Современное оснащение кабинетов технического обучения

Элементы учебно-материальной базы

Технические средства обучения

Использование ТСО в современной школе

Введение

Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.

Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы.

Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы. Способствуют повышению методического мастерства учителей-предметников; появлению нового электронного педагогического инструментария; использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений. Каждая школа желает, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения.

Широкое применение ТСО в процессе обучения обусловлено, во-первых, исключительно сильным эмоциональным воздействием на учащихся; во-вторых, необходимостью повышения производительности труда преподавателей (мастеров) и учащихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить при стабильных сроках обучения; в-третьих — широким применением новых педагогических технологий, осуществление которых невозможно без соответствующих технических средств обучения.

Понятие ТСО, предъявляемые к ним требования, возможности и функциональные особенности

Понятие ТСО

Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные.

Кроме компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на практике реализовать знания учащихся, это:

  • цифровые проекторы — для отображения компьютерной информации и видео;
  • проекционные экраны — разнообразных моделей;
  • оверхед-проекторы (оптическое устройство, позволяющее проецировать на большой экран изображение с прозрачной пленки);
  • слайд-проекторы;
  • копи-доски — для тиражирования записанного на доске; интерактивные доски — возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы; документ-камеры — настольные видеокамеры для демонстрации объектов и слайдов с помощью цифрового проектора; видеоконференционные системы — для эффективного общения на расстоянии; маркерные и текстильные доски; проекционные столики и т.д.
Читайте также:  Каталог салона стильные кухни

Технические средства обучения постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов. Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования.Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалам между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия. Эффективность ТСО в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном процессе. Учитель в учебно-воспитательном процессе применяет ТСО и аудиовизуальные средства обучения на трёх уровнях:

Основные требования к ТСО

Основные требования к ТСО можно разделить на пять групп:

I. Функциональные. Способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.

II. Педагогические. Соответствие возможностей технических средств тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями к обучению и воспитанию учащихся.

III. Эргономические. Удобства и безопасность эксплуатации ТСО, уровень шума, удобства транспортировки, ремонта, минимальное количество операций при подготовке их к работе.

IV. Эстетические. Товарный вид, гармония формы, масштаб, соразмерность, целостность композиции.

V. Экономические. Относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.

Функции ТСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре:

а). Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.

б). Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.

в). Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

г). Кумулятивная — функция объединения, систематизации, хранения документализированной учебной и учебно-методической информации в технических комплексах и устройствах. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, через накопление, сохранение им передачу информации с помощью современных информационных технологий.

Дидактические возможности ТСО

Дидактические возможности ТСО, улучшающие учебно-воспитательный процесс, а именно:

I. ТСО являются источником информации;

II. ТСО рационализируют формы преподнесения учебного материла;

III. ТСО повышают степень наглядности;

IV. ТСО конкретизируют понятия, явления и события;

V. ТСО организуют и направляют восприятие;

VI. ТСО удовлетворяют запросы учащихся по различным направлениям и интересам;

VII. ТСО делают доступным для учащихся тот материал, который без них не доступен;

VIII. ТСО усиливают интерес учащихся к учёбе;

IX. ТСО являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

X. ТСО активизируют познавательную деятельность учащихся;

XI. ТСО способствуют сознательному усвоению учебного материала, развитию мышления, воображения, наблюдательности.

Самое главное, ТСО экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счёт уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Все выше перечисленные возможности исходят из дидактических особенностей ТСО, к которым относятся:

1) Информационная насыщенность;

2) Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

3) Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

4) Показ изучаемых явлений в развитии и динамике;

5) Реальность отображения действительности;

Выразительность, богатство изобразительных приёмов, эмоциональная насыщенность.

Понятие интерактивной доски и её возможности

Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

• соответствующее программное обеспечение

• и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером

Изображение с монитора компьютера передается через проектор на интерактивную доску, а прикосновения к ее поверхности поступают обратно на компьютер с помощью кабеля или через беспроводные интерфейсы связи и обрабатываются специальным программным обеспечением.

Типы интерактивных досок

По основным характеристикам различают интерактивные доски прямого или обратного проецирования.

При прямом проектировании проектор находится прямо перед поверхностью интерактивной доски, при обратном — сзади неё. Отдельные модели интерактивных досок могут быть оснащены специальными карманными персональными компьютерами для обмена данными. Есть и дорогие модели интерактивных досок, которые не используют проектор, а представляют собой большую сенсорную плазменную панель.

Интерактивные доски бывают трех типов:

• Доски, фиксирующие сопротивление поверхности при прикосновении.Такие доски имеют мягкую и гибкую поверхность, состоящую из двух частей. Материал, фиксирующий сопротивление, отделяется небольшим промежутком от остальной поверхности доски и передает сигналы на компьютер при срабатывании специальной мембраны. Такие доски могут управляться не только специальными маркерами, но и обычным прикосновением к доске руки или указки. Специальные маркеры также могут быть настроены (с использованием прилагающегося программного обеспечения (ПО)) на отображение различных цветов. Такие доски очень подходят для школ, так как надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться.

• Доски, фиксирующие электромагнитные импульсыЭти доски подобны традиционным и имеют твердую поверхность. Управление осуществляется посредством специальных электромагнитных маркеров, работающих на батареях. Поверхность доски покрыта сеткой тонких проводов, фиксирующих небольшое магнитное поле, излучаемое маркером.

• Лазерные доски имеют твердую рабочую поверхность с инфракрасными лазерными сканерами, установленными на поверхности Эти сканеры обнаруживают движение специальной ручки, закодированный цвет и передают их на компьютер. Близки к этой технологии и доски DViT (Digital Vision Touch), в которых используются маленькие цифровые видеокамеры, располагающиеся по углам экрана и фиксирующие каждое прикосновение к нему. К компьютеру и к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных онлайн библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.

Теперь преподавателям просто нет необходимости беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и учебных пособий. В них просто отпадет необходимость. Всю проведенную в ходе лекции работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.

Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, доступном всем учащимся. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы.

Наибольший эффект может получить преподаватель, использующий все возможности доски. Интерактивная доска с помощью специального маркера позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии и тексты, копировать их, вращать, изменять размер и форму. С помощью такого маркера можно не только рисовать на поверхности доски, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.

Дистанционно же, управляя презентацией, преподаватель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, схемы, которые он должен был выполнить на доске во время лекции, уже есть на слайдах презентации.

Преподаватель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации — визуальной, звуковой и тактильной. В ходе лекции он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия преподавателя или студента. При необходимости можно одним движением руки просто увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски. Грамотная работа с интерактивной доской позволяет также добиться оптимизации учебного процесса.

Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя учащимся преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на уроках современные технологии.

Интерактивные инструменты

Интерактивная доска, в зависимости от фирмы производителя, может быть укомплектована специальными интерактивными инструментами:

ACTIVpen — устройство, заменяющее при работе с интерактивной доской компьютерную мышь. Электронный карандаш ACTIVpen напоминает обычную шариковую ручку. Его отличают удобная форма и красивый дизайн. Он практически ничего не весит, не имеет кабелей и батареек. С помощью электронного карандаша ACTIVpen происходит полноценное управление компьютером. При касании кончика карандаша поверхности доски, делая пометки или запуская приложения, идёт работа, аналогичная той, которая проделывается при работе с мышью и нажимании левой кнопки мыши. На ребре электронного карандаша ACTIVpen расположена дополнительная кнопка, соответствующая правой кнопке компьютерной мыши, с помощью нее можно легко вызывать дополнительные опции. ACTIVpen обеспечивает высокую точность при работе с интерактивной доской.

ACTIVboard, тень от карандаша минимальна, можно делать точные графические построения и пр.

ACTIVwand — электронная указка длиной 54 см, которая позволяет позволяет легко достать до верхней части доски даже самым маленьким. На ребре указки расположена кнопка, аналогичная левой кнопки мыши. При работе указкой ACTIVwand доступны уникальные функции “rollover” и “hover”, что позволяет максимально легко управлять программным обеспечением и работать с web-страницами. «Правше» также как «левше» удобно работать, стоя как с левой, так и с правой стороны доски.

ACTIVremote — беспроводное устройство, способное управлять приложениями, запущенными на компьютере, показом слайдов. С помощью этого устройства можно открывать сетевые ресурсы, используя интернет — обозреватели. Все команды можно запрограммировать «под себя» и облегчить себе деятельность при работе с доской. ACTIVarena — набор ручек, аналогичный ACTIVpen, но дающий возможность обеспечить одновременную работу двух пользователей на интерактивной доске. Ручки различаются по цвету: она для преподавателя, она обладает высшим уровнем привилегии, вторая для студента.

ACTIVvote — устройство для интерактивной системы голосования — преподаватель задает вопрос, учащиеся выбирают свои варианты ответа с помощью этого устройства. Ответы немедленно анализируются и могут быть показаны на интерактивной доске в таблицах и диаграммах. Таким образом, преподаватель получает мгновенное представление о подготовке каждого учащегося. Максимальное число вариантов ответов — 6.

ACTIVexpression — устройство, аналогичное ACTIVvote, но позволяющее ответить на вопросы с помощью текстовых и цифровых сообщений, символов, шкалы Лайкерта и других способов. Возможности обучения в индивидуальном темпе позволяют учащимся работать в соответствии с их уровнем знаний и в удобном им темпе.

Для досок Smart Board аналогом ACTIVvote является Smart Response PE.

Эти дополнения к интерактивной доске помогут преподавателю сделать занятие более продуктивным, отпадёт необходимость в письменных тестированиях, которые являются психологическим стрессом, а учащиеся с большим вниманием будут относиться к лекциям с применением интерактивных аксессуаров.

По функциональному назначению технические средства обучения обычно делят на три основных класса:

Контролирующие учебный процесс: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.

Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);

Обучающие: практическое выполнение учебных заданий; Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и с применением каких технических средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:

Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.

Оптимальная методика проведения занятий.

Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ) в том числе и технические средства обучения.

Можно выделить следующие способы применения технических средств:

В настоящее время идет обеспечение всех российских школ доступом к сети интернет и оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Тем самым реализуется установка обеспечения современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности Внедрение и использование современной техники и источников информации в образовательную среду – это осознанная необходимость, а так же закономерный этап развития образования.

Всем известно, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость применения технических средств обучения, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Необходимость технических средств обучения обусловлена и значительным усложнением преподаваемого материала: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. технические средства обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.

Основные элементы учебно-материальной базы кабинета ОБЖ

В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий по ОБЖ, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строиться также самостоятельная работа обучающиеся и их внеклассная работа. В кабинете ОБЖ могут проводиться встречи с интересными людьми, тематические вечера и лектории.

Можно предложить оптимальный вариант оснащения кабинета ОБЖ: это класс укомплектованный мебелью и оборудованный стендами с экспозициями по разделам предмета ОБЖ , технические средства обучения, набор натуральных и печатных пособий.

Примерный набор технических средств обучения может быть следующий:

универсальный мультимедиапроектор с экраном;

DVD плеер и телевизор;

музыкальный центр с микрофоном;

набор видеофильмов на CD по тематике ОБЖ.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование технических средств обучения на уроках ОБЖ – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока.

Материал частично взят у Пушкарь Сергея Михайловича, преподавателя — организатора ОБЖ ГБС(К)ОУ № 502

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями