Дистанционное образование: современные подходы и перспективы
статья на тему
В статье рассматривается понятие дистанционного образования, приводится краткая характеристика организационно-технологических моделей дистанционного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obrazovanie.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное образование: современные подходы и перспективы
В современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается доступ человека к мировым ресурсам информации и базам данных и возможность непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционное образование, которое является одним из наиболее активно развивающихся направлений.
В течение последних нескольких десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования. Исследователи этого направления констатируют наличие более 850 центров дистанционного образования, расположенных практически по всему миру. Область дистанционного образования признается одним из ключевых направлений программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Понятие дистанционного образования
Дистанционное образование (ДО) – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:
- взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;
- набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации;
- сочетанием синхронных и асинхронных технологий обучения и общения (on-line и off-line технологии);
- ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.
Понятие «дистанционное образование» отличается от обучения тем, что предполагает образовательную активность обучающегося: он не просто воспринимает информацию от обучающего, но прежде всего способен к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за ее результаты. При этом роль обучающего не сводится к простой трансляции информации. Он стимулирует и поддерживает устойчивую позитивную мотивацию обучающегося за счет следующих факторов:
- адекватной и удобной подачи материала, обеспечивающей возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности обучающегося;
- постоянно поддерживаемой обратной связи как реакции на результаты деятельности обучающегося, оценки его деятельности;
- организации возможностей общения и взаимодействия обучающихся в процессе совместной творческой деятельности (реализации дистанционных проектов).
Дистанционное образование позволяет решать следующие воспитательные задачи:
- формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности;
- формирование ответственности за результаты собственного труда;
- формирование коммуникативных навыков, умения продуктивно взаимодействовать с людьми;
- помощь в самоопределении личности, в формировании стойких интересов к учению, познавательной активности, расширение кругозора;
- создание возможностей для успешной социальной адаптации.
Целевая аудитория ДО
Можно выделить несколько групп обучающихся, нуждающихся в особых формах организации образования:
- Дети с ограниченными возможностями , которые в силу особенностей протекания заболевания не могут посещать школу. Обучаются по модели обучения на дому с уменьшенным количеством часов, хотя в силу состояния здоровья обычно нуждаются в повышенном педагогическом внимании. Вопросы обучения этих детей часто перекладываются на плечи родителей, вынужденных затрачивать дополнительное время и средства для того, чтобы обеспечить ребенку образование, которое поможет ему в успешной социализации.
- Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие дети , вынужденные длительное время пропускать занятия в школе. При их обучении используется, как правило, та же модель, что и при обучении детей с ограниченными возможностями, которая и в этом случае не обеспечивает проблемному ребенку достаточного педагогического внимания.
- Дети, активно вовлеченные в занятия системы дополнительного образования . Это, как правило, одаренные дети, активно занимающиеся творчеством, посещающие художественные, музыкальные, театральные и иные школы, участники творческих коллективов, занятые в репетициях, концертах, участвующие в гастрольных поездках и пр. и в силу этого регулярно вынужденные пропускать занятия в школе. Часто для таких детей нет возможности согласовать расписание учебных занятий в общеобразовательном учреждении и в учреждении системы дополнительного образования, что также становится причиной регулярных пропусков занятий. К этой же категории относятся спортсмены, занятые в тренировках и соревнованиях, учащиеся, активно занимающиеся учебно-исследовательской работой и техническим творчеством. Для детей этой категории в школах обычно используют модель частичного семейного образования, не позволяющую полноценно осуществлять учебный процесс.
- Учащиеся 10-11 классов, готовящиеся к поступлению в вузы . Они посещают подготовительные курсы, расписание которых не всегда согласовано со школьным, активно участвуют в вузовских олимпиадах, которые часто – в случае успеха – открывают для них двери в высшие учебные заведения. Однако при этом чем активнее 11-классник готовится к важным вузовским испытаниям, тем больше проблем возникает у него с регулярным посещением школы, частые пропуски занятий становятся причиной конфликтов и снижения успеваемости. Вопрос организации обучения этой группы учащихся, как правило, в образовательных учреждениях не решается, ученик находится в ситуации конфликта, поскольку в школе он приравнен в нарушителям дисциплины, уклоняющимся от обучения.
- Учащиеся, заинтересованные в углубленном или расширенном изучении отдельных курсов, в том числе в рамках программы профильного обучения . В настоящее время, когда в средней школе реализуется модель профильного обучения, ряд учащихся оказываются перед серьезным выбором, связанным с отсутствием желательного для них профиля обучения в том образовательном учреждении, в котором они обучались в течение 9 лет. Они вынуждены либо менять образовательное учреждение, либо отказываться от профиля, соответствующего их интересам и планам на продолжение образования. В той же ситуации оказываются учащиеся, проявляющие особый интерес к изучению отдельных курсов, в случае, если в том образовательном учреждении, где они обучаются, по тем или иным причинам нет возможности организовать изучение предмета на уровне, соответствующем их образовательным запросам.
Организационно-технологические модели ДО
В зависимости от выбора средств дистанционного обучения и форм коммуникации сейчас можно выделить три вида технологической организации дистанционного обучения:
Данная модель предполагает использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации . Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.
При данной модели дистанционного обучения используются средства обучения — учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако доминирует при этом передача информации в «одну сторону» при ограниченной двусторонней коммуникации. При необходимости используются элементы очного обучения — личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п.
Это модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.
Разработка учебных курсов ДО
Материалы для дистанционного обучения могут содержать следующие компоненты:
- иллюстрированные лекции по теме;
- контрольные тесты для каждого урока;
- итоговое тестирование, направленное на закрепление пройденного материала;
- различные творческие задания, позволяющие дополнительно привлекать видео- и аудиоматериалы, ориентировать учащихся на исследовательскую работу;
- глоссарий и др.
Одним из самых популярных программных средств для разработки онлайн-курсов является обучающая платформа Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Эта среда позволяет создать единое учебное пространство для учащихся и преподавателей курса. Используя Moodle, преподаватель может обмениваться сообщениями с учащимися, создавать и проверять задания, публиковать текстовые материалы и многое другое.
Обучающую платформу Moodle используют более 50 тысяч организаций из более чем 200 стран мира, в том числе в России, где на сегодняшний день Moodle — одно из самых востребованных обучающих решений. Платформа Moodle имеет модульную структуру, что позволяет гибко изменять и дополнять функциональные возможности системы.
Проект Live-learning 2.0
Рассуждая о дистанционном обучении, нельзя не рассмотреть портрет современного учащегося. Как правило, это человек, свободно владеющий средствами мобильной связи, уверенный пользователь ПК, владеющий навыками работы не только с электронной почтой, но и с сервисами быстрого обмена сообщениями, с видеоконференциями, он состоит в виртуальных сообществах и регулярно посещает одну или более социальных сетей. Данные коммуникативные навыки практически не используются в дистанционном обучении, что существенно снижает его эффективность и делает дистанционное обучение второсортным по отношению к очному обучению в учебных группах.
Несмотря на огромный потенциал современных технологий Web 2.0, учебные курсы в современных средах дистанционного обучения продолжают напоминать по своей структуре бумажную книгу с периодическими вставками мультимедийной информации. При этом в случае отсутствия технических проблем и при полноте изложения материала коммуникации обучающегося с преподавателем и другими учащимися стремятся к нулю. Это означает, что дистанционное обучение с использованием подобных технологий не многим эффективнее самостоятельного обучения по бумажному учебнику.
Суммируя накопленный опыт, московский Центр современных образовательных технологий разработал модель дистанционного обучения в естественной для современного человека среде — в Web 2.0. Современный человек постоянно взаимодействует с Web 2.0 на работе и дома — с компьютеров и компьютероподобных устройств. Общение в социальных сетях позволило современному человеку сформировать круг своих друзей не по географическому признаку, а по интеллектуальному. Обучение в аутентичных для современного человека средах: социальных сетях, сервисах Web 2.0 позволяет сделать его комфортным, повсеместным, эффективным.
Главными психолого-педагогическими условиями организации дистанционного обучения являются деятельностный подход, компетентностный подход, использование образовательных технологий личностно-ориентированного обучения: “метод проектов”, “развитие критического мышления через чтение и письмо”, “обучение в сотрудничестве“, “портфолио“ и т.д.
В основе эффективного процесса обучения — моделирование учебных ситуаций в виртуальной среде, позволяющее формировать не только традиционные знания и умения, но и профессиональные компетенции, готовность к работе в нестандартных условиях. Контент строится на принципах модульности, нелинейности и гипертекстовости. Это обеспечивает возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута каждому обучаемому. Контент включает мультимедийные материалы в текстовых, графических, аудио и видеоформатах, ссылки на открытые коллекции материалов в интернете, энциклопедии. Эти материалы предназначены преимущественно для самостоятельной учебной работы в процессе индивидуальной и групповой проектной деятельности обучающихся. В дополнение к стандартным инструментам коммуникаций социальной сети, использование таких технологий как видео-конференции и удаленная демонстрация рабочего стола позволяют создать для учащихся эффект присутствия.
Поскольку профессиональные сообщества, сформированные в процессе обучения, не должны распадаться после его окончания, социальная сеть предоставляет учащимся возможность продолжать общение, нацеленное на совместное решение профессиональных задач, и в период между обучением. Многообразие инструментария социального интернета и образовательных технологий позволят выявить уникальные условия эффективности обучения для каждой учебной группы.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что педагогический потенциал дистанционного образования огромен. В системе дистанционного образования формируются важнейшие качества, которые смогут стать основой успешной образовательной деятельности человека в течение всей жизни: способность планировать свою образовательную траекторию, организовывать процесс обучения и – главное – нести ответсвенность за его результаты. Такая «образовательная самостоятельность» очень важна особенно сегодня – в том «обществе знания», в котором будут жить выпускники сегодняшней школы, где основа успешной жизнедеятельности напрямую связана с готовностью человека учиться в течение всей жизни.
Источник
проект «Использование дистанционных образовательных технологий»
Актуальность исследования дистанционного обучения обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она объясняется сложившейся в нашей стране и во всем мире эпидемиологической ситуацией и неготовностью участников образовательного процесса к овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. В связи с распространением эпидемии COVID-2019, был введен карантин. Учебный процесс теперь приходится строить с учетом новых реалий. Школы, колледжи и вузы перешли на дистанционное обучение.
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Цель исследования: выявление особенностей использования дистанционных образовательных технологий.
Объект исследования: дистанционное обучение.
Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанционной форме.
Гипотеза исследования: дистанционное обучение является новой формой обучения,
наряду с очной, заочной, экстернатом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_isengalieva_s.-_distants_obuchenie.docx | 58.48 КБ |
prezent_proekt_isengalieva.pptx | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»
Система качества образовательного учреждения
«Использование дистанционных образовательных технологий»
Студентка группы 2019-ПГС-53Д
- Введение. стр.3
- Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса.
- Понятие дистанционного обучения. стр.6
- История. стр.7
- Организация дистанционного обучения. стр.8
- Преимущества и недостатки дистанционного обучения. стр.13
- Использование дистанционных образовательных технологий………….стр.13
- Что такое дистанционные образовательные технологии? Классификация дистанционных образовательных технологий. стр.13
- Модели реализации дистанционных образовательных технологий..стр.17
- Заключение. стр.21
- Список литературы. стр.22
Развитие цивилизации – это история непрекращающегося обучения чему-то новому, а жизнь человека – это постоянный процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нем. Сотни и даже тысячи лет образование подразумевало тесный личный контакт ученика с наставником, для чего требовались визиты преподавателей на дом или посещение школ. При наличии мотивации такая учеба давала прекрасные результаты, но была, скорее, привилегией избранных, чем правом всех. Проблему общедоступности образования решило появление дистанционного обучения.
Основной формой дистанционного обучения была заочная, при которой предусматривались поездки на установочную сессию. В течение одной-двух недель студентам излагались основы и краткое содержание образовательных программ и выдавались материалы для самостоятельного изучения. Два раза в год слушатели приезжали в учебное заведение для сдачи экзаменов и зачетов.
В XXI веке начался следующий этап развития дистанционного обучения. Интернет-технологии привнесли новые возможности, сделавшие учебный процесс более понятным и доступным. Стандартную базу удаленного образования, состоявшую из печатных пособий, а затем и радио- и телекурсов, дополнил мощный функционал ИКТ, который обеспечил комплексный подход к обучению и взаимодействие преподавателей и студентов в режиме реального времени.
Актуальность исследования дистанционного обучения обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она объясняется сложившейся в нашей стране и во всем мире эпидемиологической ситуацией и неготовностью участников образовательного процесса к овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. В связи с распространением эпидемии COVID-2019, был введен карантин. Учебный процесс теперь приходится строить с учетом новых реалий. Школы, колледжи и вузы перешли на дистанционное обучение.
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
При этом характерными чертами ДО являются:
- гибкость (обучаемые в системе дистанционного образования работают в удобном месте и в удобном темпе, в удобное для себя время, где каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых экзаменов по выбранным курсам),
- модульность (каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям; преподаватель деятельности обучающегося и менеджер его учебного процесса),
- новая роль преподавателя (на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого предмета, консультирование, руководство учебными проектами и др),
- специализированный контроль качества образования ( в качестве форм контроля в дистанционном обучении используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы).
- параллельность (означает обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т. е. обучение без отрыва от производства);
- экономичность (предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов);
- интернациональность (предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы);
Актуальность и недостаточная разработанность теоретических основ ДО определили следующий выбор темы курсовой работы: » Использование дистанционных образовательных технологий.»
Цель исследования: выявление особенностей использования дистанционных образовательных технологий.
Объект исследования: дистанционное обучение.
Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанционной форме.
Гипотеза исследования: дистанционное обучение является новой формой обучения,
наряду с очной, заочной, экстернатом.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи данного исследования:
- определить понятие «дистанционное обучение»;
- выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения;
- рассмотреть способы реализации дистанционных образовательных технологий ;
Использовались следующие методы исследования: изучение литературы, анализ, синтез, методы теоретического обобщения.
Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса
Понятие дистанционного обучения.
Исследование научной литературы и множества статей дало мне понять, что существует большое количество определений и толкований данного понятия. Приведем наиболее известные трактовки этого термина.
В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводятся следующие определения.
Дистанционное образование – «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)».[11]
Дистанционное обучение – «новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации».[11]
Дистанционное обучение – «это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники».[11]
Дистанционное обучение – это «взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность»[1] и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».[1]
Проведя анализ этих трактовок, попытаюсь сформулировать обобщенное и понятное определение данного термина.
Дистанционное образование — это форма обучения, которая не предусматривает посещение учебного заведения и позволяет получить квалифицированное
образование на расстоянии от педагога и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность .
Дистанционное обучение органически вписывается в систему непрерывного образования и отвечает принципу адаптивности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности , географической или временной изолированности , социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков.
В Европе в конце XVIII века , с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.
Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.
В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании , он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.
Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.
В конце 80х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.
В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
Организация дистанционного обучения.
Задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить учащихся добывать эти знания самостоятельно. Необходимо использование более интенсивных образовательных технологий, одна из которых представлена дистанционным образованием.
Началу учебного процесса предшествует проектирование, разработка теоретических концепций, тщательное планирование учебного процесса. Необходима педагогическая оценка эффективности каждого шага проектирования и создания системы дистанционного образования. Поэтому на первый план нужно ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.
Учебный процесс в ДО включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса. Но при этом часть функций берет на себя техника:
- часть лекций реализуется с помощью ММК,
- часть практических занятий заменяется тренажерами,
- формализованный текущий контроль может быть осуществлен с помощью тестирующих систем или контрольных работ, присланных по электронной почте.
Сложнее с консультациями: здесь преподавателя невозможно заменить, но на помощь ему приходят технологии on line. Сетевые технологии могут быть использованы и при осуществлении итогового контроля. Но предпочтительнее здесь все же остается очное общение.
Что же касается самостоятельной работы, то ее возрастающая роль является одной из главных особенностей ДО. При дистанционном обучении учащиеся отходят от привычной классно-урочной системы, так как значительную часть учебного материала они изучают без преподавателя. Это требует от них большей самостоятельности и четкой организации своего рабочего дня. Усиливается значение личностной мотивации учебной деятельности со стороны учащихся, возрастает степень свободы при выборе круга предметов и глубины их изучения. Данная особенность оказывается и самой большой трудностью для учащихся. Привыкшие к ежеминутной опеке в классе со стороны учителя, они, как правило, не могут самостоятельно оценить задания, не всегда способны прочитать их до конца, не видят подсказок меню, которые могут помочь им выполнить задание. Отсюда — часто звучащие на консультациях вопросы технического порядка, типа «Как выполнить это задание?», «Что делать с текстом?», «Как решать задачу?» и т.п.
Выход из подобной ситуации может быть найден путем разработки четких инструкций, отказа от подробных заданий, которые приводят к рассеиванию внимания школьников. Особая ответственность при этом ложится на преподавателя, который не только выступает в роли консультанта по определенному предмету, но одновременно помогает учащимся построить индивидуальную образовательную траекторию, определить глубину необходимого знания и обозначить круг его источников.
В связи с сложившейся эпидемиологической ситуацией, многие техникумы и колледжи нашего региона перешли на дистанционное обучение. Чтобы помочь в организации такой формы обучения, Министерство просвещения выпустило рекомендации для регионов:
1. Издать приказ о временном переходе на дистанционное обучение в связи с особыми обстоятельствами.
2. Назначить ответственного за консультирование педагогов и студентов по использованию электронных образовательных технологий.
3.Обеспечить создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор письменных работ студентов, организацию текущей и промежуточной аттестации.
4. Разместить на своем официальном сайте инструкцию для студентов и педагогов о том, как получить или восстановить свой логин и пароль, а также инструкции по организации работы в «виртуальных» и «совместных» группах.
5. Самостоятельно отобрать и рекомендовать цифровые сервисы для проведения вебинаров, онлайн консультаций, коллективного обсуждения и коллективного проектирования.
6. Определить, какие учебные дисциплины могут быть реализованы с помощью онлайн курсов, какие из них потребуют присутствия студента перед компьютером в строго определенное время, а какие могут осваиваться в свободном режиме.
7.Опубликовать на своем сайте расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время.
8.Перенести на другой период времени занятия, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием.
9.Локальным актом определить, какие элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году, и внести изменения в основные программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.
10.Обеспечивать постоянную дистанционную связь со студентами.
11.График практики можно будет сдвинуть.
Дистанционное обучение, несмотря на, казалось бы, ограниченный личный контакт учащихся с преподавателями, создает условия для постоянного общения с помощью технологий. Наиболее эффективной формой здесь являются off line и on line консультации.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Именно сейчас, когда вся страна на «удаленке», всплывают явные недостатки дистанционного обучения и пробемы его оранизации на столь большой территории. Результаты анализа систем дистанционного обучения выявили причины неудовлетворённости людей получением знаний в онлайн формате. Перечень таких причин нам дает канал «Образование Today «.
1. Отсутствует единая образовательная платформа, в полной мере соответствующая требованиям ФГОС разного уровня. В настоящее время рекомендованных для онлайн-обучения ресурсов порядка 20. Ведущие позиции занимают две электронные школы – Российская (РЭШ) и Московская (МЭШ). Но даже в этих сервисах есть ошибки, которые выявляются педагогами в процессе организации обучения с их помощью.
2. Не все школьники даже в крупных городах располагают цифровыми устройствами и доступом в интернет, позволяющими качественно организовать учебный процесс дистанционно.
3. Далеко не каждая из рекомендованных образовательных платформ располагает мощностями, способными обслуживать такое количество пользователей. Поэтому сайты часто «падают» под такой нагрузкой.
4. Учитель не может организовать эффективный контроль выполнения учеником задания. Чаще всего, оно оказывается списанным с другого ресурса.
5. Не все педагоги в полной мере овладели цифровыми технологиями. Они могут блистать на традиционном уроке, но быть совершенно некомпетентны в электронной среде.
6. У каждого учителя формируется личный контакт с учениками, что невозможно по сети даже с использованием видеосвязи.
7. Помимо организационных и технических моментов есть и вопросы здоровья. Проводить много времени за компьютером очень вредно для зрения школьников, особенно начальных классов. Из-за перехода к онлайн-обучению ребенок проводит перед экраном гораздо больше, чем рекомендовано офтальмологами. Это очень беспокоит родителей.
Но и преимущества у данного формата обучения тоже есть, и они существенно перекрывают выше перечисленные недостатки.
Преимуществами удалённого формата обучения являются следующие факторы:
1) возможность получить образование вне зависимости от геолокации;
2) охват узкой предметной области;
3) возможность организации дискуссий, групповых работ, совместных проектов;
4) невысокая стоимость (по сравнению с традиционным заочным обучением);
5) возможность совмещения обучения с основной деятельностью;
6) высокое качество учебных материалов;
7) использование новейших компьютерных технологий;
8) повышение интеллектуального и творческого потенциала;
9) высокая скорость обучения;
10) проявление самоорганизации и самостоятельности;
11) быстрое освоение современных компьютерных технологий, «гаджетов»;
Неоспоримым преимуществом дистанционного обучения является массовость. Система позволяет одновременно охватывать многочисленные аудитории, предоставляя необходимый объём информации вне зависимости от количества слушателей.
Процесс онлайн-обучения стимулирует и работу преподавателя. Для достижения взаимопонимания с удалённой аудиторией и максимального соответствия нововведениям преподаватель заинтересован в постоянном совершенствовании своих курсов, регулярном повышении профессиональной квалификации и проявлении творческой активности в координировании процесса обучения .
Онлайн-образование открывает человеку неограниченные возможности для самообразования и получения обширного спектра профессиональных навыков, которые наиболее востребованы в текущей экономической среде. Данный формат обучения развивает дисциплину, повышает интеллектуальный уровень и позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от возраста, места проживания, занятости и имеющихся навыков. Так же технология дистанционного образования открывает массу перспектив для людей с ограниченными возможностями. Обучение онлайн станет достойной альтернативой традиционному формату образования, позволив этой уязвимой группе людей успешно пройти школьную программу, получить качественное бизнес-образование и стать активными членами общества.
Использование дистанционных образовательных технологий.
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране информационные образовательные технологии уверенно завоевывают свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения.
Что такое дистанционные образовательные технологии?
Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования
заключается в обеспечении доступности качественного образования для всех слоев
Что же такое дистанционные образовательные технологи? Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Использование дистанционных образовательных технологий в профессиональном
образовании позволяет получать необходимое образование вне зависимости от возраста,
семейного положения, без отрыва от работы и т.д.Таким образом, дистанционные
технологии — это инструмент для реализации основных принципов личностно
ориентированного подхода к обучению.
Дистанционные образовательные технологии предусматривают осуществление
следующих видов мониторинга усвоенных знаний:
- лекционное тестирование (по итогам прослушанных лекций в конкретном модуле);
- индивидуальный компьютерный тренинг (ИКТ), представляет собой комплекс тестовых заданий из разных модулей дисциплины, а также небольшие практические задания (задачи);
- модульное тестирование, предусматривает прохождение электронного теста по итогам пройденного модуля;
- письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.
Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий являются:
— принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, видеосвязь, Интернет-конференции, on-line — тесты);
— принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;
— принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; позволяющий использовать ученику необходимые учебные ресурсы для реализации индивидуальных учебных интересов;
— принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
Классификация дистанционных образовательных технологий.
Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.
Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:
- полнота и целостность системно организованного комплекта материалов,
позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;
- существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;
- существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).
В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:
- программы обучения с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
- печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;
- специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;
- обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;
- лабораторные практикумы;
- компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса на компакт-дисках.
Компьютерные сетевые технологии
Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий. Это не означает отсутствия в рассматриваемых технологиях базовых элементов дистанционного обучения, например, индивидуальных комплектов учебно-методических материалов или разного рода информационных носителей (в том числе и бумажных). Элементом обучения здесь являются также очные формы занятий и аттестации обучаемых. Поэтому корректнее говорить о комплексных (гибридных)
технологиях с существенным использованием электронных учебников и обучающих программ, предоставляемых обучаемым с помощью компьютерных сетей.
Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.
Общие характеристики индивидуального комплекта учебнометодических материалов, видов очных занятий, функциональных особенностей работы тьюторов и способов применения технологий в региональных центрах, отмеченные ранее в связи с группой комплексных кейсовых технологий, в основном, справедливы и для этой группы дистанционных технологий.
Учебно-тренировочные комплексы предназначены для организации и проведения самостоятельной практической работы обучающихся с целью закрепления знаний.
Электронный учебник создается с помощью системы автоматизированного проектирования сетевых обучающих курсов. Кроме электронного учебника эта система содержит следующие инструменты:
- доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;
- чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени;
- внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;
- инструмент для использования материалов для курса, находящихся на компакт-диске (для разгрузки Интернета).
Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных.
В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым
предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.
Мониторинг качества усвоения знаний обучаемыми реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:
- оперативное лекционное тестирование;
- индивидуальный компьютерный тренинг;
- модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;
- письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.
Модели реализации дистанционных образовательных технологий.
Под моделью реализации дистанционных образовательных технологий понимаются:
- унифицированные способы организации деятельности образовательных учреждений;
- унифицированные способы организации образовательной деятельности обучающихся и обучающих.
Разнообразие моделей объясняется, прежде всего, различными условиями, при которых происходило формирование системы дистанционного обучения:
- географическими условиями (например, размер территории страны, наличие географически удаленных или изолированных от центра регионов, климат и пр.);
- общим уровнем компьютеризации и информатизации страны; уровнем развития средств транспорта и коммуникации в стране;
- уровнем использования средств информационных и коммуникационных технологий в сфере высшей школы;
- существующими традициями в сфере образования; наличием научно-педагогических кадров для системы ДО и пр.
Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные информационные технологии. Активно внедрены теле- и радиовещание, видеозаписи, компьютерные телекоммуникации.
Рассмотрим каждую из моделей более подробно.
Первая модель — обучение по типу экстерната. Обучение направлено на обеспечение нужд обучающихся, по каким-либо причинам не имеющих возможности посещать очные занятия. Обучающиеся самостоятельно изучают необходимый материал, затем сдают экзамены по пройденному материалу. Данная модель обучения приемлема для учреждений среднего и высшего образования, т. к. в большей степени ориентирована на школьные и вузовские требования.
Вторая модель — обучение на базе университета. В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Это целая система обучения для студентов, получающих образование заочно или дистанционно. Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира. Имея очень сильный профессорско-преподавательский состав, традиционные университеты обладают значительным потенциалом для разработки самых современных курсов дистанционного обучения.
Третья модель — обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам. Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Обеспечивается признание сертификатов, выданных разными учебными заведениями. Сотрудничество может быть национальным или интернациональным. Содружество учебных заведений — наиболее перспективный вариант для развития высшего образования, привлекательность которого видится в возможности получить любое образование, не покидая своей страны, региона. Основу обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.
Четвертая модель — обучение в специализированных образовательных учреждениях. Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности. В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Наряду с этими средствами обучения в учебном процессе широко используются компьютерные телеконференции. При проведении телеконференций основные затраты связаны с этапом ее проведения. Учреждения, работающие в рамках данной модели, были созданы специально для целей дистанционного или открытого обучения. Важной особенностью здесь является создание мультимедийных курсов.
Пятая модель — обучение с использованием автономных обучающих систем. Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Такой подход позволяет охватить огромное количество желающих получить знания без применения дорогостоящей техники (персональные компьютеры и необходимые периферийные устройства).
Шестая модель — обучение в виртуальной образовательной среде. Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте. Всем участникам учебного процесса в данной модели нужно быть уверенными и активными пользователями компьютера, периферийного оборудования, Интернета. Практически в каждой из представленных моделей обязательно учитывается возможность очных консультаций с преподавателями на базе учебного заведения либо online. Каждая из перечисленных выше моделей имеет свою специфику и направлена на решение определенных задач.
Дистанционное обучение позволяет повысить качество образования за счёт широкого использования электронных образовательных ресурсов и увеличение доли самостоятельного освоения материала, что обеспечит выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать сои силы и принимать взвешенные решения.
Использование дистанционных образовательных технологий в обучении позволит индивидуализировать обучение. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы учащихся, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ учащихся.
Интернет-обучение это не отдаленная перспектива, это уже реальность. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет совершенствоваться по мере развития Интернет-технологий и предполагает обеспечение максимальной интерактивности.
Использование дистанционных технологий диктуется временем, так как является фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития обучающихся, и, наконец, рационально, так как создает максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения.
1. Википедия. Дистанционное обучение
2. Дистанционное обучение
3. Дистанционное обучение в средней школе как личностно-ориентированная форма лицейского образования
4.Дистанционное обучение: Учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. — М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
5.Сагиндыкова, А. С. Актуальность дистанционного образования / А. С. Сагиндыкова, М. А. Тугамбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 495-498. — URL: https://moluch.ru/archive/100/20703/
6. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М., «Академия», 2004.
7. История дистанционного обучения
8.Особенности органиации ДО
9. Недостатки ДО
10. Классификация ДОТ и модели их реализации
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Использование дистанционных образовательных технологий» Автор проекта: Студентка группы 2019-ПГС-53Д Исенгалиева Софья Руководитель проекта: Преподаватель информатики Тимин И.Р.
Развитие цивилизации – это история непрекращающегося обучения чему-то новому, а жизнь человека – это постоянный процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нем. Сотни и даже тысячи лет образование подразумевало тесный личный контакт ученика с наставником, для чего требовались визиты преподавателей на дом или посещение школ. При наличии мотивации такая учеба давала прекрасные результаты, но была, скорее, привилегией избранных, чем правом всех. Проблему общедоступности образования решило появление дистанционного обучения. Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса
Понятие дистанционного обучения Дистанционное образование — это форма обучения, которая не предусматривает посещение учебного заведения и позволяет получить квалифицированное образование на расстоянии от педагога и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность .
Актуальность исследования дистанционного обучения обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она объясняется сложившейся в нашей стране и во всем мире эпидемиологической ситуацией и неготовностью участников образовательного процесса к овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. В связи с распространением эпидемии COVID-2019, был введен карантин. Учебный процесс теперь приходится строить с учетом новых реалий. Школы, колледжи и вузы перешли на дистанционное обучение. Актуальность исследования
История В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи , возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века. Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом , наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он- лайн » семинары ( вебинары ) для обучения .
Организация дистанционного обучения Учебный процесс в ДО включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса. Но при этом часть функций берет на себя техника: часть лекций реализуется с помощью ММК, часть практических занятий заменяется тренажерами , формализованный текущий контроль может быть осуществлен с помощью тестирующих систем или контрольных работ, присланных по электронной почте.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения Преимущества : 1) возможность получить образование вне зависимости от геолокации; 2) охват узкой предметной области; 3) возможность организации дискуссий, групповых работ, совместных проектов; 4) невысокая стоимость (по сравнению с традиционным заочным обучением); 5) возможность совмещения обучения с основной деятельностью; 6) высокое качество учебных материалов; 7) использование новейших компьютерных технологий; 8) повышение интеллектуального и творческого потенциала; 9) высокая скорость обучения; 10) проявление самоорганизации и самостоятельности; 11) быстрое освоение современных компьютерных технологий, «гаджетов»; 12) возможность обучаться у высококвалифицированных преподавателей.
Недостатки : Преимущества и недостатки дистанционного обучения 1. Отсутствует единая образовательная платформа, в полной мере соответствующая требованиям ФГОС разного уровня. В настоящее время рекомендованных для онлайн-обучения ресурсов порядка 20. Ведущие позиции занимают две электронные школы – Российская (РЭШ) и Московская (МЭШ). Но даже в этих сервисах есть ошибки, которые выявляются педагогами в процессе организации обучения с их помощью. 2. Не все школьники даже в крупных городах располагают цифровыми устройствами и доступом в интернет, позволяющими качественно организовать учебный процесс дистанционно. 3. Далеко не каждая из рекомендованных образовательных платформ располагает мощностями, способными обслуживать такое количество пользователей. Поэтому сайты часто «падают» под такой нагрузкой . 4. Учитель не может организовать эффективный контроль выполнения учеником задания. Чаще всего, оно оказывается списанным с другого ресурса.
Использование дистанционных образовательных технологий Что такое дистанционные образовательные технологии? Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Использование дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании позволяет получать необходимое образование вне зависимости от возраста, семейного положения, без отрыва от работы и т. д. Таким образом, дистанционные технологии — это инструмент для реализации основных принципов личностно ориентированного подхода к обучению. Дистанционные образовательные технологии предусматривают осуществление следующих видов мониторинга усвоенных знаний:
Использование дистанционных образовательных технологий Классификация дистанционных образовательных технологий Комплексные кейс-технологии Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые , игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями- тьюторами . Компьютерные сетевые технологии Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных ( интранет ) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий. Это не означает отсутствия в рассматриваемых технологиях базовых элементов дистанционного обучения, например, индивидуальных комплектов учебно-методических материалов или разного рода информационных носителей (в том числе и бумажных).
Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных. Использование дистанционных образовательных технологий В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.
Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные информационные технологии. Активно внедрены теле- и радиовещание, видеозаписи, компьютерные телекоммуникации . Использование дистанционных образовательных технологий Модели реализации дистанционных образовательных технологий. Первая модель — обучение по типу экстерната. Обучение направлено на обеспечение нужд обучающихся, по каким-либо причинам не имеющих возможности посещать очные занятия. Вторая модель — обучение на базе университета. В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Это целая система обучения для студентов, получающих образование заочно или дистанционно. Третья модель — обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам.
Использование дистанционных образовательных технологий Четвертая модель — обучение в специализированных образовательных учреждениях. Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности. В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Пятая модель — обучение с использованием автономных обучающих систем. Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Шестая модель — обучение в виртуальной образовательной среде. Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте.
Заключение Использование дистанционных технологий диктуется временем, так как является фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития обучающихся, и, наконец, рационально, так как создает максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения.
Источник