Современная техника по обществознанию

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

Целью сайта SOOCIETY.RU «Обществознание c нуля» является формирование у обучающихся целостного видения жизни общества, понимания особенностей протекающих в обществе процессов и характера существующих общественных связей и отношений.

Обществознание представляет собой систему взглядов и представлений об обществе, формах и способах его организации, о характере и закономерностях его развития, о движущих силах, определяющих направленность его изменений. Обществознание — это одновременно и система представлений о человеке как субъекте общественных отношений, о видах и формах его деятельности, об особенностях осознания им окружающей действительности, целей и смысла своего существования.

Общество — это чрезвычайно сложный и многогранный объект познания. Его изучение осуществляется в рамках многих областей науки, таких как философия, социология, политология, экономика, история, теория государства и права, культурология и др. В курсе обществознания ставится задача объединить те знания и представления, которые вырабатываются в этих различных областях науки, рассматривающих относительно самостоятельные сферы и стороны общественной жизни.

Сложность в изучении курса обществознания связана прежде всего с большим объемом знаний, которыми необходимо овладеть в рамках этого курса, а также с его междисциплинарным характером. Изучение обществознания требует серьезной и всесторонней подготовки, привлечения дополнительной литературы, внимательной проработки и осмысления основных положений и понятий, представленных в различных разделах курса.

Обществознание представляет собой рассмотрение жизни общества в ее различных аспектах: экономическом, политико-правовом, общеисторическом, культурном и социально-природном. Такое целостное исследование общества основывается на знаниях, вырабатываемых во многих областях социально-гуманитарных и естественных наук. Таким образом, курс обществознания включает в себя знания, методы, понятийный и исследовательский аппарат всех этих разнообразных областей науки, что составляет несомненную трудность при его освоении.

Читайте также:  Как красиво украсить интерьер цветами

Комплексность и многоаспектность обществоведческих знаний обусловливает тот факт, что для подготовки по данному предмету необходимо не только привлекать уже освоенный материал пройденных курсов, прежде всего истории, основ экономических и правовых знаний, но и осваивать базовые представления совершенно новых областей знания, таких как философия и политология, социология и право. Несмотря на большое количество соответствующей литературы, без специальной методической помощи сложно достичь качественного результата. Поэтому для успешного усвоения столь значительного по объему и сложного по содержанию материала важно уметь выделять главные моменты в содержании курса, осваивать понятийный аппарат, выделять логическую структуру основных тем курса и исходные принципы исследования общественной жизни. В связи с этим необходимо постоянно обращаться к самопроверке, отвечая на предложенные вопросы и составляя устные и письменные рефераты но отдельным темам.

Учебник по обществознанию, представленный на сайте, даст возможность достаточно полно охватить всю многоплановую сферу общественной жизни и общественных отношений, выделить наиболее важные её черты и сформировать у обучающихся необходимые компетенции при анализе и оценке различных общественных процессов.

Источник

§ 14. Современное общество

Если задаться вопросом: что представляет собой современное общество? То ответ будет следующим: это индустриальное и постиндустриальное (информационное) общество, в котором большую роль играют наука, знания, техника, образование.

Как вы думаете, какими трудовыми навыками, качествами должен обладать современный человек, чтобы быть успешным?

Состав современного общества

За последние сто лет очень сильно изменился социальный состав общества. В XXI веке большая часть населения живёт в городах. Благодаря новой технике и новым способам работы в сельском хозяйстве требуется всё меньше работников. Если несколько столетий назад большая часть населения занималась сельскохозяйственным трудом, то теперь в развитых странах достаточно 5% сельского населения, чтобы прокормить всех жителей. Но тем не менее сельскохозяйственный труд остаётся очень важной составляющей экономики. Он кормит нашу планету.

Многомиллионные города — мегаполисы стали символом нашего времени.

Какие крупнейшие мегаполисы мира вам известны?

Интересные факты
Современные города делятся на малые (до 50 тыс. жителей), средние (50—100 тыс.), большие (100—250 тыс.), крупные (250—500 тыс.), крупнейшие (500 тыс.— 1 млн) и города-миллионеры (свыше 1 млн жителей). Самым крупным городом ныне считается Мехико, в котором проживает 20 млн человек.

Современное общество включает в себя людей различных профессий. Появляются новые специальности (программисты, специалисты по компьютерной графике, менеджеры и др.), которых ещё недавно не существовало. Повышаются требования к современному работнику, уровню его знаний, умений, профессионального мастерства и ответственности. Во многих странах мира, чтобы получить среднее образование, в школах учатся 12—14 лет. Широкое распространение получило профессиональное образование в государственных и частных колледжах и университетах.

Современное производство

Роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции — таковы признаки современного общества.

Сегодня лидируют такие отрасли промышленности, как электроника, компьютерная техника, телекоммуникации, новейшие технологии добычи полезных ископаемых, нефтехимия, фармацевтика (научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами получения, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств). Общество производит всё большее количество товаров, предлагает самые разнообразные услуги.

В экономически развитых странах мира благодаря успехам электроники стала возможной автоматизация производства, а затем и его роботизация. В современной промышленности действуют десятки тысяч роботов и автоматизированных комплексов.

Дополнительное чтение На предприятиях «Тойоты», производящих автомобили, по 10 дней длятся автоматические процессы без малейшего участия людей или под контролем нескольких специалистов. В автоматизированном процессе повторяющиеся операции, ранее производившиеся вручную, теперь выполняются машинами, а задачами работников становятся лишь наблюдение и контроль.

Объясните на примере предприятий «Тойоты», какие изменения произошли в труде человека в постиндустриальном обществе по сравнению с индустриальным? С чем связаны эти изменения?

Последнее слово в науке и производстве — применение нанотехнологий.

Советуем запомнить!
Нанотехнологии — это технологии работы с веществом на уровне отдельных атомов (мельчайших частиц, из которых состоят клетки).

Нанороботы, созданные из наноматериалов и размером сопоставимые с молекулой, обладают функциями движения, обработки и передачи информации, исполнения программ.

Современные средства связи и коммуникации

Трудно представить современную жизнь без автомобилей, самолётов, космических спутников Земли. Спутниковые технологии открыли перспективу всемирного телевидения и глобальной связи. Спутник выведен далеко в космос, так что в радиусе его действия находится почти половина земного шара. Новые информационные средства коммуникации связали людей воедино по всему миру. Радиосигналы передаются на любые расстояния за доли секунды. Мобильные телефоны стали привычным каналом общения для многих людей.

Советуем запомнить!
Средства коммуникации — всё, что помогает людям общаться между собой: транспорт, радио, телевидение, газеты, Интернет.

Каждую историческую эпоху и тип общества знаменуют великие открытия. В доиндустриальном обществе революционные изменения произвело открытие огня, изобретение колеса и алфавита; в индустриальном — паровой машины и конвейерной линии, в постиндустриальном обществе — компьютера и Интернета.

Начало информационной революции — распространение компьютеров и Интернета — относится ко второй половине XX века.

Советуем запомнить!
Информационная революция — преобразования общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.

Дополнительное чтение
Всего в истории было четыре информационных революции. Первая связана с изобретением письменности, вторая вызвана изобретением книгопечатания. Третья (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме. Четвёртая революция, начавшаяся в 60-е годы XX века, связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.

Объясните, почему изобретение письменности, книгопечатания, электричества приводило к информационным революциям?

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии — информационная технология.

Компьютеры проникли во все сферы жизни человека. С их помощью можно получать и обрабатывать информацию, производить сложные вычисления, осуществлять связь между пользователями компьютерных сетей по всему миру. Интернет — Всемирная компьютерная сеть — объединил миллионы людей и сотни стран, ликвидировал преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования.

Интересные факты
Сеть Интернет объединяет более 2 млрд жителей планеты и доступна в 180 странах и регионах, а число её пользователей постоянно увеличивается. В нашей стране рынок интернет-услуг развивается стремительно. В 2012 году число пользователей Интернета в России составило свыше уо млн человек. Россия занимает третье место в мире по количеству времени, которое её жители проводят в социальных сетях.

Число пользователей Интернета растёт год от года. Как Интернет помогает вам в учёбе? А может быть, мешает?

В Интернете можно запросить любые познавательные и развлекательные программы, приобрести товары в интернет-магазине, купить билеты в театр, на поезд и самолёт. Благодаря Интернету люди знакомятся, общаются, устраиваются на работу, узнают последние новости и т.д. Интернет — это глобальная компьютерная сеть, где вы можете получить информацию по интересующим вас вопросам в области образования, науки, культуры, экономики, политики, права, в сфере жизни молодёжи и др.

Очень популярным стало общение с помощью социальных сетей — виртуальных сообществ людей, общение между которыми опосредовано информационными технологиями, прежде всего Интернетом. Они стали основным каналом общения среди молодёжи. Социальная сеть Facebook сегодня является самым популярным сайтом в мире.

Современный человек имеет огромные возможности для того, чтобы сделать свою жизнь достойной и интересной.

Подведём итоги
Современное общество называют постиндустриальным потому, что на смену дымящим заводам и фабрикам (индустрии) пришли роботизированные производства и комплексы. А информационным оно называется потому, что его движущей силой выступают научные знания и высокие технологии, прежде всего — информационные.

Основные термины и понятия
Нанотехнологии, средства коммуникации, информационная революция.

Источник

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: В данной работе описана разработка электронного учебника по дисциплине «Обществознание» для учащихся 10-11 классов.

Ключевые слова: электронное обучение, электронный учебник, тестирование, результаты тестирования учеников, информационные технологии.

Annotation: This paper describes an electronic textbook on the subject «social Studies» for students in grades 10-11.

Keywords: electronic education, electronic textbook, testing, test results of students, information technology.

Информационные системы вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не прекращая удивлять и восхищать.

Цифровые технологии – это основанная на методах кодировки и передачи информации дискретная система, позволяющая совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность этой схемы сделали IT-технологии столь востребованными. Цифровые технологии в последнее время активно используются в образовании. Они могут быть использованы для обучения, проверки знаний [1].

В данной работе описывается создание электронного учебника по предмету «Обществознание» для учеников 10 и 11 классов, которым необходимо пройти тестирование по дисциплине.

Опишем требования к разрабатываемому электронному учебнику. Электронный учебник «Обществознание для 10-11 классов» должен включать в себя оглавление, теоретический материал, иллюстративный материал в виде презентаций и видеоуроков, контрольно-измерительные материалы для контроля знания в виде тестирования, методическое обеспечение дисциплины [2].

Разработанный электронный учебник по обществознанию должен отвечать следующим требованиям:

1) удобный для пользователя интерфейс с приятным дизайном;

2) понятная и удобная навигацию по предмету;

3) авторизация учеников;

4) тестирование учеников по темам и главам;

5) фиксирование результатов тестирования с соответствующими датами;

6) возможность учителем получения данных о результатах тестирования путём непосредственной авторизации;

7) распечатка на принтере теоретического материала.

Результаты тестирования должны фиксироваться в базе данных для дальнейшей обработки преподавателем и хранения. Доступ к ним, естественно, должен иметь только преподаватель.

Для разработки программного обеспечения «Электронный учебник по обществознанию для старших классов» была выбрана интегрированная среда разработки Borland Delphi 7.0., СУБД Microsoft Access версии 2010.

Разработанный программный продукт состоит из 6 форм. Form1 представляет собой главную форму проекта. В Form 2 и Form 3 реализованы

для проведения тестирования по разделам и тестов ЕГЭ. Form4 содержит базу данных «Успеваемость». Авторизации преподавателя и ученика проходят в Form5 и Form6 соответственно.

Для получения данных о результатах тестирования необходимо авторизоваться, доступ имеет только преподаватель. Также преподаватель имеет доступ ко всему функционалу программы. Схема взаимодействия используемой программы и модулей представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема взаимодействия программы и модулей Занесение в базу данных собранных Windows — клиентом статистических

данных осуществляется с помощью технологии ADO.

При запуске файла textbook.exe программа начинает свою работу.

После запуска данного файла, отображается форма регистрации ученика, где необходимо ввести ФИО и класс учащегося.

После прохождения регистрации, пользователю отобразится главная форма проекта (Рисунок 2).

Рисунок 2. Главная форма проекта

В главной форме проекта были реализованы 4 вкладки:

Вкладка «Теория» содержит весь теоретический материал по курсу

«Обществознание» для 10-11 классов [3, c.432] (Рисунок 3).

Рисунок 3. Раскрытый список тем теоретического материала

Во вкладке «Видеоуроки» представлены 2 видеоролика на темы:

«Теория государства и права. Формы государства. Политическая система общества» и «Теория государства и права. Правовое государство. Гражданское общество» (Рисунок 4).

Рисунок 4. Воспроизведение видеоурока [4]

Открыв вкладку «Презентации», пользователю доступны для просмотра 2 презентации: «Семейные отношения» и «Общество как сложная система» (Рисунок 5).

Рисунок 5. Содержимое вкладки «Презентации [5]

С целью закрепления теоретического материала и помочь ученикам подготовиться к ЕГЭ, в программе было реализовано тестирование. Во вкладке «Тесты» для пользователя доступны тесты по главам учебника и тесты ЕГЭ (Рисунок 6).

Рисунок 6. Содержимое вкладки «Тесты»

Назначение и условия применения программы

Программное обеспечение «Электронный учебник по обществознанию для 10 и 11 классов» предназначено для учеников 10 и 11 класса, которым необходимо пройти тестирование по дисциплине

«Обществознание». Также программный продукт содержит теоретический материал, посредством которого ученики могут подготовиться к прохождению тестирования по данному предмету.

Программа представляет собой электронный учебник с возможностью проведения тестирования, готова к работе без установки. Для редактирования программы необходимо установить среду разработки BorlandDelphi7. Для записи данных в базу данных необходимо дополнительно установить Microsoft Access версии 2010 и драйвер Microsoft. Jet. OLEDB.4.

Разработанный электронный учебник является хорошим помощником для преподавателей обществознания: позволяет им обогащать занятие на свое усмотрение, экономить время при проверке тестов учащихся. Он может быть использован как в целях самообразования, так и в качестве составной части дистанционного обучения.

1. Шерпаев Н.В. Электронный учебник как основа учебно-методического комплекса / Н.В. Шерпаев. — М.: ИТО, 2002. — 210 с.

2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Базовый уровень.(ФГОС) 10кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов. — М.: Просвещение, 2016. — 351 с.

3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Базовый уровень.(ФГОС) 11кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов. — М.: Просвещение, 2017. — 432 с.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями