Современные принципы проектирования дизайна

Важнейшие принципы дизайна интерьера

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим с вами о важнейших принципах в дизайне интерьера, которые делают интерьер гармоничным, красивым и эстетически ценным. И это будет, если вы ещё не догадались, ещё один разговор о законах архитектурной композиции.

В конце этого урока вы сможете распознавать и использовать основные принципы дизайна интерьера, которые используются каждым архитектором, дизайнером интерьеров и декоратором, для того, чтобы создать великолепный интерьер. И кто знает, может быть, вы, благодаря этому, сэкономите деньги на ремонт, или начнёте новую карьеру! Но, давайте начнём с самого начала, и узнаем что такое дизайн интерьера с точки зрения профессионалов.

1. Единство и гармония

При работе над дизайном любого интерьера надо думать обо всём доме или квартире в целом, как о серии пространств, связанных между собой коридорами, холлами и лестницей. Поэтому очень важно, чтобы общий стиль или тема проходила во всём. Это не означает, что все внутренние элементы интерьера должны быть одинаковыми, но они должны работать вместе и дополнять друг друга, чтобы укрепить всю композицию.

Одним из способов создания этой «темы» или сюжетной линии является хорошо продуманное использование цвета (см. фото выше). Цветовые палитры в целом представляют собой отличный способ объединения пространства. Например, вы можете выбрать три или четыре базовых цвета и использовать их в различных оттенках повсюду в доме или квартире.

Читайте также:  Стильный диван для кухни гостиной

2. Фокусная точка (композиционный центр)

Самым большим врагом любого интерьера является скука. Хорошо продуманная комната всегда имеет, в зависимости от своего размера, одну или несколько фокусных точек (композиционных центров). Композиционный центр должен быть доминирующим элементом интерьера, чтобы привлечь внимание, и достаточно интересным, чтобы заставить зрителя смотреть на него дальше. Таким образом, композиционный центр, должен производить неизгладимое впечатление, но и должен стать неотъемлемой частью декора, связанного по размеру, стилю, цвету или сюжету с остальными элементами.

Камин или плоский телевизор является первым предметом, о котором большинство людей думают, когда мы говорим о композиционном центре в комнате (в данном случае в гостиной).

Если у вас нет естественного композиционного центра в пространстве, например, камина, вы можете легко создать его, выделив какой-нибудь конкретный предмет мебели, произведение искусства, картину или просто участок стены контрастного цвета. Но постарайтесь сохранять равновесие (баланс), чтобы ваша фокусная точка не забирала всё внимание на себя.

3. Баланс (равновесие)

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что все предметы в интерьере должны быть хорошо сбалансированы (уравновешены) и как-то по-особенному, размещены по всему пространству дома (квартиры). Соответственно в интерьере возникает понятие баланса. Коротко, для тех, кто просто пробежит глазами этот урок, баланс можно охарактеризовать как равное распределение визуального веса в интерьере комнаты. Есть три вида композиционного баланса (равновесия): симметричный, асимметричный, и радиальный. (О расстановке мебели по этим принципам читайте здесь).

Симметричный, как правило, широко использовался в традиционных классических интерьерах. Он характеризуется одинаковыми объектами, повторяющимися в одинаковых положениях по обе стороны от какой либо вертикальной или горизонтальной оси. Например, вспомните интерьеры комнат старинных дворцов и замков, где на каждой стороне комнаты располагается точная зеркальная копия другой стороны.

Симметрия также отражает форму человеческого тела, поэтому у нас врождённое чувство комфорта в сбалансированной симметричной обстановке. Но современные интерьеры сложно привести к полной симметрии из-за наличия различных разнообразных функций. Поэтому её используют фрагментарно.

Асимметричный является более подходящим принципом создания равновесия в дизайне в наши дни. Баланс достигается несколькими непохожими разнородными объектами (предметами), имеющими равный визуальный вес или точку притяжения. Асимметричное расположение предметов выглядит более случайным и менее надуманным, но более сложным для создания.

Попробуйте мысленно убрать жёлтую ширму, расположенную за диваном в этом интерьере, и зрительный вес сразу же переместить на жёлтое кресло и равновесие в интерьере будет потеряно.

Асимметрия всегда предполагает движение, и приводит к более оживленным интерьерам.

Радиальный — это когда все элементы дизайна группируются вокруг центральной точки. Винтовая лестница и круглый обеденный стол являются отличным примером радиального баланса. Хотя этот вид и не часто используется в интерьерах, он может создать интересную фокусную точку, если используется должным образом.

4. Ритм

Если бы мы говорили о музыке, мы бы описали ритм как удары барабана в музыке. В дизайне интерьера, ритм — это всё о визуальном повторении свойств и характеристик предметов или самих предметов. Ритм определяется как непрерывность, повторение или организованное движение композиции. Для достижения этого в дизайне интерьера, вы должны думать о повторении, прогрессии и контрасте. Используя эти композиционные механизмы, можно создать ощущение движения в вашем пространстве, что проводит глаз зрителя от одного элемента дизайна к другому.

Повторение характеризуется использованием одного элемента несколько раз во всём пространстве. Вы можете повторить модель, цвет, текстуру, линии, или любой другой элемент, или даже больше, чем один элемент. Ниже пример точного повторения элементов в интерьере кухни: барные стулья, абажуры светильника, ручки на дверцах навесных шкафов.

Прогрессия берёт за основу какой-либо элемент, и увеличивает или уменьшает одну или более из его характеристик. Таким образом, получается уже не простое тиражирование элементов как при повторении, а более интересное. Наиболее очевидной реализацией этого принципа будет градация по размерам или по цвету. Например, картины над диваном имеют одинаковый размер, но мягкий переход цветов делает их «неодинаковыми» из-за естественной прогрессии, как показано на рисунке.

Ещё можно достичь эффекта прогрессии при помощи цвета, в однотонной цветовой гамме, где каждый элемент немного другого оттенка, но одного и того же базового цвета.

Переход немного сложнее определить. В отличие от повторения или прогрессии, переход имеет тенденцию создать более гладкой перетекающий поток, где глаз естественно скользит из одного предмета к другому. Наиболее распространенным примером перехода в интерьере является использование кривой линии, чтобы аккуратно привести взгляд, как например арочные двери или изогнутые линии потолка.

Наконец, контраст — тут довольно просто. Два элемента противоположных друг другу, например, чёрно-белые подушки на диване, являются яркой отличительной чертой этого принципа.

Контраст также может быть в виде круга и квадрата, используемых вместе, например, форма журнального и кофейных столиков на фото выше.

Контраст может быть довольно резким, и обычно используется, чтобы оживить пространство. Однако, будьте очень осторожны, чтобы не перечеркнуть все старания при оформлении интерьера, которые вы сделали с помощью других принципов, используя слишком много контраста! Опять же, должно соблюдаться равновесие или баланс.

5. Масштаб и пропорции

Эти два принципа дизайна идут рука об руку, так как они оба относятся к размеру и форме предметов. Пропорции связаны с отношением одного элемента дизайна к другому или одного элемента ко всему пространству. Масштаб же касается собственного размера одного объекта по сравнению с другим.

В этом примере, обратите внимание на достаточно большие подушки на диване, которые выглядят достаточно непропорциональными дивану, а тем более к креслам. Если такую подушку положить на кресло, то сесть в него уже не получится.

6. Детали

Еще один очень важный элемент дизайна интерьера, где необходимо принимать бесконечные трудные решения – это детали. Всё, начиная от окантовки на абажуре, цвета полосок на диванных подушках, до выключателей света и ручек шкафа требуют тщательного подбора и внимания. В отличие от цвета люди, зачастую, находят детали скучными. В результате ими пренебрегают и касаются только вскользь, или вообще игнорируют, но детали, столь же важный основополагающий элемент дизайна интерьера.

Детали не должны быть очевидными (ведь это не композиционный центр или фокусная точка), но они должны быть в гармонии со всем, дополняя общий вид комнаты.

7. Цвет

Цвета имеют определенное влияние на атмосферу интерьера, которую вы хотите создать при разработке дизайна. Для цвета также характерны все основные понятия композиции: гармония, композиционный центр, баланс, ритм. Более подробный урок о том, как цвета используются в интерьере, и влияют на наше настроение, вы можете найти здесь.

♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети:

Источник

Концепция и методы проектирования в дизайне

Концепция и методы проектирования в дизайне. Работу выполнил Зырянов П. гр 598

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Дизайн в жизни человека начинает играть все большую роль. Человек начинает следовать ему, воспринимать, адаптировать его под себя. Дизайн навязывает себя человеку. А ведь не давно, каких-то лет 20 назад, лишь избранные знали что такое дизайн. В своих первоистоках дизайн можно отнести к художественному творчеству. Но со стремительным развитием науки и техники, вызывает глубокий переворот во всех отраслях производства и оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Появляется необходимость в создании объектов, которые решали бы некоторые проблемы человечества, улучшали, облегчали его повседневную жизнь. Кроме того, что создаваемые объекты, окружающие повседневную жизнь, решают множество проблем человека, они должны обладать определенными эстетическими ценности, направленные на создание положительных эмоции, удобства и комфорта при взаимодействия с потребителем.Для того чтобы объект обладал той или иной ценностью, необходимо правильно организовать его. В результате бурного человечества и его растущих потребностей, начинают появляться и разрабатываться методы проектирования в дизайне, с помощью которых осуществляется создание идеального объекта, направленного на решение определенной проблемы жизнедеятельности человека, и его взаимодействия с окружающими предметами. Каждый объект создается с целью решения задач, поставленных перед проектировщиком.

Каждая спроектированная вещь решает множество проблем общества. Следовательно, она носит в себе определенную идею, замысел, так называемую концепцию. В этом случае, наблюдается зарождение философского размышление, направленное на осознание сущности проектировании объектов жизнедеятельности человека.Для написания данного реферата были прочитаны научные труды некоторых ученых и теоретиков в области дизайн проектирования. А именно, статья О. Генисаретского, произведения Грашина А. А. и Джонса Дж. К.

ГЛАВА I. Концепция в дизайне

1. Что же такое концепция?

В повседневной жизни современного общества все чаще и чаще стало употребляться слово «концепция». Мы слышим его по телевизору, по радио, в рекламе, в информационно аналитических передачах, видим в газетах, журналах и т.д. Это слово встречается во многих сферах деятельности человека: в дизайне, в архитектуре, в политике, в экономике, в менеджменте, в инженерии, в разных отраслях научных исследованиях. А что именно обозначает это слово не многие имеют представление об этом. Кто-то сравнивает его со словами «идея», «замысел». Ставят равенство между ними.Слово «концепция» образовано от латинского conceptio. По толковому русскому словарю Ожегова С. И. «концепция» — это система взглядов на что-нибудь, основная мысль. Но в разных дисциплинах оно имеет свое значение. В экономике обозначает генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ, а так же система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе.

В общественных науках это основополагающая идея теории, ведущая смысл. В философии «концепция» рассматривается как система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. Это исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.Данная работа рассматривается в рамках обучения по специализации Дизайнер. Интересно, какое же значение имеет слово «концепция» в дизайне? Дизайн-концепция — это проектный замысел, обобщенной конструкции, излагающий идею решения актуальной научно-обоснованной задачи и указывающий пути достижения цели.
Дизайн-концепция состоит из четырех блоков:
1. Выработка профессиональной идеологии (результат проектного анализа);
2. Выработка системы принципов проектирования;
3. Формирование принципиальной модели, видимого образа объекта;
4. Предварительное обоснование, социально-экономическое решение проблемы.
Естественно достижение целостности, завершенности главного замысла осуществляется поэтапно.
Существует иерахия становления концепции, которая складывается из трех пунктов:
1.Формулирование проектных проблем;
2. Формулирование проектных задач;
З. Формулирование проектных требований.

2. Взаимосвязь концепции и проектной культуры.

В одной из статей О. Генисаритского говорится о том, что концепция является составляющей частью проектной культуры. Творческие концепции, являются содержанием творческого сознания, и программы, являются содержанием творческой воли, вместе с выраженными в них ценностными ориентациями субъектов проектирования. Очень ярко смысл концептуальности в проектной культуре проявлен вокруг функционализма. Точка зрения в этой полемике заключается в признании неудовлетворительности наивно-реалистических формул, причем вне зависимости от того, какая категория подставляется далее в формулы — функция, конструкция, технология, организация, социальная потребность и т.д. Концептуализм нередко оправдывается направленностью на инновационные процессы. Это связано в сознательной свободе ориентироваться на одно, другое или третье основание своего проектного творчества.

Благодаря концептуализации творчества в истории проектной культуры прослеживаются нити актуализации той или иной творческой концепции и связанных с нею приемов формообразования. Концептуализация творчества есть вместе с тем и установка на осознание ценностного содержания, на проявление тех жизненных, художественных и духовных ценностей, которые утверждаются или отвергаются в данном произведении, проекте. Это не означает, что все концептуализируемые в творчестве ценности могут быть обозначены, изображены или “промыслены”. Нет, большая часть представленного в концепции ценностного материала все равно останется в области подразумеваемого, духовно осязаемого.

Проектная культура смыкается с концептуальностью и это свидетельствуют о том, сколь важно помнить не только о содержании ценностей, означенных в соответствующих концепциях, но и о способе их бытия: о роли сознания в проектном творчестве, о единстве личной творческой активности, с одной стороны, и жизненного пути и окружения творческой личности, с другой.В художественной и проектной культуре 70-80-х годов термины “концепция”, “концепт”, “концептуальность” приобрели широкий смысл. Здесь и концептуализм как одно из направлений живописного авангарда, и художественные концепции, предваряющие начальные этапы художественного проектирования, и собственно творческие концепции, как авторские самообразы творчества, и многое другое. Типологический вопрос о творческой сути концептуализма- это прямое, открытое использование рассудка, мышления, интеллекта в создании, обращении и потреблении произведений искусства, других эстетических и культурных ценностей, включая средовые. Переходность современной культурной ситуации, включение ее в процесс развития, ее обновлении, модернизации образа жизни, свидетельствует об увеличении и многозначности творческой концепции. Помимо живописного, поэтического или проектного концептуализма как группового стиля, творческой манеры сегодня в культуре обращается большое число всякого рода концепций, программ, установок и подходов, разделяющих с концептуализмом самую характерную его черту — прямое, открытое применение рассудка в художественных целях. Творческая концепция оповещает наблюдателей о ценностях, составляющих внутреннюю структуру личности и отвечающих за ее, личности, образно-жизненную целостность. В творческой концепции проявляется основной способ бытия личности, определяющий ее ценностное постоянство, способность переживать естественность и свободообразность человеческой жизни. Поэтому все видимое, представляемое и воображаемое благодаря творческому усилию художника, творчески предопределены своеобразным этическим взглядом к миру. [1]В силу способности и призванности выражать основное понимание, основную ценностную ориентацию художника творческие концепции становятся отправной точкой критического толкования и авторского замысла. Он всегда имеет жизнетворческий, личностно-духовный и этнокультурный смысл.

3. проявление концепции в современном обществе

Дизайн-концепции сегодняшнего дня направлены на решение, на осмысление проблемы человека и общества эпохи постиндустриальных потрясений: алкоголизм, телеманию и теленаркоманию, распространение азартных игр, безработицу среди молодежи, склонность к криминогенному поведению части населения и т.д.

Дизайн выдвигает серию новых профессиональных идей. Вызов и эффект по-новому осмысленных профессиональных принципов заключен в пересмотре профессиональных основ, в синтезировании противоположных, даже взаимоисключающих индивидуальных и социальных ценностей. Большинство концепций гуманистично, если не в результатах, то во всяком случае, в намерениях. Влияния, которые проникают в дизайн-концепции, раскрепощая воображение проектировщика, используются из различных, не связанных между собою сфер деятельности. Иногда это идеи философских наук, иногда из сферы культуры и техники. Дизайнер сегодня более, чем когда либо, переосмысливает, переиначивает значение потребляемого человеком объекта, дизайнер становится посредником, резонатором между человеком и его объектно-информативной средой, становится создателем не только предмета, но и сопутствующего этому предмету человеческого опыта. Осмысливая новые функции дизайна как функции по созданию опыта, стилей жизни, средств установления межличностных контактов, дизайн-концепции тем самым направлены на решение острых социальных проблем и проблем личности.

4. Взаимосвязь концепции с проектированием

Множественность концепций и множественность связанных с ними типов рациональности — это две стороны рефлексивности проектной культуры. Рефлексивность означает возможность свободного, самосознательного и самопроизвольного, намеренного осуществления проектного действа, проектирования как способа существования. И уже одним этим интерес к концептуальности как качеству проектной культуры вполне оправдан. Но кроме этого концептуализация проектной деятельности, имеет еще одно следствие для развития проектной культуры – это свобода проектировщика в отношении выполняемой им деятельности, о существенных изменениях ее смысла, содержания, основных аксиологических и экологических функций.

Таким образом, проектирование — это не только создание проекта и внедрение его. Проектирование — это одновременно протекающее действие проектной концептуализации, мыслительного и знакового изготовления проекта, усвоения продумывания проекта и управляющего проектного влияния на образ жизни пользователя, его социально-функциональную и предметно-пространственную среду.Следует признать влияние концептуализма на проектную культуру заслуживающем дальнейшего изучения. Ближайшими его проблемами, являются: влияние типа рациональности концепций на структуру проектного исследования; структура проектного хозяйства и предмет проектной информатики; социально-культурные аспекты критической концепции проектов; восприятие проектных инноваций пользователями, возможность управления этим восприятием путем воздействия на их жизненные концепции, в частности на процесс поиска символической идентификации.

ГЛАВА II. Методы проектирования в дизайне.

1. Понятие метода проектирования.

Теоретическое понятии методов проектирования начинает появлятся в середине 19 века. До это времени было понятно, что проектирование это то, чем занимаются архитекторы, инженеры, художники и т.д. Стремление выявить сущность проектирования и изложение ее в виде некоторого стандартного метода, дать своего рода рецепт, на который можно было положиться во всех ситуациях, привело к тому, что стали появляться новые значения проектирования. В Архитектурном словаре говорится, что проектирование – это процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Многии личности при определение сущности проектирования высказываются следующим образом:- «целенаправленная деятельность решению задач» [3. стр. 43]- «принятие решений в условиях неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки» [3. стр. 43]- «творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто новое и полезное, чего ранее не существовала» [3. стр. 43]- «определяющий фактор для тех частей изделия которые вступают в контакт»При осмыслении этих цитат удивляет, что они столь различны.

Создается впечатление, что имеется такое же количество процессов проектирования, и у каждого автора оно будет свое. Из этих цитат ясно, что в зависимости от обстоятельств характер проектирования может меняться в очень широких пределах. В следствии этого теоретиками проектирования разработаны различные методы для решения поставленных задач, отличающиеся друг от друга так же как определения процесса проектирования. Но все же всем приведенным выше определениям свойственна одна общая черта: они являются составной частью процесса проектирования, а не итоговым результатом проектирования. Какими бы методами не решалось проектирование, в любом случае проектирование имеет направленное действие. А именно проектирование направленно на создание определенного предмета, который включает в себя производство, сбыт, потребление. После появление это предмета общество становиться иным, чем было до появления.

Следовательно, можно выявить главную «цель проектирования – положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среды». [3, стр. 45]Проектированием предметов окружающей среды занимается, естественно, занимается проектировщик. Он обладает необходимыми навыками и знаниями, которые помогают ему решить цели и задачи поставленные передним. Все необходимые требования излагаются заказчиком. В соответствии с полученными заданиями проектировщик должен подготовить свои предложения. Получается что задачей проектировщика является тем или иным способом решить множество свойств объекта, его правильное функционировании, его эстетические ценности, а также предсказать реакцию заказчика и общества.Трудности возникающие при процессе проектирования прежде всего связаны с тем что проектировщик должен на основании данных прогнозировать будущий образ объекта. Часто случается, что послеживание на одном из промежуточных этапах обнаруживаются непредвиденные трудности, или открываются новые, более благоприятные условия. В этом случае характер исходной проблемы может измениться. Именно эта не стабильность первоначально поставленной задачи и придает процессу проектирования более сложный и интересный характер.

2. Обзор методов проектирования.

Выше было выяснено что количество методов для процесса проектирования достаточно огромное. В первую очередь их выбор зависит от поставленных целей и задач. Так же выбор метода основывается на обстановке, ситуации в которой решается данный объект. Однако при более глубоком анализе методов является не столько проектирование в общепринятом смысле этого слова, сколько мыслительная деятельность.Существует большое количество методов проектирования. Автор книги «Методы художественного проектирования» Джонс Д.К. выделяет 35 методов. Каждый метод автор тщательно описывает. Они отобраны по определенным критериям.Первый критерий. Эффективность. С помощью этого критерия проектировщик получает более ценные результаты, чем на основе традиционных методов здравого смысла. Предполагается, что проектировщик сталкивается с непривычной проблемой, требующей новаторства. Эти проблемы решаются следующими методами: мозговой штурм, трансформация системы, проектирование новых функций, проектирование нововвидений путем смещения границ и т.д.Второй критерии. Соответствие. Это методы относящиеся к видам деятельности проектировщика, а именно, дивергенция, трансформация, конвергенция. В данном разделе используется поиск необходимой литературы, анкетный опрос, стоимостный анализ.Третий критерий. Удобство. К ним относятся такие методы как проектирование системы человек-машина, метод поиска границ, метод оценки надежности и т.д.Четвертый критерий. Известность. Эти методы относятся к проблемам управления исбыта в неменьшем значении, чем к проектированию. Этот критерий учитывает различные аспекты проблемы создания искусственной среды.Пятый критерий. Критика. Методы входящие в этот критерий на первый взгляд позволяют преодолеть все трудности проектирования, но на самом деле имеют множество недостатков. Это такие методы как: стратегия упорядоченного поиска, исследование структуры проблемы посредством определения компонентов, ранжирование и взвешивания и т.д.

3. Специфика проектирование методом унификации и агрегативности.

1. Значение унификации и агрегативности

При поиске и анализе все существующих методов проектирования большое внимание привлек такой метод как унификация и агрегативность. В последнее время он стал все более активнее использоваться дизайнерами. Джонс в своей научной работе не перечисляет такие методы проектирования, видимо, потому что в то время они были менее выражены. Автор сам говорит, что «многие методы, достаточно эффективные и соответствующие задачам проектирования, не были включены в книгу, если автор сам недостаточно был знаком с ними…» [3, стр. 114]Этот метод наиболее заинтересовал и было решено подробно рассмотреть его.В теоретическом сознании представителей технической сферы унификация рассматривается как один из главных органов управления индустриальным воспроизводства предметной среды. Считается, что она играет ведущую роль по внедрению достижений научно технического прогресса. Развитие научно технического процесса предполагает непрерывное увеличение производства новых видов и типов предметов с одновременным повышением эффективности. Поэтому цель унификации такова – «повышение эффективности общественного производства путем упорядочевания, рационального сокращения числа видов возможных объектов и приведение их к единообразию». [2, стр. 17]Отсюда основная задача унификации состоит в определении количества изделий, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Для этого были разработаны свои методы и средства, основными из них является метод унификации и агрегативности. Унификация понимается как многоаспектная, многоуровневая деятельность во всех сферах человеческой деятельности со своими целями, объектами и методами осуществления. Унификация предшествует стандартизации и проводится как в рамках работ стандартизации, так и самостоятельно. Результат унификации совместимость, заменяемость, повторяемость объектов на основе преемственности. Основной принцип унификации – повышение разнообразия систем при минимуме элементов.Агрегативность определяется в связи с процессом унификации и применению типовых решений – как «метод проектирования изделий, разнообразных по назначению, из ограниченного количества элементов многократного использования путем изменения характера соединений и пространственного сочетания этих элементов». [2, стр. 18].

Так же агрегативность понимается как метод стандартизации в целом и унификации в частности по созданию изделий и их совокупностей. Агрегативность есть метод создания и эксплуатации изделий, основанный на геометрической и функциональной взаимозаменяемости отдельных элементов и узлов, каждый из которых может быть использован при создании различных модификаций изделия.Использование этого метода проектирования позволяет создать необходимые для потребителя новые изделия и ограничить возможное многообразие совокупности составных вещей.В проектной и производственной практике широкое распространение получило модульное проектирование. Приминение модульных принципов проектирования в производстве и потреблении изделий высшая форма деятельности в области стандартизации. Модуль представляет собой ограничивающую меру в виде линейного, плоскостного или объемного размера. То есть обладает строго фиксированными геометрическими размерами. Они устанавливаются не произвольно, а выбираются из некоторого установленного модульного ряда. Модуль может быть финальным изделием и функционировать вне связи с другими соседними связями. Но как правило, он является составной частью данного изделия и может выступать как элемент другого изделия, в том числе изделия другого функционального назначения. Возможно совмещение одного модуля в состав другого, поэтому совокупность модулей может образовывать модули более высокого уровня. [2, стр. 19]Современные концепции под модульным проектированием понимают создание финальных изделий из унифицированных составных элементов, совместимые по размерам и по другим функциональным параметрам. При этом модулями называются сами составные элементы: узлы, секции, блоки и т.д.

С точки зрения дизайна унификация понимается как определенная, универсальная форма выражения мышления, исходя из знания которого становится возможным рассмотрением унификации как метода. Цель унификации состоит в экономичном подходе к формированию предметного мира, исходя из принципа расчлинения на составные части и комбинирование из них по определенному правилу тех или иных фрагментов. Получается что речь идет о знании и умении использовать особый предметный язык, знаковую систему, знаковую систему с присущими только ей особенностями.

2. Использование метода в дизайн – проектировании.

Рассмотрение возможного использование унификации и агрегативности в идеологии промышленного дизайна, началось аж более полувека назад. Ставиться под сомнение, использовать или нет проектной практики дизайна. Несмотря на это, дизайнер с легкость осознал унификацию и агрегативность, принял их как свои собственные дизайнерские средства проектирования промышленных изделий. При более глубоком внедрении этих методов в проектную практику дизайна, возникает целый ряд трудностей внутри профессионального развития и методологического осмысления. Появляется проблема трактовки унификации и агрегативности как специфических средств формообразования.

Дизайн-проектирование – специфическое проектирование, которое ориентируется не просто на создание материальных объектов, но и на культурные идеалы и ценности, ставит задачу гуманизации и упорядочения предметного мира. В этом случае, отношение дизайна к стандартизации, ее принципам и методам, совершенно иное. Стандартизация как бы противостоит про­ектированию и выступает как его регулятор, задавая проектированию нормы и обозначая границы. При этом стандартизация выявляет и закрепляет наиболее перспективные методы и средства проектирования. Но в процессе своего развития проектирование начинает видеть в стандартизации проявление своих собствен­ных функций, и тогда начинается процесс слияния стандартизации, в первую очередь, в части ее основ­ных методов, с проектированием. Он протекает одно­временно в двух направлениях: проектирование раз­вивается в управляющую дизайнерскую систему и пре­вращает стандартизацию в одну из своих функций, а стандартизация перерастает в проектную систему, под­нимая тем самым проектирование на уровень управля­ющей деятельности. Стандартизация пытается решить функцию упорядочивания процесса, с точки зрения требований и возможностей человека. Эта основная философско-эстетическая черта дизайна свойственная стандартизации. В сущности ди­зайн начинает выполнять функции, которые раньше пыталась решить стандартизация, а именно — управ­ление качеством, упорядочением и гармоничным развертыванием предметного мира, целесообразной коо­перацией разных сфер производственной деятельнос­ти людей и т.д. Для гармонизации предметного мира происходит превращение методов стандартизации в дизайнерские проектные средства формообразования.

3. Принципы формообразования

С развитием промышленного производства актульна стала проблема массого создания вещей с учетом потребности человека и установление стандартов и размерных систем, рассчитанных на удовлетворение различных потребностец человека. Актуализируется задача гармонизации структурных связей между человеком и промышленным изделием, включенный в процесс жизнедеятельности человека в социально бытовой сфере. Для этого применяются сложившиеся в практике дизайна, средства и приемы формообразования.Первоначально казалось, что невозможно совместить творчество дизайнера и унификацию. Такая несовместимость при ближайшем рассмотрении оказывается мнимой. В этом случае, подход к дизайн-процессу несколько другой, чем при проектировании единичного объекта.В основе формообразующего смысла унификации и агрегативности лежит ориентация на социально-культурные потребности человека, на его духовно-ценностное отношение к предметной среде, выражающейся в определенной эстетике и ощущения гармонии.

При проектировании каждого нового объекта выгоднее решать его не отдельно, а в определенной совокупности – параметрического ряда. В этом случае в ряду объединяются изделия одинакового назначения конструкции и градациями показателей. В основу ряда кладется единый тип изделия. Такой методический подход позволяет представить все изделия ряда в композиционном отношении, как одно взаимосвязанное целое, как комплекс. В первую очередь прорабатывается выбранный образец — «эта­лон» относительно всего ряда изделий. Найденное, обязательно характер­ное, композиционно-пластическое решение этого об­разца переносится на все изделия ряда (или в преде­лах градации ряда) для их объединения. В конечном счете, это дает не только ясно читае­мую композиционную общность и стилевое единство всего ряда, но и существенно облегчает и обогащает сам процесс поиска наиболее выразительной в худо­жественно-конструкторском отношении формы каждо­го изделия.
Выделяется два основных направления внедрения унификации в проектную практику:
1. Типовая, осуществляемая пу­тем создания и выпуска унифицированных рядов однородных изделий, с базовыми моделями и модификациями, либо с помощью типоразмерных ря­дов;
2. Межтиповая, достигаемая путем создания и применения в разнородных изделиях одних и тех же унифицированных элементов (агрегатов, уз­лов и деталей). [2, стр. 26]Межтиповая унификация связана с пространственной перемпановкой однородного или разнородного состава унифицированных элементов, то есть агрегатированием. Агрегатирование позволяет, изменяя первоначальное пространственное сочетание стандартных унифицированных основных элементов конструкции, перекомпонавать конструкцию изделия, переходя от выполнения одной инструментальной функции на другую. Каждый выпускаемый агрегатный элемент изделия входит в унифицированный ряд. В настоящее время развивается тенденция объединения агрегатных элементов в функционально самостоятельные блоки.Метод агрегатирования можно рассматривать также как «конструктор». В дизайн — концепциях этот принцип рассматривается как один из важнейших принципов морфологической трансформации формирования комплексных объектов. Это в своем роде трансформируемая морфологическая структура, состоящая из определенных базовых конструктивов.Метод агрегатирования позволяет представить все многообразие конструкторов лишь в трех его формах, как типоразмерный (размерно-подобный) конструктор, базово — модификационный конструктор и агрегатный (модульный) конструктор, в которых все их элементы -конструктивы определены по составу и номенклатуре и представляют собой своеоб­разные минимальные наборы.В агрегатном конструкторе (который может быть и модульным) все его конструктивы имеют унифициро­ванную взаимосвязь по своим основным па­раметрам, линейным размерам и геометрической фор­ме. Модульность конструктора предполагает создание и использование его элементов, размеры которых свя­заны единым размерным модулем, как своеобразных исходных «строительных» конструктивных модулей.

Эти конструктивные модули, как уже выше говорилось, могут быть законченными финальными изделиями. В конструкторе, в котором нет унификационной связи элементов, каждый из которых предназначен для формирования лишь своего исходного изделия, по сути перестает быть конструктором как таковым, так как его элементы не обладают исходным признаком —возможностью организации гибких и динамичных, трансформирующихся морфоструктур, имеющих воз­можность менять свои инструментальные функции. [2, стр. 27]Практика показывает, что сложность задач, решае­мых дизайнером в условиях унификации и агрегатиро­вания, меняется при переходе от менее сложных к более сложным функциональным решениям дизайн-объекта. Для удобства проектирова­ния и учитывая степень сложности задач, все элементы унифицированной совокупности изделия необходимо располагать иерархически, в виде ряда уровней.

С точ­ки зрения методики проектирования, расчленение лю­бой сложной системы на элементы, располагаемые по уровням, позволяет вести ее проектирование последо­вательно-параллельно с учетом соподчиненности и взаимообусловленности уровней, выполнить все элементы такой системы в едином стиле и максимально их унифицировать.Дизайн проектирование очень часто обращается к проектированию комплексных объектов. К ним относятся комплексы мебели, бытовые приборы, средовой комплекс. Можно сказать, комплексные объекты это основная часть окружающих нас вещей. Специфика проектирования любого комплексного объекта состоит в том, что каждый предметный комплекс рассматривается во взаимосвязи и взаимопроникновении всех типов комплексности, при доминировании точки потребителя. Дизайнер должен предусмотреть исследовательские и проектные мероприятия, направленные на формирование технического комплекса и его элементов в контекстах среды и функциональных систем деятельности. Здесь важно снабдить эти элементы единой проектной концепцией, чтобы обеспечить их типологическую взаимосвязь с точки зрения потребителя.Подводя итог в рассмотрении метода проектирования унификации и агрегативности, можно выявить их принципиальные отличия. Изделия построенные по методу унификации элементы конструкции многократно применяются в различных изделиях ряда, имея ту же неизменную конструкцию и выполняя ту же рабочую функцию, может легко конструктивно и композиционно входить во все изделия конструктивно – унифицированного ряда.

Совсем иначе обстоит дело построения изделия по методу агрегатирования. Агрегатирование предусматривает изменение первоначальной инструментальной функции изделия. Геометрическая форма и образный строй определенным образом меняется, трансформируется. Первоначальная композиция изделия изменяется, хотя при перекомпановки количество исходных элементов и характер морфологии и визуальной формы каждого агрегативного элемента остается без изменений. Форма изделия рассматривается как различные пространственные комбинации форм отдельных функциональных унифицированных элементов.

4. Пример использование метода унификации и агрегативности при реальном проектировании

Несколько месяцев назад мою был спроектирован модульный шкаф-стеллаж.Объект представляет собой два Г-образных модуля, потребитель может выставить эти шкафы в любом положении. Провоцирует человека на эксперименты. Вызывает интерактивность. Спроектированный объект предназначен для хранения вещей. Этот объект располагается в жилом помещении. Потребитель – энергичный жинерадостный человек, любит экспериментировать с окружающей его обстановкой, следит за модой.В основу проекта положен принцип максимальной унификации составляющих конструктор исходных элементов. В отделке используются современные, инновационные материалы, с целью того, чтобы выявить оригинальность объекта. Сделать вещь статусной.С другой стороны, проект предусматривает многочисленную вариабельность и многообразие возможной перекомпоновки модульных элементов.

Система модульного шкафа-стелажа состоит из двух самостоятельных подсистем. По форме и конструкции они практически ничем не отличаются. Только лишь поворотом: буква «Г» сторону, и буква «Г» в зеркальном отражении. Две подсистемы не зависимы друг от друга, но их сочитание составляют целостность композиции. Модули могут либо стоять на полу, либо висеть на стене.Композиция из этих модулей может быть развита в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Развитие в вертикальном и горизонтальном направлении дает возможность сформировать самые разные мебельные «стенки».Базовые модули могут соединятся друг с другом непосредственно боковыми, верхними и нижними гранями и соединяются с помощью специальных крепежных элементов.Использование подобных мебельных объектов в процессе организации развивающей предметно-пространственную среду, позволяет сделать ее более динамичной и гибкой. Рассматриваемый объект позволяет комбинировать и перемещать модульные элементы. Это позволяет, без использования дополнительных средств, создавать новый образ интерьра.

Заключение

Процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объектами проектирования могут быть как материальные (мебель, бытовая техника, автомобили и т.д.), так и нематериальные объекты (социальное проектирование). В тоже время сам процесс проектирования является нематериальным, характеризуемая как художественно — конструкторская деятельность создания концептуальных, идеальных объектов, которые должны служить человеку, решать многие его проблемы. Это так же информационно – аналитическая деятельность, направленная на выработку множества методов, средств и процедур для реализации задуманных концептов.Проектирование – протекающее действие проектной концепции, мыслительного и знакового оформлении проекта. Концепция в современном мире является первоначалом в процессе проектирования. Поэтому выбор методов проектирования объектов основывается на теоритическом выражении концепции. С помощью различных методов проектирования задуманная концепция оформляется в материальный объект, идеи становятся вещественными.При написании реферата было выяснено взаимоотношение концепции и методов проектирование. Они влияют друг на друга. Их совокупность организует целостность проектируемого объекта. Отсутствие какаго-либо компонента приводит к невозможности правильного создания предмета. Предмет, в этом случае, становиться реорганизованным, бессмысленным, бесполезным для социума.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями