- Методические аспекты управления проектами
- Сущностные моменты управления проектами
- Основные принципы проектного управления
- Процессно-функциональная модель управления проектами
- Современные аспекты управления проектами
- Характеристика общих тенденций развития управления проектами на современном этапе
- Готовые работы на аналогичную тему
- Человеческие ресурсы как основной инструмент совершенствования управления проектами на современном этапе развития общества
Методические аспекты управления проектами
Бизнес как поступательная деятельность до момента окончания фазы зрелости находится одновременно в двух агрегатных состояниях. Первое состояние связано с обычными процедурами производства продукта, непрерывно или регулярно выдаваемого в окружающий мир. Второе состояние – импульсное, уникальное, продвигающее и развивающее. Такое состояние сопровождается особой формой развития – проектами. Каждая организация накапливает опыт и знания реализации уникальных проектных задач. Управление проектами опирается на богатый мировой и собственный опыт этого непростого дела.
Сущностные моменты управления проектами
Проекты преследуют конкретные цели. Вместе с тем, существуют такие задачи, цели которых и сформулированные ранее результаты уточняются по ходу реализации. Уникальность как черта проектного действия – зачастую явление относительное. Не вызывает ни малейшего сомнения временный характер такой деятельности, которая как подлинная задача имеет начало и точно намеченную временную точку своего завершения.
Трудно не согласиться с позицией В.И. Либерзона, президента Московского отделения Института PMI, что сущность управления проектами связана с явлением проекта как временного предприятия, предназначенного для создания уникальных продуктов и услуг. Руководство производится на основе использования знаний, навыков, методов, средств и технологий в проектной сфере. Данный инструментарий уже долгие десятилетия накапливается в национальных и международных стандартах. Институт PMI в PMBOK дает следующее определение понятию «управление проектом».
Управление проектами осуществляется с целью достигнуть или превысить в результате ожидания участников. Следует признать, что вполне логично к явлению управления применять процессную методологию, подразумевающую регламенты как системные аккумуляторы прошлого опыта. Проектное управление находится в непрерывном развитии. Передовой опыт, который нарабатывают менеджеры-пионеры, апробируется, обобщается, переводится в форму стандартов. Затем стандарты проходят стадию адаптации к различным вариантам проектных решений в практической плоскости. И так происходит по спиральному циклу развития.
Сущностными управленческими аспектами являются содержание , ограничения и риски проектов. Управленческую среду определяет ряд опорных явлений, обладающих классификационными признаками. К ним относятся:
- окружение;
- заинтересованные стороны как индивидуализированные позиции окружения;
- типы проектов;
- принципы управления;
- процессы управления проектами;
- функции управления проектами;
- модели управления проектами;
- организационная структура;
- организационная культура;
- ресурсная платформа;
- экономическая эффективность инвестиций;
- комплексное управление проектами.
Комплексное управление проектами в компаниях с большим объемом работы и значительным числом одновременно реализуемых уникальных задач становится возможным с момента внедрения корпоративной системы управления проектами (КСУП). Введение в действие КСУП позволяет систематизировать накопленный опыт в сфере проектных разработок. Принятие решений в сфере project management становится существенно более упорядоченным. Риски и проблемы выявляются значительно раньше, а значит, вовремя минимизируются и выводятся с орбиты регуляционного цикла.
Основные принципы проектного управления
В качестве результата обобщенного опыта и системного явления управление проектами руководствуется определенными принципами. Как основные правила принципы управления проектами вытекают из закономерностей, которые в свое время привели к успеху многочисленные решения. Имея специфические особенности, они также ориентированы и на общеуправленческие принципы. Далее представлен состав основных принципов.
- Принцип дифференцированного подхода . При координации и регулировании обязательно следует учитывать и использовать разнообразные стороны проектной инфраструктуры. К ним относятся ожидания и вклады участников, специализированные стандарты project management и особенности реализации проектов по их типам и т.д.
- Принцип экономической целесообразности . Данный принцип предполагает опережающий рост отдачи от реализации всего портфеля проектов компании в сравнении с совокупностью бюджетов на их реализацию и расходами на содержание проектного офиса. Все ресурсы, задействованные в реализации, находятся под контролем благодаря описанным в процессах процедурам. Действия вне будущей экономической целесообразности в рамках проектной деятельности не допустимы.
- Принцип гибкости . Предполагается оперативное и гибкое реагирование команды на все вызовы и изменения внутренней и внешней ситуации по отношению к проекту. В отдельных случаях руководство уникальной задачей гибко реагирует и на изменения в компании в целом. При этом гибкость нисколько не исключает достаточное жесткое соблюдение процессуальных процедур проектной деятельности.
- Принцип конкурентоспособности . В условиях ограниченности трудовых и финансовых ресурсов направления реализации задач подлежат ранжированию и отбору на конкурсной основе во внутрикорпоративной конкурентной среде. Выбор проектов производится, исходя из условий важности (соответствия стратегии), проблемности и ресурсообеспеченности.
- Принцип разделения полномочий . Процессная концепция менеджмента, которая применяется при управлении проектами, требует соблюдения принципа принадлежности каждого процесса единственному владельцу. Владелец процесса отвечает за этапы внутрипроцессных работ и достижение итогового результата.
- Принцип открытости . Стандарты project management не являются догмой. Допускается, что текущая проектная практика может не соответствовать предписаниям стандартов. В таком случае предполагается и рекомендуется перепроверить основные положения процедур. В этом заключается открытость стандартов управления проектами для их развития.
- Принцип best practices . Руководство компании обязано поощрять своих менеджеров, команды на применение лучшего отечественного и мирового опыта в сфере управления проектами. Основные аспекты лучших практик подлежат заимствованию из всех доступных источников.
Процессно-функциональная модель управления проектами
Система project management обладает определенной объемностью элементов, представляя своеобразную изометрическую конфигурацию. Мы же, знакомясь с проектным управлением, представим лишь ее двухмерный вариант, включающий процессы и функции управления проектом в их тесной взаимосвязи. Процессы управления проектами детально описаны в PMI. В руководстве PMBOK они консолидированы в пять полноценных групп, которые представляют собой этапы, реализуемые последовательно и параллельно. Группы процессов предложены вашему вниманию далее:
- инициация;
- планирование;
- исполнение;
- мониторинг и контроль;
- закрытие.
На представленном выше графике-диаграмме визуально изображены событийные этапы проектного развертывания. Они же, как процессные группы, обладают определенным уровнем согласования, взаимодействия и длительностью. С данного ракурса проект – это совокупность взаимосвязанных процессов. Основные области project management раскрыты в руководстве PMBOK. При этом признается, что ключевые нюансы по разнообразию способов управления остаются в головах выдающихся практиков.
Это действительно так и вполне естественно. Но и той базы, которую предоставляет институт PMI уже более, чем достаточно, чтобы опереться на предложенную модель процессов и начать применять данную управленческую технологию. Особенности процесса мониторинга и контроля как «фоновой» группы организационной архитектуры являются одной из ценных ремарок руководства.
Подчеркивается, что процессы управления проектами не являются фазами жизненного цикла проектной задачи. Более того, они могут повторяться и входить в цикл практически на каждой ее фазе. В этом смысле понятия группы процессов, этапы и фазы не тождественны друг другу. Процессы и этапы могут рассматриваться в качестве синонимов лишь условно. От процессов управления отграничены также и функции управления проектом. Матрица процессно-функциональной модели управления представлена ниже.
Процессы являются совокупностями взаимосвязанных работ с четко заданными результатами и установленными сроками реализации. В то же время функциональные области представляют составы действий и компетенций, не имеющих конкретной временной привязки. Многие процессные операции вполне могут быть переведены в задачную форму, а области функций определяются лишь управленческой зоной компетенций.
Первые четыре функциональные области основные, потому что они отрабатывают три главных аспекта project management: содержание, ограничения (стоимость и время) и риски. Последние пять областей являются дополнительными. Управление персоналом применяется к ближайшему окружению и команде, а управление поставками касается внешнего окружения. Управление коммуникациями, качеством и интеграцией – отдельные специфические контуры управления.
PM должен понимать, что управление проектной задачей – не только и не столько ситуационное воздействие на команду и других участников. Это состав выверенных мероприятий, которые проект-менеджер и вышестоящие руководители осуществляют, опираясь на формализованный опыт поколений специалистов в проектной области не только компании, но и всего мирового делового сообщества. Управление проектами подразумевает владение руководством специальными инструментами, методами, навыками и носят процессуальный характер. Такой подход обеспечивает надежность получения результата.
Источник
Современные аспекты управления проектами
Современный этап развития управления проектами – это этап совершенствования методики проектного подхода к управлению различными процессами, объектами, организациями в соответствии с потребностями современной управленческой науки и практики.
Характеристика общих тенденций развития управления проектами на современном этапе
Проектное управление на современном этапе своего развития получают все большую эффективность в системе управленческих технологий, способных обеспечивать организацию и успешность стратегического развития и повышения конкурентоспособности. Управление проектами широко применяются в таких сферах деятельности, как инженерия, государственное управление, энергетика, финансы, здравоохранение, информационные технологии, производство, связь и так далее. Управление проектами активно развивается, в том числе под влиянием цифровой экономики, актуализирующей процесс систематизации и анализа тенденций развития управления проектами.
Готовые работы на аналогичную тему
Общая тенденция развития управления проектами на современном этапе во многом связана с ростом значимости роли менеджера проекта, его умений и компетенций, а также возможности изыскания новых способов обеспечения роста эффективности проектов.
К числу основных тенденций развития управления проектами на современном этапе можно отнести следующие:
- во-первых, активное распространение методики управления проектами гибкого характера (к примеру, Agile). Эти проекты обеспечивают возможность ориентации на динамичное формирование требований к ожидаемым результатам реализации проектов, самоорганизации рабочих групп, ориентации на перманентные изменения;
- во-вторых, рост стратегического воздействия руководителей проектов, обеспечивающего упрощение проектных структур организационного характера, сокращение количества уровней управления, ориентацию на эффективную систему межличностных коммуникаций и оперативное принятие управленческих решений;
- в-третьих, рост роли управления изменениями, выступающего в качестве важнейшего инструмента, способного обеспечить эффективность управления проектами. В этом случае к руководителям проекта предъявляются более жесткие требования по наличию навыков по сравнению с классическим подходом, согласно которому работа руководителя подразумевает наличие только навыков технического характера.
Современный этап развития управления проектами характеризуются существенным ростом внимания к личности руководителя проекта. Руководитель проекта должен отвечать требованиям наличия предпринимательского мышления, способности к рискам, стратегического мышления и так далее.
Те хозяйствующие субъекты, которые ориентированы на будущее, предпринимают действия по активному развитию талантов руководителей проектов. Такой подход обеспечивает рост отдачи от инвестиций по сравнению с наймом руководства со стороны.
Человеческие ресурсы как основной инструмент совершенствования управления проектами на современном этапе развития общества
Управление проектами уже давно вышло за рамки одних лишь технических методик его осуществления. Основными направлениями развития управления проектами в современном обществе является развитие человеческого ресурса, обладающего неограниченными возможностями в повышении эффективности проектного управления.
Эффективное управление проектами является результатом осуществления совместной работы, выполняемой без каких-либо ограничений. К управлению проектами могут привлекаться люди разных национальностей, из разных государств, что создает для руководителей проектов проблемы, требующие преодоления барьеров языкового, культурного характера, обеспечения сбалансированности управленческих процессов с учетом разных часовых поясов.
В отношении совершенствования управления человеческими ресурсами проектов можно обозначить следующие тенденции развития:
- во-первых, возможность осуществления ротации работников между различными областями и проектами. Положительным аспектом ротации выступает возможность поддержки интереса к работе за счет разнообразия проектов, а также снижения возможности «выгорания» сотрудников. Работник, сосредоточенный на выполнении только одного проекта, существенно уступает работнику, занятому в нескольких проектах, способному привнести взгляд со стороны, перенести положительные методы решения одного проекта в другой;
- во-вторых, формирование кадрового резерва за счет эффективной подготовки персонала из внутренних источников и экономии средств. Если в самом хозяйствующем субъекте отсутствует адекватная замена выбывающего руководителя или иного сотрудника, занятому в проекте, хозяйствующий субъект несет дополнительные затраты времени и финансовых ресурсов на поиск подходящей кандидатуры, адаптацию его к условиям работы в компании, осознание специфики проекта;
- в-третьих, обеспечение преемственности в рамках хозяйствующего субъекта за счет развития лидерства внутри коллектива. Чем длительнее продолжительность работы сотрудников в организации, тем лучше они понимают специфику ее работы, особенности функционирования и способны к разделению ее ценностей;
- в-четвертых, обеспечение структурирования обучающего процесса в соответствии с пропорцией 70-20-10, где первая цифра означает долю усилий на обучение на рабочем месте, вторая – на обучение внутри хозяйствующего субъекта, третья – на обучение вне хозяйствующего субъекта за счет посещения специальных тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации;
- в-пятых, стимулирование менеджеров на применение лучших практик управления и способов аналитического мышления. Хозяйствующий субъект должен стимулировать руководителей проектов на самообразование, повышение квалификации, знакомство с современными тенденциями управление проектами и персоналом;
- в-шестых, обеспечение инвестирования в развитие человеческих ресурсов, реализация проактивного подхода к обмену информацией о состоянии рынка, проектов, современных технологий.
Источник