Детская архитектура: принципы и тренды создания современных игровых площадок
Современный городской ландшафт невозможно представить без игровых площадок для детей. И в последнее время архитекторы и дизайнеры уделяют все более пристальное внимание проектированию этих пространств, ведь архитектурная среда влияет на детей гораздо сильнее, чем на взрослых. Каково же это влияние? Когда появились и как менялись со временем детские площадки? Как экономия городского пространства влияет на детскую архитектуру? И почему принципы скандинавского дизайна популярны сегодня в проектировании детских площадок? В этом Architime.ru помогли разобраться эксперты компании «Новые горизонты» — одного из лидеров рынка детского игрового оборудования.
ОТ СТОЛОВ С ПЕСКОМ ДО «СКАЗОЧНЫХ» ЗАМКОВ |
Сегодня мы все понимаем, что игровые площадки — это необходимость для разностороннего развития детей, но так было не всегда. Впервые об этом задумались лишь в середине XIX века, после чего в Германии были организованы первые общественные «песочные сады» — небольшие зоны в городских парках, где песочницы возвышались на столах, чтобы детям было удобнее создавать фигурки из песка. А первые детские площадки современного типа появились лишь к концу XIX века в Америке, и напоминали они спортивные залы под открытым небом — там располагались в основном гимнастические снаряды, беговые дорожки, качели, то есть, упор делался в основном на физическое воспитание.
С развитием детской психологии во второй половине XX века изменился и подход к проектированию игровых площадок. Стали пользоваться популярностью необычные, «художественные» площадки, наполненные знакомыми ребенку сказочными образами, пробуждающие детскую фантазию и образное мышление. Поэтому сегодня так популярны многоуровневые игровые комплексы в виде «сказочных» замков или кораблей, включающие множество лестниц, мостиков, горок, лазов, веревочных троп. Например, масштабные замки Максимус и Лаврентий или четырехметровый корабль Миллисент из линейки Flora от Lappset Group. Такие площадки становятся не просто спортивным залом под открытым небом, а еще и декорациями для сюжетных игр, развивающих воображение. Почему это важно?
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ |
В современных мегаполисах со стрессами сталкиваются не только взрослые, но и дети, причем, последние реагируют на стресс гораздо острее. Поэтому дети особенно нуждаются в пространствах, где им будет комфортно, интересно, а главное безопасно играть, общаться и проводить свободное время. Но в силу возраста многим малышам сложно долго концентрироваться на каком-то одном занятии или объекте, и чем больший простор для выбора занятий и сценариев для игр дает игровая площадка, тем лучше.
Учитывая это, крупные производители игрового оборудования, такие как известная финская компания Lappset Group, производят полноценные модельные линейки игрового оборудования для детских площадок. В частности, их популярная во всем мире линейка Flora включает качели, лазалки, игровые комплексы, домики, песочницы, комбинируя которые, архитектор получает возможность создать многофункциональный комплекс в едином стиле и при этом на одной площадке учесть потребности детей разного возраста и темперамента. Но многофункциональность — лишь одна из тенденций создания современных детских игровых площадок.
ТРЕНДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК |
Многоэтажными жилыми комплексами в черте города уже давно никого не удивишь. Цены на земельные участки в мегаполисах заставляют застройщиков экономить пространство. Эта же тенденция характерна и для детских площадок — они растут вверх. Башни «сказочных» замков становятся все выше, благодаря чему максимум игрового пространства размещается на минимальной площади.
Одновременно с ростом высоты детских площадок все большее внимание уделяется и их безопасности. Как правило, все высокие этажи закрытые, а спуститься вниз дети могут, скатившись с горки. А чтобы малыши не очутились слишком высоко, первые ступеньки некоторых лестниц делают таким образом, чтобы забраться по ним могли только дети постарше.
Цветовая гамма современных детских площадок также меняется. Ярким оттенкам приходят на смену более спокойные, природные. Тон здесь задают европейские производители игрового оборудования. В основе этого тренда лежат исследования европейских урбанистов, которые считают природную среду лучшей обстановкой для детских игр. На городских детских площадках эта задача решается не только за счет цвета, но и благодаря экологичным материалам. Тон здесь опять же задают европейцы, особенно скандинавы. К примеру, уже упомянутая линейка Flora от Lappset Group изготовлена из темной древесины с натуральной текстурой. Такой материал был выбран не только благодаря эстетическим свойствам и экологичности, он также очень износостойкий, что особенно актуально для игрового оборудования. Но здесь очень важно, чтобы материал соответствовал общей дизайнерской концепции.
«СКАЗОЧНЫЕ» СКАНДИНАВСКИЕ ПЛОЩАДКИ |
Природа всегда играла важную роль в фольклоре, особенно, у северных народов. Поэтому основной дизайнерский мотив линейки игрового оборудования Flora — плавные органические линии, из которых складываются образы сказочных лесных домиков и многоуровневых средневековых замков. Название почти каждого элемента игрового оборудования Flora отсылает к скандинавским мифам и легендам: Тропинка эльфа, Пещера троллей, Волшебная гора. Но есть и более простые образы, такие, как качели «Птичье гнездо». В то же время, есть масштабные замки Максимус и Лаврентий или четырехметровый корабль Миллисент из линейки Flora от Lappset Group. Такие площадки становятся не просто спортивным залом под открытым небом, а еще и декорациями для сюжетных игр, развивающих воображение. А выбрать компоновку элементов дизайнер может на свой вкус.
Универсальность детских площадок Flora заключается еще и в том, что благодаря природным материалам, они не только гармонично вписываются в природные ландшафты парков и зеленых зон, но и сами становятся природным оазисом в условиях города. Детские площадки из игрового оборудования данной линейки уже установлены во многих странах, таких как Италия, Австрия, Перу, Россия, Финляндия и др..
Эксклюзивным поставщиком Flora и других линеек финской компании Lappset Group в России является компания «Новые Горизонты», которая уже более 20 лет создает игровые пространства для детей.
Источник
Детский мир: игровые площадки в проектах современных архитекторов
Идеальная игровая площадка – место не только для игры, но и для развития. Она должна быть красивой и интересной, должна стимулировать воображение и творческое мышление, а еще – прививать вкус. Рассказываем, как с этой задачей справляются современные архитекторы и художники, от Флорентина Хофмана до Snøhetta.
Проект Kraken Флорентина Хофмана
Голландский художник Флорентин Хофман хорошо известен своими огромными скульптурами животных, от гигантской резиновой уточки в Японии до монументальных кроликов и обезьян в Швеции. Для приморского городка в окрестностях китайского Шэньчжэня он (совместно с шанхайской командой UAP Studio) разработал функциональный игровой проект – гигантского осьминога из вязаной сетки. Дети могу забираться в щупальца осьминога, карабкаться внутри них, изучая структуру строения. Внутри осьминожьей головы находится игровая площадка, где можно передохнуть (или, наоборот, побегать и попрыгать) прежде, чем вылезать обратно. Вместе с детьми дружелюбное морское существо стали исследовать и взрослые – выглядит это действительно очень увлекательно. Скульптура получила название Kraken и стал настоящей достопримечательностью города.
Вязаный крокодил Агаты Олек
Немного похожий проект реализовала несколькими годами ранее польская художница Агата Олек – главный специалист по вязанию, которая то полностью обвяжет розовой пряжей дом в Скандинавии, то аквалангиста, то вот крокодила в Сан-Пауло. Справедливости ради стоит сказать, что проект самой площадки полячке не принадлежит (его сделала художница художницей Марсия Мария Беневенто), Олек лишь придумала обвязать игровую площадку пряжей: частично акрилом из Северной Каролины, частично бразильскими лентами – как символ мультикультурности проекта. Проект был временным, но даже и за короткий срок успел обрести популярность, особенно у детей.
Проект игровой площадки Etre Design
Японские архитекторы Etre Design ли придерживаться более прочных материалов. Для проекта игровой площадки в детском саду в Токио построили волнообразное пространство из бетона. Дети могут бегать, скользить или взбираться по белым изогнутым стенам – для этого в них сделали круглые отверстия, за которые можно цепляться руками. В отверстия вставили цветные стекла. Они не только в целом оживляют пространство, но и, подсвеченные солнцем, игриво ложатся цветными – желтыми, зелеными, красными и синими – кругами на пол и стены. Для дождливых дней предусмотрена мобильная крыша – она смещается под влиянием погоды. Архитекторы уверены, игра на такой площадке будет позволит ребенку выплескивать свою бьющую через край энергию, будет стимулировать развитие его творческого воображения и приучит малыша к по-японски сдержанному минимализму.
Проект детской площадки Юн Игараши и YCAM Interlab
Еще один японец, Юн Игараши, тоже использовал в своем проекте образ волны. Игровую площадку он проектировал вместе с архитекторами бюро YCAM Interlab. В качестве основного материала выбрали натуральную древесину местного производства. Главным в работе над проектом было внедрить новое пространство в лесной массив парка деревьев в Саппоро и сделать это максимально органично. «Это что-то вроде симуляции леса, – объясняет главный архитектор проекта. – Пусть дети играют в естественной природной среде, пусть развивают свое воображение и придумывают новые виды игр, вдохновляясь в том числе лесом». К реализации проекта подошли со всей серьезностью: предварительно собрали в парке детей и попросили их описать желанную площадку для игры. Видимо, большинство высказалось за горки.
Внутри игровой башни по проекту Snøhetta
И все-таки больше дети, кажется, любят лазить. По крайней мере, так решили архитекторы бюро Snøhetta. Разрабатывая проект игровой башни в австрийском Ваттенсе, они придумали позволить детям залезать на высоту четырех этажей (чуть более 14 метров), карабкаясь по сетке выше и выше. Тем малышам, кому альпинизм не слишком интересен, понравится и просто раскачиваться на веревках, или прыгать на сетке как на батуте – архитекторы уверены, что уводить с игровой площадки детей придется силой, настолько им будет интересно. Сама игровая башня сделана полностью из стекла, ее фасад составляют 160 прозрачных граней, ни одна из которых не повторяется.
Игровая площадка Interlace архитекторов Carve
Грамотно вписать мир ребенка во «взрослое» пространство – не самая простая задача. Голландские архитекторы Carve решили ее по-своему. Их игровая площадка Interlace в Сингапуре – это окружающие ее дома (проект бюро OMA) в миниатюре. «Играть значит учиться подражать, – уверены архитекторы. – Пока большинство детских площадок контрастируют со своим окружением, мы решили построить такое пространство, которое гармонично впишется в окружающий его городской ландшафт». В основе их проекта – четыре контейнера, которые повторяют форму высотных домов на заднем плане. Внутри контейнеров – всевозможные лабиринты и сетки для лазания. Закрытая структура дает детям ощущение невидимости и защищает их от плохих погодных условий: дождя, сильного ветра или солнца. Перфорация на фасаде блоков делает среду внутри очень комфортной для игр.
Проект The Brutalist Playground в музее Vitra, 2017
Игровая площадка в Черчиль Гарденз Истэйт, 1978
В 2015 году архитекторы Assemble получили премию Тёрнера за свой проект детской игровой площадки в стиле брутализм. Сконструированная из пенополиуретана, она отсылала к образу послевоенной архитектуры Британии. Внушительные бетонные здания, которые появились в тот период, обходились относительно недорого (что было особенно актуально в послевоенное время) и воплощали собой безоговорочную антибуржуазность. Детские площадки в бетонных жилых комплексах соответствовали эстетике всего здания и выглядели не только изобретательно и небезопасно. Коллектив архитекторов Assemble хоть и воссоздал в своем проекте геометрическую строгость оригинала, заменил бетон на более мягкий пенополиуретан – это позволяет рассмотреть формальные характеристики объекта отдельно от его материала. В этом году проект выставляли в музее Vitra, и детям он, кажется, понравился.
Источник
Самые необычные игровые площадки
Качели, горка, «лазалки» – суть детской площадки за десятилетия не изменилась. Но если в нашем детстве это, как правило, были скучные металлические конструкции, то сегодня лучшие дизайнеры мира берутся за проекты игровых площадок для детей, понимая, как важно для ребенка не просто разнообразно и безопасно двигаться, но и делать это в креативном, ярком, эстетичном пространстве. Поэтому сегодня мы заглянем на самые необычные детские площадки, расположенные в разных уголках света, удивимся фантазии архитекторов – и, может быть, немного позавидуем тем, кто сейчас стоит на самом верху удивительной горки и через секунду помчится вниз, испытывая в этот момент самое упоительное счастье…
Это – нечто среднее между арт-объектом и игровой конструкцией. Том Оттернесс известен своими скульптурами по всему миру, но именно с расчетом на детей художник создал настоящих гигантов, которых используют как огромные горки. При этом в них нет острых углов, что очень важно для безопасности малышей.
А вот бруклинский художник Том Оттернесс решил, что целесообразно будет совместить игровое пространство с арт-объектом и придумал 27 причудливых фигур из бронзы 24,5-футов в высоту и 30-футов в длину .Самый известный странный гигант обитает на Манхеттене. Его девятиметровые ноги используются как горки. Для детей эта необычная площадка безопасна – у неё нет ни одного острого угла.
Сколько радостных воспоминаний связано у каждого из нас с посещением комнаты кривых зеркал, которые были в каждом парке отдыха! Памятуя об этом, компания MLRP создала в крупнейшем парке Копенгагена Феллед Mirror House – дом, стены которого украшены кривыми зеркалами.
Они выполнены из полированной нержавеющей стали и прекрасно отражают парк и расположенную рядом детскую площадку – естественно, в искаженном виде, что является предметом восхищения местной ребятни. Кстати, ночью ставни закрывают и дом превращается в самое обычное строение.
Тандем бразильского архитектора Марсии Марии Беневенто и художницы Агаты Олек создал уникальную в Сан-Паулу детскую площадку с вязаным крокодилом.
Работа была приурочена к арт-фестивалю SESC Arts Show 2012, когда уже существовавший на площадке крокодил, выполненный по проекту Беневенто, получил новую «одежду» из акриловой пряжи и тканевой ленты.
Парк из машин в Лиме
Архитекторы Basurama создали парк, используя старые железнодорожные пути в центре города.
При строительстве использовались переработанные материалы – части автомобилей, шины и т.д. Здесь есть канатная дорога, веревочные препятствия, стенки для лазания и многое другое.
«Сломанные» домики в Копенгагене
Это – творение студии Monstrum, признанного авторитета по части создания самых невероятных и стильных детских площадок (их работы есть и в России, например, в московском парке Горького).
Площадку Brumlebyen с очаровательными домиками архитекторы построили в их родной стране, украсив ими одну из площадок Копенгагена. Домики словно списаны со строений, находящихся возле игровой площадки, но отличаются позитивом, динамикой и, конечно, присутствием стенок, горок, конструкций для лазания.
Башни датской столицы
Еще одна работа Monstrum для Копенгагена, напоминающая о достопримечательностях датской столицы – ратуше, Церкви Спасителя, башне Биржи и т.д.
В Круглой башне даже смонтирована небольшая площадка по типу планетария.
Эта площадка расположена в городке Вейл, в штате Колорадо, в Парке Птиц Солнца и создана студией Tres Birds Workshop.
Основу площадки образуют три кокона, напоминающих гнезда. Они выполнены из дерева и покрыты специальной пропиткой. Гнезда соединены мостиками, веревочными переправами; кроме того, на площадке есть альпинистская стена. Важно, что на площадке есть возможности для отдыха детей с ограниченными возможностями.
Эту детскую площадку создало архитектурное бюро Snohetta architecture в австрийском Тироле. Расположена она на площади музея Swarovski в Ваттенсе, и ее фасад состоит из множества стеклянных граней.
Комплекс включает высокую веревочную башню, на которую можно забраться по сетке (она состоит из четырех уровней, поэтому интересна детям разных возрастов), горки, скалодром, бассейн с шариками, садовый лабиринт.
Деревянные королевские совы
Еще одно творение Monstrum для соседей-скандинавов: в стокгольмском парке Kristineberg Slottspark появились огромные деревянные строения, среди которых есть совы – «король и королева».
Конструкции высотой более пяти метров оснащены лесенками, горками, а также курантами, которые управляются с помощью кнопок – нажать на них могут даже дети с ограниченными возможностями.
Кроме сов, на игровом пространстве расположились жуки, муравьи, грибы. Огромный интерес у детей вызывает и лабиринт-муравейник.
Великан на площадке
В испанской Валенсии, в высохшем русле реки, на одной из детских площадок нашел себе пристанище герой книги Джонатана Свифта – каким его увидели архитектор Рафаэль Ривера, художник Маноло Мартин и дизайнер Хосеп Винсент «Сенто» Ллобель Бисбаль.
Длина фигуры – 70 метров, и в складках его камзола устроены горки, на руках и ногах расположены конструкции для лазания.
Желуди на вершине холма
В Национальном заповеднике в Канберре TCL (Тейлор Cullity Lethlean) создали игровую площадку, основные конструкции на которой напоминают огромные желуди. Они поставлены на металлические ножки и соединены туннелями. По мнению авторов проекта, такая площадка поможет привлечь внимание детей к сохранению природы.
Площадка на воде
Для морского побережья в Боле (Хорватия) немецкая компания Wibit Sports GmbH и Роберт Цирьяк построили игровую площадку на воде: полоса препятствий, горки, качели расположены в окружении лазурной водной глади. Всего на побережье Хорватии существует более полусотни подобных игровых пространств, которые пользуются огромной популярностью у детей разных возрастов.
Уникальная площадка Woods of Net в Хаконэ, Япония, реализованная силами компании Tezuka Architects, представляет собой гигантское вязаное полотно. Оно было создано силами художницы Тошико Хориучи Макадам (причем вручную!). Деревянная оболочка павильона выполнена без металлических деталей.
Для портового Гетеборга (Швеция) датчане из Monstrum предложили игровую площадку, на которую «приплыл» гигантский кит длиной 15 метров.
Залезть в его чрево, а потом скатиться по спине огромного животного – что может быть интереснее!
Детская железнодорожная станция
Вокзалы и поезда просто зачаровывают детвору. Зная это, Monstrum в качестве игрового пространства для железнодорожного музея Дании в Оденсе предложили создать миниатюрную станцию с поездом, который может двигаться, и домиком диспетчера.
Площадка для всей семьи
Blaxland Riverside Park – площадка, созданная в Сиднее командой из архитектурной студии JMD Design.
Горки, вторящие природным холмам, множество качелей, подъемники, туннели и лабиринты, а также водная игровая площадка – здесь развлекаться могут как дети, так и их родители.
Очень эффектная и необычная площадка, расположенная в Бостонском парке современной скульптуры. Howeler + Yoon Architecture спроектировали ее таким образом, что 20 качелей, находящихся на площадке, светятся, когда на них раскачиваются, меняя цвет от белого до фиолетового. Площадка стала любимым местом как детей, так и взрослых.
Новая жизнь самолетов
В американском Сент-Луисе скульптор Боб Кассилли начал создавать музей самолетов, используя списанные летательные аппараты.
После его смерти дело продолжили его коллеги, и сегодня в пространстве музея есть спортивный зал, множество горок и колесо обозрения.
В Великобритании компания Zip World использовала для создания детской площадки бывшую шахту Северного Уэльса.
Здесь расположены три огромных батута, дополненных потрясающей подсветкой. На площадке есть также высоченные горки, переправы и другие аттракционы.
Источник