Современные методы проектирования ландшафта

Методы, принципы и средства ландшафтного дизайна

К методам ландшафтного дизайна можно отнести такие методы как:

1. Метод реструктуризации.

2. Метод регенерации и ландшафтной организации.

3. Метод многоуровневого расслоения.

4. Метод ландшафтной идентификации города.

Метод реструктуризации заключается в разграничении пространства улицы с выделением полос безопасного движения для индивидуального, общественного транспорта и пешеходов, размещения дополнительных посадок растительности и изменения профиля улицы.

Метод регенерации и ландшафтной организации обеспечивает восстановление утраченных компонентов природы и появление новых обустроенных ландшафтных участков. Применение данного метода представляется наиболее актуальным.

Метод многоуровневого расслоения рассматривает возможность трансформации уже существующих и вновь проектируемых городских пространств путем создания в них нескольких уровней для расположения продольных и поперечных магистралей, организации набережных и площадей города. Метод призван решить ряд экологических и эстетических проблем. В числе возможных направлений реализации данного метода являются трассы общественного и индивидуального транспорта, создания многоуровневых паркингов с использованием существующего рельефа и формирования озелененных территорий общественного назначения.

Метод ландшафтной идентификации города предполагает создание «узлов» ландшафтной идентификации города, включая создание ландшафтных доминант в местах минимальной выразительности и разнообразия ландшафта города. Данный метод рассматривает возможность создания определенного визуального кода и характерный набор природных компонентов, способствующих созданию зон психологической разгрузки.

Для реализации перечисленных методов ландшафтного дизайна необходимо использовать принципы, способствующие достижению необходимых качеств ландшафтного дизайна.

К числу основных принципов относятся:

1. Принцип соучастия (подключения жителей, граждан к процессу формирования ландшафта считается одним из самых важных). Необходимо очень активно работать с населением, подключать ко всем городским программам жителей, сделать их активными соучастниками ландшафтного процесса.

2. Принцип динамического обновления композиции основан на том, что природа все время меняется. Любое дерево растет, живет, цветет и, в конце концов, умирает, засыхает. Меняется газон, меняются компоненты в ландшафте. Это процесс живой. И ландшафт – тоже вещь живая, не застывшая. И поэтому композиционные приемы постоянно обновляются. Ландшафт не делается один раз. Он делается постоянно и постоянно изменяется. Если потратить некую сумму денег на его создание, то придется регулярно тратить почти такую же сумму, чтобы не только сохранить и поддержать композицию, но и достаточно часто для того, чтобы изменить ее.

3. Принцип иерархии городских пространств. Мы понимаем, что пространства в городе бывают частные, частно-общественные и общественные. Каждый тип пространства, в зависимости от его пользователя, имеет свои приемы организации, свои особенности в ландшафтном проектировании.

4. Принцип заполнения временных и постоянных пустот (очень важен для города). Города имеют внутренние территории, которые пока не застроены, но рано или поздно будут застраиваться. Это пустыри и несанкционированные свалки. Оставлять эти пространства в заброшенном, неорганизованном виде нельзя. Их необходимо организовать по временной схеме, сделать вполне приличными для временного рекреационного использования.

5. Принцип визуального восприятия композиции (взаимозаменяемости природных компонентов) – например, воду визуально заменить гравием и песком, бетоном имитировать скальные породы. То есть можно использовать естественные природные компоненты и искусственные изделия для формирования искусственной ландшафтной композиции.

6. Принцип малых архитектурных форм – важно, чтобы они не загромождали пространство, чтобы они давали возможность видеть природу, людей, застройку и чтобы были не массивными и визуально прозрачными.

7. Принцип гармонии и дисгармонии. Он заключается в том, что время симметричных ландшафтных композиций, стандартных, классических, закончилось. Сейчас время несимметричных, и даже незавершенных композиций, композиций динамичных – падающих, разрушающихся, неустойчивых. Это чисто художественный принцип так как ландшафтная архитектура и ландшафтный дизайн – это вид искусства со своими правилами, которые должны знать профессионалы и понимать простые люди.

Средства ландшафтного дизайна обеспечивают решение задач по преобразованию ландшафта в соответствии с данными методами и принципами.

В числе средств, пригодных для изменения структуры и облика ландшафтного дизайна являются:

– трактовка форм растительности (выбор форм растительности, устройство эффективной системы полива для создания визуальных разделительных барьеров, акцентирование входных зон в общественные здания и сооружения, обустройство остановок общественного транспорта и т.д.);

– преобразование, изменение качеств поверхности земли (к средствам преобразования поверхности земли можно отнести: изменение форм рельефа (использование геопластики), применение различных видов мощения; включение озелененных фрагментов поверхности);

– размещение малых архитектурных форм и средств визуальной ориентации (средства информации и визуальной ориентации призваны обеспечить рациональное распределение информации на улице, создания визуальных акцентов для ориентации человека в пространстве. Малые архитектурные формы, как неотъемлемый компонент преобразованного ландшафта, призваны создать необходимый уровень комфортности в местах пребывания людей в городских пространствах).

22.2. Основные понятия композиции.
Единство и взаимосвязь элементов композиции

«Композиция»в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение.

Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, можно наблюдать в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.

В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде, а именно:

– в музыке это понятие вполне определено. Но специалисты в определении композиции, как общего плана музыкального произведения, говорят, что его необходимо дополнить формами между частями композиции;

– в литературе термин «композиция» вкладывает вполне определенное содержание. Композиция означает размещение в тексте конкретного материала, или смену «точек зрения»;

– в изобразительном искусстве понятие «композиция» выражается, как целостность.

Поскольку «композиция» обозначает соединение, составление частей в целое, то главный смысл, который вкладывается в это понятие, – это стремление к достижению целого, целостности.

Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражать ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности. Человек творит по законам красоты, он старается делать вещи красивыми, привлекательными. Но природа настолько многообразна, что человек не может познать все абсолютно, а только стремится к этому.

Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов. Принципы единства, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному. Но наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать органического сочетания (в архитектурно-скульптурном ансамбле, в оформлении интерьера, в театральной постановке, где сочетаются драматургия, мастерство актеров и режиссера, декорационная живопись, музыка). От взаимодействия всех слагаемых спектакля зависит сила его эмоционального воздействия на зрителя.

Композиция относится к формам искусства.

Композиция является главной художественной формой произведения изобразительного искусства, объединяющей все остальные.

Композицию можно рассматривать как:

– наука – часть теоретического искусствоведения);

– учебную дисциплину (учебный предмет).

[1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Источник

Ландшафтное проектирование участка: для чего нужно и как проводится, стили проектирования

Несколько предыдущих поколений владельцев частных домов вынужденно рассматривали приусадебную территорию как основной источник продуктов и зимних запасов. Такой утилитарный подход объяснял внешний вид участка, устроенного по принципу образцового колхозного хозяйства. Там, где большую часть времени проводили в труде, местом отдыха считалась площадка около мангала и детские качели на ветке дерева.

Позже выращивание овощей и ягод в промышленных масштабах потеряло смысл. На первый план вышло стремление облагородить землю вокруг дома, сделать участок местом, где хочется отдохнуть и насладиться радующей глаз обстановкой. Ландшафтное проектирование участка поможет провести перепланировку (если участку много лет) или предложит оригинальный вариант устройства свежеприобретенного земельного надела с учетом особенностей ландшафта и ваших пожеланий.

Что такое ландшафтное проектирование участка; задача и цель проекта

Задачей ландшафтного проектирования является создание комфортной зоны проживания, максимально соответствующей вкусам и способу жизни хозяев. Ландшафтное проектирование поможет рационально преобразовать территорию участка, грамотно распределить зоны построек, отдыха и зеленые зоны.

Чтобы создать гармоничный ландшафтный дизайн, нужен не только отменный вкус, но и специальные знания, поддержанные опытом. Работа начинается с определения стилевой концепции ландшафта. Чтобы дизайн проект участка был качественным, а значит, оптимально использующим денежные средства, силы, материалы и время, тщательно изучаются особенности территории.

Ландшафтный проект участка является результатом сложной многоэтапной работы; он может дать наглядное представление об окончательном виде приусадебной территории.

Важные характеристики участка

Физические характеристики участка могут повлиять на окончательный вид проекта. Кроме площади и особенностей рельефа к ним относят:

  • геологические, гидрогеологические, сейсмологические особенности;
  • наличие инженерных коммуникаций и расстояние до них;
  • дороги и подъездные пути;
  • охрана территории.

Этапы проектирования и составляющие ландшафтного проекта земельного участка

Прежде, чем окружающая дом территория будет радовать глаз владельцев, проектирование участка воплощается на бумаге. В его состав входит обязательная часть — пакет проектной документации, закрепляющей качество выполнения работы, и индивидуальная часть, зависящая от обустраиваемого участка. Во время работы над проектом организация руководствуется существующим сводом правил по проектированию и строительству (СП 11-106-97 и СНиП 30-02-97).

Проектирование дачного участка включает несколько этапов.

Этап 1. Запрос владельца

Хозяин участка, задумавший грамотно и стильно обустроить территорию, связывается с компанией, предоставляющей услуги ландшафтного проектирования. Это можно сделать как по телефону, так и через электронную почту, сайт или посетив офис. Сотрудники предоставят информацию о составе проекта и ориентировочной стоимости различных вариантов. Как правило, такая консультация бесплатна. На данном этапе оформляется заказ на ландшафтное проектирование.

Этап 2. Предпроектные работы, топографическая съемка

После того, как заказ получен, специалисты изучают географические характеристики усадьбы и окружающей территории. Во время первого выезда проводятся замеры участка и подробная фотосъемка, изучаются особенности рельефа.

Ландшафтного архитектора интересует множество параметров:

  • Территория, прилегающая к участку. Сюда входят близлежащие зеленые зоны (лесные массивы и насаждения), подъездные дороги, инженерные коммуникации, водоемы.
  • Потенциальные источники шума (железная дорога, автотрасса).
  • Территория участка. Это состав почвы, глубина грунтовых вод, деревья и прочая растительность, роза ветров.
  • Постройки. Учитывается архитектурный стиль строений, расположение окон и дверей.

Этап 3. Предпроектный анализ

На основании практически полученных данных проводится предпроектный анализ:

  • Анализ насаждений. Если на участке присутствуют деревья и кустарники, определяется их состояние.
  • Анализ освещённости. Помогает выявить общий световой режим, теневые и солнечные участки усадьбы.
  • Определение зон запрета посадок. На них влияют скрытые инженерные коммуникации (водопровод, газ, кабель связи или силовой кабель).

Топографический план и его анализ станут основой для составления эскизов. В этот момент владелец заключает договор с фирмой-подрядчиком.

Этап 4. Эскизный проект

Определение будущего дизайна проходит в сотрудничестве ландшафтного архитектора и заказчика. Специалист, выяснив пожелания владельца и учитывая особенности ландшафта, определяет наиболее привлекательные места, организуя таким способом структуру территории. Делаются несколько набросочных планов и эскизов дизайна участка с различными стилевыми концепциями. Перед конечным эскизом уточняются предпочтения заказчика:

  • Стиль сада, включающий выбор деревьев, трав, цветов и деталей украшения.
  • Распределение функциональных зон.
  • Возможность будущих изменений (добавление гаража или бани).
  • Необходимость освещения и полива участка.

Конечный эскиз включает 2 типа документов:

  • План функционального зонирования. Показывает местоположение зоны отдыха, зоны барбекю, детской (игровой) и садовой зон.

Видео описание

3D-визуализация денлроплана участка (10 соток) на видео:

Концептуальный план. Описывает идею проекта, часто сопровождается 3D-презентацией, позволяющей увидеть будущий ландшафт и совершить виртуальную прогулку по саду.

Этап 5. Генеральный план

На основании выбранного и утвержденного эскиза разрабатывается генеральный план озеленения и благоустройства участка, который содержит:

  • Дендрологический план ( включает ассортиментную ведомость), где перечислены растения, запланированные на посадку. Указывается размер взрослых растений для исключения проблем с освещенностью участка.
  • План озеленения (разбивочно-посадочный). Строится в масштабе с указанием строений и оград, к которым осуществляется привязка.
  • План благоустройства (разбивочный чертёж). Уточняется форма зон, садовых площадок и дорожек; тип их мощения. Указывается схема построек и системы мощения (в масштабе 1:100 или 1:200) со всеми размерами.
  • Схему вертикальной планировки. Необходима, если участок расположен на неровной поверхности (на склоне). Схема берется за основу при выполнении земляных работ (например, при устройстве террас); на ней указывается перепад высот.
  • Схему освещения. Фонарики вдоль дорожек и уютно освещенная беседка — не только красиво, но и практично в темное время суток.

Цены дизайнеров колеблются от 4-5 тыс. руб. /сотку (эконом-вариант) до 18-30 тыс. руб. /сотку. Стоимость проекта компании может начинаться от 150 тыс. руб. (для участка площадью 15-50 соток) и от 250-380 тыс. руб. (для участка площадью 50-100 соток).

Основные зоны дачного участка

К основным функциональным зонам относятся:

  • Партерная зона. Зона перед главным фасадом или входом.
  • Зона общего отдыха. В нее входят открытые лужайки и газоны, площадки, беседки, где может собраться вся семья.
  • Мини-зона отдыха. Небольшие, скрытые от посторонних глаз пространства с садовой мебелью.
  • Игровая зона. Устраивается для самых маленьких.

Источник

Читайте также:  Дизайн модные кухни стены обои
Оцените статью
Поделиться с друзьями