Современный читальный зал школьной библиотеки

Современная школьная библиотека: «+100» к шансу на успех

Библиотека — это не огромный книжный шкаф, а пространство с большим потенциалом для всестороннего развития личности. Главное — этот потенциал раскрыть.

Что делает школьную библиотеку современной? Беспрепятственный выход в Интернет? Модный нескучный дизайн? Всё это, конечно, хорошо и даже необходимо, но без современного понимания своих функций библиотека так и останется огромным пыльным «книжным шкафом».

О глобальном кризисе библиотек в цифровую эпоху говорят давно и много, и, к счастью, последние лет пять эти разговоры всё больше затрагивают реальные примеры выхода из кризиса. За такими примерами не надо далеко ходить: жители Москвы уже могли оценить «библиотечную революцию» Бориса Куприянова, известного российского книгоиздателя и книгопродавца, которого чиновники призвали на помощь для того, чтобы спасти столичные районные библиотеки от вымирания.

Под руководством Бориса Куприянова часть московских районных библиотек превратилась в открытые публичные пространства, где посетители могут чувствовать себя так же свободно, как в кафе за чашечкой кофе. Общественность ахнула от непривычного дизайна, разработанного голландским архитектурным бюро, а Борис Куприянов не уставал повторять в интервью, что дизайн — только внешняя сторона дела, главное — изменение нашего отношения к функциям библиотеки.

Лекционный зал библиотеки им. Ф.М. Достоевского, Москва

На одной встрече с журналистами в Иркутске Куприянов сказал, что библиотека призвана сохранять не каталоги, а «ту великую практику, которая сопровождает человечество на протяжении семи тысяч лет» — чтение. И библиотекарь выполняет культурную миссию — он в каком-то смысле учит читать, демонстрируя потенциал и важность этого занятия.

Читайте также:  Как можно оформить красиво потолок с обоями

Самый главный критерий профпригодности библиотекаря — это не умение делать качественные библиографические сборники, а общая культура, любовь к книгам и знание литературы. Если человек назубок знает библиотечное дело, но не любит книги и читателей — он профнепригоден. Это принципиально важно. Будете ли вы доверять пилоту, который терпеть не может летать? Библиотека должна выходить из себя в прямом и переносном смысле. Выходить из своих стен, предлагать новые практики, новые отношения.

Пример московских библиотек быстро переняли в других городах: в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Нижнекамске. Наряду с визуальным изменением пространства, такое простое решение, как предоставление читателям возможности самостоятельно брать книги с полок, стало настоящим прорывом.

Интерьеры библиотеки им. Н.В. Гоголя, Санкт-Петербург

Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.

Когда в начале 2000-х немецкая общественность была встревожена кризисным положением образования, которое продемонстрировали результаты PISA, Фонд им. Бертельсмана разработал программу «Публичная библиотека и школа». Дело в том, что в Германии не каждая школа имеет свою собственную библиотеку, а результаты PISA показали «провалы» именно в тех навыках детей, которые связаны с чтением. В программе Фонда представлены рекомендации, как использовать возможности библиотек для того, чтобы «подтянуть» школьников в их умении читать и искать информацию. Для этого предлагалось:

  • Признать, что навыки поиска информации — одни из базовых, и библиотека — место, где эти навыки можно и нужно развивать.
  • Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей — умению работать с информацией.
  • Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.

Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы — ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.

В библиотеке Genoa Branch считают, что читать нужно тому, кто не перебьёт тебя разговорами. Фото Sheri Trusty

Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах. Один из самых ярких примеров такой смелости — чтение для собак, которое приобретает популярность в библиотеках разных стран. Да-да, маленькие дети могут не любить читать, но почти все любят животных и согласны прочитать внимательным четвероногим друзьям книжку-другую.

Источник

Статья «Оборудование современной школьной библиотеки»

Оборудование современной школьной библиотеки

Статья опубликована в журнале «Школьная библиотека», июнь 2017

Стремительное развитие информационных технологий в последние два десятилетия сделало актуальным вопрос о роли библиотеки в современном обществе, которая рассматривается как информационный центр, дающий доступ к оцифрованным ресурсам всех библиотек мира, и культурно-досуговый центр, делающего упор на различных формах массовой работы с читателем.

Мы, разработчики и производители библиотечного оборудования «Радуга-ЛИК», видим библиотеку информационным, культурным и духовным центром, своеобразным мостом между классическим культурным наследием и современностью. В первую очередь это касается школьной библиотеки, которая, на наш взгляд, может достойно выполнять воспитательную функцию образования.

Уточним свою позицию. Распространение интернета, безусловно, открыло нам доступ к огромному количеству информации. Но, как и любое сильнодействующее средство, применяемое бесконтрольно, сетевые богатства имеют ряд побочных эффектов, которые общество уже испытывает на себе. Рассеянное внимание, привычка перескакивать с новости на новость, не задерживаясь мыслью на прочитанном, отсутствие желания формулировать собственные мысли, заменяемое чтением чужих поверхностных комментариев, порождают интернет-зависимость. В первую очередь, это касается детей, у которых умение думать самостоятельно в таких условиях почти не имеет шансов быть сформированным. Чтение же сколько-нибудь серьёзной, глубокой литературы без навыков концентрации мысли и самостоятельного анализа текста делается практически невозможным.

К сожалению, плотность школьной программы не позволяет педагогам подолгу задерживаться на изучении отдельных произведений классиков, не говоря уже о воспитании в учащихся умения читать в традиционном смысле этого слова — не пробегая глазами текст с целью выхватить основные события, а примеряя на себя мысли и поступки героев, ловя намёки и ссылки, рассыпанные автором, задаваясь в итоге теми же вопросами, которые побудили автора написать книгу. Аспект нравственного развития при чтении классической литературы, таким образом, остаётся не затронут. Кто же, если не работник библиотеки, может и должен встать на защиту вечных ценностей, оплотом которых для предыдущих поколений читателей была классическая литература?

Исходя из триединой концепции современной школьной библиотеки — информационная, культурная и духовная, — мы и проектировали библиотечное пространство петербургской средней школы «Центр образования «Кудрово»».

Библиотека школы включает в себя абонемент, читальный зал, фонд учебников и медиатеку.

В соответствии с принципом многофункциональности, пространство читального зала оборудовано трансформируемой мебелью и разделено на несколько зон.

В зоне свободной работы предусмотрено место для различных видов групповой интеллектуальной деятельности. Например, в развитии самостоятельного мышления школьников, умения анализировать информацию и аргументированно отстаивать свою позицию большую помощь оказывают дискуссионные клубы.

Мы видим библиотекаря организатором и ведущим таких клубов, фокусирующим внимание учеников на острых проблемах современности, а также прививающим навыки культуры дискуссий.

Не менее важно живое участие библиотекаря и в других школьных объединениях. Допустим, при постановке пьес в школьном театре библиотекарь может порекомендовать литературу о быте, нравах, манерах того времени, критические статьи, помогающие понять замысел автора. Он может вести политический кружок, в котором, помимо анализа текущих событий, разбирается их социально-экономическая подоплека и изучаются методы воздействия на электорат. Киноклуб, знакомящий школьников с великими фильмами, поэтический кружок, исторический клуб, редакция школьного сайта — аналога традиционной стенгазеты — всё это может раскрыть интеллектуальный и нравственный потенциал ученика, стать местом живого общения детей и взрослых.

Изготовленная нами многофункциональная мебель — такая как мультимедийный стеллаж с компьютером и панелями для рисования маркером, а также трансформируемые модули типа «горки», из которых можно создавать и разноуровневые ряды для сидения, и сцену для выступлений, — предназначена для всех вышеперечисленных видов деятельности. Помимо прочего, этот мебельный комплекс позволяет проводить уроки и семинары, требующие подключения к мировой компьютерной сети.

Актуальные занятия на стыке нескольких дисциплин уместны именно здесь, а участие библиотекаря, способного помочь отыскать нужные сведения, порекомендовать интересные ресурсы, новые работы, касающиеся исследуемой темы, будет как нельзя более кстати.

Для младших школьников предусмотрена отдельная территория со стеллажами в форме паровозика с вагончиками,ёлочек и домиков. На игровом подиуме-горке с мягкими подушками можно рассаживать детей при проведении мастер-классов или представлений в кукольном театре с ширмой, также входящей в комплект мебели. Столы-трансформеры на колёсиках, кресла и стулья предназначены для групповой работы. Как показала практика, эта зона пользуется большой популярностью среди детей.

Мультимедийная зона, предназначенная для индивидуальной работы с информацией, включает в себя акустическое кресла- шары, мягкие модули-кабины и открытые кресла для работы с ноутбуками и планшетами, а также отдельные столы — каждый может выбрать себе место в соответствии со своими предпочтениями. По всей территории разбросаны островки отдыха — удобные кресла для одиночек и диванчики для компаний.

В целом дизайн помещений направлен на то, чтобы пришедший сюда человек чувствовал себя комфортно и непринуждённо как во время работы, так и во время досуга. Насколько можно судить, замысел себя оправдал: библиотека пользуется большой популярностью среди учащихся, которые приходят сюда и заниматься, и общаться, и просто отдохнуть между уроками.

Разумеется, новые формы работы предполагают особые требования к сотруднику библиотеки: разносторонняя эрудированность, коммуникабельность, умение ориентироваться в интернет- ресурсах. А использованные нами современные решения — лишь инструмент в работе педагога-библиотекаря. Ему предстоит стать проводником по сетевым лабиринтам как для учащихся, так и для преподавателей. Только он может «одухотворить» библиотечное пространство, помочь современному школьнику преодолеть «культурную пропасть» между проблемами общества, ориентированного на потребление, и вечными вопросами человечества, которыми проникнута мировая классическая литература.

К счастью, именно такой человек стоит во главе библиотеки новой кудровской школы — Юлия Вячеславовна Коваленко. И мы позволим себе выразить надежду, что совместными усилиями педагогов и библиотекарей интернет из виртуального мира, в котором ребёнок предпочитает проводить свободное время, превратится для него в обычную информационную базу. А библиотека станет интеллектуальным, культурным и духовным центром школы.

Источник

Современная школьная библиотека в новом образовательном пространстве

Доклад методиста по библиотечным фондам МБУ ИМЦ г. Николаевска-на-Амуре Комаровой Н.Н. на семинаре библиотечных работников «Развитие социального партнёрства – показатель эффективности библиотечного обслуживания» 28 февраля 2017 года

Современная школьная библиотека в новом образовательном пространстве

Комарова Н.Н., методист по библиотечным фондам МБУ ИМЦ г. Николаевска-на-Амуре

«Собраться вместе — это начало.
Держаться вместе — это прогресс.
Работать вместе — это успех»

Генри Форд“О сотрудничестве”

С 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях России введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), с сентября 2015 г. все школы массово перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Перемены, происходящие в образовании, приводят к повышению роли школьных библиотек. Библиотеке сегодня отводится особая роль в интеграции всех информационных ресурсов в соответствии с ключевыми направлениями современной образовательной политики

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего полного образования предъявляют новые требования к школьной библиотеке: из учебно-вспомогательного подразделения она должна стать ресурсным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиообразования.

Будучи структурным подразделением, призванным накапливать, сохранять и распространять информацион­ные ресурсы, школьная библиотека яв­ляется для учащихся главным источником информации, удовлетворяющей их разнообразные интересы, а также развивает навыки информаци­онно-поисковой деятельности. Кроме того, обеспечивая учащимся доступ к книге как ос­нове формирования и развития их общей культуры, инструменту удовлетворения позна­вательной активности, средству социализации, источнику эстетического наслаждения, школьная библиотека способствует распрост­ранению грамотности и общему развитию личности ребенка.

Согласно ФГОС школа должна сформиро­вать грамотного, компетентного читателя, ко­торый сможет ориентироваться в многообра­зии литературных стилей и жанров, искать и выбирать нужную информацию, сможет ис­пользовать библиотеку и ее инструменты для удовлетворения своих информационных и читательских потребностей.

Сегод­ня школьная библиотека ведет работу по содействию в формировании информационной компетентности учащихся и развитии их навыков самообразования и са­мостоятельной работы с информацией в различных форматах, формирование специфических умений и навыков информационно-поисковой дея­тельности и использования традиционных и электронных библиотечных фондов и инстру­ментов.

Школьная библиотека – один из самых востребованных кабинетов в школе. Каждый день на абонементе обслуживаются в среднем 30-40 человек (городские школы). И хотя не во всех школьных библиотеках Николаевского района есть читальный зал, его функции выполняются в полном объеме. Учащиеся обращаются к энциклопедической и справочной литературе, готовят сообщения, доклады, рефераты. Для этой работы в даже самой маленькой сельской библиотеки создаются посадочные места.

Современная школьная библиотека — это:

  • учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс;
  • специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив;
  • публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимыересурсы для проектной и творческой деятельности;
  • библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу.

Школьная библиотека — это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.

На сегодняшний день ключевая задача школьной библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения доступности, повышения эффективности и качества образования.

Задача школы — помочь ребенку найти пути и способы получения и переработки информации.

Школьная библиотека является непосредственным участником педагогического процесса. Она находится в его центре, объединяя учителей, обучающихся и их родителей.

Сегодня в информационной образовательной среде школы меняется роль не только учителя и ученика, но и библиотекаря. Учитель становится консультантом, партнером ученика в процессе его обучения. Ученик приобретает навыки самообразования. А библиотекарь обеспечивает информационное сопровождение всех участников в образовательной деятельности.

Сотрудничество учителя с библиотекарем необходимо, чтобы максимально использовать потенциал школьной библиотеки для:

  • развития и обучения обучающихся;
  • формирования информационной культуры;
  • организации образовательных событий;
  • разработки поурочных планов и внеурочных занятий;
  • подготовки и проведении проектных заданий;
  • внедрения информационных технологий.

Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:

  • исследовательская деятельность;
  • информационная деятельность;
  • проектная деятельность;
  • литературно-познавательная деятельность;
  • мультимедийные технологии;
  • работа с УМК;
  • работа с фондом художественной литературы.

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями, учителями – предметниками, родителями, социальными партнерами.

В основе ФГОСтандарта лежит системно — деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Программным документом в плане перспектив преобразования школьных библиотек является Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров. Новая модель школьной библиотеки – информационно-библиотечный центр отвечает всем требованиям новых стандартов, обеспечивает необходимые условия для обучения, ориентированного на самоопределение и удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его развития и индивидуальных возможностей. На уровне Хабаровского края работает федеральная стажировочная площадка «Информационно-библиотечные центры» по трансформации школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр. Создан региональный ресурсный информационно-библиотечный центр на базе Центра развития образования г. Хабаровска. В сеть ИБЦ входит наш единственный пока ИБЦ МБОУ СОШ № 4 (педагог-библиотекарь Павлова Е.Г.). На уровне муниципального района также ведется работа по преобразованию школьных библиотек в информационно-библиотечные центры. Начата работа по разработке положения, концепции развития ИБЦ в МБОУ СОШ № 2,5.

С целью формирования и совершенствования профессиональной компетентности школьных библиотекарей по моделированию информационно-образовательной среды в школьный информационно-библиотечный центр посредством включения их в практическую деятельность проведены методические объединения, обучающие семинары н-р «От школьной библиотеки – к информационно-библиотечному центру: векторы развитии», где библиотекари знакомились с Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров, проектами положений, особенностями работы ИБЦ.

С целью организации информационно-библиотечной среды с единым информационным и библиотечно-библиографическим фондом, расширением функций библиотек общеобразовательных организаций для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта общего образования в Хабаровском крае проходилаапробация проекта «Региональной автоматизированной информационно-библиотечной системы» 1С: Библиотека. Участие ИБЦ МБОУ СОШ №4 (Павлова Е.Г.) оказалось невозможным в связи с техническими причинами (низкая скорость).

В создавшихся условиях предъявляются особые требования к школьному библиотекарю. Сегодня это должен быть человек, шагающий в ногу с развитием информационных технологий, своеобразный информационный менеджер, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации. В 2016/2017 учебном году в каждом общеобразовательном учреждении (16) имеется школьная библиотека.

Согласно штатному расписанию в общеобразовательных учреждениях библиотекари работают:

  • 1 ст. – 5 чел. (45 % от общего количества библиотекарей) (МБОУ СОШ № 1,2,4,5, МБОУ СОШ р.п.Многовершинный);
  • 0,5 ст. – 7 чел. (55% от общего количества библиотекарей).

По основной деятельности работают 4 педагога-библиотекаря (МБОУ СОШ № 1,2,4, 5) и 5 чел. – библиотекарями (МБОУ СОШ № 5, МБОУ СОШ р.п.Многовершинный, МБОУ СОШ п. Лазарев, МБОУ СОШ с. Иннокентьевка, МБОУ ООШ с. Чля), в остальных школах — внутренние совместители. Согласно штатному расписанию в 6 школах (МБОУ ООШ п. Нижнее Пронге, МБОУ ООШ с. Нигирь, МБОУ ООШ с. Оремиф, МБОУ ООШ п. Пуир, МБОУ НШ ДС с. Озерпах, МБОУ НШ ДС с. Чныррах) нет ставки библиотекаря.

  • высшее библиотечное – 2 чел. – 17 % (МБОУ СОШ № 2,4);
  • высшее педагогическое – 3 чел. – 25 %; (МБОУ СОШ № 1, № 5 п. Маго, с. Красное);
  • высшее другое -1чел. -8% (МБОУ СОШ с. Константиновка)
  • среднее спец. библиотечное – 1 чел. – 8 % (МБОУ СОШ № 5);
  • средне — спец. педагогическое – 2 чел. – 17%. (МБОУ СОШ № 5, с. Чля)
  • средне — спец. другое — 2 чел. – 17 %,
  • другое (среднее общее) – 1 чел.- 8 %.

Данные свидетельствуют, что только 3 специалиста имеют специальное библиотечное образование.

Районное методическое объединение школьных библиотекарей оказывает содействие библиотекарям в освоении информационных технологий, способствует развитию творческого потенциала, осуществляет проведение учебной, методической и консультативной работы по направлениям библиотечного дела.

У всех школьных библиотекарей рабочее место обеспечено компьютером. Для пользователей в 6-ти библиотеках есть 8 компьютеров (МБОУ СОШ № 1. 4 (3 экз.), 5, МБОУ СОШ с. Красное, МБОУ СОШ № 5 п. Маго МБОУ СОШ с. Константиновка.

Выход в Интернет имеется в 10 библиотеках.

Школьные библиотеки в 2002 году обеспечены программой АБИС «MAРК-SQL – школьная версия», используются в работе только в 4 организациях (МБОУ СОШ № 2,4, № 5 п. Маго, р.п. Многовершинный). Низкий показатель использования связан с тем, что в сельской местности часто меняются библиотекари, отсутствуют ставки.

Работа по формированию заказа учебников (одно из основных направлений работы школьной библиотеки) начинается с началом учебного года.

Имеется отлаженная система работы, которая включает в себя инвентаризацию учебников, изучение Федеральных перечней учебников на учебный год, сбор заявок от учителей – предметников, составление заказа школы, муниципального заказа, заключение контрактов с издательствами на поставку учебников, оформление стендов «Учебник – 2016»в каждом общеобразовательном учреждении. С 2010 г наш район самостоятельно делает заказ на учебники, напрямую работает с издательствами. В течение 3-х последних лет нашему району выделяется 2 млн 260 тыс рублей на приобретение учебников. В 2016 г. заключены контракты с 10 издательствами. Заказано 8949 экземпляров учебников (2015 г – 9241экз.), из них 3889 экземпляров рабочих тетрадей для первоклассников. Снижение количества экземпляров связано с увеличением стоимости заказанных учебников и учебных пособий.

В связи с введением новых стандартов ежегодно обновляем учебники соответствующих классов, рабочие тетради заказываем только для первоклассников.

Пополнение фондов художественной литературы, справочной литературы происходит очень редко, последнее поступление было в 2012 году. Получено 120 комплектов экз. от издательств «Русское слово», «Просвещение», «Астрель». «Дрофа» на сумму 530 тыс. рублей. Это в основном программные произведения, словари и справочники

Следует отметить достаточно сложное положение с подписной кампанией на периодические издания. В связи с финансовыми трудностями школы не имеют средств на подписку, поэтому я предлагаю осуществить более тесное сотрудничество школьных и детских библиотек с целью ознакомления с новинками.

Важнейшим показателем результативности деятельности библиотек являются ежегодные муниципальные и краевые конкурсы: муниципальный конкурс «Лучшая библиотека года – 2016», краевой конкурс «Лучший информационно-библиотечный центр – 2016». В муниципальном конкурсе в приняли участие МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 5 п. Маго, МБОУ ООШ с. Чля. По итогам конкурса призерами стали – МБОУ СОШ № 1 (педагог-библиотекарь Рожкова Н.Н.), МБОУ СОШ № 5 п. Маго (педагог-библиотекарь Найденова М.А.). Следует обратить внимание на содержательную творческую работу Рожковой Н.Н. на тему «Информационная культура школьников», где она раскрывает систему работы по данномунаправлению, подтверждая практическими наработками, разработками библиотечных уроков, выпусками школьных газет.

(слайд 11) Самой интересной в содержательном плане и техническом оформлении признана «Виртуальная книжная выставка» педагога-библиотекаря МБОУ СОШ № 5 п. Маго Найденовой М.А. Интерактивные выставки пользуются в последнее время особой популярностью у библиотекарей. Эта форма позволяет расширить традиционные виды библиотечной деятельности, носит игровой характер и привлекает учащихся активному чтению.

В краевом конкурсе «Лучший информационно-библиотечный центр -2016» приняла участие МБОУ СОШ № 4 (педагог-библиотекарь Павлова Е.Г.), которая заслуженно признана призером. Информационно-библиотечный центр школы получил специализированное оборудование за счет средств краевого бюджета, электронные справочники и словари издательства «Просвещение» и «АСТ-ПРЕСС КНИГА».

В последнее время в библиотечной среде активно используется новый способ продвижения книги – буктрейлер.

С 01 по 31 марта 2016 года впервые в Николаевском муниципальном районе состоялся районный конкурс буктрейлеров «Моя любимая книга» среди учащихся 5-11 классов по возрастным группам: учащиеся (5-6), (7-9), (10-11) классов.

Цель конкурса: продвижение и популяризация книги и чтения средствами визуальной культуры.

В конкурсе приняло участие 11 учащихся из 5 общеобразовательных учреждений города и района (МБОУ СОШ № 1,2,4,5, п. Маго). Работы участников отличались творческим подходом и оригинальностью раскрытия темы, органичностью сочетания видеоряда, звукового сопровождения и содержания книги, полнотой и глубиной раскрытия произведения. Буктрейлеры созданы по мотивам разнообразных по жанру произведений: Вальтер Скотт «Айвенго», Лев Толстой «Кавказский пленник», Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», стихи Сергея Есенина «В хате» и другие. Работы участников конкурса размещены на сайте ИМЦ.

Сегодня очень важно создание нового образовательного пространства для библиотекарей школ, которое включает в себя не только традиционные мероприятия по повышению квалификации, организованные на уровне района (семинары, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы и другие), но и создание образовательного пространства в сети Интернет (вебинары, форумы, дистанционные курсы), где можно получить консультацию узких специалистов, познакомиться с документами, регламентирующими деятельность школьных библиотек, обменяться опытом с библиотекарями других регионов, пройти дистанционное обучение).

С целью повышения профессиональных знаний, школьные библиотекари принимали активное участие в вебинарах издательств «Просвещение», «Дрофа» по использованию в учебном процессе электронных учебников, в ежегодном Всемирном форуме Международной ассоциации школьных библиотек, во всероссийском мониторинге школьных библиотек, в видеоконференции «Информационно-мультимедийные технологии – ресурс развития современных школьных библиотек», и т.д.

В течение года библиотекарями школ было организованы разнообразные книжные выставки, просмотры, обзоры на различные тематики: Книги-юбиляры, «Юбилейные издания», к праздникам День матери, День пожилого человека, День Победы, День знаний, и многие другие. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины, конкурсы рисунков, беседы-диспуты, литературные игры, конкурсы чтецов. Следует отметить на разнообразие форм выставок и средств оформления. Большой популярностью пользуются виртуальные книжные выставки.

В течение учебного года проводятся библиотечные уроки, на которых читатели знакомились с правилами пользования библиотекой, с расстановкой книг в библиотеке, с основными разделами, с правилами поиска нужной книги, овладению навыка работы со справочными изданиями.

Также проведены мероприятия различной направленности: литературные викторины, игры-путешествия, литературные вечера, устные журналы, конкурсы, (конкурс инсценированных басен и др.).

С целью привлечения внимания обучающихся к чтению в общеобразовательных учреждениях прошли библиотечные акции в стиле флешмоба «Да здравствует книга!», «А что у вас?», конкурсы библиотечных плакатов, презентаций «Моя семья и книга», творческий проект «Служба спасения сказки», акция «Международный день дарения книг».

С целью популяризации книги обучающиеся школ города и района совместно с библиотекарями приняли участие во Всероссийских мероприятиях:

  • Всероссийском конкурсе буктрейлеров;
  • Всероссийском конкурсе «Читаем Крылова»;
  • Всероссийской литературной викторине, посвященной творчеству Н.Н. Носова «Незнайка и все, все, все…».

В течение года в школьных библиотеках проводятся творческие встречи с местными поэтами (Перегудов А.А., Рачков А.П., Головачева Т.Г. и другие).

Надеюсь, что наша встреча положит начало тесному сотрудничеству наших библиотек, так как у нас с вами единая задача приобщения детей к чтению.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями