Промышленный дизайн. Современные подходы к заказу и разработке прототипа
Разрабатывая новый продукт задумываешься не только о том, какую функцию он будет нести, но и о том, как он будет выглядеть. Подобного рода задачи(внешний вид, функциональность в зависимости от биометрии человека, совместимость с другими устройствами) традиционно решают студии промдизайна.Заказчик обращается к ним, объясняет задачу и получает прототип изделия, который может значительно отличаться от изначальных представлений. А также такой прототип стоит серьёзных денег.
Условно разработку промышленного дизайна можно поделить на следующие этапы:
3)Создание прототипа согласно эскизу.
Промдизайн обычно дорогой и очень дорогой. Затраты на производство новых технологических продуктов почти всегда гораздо выше, чем изначально планировалось. И вот почему:
- Для нового продукта нет типовых инженерных решений. Предприниматель представляет себе только его функцию и целевые параметры, поэтому разработка технических решений проходит много стадий, прежде чем будут получены нужные результаты
- Новые продукты часто делаются с применением новых материалов, с которыми работает мало поставщиков и подрядчиков. К тому же непонятно, как проявятся свойства этих материалов в данном продукте. Поэтому требуется время на освоение новой компетенции, которую часто негде получить
- Для новых продуктов еще не сформирован дизайн-код — комбинация визуальных признаков, которые позволят клиенту сразу понять, что это за продукт и как им пользоваться.Методом проб и ошибок приходится делать новые продукты из чего придётся, пока в результате не родится нужное сочетание цвета, объема, формы и композиции.
Разумеется, на все пробы и ошибки расходуются деньги.Создание прототипа — это тот этап в промдизайне, который всегда получается дороже, чем планировалось.
Разрабатывая свой продукт, технологический предприниматель постоянного тестирует его на разных целевых группах: инвесторах, первых клиентах, потребителях и регулирующих органах, демонстрируя презентации, инженерные сборки и первые прототипы.
Цель проста: ему нужно создать спрос на свой продукт, добиться заключения предварительных контрактов и запустить предпродажи до начала инвестиций в серийное производство. Параллельно с этим он продолжает поиск поставщиков материалов и комплектующих, способов снижения себестоимости и фактически «продает воздух», не имея на руках серийно выпущенного изделия.
Разрыв между необходимостью развивать спрос на продукт и уровнем готовности продукта — отличительная черта деятельности любого технологического предпринимателя.
Что он делает, чтобы сократить этот разрыв? Чаще всего, под давлением своей инженерной команды, он собирает свой продукт из любых доступных материалов: пучки проводов, фанера, картон, металл. Применяя все, что находится под рукой, создаются первые работающие прототипы. Этот путь оказывается сложным путем проб и ошибок, на котором предприниматель тратит свое время и деньги инвесторов, с непредсказуемым результатом и множеством дорогостоящих попыток оптимизировать принимаемые решения. Неудивительно, что так мало технологических стартапов в индустриях, где необходимо создание физического продукта, доживают до серийного производства.Суть ошибки, регулярно приводящей к преждевременной смерти стартапа, заключается в том, что компания сразу стремится к созданию физического продукта. При таком подходе физический продукт — это всегда долго и дорого, потому что на старте никогда нет продуктового технологического опыта.
Можно ли отсутствие этого опыта чем-нибудь выгодно компенсировать?
Можно, говорят промдизайнеры: отсутствие опыта нужно замещать визуальным оригиналом продукта, то есть, создать его графическую модель.
Какие бывают графические модели? Под визуальным оригиналом продукта обычно понимают:
- Скетч3D графическая модель — модель продукта, созданная в программе для поверхностного моделирования, позволяющая увидеть его с разных ракурсов, с учетом текстуры материалов, в актуальных пропорциях и размерах
- Сборочная (твердотельная) модель — параметрическая модель продукта, выполненная в одной из систем автоматизированного проектирования, которая позволяет разместить внутренние компоненты продукта внутри корпуса так, как они будут располагаться в готовом изделии
- цифровая модель конструкторской документации.На основе графических моделей делаются фотореалистичные рендеры, которые можно использовать при подготовке презентаций, рекламных материалов, видеороликов, для общения с инвесторами и начала продаж, не имея физически готового продукта.
При этом стоимость создания визуальных 3D моделей в десятки раз ниже стоимости разработки физических образцов, скорость — в десятки раз быстрее , а возможность снижения количества ошибок трудно переоценить.
Промышленный дизайн, за счет создания визуальных оригиналов будущих продуктов, позволяет продавать продукт, не делая как можно дольше инвестиции в создание физических образцов .
В этом и есть реальная стоимость промдизайна.
Первый этап промдизайна — скетчинг, то есть поиск оптимальной формы и композиции исходя из профессионального технологического вкуса и предметной компетенции дизайнера. Базируясь на своём опыте и углубленной специализации, дизайнер через скетч помогает предпринимателю «сформулировать» будущий продукт. На основе разработанной идеи продукта, промышленный дизайнер готовит графическую или сборочную 3D модели.
Графическая модель — это 3D аналог скетча, на основе которого делаются рендеры для рекламных материалов, и который позволяет принять основные решения по визуальному облику будущей вещи.
Сборочная модель представляет продукт не только снаружи, но и изнутри: она позволяет скомпоновать в нем необходимые комплектующие с точностью, достаточной для изготовления первого демонстрационного образца. По сборочной модели можно в первом приближении оценить стоимость производства продукта.
Таким образом, разработав 3D графическую и/или сборочную модели, можно принимать основные решения по продукту, начать его продавать и при этом избавиться от необходимости сразу производить физический продукт, обгоняя, таким образом, конкурентов, экономя время и деньги и избавляя себя от множества ошибок.
До массового производства остается два шага: конструкторская и технологическая документация под присмотром промдизайнера, который задает рамки для инженерного проектирования и конструкторской деятельности на этом этапе. Конструкторская документация готовится в программах автоматизированного проектирования и включает в себя все необходимые для производства изделия чертежи и документы. Она впервые позволяет с высокой точностью оценить стоимость производства одного изделия по операционным затратам. С ней можно проводить конкурсы для определения подрядчика или поставщика компонентов и начать работать над снижением стоимости изделия.Именно конструкторская документация позволяет производителям перейти к следующему шагу — разработать технологическую документацию под конкретное уникальное производство. В процессе разработки технологической документации могут появляться решения, позволяющие снизить себестоимость или ускорить производство продукта. После этого цифровой оригинал нового продукта полностью готов, и предприниматель может приступать к производству, получить запланированный по внешнему виду и себестоимости результат, избежав к этому времени лишних затрат времени и средств инвесторов. И такой путь — не исключение, а стандарт работы технологического предпринимателя.
Источник
Архитекторы перестройки: шесть трендов промышленного дизайна
Цифровизация и виртуальное проектирование
Промдизайн работает на стыке рекламы и маркетинга, промышленности и торговли, инжиниринга и технологии, архитектуры и строительства, культуры и искусства. Его используют при создании автомобилей, поездов, домов, множества различных комплектующих. О самых значимых трендах промышленного дизайна в России и мире говорили участники конференции Design Day 2050, организатором которой выступает Национальный центр промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ.
Раньше конструкторские бюро были огромными организациями. К примеру, в ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева работали 150 человек.
Но повсеместная цифровизация сильно изменила облик промышленного дизайна. Отрасль легко впитала в себя технологии виртуальной и дополненной реальности. VR и AR активно использует один из ключевых игроков на мировом рынке — компания ItalDesign, известная яркими дизайн-проектами автомобилей. С помощью VR и AR компания создала DaVinci — концепт суперкара, названный в честь знаменитого художника и исследователя.
По словам главы направления индустриального дизайна ItalDesign Никола Гуэльфо, VR и AR позволяют существенно экономить время и деньги при проектировании. Они также дают возможность еще на стадии виртуального макета оценить внутреннее устройство объекта, эргономику, удобство для пользователя.
Гуэльфо отмечает, что одно из главных преимуществ VR и AR — сверхточность. Разница с реальным готовым продуктом не превысит одного миллиметра. Кроме того, в отличие от физического прототипа, виртуальный макет можно корректировать по многу раз.
Генеративный дизайн
Появление программ, создающих оптимальный дизайн продукта на основе введенных параметров и ограничений, также повлияло на индустрию. Генеративный дизайн (то есть сделанный с помощью машин) включает в себя множество инструментов для автоматического и полуавтоматического проектирования. «Это новая парадигма того, как мы создаем вещи», — говорит евангелист генеративного дизайна, директор по аддитивному производству Autodesk Александер Остер.
По его словам, основная идея в том, чтобы использовать программное обеспечение для оптимизации продукта и различных аспектов его дизайна. На выходе получаются конструкции с непривычной геометрией, но оптимальные с точки зрения необходимых параметров. Например, программное обеспечение Autodesk позволило изменить дизайн некоторых элементов самолетов Airbus и снизить их вес.
С помощью генеративного дизайна создается множество вещей: медицинские импланты, автомобильные кресла, отдельные детали и целые жилые кварталы. Так, нидерландский девелопер Van Wijnen возвел несколько домов с солнечными панелями на крышах. Расположение панелей, внешний вид самих домов, их распределение по участкам земли и множество других параметров были оптимизированы машиной. «Технология генеративного дизайна позволила создать продукт, который понравился потребителю и при этом был доступен с точки зрения цены», — отмечает Остер.
Ускоренная разработка и производство
Технологическая революция в сфере коммуникаций позволяет дизайнерам и инженерам эффективно работать в распределенной сети. В качестве примера можно привести участие Karfidov LAB в создании умного велосипедного замка для CTpark. Замок подключается к IoT-сетям и управляется с мобильного приложения. Весь процесс разработки и внедрения занял всего три недели. К работе привлекли специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Тем временем трехмерная печать и фермы 3D-принтеров, которые массово выпускают необходимые детали, резко ускорили и удешевили производство. Сегодня китайские компании создают и выводят на рынок продукты за считанные недели. И это уже в порядке вещей, соглашаются участники рынка.
Фокус на человеке
Меняется и наполнение промышленного дизайна. Сегодня он на 60% состоит из исследовательской работы, утверждает главный конструктор Karfidov LAB Алексей Карфидов. Эта работа включает в себя исследование портрета пользователя, его опыта, рынка и конкурентов, построение бизнес-модели и маркетинговой стратегии.
Еще 25% приходится на технологии, 15% — на внешний вид: эргономику, цвета, материалы, визуализацию. Иными словами, промышленный дизайн направлен в первую очередь на потребителя, его предпочтения и удобство.
Дизайн сфокусирован на человеке, его эмоциях и комфорте, на ценностях устойчивого развития и экологичности, говорит директор по стратегическому маркетингу «Трансмашхолдинга» (ТМХ) Кристина Дубинина. «Дизайн связывает человека и технологию, очеловечивает ее», — добавляет она. Все, с чем соприкасается человек, нуждается в правильном дизайне. К примеру, каждые сутки вагоны ТМХ перемещают 16 млн человек, и для этих людей поезда стали частью среды.
По-настоящему качественный и интересный потребителю продукт получается в результате симбиоза дизайнеров и инженеров, подчеркивает генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская. По ее словам, пока между этими двумя профессиями есть разрыв. Дизайнеры часто воспринимаются как оптимисты, которые перепридумывают будущее, а инженеры — как пессимисты или в лучшем случае реалисты, выступающие за работу по привычным схемам. Необходимо объединить визионерство одних и прагматизм других, чтобы создавать правильные продукты.
Государственная поддержка
«В России ключевым трендсеттером индустрии промышленного дизайна является государство. Рынок формируется крупными заказчиками из транспортного машиностроения, оборонной промышленности, приборостроения, сферы городской среды. В стране сейчас работает около 100 студий промышленного дизайна, при этом топ-10 компаний формируют 80% рынка», — отмечает Дарья Топильская, рассказывая об исследовании трендов промдизайна, которое провела 2050.ЛАБ.
Эксперты подчеркивают, что потенциальный объем рынка в России значительно выше, чем реальный. Для его развития необходимо повышать доступность услуг по промышленному дизайну для небольших компаний и стартапов, распространять дизайн-хабы, способные организовать для малого и среднего бизнеса полный дизайн-цикл, уверены участники рынка. «Поощрение спроса на промышленный дизайн — самый эффективный способ стимулирования инновационной экономики и предпринимательства», — считает гендиректор SMIRNOVDESIGN Сергей Смирнов.
В июне 2020 года правительство России утвердило дорожную карту в области инжиниринга и промышленного дизайна. Ее реализация должна обеспечить индустрии значительный прирост. В документе объем внутреннего рынка отрасли оценивается в 2,8 трлн рублей. К 2025 году он должен увеличится до 3,9 трлн рублей.
Рынок промышленного дизайна в цифрах
- По данным Innovate UK, в Великобритании каждый фунт, инвестированный компанией в дизайн, может принести £20 дохода.
- Оборот сектора дизайна в Финляндии составляет €3,23 млрд. €2,95 млрд из них приходятся на дизайн-ориентированные производства.
- Рынок креативной индустрии в Китае оценивается в $509 млрд. $168,5 млрд из них приходится на экспорт.
- В российской индустрии дизайна работают более 1,2 млн человек — почти 2% экономически активного населения России.
- Реальная емкость рынка промышленного дизайна России — 900 млрд руб. Потенциальная — 1,2 трлн руб.
Источник: Союз дизайнеров России, материалы конференции Design Day 2050
Формирование экосистемы
Одна из целей промышленного дизайна — улучшение экономического, социального, культурного и экологического качества жизни, подчеркивает президент World Design Organisation Срини Сринивасан. Для ее достижения промышленные дизайнеры, корпорации, образовательные центры должны быть связаны в единую платформу, внутри которой можно делиться знаниями, считает эксперт.
«Российский рынок промдизайна имеет колоссальный потенциал и возможности. Важное условие развития — формирование экосистемы участников процесса. Цель 2050.ЛАБ — создание инструмента, который позволит обществу осознать ценность дизайна, его способность меняться и менять все вокруг», — подчеркивает гендиректор Дарья Топильская.
По ее словам, важным элементом экосистемы промышленного дизайна может стать и Design Day 2050. Индустрии необходима коммуникационная площадка, где профессионалы могут обмениваться опытом, новостями и мнением о трендах, заключает Топильская.
Источник