Современные технологии сенсорного развития в работе с детьми раннего возраста в детском саду
Людмила Рубан
Современные технологии сенсорного развития в работе с детьми раннего возраста в детском саду
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка.
Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста представлены на данном слайде
Сенсорные эталоны используются в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения, как, например, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др., при восприятии цвета — представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах и т. д.
Усвоение сенсорных эталонов, так же, как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов.
Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил те основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Все это составляет сенсорное развитие ребенка.
Важно выстраивать работу по сенсорному воспитанию поэтапно.
На первом этапе воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учат накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.
На втором этапе более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. Положение руки при обследовании предметов, фиксирующее их форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно кинестетических связей. При этом возникает как бы снятие «слепка»: глаз учит руку – рука учит глаз.
На третьем этапе происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные.
На четвёртом этапе у детей изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти действия, малыши исследуют предметы и их свойства. Действия носят характер экспериментирования.
И на пятом этапе дети не только воспроизводят показанные действия и сооружают постройки, но и пытаются сами строить знакомые предметы. Они начинают рисовать, лепить.
В последнее время сделано много для развития педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.
Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Лев Семёнович Выготский полагал, что игра — это прекрасный метод развивающего обучения.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличии от игры вообще, игровая технология обладает существенным признаком – четко обучение, и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению.
Одним из пособий для сенсорного развития дошкольников является сенсорная дидактическая юбка. Она имеет для детей эффект новой игрушки – дети инстинктивно тянутся к юбке, не обращая внимания на того, на ком она надета. Любопытство заставляет манипулировать с деталями юбки, двигаясь от одной к другой. Действуя с предметами, малыш приобретает навыки,необходимые для самообслуживания:
-умение застегнуть и расстегнуть пуговицу, замок, липучку,
-достать предмет из определенного кармана, прикрепить его, снять, убрать на место.
Когда не получается справиться самому, ребёнок вынужден обратиться к воспитателю. Между взрослым и малышом устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений.
Юбка помогает собирать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой. Особенно это актуально в период адаптации детей к детском саду.
В последнее время очень сильно выросла популярность бизибордов.
Эта игрушка имеет несколько названий — бизиборд, развивающая доска для детей, доска Монтессори, доска с замочками и кнопочками. Самым распространенным вариантом, конечно же, является “бизиборд” (от английского basy и board) –«занимательная доска».
В классическом варианте бизиборд — это доска прямоугольной формы, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов различные развивающие элементы, с которыми взаимодействует ребенок.
На слайде представлены различные виды бизибордов.
Цели и задачи бизиборда
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; помогать в освоении бытовой деятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.
развивать мелкую моторику рук, логику и мышление;
способствовать изучению различных цветов;
формировать причинно-следственные связи;
развивать самостоятельность и познавательную активность;
способствовать развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции).
Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.
Основой для подобной коробки может стать:
большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи;
деревянный ящик и т. д.
В наполнители тоже может идти все,что угодно: разные крупы — рис (белый и покрашенный пищевыми красителями, манка, овсянка, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох.
Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда песком можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт.
Также это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки.
Тематика сенсорных коробок также может быть самой разнообразной, например, всё зависит от вашей фантазии.
Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, закапывать, откапывать и просто играть.
Большинство нетрадиционных техник рисования относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
Такой способ нетрадиционного изображения называется «хэппенинг» (в переводе с английского «случаться»).
Хэппенинг включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами.
Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.
Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.
Освоив живопись пальцами, можно рисовать ладошками или ногами на листе.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По — разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
В раннем возрасте также доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 — 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.
Польза от данного вида рисования:
Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
Осознание ребёнком собственного тела.
Раннее развитие творческих способностей.
Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
Развитие представлений о цвете.
Развитие воображения и образного мышления.
Таким образом, целенаправленное применение современных игровых технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста, способствует повышению эффективности развивающих процессов, совершенствованию деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.
«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.
Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.
Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.
Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.
Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.
Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.
Отчет о работе по ОБЖ с детьми раннего возраста «Игра и безопасность» Воспитатель детей раннего возраста Шкиль Е. А Цель: формирование у детей осторожного и осмотрительного поведения в потенциально опасных для.
План-конспект НОД в группе раннего развития «Дети в детском саду» План-конспект НОД в группе раннего развитияТема: «Дети в детском саду»Цель: Развитие слухового внимания, воображения, координации движений.
Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.
Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог — психолог Руденко Н. Н. ,.
Источник
Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста
Ирина Винокурова
Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста
Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста
На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей. К системе образования, через которую проходит практически все подрастающее поколение, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования, в свете которых сложившаяся в индустриальную эпоху педагогическая парадигма все чаще выявляет свою неэффективность.
Новые образовательные технологии — это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое.
Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребенка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольное воспитание — это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знания, носящие образный характер (A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в раннем дошкольном возрасте занимает сенсорное развитие и развитие практических умений и навыков.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Значение сенсорного воспитания высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия,формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.
Сенсорная культура ребенка -результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться только правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве своеобразных «единиц измерения»при оценке свойств веществ.
Педагогическими исследованиями (О. П. Гаврилушкина, Т. А. Дорофеева, Л. И. Плаксина, Л. И. Рудакова и другими) и практическим опытом дошкольных образовательных учреждений доказана необходимость включения сенсорного развития дошкольников во все виды детской деятельности. Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
В исследованиях Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Т. В. Ермоловой и С. Ю. Мещеряковой показано, что приобретённые в раннем возрасте умения читать и считать, ещё не достаточны для успешного освоения ребёнком в будущем школьной программы и умственного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой полноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициативными, неуверенными в себе, отличаются повышенной тревожностью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватными формой и содержанием обучения, может стать возникновение у ребёнка невротических заболеваний (заикание, синдром навязчивых движений, нервные тики, детские страхи, энурез и др.) [56, стр. 42-51]
Современные научные данные, по словам Л. Н. Галигузовой и К. Ландерса, свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие методы и приёмы обучения, которые используютв работе со школьниками: чисто словесные объяснения, инструкции, фронтальные занятия не достигают своей цели. [12, стр. 24-28] Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию. [32, стр. 12-24]
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. [42, стр. 100]
Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, учителей, родителей.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме сенсорного развития детей раннего дошкольного возраставызвало ряд противоречий:
1. Быстрым развитием современных образовательных технологий и недостаточным отражением соответствующих инноваций в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Необходимостью использования новых педагогических технологий сенсорного развития раннего дошкольного возраста и недостаточной изученностью особенностей деятельности, способствующей повышению эффективности развивающих процессов.
Необходимость поиска путей преодоления этих противоречий определяет актуальность данного опыта работы.
Цель: сенсорное развитие детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.
1. Выявить актуальность и обосновать пути сенсорного развития детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.
2. Изучить особенности современных технологий и пути достижения ими сенсорного развития раннего возраста детей.
3. Разработать, апробировать и определить эффективность современных технологий, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста.
4. Оценить результативность работы с детьми раннего возраста и обобщить опыт работы.
Процесс сенсорного развития детей раннего возрастабудет эффективен при реализации следующих принципов:
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип сенсорного воспитания предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
Ведущая роль педагога в овладении любой деятельностью является ещё одним принципом. Нужно подчеркнуть, что главная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлечённость в развивающие игры, и в этом смысле вести за собой.
Для разрешения обозначенных противоречий необходимы новые подходы к поиску эффективных средств, методов, педагогических технологий.
Одним из таких средств обучения в настоящее время, как считают российские и зарубежные педагоги, являются конструкторы фирмы LEGO DACTA, обладающие рядом характеристик, значительно отличающих их от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях.
Обозначим, какие психофизические характеристики развиваются у детей раннего дошкольного возраста в процессе обучения с использованием технологии LEGO DACTA:
1. Развитие психических процессов:
– памяти (дидактическая игра «Вспомни и собери»);
– внимания (дидактическая игра «Что изменилось»);
2. Развитие сенсорных эталонов:
– цвет (дидактическая игра «Змейка»);
– форма (дидактическая игра «Двойняшки»);
– величина (дидактические игры «Крути волчок и выбирай», «Башни»);
3. Развитие речи:
– дидактические игры «Спина к спине», «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»;
4.Знакомство с окружающим миром:
– дидактические игры «Знакомство с правилами дорожного движения», «Знакомство со стилями архитектуры и конструирование зданий».
В результате деятельности с использованием конструктора данного типа дети учатся соединять детали конструктора различными способами, читать схемы-сборки и работать по ним, представлять и защищать свою модель.
В дошкольной педагогике методикой с использованием конструкторов LEGO DACTA в нашей стране занимается Л. Г. Комарова. Педагог предлагает систему работы по курсу «Моделирование объектов реального мира средствами конструкторов LEGO DACTA».
Цель — развитие способностей детей к наглядному моделированию.
– развитие умения анализировать предмет, то есть выделять его характерные особенности, функциональные основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
– обучение планированию процесса созидания собственной модели и совместного проекта;
– стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу — по предложенной или по свободной теме;
– ознакомление с окружающей действительностью;
– формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO DACTA;
– развитие речи и коммуникативных способностей.
Виды организации деятельности:
– по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору LEGO DACTA;
– по собственному замыслу.
Рекомендации по использованию конструкторов LEGO DACTA:
1. Первое знакомство и контакт с конструкторами LEGO DACTA. Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые данные наборы им предоставляют.
2. Формулировка задачи. Перед детьми ставят задачу, которую они должны решить с помощью конструктора.Например: «мой дом»; «моя комната»; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности.
3. Выполнение задания. Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе, сами задают себе темы; они выполняют задание, исходя из собственных представлений, предыдущего опыта и знаний.
4. Представление результатов работы. Детям предоставляется возможность демонстрации своих работ. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку и оказывает не только положительное влияние на его знания,но и приносит эффект: происходит смена самовосприятия, осознания собственных резервов.
Самым сильным воздействием на процесс сенсорного развития детей раннего возраста обладает Сенсорная комната. Работа в сенсорной комнате проводится как с группой детей, так и индивидуально.
Цель: развитие познавательной деятельности, произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения.
Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты уменьшает у детей чувство страха при падении. Занятия в Сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.
Методика работы в Сенсорной комнате основана на постепенном включении сенсорных ощущений, индивидуальности подбора упражнений для развития сенсорики.
Этапы работы в Сенсорной комнате:
1. Развитие тактильных и кинестетических ощущений, поскольку, кожно-кинестетическая чувствительность является основой для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.
2. Развитие слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых ощущений.
В группах работа проводится при одновременном участии детей и их родителей. Создаются ситуации, когда ребенок должен быть наравне с мамой или даже помочь маме в какой-либо деятельности. В последующих видах деятельности обыгрываются ситуации, когда дети остаются одни, без родителей.
В групповых видах деятельности идёт развитие коммуникативных навыков. Однако общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
Все упражнения в организованной деятельности будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.
Совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития.
Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.
Источник