Оборудование школьного методического кабинета
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Оборудование школьного методического кабинета
Методический кабинет предназначен для обеспечения творческой работы учителей по своему предмету, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленной в учреждении образования.
Оборудование и организация работы методического кабинета должны позволять решать следующие задачи:
Нормативно-организационную (пропаганда решений и указаний органов управления образованием, руководство учреждения образования и решений педагогического совета по вопросам обучения и воспитания;
Дидактико-методическую (оказание помощи методическим объединениям в разработке планов работы на учебный год, а также в организации, подготовке и проведении общешкольных мероприятий по обобщению опыта методической работы (методических сборов, совещаний, семинаров, научно-методических конференций);
Информационно-проблемную (обеспечение сбора, хранения и популяризации литературы по проблемам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания);
Практическую (оказание помощи учителям в подготовке и проведении различных видов занятий, предоставление систематизированных методических пособий и образцов документации, а также путем организации консультаций опытных учителей);
Технологическую (рекомендации по методике применения ТСО; помощь учителям в их использовании, обобщение и анализ использования ТСО на уроках);
Создание актива методистов (МО), организация его работы; работа с председателями МО и взаимный обмен информацией с ними.
Для решения указанных задач методический кабинет должен иметь помещение площадью не менее 60м 2 , позволяющей разместить необходимое оборудование и рабочие столы для учителей. Число столов должно позволять более или менее свободно располагаться всему педагогическому коллективу при проведении заседаний.
Оборудование методического кабинета включает:
Стенды, отражающие организацию учебной и методической работы в образовательном учреждении;
Фонды педагогической печати, а также литературы по вопросам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания;
Образцы учебной документации (частные методики, вводные лекции, планы-конспекты проведения занятий и т.п.);
Информационные указатели, выписки и каталоги литературы по вопросам обучения и воспитания;
Каталоги учебных кинофильмов, диафильмов и других дидактических материалов, используемых в общешкольном масштабе;
Материалы ведущих педагогов по вопросам теории и практики обучения и воспитания в виде печатных материалов;
Справочную литературу (энциклопедии, словари, справочники и т.п.);
Технические средства для просмотра и прослушивания имеющихся дидактических материалов (диапроектор, магнитофон, мультимедийный проектор и т.д.);
Письменные столы для учителей, классную доску, экран для проведения занятий и заседаний.
В фондах литературы методического кабинета рекомендуется иметь сочинения ведущих педагогов, а также монографии, учебники, методические разработки по проблемам педагогики, психологии, организации и планированию учебного процесса и другие издания.
В кабинет должен быть обеспечен свободный доступ учителей к литературе, а также помощь и консультации учителей-методистов по различным вопросам подготовки и проведения занятий.
Имеющееся оборудование и литературные фонды должны позволить:
Самостоятельную работу учителей с методической литературой и ТСО;
Консультации (индивидуальные и групповые) по методике обучения;
Заседания методического совета образовательного учреждения, постоянно действующих семинаров по проблемам педагогики и другие мероприятия.
Источник
Организация методического кабинета в ДОУ.
Марина Денисенко
Организация методического кабинета в ДОУ.
Важное направление в работе старшего воспитателя – организация работы методического кабинета. Содержание и оформление кабинета должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства,взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д.
Чтобы успешно решать все задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, необходимо подобрать для кабинета материал, соответствующий всем современным методическим требованиям, тщательно продумать его систематизацию.
Методический кабинет призван обеспечить:
• Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
• Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
• Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.
Материал методического кабинетаможно разделить на несколько разделов:
• Нормативные и инструктивные материалы;
• Методическая и справочная литература;
• Детская художественная литература;
• Методические материалы, рекомендации;
• Дидактический, наглядный (демонстрационный и раздаточный) материал;
• Зона для пользования интернет-ресурсами, фото- и видеоматериалами.
В методическом кабинете должны быть представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями. Обязательно должны быть документы,связанные со спецификой деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», ФЗ «Об образовании в РФ», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Необходимо постоянно следить за всеми изменениями, вносимыми в нормативные документы, которые являются обязательными для выполнения.
Значительное место в работе кабинета отводится правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.
В библиотеке для воспитателей должен быть представлен раздел «Справочная литература» (словари, энциклопедии и др., «Периодические издания» (журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Обруч» и др.). Необходимо выделить раздел «Педагогика и психология», в котором должны быть представлены труды великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.
Значительное место занимает специальная методическая литература, которая должна быть распределена по разделам реализуемой в ДОУ программы и парциальных программ,выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Ребенок и окружающий мир;
• Формирование элементарных математических представлений;
• Дети раннего возраста;
• Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
• Взаимодействие с родителями;
• Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.
Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого должна быть составлена картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.
Отдельно могут быть представлены методические материалы, куда относятся рекомендации, письма Министерства образования РФ, органов управления образованием. Здесь может быть представлен опыт работы лучших педагогов данной территории, планы методических мероприятий для воспитателей, родителей в районе, городе.
Старший воспитатель изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива, разрабатывает собственные памятки, рекомендации, информацию для воспитателей.
В кабинете также должен располагаться материал по работе с родителями, в котором могут быть предусмотрены вопросы для родителей, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, интересные кроссворды, связанные с проблемами воспитания, высказывания их детей. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, деловых игр для родителей.
Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован. Необходимо создать определенную систему в распределении наглядного материала. Весь наглядный материал так же, как и книжный фонд, должен строго учитываться.
В методическом кабинете организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Тематика выставок может быть самая разнообразная,при ее оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:
1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ, то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателю по работе с ним, опыт работы по данному документу других детских садов и т. д.
2. Методические рекомендации по данной теме.
3. Опыт работы, связанный с темой (детского сада, своего города, других городов, зарубежных стран).
4. Литература по теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или представить картотеку).
5. Наглядный материал, связанный с данной проблематикой, перечень оборудования, чертежи, схемы, образцы поделок и т. д.
Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагогов. Надо предусмотреть возможность того, что воспитатель возьмет этот материал в группу для обсуждения с другими воспитателями, а иногда и использовать в работе с детьми.Поэтому требования к этому материалу будут следующие:
• Размещен по возможности на одном листе;
• Кратко и четко изложено содержание;
• Оформление должно обеспечивать долговременное использование.
Важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы, который ведет старший воспитатель. Воспитатели должны свободно ориентироваться в содержании материалов, при необходимости самостоятельно подбирать пособия при подготовке к занятиям, досугам, беседам в процессе самообразования.
Для организации зоны для пользования интернет-ресурсами методический кабинет необходимо обеспечить стационарным компьютером или ноутбуком с выходом в интернет. Педагоги в свободное от работы время могут воспользоваться данной возможностью для повышения своего профессионального мастерства и транслирования своего педагогического опыта.
Старший воспитатель должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.
Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС Выступление на тему «Детям о православных праздниках»«Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации.
Образовательно-информационная среда методического кабинета Выступление на районном оперативном совещании старших воспитателей (Слайд 1) Я, Скворцова Ольга Владимировна, старший воспитатель МБДОУ.
Оформление и оснащение кабинета дополнительных услуг «Лаборатория открытий» ДОУ в соответствии с ФГОС На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности в познании окружающего.
Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ Вашему вниманию предлагаю вариант собственного оформления и зонирования рабочего места педагога-психолога в дошкольном образовательном.
Организация предметно-развивающей среды и методического оснащения группы Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства.
Отчет о работе районного методического объединения воспитателей младших групп ДОУ за 2017–2018 учебный год Методические объединения – специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога Методическая работа в ДОУ – это неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, система повышения.
Протокол заседания районного методического объединения заведующих ДОУ «Профессиональная компетентность педагога» Протокол заседания районного методическое объединение заведующих муниципальными казенными дошкольными образовательными учреждениями. Тема:.
Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ и методического кабинета. Из опыта работы Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально — практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Источник
Современные подходы к организации методического кабинета
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования.
Требования к педагогу повышаются.
Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.
Очень тяжело изменить сознание педагога. Качество педагогической деятельности является определяющим звеном цепи, которое связано с решением проблемы качества образования. Требования, предъявляемые к педагогу, должны подкреплены соответствующими условиями, так как без качественной подготовки учения, без обеспечения его необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности необходимого качества образования не удастся достичь.
Методическая работа – это средство повышения профессиональной компетенции педагогов.
Перед методической службой школы ставятся следующие задачи:
1. Углубление и расширение знаний учителя;
2. Развитие профессиональных умений;
3. Развитие креативного мышления педагога;
4. Развитие профессиональных ценностей.
По отношению ко всему педагогическому коллективу задачи такие:
1. Формирование ценностных установок;
2. Формирование созидательной творческой педагогической среды;
3. Создание инновационного поля;
4. Создание мотивационной среды педагога.
Итак, необходимо менять старые педагогические представления и ориентиры, формировать новые педагогические мышления.
Методический кабинет должен стать центром методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Он предназначен для обеспечения творческой работы учителей, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в школе.
Проанализируем работу методического кабинета нашего образовательного учреждения и обозначим подходы к его организации.
Цель организации методического кабинета:
повышение эффективности методической работы, совершенствование профессионализма педагогов.
1. Обозначить подходы к организации методического кабинета;
2. Проанализировать основные направления деятельности методического кабинета;
3. Структурировать методический материал;
4. Определить перспективы развития методического кабинета.
1. Создание имиджа методического кабинета;
2. Повышение квалификации педагогов;
3. Выход коллектива на путь инновационных преобразований.
Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего организуют людей. В образовательном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих учебно-образовательный процесс с детьми.
Этап организации включает в себя ряд моментов:
- изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;
- постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно представить себе то, что желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;
- разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться , и т.д.);
- обеспечение условий предстоящей работы;
- постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на работу, инструктаж исполнителей;
- непосредственная помощь людям в процессе реализации того или иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестную инициативу.
Организуя работу методического кабинета, важно помнить: содержание и оформление его должно соответствовать потребностям педагогов. Здесь сосредоточены информация об учреждении, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет доступен каждому педагогу, имеет удобный, гибкий график работы. Все оформление оформлено в едином стиле, располагает к беседе и творческой работе.
Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его рассматривают прежде всего как творческую педагогическую мастерскую, где педагог может получить практическую помощь. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.
Основными направлениями деятельности методкабинета являются:
- информационно-диагностическое: изучение информационных потребностей педагогов, обеспечение информацией о работе органов управления образования, создание банка ППО;
- организационно – методическое: научно – методическое обеспечение аттестации педкадров и учреждения, методическое обеспечение УВП, организация курсовой подготовки, подготовка методических материалов из опыта работы;
- консультативно – методическое: разработка и накопление методических рекомендаций для разных категорий педработников, оформление оперативно-методической информации на стендах.
Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи педагогам, повышением их квалификации и общего образовательного уровня подбирается для кабинета материал, соответствующий современным методическим требованиям и тщательно продумывается его систематизация.
Материал методического кабинета рассортирован на несколько разделов:
- Самообразование;
- Информационное бюро;
- Учитель года;
- Анализ урока;
- Обобщение опыта;
- Конкурсы;
- Психологический всеобуч;
- Для классных руководителей;
- Нормативно – правовая база;
- Педагогический словарь;
- Аттестация;
- Модернизация;
- Портфель руководителя;
- Методическая и справочная литература.
Методкабинет нашей школы тесно сотрудничает со школьной библиотекой. В школьной библиотеке функционирует информационная комната педагога. Библиотекарь оказывает помощь в подборке материала к педсоветам, метдсовещаниям, организует выставки методической литературы, проводит обзоры.
В методическом кабинете значительное место отводится периодическим изданиям профессиональной направленности, таким как «Завуч», «Практика административной работы», «Классный руководитель».Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы.
Ведется систематический каталог журнальных и газетных статей, в которых освещаются актуальные вопросы образования. Работа завуча и школьной библиотеки заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.
Привлекаются к этой работе и педагоги, они помогают обрабатывать имеющийся материал, разобраться в журналах и книгах, выбрать то, что нужно для работы. Работа в методкабинете помогает им в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в методических материалах.
Надо так организовать работу в кабинете, чтобы педагоги могли поработать с материалами, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил новые знания, новые мысли, обогащая опыт. Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда педагогов, дружеского обмена мнениями и опытом. Для этого помещения должно быть соответствующим образом подготовлено.
Документы и методические материалы.
В методическом кабинете собираются нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Есть документы, определяющие характер деятельности педагогов: «Конвенция о правах ребенка», «Закон РФ об образовании» и т.д. Отдельно представлены методические материалы.
Рекомендация является одним из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания. Завуч изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, а также исходя из анализа работы коллектива разрабатывает памятки, советы, рекомендации для педагогов школы.
Материал, предоставляющий опыт работы педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен.
В кабинете собран справочный материал, где представлены:
1. уровень педагогического опыта;
3. классификация ППО;
4. основные этапы работы по изучению и обобщению ППО;
5. формы описания ПО.
Опыт отдельных педагогов представлен в следующем виде:
- папка «Из опыта работы»;
- обобщение работы по методической теме;
- карточка ПО.
Наглядный материал и выставки.
В методическом кабинете школы есть постояннодействующие стенды:
- Методический уголок (тема района, цели, задачи, тема школы, цели, задачи, др. информация);
- Открытый урок ( материалы для подготовки занятий);
- Зеркало ( об имидже педагога );
- Открытый диалог ( обсуждение актуальных вопросов);
- Как стать успешным ( советы, рекомендации, памятки);
- Экспериментальная деятельность ( работа по формированию и развитию ОУУН ).
Выставки, организуемые в кабинете, могут быть постояннодействующими и эпизодическими.
Тематика выставок самая разнообразная, но пи их оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:
1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ, то должен быть предоставлен план его изречения, рекомендации педагогам по работе с ним;
2. Методические рекомендации по данной теме;
3. Опыт работы, связанный с этой темой;
4. Литература по данной теме;
5. Наглядный материал.
Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками должно быть красочно, методически грамотно оформлено. Это привлечет внимание педагога. Надо предусмотреть такую возможность, что педагог может взять этот материал для работы.
Возвращение материала – хороший повод для привлечения педагога к самоанализу своей деятельности. Завуч должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.
При организации материала методического кабинета важно прислушаться к мнению педагогов, для которых он создан. Полезно проанализировать характер педагогов по поводу тех или иных материалов. Провести такой анализ помогут собеседование или небольшая анкета, в которой могут быть, например, такие вопросы:
- как часто вы пользуетесь материалами методкабинета?
- удобно ли расположены материалы?
- по каким разделам вы пользуетесь материалом больше всего?
- по каким разделам требуется дополнительный материал?
Результаты и перспективы работы.
Все материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи педагогам, для повышения обобщения и распространения лучшего опыта работы. Конечным продуктом работы педагога будут знания умения, навыки, уровень воспитанности детей. Поэтому одной из главных задач завуча является умение направить внимание педагога на то, что поможет им в достижении этой цели. Необходимо. Чтобы все формы организации работы кабинета, методы и приемы формировали интерес к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы обеспечивая тем самым непрерывное образование педагогов, их творческий рост. Не менее важной задачей завуча считается формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями.
Результатами работы методического кабинета можно считать следующее:
Уровень образования педагогов
Высшее образование: с 50 % до 60 %.
Педагоги учатся заочно, получают второе высшее образование.
Высшая категория — 6 %
Первая категория — с 25 % до 60 %
Вторая категория — 34 %
Участие в районных конкурсах:
Конкурс библиотекарей (II место, III место)
Конкурс методических кабинетов ( I место)
«Учитель года» ( III место).
Педагоги активно занимаются повышение квалификации на областных семинарах, конференциях.
Своевременно все педагоги проходят курсовую подготовку.
Педагоги осознают, что необходимо перестраиваться.
С 2004 года школа работает в режиме развития . Идет подготовка к открытию экспериментальной площадки по теме «Формирование социальной успешности школьника через развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности.
Педагогами подготовлены методические материалы по ОУУН, разработана «Программа общеучебных умений и навыков», проведены открытые уроки для директоров школ района и глав поселений.
Методический кабинет активно занимается повышением информационной культуры педагогов. Способность человека управлять любыми процессами сегодня зависит от его информированности, т.е. способности воспринять новые информационные технологии и в соответствии с ними перестроить свой подход к преподаванию предмета. Без оперативной информации невозможно организовать учебный процесс того уровня и качества, которого требует современная цивилизация.
В своем расположении методкабинет имеет компьютер, принтер, ксерокс. В школьной библиотеке имеется доступ к сети «Интернет». 73 % учителей прошли курсы по ИКТ. Это направление деятельности методкабинета является перспективным.
Существует пока проблема недостаточности материально – технической базы (нет сканера, проектора).
В будущем планируется вести деятельность методического кабинета по внедрению информационных технологий по следующим направлениям:
- Внедрение информационных технологий в управление образовательным процессом;
- внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
- внедрение информационных технологий в воспитательный процесс.
Использовать ИКТ по нескольким направлениям:
- поиск материалов для поведения занятий;
- использование дисков с программным обеспечением по различным предметам;
- создание компьютерных презентаций.
Это позволит обогатить и разнообразить учебный процесс эффективными формами работы, повысить качественный уровень всех этапов урока, форм организации деятельности учащихся, развить интерес к изучению различных предметов.
Перспективная задача – создание собственных информационно – образовательных ресурсов.
Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций школы», центром сбора педагогической информации, «Мозгом образовательного учреждения», лабораторией творческого труда педагогов. Если все эти условия будут выполняться то методический кабинет в образовательном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации педагогов, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане школы.
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 276 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник