Современные нормы словосочетания модный туфель

Модный туфель или модная туфля как правильно

Как правильно писать: туфель или туфлей? Как правильно: без туфель или без туфлей

Со времен первобытного человека наше общество значительно продвинулось вперед: мы сменили шкуры на европейскую или иную одежду, живем в комфортабельных домах и носим обувь вместо того, чтобы ходить босиком. Сегодня рабочий день многих жителей Земли начинается стандартно: звонок будильника, завтрак, наведение лоска в соответствии с требованиями дресс-кода и поездка на работу. И, да, вы наверняка не приходите на работу без обуви, или без туфель.

Кстати, задумывались ли вы о том, как правильно говорить: без туфель или без туфлей? Возможно, вас не слишком заботит эта тема, однако иногда вы можете столкнуться с необходимостью произнести фразу с включением этого существительного. Например, если у вас нет модных туфель. или туфлей. Все-таки цивилизованный человек должен знать, как сформулировать свою мысль правильно, поэтому обсудим это.

Значение и происхождение

Слово «туфля» появилось на просторах государства российского сравнительно недавно — в начале XVIII века.

Означает оно следующее: тип обуви, закрывающий ступню по щиколотку. Слова, которые уточняют значение слова «туфля», являясь его синонимами — ботинок или полуботинок. Все они объединяются в более широкое понятие — обувь. Слово «туфли» часто образует словосочетания со словами «мужские» и «женские», являясь фразеологизмами.

Официально принятая версия такова: форма единственного числа представлена словом «туфля», относится к имени существительному, отвечая на вопрос «что?». Является неодушевленным предметом женского рода, т. к. сочетается с притяжательным местоимением «моя» (моя туфля).

Читайте также:  Модные юбки для девушек лето 2021

При морфологическом разборе слова «туфля» получаем корень -туфл- и изменяемое в ходе склонения по падежам окончание -я-.

Особый российский взгляд

Этимология слова «туфли», по мнению некоторых исследователей, восходит к греческому слову παντόφελλος, от которого в дальнейшем появилось немецкое pantuffel, сократившееся позже до tuffele, что означает «башмак». В странах Северной Европы немецкий вариант претерпел незначительные изменения, но вполне узнаваем. У итальянцев это слово преобразовалось до pantofola.

В русском языке слово «туфли» пошло не по проторенному европейскому пути, согласно которому это понятие относится к мужскому роду. Несмотря на подсказки словарей, в России «туфли» представлены как женским вариантом этого слова «туфля», так и мужским вариантом — «туфель». Если учесть, что в русском языке существительным не свойственно изменяться по родам, то мы получили два разных слова. Что ж, у России всегда был особый путь, благодаря которому мы имеем определенные проблемы:

  • Первая: все-таки к какому роду относится единственное число слова «туфли», особенно если учесть, что формы множественного числа официально не предусмотрено?
  • Вторая: как правильно говорить: «У новых туфлей или туфель?»
  • Третья: как быть с ударением? Может быть, «туфлЕй», а возможно, и «тУфлей», или тУфель»? Тем более что в словарях существует только «туфля».

Попытаемся перевести проблему «туфель или туфлей» в задачу, как советуют психологи.

Присмотримся к падежам

Для решения вопроса с «туфлями» применим классический алгоритм действий: заглянем в словарь. Там совершенно четко разъяснено, что слово «туфля» относится к существительным женского рода. Его основной формой применения является единственное число. Если мы говорим о более чем одной туфле, то следует применять словосочетание «пара туфель». Однако составители словарей не учли творческого подхода россиян к русскому языку: «пара туфель» в России не прижилась.

Новые словари не успевают за развитием ситуации в разговорной речи и формированием устойчивых словоформ, ставших практически нормой. Так что на сегодняшний день мало кто пользуется классической «парой туфель», употребляя новообразованный народный вариант «пара туфлей».

Однако последний вариант не вписывается в стройную систему русского языка, согласно которой существительное «туфля», будучи во множественном числе и поставленное в родительный падеж, превращается в «пару туфель». А «туфель», между прочим, представляет собой существительное мужского рода в единственном числе и именительном падеже. На выходе получаем совпадение двух форм существительных: единственного числа мужского рода (именительный падеж) и множественного числа женского рода (родительный падеж).

Если мы просклоняем слово «туфель» мужского рода единственного числа, то вариант родительного падежа для него будет «туфля», идентичный начальной форме женского рода «туфля»: нет чего — туфля.

Про ударения

Парадокс существующего положения с «парой туфель или туфлей» дополняется ситуацией с ударениями. Дело в том, что словосочетание «пара туфлЕй» считается в русском языке «вне закона», однако на вполне законных основаниях присутствует существительное женского рода в творительном падеже «тУфлей»: всего-то сменился ударный слог, и вот уже ситуация изменилась.

Но есть и хорошая новость: в существительном «туфля» (единственное число женского рода) ударение всегда ставится на первый слог, т. е. на букву «У». Хоть что-то остается неизменным.

Говорим и пишем

И все-таки, если мы говорим, к примеру, о правилах ухода за обувью, то как будет звучать фраза: «При надевании туфель. (или туфлей) убедитесь в том, что размер вам подходит?» Ясно только одно: ударение в обоих словах будет на первом слоге.

А как же просклонять множественное число существительного в именительном падеже «туфли»? Правила дают однозначный ответ: в настоящее время принят вариант родительного падежа множественного числа «туфель» с ударением на букве «У».

Обосновывается это следующим образом: ввиду того, что существительное «туфля» является женского рода и склоняется по первому типу, где ударение ставится на первом слоге, то у множественного числа слова «туфля» в родительном падеже окончание будет отсутствовать.

Так что дилемма «туфель или туфлей» решается в пользу «туфель».

Как быть с «туфлями»?

Итак, мы пришли к выводу, что правильным вариантом множественного числа слова «туфли» в родительном падеже будет «туфель» (нет чего?). Например, «таких туфель уже не шьют».

Формой единственного числа существительного «туфля» в творительном падеже будет «туфлей» или «туфлею» (чем?) с ударением по типу первого склонения.

Что касается спорного варианта множественного числа слова «туфли», то употребляемое в разговорной речи существительное «туфлей», образованное при склонении исходного слова в родительном падеже, вызывает разногласия среди лингвистов. Кто-то считает этот вариант приемлемым в качестве просторечного, а кто-то придерживается классической точки зрения, не делая скидок на разговорную практику.

Так что можно сказать, что среди специалистов нет единого мнения по вопросу «туфель или туфлей».

Вероятно, следует придерживаться «золотой середины» при выборе формы этого существительного. Многие словари дают пояснения для формы «туфлей» (родительный падеж), допуская ее употребление в разговорной речи, но предупреждая, что это — отступление от классических канонов.

Поэтому при вопросе «туфель или туфлей» вы можете руководствоваться обоими вариантами: одним — для правописания, а другим в бытовом общении.

Модный туфель или модная туфля как правильно

  • Чтобы быстро вспомнить правильное произношение, можно провести аналогию с другим похожим словом, в котором ударение невозможно поставить неправильно: вАфля – нет вАфель, дай вАфлю.
  • Можно вообразить сюжетную картинку: представьте слово тУфля написанным на листе бумаги, где буква «У» изображена в виде ботинка на тонком каблуке.
  • Существуют короткие стихотворные запоминалки: «Слово тУфля я прочту /С ударением на «У», «Ушел без тУфель из яслЕй».
  • Если все же затрудняетесь с правильностью постановки ударения, вспоминайте форму множественного числа: «тУфли».

Источник

Словосочетания со словом «туфля»

Мы смогли составить 36 словосочетаний со словом «туфля». Для генерации словосочетаний подбирали слова разных частей речи и разные морфологические формы исходного слова. Всего получилось вариантов:
с прилагательными — 12,
с существительными — 12,
с глаголами — 12.
Примеры словосочетаний с точным вхождением слова выделены курсивом.

  • женские туфли
  • начищенные туфли
  • лаковые туфли
  • остроносые туфли
  • комнатные туфли
  • замшевые туфли
  • войлочные туфли
  • итальянские туфли
  • атласные туфли
  • узкие туфли
  • промокшие туфли
  • бежевые туфли
  • носки туфель
  • пара туфель
  • каблуки туфель
  • кончики туфель
  • до блеска туфли
  • следы туфель
  • ремешки туфель
  • пряжки туфель
  • покупка туфель
  • под цвет туфель
  • шлёпанье туфель
  • в сторону туфли
  • туфли блестят
  • туфли оказались
  • сбросить туфли
  • скинуть туфли
  • носить туфли
  • сменить туфли
  • выбрать туфли
  • шлёпая туфлями
  • разглядывать туфли
  • подхватить туфли
  • зашнуровывать туфли
  • бросить туфли

Всего подобрано 3 словосочетания с предлогами и 33 без предлогов, 3 длинных словосочетания (из трёх и более слов) и 33 коротких.

Источник

Тесты по культуре речи 10-11 класс
тест по русскому языку (11 класс) по теме

Данный материал содержит 10 вариантов тестов по культуре речи для 10-11 классов. Использовать данный материал возможно для работы как в общеобразовательных, так и в профильных классах во время урокв или на занятиях элективного курса «Культура речи и риторика»

Скачать:

Вложение Размер
testy.doc 142 КБ

Предварительный просмотр:

1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

А) ДО-ГО-ВОР В) И-СКРА

Б) ГНА-ЛА Г) ШО-ФЕР

2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) чёрный рояль В) яблочное повидло

Б) покрыть толью Г) огромный мозоль

3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных

А) килограмм помидоров В) несколько башкиров

Б) табор цыган Г) герои басней

4. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) принять меры В) принять решение

Б) предпринять меры Г) предпринять шаги

5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.

Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.

В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший

Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности

6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Писатель подробно описывает о жизни.

Б) Эта истина очевидна для всех.

В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

Россия, Италия, Франция и др.

Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я согласился на это скрипя сердцем.

Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось

Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы

встретиться с исполнительницей главной роли.

Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть

Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ЗВО-НИТ В) КА-ТА-ЛОГ

Б) КУ-ХОН-НЫЙ Г) АЛ-ФА-ВИТ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) жареный картофель В) чёрное кофе

Б) густой вуаль Г) компетентное жюри

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) нашествие варваров В) оружие осетинов

Б) пара резиновых сапогов Г) отряд солдат

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) надеть шляпу В) одеть очки

Б) надеть на палку Д) одеть ребёнка

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Создавая ценности, человек обновляет себя.

Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о

событиях последних лет, очень понравился мне.

Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

В) Кротким характером девушка выдалась в отца.

Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц,

так как уходит в отпуск.

Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

А) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ В) ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ

Б) ИН-ДУСТ-РИ-Я Г) ЗА-КУ-ПО-РИТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) моют шампунью В) вкусный студень

Б) полученная бандероль Г) новая тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

А) десять гектар В) пара ботинок

Б) жилище якутов Г) забрал из ясель

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) проявить способности В) проявить интерес

Б) проявить образцы труда Г) проявить сознательность

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.

В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

Г) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и

который притягивал его.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.

Б) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к

Г) Витя – ужасный невежда в музыке.

Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.

Б) Прошло всего лишь несколько часов.

В) Всегда и во всём надо понимать меру.

Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.

В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все доку-

Г) За торт можно оплатить в первой кассе.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».

Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.

В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.

Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) КВАР-ТАЛ В) КРО-ВИ (АНАЛИЗ)

Б) САН-ТИ-МЕТР Г) НА-ЧАЛ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.

А) отметить в табели В) блестящее монисто

Б) чёрный кофе Г) звучный контральто

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) купил мандаринов В) не нашёл носок

В) досидел до сумерек Г) две пары туфлей

  1. Отметьте неправильную форму множественного числа.

А) доктора В) инженера

Б) выговоры Г) катера

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

Б) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили

посетить местный университет.

В) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший

Г) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Артист был удостоен высокой наградой.

Б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

В) Все, даже лучшая подруга, отвернулись от меня в трудную минуту.

Г) Старики снисходительны до шалостей детей.

Д) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Между ними произошёл далеко не приятный разговор.

Б) Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

В) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

Г) Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

Б) В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.

В) На будущий день началось обсуждение текущих дел.

Г) Маяковский стоял у источников новой поэзии.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

А) БА-ЛО-ВАТЬ В) ДРЕ-МО-ТА

Б) КОМ-БАЙ-НЕР Г) НА-МЕ-РЕ-НИЕ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) серый кенгуру В) полная гостей зала

Б) чёрная вуаль Г) новенькая экю

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

А) партия кадетов В) падал с плечей

Б) килограмм помидор Г) несколько ремёсел

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) офицера В) колокола

Б) корректоры Г) штемпеля

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог,

устанавливающий в соответствии с законодательством.

Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.

Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Мой друг всегда полон новыми идеями.

Б) Лектор оперировал с точными фактами.

В) Эта женщина – прекрасный повар.

Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

Россия, Италия, Франция и др.

Д) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.

Б) В конце ХV111 века страна была разделена на три неравные половины.

В) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

Г) Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Наш завод производит телевизоры высокого качества.

Б) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

В) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.

Г) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.

Б) Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не

выполнил её просьбу.

В) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи,

Г) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ДИС-ПАН-СЕР Б) ЗА-ВИД-НО

Б) ОБ-ЛЕГ-ЧИТЬ Г) КА-У-ЧУК

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) отметить в табели В) на любимый мозоль

Б) свежий силугуни Г) красивый тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) музыка туркмен В) пора свадеб

Б) купить яблоков Г) несколько полотенцев

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) кучеры В) мастера

В) ордера Г) цехи

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

А) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель

ни одного свободного дня.

Б) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волну-

ющий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

В) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый

Г) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

Г) Чацкий полон высокими думами.

Д) Через час начнётся совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

Б) Мы долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

В) Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая

разработка некоторых вопросов.

Г) Победители соревнования были награждены памятными подарками.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

Б) Свою автобиографию я уже рассказывал вам.

В) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

Г) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие ученики

тем не менее не поняли его содержания.

Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

В) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

Эстонии и Латвии.

Г) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он

увидеть её сегодня.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ЧЕР-ПАТЬ В) ЩА-ВЕЛЬ

Б) СТА-ТУ-Я Г) ОТ-НЯ-ЛИ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) левый рельс В) молодая чинара

Б) красивая эполета Г) горячее кофе

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

А) две пары носков В) несколько равных доль

Б) свыше ста гектаров Г) обычаи туркменов

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) шофера В) якоря

Б) секторы Г) директоры

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

Г) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны

получать льготную пенсию.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали

Б) Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.

В) Всю свою долгую жизнь его отец был глух к страданиям близких.

Г) Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.

Д) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

Б) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

В) Поэзия для него была книгой за семью печатями.

Г) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

Б) При первой же встрече он произвёл на нас хорошее впечатление.

В) Впереди лидирует гонщик под номером 5.

Г) Слово представили самому молодому участнику конкурса.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) В качестве материала для романа «Война и мир» Лев Толстой использовал

семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

Б) Все газеты писали о крупном политическом скандале в правительстве, но,

однако, тем не менее находились люди, которые об это ничего не знали.

В) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.

Г) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и

  1. Отметьте слово с ударением на третий слог.

А) ХО-ЗЯ-Е-ВА В) ЭКС-ПЕРТ-НЫЙ

Б) У-КРА-И-НЕЦ Г) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.

А) дорогой шампунь В) красная георгина

Б) зелёные Сочи Г) густая тушь

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

А) жить среди узбек В) лампа в сто ватт

Б) пламя свеч Г) три килограмма яблок

  1. Отметьте сочетание слов с ошибкой в связи слов.

А) оставить впечатление В) произвести впечатление

Б) радоваться успехам Г) гордиться успехами

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и

который притягивал его.

Б) После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие

В) Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей.

Г) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

Б) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

В) В первое время по приезду в Москву я чувствовал себя плохо.

Г) Кротким характером девушка выдалась в отца.

Д) Море глаз устремились на известного актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Берега реки быстро разрушаются водой.

Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.

В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) РЖА-ВЕТЬ В) МИ-ЗЕР-НЫЙ

Б) НА-НЯ-ЛИ Г) ЗА-ГО-ВОР

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) маринованная иваси В) левая рельса

Б) шёлковый кашне Г) устный хинди

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

А) нашествие татар В) новых простынь

Б) пять гектар леса Г) урожай помидор

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) показать в произведении В) изобразить героя

Б) отобразить героя Г) изобразить в произведении

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.

Б) Устав после занятий, мне не читалось.

В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать

Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве

Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.

В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.

Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я согласился на это скрипя сердцем.

Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.

В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим

Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское располо-

жение и ощутил тепло домашнего очага.

Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

Эстонии и Латвии.

  1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

А) А-НА-ТОМ В) ФЕ-НО-МЕН

Б) КРА-СИ-ВЕ-Е Г) МЕЛЬ-КОМ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) модный туфель В) больная мозоль

Б) клетчатое кашне Г) покрыть толью

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) китель без погон В) отряд солдат

Б) обычаи монгол Г) много блюдцев

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) заплатить за проезд В) согласно расписания

Б) приговаривать к казни Г) оплатить за проезд

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

Г) Чацкий наполнен высокими думами.

Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

Г) Эти стихи я выучил назубок.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.

Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником

и абсолютно авангардные.

Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал

семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время

работы над дипломом.

Г) Опоздавший признался, что он проспал.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями