- Современное состояние дизайна в мире, глобализация дизайн-образования и пути его развития (статья)
- Новые дисциплины: современные тенденции дизайн-образования
- Анастасия Туганова преподаватель по проекту на кафедре «Дизайн мебели» в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова
- Надежда Лазарева президент Международной Школы Дизайна (IDS)
- Дмитрий Карпов один из первых преподавателей Британской высшей школы дизайна, руководитель Экспертного центра креативной педагогики Консорциума (Британская высшая школа дизайна, Scream School, Московская Школа Кино, Московская Архитектурная Школа МАРШ)
- Ольга Цейтлина директор Современной школы дизайна
Современное состояние дизайна в мире, глобализация дизайн-образования и пути его развития (статья)
Сравнивая между собой Баухауз, Ульм и ВХУТЕМАС можно увидеть, что определенные профессии, которые традиционно подготавливались и функционировали в отрыве друг от друга, имеют, в сущности, общую задачу: формообразование и организацию предметно-пространственной и всей материальной среды жизни человека. Эти задачи могут быть осуществлены только общими усилиями представителей определенных профессий, которые требуют подготовки на основе целостного знания и коллективных форм деятельности. Соответствующим образом должны создаваться и учебные заведения для их подготовки, в которых они должны обучаться в тесном контакте между собой, в учебном заведении нового формата — академии дизайна. Это диктовалось и тем, что, как показал опыт, экспериментирование с новыми идеями в рамках традиционных учебных структур было невозможно. Осуществлять подобную новаторскую деятельность школа могла лишь в условиях автономного существования, административной независимости, гибкости и педагогической самостоятельности. Обучение должно быть интегративно встроено в практическое сотрудничество вокруг разработки дизайнерских проблем в рамках коллектива, требующее органического соединения усилий всех участников, специалистов, ученых и производственников. Требовалась органическая связь между наукой и практикой, технической и гуманитарной сферами для объединения в целостные с позиций потребностей дизайна циклы. Подобная реализация нашла свое отражение в модульных учебных программах, а структура была реализована в учебных заведениях: Университет дизайна (Финляндия) и CUMULUS (Евросоюз).
Таким образом, к середине XX века сформировалось несколько школ, имеющих как общие базисные корни:
– формообразование и организацию предметно-пространственной и всей материальной среды жизни человека;
– социальные, экономические и творческие реализации в дизайне,
– так и отличия в их реализации:
– различное воплощение дизайна в каждой стране, обусловленное тем, что основой, корнями любого дизайна является самобытность народа, носителем культуры которого являются как сами создатели объекта дизайна, так и созданный ими объект или процесс дизайна.
Последнее стоит особо подчеркнуть в период всеобщей глобализации — угроза потери самовыражения народа в предметах быта является угрозой национальной безопасности.
Общность подходов к дизайну, подтвержденная их экономической эффективностью, сформировала общие черты в формировании дизайнерских структур в различных странах:
1. Государственная поддержка: либо на федеральном, либо муниципальном уровнях (реже комплексная, наподобие вертикали дизайна в Финляндии).
2. Центральная или центральные организации, включающие в себя лабораторию, архив, администрацию, научно-исследовательский институт (или институты), учебные центры. В основные функции административного аппарата входит общее управление дизайнерскими структурами в стране, организация выставок, взаимодействие с другими органами власти в стране, обеспечение бесперебойного доступа дизайнеров к архивом и обмену информации, проведение тестов объектов дизайна в лабораториях.
3. Форумы дизайнеров (на региональном и/или общегосударственном уровне).
4. Региональные дизайн-бюро. В их функции входит на местном уровне обеспечивает разработку объектов дизайна, обеспечивать доступ населения и организаций к дизайн-ресурсам.
Такая система организаций принята в Англии, Франции, Бразилии, Канаде, почти во всех скандинавских странах. Она же была принята к внедрению и в СССР соответствующими постановлениями ЦК КПСС в 1983 и 1987 годах на период с 1988 по 2000г.
В ряде стран существуют национальные особенности. Так в Германии центральными структурами являются земельные комитеты. В Финляндии создана вертикаль дизайна с Министерством дизайна во главе. В Японии существует сертификационный комитет объектов дизайна, причем не прошедшие его разработки не допускаются к экспорту. В США структуры дизайна сосредоточены в различных национальных проектах.
Различия в реализации потенциала дизайна, обусловленные разными культурными традициями, а также различные педагогические системы создали различные подходы к организации дизайн-образования. Например, в Англии принята единая концепция дизайн-образования начиная с 5-летнего возраста. В СССР в рамках вышеуказанной программы элементы дизайна предполагалось внедрять на всех стадиях человеческой жизни. А само образование начиналось с трехлетнего возраста.
Сравнительно недавно были намечены пути глобализации дизайна и дизайн-образования — на XXI Генеральной Ассамблеей ИКСИД (Сидней, 1996г.) был представлен на утверждение «Стратегический план развития дизайнерского образования на 1997-2001гг.». Позиции плана следующие: определить новые направления развития дизайна; установить достаточный уровень стандартов для подготовки дипломированных дизайнеров; ускорить развитие дизайнерского образования в развивающихся странах; усилить работу по информированию и пропаганде роли дизайна среди бизнесменов, промышленников, широкой публики и учащихся средних школ. Главная задача этого плана — признание необходимости изменений в дизайнерском образовании, что позволит определить комплекс знаний, необходимых дизайнерам в будущем.
С этим планом связан научно-исследовательский проект, разработанный Организационным комитетом Второй конференции ИКСИД по вопросам образования (Ганновер, 2003г.) «База знаний о дизайне промышленных изделий и профессиональный облик дизайнера, получившего специальное дизайнерское образование». Задачи проекта таковы: определить сегодняшнюю базу знаний о дизайне и специфические знания в той или иной конкретной области дизайна; выявить, какие изменения затрагивают дизайнерскую профессию; определить, какие потребности в новых знаниях появятся в дизайне будущего; выяснить, чем различаются существующие модели дизайнерского образования.
В целом Вторая конференция ИКСИД по вопросам образования «Критические мотивации и новые аспекты» стала международной трибуной для обсуждения вопросов дизайнерского образования. Доклады и дискуссии открыли широкие возможности для изучения образовательных, философских, исследовательских и практических вопросов. Тематика докладов конференции была следующая: образовательные задачи (подготовка или обучение, база знаний, надежность в области дизайна); образовательный уровень (учеба на последнем курсе, получение диплома, учеба в аспирантуре; начальное, среднее и дальнейшее дизайнерское образование); образовательные методы (обучающие, рабочие, исследовательские, моделирующие, вспомогательные приспособления и учебные пособия, обучение на расстоянии, обучение за счет благотворительности и за свой собственный счет, обучение в индивидуальных группах и массовое); образовательное содержание (передовые технологии, традиционные профессии (необходимые и желательные), социальные, административные профессии, связанные со средствами коммуникаций); применение образования для профессиональной практики (образовательная, исследовательская, социальная, культурная, экологическая и административная деятельность); интернациональность (локализация — глобализация, обмен эквивалентными программами). Рассматривались также вопросы общественного и частного образования, финансирования, исследовательского менеджмента, штатного состава служащих, квалификации педагога, сотрудничества с миром бизнеса. Существующие сегодня тенденции образования свидетельствуют о различиях в практике дизайна и о том, что будущие потребности определяются изменениями, происходящими в бизнесе. Преобразование фирм, производящих изделия и услуги, в фирмы, базирующиеся на знаниях, указывает на то, что в учебные программы должен быть включен новый комплекс знаний. Разработанные установки утверждают: будущие дизайнеры должны обладать общими знаниями и умениями, которые дали бы им возможность развиваться в профессиональном и личном плане. Главная цель заключается в том, чтобы обеспечить дипломированному дизайнеру право на получение знаний, достижение профессиональной компетентности, воспитать в нем чувство ответственности перед обществом, а также дать ему возможность продолжить свое профессиональное развитие на всем протяжении деятельности.
В связи с этим, принятые той же «Второй конференцией ИКСИД по вопросам образования» «Проект базы знаний о дизайне» и «Справочник дизайнерских учебных заведений» большое внимание уделяют учебным программам дизайнерских образовательных учреждений и в целом дополняют друг друга. Курсы дизайна ведутся в университетах, художественных колледжах, политехнических и специальных учебных заведениях — как государственных, так и частных. Учебные программы по дизайну рассчитаны на обучение в пределах от 2-х до 6-ти лет (в зависимости от учебного заведения и получаемой квалификации). Степень бакалавра присваивается после 4 лет обучения. Получение дипломов о среднем дизайнерском образовании возможно после усвоения двухгодичной программы, а свидетельств (аттестатов) — одногодичной. Наиболее распространенной является программа, рассчитанная на 4 года, после чего присваивается степень бакалавра в области дизайна. Названия степеней определяются во многих случаях традициями в области связей дизайна с изобразительным искусством и наукой. На сегодняшний день существуют: степень бакалавра в области промышленного дизайна; диплом инженера, получившего дизайнерское образование; степень бакалавра в области искусств и ремесел (дизайна); диплом о получении дизайнерского образования; степень бакалавра в области дизайна и степень бакалавра в области науки о дизайне (промышленный дизайн). Принятие учебных программ зависит, прежде всего, от особенностей страны и ее потребностей. В некоторых странах они утверждаются совместно университетами и профессиональными организациями, в других — правительственными организациями, в которые входят представители правительства и дизайнерской профессии. Специальные учебные программы по дизайну и курсы, окончание которых не дает права на присуждение степени, утверждаются соответствующим правительственным органом. Группы специалистов, утверждающих программы, состоят из представителей правительства, учебных заведений и приглашенных членов — научных специалистов в области дизайна и представителей промышленности дизайнерской профессии. Период действия утвержденных программ — от 3 до 5 лет.
Повышение статуса дизайнерских учебных заведений стран-членов ИКСИД связывался с целым рядом планируемых действий в дизайнерском образовании. К числу таких действий были отнесены: разработка долгосрочных и краткосрочных программ развития дизайн-образования; распространение информации по данной проблеме с одновременным переводом ее в компьютерные базы данных; введение проблематики дизайн-образования в работу будущих конгрессов ИКСИД; разработка концепции дизайнерских конкурсов для студентов, в которых сформулированы категории культурных различий, благодаря чему участники конкурсов смогут продемонстрировать многообразие подходов к решению одних и тех же проблем в масштабах всего мира; учреждение премии ИКСИД преподавателям дизайнерских учебных заведений; содействие развитию научно-исследовательской деятельности при разработке программ обучения дипломированных специалистов.
Было также принято решение об учреждении в ИКСИД специального Фонда для повышения квалификации дипломированных дизайнеров. Цель Фонда — поднять престиж дизайнерской профессии в глазах подрастающего поколения, создать условия для подготовки дизайнера, соответствующие новым требованиям динамично развивающейся профессии дизайнера. Осуществление проекта началось с создания консорциума, в который вошли от 5 до 10 дизайнерских школ из разных стран. Консорциум взял на себя обязательства по созданию необходимых благоприятных условий для запуска экспериментального проекта. Разработка международной сети знаний в Интернете является одной приоритетных задач. Сеть знаний предполагает охватить различные ресурсы Интернета, будет приниматься только дизайнерскими школами, а затем формироваться в большой, всеобъемлющий и очень полезный банк данных для студентов-дизайнеров. Каждый web-сайт включает базу данных, архивы и связующие звенья по специфическим темам, заслуживающим особого интереса студентов-дизайнеров и преподавателей. Обеспечивается доступ к линиям сети студенческих дизайнерских конкурсов, (при поддержке ИКСИД). В дополнение к этим услугам сеть знаний содержит глобальный источник информации. Наиболее важной его функцией является линия связи по вопросам занятости. Студенты найдут работу, а выпускники высших учебных заведений смогут повысить свою последипломную специализацию. В справочник учебных заведений включаются все организации-члены ИКСИД категории «образовательные» и, таким образом, обеспечивается оперативная связь с ними в Интернете. Учебным заведениям предоставляется возможность пропагандировать свои программы. Дополнительно web-сайт будет публиковать календарь мероприятий, осуществляемых при поддержке ИКСИД: конференций, конкурсов, при проведении которых в роли принимающей стороны выступает одно из учебных заведений. Другое ключевое направление сайта — библиотека, работающая в оперативном режиме и включающая статьи, обзоры о дизайне.
Таково современное состояние дизайн-образования в мире и пути его развития в целом.
Источник
Новые дисциплины: современные тенденции дизайн-образования
Перемены в области дизайн-образования это всегда отражение изменений в индустриальной среде. Изучение технологий — сегодня одно из обязательных направлений развития, digital-среда благоволит совместной работе специалистов из разных областей дизайна и воспитывает гибкость ума, а развитие эмоционального интеллекта способствует пониманию ценностей заказчика. У представителей ведущих дизайн-ВУЗов мы узнали, как меняется подход к обучению, какие дисциплины пришли на смену устаревшим и в чем нынешним студентам повезло больше, чем их предшественникам.
Анастасия Туганова преподаватель по проекту на кафедре «Дизайн мебели» в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова
Я стала выпускницей кафедры «Дизайн мебели» десять лет назад, а шесть лет спустя сама начала преподавать здесь, так что мне есть с чем сравнивать. На кафедре произошло много изменений — благодаря Кириллу Чебурашкину, зав. кафедрой дизайна мебели в Строгановке, и его супруге, доценту и преподавателю Елене Чебурашкиной. Они всегда в курсе того, что происходит, часто посещают художественные ВУЗы на Западе и держат в тонусе весь преподавательский состав.
В годы моего обучения большая часть идей оставалась на бумаге, а если мне и удавалось изготовить прототип, то этот путь был скорее похож на марафон с препятствиями.
Каждая деталь, каждый отдельный материал изготавливались в маленьких «кулибинских» мастерских, и мне никогда не удавалось наблюдать за производством собственного предмета. На кафедре мастерские были всегда, но только раньше они не были оборудованы. Стамески и рубанок – вот весь арсенал. Сегодня на кафедре запущен центр прототипирования, где студент может изготовить прототип своего предмета. Теперь в их распоряжении современные станки с ЧПУ, лазерные станки и 3D-принтеры.
Комод для аудио-техники Muztangроект выпускницы Строгановки Екатерины Путиловой
Появились новые учебные дисциплины. Например, специальный рисунок, скетчинг, который помогает отразить главную идею, задумку дизайнера. Студентов учат делать профессиональные эскизы, учат подавать свои мысли в красивой форме. Вы спросите, насколько это важно для современного студента. Очень важно! В Строгановке сильная школа академического рисунка, но этого недостаточно: нужно учить студентов рисовать непосредственно мебель. На первом курсе ребята учатся рисовать текстуры, учатся передать фактуру, цвет. На втором курсе они уже рисуют предметы мебели. Во-вторых, компьютерная графика. Сегодня студентов обучают фотошопу, автокаду, 3D-max и специальной конструкторской программе SolidWorks. Все эти программы необходимы современному дизайнеру. Когда мы учились, в учебной программе этого не было, и часть программ приходилось осваивать самостоятельно, а половину работы делать вручную.
Сегодня большую часть работ студенты делают в рамках конкурсов.
Если мы видим интересные конкурсы, мы подстраиваем программу так, чтобы ребята делали изделия конкретно под конкурс. это не только возможность победы, но и шанс получить независимую оценку вне ВУЗа. Кроме того, бывают денежные призы, бывают экскурсии на производство — перед студентом открывается множество возможностей.
Надежда Лазарева президент Международной Школы Дизайна (IDS)
Интересные вести пришли к нам в Школу из Америки, из IIDA (наша IDS – член Ассоциации с 2000 года). Сейчас во главу угла все ставят, на первый взгляд, простые вещи: понимание ценностей заказчика, его стиля жизни, умение создать для него максимально комфортную среду («вэлнесс»), «где будет хорошо изо дня в день». Или, например, важность такого фактора, как EQ (эмоциональный интеллект) и эмпатия. При этом подчеркивается, что это необходимо сделать образовательной технологией. Именно этим мы и занимались в нашей Школе последние 5 лет – мы внедрили технологии составления брифа, концепт-борда и круговых диаграмм, которые базируются на изучении «человеческого фактора» и образа жизни клиента. Наш образовательный процесс базируется на международном профессиональном стандарте, но, несмотря на это, мы ежегодно пересматриваем учебные программы и дисциплины с целью оптимизации учебного процесса.
Мы собираемся сделать «революцию» в подходе к обучению: внедрить технологию блокчейн и предоставить каждому нашему студенту и выпускнику возможность пользоваться нашей оцифрованной библиотекой, получать онлайн-консультации от специалистов и решать быстро любые «рабочие вопросы». Но это в ближайшем будущем. А пока, у нас развиваются онлайн-курсы и вебинары, видеоуроки, уроки скетча и быстрой компьютерной визуализации. В этом году мы включим в учебные программы такую важную тему, как «Составление сценария презентации проекта».
Дмитрий Карпов один из первых преподавателей Британской высшей школы дизайна, руководитель Экспертного центра креативной педагогики Консорциума (Британская высшая школа дизайна, Scream School, Московская Школа Кино, Московская Архитектурная Школа МАРШ)
Перемены в области дизайн-образования всегда были отражением изменений в индустриальной среде. В 1960-х годах некоторые компании начали выкупать права на дизайн-проекты, созданные студентами в Ульмской школе и Bauhaus для их последующей реализации. Это показало, что и у студентов могут быть концепты, опережающие время и несколько инертное мышление дизайнеров в студиях.
Все 1970-е годы шли обсуждения влияния на образование традиционных художественных дисциплин и разницы в подготовке художников и дизайнеров. 1980-е годы — это споры о роли компьютеров в дизайне и размышления о том, что дизайн становится инструментом маркетинга — это расширяет дисциплины вузов теоретическими курсами по психологии потребления и основам маркетинга. 1990-е — это переплавка всего дизайна в чистый интерактивный опыт молодого веб-дизайна, интерес к интерфейсам и появление студентов, которые лучше знакомы с современным софтом для дизайна, чем их преподаватели. Дальше преподавание дизайна менялось в сторону проектной работы, в американских университетах внимание уделялось созданию конкурентоспособного портфолио, в немецких — процессу работы и знанию правил, в британских — навыкам экспериментирования, исследований и объяснения принятых решений. В каждой области изучение технологий стало обязательным, а digital-среда изменила все подходы к проектированию и приучила больше кооперироваться между собой разных специалистов дизайна.
Современность — это всеобщая попытка сократить дистанцию между ведущими студиями дизайна и учебными студиями.
При этом постепенно всем стало очевидно, что прививаемое дизайнерам мышление может быть крайне полезно в бизнесе и предпринимательстве, что расширило пространство изучения и аудиторию различных университетов.
Центр макетирования и прототипирования в БВШД
Главная перемена — уже недостаточно хорошо подготовить кадры для существующих студий, агентств, отделов дизайна. Многим интересно после завершения обучения начать собственное дело — стартап, студию, проект. Необходимо учиться предпринимательству, ответственности и свободе быть собой. Большинство студентов приходят учиться, уже будучи знакомыми с основами дизайна, инструментами — YouTube хорошо помогает подросткам сформировать начальный багаж знаний из лекций и уроков Photoshop. Мы (преподаватели Консорциума) стараемся меньше тратить время преподавателей и студентов на «знакомство с предметом», а сразу стараемся испытать себя, раскрыть способности, проявить активную позицию.
Усложнение процессов производства дизайна совпало с легкостью и простотой налаживания связей и коммуникаций.
Мы стараемся учить студентов быть гибкими и специально объединяем учебные программы так, чтобы каждый увидел для себя больше возможностей для реализации. На курсе графического дизайна, студента научат понимать принципы проектирования интерфейсов приложений и сайтов, или анимацию в ее основе, поскольку миграция профессионалов в разные среды дизайна сейчас повсеместна и естественна.
Важно воспитать гибкость ума. Выходят десятки новых инструментов и материалов и надо быть очень любознательным, чтобы доучиваться постоянно. Нет ничего зазорного, если студент покажет всему классу, что он нашел новый способ решать задачу — это основа обучения. Мы не ставим вертикальных иерархий в классе, наш преподаватель это человек, который помогает найти нужные способы, навыки, знания, но он не будет искать за студента.
Центр информационных ресурсов в БВШД
Каждый преподаватель у нас старается быть «агентом влияния» — влиять на желание студента «прыгнуть выше». Все обучение дизайну сводится к простой формуле — ты постоянно учишься вычитанию, ты критически смотришь на проект, замечаешь, что может работать лучше и точнее нести смысл — отсекать от своей работы и вычитать можно постоянно. Сегодня этому можно учиться только на практике. На каждом курсе в Британке, Scream School, МШК, МАРШ, мы стараемся делать брифы с клиентами, участвовать в совместных проектах с различными компаниями, брендами и командами.
Ольга Цейтлина директор Современной школы дизайна
Дизайн-образование меняется с каждым годом. Сейчас большой упор делается на получение практических навыков, поэтому у нас в обязательную программу включены выездные занятия к производителям и поставщикам интерьерных отделочных материалов, где для студентов проводятся мастер-классы от ведущих специалистов сферы.
Каждый год мы вносим изменения в учебную программу, ведь мир дизайна не стоит на месте. Например, в 2017 году было немного сокращено время на рисунок, но увеличены часы компьютерных занятий, потому что сейчас это приоритетное направление, которое требует более детальной отработки практических навыков. Также был введен новый предмет «интерьерный скетчинг». Мы считаем, что умение быстро и качественно сделать набросок будущего интерьера значительно повышает профессиональный уровень специалиста и его востребованность.
Современная школа дизайна
Из новых форматов обучения я хочу выделить «Дизайн интерьера. Интенсив» и Онлайн обучение, с которым мы успешно стартовали осенью 2017 года. Такие нововведения просто необходимы из-за более интенсивного ритма жизни – многие хотят научиться чему-то новому, но не у всех есть достаточно времени. Мы всегда стараемся адаптировать наши программы, чтобы большее число людей смогло получить желаемую специальность.
Источник