- Менеджмент качества в управлении проектами
- Что такое менеджмент качества
- Контроль качества
- Обеспечение качества
- Планирование качества
- Улучшение качества
- История развития менеджмента качества
- Ключевые персоны в области менеджмента качества
- Прикладные направления менеджмента качества
- Современные методы менеджмента качества проекта
Менеджмент качества в управлении проектами
На современном уровне развития понятие «качество» рассматривается как комплексная составляющая, включающая в себя качество конечного продукта, качество управления, качество поставки или работ, качество жизнедеятельности людей (сотрудников) и общества в целом.
Что такое менеджмент качества
Менеджмент качества — это скоординированная и взаимосвязанная деятельность по управлению, выстроенная таким образом, чтобы обеспечить надежную и бесперебойную работу организации.
Управление организацией, применительно к качеству, означает, что вся деятельность подчиняется установленным целям по качеству, и для достижения этих целей в организации разработана система планов, есть необходимые ресурсы, выполняются действия по достижению поставленных целей.
Менеджмент качества включает в себя четыре основных составляющих:
- контроль качества;
- обеспечение качества;
- планирование качества;
- улучшение качества.
Контроль качества
Контроль качества — это деятельность по оценке соответствия объекта контроля установленным требованиям. Деятельность по оценке может включать в себя измерения, испытания, наблюдения, мониторинг, проверку, калибровку и пр. мероприятия, результатом которых является сравнение значений наблюдаемых характеристик с заданными.
Обеспечение качества
Обеспечение качества — это систематическая (регулярная) деятельность, за счет которой можно выполнить установленные требования. Она включает в себя работы по производству, управлению, материальному обеспечению, техническому обслуживанию и прочее.
Планирование качества
Планирование качества – это действия, предусматривающие определение необходимых характеристик объекта и установление их целевых значений. Менеджмент качества называет такие действия постановкой целей в области качества. Также, в планирование качества входит определение процессов и ресурсов, необходимых для достижения целей.
Улучшение качества
Улучшение качества заключается в реализации действий, за счет которых можно повысить возможности организации выполнить требования, предъявляемые к объекту. Под понятием «объект» менеджмент качества рассматривает продукцию, процессы, систему управления и организацию в целом.
Как таковой, менеджмент качества, представляет собой достаточно большой и объемный раздел прикладной науки, который содержит и философию менеджмента качества, и теорию, и практические методы.
История развития менеджмента качества
Интерес к менеджменту качества возник со становлением массового промышленного производства. С конца 19 века и до сегодняшнего времени менеджмент качества прошел несколько этапов, которые связаны с развитием определенных технологий производства. Эти этапы не имеют четко выделенных границ. Более правильным будет говорить о перекрывающихся этапах, т.к. развитие и становление тех или иных методов управления и технологий производства не начинается и не заканчивается в один момент.
На первом этапе менеджмент качества уделял наибольшее внимание контролю параметров и характеристик изделий. Этот этап приходится на конец 19, начало 20 века. Он характеризуется пристальным вниманием к продукту и выявлению проблем в продукте. В этот период на заводах появляются развитые и большие службы контроля качества, которые занимаются проверкой каждого изделия. Контроль, как правило, осуществляется в конце производственного цикла и требует привлечения специально подготовленных инспекторов.
Второй этап относится примерно к периоду 20-х, 50-х годов 20 века. Этот этап называют «этапом контроля процессов» или управления процессами. Менеджмент качества переносит акцент с продукта на производственные процессы. Такой переход стал возможен за счет разработки статистических методов контроля процессов и контрольных карт. В результате удалось значительно снизить затраты на контроль и повысить качество изделий.
Третий этап своего развития менеджмент качества прошел в период с 50-х до начала 80-х годов. В значительной степени переход связан с усилиями, которые предпринимались японскими компаниями для повышения конкуренции своей продукции. Этот этап можно назвать «этапом повышения качества» или «гарантии качества». В этот период менеджмент качества основное внимание фокусирует на улучшении подсистем предприятия в комплексе – производственные процессы, процессы управления, процессы обеспечения, управления персоналом, закупок, продаж, сбыта продукции и пр.
Четвертый этап начал формироваться примерно в конце 60-х, начале 70-х годов. Он связан с акцентированием внимания на наиболее важных для потребителя характеристиках изделия. В этот период значительно возрастает конкуренция между производителями. Менеджмент качества наибольшее внимание стал уделять планированию качества, поэтому этот этап можно назвать «этапом планирования качества».
Ключевые персоны в области менеджмента качества
Менеджмент качества тесно связан с именами многих ученых и инженеров, которые внесли большой вклад в решение проблем качества. Работы ряда из них явились «катализаторами» перехода менеджмента качества к очередной фазе своего развития.
Уолтер Шухарт (англ. Walter A . Shewhart) – занимался разработкой статистических методов управления процессами. С его именем связано применение контрольных карт на производстве (контрольные карты Шухарта). Также, работы Шухарта послужили основой для создания цикла улучшения качества, известного как цикл PDCA (Plan — Do — Check — Act).
Йозеф Джуран (англ. Joseph Juran) – известен разработкой «триады качества». Триада качества включает в себя цикл работ по планированию качества, контролю качества и улучшению качества. Также, Джуран является разработчиком концепции CWQM (Company — Wide Quality Management) – корпоративный менеджмент качества.
Эдвардс Деминг (англ. W. Edwards Deming) – считается основателем и разработчиком концепции «Всеобщего менеджмента качества» (Total Quality Management). Внес большой вклад в разработку статистических методов управления процессами. Также известен разработкой системного подхода к улучшению качества, который он смог представить в простой и понятной форме — в виде цикла улучшений PDCA (цикл Шухарта – Деминга).
Арманд Фейгенбаум (англ. Armand Feigenbum) – разработал принципы всеобщего контроля качества. Являлся основателем и председателем международной академии качества.
Каори Исикава (англ. Kaoru Ishikawa) – является разработчиком многих инструментов качества. Наиболее известный из них причинно-следственная диаграмма или диаграмма Исикавы. Каори Исикава разработал основные принципы системы корпоративного контроля качества и предложил использовать для описания этапов существования продукта «круг качества».
Геничи Тагути (англ. Genichi Taguchi) – занимался разработкой статистических методов и применением их в промышленном производстве (так называемые «методы Тагути»). Сейчас эти методы являются основой концепции 6-сигма. Также Тагути является разработчиком методики планирования промышленных экспериментов. Он предложил концепцию повышения качества с одновременным снижением расходов. В основе этой концепции лежит понятие «функция потерь качества».
Сигео Синго (англ. Shigeo Shingo) – является одним из разработчиков известной японской системы планирования и производства Just-in-Time (точно в срок). Также известен созданием метода SMED (single minute exchange of die – быстрая переналадка) и системы Poka-Yoke (mistake proofing – защищенность от ошибок), которые сейчас являются частью системы бережливого производства.
Филипп Кросби (англ. Philip Crosby) – разработчик известной программы качества «ноль дефектов». Он внес большой вклад в развитие методов улучшения качества, основы которых сформулированы в виде 14 шагов по улучшению качества.
Прикладные направления менеджмента качества
На современном этапе развития менеджмент качества обладает большой теоретической базой, которая вбирает в себя элементы многих наук. Однако с момента появления и по сегодняшний день менеджмент качества остается прикладной наукой. Его главная задача — спланировать, создать и обеспечить качественный результат (продукцию, систему управления, процессы, инфраструктуру, среду обитания и пр.). Решение этой задачи обеспечивается за счет создания прикладных систем, которые внедряются и работают в различных компаниях.
Наиболее известными и популярными системами, которые менеджмент качества включает в себя на сегодняшний день, являются:
- ISO 9000 – система менеджмента качества, построенная на основе международных стандартов ISO серии 9000. Это одна из наиболее популярных и формализованных систем. Она фокусируется на строгой регламентации деятельности, четком взаимодействии сотрудников и непрерывном улучшении как отдельных подсистем, так и организации в целом.
- TQM (англ. Total Quality Management) – это и система, и философия управления одновременно. Наибольшей популярностью и распространенностью TQM пользуется в Японии, где она и была разработана. В основе TQM лежат концепции Деминга, Джурана, Кросби и др. Главный принцип, по которому строится система управления — это принцип улучшения всего, что может быть улучшено в компании. Строго формализованных требований (например, как в ISO 9000), по которым должна строиться система, не существует.
- Премии по качеству – их можно рассматривать как еще один вариант системы качества. В разных странах существуют свои премии по качеству, например, Премия Деминга, Премия Балдриджа, EFQM (European Foundation for Quality Management). Премий удостаиваются только лучшие организации, которые соответствуют установленным критериям премии. Набор этих критериев достаточно широк, и, для того чтобы соответствовать этим критериям, организация должна применять различные методы управления качеством.
- 6 сигма (англ. 6 Sigma) – методика улучшения качества процессов организации. Она фокусируется на выявлении и устранении причин различных несоответствий и дефектов. Методика 6 сигма представляет собой набор инструментов качества и стратегий. Первоначально она была разработана и применялась в компании Motorola, а известность приобрела с конца 80-х годов 20 века. В основе методики 6 сигма лежат работы Тагути.
- Бережливое производство (англ. Lean Manufacturing или Lean Production) – это набор производственных практик, применение которых позволяет сократить издержки и повысить качество конечного продукта. В основе концепции бережливого производства лежит принцип, по которому расходование каких бы то ни было ресурсов организации, должно быть направлено только на создание ценности для конечного потребителя. Соответственно, любое потребление ресурсов, которое не увеличивает ценность, должно быть сокращено. Для этого используется набор различных методов, техник и инструментов менеджмента качества. Концепция бережливого производства получила известность и распространение после публикаций информации о производственной системе Toyota в начале 90-х годов 20 века. В основе этой концепции лежат работы Сигео Синго.
- Кайдзен (англ. Kaizen) – философия и набор практик, направленных на постоянное улучшение процессов организации. Это японский термин, означающий стремление к лучшему. Кайдзен оформился как системный подход к улучшению деятельности с начала 50-х годов и является одним из базовых подходов в системе TQM. Суть этого подхода заключается в том, чтобы выполнять пусть маленькие и незначительные улучшения, но выполнять их постоянно (ежедневно). В результате, через некоторое время, большое количество незначительных улучшений приведет к крупному усовершенствованию. В этом отношении Кайдзен выражает известный закон диалектики перехода количества в качество.
- Лучшие практики (англ. Best Practice) — это набор методов и техник, которые позволяют получить качественный результат. Под качественным результатом понимаются результаты лучших в отрасли компаний. Распространение лучших практик началось с начала 90-х годов 20 века. Как правило, они формируются в виде сборников или стандартов. В этих стандартах собраны требования по применению тех или иных методов, в том числе и методов управления качеством.
Это далеко не весь список методик и систем, которые разработаны и применяются в менеджменте качества. В настоящее время происходит формирование новых концепций и методов по управлению качеством. Да и само понятие «качество» становится все более и более многогранным.
Источник
Современные методы менеджмента качества проекта
Современные организации в стремлении быть успешными всё чаще занимаются саморазвитием, одним из наиболее подходящих путей развития является система менеджмента качества. СМК, при грамотном её построении, представляет собой мощный инструмент развития предприятия и как следствие улучшение качества товаров и услуг, и даже снижение цен на производимую продукцию. Построение системы менеджмента качества так же повышает конкурентоспособность, что, как правило, приводит к увеличению благосостояния сотрудников, повышая их уверенность в завтрашнем дне. Ещё одним преимуществом является повышение социальной ответственности бизнеса, а именно, производя качественные товары и услуги по выгодным ценам, приносится польза обществу.
Не смотря на большое количество преимуществ, внедрить СМК на производство, на самом деле, не так-то просто. К сожалению, как показывает практика, в большинстве случаев, построение системы менеджмента качества заканчивается неудачей. Очень часто проект не доходит до логического конца, а если доходит, то не может самостоятельно работать после завершения и не приносит ожидаемых результатов. Таким образом, само собой напрашивается вопрос, какими наиболее выгодными методами можно построить на предприятии работающую систему менеджмента качества.
Система менеджмента качества – это постоянно совершенствующаяся система, которая управляет ресурсами, процессами и культурой организации. Она совершенствует качество производимой продукции и услуг. Очевидно, что система менеджмента качества охватывает и перестраивает всю систему взаимоотношений отдельной личности и социальных групп, составляющих данную организацию.
Так, Грехова Т.В., в своей диссертации на тему «Особенности управления проектами построения системы менеджмента качества в современных организациях» [6], рассматривает именно социологический аспект построение системы менеджмента качества. А именно, говорит о том, что очень важно уделить внимание социальным группам организации, так как они на прямую могут влиять на успех построения системы менеджмента качества, и сам проект СМК так же имеет не посредственное влияние на социум.
В то же время, Хохлова Е.Б., в своей диссертации на тему «Управление организацией на основе построения системы менеджмента качества» [18], рассматривает вопрос постоянного развития организации. По её мнению главным является развитие конкурентоспособности организации, постоянное движение, анализ потребностей общества и так далее. Она понимает систему менеджмента качества как систематический процесс, который пронизывает всю структуру управления, бизнес-процессы, логистику, маркетинг, производство, мотивацию труда и др. Хохлова так же говорит о том, что наука о качестве уже имеет достаточно опыта в проектировании процессов управления качеством, что в последние годы является достижением в основном зарубежных специалистов. Однако использование в отечественной практике зарубежной методологии, не дает положительных результатов. Необходимо их уточнение и обоснование с учетом российской экономики и специфики медиа-индустрии.
Система менеджмента качества может и должна существовать и в предпринимательских организациях. Этот вопрос в своей работе на тему «Формирование системы менеджмента качества в предпринимательских организациях» раскрыл Аблатыпов Т.Г. [2]. Этот вопрос возник при переходе к рыночной экономике, многие предприятия не смогли адаптироваться, что привело к их краху на рынке. Основная причина этого, в том что качество производимых товаров и услуг во многом стала уступать зарубежной. Встал вопрос о повышении уровня качества, а с ним и разработка системы менеджмента качества. К сожалению, в отечественном производстве не сработала система ИСО 9000, она не дала ожидаемых результатов. Поэтому на сегодняшний день возникает необходимость пересмотра и уточнения подходов и методов формирования системы менеджмента качества в предпринимательских организациях, эффективно повышающей качество производимой продукции и услуг, которые позволят удовлетворять возрастающие требования потребителей.
На сегодняшний день отработано уже 5 версий ИСО, главный акцент здесь делается на качество. Качество в свою очередь реализуется как СМК, формируя подсистему в общем менеджменте организации [17]. В очередной раз можно сказать, что СМК влияет на качество организации, а именно производимых услуг, качество сотрудников и их количество. Система менеджмента качества способствует регулированию многих аспектов организации, что в свою очередь имеет только положительное влияние на состояние предприятия на рынке. В настоящее время СМК неотъемлемая часть и в производстве и предоставлении услуг, поэтому её необходимо осваивать, особенно отечественным организациям.
Доктор экономических наук, Терёхин В.А., описал процесс построения модели СМК в своей работе на тему «Развитие системы менеджмента качества на предприятиях промышленно-строительного кластера» [15].
Он выделил следующие пункты:
а) определение границ процесса;
б) описание входов (состав, требования, поставщики);
в) описание выходов (состав, требования, потребители);
г) задание управлений, определяющих внутреннюю структуру и порядок выполнения процесса; к управлениям, в частности, относятся процедуры системы менеджмента качества, плановая и организационно-распорядительная документация и т.д.;
д) описание необходимых для выполнения процессов ресурсов (состав, требования, поставщики);
е) задание показателей и методов мониторинга процесса, его результативности и эффективности;
ж) определение критериев результативности и эффективности процесса.
Так же система менеджмента качества необходима и в образовании. Об этом подробно расписывает Рубцова С.Ю. в своих трудах «Система менеджмента качества подготовки специалистов в условиях информатизации образования вуза» [12]. Она считает, что главная причина для внедрения СМК – это «демографическая яма», в которой оказалась Россия. Это стало причиной большой конкуренции вузов, так как число абитуриентов заметно сократилось. Конечно при выборе вуза будущий студент, в первую очередь, будет оценивать качество образовательных услуг, а следовательно качество – это главная составляющая над которой должен работать вуз. Здесь и находит своё место система менеджмента качества, которая поможет правильно расставить приоритеты и выйти на первый план.
На тему внедрения СМК в образовании пишет свою работу и Свирщевская Л.А. [14]. Она рассматривает проблему того, что внедрить систему менеджмента качества в отечественных образовательных учреждениях очень сложно, по причине отсутствия методологии построения, отсутствия в настоящее время грамотных специалистов в этой сфере, финансовое затруднение, зачастую, не понимание, со стороны самого руководства, о необходимости внедрения СМК. Все выше сказанные аспекты свидетельствуют о том, что в настоящее время есть ещё много вопросов и проблем, связанных с внедрением СМК. В основном эти проблемы создают сами люди, не понимая важности данного процесса.
Продолжая тему внедрения СМК в образовании, свою диссертацию пишет Трошкина Д.В. Она затрагивает именно внедрение СМК в дополнительном образовании[16], и выдвигает ряд условий для этого:
• разработка методики документирования системы менеджмента качества в области дополнительного профессионального образования.
• развертывание структуры дополнительного профессионального образования в контексте менеджмента качества.
• специальная подготовка преподавательских кадров к обеспечению качества профессионального образования.
Исследование, которое провела Трошкина показало, что СМК положительно влияет на работу дополнительного образования.
Качество неотъемлемая часть всего производства и всех услуг без исключения, однако в России всё равно остаётся довольно «пренебрежительное» отношение к данному явлению. Как было сказано выше, это влият даже не построение образовательных услуг. В своей диссертации на тему «Механизм формирования системы менеджмента качества жилищно-коммунального предприятия» Савина И.А. выделяет несколько причин данному явлению, а именно [13]:
• многие руководители предприятий не адаптировались к рыночным условиям, нет правильных, четко направленных действий по решению проблем в области качества;
• недостаточный опыт у российских предприятий по созданию и развитию системы менеджмента качества;
• отсутствие, или слабое управление затратами на качество продукции в самой системе менеджмента качества;
• снизилась роль государства, ее законодательных и исполнительных органов в создании условий для решения этой важной проблемы;
• отсутствует национальная программа по достижению высокого уровня качества.
В решении проблемы внедрения СМК в образовании Абдина пишет статью [1], в которой предлагает решение проблемы. Она представляет технологию дифференцированного подхода. Этот подход она разработала сама, он заключается в работе с карточками-консультантами, благодаря которым легко проходит самостоятельное обучение учащихся. Такие карточки можно разработать абсолютно для любой дисциплины. Она содержит краткую информацию и помогает не «брать лишнего», а запомнить только основное и самое главное.
Построение системы менеджмента качества базируется на стандартах ИСО 9000, грамотная работа с данным стандартом позволит решить очень много задач и создать правильный проект построения СМК. Но при построении такого проекта есть ряд проблем [20]:
• координирование работ по созданию и функционированию СМК;
• распределение полномочий и ответственности в СМК;
• функционирование процессов менеджмента качества и их взаимодействие с другими процессами СМК;
• определение сферы распространения СМК и выбор области сертификации.
При построении СМК важно определить «роли» между руководителями, рабочими и специалистами в системе качества, которые будут документально зафиксированы [7] . Сделать это необходимо для того, чтобы каждый исполнитель понимал чего от него ждут, понимал рамки своей ответственности и полномочия. Помочь в этом может матрица ответственности, которая применяется для анализа взаимных связей подразделений и должностных лиц.
Дерево принятия решений также поможет при построении системы менеджмента качества [19]. Метод построения дерева принятия решений дает руководителю более наглядную информацию для просчета событий на будущее и выработку предупреждающих действий от рисков, которые могут возникнуть в процессе осуществления управленческих действий. Основное внимание уделяется практическому применению метода дерева принятия решений для оценки экономической эффективности внедрения системы менеджмента качества.
Также важным аспектом является проведение внутреннего аудита. Он нужен чтобы убедиться в том, что система менеджмента качества эффективно внедрена, работает и соответствует требованиям [8]. Аудиты бывают:
Внутренний аудит – проводится самой организацией, это основа для декларации о соответствии.
Внешний аудит – аудит сторон, которые заинтересованы в работе организации, они обеспечивают сертификацию или регистрацию соответствия стандартам ISO 9001 или ISO 14001.
Комплексный аудит – аудит двух или более СМК одновременно.
Совместный аудит – две или более аудиторских организации сотрудничают в проведении проверки одной организации.
Существует ещё методы построения СМК, они связаны с тем, что когда предприятие решает внедрить систему качества, оно сталкивается с проблемой сделать ли полностью новую систему или заимствовать её с другой организации [3]. Тут на помощь приходит:
• Остановимся на них более подробно.
Функционально-стоимостной анализ – метод системного исследования функций объекта с целью поиска баланса между себестоимостью и полезностью [5]. Суть метода – поэтапная отработка конструкции. Основные идеи ФСА:
• Потребителя интересует польза, которую он получит от её использования.
• Потребитель старается уменьшить затраты.
Функции, которые необходимы потребителю можно выполнить разными способами, а, следовательно, с разной эффективностью и затратами.
Среди альтернатив реализации функций есть такие, в которых соотношение качества и цены является оптимальным для потребителя.
Эффективное проведение ФСА включает выполнение следующих этапов:
• Планирование и подготовка
Анализ СМК – это систематическая, четко формализованная и документируемая деятельность руководства организации.
Цель – определение пригодности, адекватности, результативности и эффективности системы менеджмента качества. Исходя из требований стандарта ISO 9001:2008 анализ СМК необходимо проводить постоянно. Ответственность за анализ СМК лежит на высшем руководстве. Результаты анализа СМК должны документироваться [22]. Бенчмаркинг – анализ сопоставления на основе эталонных показателей [9]. Виды бенчмаркинга:
Бенчмаркинг конкурентоспособности – измерение характеристик предприятия, исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов и сопоставление их с характеристиками конкурентов.
Внутренний – сопоставляются характеристики производственных единиц со схожими бизнес-процессами внутри организации.
Функциональный – сравниваются определённые функции двух или более организаций в том же секторе.
Бенчмаркинг процесса – сравниваются показатели определённых процессов и ограниченных функций с предприятиями, у которых лучшие характеристики в аналогичных процессах.
Рассматривая сферу широкого потребления товаров, также можно заметить что система менеджмента качества является неотъемлемой частью данной сферы [4].
Ключевым элементом СМК в сфере широкого потребления становится информационно-управляющая система (ИУС). В качестве ИУС обычно выступают ERP-системы, как наиболее полно отвечающие требованиям стандарта ISO 9001:2000, предъявляемым к СМК предприятия.
Важной частью здесь будет автоматизация процессов контроля и анализа качества выпускаемой продукции. Автоматизация поможет более быстро и качественно выпускать продукцию, что в свою очередь будет увеличивать производительность. Решающим фактором в конкурентной борьбе в массовом производстве является снижение себестоимости при качественном производстве. Это побуждает производителей ещё больше забодиться о качестве выпускаемой продукции.
Не обходит СМК стороной и банковскую сферу [11], об этом пишет в своей статье Плотникова. А именно она рассматривает возможность применения СМК в отечественных банках. В своей работе она выявляет причины, по которым банкам необходимо применять данную систему, рассматривает особенности реализации принципов СМК, выгоды, к которым приведёт применение системы.
В банковской сфере автор предлагает применение системного и процессного подхода.
Рассмотрев особенности СМК в отечественных организациях, так же не следует не выпускать из внимания работы зарубежных специалистов, тем более что за рубежом система более развита. Поэтому рассмотрим несколько зарубежных источников.
Генри Нив [10] рассмотрел работу Деминга [24], известного консультанта по менеджменту 20 века. Деминг доработал известный цикл Шухарта [28], который в настоящее время называют циклом Шухарта-Деминга.
«Деминг учил, что, принимая соответствующие принципы управления, организации могут улучшить качество и одновременно сократить расходы (за счет сокращения количества отходов, изменения, изнурительного персонала и судебных разбирательств, при одновременном повышении лояльности клиентов). Смысл в том, чтобы практиковать непрерывное совершенствование и представлять производство как систему, а не как кусочки и части»
Качество у Деминга равно результату работы делённое на затраты.
Деминг считал, что все менеджеры должны обладать тем, что он называл Системой Глубинных Знаний, которая состоит из четырёх частей:
1. Понимание системы: понимание всего процесса в который вовлечены поставщики, производители и получатели) товаров и услуг;
2. Знание теории изменчивости: разделение вариаций на выходе любого процесса на общие – системные – причины и особые или специальные причины – случайные и мимолетные вмешательства в систему;
3. Элементы теории познания: концепции, которые объясняют знание и пределы того, что может быть познано.
4. Знание в области психологии: понимание людей.
Уолтер Шухарт в свою очередь прославился контрольными картами, которые так и стали называть «контрольные карты шухарта».
«Контрольная карта – графический инструмент принятия решений для обеспечения стабильности или предсказуемости любого процесса, который определяет, как управлять соответствующим процессом. Теория контрольных карт различает два типа изменчивости. Первый тип – случайная изменчивость, вызванная «общими» или «случайными» причинами. Это обусловлено широким кругом таких причин, которые постоянно присутствуют, что в настоящее время нелегко или экономически нецелесообразно идентифицировать, и среди которых преобладает мало. Однако, в целом, сумма всех этих причин создает то, что можно считать изменчивостью процесса. Предотвращение или уменьшение воздействия обычных причин требует управленческих решений, направленных прежде всего на изменение системы»[28].
А вот Тейлор Ф.У. выделяет задачу организации в обеспечение максимальной прибыли как для предприятия, так и для каждого работника. Автор убежден, что есть 3 причины маленькой производительности труда, такие как:
• непроизводные, традиционные методы производства, которые, к сожалению, сегодня используют все отрасли промышленности, тщетно растрачивают значительную силу рабочих;
• иллюзия, что увеличение производства на человека и машину в результате приводит к лишению работы большого числа занятых людей в нем;
• неэффективная система управления организацией, где каждый был вынужден «прохлаждаться» или работать медленнее, мотивируя тем, что они так защищают свои жизненные интересы.
Ф.У. Тейлор считал, что эффективной и результативной деятельности можно добиться только принудительно используя наилучшие условия и орудия труда, принудительно стандартизировать все методы и принудительно сотрудничать с другими предприятиями [29].
В своей научной работе, G. Ofori, G. Gang практикуют также простой метод внедрения системы менеджмента качества, определяя и анализируя:
• Проблемы, которые относятся к качеству, сертификации и реализации СМК [27].
По результатам проведенных опросов, они пришли к выводу, что СМК позитивно сказывается на длительность существования любого предприятия, и от ее внедрения и анализа фирмы получают только выгоды.
Томас Хендриксон (1956) разработал тест для определения личностных характеристик человека на основе теории «Об эмоциях нормальных людей». Основным постулатом данной теории является предположение, что все люди каким-либо образом ведут себя в каждом измерении. Четыре измерения являющиеся основой Системы Томаса (и её различных форм и видов применения), попадают в следующие категории [21]:
• Доминирование – Побудительный потенциал. Как вы относитесь и реагируете на проблемы и трудности, и осуществляете полномочия.
• Влияние – Контакты. Как вы взаимодействуете и пытаетесь влиять на других с вашей точки зрения.
• Стабильность – Постоянство. Как вы реагируете на изменения, неустойчивость и темп окружающей обстановки.
• Адаптивность – Принуждение. Как вы реагируете на правила и процедуры, установленные другими людьми, а также на власть.
Система Томаса представляет собой набор уникальных анкет, которые позволяют анализировать чувство собственного достоинства человека, выявлять особенности стиля поведения человека в достижении определенных результатов.
Такие тесты помогут выявить личностные качества сотрудников, что также поможет при формировании СМК. Помогут определиться с ролью человека в рабочей системе. Такой тест можно пройти онлайн в любое время.
Иностранный ученый М. Mlkva со своими коллегами, в недавнее время, рассмотрели один из способов получения оценки результативности СМК – это через EFQM модели. По их мнению, данная модель совершенствования способствует повышению конкурентоспособности организации и развитию своей деятельности в области качества, окружающей среды, охраны здоровья и безопасности на рабочем месте [26]. EFQM:
Основывается на результатах по отношению к:
Данная модель, в случае оценки результативности СМК, выступает в роли инструмента, в результате которого появляется набор из сильных и слабых сторон и после разрабатывается план действий по улучшению СМК.
Внимание Жирновой Е.А. и ее коллег заинтересовал метод анализа полученных результатов предпринимательской деятельности и обеспечение качества в виде бальной системы, где 100 % – вспомогательный критерий достигается; 50 % – частично; 0 % – не достигается [30]. Этот метод берет во внимание только наиболее важные факторы, которые влияют на результативность СМК, и определяет разработку, внедрение и реализацию лучшего решения. Этот инструмент помогает руководству предприятия быстро скоординировать и спланировать свои действия по улучшению предпринимательской деятельности, уменьшить коэффициент расходов по качеству и функционированию организации, что приведет к значительному экономическому эффекту.
Но В.Е. Дедова, предполагала, что при оценке эффективности внедренной СМК необходимо анализировать и акцентировать свое внимание на экономическую деятельность предприятия, а именно на таких показателях, как срок окупаемости системы, годовой экономический эффект от внедрения системы и расчетный коэффициент эффективности всех инвестиций [23]. Она утверждала, что экономический смысл от реализации системы и ее оценки это стремление расширить рынок, потому что основные доходы появляются именно из доступных новых рынков. В результате проведенной работы, она увидела, что экономический предел для мотивации работы по СМК совершенно не разумен, и что бы изменить эту систему необходимо включить в деятельность СМК бонусы лучшим работникам, уволить худших, и разнообразить по времени данные бонусы. В реальности, экономические методы не могут полно решить эту проблему и в результате необходим административный контроль.
А вот Иванова Г.Н. и Андросенко Н.В. в своей научной работе подчёркивали, что основа устойчивого развития любого предприятия это качество [25]. Для того чтобы оценка качества была высокой, и в итоге результативность СМК также увеличивалась, необходимы нормативные документы, которые также включают стандарты. Поэтому они выделяют одним из методов оценки эффективности и результативности СМК это полный анализ стандартизации предприятия, в роли технического регулирования. Преимущество стандартизации они видят в качестве вклада в валовую прибыль.
В заключении хочется сказать, что существует большое множество методов построения системы менеджмента качества. Каждый из них эффективен и необходим по-своему.
При выборе метода и способа построения СМК стоит учитывать чего именно хочет добиться этим предприятие.
• улучшении качества продукции и услуг.
• налаживанию внутренних отношений.
• налаживанию внешних отношений.
Система менеджмента качества в настоящее время неотъемлемая часть хорошего предприятия. А описанные методы, особенности и способы её построения помогут реализовать все идеи и задумки и поставить производство товаров и услуг на новый, более высокий уровень.
Источник