Современные национальные проекты россии с 2000 года

Россия в 2000-2008 годах. Политический курс и национальные проекты В.В. Путина

В канун нового тысячелетия 31 декабря 1999 г. президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации», согласно которому Б.Н. Ельцин с 1 января 2000 г. прекратил исполнение полномочий президента РФ. Временное исполнение обязанностей президента РФ было возложено на председателя правительства РФ В.В. Путина. 12 января 2000 г. В.В. Путин был выдвинут инициативной группой на пост президента РФ.

30 декабря 1999 г., за день до отставки Б.Н. Ельцина, была опубликована программная статья В.В. Путина » Россия на рубеже тысячелетий». В ней было изложено видение прошлого и будущего России. На взгляд В.В. Путина, самой главной задачей являлась консолидация российского общества. Неотъемлемой частью этой задачи должно было стать укрепление государственности. Государство должно проникнуть во все сферы общественных отношений: политическую, экономическую, социально-культурную настолько, насколько это необходимо для создания «демократического, правового, дееспособного федеративного государства».

Затрагивая экономические проблемы, В.В. Путин настаивал на необходимости повышения эффективности национальной экономики. При этом одной из приоритетных задач была борьба с бедностью и повышение благосостояния населения страны. Для этого предполагалось вывести на качественно новый уровень образование, здравоохранение, науку, культуру и обеспечить социальные гарантии граждан.

Начался новый период в жизни страны. В.В. Путин сразу же взял курс на укрепление государственности и суверенитета. Уже в мае 2000 г. В.В. Путин начал проведение административной реформы, так как ослабленная к этому времени вертикаль власти мешала проведению политических и социально-экономических преобразований.

Читайте также:  Дорогой современный интерьер дома

В период с 2000 по 2002 гг. произошли значительные изменения баланса сил в Государственной Думе РФ. В 2001 г. коммунисты, выступившие с критикой в адрес министра экономики Г.О. Грефа, лишились руководства большинства комитетов в Государственной Думе РФ. Это значительно усилило позиции пропрезидентского большинства («Единство», «Отечество — вся Россия», «Народный депутат»), стоявшего на центристских позициях.

Эти и другие меры в течение 2002 — 2003 гг. на политической арене страны усилили позиции президента РФ и правительства РФ. В 2000 г. были начаты реформы по реформированию армии. В январе 2001 г. был принят «План строительства Вооруженных сил РФ», в соответствии с которым предусматривалось увеличение финансирования армии и сокращение личного состава, перевооружение и модернизация войск. К 2010 г. планировалось перейти на преимущественно контрактное комплектование Вооруженных сил РФ. Происходит модернизация судебной системы. Все эти меры призваны улучшить работу государственного аппарата и создать необходимые предпосылки для более глубокого проведения реформ.

· 5 октября 2003 г. в Чечне были проведены выборы. Победу на них одержал А.А. Кадыров (убит террористами на стадионе в Грозном 9 мая 2004 г.).

· В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу четвертого созыва.

· В конце февраля 2004 г. В.В. Путин распустил правительство М.М. Касьянова. Новый кабинет министров возглавил М.Е. Фрадков.

· 14 марта 2004 г. в России состоялись очередные выборы президента РФ. Президентом России был переизбран В.В. Путин, набравший 71,31% от числа избирателей.

· 7 мая 2004 г. в Кремле состоялась церемония вступления В.В. Путина в должность президента РФ на второй срок.

Начиная с 2000 г. правительство России выполняет план десятилетней программы «Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу». Программа предполагала продолжить курс на создание либеральной экономики.

Уже в 2003 г. темпы экономического роста составили приблизительно 7%. Такого прироста удалось достичь не только за счет продажи сырья, но и функционального развития других секторов экономики.

Значительным шагом правительства стала налоговая реформа. Она включала две важные меры: переход к 13% ставке обложения доходов и планомерное сокращение, а в дальнейшем и отмена налога на добавленную стоимость НДС.

В январе 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс. Он стал необходимой мерой в деле упорядочения трудового законодательства.

Летом 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Цель реформы состояла в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основы, главным образом перенесение большей доли расходов по содержанию жилищного фонда на население.

Важное экономическое и политическое значение имело приятие Государственной Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса. Кодекс закрепил право собственности на землю и определял механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения. Но уже в июне 2002 г. был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который распространил право собственности на земли сельхозназначения. Данный закон все же не стал основой для подъема сельского хозяйства, так как не был должным образом подкреплен административными мерами.

Серьезные опасения в обществе вызвали внесенные в декабре 2003 г. поправки в Лесной кодекс, которые допускали возможность застройки лесов первой категории жилыми и другими объектами, а также возможность приобретение лесных участков иностранными гражданами.

Перемены в хозяйстве страны позволили усилить социальную направленность проводимой политики. Государству удалось не только погасить многомесячную задолженность по зарплатам, пособиям и пенсиям, но и повысить зарплату некоторым категориям бюджетных работников. Появились новые рабочие места, выросли реальные доходы граждан. Начался процесс модернизации средней и высшей школы.

В 2002 г. была проведена Всероссийская перепись населения. Численность населения России, по ее данным, составила 145,2 млн. человек. По этому показателю РФ находилась на седьмом месте в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.

К началу нового тысячелетия внешняя политика России вышла на качественно иной уровень. Осмысление роли и места РФ в мире позволило выработать руководству страны принципы дальнейшего развития государства на мировой арене. В 2000 г. были приняты три важнейших документа. Во-первых, «Концепция национальной безопасности», которая определяла наиболее серьезные угрозы интересам России. Во-вторых, «Военная доктрина», развивающая положения применительно к оборонительному строительству. В-третьих, «Концепция внешней политики», являющаяся базовым документом внешнеполитической деятельности страны.

Главной идей внешнеполитической деятельности России стала разновекторная политика поддержания связей с разными государствами, на всех континентах. Продолжался процесс налаживания конструктивного диалога с такими странами, как США и государствами Европы. Важное место во внешнеполитической деятельности нашей страны отводилось азиатским партнерам. В.В. Путин за период с 2000-2002 гг. посетил Китай, Индию, Японию, Вьетнам и другие страны. Кроме этого продолжалось сотрудничество с международными организациями: «большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, МВФ.

Определяющее значение во внешней политики РФ имело тесное сотрудничество со странами СНГ. На постсоветском пространстве наметилась тенденция сближения бывших республик СССР, прежде всего в экономической сфере. Тем не менее, создание союзного государства Россия-Беларусь из-за противоречий между сторонами отложено до неопределенного срока.

После террористических актов в США 11 сентября 2001 г. произошло резкое изменение геополитической ситуации в мире. РФ стала одним из участников борьбы с международным терроризмом. Весной 2002 г. была создана российско-американская рабочая группа по вопросам взаимодействия, обмена информации в борьбе с терроризмом. Россия сыграла важную роль в формировании новой системы международной безопасности.

Цель нацпроектов – сконцентрировать административные, бюджетные ресурсы, направить их на улучшение качества жизни российских граждан, инвестировать их в будущее страны.

По каждому из 4-х нацпроектов были определены важнейшие задачи, которые предстояло решать государству.

• Полная укомплектованность квалифицированным медицинским персоналом участковой службы.

• Увеличение объемов оказания высокотехнологичной медпомощи, рост ее качества и доступности в стране.

• Вакцинация, профилактика заболеваний.

• Рост денежных выплат работникам здравоохранения.

• Профессиональная переподготовка медицинских работников.

Отдельный проект в рамках нацпроекта «Здоровье» – «Родовые сертификаты». Целью этого важного проекта стало улучшение качества обслуживания, как в женских консультациях, так и в роддомах, повышение их материальной заинтересованности в каждой беременной женщине. Для реализации данного проекта было решено выдавать так называемые родовые сертификаты, средства которых направляются в медицинские учреждения (консультации, родильные дома, поликлиники, где новорожденные первого года жизни проходят профилактические обследования).

• Подключение максимального количества школ к интернету.

• Основание национальных университетов.

• Гранты лучшим учителям, ученикам, преподавателям ВУЗов, ученым.

• Меры по профессиональному образованию военнослужащих.

• Выделение сельским школам средств транспорта.

• Увеличение доступности жилья.

• Обеспечение массового строительства жилья – новых микрорайонов.

• Создание системы поддержки государством граждан РФ при покупке ими жилья, применение кредитных механизмов приобретения жилья и финансирования строительства, рост объемов ипотечного жилищного кредитования.

• Расселение ветхих домов, капитальный ремонт старого, аварийного жилья.

• Адресная поддержка сельских молодых специалистов и молодых семей в сфере обеспечения жильем.

• Предоставление военным и гражданам некоторых других категорий субсидий на покупку жилья – реализация программы государственных жилищных сертификатов.

Нацпроект «Развитие агропромышленного комплекса»:

• Активизация развития агробизнеса (в особенности, малых форм).

• Развитие в стране животноводства, земледелия путем строительства и переоснащения земледельческих, животноводческих комплексов.

• Развитие производства в фермерских хозяйствах, а также лизинга и кредитной кооперации на селе.

В ходе реализации нацпроектов государством были выделены и израсходованы колоссальные денежные суммы на их цели. По всем четырем нацпроектам были подведены промежуточные итоги и отмечены существенные положительные сдвиги.

В частности, в России наблюдается рост рождаемости и снижение смертности; появились и развиваются ипотечные программы для молодых семей; наблюдается рост объема вводимого в эксплуатацию жилья; открыты новые перинатальные центры; выросли зарплаты у работников системы образования и здравоохранения; развивается потенциал российских сел. Значительные успехи достигнуты по каждому проекту.

При этом множество проблем продолжает оставаться в каждом из приоритетных направлений. Изначально национальные проекты были запланированы президентом В. Путиным не как разовые мероприятия, а как долгосрочные программы. Поэтому работа по их реализации продолжается и в настоящее время.

Источник

История нацпроектов в России

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории нацпроектов в РФ.

Начало реализации нацпроектов

С начала 2000-х годов в России разрабатывали различные концепции и программы стратегического развития страны. Первым инструментом комплексного решения целевых задач стали федеральные целевые программы (ФЦП), их начали принимать с 2002 года.

5 сентября 2005 года Путин на расширенном совещании с членами правительства, руководством Федерального собрания РФ и членами президиума Госсовета объявил о начале реализации в РФ приоритетных национальных проектов. Цель этих программ заключалась в концентрации бюджетных и административных ресурсов по главным направлениям социально-экономического развития РФ, что должно было привести к повышению качества жизни граждан России.

21 октября 2005 года для разработки мер, направленных на реализацию нацпроектов, при главе государства был образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов (в 2006-2010 годы и в 2012-2016 годы — Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2010-2012 годы — Комиссия при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2016-2018 годы — Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам).

С 1 января 2006 года в России началась реализация четырех нацпроектов: «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)».

Нацпроект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

Целью национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» было заявлено формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания российских граждан. Сроки реализации — 2006-2010 гг. Одной из поставленных задач был рост ежегодного объема жилищного строительства в РФ к 2010 г. до 80 млн кв. м. Однако этого показателя достичь в оговоренные сроки не удалось: в 2008 г. объем жилищного строительства, по данным Росстата, составил 64,1 млн кв. м, в 2010 г. — 58,4 млн кв. м. Показатель в 80 млн кв. м в год был достигнут только по итогам 2014 г. В рамках реализации нацпроекта было также запланировано увеличение объемов выдаваемых ипотечных кредитов с 20 до 415 млрд руб. в год. В 2010 г., по данным Банка России, в стране было выдано ипотечных кредитов на сумму 380,1 млрд руб., в 2011 г. — 716,9 млрд руб.

Нацпроект «Развитие АПК»

Задачей нацпроекта «Развитие АПК» было объявлено увеличение производства сельскохозяйственной продукции в России и улучшение социально-экономического положения сельского населения. Нацпроект включал в себя три направления: «ускоренное развитие животноводства» (основная цель — сделать доступными кредиты как для крупных, так и для мелких фермерских хозяйств); «стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе». В ходе его реализации предполагалось увеличение производства мяса на 7%, молока — на 4,5%. Также на 6% должен был вырасти объем продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Планировалось построить 1 млн 392,9 тыс. кв. м жилья и улучшить жилищные условия 31,64 тыс. молодых специалистов на селе. Объем финансирования проекта в 2006-2007 гг. составил 34,9 млрд руб. По данным Минсельхоза, по итогам 2007 г. контрольные целевые показатели по всем трем направлениям нацпроекта оказались выполненными. В 2008 г. нацпроект был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.

Нацпроект «Здоровье»

Проект «Здоровье» предусматривал повышение доступности и качества медицинской помощи, подготовку медицинских специалистов, обеспечение дополнительных выплат врачам и медперсоналу, строительство центров высоких медицинских технологий и др. В 2006 г. на осуществление этих целей из бюджета было выделено 62,6 млрд руб. Всего в 2006-2010 гг. в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» было потрачено 607 млрд руб. С 2006 г. участковым врачам и медсестрам к основной зарплате осуществлялись дополнительные выплаты в размере 10 тыс. руб. и 5 тыс. руб. в месяц соответственно. Работники скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов также получили прибавку: для врачей она составляла 5 тыс. руб., фельдшеров — 3,5 тыс., медсестер — 2,5 тыс. руб. В 2006-2010 гг. в России, по словам вице-премьера правительства РФ Александра Жукова, в рамках нацпроекта более 10 тыс. клинических учреждений были оснащены современным диагностическим оборудованием, обновлено около 70% парка автомобилей скорой помощи. 20 марта 2006 г. постановлением правительства был определен перечень из 15 федеральных центров высоких медицинских технологий (14 в регионах и один в Москве), которые планировалось построить. В ходе реализации нацпроекта «Здоровье» было завершено строительство 13 федеральных медцентров. В рамках нацпроекта с 1 января 2006 г. начала действовать программа «Родовой сертификат». Она позволяет каждой беременной женщине самостоятельно выбрать родильный дом, а также получить диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.

Нацпроект «Образование»

В рамках национального проекта «Образование» осуществлялась поддержка лучших учебных заведений, внедрение современных образовательных технологий, стимулирование вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, обеспечение всех российских школ интернетом. В 2006-2010 гг. общий объем финансирования нацпроекта «Образование» составил 280 млрд руб. Государственную поддержку получили 3 тыс. инновационных школ (по 1 млн руб. каждая) и 10 тыс. лучших учителей (по 100 тыс. руб.). Семнадцати лучшим инновационным университетам России были предоставлены гранты в сумме 5 млрд руб. Более пяти тысяч победителей различных олимпиад и конкурсов получили премии для поддержки талантливой молодежи по 60 и 30 тыс. руб. Программа подключения российских школ к интернету была завершена досрочно в 2008 г. В Южном и Сибирском (в Ростове- на-Дону и Красноярске) федеральных округах в 2006 г. были созданы федеральные университеты (еще восемь федеральный университетов сформированы в 2010-2014 гг.). Решением Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 19 января 2010 г. нацпроект «Образование» стал одним из инструментов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Продление сроков реализации нацпроектов, госпрограммы

29 июля 2010 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством главы государства Дмитрия Медведева были утверждены основные параметры нацпроектов на период с 2011 по 2013 г. Всего на реализацию трех проектов («Здоровье», «Образование», «Доступное жилье») было запланировано выделить 1 трлн 392 млрд руб., в том числе около 798 млрд руб. из федерального бюджета.

В частности, в рамках проекта «Здоровье» было запланировано достичь увеличения продолжительности жизни на 2,3 года до 71,3 лет (фактически этот показатель был достигнут в 2015 г.). Нацпроект «Образование» предполагал в 2011-2013 гг. финансирование программы развития ведущих российских университетов на сумму в 41 млрд руб., ежегодную поддержку не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления, дополнительное обучение более 17 тыс. школьных педагогов и др.

В 2010 г. правительство утвердило новые документы государственного стратегического планирования — государственные программы («Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», «Доступная среда на 2011-2020 гг.» и др.). В по состоянию на конец 2018 г. в России действовали 43 госпрограммы.

Майские указы 2012 года

7 мая 2012 г., в день своей инаугурации, президент РФ Владимир Путин подписал 11 так называемых майских указов, в которых были обозначены основные направления социально- экономического развития страны до 2020 г. Документы затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы госуправления, а также развития Вооруженных сил РФ.

В пакете законов, подписанных президентом, был определен ряд социально-экономических показателей, которые должны быть достигнуты до 2018 или 2020 г. в рамках исполнения майских указов. Среди них рост в 1,5 раза реальной зарплаты и производительности труда; создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, где зарплата выше средней по отрасли; переоснащение армии новейшими видами вооружений на 70%; достижение 20 места в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса; рост ожидаемой продолжительности жизни в стране к тому же сроку до 74 лет; увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 27% валового внутреннего продукта (ВВП); рост продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.; увеличение доли публикаций российских ученых в иностранных научных изданиях до 2,44%.

По итогам 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,84 года (оценка Росстата, в 2012 г. — 70,5 лет, целевой показатель в 2018 г. — 74 года).

Продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП в 2017 г. достигла 21,7% (цель в 2018 г. — 30%).

Численность высокопроизводительных рабочих мест в 2017 г. составляла 17,6 млн при целевом показателе 25 млн к 2020 г.

Уровень современных образцов вооружений и техники в российской армии в 2017 г., по словам министра обороны Сергея Шойгу, достиг 59%, что в 3,6 раза выше, чем в 2012 г. (тогда показатель составлял 16%). — Всего в 2012-2017 гг. в войска поступили более 58 тыс. единиц и различных комплексов.

Доля российских научных публикаций в международных научных журналах выросла с 2,08% в 2010 г. до 2,45% в 2016 г., превысив плановый показатель в 2,44%.

В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, опубликованном в мае 2018 г., Россия заняла 31-е место (в 2012 г. — 120, целевой показатель в 2018 г. — 20-е место).

Приоритетные проекты 2016-2018 гг.

30 июня 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Этим же решением были упразднены два других консультативных органа, действовавших при главе государства: советы по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также по жилищной политике и повышению доступности жилья. Совет был создан для подготовки предложений главе государства по разработке и реализации основных направлений стратегического развития страны, определения ключевых параметров наиболее важных государственных проектов и программ.

13 июля 2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. и до 2025 г.: здравоохранение; образование; ипотека и арендное жилье; ЖКХ и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; реформа контрольной и надзорной деятельности; безопасные и качественные дороги; моногорода; экология. Тогда же было принято решение о формировании к 1 декабря 2016 г. «пилотного портфеля» приоритетных проектов для их реализации.

15 октября 2016 г. в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в РФ были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Департамент проектной деятельности Аппарата правительства РФ.

В 2016-2018 г. были утверждены паспорта 29 приоритетных проектов (например, «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Формирование здорового образа жизни» и др.). С 2018 г. также ряд государственных программ бы переведен на проектное управление. В 2017 г. в федеральном бюджете на реализацию приоритетных проектов было выделено в общей сложности порядка 177 млрд руб., в 2018 г. — 168 млрд руб.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями