Современные виды росписи посуды

О видах русской росписи, и обо всем на свете)

Просматривала сегодня гобелены с цветочными рисунками на черном фоне и задалась вопросом, а на какую русскую роспись они похожи? Подозревала, что на жостовскую. Хотя подозревала интуитивно, т.к. никогда особо не вникала в то, какие виды русских росписей выделяют, и чем они отличаются друг от друга. Да, конечно, Гжель, Хохлома, Палех — на слуху, но все же.

Посмотрев соответствующий материал, получила порцию положительных эмоций с утра, потому что любая русская роспись — такая милая, сочная, эффектная, такая самобытная, что невольно на душе становится приятно-преприятно. И росписи действительно значительно отличаются друг от друга. Вникнув один раз, потом уже трудно будет перепутать виды росписи между собой.

Вот такая замечательная картинка, демонтрирует большинство видов русской росписи на одной схеме

И несмотря на то, что изначально меня интересовала роспись на черном фоне, которая все таки оказалась жостовской, мне так понравились все виды русских росписей, что я поделюсь найденными моментами по самым распространенным и известным из них.

Мезенская роспись по дереву

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Помню, как-то из путешествия по стране я привозила подруге настенные тарелки из Чебоксар, как раз расписанные вот в таком стиле — с конями, птицами.

Они уже много лет висят в ее коллекции настенных тарелок. теперь я знаю, что это была мезенская роспись.

А вот небольшое доказательство того, что я добаралсь до Чебоксар)

А еще в Чебоксарах производят самые вкусные и оригинальные в стране шоколадные конфеты — фабрики АККОНД. Я их поклонница. Я знаю эти конфеты, потому Магнит в нашем городе уже много лет в своем аасортименте имеет конфеты фабрики Акконд, правда всего 2-3 вида в наличии — обычно что-то из — Ломтишки, Отломики, Чоко-Пики, Тортимилка, Добрянка, Рулада. Но даже и 2-3 вида, имеющиеся в наличии, произвели на меня сильное впечатление. А когда я попала в фирменный магазин фабрики в Чебоксарах, и увидела, какое количество конфет и с каими начинками они там производят, я реально поняла, что «счастье есть».

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

Не припомню, чтобы я что-то приобретала из городецкой росписи, но в Городце была, о чем могу предоставить соответствующие доказательства)

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.».

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Ну жостовский поднос был или есть наверное в каждой постсоветской семье. И у нас он был с перестроечных времен, когда денег не было, и предприятия поставляли друг другу продукцию по бартеру. И на предприятие, где работала мама, как-то завезли жостовские подносы, которые выдавались вместо зарплаты.

И именно с жостовской росписью, у меня ассоциируются гобелены, с вытканными цветами и узорами на черном фоне. Хотя конечно среди них есть просто узоры и цветы, не имеющие к жостовской росписи никакого отношения, но все равно это красиво.

Источник

Российские промыслы. Основные виды росписи.

Предлагаем погрузиться в мир прекрасного и узнать, как народная роспись формировалась на протяжении веков.

Художественная роспись – узоры, нанесенные краской для декорирования. Первые предметы с элементами росписи датированные 18 веком.

В старинные времена люди ограничены были в путешествиях поэтому, техника декорирования и состав красок мастер передавал от ученика к ученику и сохраняли в одном регионе.

Долгое время у человека под рукой было только дерево, поэтому именно роспись по дереву стала одним из самых распространенных на Руси. Искусствоведы выделяют несколько школ росписи:

Сегодня все эти виды народной росписи существуют по-прежнему.

Для этой росписи характерна трехярусная композиция. Первый и нижний ярусы занимают сюжеты, а середина разделена полосой цветочного орнамента. Кони, всадники, барышни, собаки, птицы, деревья, охотники – все они главные герои росписи.

В городецкой росписи основной фон расписывается красным и желтым цветами, а потом рисуют другим цветом узоры. Черным и белым рисуют мелкие детали, оживляя картину. В самом конце изделие покрывают лаком.

До революции Палех славился своими иконописцами. С приходом советской власти иконопись оказалась под запретом, и промысел стал угасать.

В начале 19 века в России появилась мода на изделия из папье-маше. Палехские мастера создали артель по производству лаковой живописи на изделиях из папье-маше.

Брошки, серьги, коробки, шкатулки, портсигары, выполненные в этом стиле, были особенно тогда популярны, но палехская шкатулка стала синонимом этого вида росписи. Заготовку сначала покрывают красным или черным лаком.

Особая манера письма создает эффект трехмерного изображения. Прорисованные образы, сочность, насыщенность, отделка сусальным золотом – основные характеристики палехской живописи.

Основоположники этой росписи бывшие крепостные Вишняковы, открывшие мастерскую в деревне Жостово.

Товар они продавали в Москве. Расписывали шкатулки, портсигары, альбомы, чайники, но подносы стали визитной карточкой росписи.

Изготавливаются следующим образом:

Из стали делают заготовку. Все неровности шлифуют, поверхность грунтуют. Затем покрывают лаком. Следующий этап – создание общего фона картины. Несколько часов изделие обжигают в печи. Далее наносят первичный объем. На профессиональном жаргоне – тенежка. Следующий шаг – бликовка, создается иллюзия освещенности. Этап чертежки и привязки – добавляют мелочи для объединения отдельных деталей рисунка в одно целое. В конце оформляют бортики подноса, и покрывает изделие бесцветным лаком.

Большинство узоров вятской росписи несет символическое значение.

Вначале сундук покрывали клеем, сваренный из овечьей кожи. Сразу же наносили рисунок, а сверху еще один слой клея.

Для хохломы характерна уникальная техника. Изначально поверхность грунтуют и покрывают маслом. Затем втирают алюминиевый порошок, а после росписи на изделие наносят несколько слоев лака, периодически закаливая посуду в печи.

В хохломской росписи используют цветы, ягоды рябины или земляники, также можно встретить птиц, животных и рыб. Основные цвета – красный, черный, золотой, редко белый и зеленый. Есть два способа нанесения узоров: верховая и под фон.

В первом случае рисунок наносят красками, сверху обработанной порошком болванки. Роспись под фон – нанесение контура узора, после чего основной фон окрашивается черным.

В этих краях вблизи села Гжель почти все жители были потомственными гончарами. В середине 18 века разработали формулу русского фарфора, где основой стала гжельская гончарная глина.

В основном наносили цветочные сложные орнаменты, с использованием синей, черной, золотой краской. Изделие покрывали эмалью, расписывали и закаливали в печи.

Федоскинская лаковая миниатюра

Все началось 200 лет назад, после того как было организовано производство лаковых табакерок из папье-маше.

Традиционными рисунками для федоскинской миниатюры были сюжеты из жизни крестьян, чаепития и тройка лошадей. На лакированную поверхность, перед росписью, наносится светоотражающий материал. В конце изделие покрывают бесцветным лаком.

В основе росписи лежат 2 цвета – кирпично-красный и черный. Черточки, линии, ромбики и другие простые фигуры использовали в орнаменте.

Теперь вы знаете, какие были виды народного искусства на Руси и сможете отличить хохломскую от жостовской росписи!

Источник

Основные техники росписи посуды

Техник, которые используются в расписном творчестве, много. Но в топе 3 базовых – знаменитая точечная, роспись по шаблонам и трафаретами и роспись кистями. Каждое направление может подразделяться на более узкие. Встречаются и комбинированные техники.

★ Точечная роспись
Если вы решили заняться росписью тарелок, своими руками можете сделать целое панно из красиво оформленной посуды, которое украсит одну из стен дома. И начинать можно с освоения точечной техники (или point-to-point). Точечная россыпь образует орнамент, который напоминает украшение предмета бусинами или стразами.

Важно соблюдать три базовых условия:

1. Между точками следует выдерживать равное расстояние – чем меньше, тем техничнее и совершеннее работа.
2. Размер точек коррелирует с размерами деталей композиции.
3. Основа успеха – грамотная консистенция краски и твердая рука художника.

★ Роспись тарелок по трафаретам и шаблонам

И это тоже оптимальная роспись тарелок акриловыми красками для начинающих. Сначала вы распечатываете трафарет (или покупаете), канцелярским ножиком проделываете в нем отверстия. И это, не удивляйтесь, самая трудная часть работы. Далее вам следует обезжирить поверхность посуды, зафиксировать шаблон скотчем к ее дну.

После этого идет раскраска или тамповка рисунка по трафарету. На готовой картинке можно (по желанию) прорисовать детали либо контур. Если рисовать вы решили акриловыми красками, то просушивать их можно естественным образом, или используя фен либо духовку.

★ Художественная роспись вручную кистями

Эта техника не так проста, но и результат немало впечатляет. Для работы требуются художественные кисти разноразмерные, акриловые краски по стеклу и керамике, можно использовать и витражные запекаемые краски.

Сначала мастер делает подмалевок – рисует на тарелке крупные места композиции. Затем добавляет объем и глубину правильной расстановкой светлых и темных красок, после чего занимается прорисовкой деталей. Начинающим художникам проще стартовать с росписи матовой глазури, на нее краска ложится более ровно. Глянцевая керамика и стекло требуют навыка, проверяют художника «на прочность».

Источник

Читайте также:  Красивые люстры для маленьких комнат
Оцените статью
Поделиться с друзьями