Современные техники воспитания ребенка

Методы воспитания детей: 10 эффективных методик воспитания детей

Воспитать ребёнка счастливым, здоровым и успешным сейчас намного проще, чем 100 лет назад. И всё это благодаря наработкам учёных, педагогов и психологов.

Кроме привычных методов «кнута и пряника», убеждения, личного примера и обучающих ситуаций, существует минимум 20 полноценных систем воспитания, начиная методиками Фридриха Фребеля и доктора Спока и заканчивая музыкальной методикой Железновых. Одни уже устарели, другие уделяют внимание только одной стороне развития ребёнка, третьи слишком сложны для домашнего использования.

Поэтому рассмотрим только 10 самых эффективных методик воспитания детей и остановимся на достоинствах и недостатках, чтобы помочь вам выбрать свой вариант.

10 самых эффективных методик воспитания детей

1. Система Марии Монтессори

Система Марии Монтессори — одна из самых распространённых методик воспитания и обучения ребёнка, созданная ещё в начале ХХ века. Изначально система разрабатывалась для детей с задержкой развития, а потом уже была адаптирована для всех остальных.

В центре методики находится ребёнок, который волен заниматься, чем ему захочется. Затем идёт обучающая среда, представленная разными зонами для занятий чтением, письмом, математикой, творчеством и т.д. И только потом на сцену выходит взрослый, чья роль — предложить ребёнку варианты и «помочь ему всё сделать самому» (девиз методики). Главный упор при этом делается на обучении письму, так как автор системы считала, что этот навык важнее остальных.

Свобода выбора и индивидуальный подход дают прекрасные результаты. Ребёнок растёт самостоятельным, дисциплинированным и эмпатичным.

При этом его не оценивают и не оставляют на второй год — каждый развивается в собственном темпе.

Читайте также:  Красивая отделка маленькой ванной комнаты

Не обошлось без минусов. Во-первых, создать обучающее пространство, поделенное на специальные зоны, обойдётся недёшево. Во-вторых в качестве недостатков системы специалисты отмечают отрицание активной роли педагога, недооценку значения ролевых игр и недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей.

2. Вальдорфская школа Рудольфа Штайнера

Как и предыдущий вариант, система была создана в начале ХХ века. Рудольф Штайнер, создатель антропософии, открыл при табачной фабрике в Вальдорфе школу для детей сотрудников, чтобы воплотить свои наработки в жизнь. Со временем его идеи завоевали популярность во всём мире.

Вальдорфская методика основана на творчестве и культуре. Дети поют, участвуют в театральных представлениях, занимаются живописью, эвритмическими танцами и изготовлением поделок из натуральных материалов. Эвритмия — уникальная задумка методики, по которой дети несколько раз в день активно двигаются, хлопают, танцуют, поют и читают стихи.

Два главных принципа, на которых стоит школа, — это так называемое «не опережающее» воспитание и подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры.

Штайнер считал, что у ребёнка нельзя забирать детство, поэтому интеллектуальное обучение начинается не раньше 7 лет.

Особое отношение у системы наблюдается к технике. Использование телевизора, компьютера и гаджетов максимально ограничивается, поскольку считается, что они пагубно влияют на развитие ребёнка.

Вальдорфскую методику критикуют за то, что она слишком поздно начинает обучать детей, упуская драгоценное время, когда они могут научиться всему быстрее и легче. В минус ей также ставят создание тепличных условий, которые усложняют социализацию ребёнка и переход в обычную школу. Но примеры Дженнифер Энистон, Сандры Буллок и Фердинанда Александра Порше доказывают не только состоятельность школы, но и её результативность.

Посмотрите видео — Дмитрий Карпачёв рассказывает, как научиться правильно понимать ребенка, чтобы подобрать подходящую методику воспитания:



3. Карточки Гленна Домана

Американский врач-нейрофизиолог Гленн Доман разработал методику восстановления для детей с поражением нервной системы, которая помогла их не только вылечить, но и позволила подтянуть интеллектуальное развитие. Затем он адаптировал систему для здоровых детей.

Главная идея методики — раннее физическое и умственное развитие в тесной взаимосвязи.

Ребёнка ни в коем случае не следует пеленать и ограничивать его движения — пусть учится ползать как можно раньше. А с 6 месяцев уже пора начинать его обучение с помощью специальных карточек.

Что это за карточки? Это крупные белые карточки, на которых изображены красные точки для обучения счету и слова для обучения чтению. Также в коллекцию входят картинки с изображениями растений, животных и других объектов. Российский учёный Андрей Маниченко адаптировал карточки под особенности русской грамматики. Их можно купить или изготовить самостоятельно.

Задача родителей — несколько десятков раз в день показывать ребёнку эти карточки. Системное использование карточек обеспечивает раннее развитие речи, письма и в дальнейшем скорочтения, большого словарного запаса и любознательности.

Недостатком системы считают пассивность детей при восприятии информации — они только получают данные, но ничего с ними не делают. Плюс такой метод не подойдёт детям с развитой кинестетикой — вместо того, чтобы изучать, они захотят потрогать и попробовать карточки на вкус.

4. Усовершенствованная методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан — человек, усовершенствовавший методику Гленна Домана, используя исключительно собственный опыт матери двух дочерей.

Сесиль сделала акцент на индивидуальном подходе к ребёнку, поэтому расширила вариант карточек Домана, добавив слуховые и тактильные элементы. Хочет ребёнок не только смотреть, но и трогать — предоставьте ему необходимые образцы. Нравится издавать звуки из предметов — пусть стучит по всему, до чего дотянется.

Также Сесиль добавила упражнения из всех сфер знания: географии, истории, музыки, рисования, уделив особое внимание плаванию. Причём она настаивала, что с ребёнком заниматься надо с самого рождения.

Кроме очевидных плюсов всестороннего развития ребёнка, есть один минус у этой методики — маме малыша понадобится почти всё её время на занятия и упражнения с ребёнком. Без надёжного помощника справиться будет сложно.

5. Воспитание счастливого ребёнка по методике Жан Ледлофф

Поехав однажды в Венесуэлу в поисках алмазов, американская писательница Жан Ледлофф вскоре забыла о драгоценностях и сосредоточилась на наблюдении за индейцами племени екуана. Впоследствии она возвращалась к ним ещё 4 раза, чтобы детально изучить приёмы воспитания детей.

В результате исследований Жан Ледлофф на свет появилась неоднозначная книга «Как вырастить ребёнка счастливым».

Неоднозначна она тем, что практически полностью отвергает западные традиции воспитания и предлагает так называемый естественный подход к ребёнку:

«ручной период» длится столько, сколько хочет ребёнок;

ребёнок участвует во всех делах мамы — это ускоряет процесс его социализации;

кормить малыша надо не по расписанию, а по требованию;

мама не опекает ребёнка, а даёт ему свободу получать любой опыт;

разрешается оценивать только поступки ребёнка, но не его самого.

Такой вариант естественного воспитания в среде индейцев екуана приводил к тому, что дети практически не плакали, росли счастливыми и искренними.

Некоторые элементы не применимы в современных условиях (мы всё-таки не индейцы, живущие в дикой природе), но в целом методика довольно эффективна.

6. Система Масару Ибуки

«После трёх уже поздно» — нашумевшая и единственная книга сооснователя корпорации Sony, которому пришлось глубоко копаться в методах воспитания из-за болезни сына.

Главный посыл книги — мозг ребёнка формируется в первые три года жизни, и надо постараться вложить в него за этот период максимум знаний и навыков. Предпочтение отдаётся обучению иностранным языкам и музыке на академическом уровне.

Масару Ибуки утверждает, что для детей нет понятий легко и сложно, поэтому они одинаково воспринимают как игрушки, так и образцы мирового культурного наследия, из чего следует, что последним стоит уделять больше времени. Игрушек вообще должно быть мало — они ограничивают фантазию ребёнка и рассеивают внимание.

Физическое развитие тоже не на последнем месте, причём в самых разнообразных формах — от прыжков на скакалке до катания на коньках. Здорово, если физические упражнения выполняются по расписанию.

Система Ибуки не до конца подтверждена научными фактами, но сразу получила широкое распространение в Японии и за её пределами. Единственный элемент, за который критикуют метод Масару Ибуки, — разрешение применять телесные наказания до 2-х лет.

7. Методика Никитиных

Борис и Елена Никитины — ещё одни родители, разработавшие методику воспитания, опираясь на личный опыт. Они начали создавать свою систему с рождением первого ребёнка и совершенствовали с каждым последующим (всего детей в семье 7).

Миссию родителей Никитины видели в том, чтобы научиться прислушиваться к сигналам ребёнка, предоставлять ему полную свободу в выборе занятий и интересов и воспитывать самостоятельную целостную личность.

Поэтому много внимания в методике уделяется созданию специальной среды для обучения (таблицы, схемы, карты на стенах), тренировок (тренажёры, специальные упражнения) и развивающих пособий для детей в возрасте от 1,5 до 5 лет (кубики, пирамидки, головоломки, задачи). Эти приспособления помогают ребёнку найти множество вариантов решения той или иной задачи и выявляют его способности и склонности в раннем возрасте.

Методика Никитиных сегодня ещё сохраняет свою актуальность, хоть и была разработана в советских реалиях. Осторожным быть стоит только с одним из центральных элементов методики — закаливанием. Перед тем, как превращать ребёнка в «моржа», стоит проконсультироваться с педиатром.

8. Складовое чтение Николая Зайцева

Как научить ребенка читать в 4 года? Используя новаторскую методику складового чтения Николая Зайцева.

Он разработал комплекс, в основе которого кубики с нарисованными складами. Не буквы, не звуки, не слоги, а именно склады — пары гласных и согласных букв или согласных с мягким/твёрдым знаком. Кубики разных размеров, цветов, веса и звучания, в зависимости от наполнителя.

Играя такими кубиками, веселясь и складывая их в башенки и паровозики, уже через несколько сеансов ребёнок без проблем читает целые предложения. Он получает начальное представление о русском языке в столь раннем возрасте, что даёт фору в развитии по сравнению со сверстниками.

И это ещё не всё. Знаменитый педагог разработал подобные комплексы для обучения математике и английскому языку.

Николай Зайцев настаивает, что занятия нужно проводить с 2-х лет. Критики же заявляют, что раннее чтение приведёт к ошибкам на письме, а также сложностям при повторном обучении буквам и чтению по слогам в начальной школе.

9. Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили

Гуманная педагогика профессора Амонашвили — это даже не методика воспитания и обучения, скорее философия, в своё время совершившая революцию во взаимоотношениях взрослых и детей.

Любить и уважать всех детей, какими бы они ни были — центральная идея всей системы. Автор считает, что не бывает плохих детей, бывают родители и учителя, которые их не понимают. Поэтому он предлагает развитие через сотрудничество — взрослые не контролируют, не принуждают ребёнка и не оценивают его, а относятся к нему, как к равному, и действуют сообща.

В результате ребёнок вырастает самостоятельным и всесторонне развитым, а между родителями и детьми устанавливается прочная связь доверия и уважения.

Минусов данный подход не имеет , поэтому идеи Шалвы Амонашвили продолжают набирать популярность по всему миру.

10. Музыкальные методики

О влиянии музыки на развитие ребёнка ученые говорят давно, поэтому постоянно разрабатываются новые методики воспитания, основанные на музыкальном образовании. Проверенные варианты — «музыка с мамой» Железновых и метод доктора Шиничи Сузуки.

«Музыка с мамой» — это комплекс упражнений (игры, пальчиковая гимнастика, зарядка, массаж) для развития моторики и речи, обязательно сопровождаемые музыкой. Преимущество метода в том, что он не требует дополнительного образования и серьёзного оборудования, ведь включать музыку малышам можно уже с первых недель жизни.

Методика доктора Сузуки отличается тем, что не ограничивается включением музыки. Шиничи Сузуку считает, что все дети от природы талантливы и их можно научить игре на любом инструменте. Если раннее детство ребёнка сопровождает классическая музыка, он растёт более мягким, способным тонко чувствовать настроение и состояние других людей, любящим и понимающим искусство.

Как бы то ни было, цель любой музыкальной методики воспитания — не вырастить виртуоза, а создать всесторонне развитую личность, интеллигентного и благородного человека.

Большинство методик воспитания ребёнка концентрируются на каком-то одном факторе воспитания: раннее чтение, приоритет письма, музыкальное образование.

Но всех их объединяет два важных принципа: отказ от оценивания и тезис о раннем развитии (кроме Вальдорфской школы), что и делает их такими эффективными.

Тем не менее, выбор всегда за родителями.

Каждый ребёнок — это уникальная личность, развивающаяся в своём темпе и имеющая собственные интересы и предпочтения. Чтобы раскрыть потенциал, вовремя выявить таланты и вырастить самостоятельного ребёнка, рекомендуем изучить все методики, выбрать подходящие именно вашему малышу элементы и комбинировать их.

Главное — чтобы и ребёнку, и вам было интересно и весело , ведь помимо блестящих показателей в обучении важно, чтобы ребёнок рос здоровым и счастливым.

Источник

Современные методы воспитания
статья

Статья предназначена для родителей.В статье изложена краткая аннтоция современных и популярных методик воспитания. Для облегчения выбора того или иного метода ,рекоменую родителям ознакомиться со статьей.

Скачать:

Вложение Размер
statya_metodiki_vospitaniya.doc 77 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методики воспитания детей. Как сделать выбор.

Воспитание и обучение ребенка – это большая ответственность, которая ложится на плечи родителей, воспитателей, учителей.

В дошкольном возрасте у малышей начинается процесс становления личности и формирования характера, складывается образ мышления. Дошкольный возраст- важнейший этап в жизни человека, в котором закладывается основа будущей жизни. На первых этапах взросления огромную роль в развитии ребенка играют методы и способы воспитания ребенка. Ниже представлены наиболее известные и признанные методики воспитания детей, как в России, так и за рубежом.

Система воспитания А. С. Макаренко, по мнению ЮНЕСКО, повлияла на педагогическое мышление XX века наряду с мыслями и идеями таких педагогов, как Д. Дьюи, Г. Крешенштейнер, М. Монтессори.

А. С. Макаренко считал, что работа педагога должна осуществляться в соответствии со следующими принципами.

1.Роль воспитателя. Наставник должен влиять на воспитанников личным примером. Только его знания, доброта и забота по отношению к ним приносит пользу. Мелочность, придирки и черствость не поможет стать авторитетом для детей.

2.Наказание и поощрение. Как хорошие, так и плохие поступки должны быть отмечены соответствующим образом. Педагог, который не реагирует на негативные проявления личности в коллективе, не может противостоять детской агрессии и вести воспитанников за собой.

3.Трудовое воспитание. Труд в данной методике рассматривается как необходимая часть воспитания. Главное, что это должна быть не просто механическая работа, а обоснованные действия. Дети должны знать, к какому результату приведут их действия и кому они будут полезны. Например, занятия натуральным хозяйством помогут прокормить весь коллектив.

4.Коллективизм. Именно коллектив оказывает самое большое влияние на воспитание его членов. При этом важно, чтобы люди были не просто объединены друг с другом на одной территории, а имели общую социально значимую цель.

5.Самоуправление. Каждый должен осознавать свое место в коллективе и комфортно себя чувствовать. Дети сами учатся принимать решения, анализировать свои результаты и распределять роли.

6.Дисциплина. Определенные порядки в коллективе заставляют воспитанников контролировать не только себя, но и окружающих. Традиции, ритуалы и общие нормы поведения помогают объединять детей между собой.

7.Перспективные линии. Развитие коллектива и отдельной личности может происходить лишь при наличии дальнейших целей и перспектив. Если человек не испытывает радости от приближения к заветному результату, то он не имеет будущего.

овладение бытовыми навыками и самоуправление помогают вырастить человека, который приспособлен к жизни в обществе

недостаточное внимание к индивидуальности и особенностям каждого отдельного ребенка;

поощрения и наказания, а также дисциплина способствуют повышению уровня ответственности за свои действия

недостаточное внимание к индивидуальности и особенностям каждого отдельного ребенка

влияние коллектива на личность поспособствовало тому, что методика стала широко применяться в корпоративной культуре

эксплуатация детского труда, который запрещен.

Методика Глена Домана

Методика Домана уникальна тем, что, уделяя развитию пару минут в день, можно добиться повышения уровня интеллекта и заложить в детскую голову большой объем информации. Глен Доман считал, что самый активный период развития мозга – от 0 до 6 лет. Это значит, что обучение можно начинать уже с 6 месяцев, когда ребенок учится ползать.

Весь процесс происходит с помощью специальных карточек, разделенных на тематические группы. На них есть рисунки, надписи или знаки. Каждая из карточек одной группы показывается ребенку непродолжительное время несколько раз в течение дня.

Предполагается, что малыш получит сразу много информации об окружающем мире: будет знать не просто собаку, а разные породы, не только фрукты и овощи, которые ест, но и множество других и т.п. С помощью таких карточек проводится обучение чтению, математике и английскому языку. Детям предлагаются карточки со словами, написание которых они должны запомнить механически, опираясь на визуальные отличия. Вычисления тоже проводятся подобным образом: ребенок должен запомнить расположение точек на картинке, не пересчитывая их, чтобы производить операции с числами.

занятия с самого раннего возраста способствуют тому, что уже в 2 года ребенок хорошо развит

с детьми, которые не занимались в раннем возрасте по такой методике, не смогут обучаться таким образом, им будет неинтересно

родители сами могут выбрать необходимый материал и заготовить карточки, не требуется обращаться к специалистам;

необходимо систематично заниматься с малышом, не делать пропусков, чтобы получить результаты

занятия носят ненавязчивый характер, дети не испытывают от них негативных эмоций.

ребенок пассивен в обучении, не может задавать вопросы и интересоваться тем, что его привлекло, не учится анализу и синтезу полученной информации

Методика воспитания Масару Ибуки

Масару Ибуки – один из основателей и главный инженер компании Sony. Он углубился в тему воспитания детей из-за того, что его сын значительно отставал в развитии от сверстников. Все полученные знания он переработал в собственную методику, о которой рассказал в книге «После трех уже поздно»

По методике М. Ибуки ребенку требуется дать максимальный багаж знаний, пока он не достиг трехлетнего возраста. Именно до этого времени детский мозг развивается активнее всего, а, значит, более восприимчив к новому.

Для воспитания можно использовать любые игрушки, но подобраны они должны быть индивидуально. Дети еще не разграничивают понятия «легко» и «сложно», поэтому готовы справляться с любыми задачами.

Максимально полезно и эффективно предлагать малышу взаимодействовать с любыми предметами, которые находятся в свободном доступе и не угрожают его жизни. Краски, кисти, пластилин, карандаши тоже должны как можно раньше стать знакомыми для ребенка.

Отдельное внимание в методике уделяется иностранным языкам, музыке, искусству и физическому развитию. Музыка помогает лучше сконцентироваться на какой-либо деятельности и способствует усидчивости. А активные занятия бегом, плаванием, гимнастикой и любым другим спортом укрепляет организм и помогает соблюдать режим дня.

ранние занятия различными видами деятельности вносят большой вклад в будущее малыша

методика допускает шлепки до 2 лет, что может негативно сказаться на детской психике

все вложенные знания навсегда остаются в подсознании детей и могут «выстрелить» в любой нужный момент

все приемы опробованы на детях с восточным менталитетом, которые более спокойны и склонны к созерцанию

вседозволенность в действиях может приводить к большим беспорядкам дома, устранить которые получится не скоро

Методика Бориса и Елены Никитиных

Борис и Елена Никитины – советские родители, которые воспитали семерых детей и на основе своего опыта составили собственную методику развития. В сравнении с современными методами воспитания детей некоторые принципы могут показаться устаревшими, но для своего времени это было настоящим новаторством.

Дети полностью сами выбирают, что им делать, системных занятий нет. Ребенок может выбрать спортивное или интеллектуальное времяпрепровождение, а родители должны показать ему все на собственном примере.

Спорту действительно уделено в этой методике особое место, потому что дети должны привыкать к здоровому образу жизни. Особенно важно приучать их к закаливанию.

Секрет отсутствия всякого порядка и расписания занятий в том, что именно это должно приучать ребенка к самостоятельности.
У Никитиных есть специальный сборник с задачами и головоломками, которые предлагаются детям разных возрастов. Если малышу сложно справиться с заданием, то предлагается просто пропустить его и оставить на потом, а не давать готовое решение.

внимание не только к интеллектуальному, но и к физическому развитию детей

закаливание ребенка следует проводить только при условии, что у него нет проблем со здоровьем, лучше проконсультироваться с врачом

легка в применении

отсутствует индивидуальный подход к каждому малышу

основные принципы быстро осваивают даже те родители, которые далеки от педагогики

недостаточно внимания к творческому развитию и мелкой моторике детей

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач, психолог и педагог, которая разработала свою методику воспитания детей, наблюдая в больнице за малышами с проблемами в развитии и социальной адаптации. Пронаблюдав хорошие результаты у своих воспитанников, она адаптировала свою методику и под обычных детей.

Пристальное внимание к интересам и особенностям каждого ребенка помогает развивать личность в специально организованной среде. Суть методики можно выразить фразой: «Помоги мне это сделать самому».

Вся система воспитания держится на 3 частях: ребенок, среда, воспитатель. Причем последний играет роль лишь наблюдателя и помощника в специально созданной среде.

Под средой понимаются специальные «Монтессори-классы» или зоны.

1.Практическая жизнь (бытовые предметы, необходимые для освоения элементарных навыков самообслуживания, помогают развивать крупную и мелкую моторику).

2.Сенсорное развитие (совокупность предметов, помогающих усвоить такие понятия, как цвет, форма, запах, вкус).

3.Математическая зона (предметы для обучения счету и различным вычислениям).

4.Языковая зона (способствует изучению чтения и письма).

5.Космос или естественно-научная зона (предметы, помогающие усвоить элементарные знания об окружающем мире, истории и культуре).

6.Гимнастика (зона, которая содействует физическому развитию ребенка).

Методика охватывает возраст детей от 0 до 18 лет. В зависимости от основных целей воспитания можно выделить 3 группы:

  • 0-6 лет: ребенок осваивает основные навыки;
  • 6-12 лет: исследует явления и взаимосвязи окружающего мира;
  • 12-18 лет: составляет логические цепочки, сопоставляет факты, связывает все полученные знания в общую картину мира

Темп, в котором дети развиваются и переходят из класса в класс, индивидуален -можно задержаться в одном на 2 года, а можно освоить материал за несколько месяцев.

Сейчас методика М.Монтессори очень популярна и распространена во многих городах мира.

  • открытие новых знаний происходит через практический опыт детей, что способствует лучшему усвоению материала;

дороговизна – необходимое оборудование и дидактические материалы имеют высокую стоимость

открытие новых знаний происходит через практический опыт детей, что способствует лучшему усвоению материала

отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, которые развивают творческую сторону личности

индивидуальный подход и учет особенностей ребенка помогает раскрыть весь потенциал его личности

строгая дисциплина – один из ключевых моментов пребывания детей в развивающей среде, который противоречит принципу невмешательства в их деятельность

комфортная психологическая обстановка, воспитатель в роли наблюдателя и помощника помогает вырастить самостоятельную личность, готовую взаимодействовать с социумом

Современные методики воспитания детей направлены на максимальное раскрытие потенциальных способностей ребенка с раннего возраста.

Методики воспитания детей могут быть разные. Цель этих методик всегда одна-получение развитой детской личности, при этом пути достижения этой цели отличаются. Самое главное, чтобы при выборе того или иного метода воспитания, не нарушалось право ребенка на игру и на самостоятельный выбор.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями