Современные учебные проекты особенности

Характеристика основных типов учебных проектов

Знание типологии проектов, используемых в учебном процессе, может оказать существенную помощь при разработке этих проектов, их структуры. В предшествующей работе мы рассмотрели признаки типологизации, в качестве которых выделяют: тип доминирующей деятельности, область предметного содержания, способ организации, характер контактов, количеству участников, продолжительности, используемым технологиям и видам презентации результатов. Основным в нашем случае из данной классификации является тип доминирующей деятельности, т.к. проект является учебным, групповым (3 человека) и достаточно четко ограниченным во времени, поэтому такие признаки, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта не имеют самостоятельной ценности. Остановимся подробнее на тех основных типах доминирующей деятельности, которые предлагаются вам для использования при решении данной учебной задачи.

1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Продуктом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в сети Internet.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

· Цель проекта — результат (статья, реферат, доклад, видео аналитический отчет и пр.)

· предмет информационного поиска — поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов — аналитическая работа над собранными фактами — выводы — корректировка первоначального направления (если требуется) — дальнейший поиск информации по уточненным направлениям — анализ новых фактов — обобщение — выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта — заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка);

Читайте также:  Как красиво оформить длинную прихожую

2. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, курса факультета, университета, города, государства. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, видеофильм, программа действий, справочный материал и пр.). Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности, четкие критерии в оформлении конечного продукта. В ситуации использования групповой формы работы над проектом здесь особенно важна хорошая организация координация в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

3. Исследовательский метод или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование, поэтому структурируется на основе общенаучного методологического подхода. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта: обозначенных целей и задач исследования, актуальности избранной темы, социальной значимости, выдвижение гипотезы о возможных способов решения поставленной проблемы, продуманных методов, сбор информации с последующей ее обработкой и проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, опрос и другие.

Конечно, все перечисленные целевые направления деятельности реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

На основе приведенной общедидактической типологии проектов появляется возможность разработки учебных проектов по конкретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных проектов, поскольку, как чисто предметные проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной мере интегрированные, межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов.

Так как почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы выработку умений работать с проблемной ситуацией целесообразно начинать именно с этого вида проектов.

Этапы реализации учебного проекта

Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода и включает ряд этапов:

  • постановка цели
  • разработка алгоритма исполнения

§ организация выполнения работ

§ презентация проекта (апробация)

§ подведение итогов, рефлексия, выбор новых направлений деятельности на основе анализа.

Следует отметить, что проектировать можно и процесс исследования, то есть существует и такой вид деятельности как проектно-исследовательская работа. Например, сама работа представляет собой исследование, а презентация результатов — проект.

Развернутая Характеристика Этапов реализации

Учебного проекта

Этапы проектной деятельности Содержание работы на конкретном этапе
1. Подготовка Постановка проблемы. Анализ ситуации, определение обстоятельств, которыми вызвана необходимость создания проекта в теоретическом и практическом аспектах. Анализ потребностей в решении описанной проблемы. Возможности удовлетворения данных потребностей. Формулировка основополагающих проблемных вопросов, выделение базового противоречия
2. Планирование Выбор названия (темы) проекта. Определение цели, задач, методологической основы.Описание ожидаемого результата и способов его диагностики. Обсуждаются вопросы типологии, структуры организации, целесообразности и практической значимости проекта. Выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы. Обсуждение в группе источников информации, определение стратегии ее сбора и анализа, анализ ресурсов для реализации проекта. Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.). Определение способа представления промежуточных и конечных результатов (презентация, портфолио (письменных отчет), статья, защита, просмотр и др.). Установление процедуры и критериев оценки процесса и результата. Распределение обязанностей между членами группы при групповой форме реализации проекта (лидер, докладчик, оппоненты, эксперт, оформитель и др.)
3. Исследование Определение технологии решения проблемной ситуации. Сбор информации, обсуждение, решение промежуточных задач. Первичное изучение источников. Отбор содержания. Определение примерного объема проекта. Уточнение задач и календарных сроков
4. Результаты и выводы Сбор, систематизация и анализ полученных данных. Промежуточное обсуждение собранной информации, обмен опытом работы, выявление недоработок, определение путей устранения недостатков. Формулирование выводов. Подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности. Подготовка доклада, оформление наглядного представления доклада (презентации)
5. Представление результатов деятельности Защита полученных результатов и выводов. Теоретическая и практическая значимость. Возможность тиражирования опыта. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
6. Оценка результата и процесса Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Самооценка

Алгоритм планирования

§ Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? (ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи). Конкретные шаги, последовательное достижение которых должно привести к достижению цели и, следовательно, к решению научной проблемы. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать. разработать. обобщить. выявить. доказать. внедрить. показать. выработать. найти. изучить. определить. описать. установить. выяснить. вывести формулу. дать рекомендации. установить взаимосвязь. сделать прогноз. и т.п.).

§ Как ты будешь решать эти задачи? (определение способов работы на каждом этапе).

§ Как будешь действовать, какими способами будешь решать задачи каждого этапа.

§ В каком порядке будут выполняться все шаги.

§ Когда ты будешь это делать? (Определение сроков работы.)

§ Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? (Выявление имеющихся ресурсов)

§ Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать? (Выявление недостающих ресурсов.)
По завершению работы над проектом:

  • исходная проблема должна быть решена (предложен способ решения);
  • должен быть создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы);
  • должен быть представлен письменный отчет о ходе работы над проектом;
  • должна быть проведена публичная защита проекта, презентация его результата.

Проектный продукт

Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт.Проектный продукт должен обладать определенны­ми потребительскими свойствами, т.е. удовлетво­рять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.

Проект обязательно должен иметь письменную часть (портфолио)— отчето ходе работы. Портфолио (от франц. porter — излагать, формулировать, нести иfolio — лист, страница) — досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов).

Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV-XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса «портфолио» применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей — как альбом с фотографиями. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения «портфолио» в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Портфолио — одна из аутентичных, то есть наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания.

Портфолиооформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе), в структурированной форме. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам студент. Задача портфолио обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его учебно-профессиональной компетентности. В портфолио описыва­ются все этапы работы (начиная с определения про­блемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная инфор­мация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентациярезультата работы. В ходе презентации не только рассказывается о ходе работы и показываются ее результаты, но демонстрируются собственные знания и опыт в решении проблемы проекта. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта. Презентация — это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации — в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.

Источник

Особенности проведения различных видов проектов в школьном образовании.
методическая разработка по теме

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из этих технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта. Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_provedeniya_razlichnyh_vidov_proektov_v_shkolnom_obrazovanii.docx 21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения различных видов проектов в школьном образовании.

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

  1. Освоение предметных знаний;
  2. Умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
  3. Овладение междисциплинарными знаниями;
  4. Коммуникативными умениями;
  5. Умение работать с информацией, представленной в различном виде;
  6. Овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
  7. Умение сотрудничать и работать в группах. Учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и другие.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из этих технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.

Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.

Например, если учитель хочет развить у ребенка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдет информационный проект – его цель сбор, оформление и представление информации. Конечно в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Здесь, для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность.

Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.

Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. Скажем, умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д. В этих случаях применяется практико-ориентированный проект . Учитель может заказать своим ученикам разработку раздаточного материала по своему предмету или, например, сценария математической игры, словаря фразеологизмов, исторического атласа и т.п.
В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность.
Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность.
Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов . Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придется не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех. Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Итак, тип проекта зависит от ведущей деятельности учащегося и, в свою очередь, во многом определяет вид проектного продукта. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.
Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.
Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»).
Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен полностью соответствовать требованиям качества, то есть быть эстетичным, удобным в использовании, соответствовать целям проекта (напомню, что проектный продукт – это воплощение найденного автором оптимального способа решения проблемы проекта). При работе над проектным продуктом автор должен все время помнить, что он создает этот продукт не только для себя, но и для любого другого человека, которому доведется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект. Например, продуктом проекта, посвященного проблеме взаимоотношения между подростками и их родителями, стала инструкция «Давайте жить дружно: как решать конфликты с родителями»

Обобщить все вышеизложенное можно в виде таблицы.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями