- Манифест5 проблем современной архитектуры
- Какие проблемы стоят перед архитекторами сегодня? Мы спросили об этом архитектурного критика и писателя Николая Урусоффа, который на прошлой неделе прочитал цикл лекций Architecture. A history of conflicts в рамках образовательной программы института «Стрелка». Урусофф работал в газетах Los Angeles Times и New York Times, a также написал книгу о современной архитектуре Лос-Анджелеса — L.A. Modern.
- 1 Всем управляют девелоперы
- 2 Архитектура часто становится орудием пропаганды
- 3 Идеи быстро устаревают
- 4 Архитекторы оторваны от людей
- 5 Многие критики недостаточно квалифицированны
- Почему современная архитектура России ужасная
- Проблемы современной архитектуры
- Современные проблемы архитектуры градостроительства дизайна
Манифест5 проблем современной архитектуры
Технологический прогресс, пропаганда, приватизация и другие современные проблемы, по мнению архитектурного критика NYT Николая Урусоффа
Материал подготовила
Анна Савина
Какие проблемы стоят перед архитекторами сегодня? Мы спросили об этом архитектурного критика и писателя Николая Урусоффа, который на прошлой неделе прочитал цикл лекций Architecture. A history of conflicts в рамках образовательной программы института «Стрелка». Урусофф работал в газетах Los Angeles Times и New York Times, a также написал книгу о современной архитектуре Лос-Анджелеса — L.A. Modern.
1 Всем управляют девелоперы
Раньше главным заказчиком архитекторов были правительства, и архитектура часто становилась орудием пропаганды — например, так произошло после Второй мировой войны, когда американское правительство пыталось использовать идеи модернизма в борьбе с идеологическим врагом. Известные архитекторы работали в основном над проектами общественных зданий, университетов и музеев. После массовой приватизации, которая происходила в США и Великобритании в 1970-е и 1980-е, самыми крупными заказчиками стали корпорации. Даже учебные заведения часто находятся в собственности крупных компаний, и поэтому основной заказчик архитекторов — это финансовая элита, интересы которой отличаются от интересов простых людей.
Приватизация оказала большое влияние на современные города. Во многих из них именно в последние десятилетия выросло неравенство между тем, как живут хорошо образованные и обеспеченные люди и остальное население. Кроме того, во многих крупных городах сократилось число представителей среднего класса.
2 Архитектура часто становится орудием пропаганды
Многие известные архитекторы постоянно перемещаются по миру и строят в разных странах. Каждый раз они сталкиваются с незнакомой средой, в которой порой бывает непросто разобраться. Многие известные архитекторы в последнее время работали в странах Персидского залива. Их часто обвиняли в том, что эти здания были построены только для привлечения туристов и не имеют ничего общего с особенностями той или иной страны.
Performing Arts Centre на острове Саадият в Абу-Даби (проект Zaha Hadid Architects)
Архитекторы оказываются в сложной ситуации: соглашаясь работать по заказу правительства той или иной страны, они принимают определённую программу, продиктованную, например, авторитарными правителями арабских стран. При этом обычно архитекторам-звёздам заказывают проекты культурных институций и общественных зданий. Например, на острове Саадият в Абу-Даби, создание которого планируется завершить в 2018 году, будут музеи по проектам Захи Хадид, Фрэнка Гери, Нормана Фостера, Жана Нувеля и Тадао Андо. Многие знаменитые архитекторы работают сейчас в этом регионе, но часто их идеи не отражают реальной ситуации в стране и зависят от правительства, а сами архитекторы становятся орудиями пропаганды.
3 Идеи быстро устаревают
Архитекторы всегда работают с реальностью, с современными им проблемами. Однако на деле получается, что они всегда отстают, потому что даже если проект строится очень быстро, их идеи устаревают к моменту постройки здания. Сейчас наиболее активны те архитекторы, карьера которых началась в 1970-е или 1980-е годы. Их мировоззрение сформировалось в ту эпоху, и они плохо подготовлены к тому, что происходит сейчас: идеи, которые были важны во время их учёбы и в первые годы карьеры, не применимы к миру, в котором мы живём сегодня.
4 Архитекторы оторваны от людей
Другая важная проблема — зависимость архитекторов от крупных девелоперов. Им выгодно строить огромные, похожие друг на друга, кварталы в кратчайшие сроки, в то время как большинство архитекторов понимают, что город — это пространство различных политических, социальных и национальных меньшинств, и разнообразие — важное условие жизни в большом городе.
Если вы хотите помочь людям, то лучше быть социальным работником, чем архитектором. В большинстве случаев клиент архитектора — это девелопер, и архитектор работает именно ради его интересов. Девелоперская компания может иметь консультантов или работать с фокус-группами, но они не дают представления о том, чего хочет публика. К сожалению, в существующей системе не может быть прямого диалога между архитектором и публикой, которая использует построенное им здание, и у архитектора нет контроля над проектом. Это относится даже к гражданским постройкам, публичным библиотекам.
5 Многие критики недостаточно квалифицированны
Одна из причин, по которой крупные девелоперы не спрашивают мнения публики о планируемых проектах, — неподготовленность людей. Обычно публичные обсуждения — это очень непродуктивный способ работы над проектом. Многие архитектурные блогеры тоже очень неквалифицированны: в их рассуждениях можно встретить много клише, связанных с архитектурой.
С другой стороны, мне кажется важным, что каждый вовлечён в дискуссию об архитектуре — будь то простой блогер или Бэнкси, написавший критическую статью об One World Trade Center. Бэнкси прав: башня One World Trade Center — это один из самых скучных небоскрёбов, которые я видел за последнее время. Многие надеялись, что на этом месте появится что-то стоящее, но в результате получилось здание, которое не имеет никакой ценности. Силуэт башен-близнецов выделялся на горизонте, а проект One World Trade Center очень проигрывает им.
Источник
Почему современная архитектура России ужасная
Приветствую, друзья! Сегодня я бы хотел поведать Вам о таком важном аспекте нашей жизни — современной архитектуре России.
Во-первых, я не буду брать во внимание Москву и Санкт-Петербург, потому что там в целом с архитектурой все относительно нормально.
Во-вторых, не хочу заострять внимание на конкретном городе, возьму ситуацию в целом.
Интересно посмотреть, что изменилось, узнать как там дела и что новенького.
А дела то идут не очень. Начну с наших домов. Во-первых из 70-х годов нам Советский Союз построил и оставил отвратительные и безликие бетонные коробки именуемые «девятиэтажки». Эти здания строились без каких либо теоретических обоснований ( в культурном аспекте) и являлись в буквальном смысле спасением для многих людей. Как мы помним, в СССР в таких домах давали бесплатные квартиры. Собственно по этому архитектурный облик во многом образуют эти самые «девятиэтажки» или, например, хрущёвки. Абсолютно аналогичная ситуация. С точки зрения влияния этого на человека, ситуация достаточно тяжелая. Чисто психологически.
Сегодня большинство людей живут в микрорайонах (если большой город) или в посёлках городского типа ( по сути большой микрорайон). И вот когда обычный человек идёт по такому микрорайону, видит хрущёвки и подобные строения, то общий вид нагоняет тоску и создаёт депрессивное настроение. Попутно домам, в «общий замысел» органично вписывается либо очень яркая мизерная детская площадка, либо вообще пустырь. В первом случае, наше восприятие испытает дикий дисбаланс из-за отсутствия сочетания цветов, а второе ассоциируется с пустотой, что тоже плохо сказывается на психологическом состоянии. Наблюдать за этим конечно очень печально.
Во-вторых, многие города взяли на вооружение точечную застройку. Это значит, что на одной улице может стоять и стеклянный небоскрёб, и историческое деревянное здание, и тут же сталинский ампир. Эта пестрая картинка не может нормально выглядеть априори, потому что названные мною примеры никак не сочетаются. Кстати, все это обычно приправляют рекламными баннерами, ларьками и тд и тп. В итоге мы имеет суп с рыбой, мясом и сахаром. Выгодно тот же классицизм или другой стиль выглядит только тогда, когда соблюдается ансамбль ( за редким исключением, типа модерна). То есть, вся улица состоит из зданий одного стиля. Так уж устроено наше восприятие, более менее упорядоченное пространство оказывает положительное влияние на наш мозг. На подсознательном уровне это более «безопасно», эстетично и красиво.
Я заметил, что у нас ещё любят изменить часть здания под облик магазина. То есть, если допустим на фасадной стороне здания есть магазин, то ребята берут и свои три окна заклеивают сайдингом или чем-то подобным. Вот вам пожалуйста, архитектурный облик нарушен в угоду рекламы или желания выделиться. Это ужасно и неприемлемо.
В-третьих, если брать жилой фонд, за исключениями из правил, весь новодел почему-то строят точно также, с разницей в этажах. То есть стоит 25-этажный муравейник, абсолютно безликий. Вокруг здания все близлежащие пространство, как правило, закатывают в асфальт и под парковочку. Максимум добавляют минимальную детскую площадку. Все. В итоге, мы имеем, безликих жителей, которые живут в безликих домах. Ведь многие люди уверенны, что данная ситуация абсолютно нормальная. Мол так и должно быть. Нет, друзья, так не должно быть. Всё-таки, архитектура должна быть с идеей, обоснованием, она должна воспитывать в нас чувство вкуса и стиля. При виде хороших домов и улиц у нас должно подниматься настроение. В конце концов любой архитектурный стиль это отражение современных (на тот момент) идей, мыслей и самого жителя той или иной эпохи. В сухом остатке получается, что вся современная архитектурная ситуация России состоит из советского наследия, рекламных баннеров и ларьков. Единственное исключение это центр города, где есть хоть мало мальски историческая ценность. В таких местах хоть как-то ещё пытаются сохранить все культурное наследние. Однако, не все могут позволить себе жить в центре. И как же быть в такой ситуации? Вопрос конечно интересный. Спасибо!
Источник
Проблемы современной архитектуры
Есть мнение, которое разделяют профессиональные архитекторы по поводу того, что в современной российской архитектуре имеет место два направления дальнейшего развития. Одно является традиционным («эклектика»), пользующимся историческими стилями и фактами в качестве источника образования новых форм. Другое направление представляет собой современную архитектуру, отказывающуюся от традиций, находит источники формообразования только в современных технологиях и стройматериалах. Каждое направление противостоит друг другу, конкурирует, имеет как сторонников, так и противников.
Ранее, фасады домов, их интерьер были подобны открытой книге, заглянув в которую можно было познакомиться с людьми прошлых эпох. Стилистика была выражена чётко и ярко в каждом доме. Язык архитектуры формировался за счёт архитектурных стилей, создавалась система узнаваемых образов. Увы! Но сейчас значение и глубокая суть этих образов забыты, став непонятным языком, не находящем собеседника.
Архитектура современности отстранилась от исторической детали, несёт мало полезной информации и «литературности». Главными стали абстрактные идеи и символы, оперирование пространством на уровне, который не всем людям дано понять и оценить. Архитектура забыла язык прошлых веков, который опирался на универсальную лексику, понятную каждому человеку, независимо от его уровня и статуса (духовного, материального).
Мнения противоречивы, а что, если посмотреть на них с точки зрения внутренних закономерностей? Только взгляните на процесс формирования архитектурного облика здания, его черты, контуры, фасад. Наблюдается интересная картина. Традиционный (он же исторический) путь характерен для архитектуры Нового времени, от самого начала эпохи Возрождения до архитектуры современности! Вопреки изменению стилей, систематического отказа от архитектурной детали (обусловлено приходом современной архитектуры), принцип формирования архитектурного языка на своём пути не столкнулся с существенными изменениями. Изменения происходили в материалах и применяемых технологиях, конструкциях и типологиях, но здания стояли, примеряя на себя новые архитектурные одежды, в зависимости от моды, эстетических или философских убеждений.
Архитектура – единый процесс, имеющий начало и стремящийся к своему логическому завершению, что мы сейчас и наблюдаем. Среди критиков можно услышать мнение о том, что современная архитектура дошла до кризиса, наступило состояние неопределённости, «ступора». В чём это проявляется?
Во-первых, сейчас наблюдается резкий разрыв проектного и самого строительного процессов. Строитель подчиняет своей воле и желаниям архитектора, платит деньги за выполнение указаний и поручений. В свою очередь производитель стройматериалов и конструкций диктует свои условия и строителю, и архитектору, ставит их в зависимое положение. Это является основной проблемой организационного процесса.
Во-вторых, профессиональная дифференциация, когда архитектор не является единственным творцом. Имеет место разделение между архитектором и конструктором, архитектором и дизайнером и так далее. Мастер не имеет возможности самостоятельно реализовать свои планы в полной мере.
В-третьих, проблема, связанная с конструктивностью. Не сочетаются конструкция здания и выбираемый «наряд» под его архитектуру.
Наконец, самое главное, отношение. Ранее, здание было творением «рук человеческих», воплощением задумки мастера в жизнь. Сейчас, это просто объект строительства, именуемый как объект технического дизайна или ландшафта.
Истинная суть архитектурного объекта забыта. По маленьким крупинкам она терялась, переходя из года в год. Появилась эстетика деконструкции, утрачено понятие архитектурного объекта. Что будет дальше? Может быть, есть пора вспомнить о корнях архитектуры и перестать работать, применяя штампы и стандартные образы?
Архитектура современности Архитектура современности
Источник
Современные проблемы архитектуры градостроительства дизайна
тел.: +7 (863) 2-999-067
ул. Б. Садовая, 68
тел.: +7 (863) 2-999-067
Актуальные проблемы среды городских интеръеров.
автор арх. Резницкая Л.М.
Cреда это не только средний день недели, но и философское многоаспектное понятие. С первым имеет общее: предполагает погруженность в середину и окружение; возможность взгляда изнутри; оценку того, что было и прогноз того, что будет. Под архитектурной средой понимается предметно-пространственное окружение, обеспечивающее в широком понимании жизнедеятельность человеческому сообществу. Исторически, пожалуй, изначально возникло внутреннее интерьерное пространство, как защита от опасностей, например пещера. Мир снаружи был чужд человеку. По мере формирования второй, рукотворной природы, по мере развития социальных, культурных, научных, технических, транспортных, информационно-обменных процессов, внешнее пространство становилось все более защищенным, контактным, удобным, многофункциональным, образным. Повсюду в нем человек заявлял о своем пребывании и по отношению к первой природной среде, вторая природа все более становилась интерьерной. В начале 20 века появился термин- «городской интерьер».
Если прежде основным фактором формирования архитектурной среды были объемно-пространственные формы зданий и сооружений и их комбинации, то сегодня все возрастающую роль начал играть дизайн архитектурной среды — искусство тоже пространственное, но более комплексное, системное. Целью дизайна архитектурной среды является проектирование средовых объектов как эмоциональной, образной, целостности: создание средовой атмосферы внутренней среды — интерьерных пространств, внешней среды — городских интерьеров, а так же средовых систем, объектов очень важных для всего города например транспортной инфраструктуры, системы визуальных коммуникаций и т.д.
Идеи предметно-пространственной организации средового объекта реализуются в трех уровнях: уровне процессов жизнедеятельности объекта; архитектурно-пространственном уровне; и дизайнерском, который включает технологическое обеспечение процесса, различное оборудование, предметное и декоративное наполнение среды, ландшафтные и природные элементы, системы визуальных коммуникаций, световой и цветовой сценарии и прочее. При этом окончательный образ среды, ее эмоциональный строй складывается в поиске совместного действия архитектурных и внеархитектурных слагаемых конкретной средовой ситуации. Ведущая роль в конкретном месте и времени может принадлежать любой из слагаемых среды. Так если в исторической части города ведущая составляющая средового ансамбля — архитектура, сами здания, исторические объекты, то в новостройках, с маловыразительной архитектурой, ведущая роль может принадлежать рекламе, городскому оборудованию или ландшафтным образованиям. Дизайн архитектурной среды ищет решение проблем средоустройства на стыке архитектуры, градостроительства и дизайна.
В чем состоит роль и смысл дизайнеркой деятельности в формировании архитектурной среды сегодняшнего дня?
Хотя как оформленное явление, дизайн стал определяться на этапе промышленных революций и массового товарного производства — он изначально принадлежал человеческому бытию. В широком понимании дизайн очерчивает границы, которые делают возможным содержание, он создает условия для возникновения прогнозируемого содержания, события. Дизайну свойственна практика места, привнесение обустроенности, размечивание посредством вещей. В художественном творчестве дизайн предполагает право на любые экстравагантные, непредсказуемые сочетания предметно-пространственных форм, он не знает ограничения в материалах , формах и явлениях, которым сопутствует: город, сад, свет, запах, политика, мода, компьютерные технологии… Поэтому его называют духовным ароматом эпохи. Дизайн, задавая звучанию вещей определенную интонацию, избавляет места от банальности, творит средовую атмосферу-образ среды. Его палитра в отличие от архитектуры содержит более разнообразную гамму эмоций, в том числе иронию, юмор. Средовой дизайн достраивает город до его жилого, живого состояния. Гуманитарная составляющая дизайна — это повышение качества жизни. Дизайн невозможен без развития и включения новых технологий адекватных современным представлениям о комфортной среде, без включения в свою практику новых изобретений. Дизайн так-же он так же не может существовать без соотнесения с культурным контекстом, региональными традициями без изучения нарождающихся новых тендений в различных социальных группах, без изучения так называемого «средовго сленга». Дизайн должен ориентироваться на «здесь» и «сейчас». При этом истинный дизайн не диктует идеалы, а занимает пограничное положение между искусством и техникой, ремеслом и искусством, пользой и красотой, утилитарным и сакральным, и т.д…
С одной стороны — реальность для современного человека источник опасности и он обустраивает свое место, продолжает себя в вещах и культурных формах. С другой стороны — человеку необходима и иррациональность, непредсказуемость, ему нужна опасность, загадочность, нужен хаос, проходя через который он ищет новые точки опоры. Среда должна быть разнообразна. Часто черты человечности, отраженные в образах среды, такие как уют, общение с природой, естественность, предсказуемость, пестрота, яркость, декор, региональные традиции ближе массовому сознанию, чем изысканность высокого искусства. Но человеку так же необходима и изысканность, которую несет историческая среда городов и поселений, среда концентрирующая и закрепляющая стили эпохи, следы времени и черты развития цивилизации, для того, чтобы человек ощущал свои корни, формировал ценностную шкалу. Современному человеку так же необходима и среда, несущая черты цивилизованности, среда содержащая черты будущего, для ощущения принадлежности к прогрессу, к завтрашнему дню, среда стимулирующая творчество, обновление. Человеку противопоказана среда однообразная, убогая, монотонная, безликая, бездушная, сугубо техногенная. Итак средовая атмосфера города держится на трех основах: изысканности, свойственной, исторической части городов; зрелищности, которая постепенно с развитием систем визуальных коммуникаций и сценарных принципов проектирования, новых систем освещения, малых форм постепенно приходит в наш город и цивилизованности, качестве среды отвечающем моделям настоящего и будущего.
Существует ли проблема с развитием дизайна такой среды? -Да ,существует.
В современном мире дизайн оказался эффективным средством, оформляющим желание «выглядеть» и успешно формирует вид, часто не связанный с личностью и содержательностью, так называемый –«мифодизайн». За недолгий путь развития в нашей стране возник и набрал силу дизайн социального статуса, дизайн псевдоэлиты, дизайн, отделяющий ее от массы. Проблем с финансированием и развитием этого вида дизайна у нет. Спектр дизайна здесь необычайно широк: гламурные журналы, формирование имиджа, корпоративный стиль, особняки и многоэтажные жилые комплексы элиты в псевдо-историческом духе и т. д. Любое намерение в «элитной среде» уже требует дизайнерского оформления. Но истинный дизайн — это дизайн содержания, личности, и только будучи таким он способен сохранить искренность к миру и сопутствие ему. Дизайн должен оставаться на границе между ученым и медиумом, изучать проблемы, очерчивать их решения через конкретную новизну технологических форм и в тоже время искать истину в «духе места и времени».
Как это соотносится с нашей действительностью, «отягощенной злом» долгих лет тоталитарного существования, военной разрухи? Нам в наследство досталась разорванная средовая ткань городов и поселений, в которой утрачены уникальные фрагменты архитектурной среды и жизненные уклады народов, появились огромные пространства массовой застройки, лишенные заботы о бытии человека. Была утеряна практика заботы о повседневной и в тоже время, индивидуальной жизни. Нужно понять, что какую среду мы формируем сегодня такими мы будем завтра. Роль дизайна архитектурной среды на сегодня неосознанна ни заказчиками, ни властями, ни обществом вцелом.
Изучая дореволюционные исторические материалы благоустройства городов Нахичевани- на –Дону и Ростова, мы обнаруживаем примеры разумной законотворческой деятельности думы и городских властей, регламентирующей источники финансирования, ответственность определенных структур за поддержание и формирование благоустройства, от высшего до рядового звена: градоначальник, городовые, частные владельцы и дворники. В те годы меценаты вносили весомый вклад в благоустройство родных городов. В 19 веке на всемирной выставке в Париже Ростов был отмечен за благоустройство улиц и прогрессивную систему их освещения.
Дизайн среды только набирает силы в городе Ростове-на-Дону. Появился опыт комплексного благоустройства, (пока это нельзя назвать дизайном), на уровне отдельной улицы — Пушкинской; существуют планы относительно ряда других улиц. К одному из юбилеев города главная улица, Большая Садовая, фрагментами, обрела новое цветовое решение фасадов, покрытие тротуаров и проезжей части, новую систему уличного освещения. Выдвинуты идеи о градоформирующих комплексах в городе. Утвержденный генплан Ростова стал прирастать правилами планировки и застройки. На отдельных участках города работают люди, поддерживающие среду, но все это капля в море. Очень медленно в сознание общества входит мысль, что успех любого начинания зависит от внимания человека к месту своего обитания.
Обозначим причины и выявим проблемы, влияющие на общее состояние городских интерьеров. Понимание этих проблем, разрешение их поможет изменить ситуацию к лучшему.
- Отсутствие целевых действующих программ, городских и районных, формирования средовой целостности города и его структур: транспортной, общегородских сетей, жилой структуры, экологической, визуальных коммуникаций, рекламы, и т. д. разработанных на основе генерального плана города, планов развития его районов.
- Отсутствие программ, законодательного направления, нацеленных на развитие комфортности городской среды, среды стимулирующей творчество, обновление и красоту.
- Существует проблема подъема общего уровня вкуса заказчиков (частных владельцев собственности, инвесторов, городских властей).
- Существует проблема законопослушания, исполнения заказчиками утвержденной проектной документации, проблема создания системы ответственности, за нарушения, которая прекратит повсеместную практику по принципу «что хочу, то и ворочу», в результате которой мы имеем визуальное разрушение памятников архитектуры, кичевые решения фасадов, высотные здания среди частной застройки и прочее…
- На уровне среды дворовых территорий многоквартирного жилья отсутствуют дееспособные структуры самоуправления, и как следствие не осуществляется аккумулирование средств и формирование заказов снизу.
- У нашего общества – не сформированы философские взгляды на гармоничную среду, как основу человеческой жизнедеятельости, порой отсутствует общая культура поведения в отношении к объектам городского благоустройства, отсюда варварское отношение к ландшафтно-рекреационным территориям, водоемам, зеленым насаждениям, заполнению архитектурной среды.
- В общественном мнении не утвердился принцип распределения и переработки бытовых и промышленных отходов. Ростовская «пром. элита» не озабочена развитием безотходных производственных технологий и восстановлением экологического равновесия.
- У населения России, в силу исторических событий, в целом, утерян навык средоустроения и отсутствует развитый вкус. Стоит сравнить частную застройку и самодеятельное благоустройство территорий в России с аналогичными в Германии, Болгарии, в отдельных районах Украины.
- Отсутствие у проектировщиков, занятых средовым дизайном высокой профессиональной планки, а может быть и навыков средового проектирования –навыков так называемой «архитектуры внимания», нацеленности на комплексное видение и формирование фрагментов городской среды, а не частное выпячивание зданий островов.
Источник