Современное оснащение логопедического кабинета

Требования к логопедическому кабинету и оснащение

I. Оснащение кабинета:

  1. Настенное зеркало (не менее 1,5 — 0,5 м).
  2. Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей.
  3. Детские столы и стулья для занятий.
  4. Стол для логопеда.
  5. Два стула для взрослых.
  6. Дополнительное освещение у зеркала (настольная лампа).
  7. Настольные часы.
  8. Шкафы и полки для методической литературы.
  9. Навесная школьная доска.
  10. Наборное полотно.
  11. Фланелеграф.
  12. Чистое полотенце.
  13. Картотека на имеющиеся пособия.
  14. Коробки или папки одинакового размера и цвета для хранения пособий.

II. Оснащение зоны индивидуальной работы с ребёнком:

  1. Набор логопедических зондов (содержащихся в чистом стеклянном или специальном медицинском стакане). Возможно вы найдете необходимое оборудование на сайте fortis-med.ru.
  2. Лоточек.
  3. Спирт медицинский.
  4. Шпатели металлические.
  5. Вата стерильная.

III. Документация:

  1. Перспективный план работы с детьми на год.
  2. Календарный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребёнка с необходимой документацией:
    а) направление от логопеда детской поликлиники на медико-педагогическую комиссию;
    б) выписка из истории болезни, выданная педиатром поликлиники;
    в) справки от лора, окулиста, невропатолога, врача-психиатра;
    г) характеристика на ребёнка, составленная воспитателем я/с, из которого поступает ребёнок.
    Запись в речевой карте о продвижении ребёнка производить не реже 1раза в 3 месяца.
  4. Тетради для индивидуальной работы с детьми.
  5. График логопедических занятий с детьми (хронометраж рабочего времени на все дни недели).
  6. Перспективный план по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию на текущий год.
Читайте также:  Шкаф распашной классический стиль

VI. Литература:

1. Картотека на имеющуюся методическую литературу.
2. Список рекомендованной литературы.

V. Пособия:

1. По обследованию речевого и общего развития детей.

а) материал на обследование интеллекта:

  • счетный материал;
  • разрезные картинки из 2-4-6 частей;
  • пирамидки разной степени сложности;
  • исключение 4-го лишнего предмета;
  • картинки и тексты со скрытым смыслом;
  • картинки-шутки (что нарисовано неправильно?);
  • предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп;
  • почтовый ящик с геометрическими фигурами;
  • мелкий строитель, мозаика;

б) материал на обследование всех компонентов речи:

  • фонетики (самодельные альбомы или предметные картинки на все звуковые фонемы);
  • лексики (по всем темам, см. «словарь»);
  • грамматики (сюжетные картинки’- на падежные и предложные конструкции и на связь слов в предложении или самодельные альбомы);
  • связной речи (2-3 простых текста для пересказа детьми, серии сюжетных картинок для определения логической последовательности и составление рассказа по ним).

2. Развитие общего внимания, памяти и логического мышления.

а) упражнения на классификацию предметов и их группировку по цвету, форме и т.д.
б) на развитие слухового внимания (например, «Что ты слышишь?», «Дождь или солнце» и ДР-)
в) на развитие зрительного внимания (например, «Найди пару», «Что спрятал Петрушка» и ДР-)
г) на развитие речевого внимания (например, «Повтори, не ошибись!», «Кто тебя позвал?» и др.)
д) на развитие логического мышления (например, «Возьми свой предмет», «Подбери картинку к слову» и др.)

3. Формирование звукопроизношения:

а) артикуляционные упражнения (карточки, ширма или стенд);
б) набор пособий для работы над речевым дыханием (летающие предметы, надувные игрушки и др.);
в) предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;
г) альбомы на автоматизацию поставленных звуков (по типу Соколенко и др.);
д) настольно-печатные игры на автоматизацию поставленных звуков;
е) пособия для формирования слоговой структуры слов;
ж) тексты на автоматизацию поставленных звуков.

4. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:

  • символы звуков (по желанию);
  • сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
  • схемы на звуко-слоговой анализ слов;
  • предметные картинки на дифференциацию звуков;
  • пособия для определения позиции звука в слове (карточка с тремя окошками и фишки на каждого ребёнка;
  • тексты на дифференциацию звуков.

5. Грамота:

  • подвижная азбука;
  • азбука в картинках;
  • кассы букв или магнитные азбуки на каждого ребёнка;
  • схемы для анализа предложений;
  • наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

6. Работа над словарём:

а) предметные картинки по темам:

«Овощи» «Грибы» «Фрукты»
«Ягоды» «Одежда» «Обувь»
«Головные уборы» «Дом и его части» «Квартира и ее части»
«Мебель» «Посуда» «Продукты питания»
«Рыбы» «Игрушки» «Животные и их детеныши»
«Птицы» «Насекомые» «Транспорт»
«Семья» «Профессии» «Инструменты»
«Предметы туалета» «Предметы быта» «Времена года»
«Растения» «Деревья» «Школьно-письменные принадлежности»
Методические рекомендации ко всем темам (в группах с ФФН эти темы используются на
обобщение предметов).

б) пособия на словообразование:

  • суффиксальное (существительное и прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
  • префиксальное (приставочные глаголы);
  • относительных (деревянный стол) и притяжательных (лисий хвост) прилагательных от существительных;
  • однокоренных слов типа: кот — котик — котенька — котище.

в) предметные картинки на подбор антонимов (большой — маленький).
г) предметные и сюжетные картинки на подбор синонимов (маленький — небольшой).

7. Формирование грамматического строя речи.

Для групп с ОНР:
а) пособия на все падежные формы существительного единственного и множественного числа (в том числе несклоняемых существительных);

б) пособия на все предложные конструкции (составление предложений с простыми и сложными предлогами: на, з. у, из, за, над, под, от, с /со/, к, по, без, через, около, из-за, из-под);

в) пособия на все согласования (прилагательных, глаголов, числительных и местоимений с существительными);

г) пособия для формирования фразы (работа над структурой предложения).

Для групп с ФФН: а) пособия на форму существительного единственного и множественного числа; б)пособия на форму существительного единственного и множественного числа родительного падежа;

в) пособия на предложные конструкции (со сложными предлогами);

г) пособия на все согласования (см. выше).

8. Развитие связной речи.

Для группы с ОНР и логоневрозом:

серия сюжетных картинок;

наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;

наборы текстов для пересказывания и пособия облегчающие этот процесс (например, опорные картинки для восстановления текстов, продуманные планы и др.)

9. Настольно-печатные игры:

(с уточнением программных задач на коррекционную работу с детьми).

10. Методический материал:

Источник

Оборудование и оформление кабинета логопеда

Речевое развитие — одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.

Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.

Предназначение занятий в логопедическом кабинете

  • Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица;
  • Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации;
  • Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.

В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.

Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ

  • Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении;
  • Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения;
  • Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.

Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача — помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.

Важные требования к кабинету логопеда

  • Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени;
  • Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение;
  • Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.

Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС

  • Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков;
  • Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты;
  • Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA;
  • Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства;
  • Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.

Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.

Правильно оборудованный кабинет специалиста — это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.



Предметы для развития детей

  • Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков;
  • Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения;
  • Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания;
  • Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.

Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.

Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями