариантом быстро, угол между лыжами может быть около 30˚; и когда мы неторопясь катаемся на лыжах, угол увеличивается до 90 ° и более. Здесь действуют некоторые законы физики, но, в общем, мы сами разобрались с этой концепцией — действительно сложно кататься по крутому склону с минимальным углом разворота лыж.

Читайте также:  Красивые квартиры скандинавский стиль

Другая идея не относится исключительно к катанию на лыжах: чем быстрее вы пытаетесь делать зацикленное действие, тем меньше у вас времени между циклами. То есть, если вы катаетесь на лыжах со скоростью 40 отталкиваний в минуту, у вас есть 1,5 секунды для перехода от лыжи к лыже, а если вы катаетесь на лыжах со скоростью 90 отталкиваний, у вас есть только 0,66 секунды, чтобы переместить свой вес.

Как вы уже упоминали, «кажется, что новая техника работает только на высоких скоростях или при подъеме в гору», и я в основном согласен с этим. Когда тскорость высока, у вас может не хватить времени полностью перенести вес на лыжу при каждом шаге (в «старом варианте» носок-колено- нос) — особенно если вы едете в гору, используя одновременный одношажный, с более широким углом разворота лыж. Также можно с уверенностью сказать (надеюсь?), что ваша высокая частота отталкиваний также увеличивает скорость перемещения на лыжах, поэтому угол в одновременном одношажном и одновременном двушажном равнинном ходе более узкий.

Я не знаю, почему технику делят на «новый» и «старый» варианты, поскольку оба они актуальны. Существует некая условная величина того, на сколько можно перемещать вес тела и на сколько разворачивать корпус в различных условиях, чтобы передвигаться эффективно, и вам нужно выяснить, что лучше всего подходит для вас. Скорость перемещения на лыжах и местность способствуют принятию этого решения, а также ваша силовая подготовка и баланс. Если мы посмотрим это видео, мы увидим, что Сундбю (ведущий, красный нагрудный номер) имеет более эффективный угол разворота между лыжами и корпусом, чем Свен (номер 17), который использует подход «носок-колено-нос» — хотя они перемещаются на лыжах с одинаковой скоростью:

Читайте также:  Отделка стен маленькой кухни современные идеи бюджетный вариант

Источник

Михаил Рудберг. О технике конькового хода, или чему нас учил Чад Салмела

Лыжник с 40-летним стажем. Работал в городском совете ДСО “Спартак”, в Профсоюзом Центре по академической гребле и Спортивном клубе МГС ВДФСО Профсоюзов. В 1987 году заочно закончил ГЦОЛИФК.

Дипломная работа по коньковым ходам еще тогда заинтересовала кафедры лыжных гонок и биомеханики. Однако, спортивная наука в те годы не показалась актуальной.

Инженер-электронщик по первому образованию, с недавних пор вернулся к проблематике коньковых ходов. Аналитика кинограмм ведущих гонщиков мира выявила более подробную структуру фаз и действий в коньковом одновременном одношажном ходе, чем принята сейчас.

Брошюра, где представлены более ста иллюстраций, схем и циклограмм включает в себя анатомические аспекты и рекомендации по выполнению движений. Готовится к выпуску этим летом и распространению издательством “Советский Спорт” в магазинах розничной торговли и интернете.

Данная статья предлагает вниманию любителей и специалистов некоторые соображения на эту тему

Статью о “новых тенденциях” в технике коньковых ходов, бывший тренер сборной США по биатлону Чад Салмела написал в 1998 году. Да и работа строилась наблюдениями пятилетней давности. По нынешним временам — пропасть во времени.

Свободный стиль прогрессирует стремительно. И неспешная основательность в его изучении оказывает нам медвежью услугу. Пока набирается статистика по лидерам, обрабатываются данные и выходят в свет статьи да публикации. элита паровозом уносится вперед. Читателю достается вчерашний день и прошлогодний снег.

Тем не менее, статья популярна и по сей день. Рисованные человечки кочуют из реферата в реферат, сбивая с толку будущих тренеров по лыжным гонкам. Давайте пройдемся по основным тезисам и посмотрим, куда уехали коньковые ходы за минувшие годы.

Чад Салмела отмечал существенный прогресс техники за 4 года, минувших от Лиллехаммера до Нагано. Что уж говорить о переменах, прошедших за последующие три олимпийских цикла.

Тенденция 2 “уплотнения” рабочих фаз в цикле одновременного двухшажного увела гонщиков в сторону бурного развития одношажного хода. Два полноценных шага ногой и два, вместо одного, отталкивания руками дали серьезное прибавление скорости, хотя и ценой повышенной нагрузки. Доля применения этого хода в линейке коньковых продолжает нарастать и по сей день.

Тенденция 5 укороченного выноса рук вперед осталась справедливой лишь для дистанционных вариантов одношажного и двухшажного ходов. А вот на высоких скоростях спортсмены готовят навал на палки их более далекой постановкой на снег.

Тезис о невыраженном “сгибании в талии”, читай — в тазобедренных суставах, тоже не прошел испытания временем. Характерные наклоны туловища ярко выражены амплитудой сгибания бедер в пределах от 15 градусов в дистанционном до 40 в скоростном вариантах Конькового Одновременного Одношажного Хода (углы очерчены на колонках рисунков 1 и 3).

Но самые большие нестыковки обнаруживаются в рекомендованных положениях ЦТ относительно толчковой стопы. Соотнесем предложенные рисунки с кинограммами шведских спринтеров, отснятыми в сезоне 2007-08 гг.

рис.1 Сравненительные положения тел по Ч.Салмеле и в исполнении шведских гонщиков.

Основная тема Ч. Салмелы — при коньковом отталкивании ногой проекция ЦТ гонщика всегда должна находиться впереди опорной стопы. Так “поддерживается естественно созданный импульс тела”. При всех издержках перевода посыл тот же, что и наше бессмертное “бег — это упорядоченное падение”. Наклонись вперед, подставляй ноги — и будет тебе “освобожденная скорость”.

Однако, шведы демонстрируют нечто совершенно противоположное. Только при одном положении (колонка рисунков 5) установка американского тренера оказывается совершенно справедливой. По окончании отталкивания ногой проекция ЦТ спортсменов явно опережает толчковую стопу в движении к маховой лыже.

Вспомним, что в цикле конькового отталкивания гонщики последовательно решают две задачи. Первая — разогнать опорную лыжу, вторая — использовать эту скорость, своевременно перейдя на маховую и придав последней набранный импульс движения.

В тот самый момент, когда коньковое отталкивание закончено, решение второй задачи полностью укладывается в концепцию Ч.Салмелы (кадры 4-5 скоростной, кадр 5 дистанционный). А вот до того, непосредственно при отталкивании упором скользящей лыжей, “пятая точка” шведов характерно нависает над толчковой стопой, вылезая за пределы, очерченные пунктирной линией (колонки рис. 1-3 скор., 1-4 дист.).

Но давайте не поверим шведским гонщикам, хотя судя по результатам тех лет, они “раскусили” тонкости коньковых ходов куда раньше многих. Посмотрим, что происходит, если следуя Салмеле, “. п росто помещая бедра перед пятками все время, вы получаете большее количество «свободной скорости «.

рис.2 Разложение сил в горизонтальной проекции (вид сверху) при коньковом отталкивании с положением тела по Ч.Салмеле. F бок — боковое усилие конькового отталкивания, всегда направлено “от ЦТ к стопе”, независимо от углов сгибания бедер и голеней, R бок — сила реакции опоры на усилие отталкивания, всегда направленная под прямым углом к лыже, Т орм — результирующая отталкивания, направленная, при таком положении тела, против хода лыжи.

На рис. 2 представлена горизонтальная проекция положении тела гонщика с опережением Центром Тяжести опорной стопы и действие сил конькового отталкивания при этом. Как видно из параллелограмма разложения сил, направление усилия бокового отталкивания ногой при таком размещении приводит не к разгону, а к торможению лыжи, поскольку результирующая сила направлена против хода.

Этот эффект характерен для последней фазы оттталкивания ногой — ”толчка на взлёт” в скоростном варианте КООХ. Когда собственно отталкивание упором скользящей лыжи закончено, а ширина конькового шага почти полностью выбрана и разгон опорной лыжи закончен. Гонщик переходит к решению второй задачи — переходу, и даже перелёту на маховую лыжу (рис.3).

рис.3 Фаза окончания отталкивания ногой при опережающем толчковую стопу положении ЦТ. Усилие, сродни классическому, направленное под тупым углом против хода лыжи, одновременно с задавливанием колодки, приводит к её торможению и ускорению гонщика вперед-вверх в сторону маховой лыжи.

Итак, в финальной части отталкивания Чад Салмела абсолютно прав. Еще в 70-х годах прошлого столетия советский практик Ханс Гросс определил такое движение, как “толчок на взлёт”. Его характерные особенности — полностью выпрямленные бедро и колено, согнутая стопа и пятка, высоко отошедшая от лыжи. Такое положение демонстрируют все ведущие гонщики мира (рис.4).

рис.4 Положение тела при законченном отталкивании ногой. Толчковая нога полностью выпрямлена, гонщики находятся в полете по направлению к маховой лыже, которая полностью загрузится, когда импульс толчка на взлёт перенесет гонщика в положение устойчивого равновесия на ней.

Ну, а что же происходит, или должно происходить с положением ЦТ не после, а во время конькового отталкивания? Сначала посмотрим на рис.5, где изображены три варианта разложения сил на опорной лыже при различных направлениях бокового усилия приложеного к стопе при отталкивании.

рис.5 Примеры разложения сил на опорной стопе во время приложения к ней усилий бокового отталкивания под различными углами.

I . Чем сильнее совпадают направления бокового отталкивания и движения опорной лыжи, тем большая доля усилия затрачивается на её разгон. В идеале, максимальную передачу на лыжу обеспечивает его приложение вперед по ходу. Такое действие выполняется в скоростном варианте, когда гонщик выдвигает вперед отставшую при замахе опорную стопу (рис.6). Угол приложения равен нулю.

рис.6 Действия гонщика по начальному разгону лыжи, когда усилие на опорной стопе прикладывается вперед по ходу лыжи.

Как видим, с постановкой палок на снег, проекция ЦТ гонщика, вместо предлагаемого Ч.Салмелой постоянного опережения, занимает положение над стопой, ближе к пятке. При опоре на палки — это оптимальная стойка для выполнения задачи начального разгона лыжи, когда сгибанием бедра та разгружается и выскальзывает вперед.

II . Однако, долго такой разгон продолжаться не может. Следующий этап конькового отталкивания — подседание, заряжающее растягиванием мышцы перед последующим отведением бедра. Одновременно с этим решается и вторая задача — наращивание импульса бокового отталкивания ногой. На рис. 7 показано, как это действие выполняет Э.Йонссон.

рис.7 В предыдущей фазе дистанционного варианта гонщик не демонстрировал опережающего стопы наклона вперед, а палки ставились на снег рядом с носками ботинок (6). К подседанию в упоре палками он приступает без предварительного разгона лыжи. Тем не менее, и в этом случае боковая проекция его ЦТ находится позади пяток (7-8).

Значительное усилие разгонного отталкивания палками передается на стопу (7-8) и складывается с начинающимся боковым отталкиванием левой ногой (8). Результирующая двух этих сил все еще имеет передненаправленную тенденцию приложения под углами, не превышающими 15 градусов к лыже (рис.5 а). Боковая проекция ЦТ гонщика, вопреки рекомендациям Ч.Салмелы, все еще располагается позади опорной стопы.

III. Во время подседания опорная стопа отъезжает вбок, создавая выгодные углы поперечного наклона тела. Теперь отталкивание выполняется отведением, а затем и разгибанием бедра. Одновременно с нарастающим усилием, переданным на лыжу от палок, увеличивается и сила бокового отталкивания ногой (рис. 5 б). Угол результирующей силы постепенно перенаправляется вбок, вплоть до прямого угла к окончанию фазы, когда наступает время перехода на маховую лыжу (рис.5 в).

рис.8 Отталкиваясь стопой в сторону, гонщик удерживает пятку на уровне боковой проекции ЦТ(10-12). К концу фазы упор скользящей лыжей уже ничего не прибавляет к разгону лыжи, а ширина шага выбрана почти полностью. Проекция ЦТ теперь перемещается вперед по стопе и начинает движение в сторону маховой лыжи (13).

Итак, для эффективного отталкивания ногой вбок шведские гонщики располагали ЦТ сначала позади опорной стопы, затем рядом, и только по окончании — впереди её. Результаты спринтерской группы подтверждают, что они делали это в полном соответствии с правилами механики.

А вот “пляшущие человечки” Чада Салмелы пятнадцатилетней давности явно выпадают из общего рисунка современного конькового оттталкивания.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями