Современный читальный зал вуза

Модернизация и оснащение информационно-библиотечных центров в образовательных организациях

Модернизация библиотек — неотъемлемая составляющая эпохи перемен. Инновации активно внедряются во все сферы жизни и социальные институты. Библиотеки нового поколения призваны не только накапливать, хранить, систематизировать и предоставлять информацию на бумажных носителях. Они должны давать возможность пользователю получать знания из любых источников: книжного фонда, аудио- и видеоконтента, систем виртуальной реальности, мировых и общероссийских электронных ресурсов.

Современная библиотека в образовательных организациях становится интерактивным информационно-образовательным пространством. В ней должны быть созданы условия для использования новейших цифровых технологий, разностороннего интеллектуального развития, реализации ФГОС и творческого потенциала. Это соответствует целям национального проекта «Образование».

Задачи информационно-библиотечного центра в современной школе, колледже, ВУЗе

Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) в образовательной организации — многофункциональное пространство со свободным доступом к интеллектуальным ресурсам на всех носителях информации.

  • формировать учебный фонд для педагогов и обучающихся, включающий учебники, методические материалы, пособия, проектные и исследовательские работы, периодические издания;
  • создавать условия для быстрого и постоянного доступа к учебной и художественной литературе, аудиокнигам, видеоматериалам, электронным библиотекам и образовательным ресурсам;
  • помогать педагогическому составу в организации метапредметного учебного процесса, реализации основной, дополнительных образовательных программ и внеучебной деятельности;
  • развивать навыки самообразования, самостоятельной поисковой, исследовательской, аналитической и творческой работы обучающихся, обработки информации из разных источников.

Благодаря этому информационно-библиотечный центр расширяет возможности для обучения, делает доступными новые формы и методики и позволяет повысить качество образования.

Новые функции библиотеки

Обновленные информационно-библиотечные центры позволяют использовать различные формы работы с пользователями, включая живое общение. Они становятся не только пространством для получения информации и чтения, но и местом коммуникации.

Читайте также:  Анатомия дизайна скрытые источники современного графического дизайна

В них можно создавать лектории для разных возрастов и дискуссионные клубы, проводить выставки. На базе библиотек могут работать тематические студии и проходить факультативные занятия. Фонды и доступ к электронным ресурсам дают возможность организовывать турниры, викторины, интеллектуальные игры, мастер-классы.

Структура информационно-библиотечного центра

Планировка и площадь помещений ИБЦ зависят от возможностей здания образовательной организации, её деятельности и расчетного контингента обучающихся. Требования к современным библиотекам для школ, средних специальных и высших учебных заведений определяют СП 251.1325800.2016, 279.1325800.2016 и СП 278.1325800.2016.

В соответствии с правилами предусматриваются:

  • фонды открытого и закрытого хранения;
  • читальный зал с посадочными местами;
  • кафедры выдачи и приема материалов в читальных залах и помещениях абонемента;
  • зоны для индивидуальной работы с ИКТ, электронными, видео- и аудиоресурсами;
  • места для работы с периодикой и каталогами;
  • лекционные залы.

Оборудование для информационно-библиотечных центров

Модернизация требует реорганизации и автоматизации доступа к информационным ресурсам, создание комфортных условий для индивидуальной и коллективной работы посетителей. Оборудование для школьных библиотек подбирается в соответствии с приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Информационно-библиотечные центры оснащают:

  • стационарными и передвижными стеллажами под литературу;
  • открытыми, закрытыми и каталожными шкафами под периодику, формуляры, мультимедиа носители, наушники, документ-камеры;
  • библиотекарскими и регулируемыми ученическими столами для читательских залов и мест коллективной работы;
  • регулируемыми по высоте ученическими стульями;
  • креслами для библиотекарей и мест отдыха и чтения посетителей;
  • компьютерами со специализированным программным обеспечением и периферийным оборудованием;
  • интерактивными панелями и мультимедийными проекторами.

Современное пространство с высокоскоростным интернетом, доступом к цифровым информационным технологиям, мультимедиа и электронным ресурсам соответствует стандартам оснащения учебных организаций и библиотек в рамках нацпроекта «Образование».

Оборудование библиотек для посетителей с ОВЗ

Библиотека должна быть общедоступной. В ней необходимо создать комфортные условия для посетителей и обучающихся с ОВЗ, чтобы сделать их полноценными участниками процесса обучения и интеллектуально-творческого развития.

Для оснащения используют:

  • учебники и художественную литературу со шрифтом Брайля, аудиокниги;
  • портативные устройства с камерой для распознавания, чтения и сканирования;
  • компьютеры с программным обеспечением для слабовидящих;
  • цифровые видеоувеличители или электронные лупы;
  • стойки высотой не более 0,85 м для выдачи книг инвалидам-колясочникам;
  • добавочное освещение стеллажей и мест в читательском зале;
  • тактильные таблички, информационные стенды и аудиовизуальные табло.

Для удобства посетителей на колясках предусматривают увеличенные рабочие места и проходы шириной более 1,2 м.

Компания «Логия» занимается комплексным оснащением образовательных организаций «под ключ». Мы поможем составить техническое задание, сделаем 3D визуализацию и подберем оборудование для библиотеки нового поколения.

Источник

Современный читальный зал вуза

Библиотеки могут стать пространством для работы и отдыха, интеллектуальными центрами, разработчиками алгоритма для автоматизации процессов — взять на себя любые функции. Но для этого надо посмотреть на то, как привлечь читателей, под другим углом.

С 19 по 21 мая прошла первая онлайн-конференция для библиотек образовательных организаций «Будущее наступило, или Как библиотеки спасли мир», организованная ЭБС «Лань». В ней приняли участие представители учреждений со всей России. Но один из дней был по-настоящему знаковым. К обсуждению роли библиотек в современном мире и перспективе их развития присоединились руководители крупных вузов страны. Тема беседы звучала так: «Университетская библиотека — объект для инвестиций университета или статья социальных расходов?». В подобном формате её обсуждали впервые. И, забегая вперёд, стоит отметить, что руководители видят в библиотеках большой потенциал.

«У нас было замечательное здание, коллекции, коллектив, но не было читателей»

Тема трансформации вузовских библиотек обсуждается много лет. Большинство учреждений давно перешли от слов к делу. И всё же тема остаётся актуальной до сих пор, потому что пункт назначения этого сложного пути пока неясен.

Ректор Крымского федерального университета Андрей Фалалеев отметил, что библиотеку давно пытаются пересобрать. Традиционный формат претерпевает изменения. По его словам, в классическом понимании библиотека обеспечивает хранение, систематизацию, обеспечение доступа к знаниям человечества. Это нужно и сейчас. Но работа во время пандемии показала: если у студентов и преподавателей есть возможность получать материалы в электронном виде, физический доступ им не нужен. Единственная проблема, которая возникла за 10 недель удалённой работы, — как сдавать книги, выданные ранее. Это наводит на мысль, что некоторые формы взаимодействия с пользователями в прежнем объёме не нужны. «Это значит, что у нас освобождаются площади и сотрудники. Их можно занять другими вещами», — подчеркнул он. Какими именно — каждый вуз может решить по-своему, потому что можно добавить библиотекам любой функционал.

Аналогичную мысль, делясь опытом своего вуза, высказал проректор по цифровой трансформации Томского государственного университета Олег Змеев. По его словам, 5–6 лет назад, когда библиотека его вуза ещё только стояла на пороге трансформации, она столкнулась с проблемой. «У нас было замечательное здание, замечательные коллекции, замечательный коллектив, но в библиотеке не было читателей», — поделился он. И только благодаря новому подходу ситуацию удалось кардинально изменить.

Третье место и навигатор в мире контента

Если библиотеку можно наполнить любым функционалом, это только усложняет задачу, ведь выбирать приходится из массы вариантов. Участники обсуждения предложили несколько вариантов.

Олег Змеев рассказал, с чего начиналась трансформация библиотеки Томского университета — с появления круглосуточного читального зала. Были обустроены комнаты для работы, в том числе за компьютером. И через некоторое время студенты начали жаловаться, что не всем хватает места.

Такой подход подразумевает превращение библиотеки в «третье место», первые два — это дом и работа. Такое пространство создано для того, чтобы общаться, учиться, заниматься хобби и так далее. И библиотека ТГУ существенно продвинулась в этом направлении. Например, там есть зоны, где тишину соблюдать не обязательно, можно спокойно общаться. При этом библиотека продолжает научно-исследовательскую и просветительскую работу как центр изучения Сибири.

Основную ставку в ТГУ делают на новые форматы работы с разным контентом. При этом, как сообщил Змеев, трансформацию важно обсуждать с точки зрения того, как заинтересовать студентов, чтобы они пошли в библиотеку, как сделать её удобнее для них. Такой подход заставляет по-другому думать весь коллектив библиотеки.

Ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Кудряшова рассказала, что в её вузе библиотека изначально создавалась как интеллектуальный центр, точка роста для нового университета. Ей изначально отводилась важная роль в стратегическом развитии университета. А потому она стала площадкой для множества мероприятий — здесь находится центр инклюзивного образования, ведут адаптацию иностранных студентов. Также библиотека — самая открытая структура вуза, куда множество людей могут обратиться по разным поводам.

Андрей Фалалеев добавил, что раз уж библиотеки должны пересматривать работу с традиционными форматами, возможно, именно им стоит взять на себя алгоритмизацию и автоматизацию процессов. Возможно, искусственный интеллект справится с ними лучше людей и освободит библиотекарей от рутинных задач. В то же время разработка таких алгоритмов может стать бизнес-моделью, которая будет приносить библиотеке деньги.

Ректор Иркутского технического университета Михаил Корняков согласился, что библиотека из-за снижения спроса на традиционные носители должна привлекать к себе внимание за счёт активностей. Но это касается не пространства учреждения. Библиотека должна выступать инициатором, организовывать эти активности, а уж на какой площадке — не столь важно. Ещё одна возможная роль — интегратор знаний. Свои накопленные данные есть у кафедр, лабораторий, университетского музея. Именно библиотека должна взять на себя роль проводника в мир этих знаний, чтобы централизовать их и сделать доступными более широкой аудитории.

Проректор Московского государственного университета пищевых производств Альбина Бикбулатова рассказала, что в её вузе библиотеке отведена роль большого коворкинга, который предназначен для разных активностей, в частности для практико-ориентированной подготовки. При этом от бумажных носителей отказываться не планируют: «Наши студенты часто обращаются к старым учебникам».

Проректор по образовательной деятельности Чеченского педагогического университета Сергей Гончаров добавил, что в условиях обилия контента библиотеки могли бы стать агрегатором информации и навигатором, который позволяет получать качественные данные. Проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе Казанского технического университета Алексей Лопатин обратил внимание присутствующих на то, что библиотеки могли бы вносить свой вклад по обеспечению открытого доступа к информации, потому что такой подход помогает двигать науку.

Библиотекарей тоже надо учить

Отдельно обсудили тему дополнительной подготовки сотрудников библиотек и особенно их руководителей. Проректор по учебной работе Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского Ольга Петрова отметила, что повышение квалификации необходимо: «Когда изучаешь новые технологии и веяния, становится возможным новый взгляд на привычные вещи. Кроме того, это полезно, так как создаётся сообщество людей, которые заняты одним и тем же делом. Единомышленники с одними и теми же проблемами могут обмениваться информацией по важным вопросам, например, как уложиться в бюджет».

Алексей Лопатин добавил, что сейчас по сути никто, кроме Московской школы управления Сколково, не занимается подготовкой управленческих кадров. Классического образования библиотекарей, по его словам, недостаточно, потому что управленческие компетенции появляются под влиянием учителей. «Чтобы в итоге получить 25 хороших управленцев, начать учить надо 100 человек. Соответственно, в дополнительном образовании нуждаются все. Надо создавать специальные программы», — резюмировал он.

Инициатива ненаказуема

В первые дни конференции представители библиотек выказывали сомнения, что их деятельность заметна ректорату. Руководители вузов в процессе обсуждения дали понять: библиотеки замечают и видят в них хороших помощников в проведении инновационной политики университетов. Поэтому руководство заинтересовано в их максимальном развитии.

Но при этом и от библиотек ждут инициатив — не ждать, когда идеи спустят сверху в виде распоряжений, а думать, пробовать, предлагать. Только благодаря такой слаженной работе библиотечное пространство станет по-настоящему новым.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями