- Планировка и застройка городов
- Самые красивые города мира, построенные по плану Статьи редакции
- Бразилия (Бразилиа), Бразилия
- Канберра, Австралия
- Пальманова, Италия
- Эль Сальвадор, Чили
- Ла Плата, Аргентина
- Вашингтон, США
- Джайпур, Индия
- Аделаида, Австралия
- Нью-Хейвен, США, штат Коннектикут
- Белу-Оризонти, Бразилия
Планировка и застройка городов
Современный город является сложнейшей формой поселения. Городские и сельские поселения должны представлять собой рациональную комплексную организацию производственных зон, жилых районов, сети общественных, культурных и учебно-воспитательных учреждений, спортивных сооружений, торговых и бытовых предприятий, транспорта, обеспечивающих наилучшие условия для труда, быта и отдыха людей.
Планировка и застройка городов , успешное решение градостроительных задач начинается с выбора территории для города. На этой стадии во многом предопределяется возможность рационального функционирования его основных составляющих — производственных и селитебных зон, внешняя связь с другими населенными пунктами, природные, гидрогеологические факторы, затопляемость территории и многие другие. Учитывая сложность задачи, территория для города выбирается на основе схемы районной планировки с участием многих государственных и научно-исследовательских учреждений, специалистов-градостроителей, врачей, экономистов, транспортников, строителей, географов, экологов и др.
Схема размещения новых городов и тенденции их развития показаны на рис. 5-10 . Эти тенденции диктуются интересами освоения новых районов с богатыми месторождениями сырьевых ресурсов (обширные территории вдоль Байкало-Амурской магистрали, районы Западной Сибири).
Планировка застройки городов разнообразна. Селитебная зона формируется из жилых районов и микрорайонов, системы культурно-бытового обслуживания. Заложенная в проектах городов ступенчатая система обслуживания населения не всегда выдерживается на практике до конца. Разделение системы обслуживания на повседневное, периодическое и эпизодическое постепенно меняется в зависимости от раз вития сети городского транспорта, расширения форм обслуживания, по мере увеличения числа автомобилей, находящихся в личном пользовании, и т. д.
В планировочной структуре селитебной зоны решающее значение приобретает формирование системы общественного обслуживания. В нее входят здания и комплексы управления общественной и деловой жизнью, образования, просвещения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, медицины, физкультуры, спорта, отдыха и досуга. При проектировании городов большое внимание уделяется архитектурно-пространственной организации городского общественного центра во взаимосвязи с общественными центрами жилых и промышленных районов.
В систему общественного центра города обычно включаются здание горсовета, гостиница, почта, телеграф, ресторан, торговый центр, Дом культуры, спортивные сооружения и др. Они планируются в виде единого ансамбля в сочетании с городскими парками, скверами, садами.
Для нахождения оптимального решения по многим вариантам прорабатывается размещение селитебной зоны по отношению к зоне градообразующей промышленности. Общая планировочная структура города определяет размещение и взаимосвязь промышленной и селитебной зон, основные транспортные направления и места общественных центров.
К градостроительным проблемам промышленной архитектуры следует относить вопросы, служащие стыковыми между градостроительством и промышленной архитектурой:
- дифференцированное размещение предприятий и оздоровление городской среды;
- охрана природы и экономия земли под промышленное строительство;
- архитектурно-планировочная организация промышленных узлов (комплексов) и предприятий.
Эти проблемы решаются как градостроителями, начиная со стадии проектирования генерального плана города, так и архитекторами промышленной специализации, начиная с проектирования схем генеральных планов промышленных узлов в городах. От того, насколько рационально и комплексно решены градостроительные проблемы, включая и градостроительные задачи промышленной архитектуры, зависят функциональные, социальные и эстетические качества города в целом ( рис. 11 ).
Рис. 11. Принципы размещения промышленного узла: а — блочная схема застройки; б- зонирование территории; в — типизация структуры заводов; г — разделение людских и транспортных потоков; 1 — площадь застройки; 2 — первая очередь; 3 — резервные территории; 4 — площадь предприятий; 5 — склады; 6 — подсобно-вспомогательные объекты; 7 — отвалы и выбросы; 8 — автодороги; 9 — коммуникации; 10 — железные дороги; 11 — заводская складская зона; 12 — предзаводская зона; 13 — людские потоки; 14 — транспортные потоки; 15 — общественный центр
На размещение промышленных предприятий в системе населенного пункта оказывают решающее влияние:
- специфика производства, обусловленная санитарной характеристикой технологического процесса: видами и объемами производственных выбросов в атмосферу, водоемы, почву;
- виды внешнего транспорта и объемы грузооборота — железнодорожного, водного, автомобильного;
- местные природно-климатические условия — направление господствующих ветров, рельеф местности, грунты, вечная мерзлота и др.;
- взаимное расположение селитебной и производственных зон, оптимизация внутригородских транспортных связей и осуществление единого композиционного замысла города (населенного пункта) в целом.
Промышленные предприятия различаются по санитарной характеристике. Все большее число предприятий перестает выделять вредные вещества в воздушный бассейн, водоемы, почву, снижают уровень шума, вибрации и электромагнитных излучений. Такие предприятия по санитарной характеристике относятся к IV и V классам, требуют санитарно-защитных разрывов лишь в пределах 50 и 100 м от жилых домов. Это практически равно ширине улиц современных городов. Сюда относятся предприятия легкой и пищевой промышленности, приборостроения, машиностроения и т. п. Они, как правило, образуют городские промышленные комплексы. Безвредные предприятия рационально размещать внутри селитебных территорий, образуя производственно-селитебные комплексы. Подобное решение обеспечивает минимальные трудовые поездки людей, что уменьшает материальные затраты на городской транспорт и непроизводительно затрачиваемое трудящимися время. А это чрезвычайно важный социальный фактор.
Значительно труднее решаются вопросы размещения предприятий I и II класса по санитарной характеристике — предприятий тяжелой индустрии: черной и цветной металлургии, химических отраслей промышленности, требующих санитарно-защитных разрывов от 1000 до 500 м. Практически такие предприятия размещаются на расстоянии многих километров от селитьбы ( рис. 12 ), что зависит от мощностей производств.
Рис. 12. Силуэт химического комбината (а) и схема его размещения по отношению к жилому району (б)
На границе с селитебной территорией размещаются обычно машиностроительные заводы, комбинаты домостроения и т. п., требующие санитарно-защитную зону в 300 м.
В состав городских промышленных районов входят значительные территории, занятые промышленными предприятиями и связанными с ними объектами, транспортом, инженерными сооружениями и т. п. В некоторых индустриальных городах промышленные районы занимают до 50-60% городской территории. В связи с этим большое значение имеет рациональное размещение промышленных предприятий в городе. Оно влияет на условия труда на предприятиях, условия проживания, транспортную схему и общую планировочную структуру города.
Наиболее удачной формой размещения безвредных предприятий следует считать производственно-селитебные зоны, где территориально объединены жилая и промышленная застройка, включающая предприятия IV и V класса по санитарной характеристике с незначительным грузооборотом, осуществляемым преимущественно автомобильным транспортом. Эта форма обладает единой планировочной структурой с кратчайшими пешеходными и транспортными связями (при затрате времени в пределах 20 мин для поездки от жилых домов до предприятий, «от двери до двери»). Планируются инженерные сети, благоустройство, зона отдыха и другие объекты культурно-бытового обслуживания, сосредоточенные в едином общественном центре. Деловая занятость трудоспособного населения в «своем» районе — свыше 50%. При размещении промышленности в пределах жилых районов города обычно исходят из времени, необходимого на путь до места работы. Этот радиус для таких селитебно-производственных зон не должен превышать 2 км. В этом случае связанная с промышленностью общая селитебная территория будет равна примерно 1200 га, а наибольший размер территории промышленной зоны — 400 га при максимальном числе работающих 25—30 тыс. чел. (город или несколько районов крупного города). Такую промышленную зону можно разделить на два или три комплекса, разместив их в сочетании с селитебными зонами.
Создаются производственно-селитебные зоны не только при объединении жилой застройки с промышленными предприятиями, но и путем кооперирования с научными учреждениями и инженерными комплексами. Вблизи жилой застройки можно формировать производственную зону из таких предприятий, как швейные фабрики, хлопчатобумажные, обувные и ковровые комбинаты, предприятия по производству галантерейно-кожевенного картона, полиграфические комбинаты, предприятия пищевой промышленности, холодильники, предприятия городского транспорта, бытового обслуживания населения и др. Создание в ряде городов научных центров (академгородков) — своеобразное осуществление идеи производственно-селитебных комплексов.
Источник
Самые красивые города мира, построенные по плану Статьи редакции
Автор: Геннадий Заволокин
The Wired опубликовал снимки из космоса городов c самой четкой и красивой планировкой. Почти все они находятся не в Европе и большинство возводились для того, чтобы стать столицей страны или региона.
Бразилия (Бразилиа), Бразилия
Главный город крупнейшего государства Южной Америки был построен всего за 41 месяц. Столичный статус получил при «рождении», дабы, в том числе, прекратить спор за него между Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.
Архитектор Оскар Нимейер, по проектам которого было построено большинство административных зданий города, был убежденным коммунистом. Именно он предложил назвать Бразилию Бразилией. Ему понравилось, как звучит по-русски название его родной страны (по-португальски: Бразил).
Бразилия – один из самых крупных городов мира, построенных после 1900 года.
Канберра, Австралия
Еще одна столица в нашем рейтинге. Как и Бразилия, она была построена для решения спора о статусе главного города государства между двумя мегаполисами. В данном случае ими были Сидней и Мельбурн.
В основу проекта легла концепция города-сада: многочисленные зеленые насаждения стали неотъемлемой частью Канберры. По задумке чикагских архитекторов Уолтера и Мэрион Гриффин (супруги), столица Австралии должна была стать городом будущего, не похожим ни на один из существоваших на тот момент.
Как и в случае с Бразилией, называли Канберру Канберрой неспроста: с древнего языка местного племени «канбарра» переводится как «место для собраний».
Пальманова, Италия
Это старейший город, построенный по плану. Находится на границе со Словенией. Является геометрически выверенной девятиугольной крепостью.
Каждый бастион Пальмановы защищен двумя предыдущими. Со Словенией, конечно, никто воевать тогда не собирался – ее тогда просто не существовало как государства. А от турков крепость очень даже помогала.
Эль Сальвадор, Чили
Крошечный городок посреди Анд был основан после того, как в этом районе Чили нашли залежи медной руды в 1954 году.
План был разработан американскими архитекторами. Эль Сальвадор повторяет форму шлема римского воина (не самое предсказуемое место для римской тематики).
Строительство города шло 5 лет: 1954 по 1959 год. Численность населения Эль Сальвадора составляет 24 тысячи человек, из которых 7000 так или иначе задействованы в добыче полезных ископаемых.
Ла Плата, Аргентина
Еще один представитель Южной Америки в нашем хит-параде. Город был основан качестве столицы, но не страны, а штата – после придания Буэнос-Айресу статуса Федерального округа, кто-то должен был занять его место, освободившегося после «повышения».
Первый камень в основание Ла-Платы в 1882 году заложил как раз губернатор Буэнос-Айреса. Через 2 года Ла-Плата стала первым городом Латинской Америки с электрическим освещением улиц.
Вашингтон, США
Этот рейтинг не был бы достоин публикации без столицы Соединенных Штатов Америки. После того, как было определено место строительства столицы нового государства (1791 год), Джордж Вашингтон поручил разработку плана строительства архитектору французского происхождения Пьеру Ланфану.
В процессе работы Вашингтон разругался с Ланфаном, и реализовывать планы пришлось Эндрю Элликотту.
Джайпур, Индия
Еще один город, рожденный столицей. Раджа Савай Джай Сингх Второй сделал его центром Раджастана (ныне одноименный штат Индии). Свое название «Розовый город» получил из-за использовавшегося в строительстве камня необычного цвета. В 1853 году для приветствия Принца Уэльского все здания в городе были покрашены в розовый цвет.
Город представляет собой огромные блоки, разделенный улицами шириной в 40 метров. На момент основания (1727 год) Джайпур имел самую инновационную планировку.
Аделаида, Австралия
Столица штата Южная Австралия была спланирована своим отцом-основателем полковником Уильямом Лайтом и названа в честь королевы Аделаиды.
Город задуман в форме большой решетки, в которой пересекаются широкие бульвары и просторные площади. Центр – сплошь зеленый.
Нью-Хейвен, США, штат Коннектикут
Город основан в 1638 году пятью сотнями пуритан, переехавших из Колонии Массачусетского залива.
Это первый построенный по планировке город США. Изначально представлял собой девять квадратов с парком в 16 акров в центре. В этом городе расположен знаменитый Йельский университет.
Белу-Оризонти, Бразилия
«Красивый горизонт» задумывался в качестве столицы штата и стал первым городом страны, построенным по планировке.
При создании проекта архитекторы были вдохновлены чертежами Вашингтона, и некоторые черты столицы США перенесли на свою бумагу.
Перечитаю Дэна Брауна,
Геннадий Заволокин,
The Twi Times
Источник