СтильКак стать модным дизайнером в России:
6 лучших школ
Выпусники и преподаватели об обучении дизайну одежды
Интервью: Варвара Зотова
Лет десять назад каждому, кто мечтал о карьере в моде, приходилось задумываться о путешествии в другую страну и скрупулёзно подсчитывать бюджет: Италия, Франция, Великобритания, США — казалось, что хорошее профильное образование возможно только за рубежом. Всё это, конечно, небезосновательно, но сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону.
Во-первых, появилось множество образовательных проектов, спецкурсов, открытых лекций — модное образование стало доступнее. И во-вторых, в Россию зачастили спикеры из стран ближнего и дальнего зарубежья, а школы стали открывать на базе иностранных вузов. Мы решили сосредоточиться на четырёх образовательных программах, которые имеют непосредственное отношение к дизайну одежды. В чём их основное отличие от конкурентов — нам рассказали кураторы программ, ну а студенты поделились своими впечатлениями и планами на будущее.
Лаборатория моды Вячеслава Зайцева
УСЛОВИЯ:
cтоимость дневного обучения в этом году —
300 тысяч рублей. Вечернее — 100 тысяч рублей.
«Лаборатория моды» — это что-то вроде одногодичной аспирантуры для молодых художников с уклоном в практическую часть. Концепция курса разработана самим Вячеславом Зайцевым, который принимает непосредственное участие в процессе обучения: раз в три недели он проводит беседы тет-а-тет со студентами, отмечает их результаты и даёт соответствующие рекомендации. К открытию «Лаборатории» Вячеслав Зайцев подошёл ответственно: объездил мировые школы дизайна одежды и уже на базе собранной информации в 1997 году открыл свою.
Абитуриент может выбрать подходящую ему форму обучения: очную или заочную. На очном отделении занятия проводятся 5 дней в неделю по 8 академических часов в течение одного года, на заочном — 4 дня в неделю по 4 академических часа в течение 3 месяцев. В программу обоих курсов входят конструирование — практическое изучение различных методов конструирования мужской и женской одежды, муляжный метод моделирования одежды, спецкомпозиция и не только. В процессе обучения все студенты могут посещать показы коллекций, пользоваться литературой о моде, а также приглашать моделей из агенства Вячеслава Зайцева принять участие в выпускном показе.
Елена Викторовна Ржевская, ведущий преподаватель «Лаборатории моды Вячеслава Зайцева»: «„Лаборатория“ — единственная в мире дизайнерская школа при именном доме моды. У нас довольно насыщенная программа обучения и при этом никаких лишних предметов. Мы предоставляем возможность льготного участия в крупнейшей в Европе неделе моды — Mercedes-Benz Fashion Week Russia».
Алексей Михайлов, студент «Лаборатории моды Вячеслава Зайцева», бренд MIKHAILOV ALEKSEI: «Параллельно с учёбой в колледже в Смоленске я обучался в Москве в доме моды в агентстве моделей Z’S Models. Именно там я узнал о „Лаборатории моды“ и попал на выпускной показ её студентов. Меня поразили коллекции выпускников, и тогда я точно понял, где хочу учиться. Очень волновался на собеседовании, но свершилось. Мне нравится, что весь процесс направлен на индивидуальную работу с каждым студентом, на раскрытие его таланта. Ещё будучи студентом, я показал коллекцию в рамках недель моды MBFWR».
Британская высшая
школа дизайна
УСЛОВИЯ: программа российского дополнительного образования «Дизайн одежды», 2 года — 330 тысяч рублей в год.
Программа британского бакалавриата с получением британского диплома — первая обязательная ступень, 1 год (Foundation Art and Design) — 380 тысяч рублей в год, далее сам курс BA (Hons) Fashion, 3 года — 475 тысяч рублей в год.
Британская высшая школа дизайна в Москве образована в 2003 году на основе образовательной программы факультета креативных и культурных индустрий Университета Хартфордшира (Великобритания). Для тех, кто хочет получить опыт европейского обучения, не уезжая за рубеж, «Британка» — один из вариантов. К тому же обучение в БВШД поможет подтянуть английский — он является одним из основных предметов, а на некоторых курсах, как, например, на BA (Hons) Fashion, преподают исключительно на иностранном языке. В Британской высшей школе дизайна есть две долгосрочные программы для будущих профессиональных дизайнеров одежды.
Первая — это BA (Hons) Fashion, британское высшее образование, здесь занятия ведут британские кураторы и преподаватели из Central Saint Martins. Обучение проходит в течение четырёх лет, по итогу студенты получают международный диплом бакалавра искусств и могут уехать за границу продолжать обучение или работать. Вторая программа дополнительного профессионального образования, «Дизайн одежды», ориентирована в большей степени на российский рынок и за два года готовит специалистов, многие из которых уже к окончанию обучения запускают собственные марки одежды. В целом обе программы готовят специалистов, обладающих широким спектром навыков: от конструирования и 3D-моделирования до принципов построения маркетинговых кампаний. К примеру, «Британку» оканчивали дизайнеры Braventru, fy:r, A Shade More — герои нашей рубрики «Новая марка».
Лиза Романова, директор по коммуникациям БВШД: «Ключевое отличие „Британки“ — это тесная связь с индустрией. Большинство наших преподавателей — практикующие дизайнеры, художники. В школе постоянно проводятся мастер-классы и профильные конференции, мы стараемся идти в ногу со временем и готовить специалистов, которые будут востребованы на рынке и сейчас, и через десять лет. В числе наших выпускников Кирилл Рихтер, Даша Сельянова (ZDDZ), Мария Джанкой (Jahnkoy) и многие другие. А коллекции наших выпускников можно увидеть каждый год на осенней неделе Mercedes-Benz Fashion Week Russia».
Нина Самохина, будущий выпускник курса «Дизайн одежды» БВШД 2017 года: «Перед тем как поступить в „Британку“, давно интересовалась её выпускниками, следила за их успехами, читала о том, как здорово организован творческий процесс. Очень хотелось поступить именно сюда ради атмосферы. Нравится, что все предметы и вся информация, которую нам дают, актуальная и связана с реалиями профессии. В будущем планирую развивать свой бренд Secret Garden и заниматься фрилансом в сфере дизайна одежды».
Школа дизайна НИУ ВШЭ, направление «Мода»
УСЛОВИЯ: бакалавриат — 300 рублей за год обучения; магистратура: мода — 300 тысяч рублей, коммуникационный дизайн и дизайн — 330 тысяч рублей.
Школа дизайна является частью Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Обучение здесь проводится по европейской программе: бакалавриат, магистратура, — также здесь проходят подготовительные и открытые курсы. Направление «Мода» подойдёт не только тем, кто хочет стать дизайнером, но и всем будущим арт-директорам марки или магазина, стилистам, мерчандайзерам и байерам: выпускники получают знания из самых разных областей модной индустрии и в будущем смогут найти себя в множестве смежных областей. В отличие от многих других коммерческих школ здесь обучение ведётся только в небольших группах.
Екатерина Павелко, куратор образовательной программы бакалавриата «Мода», стилист: «Мы учим не столько шить, сколько дизайну и творческому мышлению, погружаем студентов в современный контекст. В своё время Высшая школа экономики была создана как форпост передового образования, так и Школа дизайна, появившаяся всего четыре года назад, ставит перед собой задачу дать самое лучшее и прогрессивное образование в разных областях дизайна (коммуникационный дизайн, анимация и иллюстрация, дизайн среды, гейм-дизайн, дизайн и программирование, дизайн и современное искусство, дизайн и фотография, художник театра и кино, мода) на мировом уровне. Наша программа „Мода“ ориентируется на инновационный опыт международных фэшн-школ и использует актуальные технологии образования. А проектная система обучения позволяет студентам с первого курса мыслить практическими задачами и решать их, опираясь на актуальные тренды индустрии».
Даша Белоусова, студентка четвёртого курса направления «Мода» Школы дизайна Высшей школы экономики: «В качестве вступительного задания мне нужно было подготовить творческий проект на более-менее свободную тему и пройти собеседование по истории искусств. Несмотря на то что оба этапа экзамена я проходила скорее по наитию, в итоге я поступила, оказавшись в самом первом, экспериментальном наборе школы. На первом курсе у всех было общее направление: мы учились мыслить как дизайнер, осваивали базовые навыки дизайна и работали в основных дизайн-программах. Честно признаюсь, что мне это давалось нелегко.
Потом начался второй год, и я выбрала направление „Мода“. Здесь мы уже работали над своими проектами, подготавливали мудборды, вышивали, проводили фотосъёмки — в общем, делали всё, что я люблю больше всего. За четыре года учёбы, кроме занятий в университете, мы проходили практику в московских брендах, участвовали в Mercedes-Benz Fashion Week Russia — так что теперь я прекрасно понимаю, чего ждать от „взрослого“ мира моды. В будущем я планирую продолжить обучение в магистратуре в Школе дизайна — и параллельно работать в марке Inshade у нашего куратора Маши Смирновой. В перспективе я бы хотела создать и развивать собственную марку — надеюсь, получится».
Источник
Современный российский дизайн. Предметы. Часть I
2017 год, бесспорно, войдёт в историю отечественного дизайна. Потому что наконец-то — началось! В течение года по всей стране (а не только в Москве и Петербурге — что тоже весьма показательно) прокатилась волна выставок и мероприятий, посвящённых российскому предметному дизайну. Честно говоря, мы даже не представляли, что у нас уже такое огромное количество молодых талантливых дизайнеров, способных не только проектировать, но и создавать в материале, и производить в достаточных количествах современные вещи для современных интерьеров. И если раньше авторы были теми самыми «пророками в своём Отечестве» и выставляли свои работы в основном на европейских выставках (кстати, весьма успешно) и лишь эпизодически у нас, то теперь, видимо, настал качественно новый этап в развитии российского дизайна.
Дизайн-студия Elnik. Светильник «Лемех», впервые представлен на выставке «Культура быта. Север» в сентябре 2017 года
Дизайнер Глафира Михайловна. Светильник «Кижи», впервые представлен на выставке «Культура быта. Север» в сентябре 2017 года
Этой осенью в Кронштадте прошла интереснейшая выставка «Культура быта. Север», посвящённая современному переосмыслению народных традиций. В сентябре-октябре в Тобольске в составе экспозиции «История российского дизайна 1917-2017» были представлены лучшие образцы периода 1990-2017 годов. Познакомиться с новыми разработками отечественных дизайнеров можно было на выставке «Материализация», открытой во Владивостоке в течение пяти месяцев. В июле в Парке ремёсел на ВДНХ состоялся Фестиваль российского промышленного дизайна. Ну и, конечно, важную веху обозначил большой проект в рамках XXII Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва 2017, прошедшей в мае, — «Интерьеры и предметы. Современный российский дизайн».
Впервые на событии такого масштаба в отдельном зале были собраны работы отечественных авторов за последние 5 лет. В подавляющем большинстве это реальные предметы из дерева, стекла, пластика и других материалов, часть экспозиции занимали стенды с проектами студентов Школы дизайна «Детали».
Общей тенденцией мы бы назвали применение натуральных материалов и аскетизм форм представленных образцов, что соответствует мировым тенденциям и востребовано среди заказчиков. Каждый из предметов решает не только эстетическую задачу, но и предлагает новое технологическое решение: в применении материала, функционировании в интерьере, оптимизации в изготовлении.
Стулья и кресла
Кресло-плед COLE в розовом и сером — это дипломный проект Ксении Алфёровой, выпускницы Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. Кресло было разработано для мобильных кафе и фестивалей, проходящих на открытом воздухе. В обычном состоянии «уши» пледа висят с обеих сторон, в эксплуатируемом — загибаются внутрь и служат одеялом для сидящего в кресле. Ткань «встроенного» в конструкцию покрывала непромокаемая, непродуваемая и легко моется. Естественно, функциональность предмета выходит за рамки целей проекта и позволяет использовать Cole не только в общественных местах, но и на частной территории: в саду, на веранде, на балконе и где там ещё вы обычно наблюдаете за закатом и отдыхаете в кругу друзей.
Ксения Алфёрова. Кресло-плед Cole
SAGANO — серия вещей из бамбукового шпона, придуманная дизайнером Алисой Минкиной. На выставке можно было увидеть (и изучить с пристрастием) стул, журнальный стол и подвесной светильник. Технология изготовления состоит из нескольких этапов: получение шпона, сворачивание его в бобину, формирование из бобины нужного объёма. Поэтому все предметы в основе имеют круг или полукруг. Сиденье выставочного стула заключено в «раму» из мягкого материала с наполнителем, в других версиях стул может быть полностью бамбуковым, включая спинку.
Алиса Минкина. Стул Sagano
Ещё один деревянный проект с явным уклоном в экологичность — кресло BIZON. Тут, пожалуй, очевидна связь с органическим направлением в дизайне и глубже — со стилем модерн эпохи Шехтеля и Гауди. Помимо смелости форм, кресло привлекает качеством материалов — витиеватый каркас сделан из прочного массива дуба, а сиденье — из кожи. Авторы — студенты кафедры «Дизайн мебели» Художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова — Быковская Татьяна и Бацман Анна, потрудившиеся на славу под руководством своих преподавателей Золотухина Л.М. и Чебурашкина К.Н.
Быковская Татьяна, Бацман Анна. Кресло Bizon
На стенде с проектом кресла AVOCADO написано: «only for kids», и это значит не то, что больше никому нельзя, а то, что оно соответствует именно детскому мировосприятию. В нём можно сидеть, лежать, играть, читать, прятаться, поворачивая нужной стороной, перекатывая с боку на бок, как мягкую гладкую капсулу. В основе формообразования — биоморфный подход, стилизация половинки авокадо без косточки. Наблюдательная студентка Школы дизайна «Детали» Мария Белова сохранила даже природный цвет ягоды, что добавило реалистичности и усилило игру с масштабом.
Мария Белова. Кресло Avocado
Табуретки и барные стулья, несмотря на свою конструктивную простоту (а может, как раз и благодаря ей), давно стали благодатным полем для дизайнерских манёвров.
Табурет с говорящим названием LISICHKA действительно очень похож на одноимённый гриб, причём во всех трёх цветовых вариантах: оранжевом и прозрачном из пластика и коричневом из массива бука. Его придумала дизайнер Лидия Гриц из МГХПА им. С.Г. Строганова — основываясь не только на эстетических ассоциациях, но и на технологической эффективности (пластиковые табуреты имеют литьевую конструкцию), а также утилитарности изделия: табурет лёгкий, компактный и удобный для транспортировки.
Лидия Гриц. Табурет Lisichka
Завершают наш «хит-парад» мебели для сидения барные стулья STELS, изготовленные из фанеры ФСФ толщиной 18 мм. Фанера состоит из 13 слоёв берёзового шпона, переклеенных крест-накрест, что даёт предметам прочность и долговечность, сопоставимую с изделиями из металла. Авторы Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер предлагают восемь разных вариантов отделки, среди которых шпонирование поверхности дубом с последующим нанесением масла либо покраска эмалью разных цветов.
Дмитрий Лагутин, Марьяна Вечер. Барный стул Stels
Мебель для хранения
Известный своим суровым северным характером бренд SOHA Concept — один из удачных вариантов интерпретации традиционного русского стиля. Предмет с лаконичным названием ШКАФ #1 спроектирован художником Денисом Миловановым, сделан вручную из массива дуба и выварен в льняном масле. Несмотря на экстравагантный внешний вид, он не превращается в сугубо декоративный предмет, а имеет полноценную функцию мебели для хранения.
Денис Милованов. Шкаф #1
Комод BIG WOO с зигзагом на фасаде — результат творческой деятельности дизайнера Kola Ootro. Корпус комода изготовлен из МДФ, «головоломку» на фронтальной части составили из натурального дубового шпона с яркими контрастными торцами. Пять ящиков разного калибра, выкрашенные внутри в красный цвет, — оптимальное соотношение удобства и эмоциональности, необходимые для такого предмета.
Ещё один комод с украшенным фасадом под названием XO придуман в известной дизайнерской студии Archpole. Резной орнамент одновременно и прост, и сложен: авторам удалось найти ту оптимальную меру украшения для современного предмета мебели, которая не утомляет информативностью, но даёт необходимое разнообразие.
Дизайн-студия Archpole. Комод Xo
Этажерка из серии «ПРОФИЛЬ» (куда входит также стол руководителя, о котором мы расскажем чуть позже) сделана из фанеры и отделана углепластиком — сверхпрочным и сверхлёгким карбоном, что существенно повышает эксплуатационные свойства мебели. Автором целенаправленно сделан упор на чистоту формы, очевидность архитектоники конструкции и отсутствие внешнего декоративного доминирования.
Владимир Кузьмин. Этажерка «Профиль»
Продолжение обзора читайте во второй части статьи.
Предлагаем ознакомиться с обзором:
Источник